ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

Журнал / Школа / Освящение / Дневник / Таблица / Послание Иакова

 

Послание Иакова (толкование, уроки)

Содержание

В испытаниях совершенствуемся и радуемся, как дети Божьи. Иакова, 50 Б зач., 1:1-18
В трудах вникаем в закон Божий и блаженствуем. Иакова, 51 Б зач., 1:19-27
Богатеем верою, укрепляемся духовностью. Иакова, 52 зач., 2:1-13
Покоряемся Богу в движении к горнему. Иакова, 56 зач., 4:7-5:9

В испытаниях совершенствуемся и радуемся, как дети Божьи

Седмица 31-я по Пятидесятнице, среда. Иакова, 50 Б зач., 1:1-18

С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения (Иак.1:2)

У каждого из нас в жизни достаточно всяких искушений, то есть побуждений согрешить, отступить от веры в испытаниях различными проблемными ситуациями. Среди прекрасного творения Божия, но в присутствии зла и в его попытках поставить человека под свой контроль и сделать таковым же злодеем. Притом что Господь вложил в каждого человека здоровое стремление в конечном итоге к обретению счастья, в его высшей степени блаженства, а если вложил, то и движет в достижении Им поставленной цели. Не создаёт абсолютно идеальные беспроблемные условия, а лично и посредством смиренных Ему отцов и учителей укрепляет всех Его благодатью, необходимой для последовательного и неуклонного преодоления допускаемых Им в общество проблем.

Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, - радоваться (Иак.1:1).

Как в обычном письме, в начале своего Послания Иаков отмечает его автора и получателя. Автором является Иаков, раб Божий, избранный Христом апостол, что обуславливает и его содержание, наполнение вышней Божией правдой. А получателем Послания — часть народа Божия, двенадцать колен Израиля, находящиеся в рассеянии, то есть рассеянные среди иных народов. Причём, разбросанные ни кем иным, как Богом по Его предупреждению всем тем, кто когда-либо вздумает упорствовать в противлении Его правде и порядку, суду и милости: «Опустошу землю вашу, так что изумятся о ней враги ваши, поселившиеся на ней; а вас рассею между народами и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены» (Лев.26:32,33). Однако делает это Господь, как любящий Отец Небесный, так воспитывающий каждого человека и народ. Потому верными устами апостола Иакова призывающий всякого Его человека и народ радоваться. Радоваться своему от Бога состоянию воспитываемых Отцом Его детей. С ещё одним предупреждением: «Господь, кого любит, того наказывает; бьёт же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр.12:6,7). И указывает на таковых безответственных и нерадивых: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Прит.13:25).

С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение (Иак.1:2,3).

Итак, Отец Небесный ведёт нас Его вышней любовью к успехам и счастью. И открывает Им приготовленный и хранимый путь здравия и мудрости, дарующий настоящую плодотворность и радость в обретении приготовленных Богом благ, плодов свято проводимой во Христе жизни человека и народа Божия. Это путь благодати и веры Божией. На этом пути Господь воспитывает у Своих детей терпение в достижении Им открываемых целей, но не в пассивности человека, а в активном их познании и исполнении воли Божией. В вере, то есть верности, как в истинном познании и без предательства исполнении всего угодного Богу. Как о том говорит далее апостол.

Терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка (Иак.1:4).

Кто же может иметь совершенное действие, как только Бог? А также и совершенствуемый и дополняемый в несовершенствах Его вышней благодатью уповающий на Него народ. Потому и звучит следующее повеление.

Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему (Иак.1:5).

В доверии такому обещанию в молитве просим, а в смиренном послушании любящему нас Богу и таким же своим от Бога родителям и учителям, руководителям в обществе и священству в Церкви познаем и мудро исполняем волю Божию. Подобно спасённому Богом из всего человечества, времени Всемирного потопа, Ною в восьми душах его семьи, который обрёл благодать пред очами Господа, потому что «был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт.6:8,9). Как Ной ходил перед лицом Бога, а его семья ещё и перед лицом своего отца семейства Ноя, так и мы. Как о том говорят, например, психологи образования и воспитания, указывая на особое сочувствие детей и родителей, учеников и учителей, в процессе их общения в обществе, но лицом к лицу, наполняющее человека силой совершенствования и роста, интеллектуального и личностного развития. При этом народ Господень знает самое важное, что это действие силы любви Божьей, Самого Господа, в Его неразрывном единстве закона и сострадания, вышнего порядка и мира, дарующего всем, во-первых, родителям, а затем и их детям, в покорности ходящим пред Его лицом, блага века сего и будущего, крепость, радость и блаженство жизни вечной.

Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак.1:6-8).

Настоящая же вера Божия всегда подтверждается практикой, изучается, в том числе поясняется в открытой Богом человеку части наукой — богословием и так плодотворно используется в жизни и деятельности человека и всего до краёв земли общества, в определённой степени наполняемого действием и плодами православной культуры. Не столько её внешней, видимой стороной успеха, например, золотыми куполами православных храмов, сколько внутренней — в истинно мудром, самоотверженном и блаженном, силой вышней благодати во Христе служении ближнему, по заповеди Христовой: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). Не без сомнений, но рассеиваемых Господом по смиренным молитвам святых, вслед за апостолом Фомой «Неверующим» затем восклицающих: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:28). Эта даруемая свыше вера одинаково доступна каждому и простому, и учёному человеку. И плодотворна она не в глупой, разрушительной и истощающей суете беспорядочного движения, подобно морской волне, а в неуклонном созидательном и совершенствующем вышней благодатью движении по пути спасения.

Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих. Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак.1:11,12).

Уточняет на пути спасения Господь наши цели, указывая на истинные и вечные. Потому богатеем мы и хвалимся ценностями неувядающими, вечными. Стремимся к особому венцу жизни вечной, как символу и награде победителей восстающего на нас зла и смерти.

Опубликовано: 2023.01.11.
Редакция: 2023.01.12.

В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак.1:13-15).

Искушение — это побуждение грешить, злодействовать. У Бога оно отсутствует, по причине Его абсолютной святости, безгрешности. Искушение же человека рождается в нем самом по причине его недостаточной покорности Богу, имеющейся способности поступать вопреки воле Божией. При этом руководствоваться не верой Божией, а, например, идеологией гуманизма, в которой на место Бога ставится человек. Не просто гуманностью, то есть человеколюбием, а отвержением при этом факта существования Бога, как Он открывается миру во Святом Православии. Такая подмена веры в Бога верой в человека открывает человеку и обществу путь ко греху своеволия и всей вытекающей из него совокупности беззаконий и скверн. Которые в конечном итоге ведут к разрухе и смерти человека и общества.

Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иак.1:16,17).

И первым из этих даров является, конечно же, не погибельный гуманизм в любом из существующих его богоборческих манифестов, а вера Божия, в полноте и спасительно открывающаяся во Святом Православии. Сам Господь нам говорит: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим… (Втор.30:19,20). Потому нам должно сначала хорошо подумать, а затем и выбрать для себя и своих детей не погибель, а жизнь, значит, не разрушение единства со Христом Спасителем и Богом, уничтожение Закона Божия и вечных духовно-нравственных ценностей, а веру Божию, вероучение и жизнь Церкви Православной. Веру православную, в науке и образовании, а затем и во всей деятельности человека реализующуюся посредством соответствующей православной методологии. В этом отношении нам должно, во-первых, не обманывать себя, а уже имеющуюся тьму разума в стремлении к истине рассеять светом Отца светов, Самого Бога, воспринявшего плоть человека, пришедшего к нам во Христе Спасителе, как в полноте Боге и в полноте человеке, Светом для мира озарившего души наши.

Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий (Иак.1:18).

Принявшие пришедшего Сына Божия — Христа Спасителя, Вторую Ипостась (Личность) Святой Троицы, приняли всю полноту Божественности Святой Троицы, и любовь Отца, и действие Святого Духа Животворящего. «Когда мы крещаемся, душа наша, очищенная Духом, делается светлее солнца, и мы не только бываем способны смотреть на Славу Божию, но еще и сами получаем от нее некоторое сияние. Как чистое серебро, лежащее под солнечными лучами... так и душа, очищенная Духом Божиим... принимает лучи от славы Духа и отражает их в себе» (Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на 2-е Кор. 3:7,8). И все таковые, освящённые и засиявшие Святым Духом, принявшие во внутреннего человека Бога, возрождаются Им от смерти к вечной жизни (Еф.2:1-9), и становятся истинно детьми Божьими (Ин.1:12). В таком состоянии святые души проходят испытания и только так, во Святом Духе и Слове Божьем, могут в самых тяжёлых условиях, посреди самого лютого злодейства сиять добрыми делами (Мф.5:16), по-настоящему радоваться и блаженствовать.

_____________________________________

Задание урока «В испытаниях совершенствуемся и радуемся, как дети Божьи»

С молитвой, благоговейно перечитать и старательно осмыслить, как Богом даруемые, указанные тексты Святого Писания в контексте их событий и наставлений.

В дневнике в дополнение к записям прошлых уроков кратко записать открываемую в зачале истину о даруемых Богом, Его мерой испытаниях и в них Его благодати, Словом и Духом возрождающей к жизни вечной, ведущей по пути освящения, духовного и иного совершенствования и возрастания.

Ответить на вопросы по тексту зачала Апостола среды 31-й седмицы.

Обсудить в воскресной школе, семье или иных коллективах тему зачала относительно своего духовного возрастания и укрепления, при этом особой радости и блаженства детей Божиих в определяемых Богом испытаниях в причастии Христу и Его Церкви Православной, полноте благ века сего и будущего.

Выучить наизусть текст и его место или пересказывать: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему» (Иак.1:2-5). Уметь также близко к тексту излагать всё рассмотренное в уроке зачало.

Опубликовано: 2023.01.12

В трудах вникаем в закон Божий и блаженствуем

Седмица 31-я по Пятидесятнице, четверг. Иакова, 51 Б зач., 1:19-27

Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии (Иак.1:25).

Шествуя к совершенству спешим не говорить, а слушать, гневаться не безумно, а умиротворённо, во Христе осознавая суть происходящего, отыскивая угодный Богу выход из Им даруемой нам для правильного выхода всякой ситуации, точное в соответствии с вышним законом решение всякой задачи. В соответствии со Словом Божиим, вероучением и жизнью Православной Церкви на неуклонном пути спасения в жизнь вечную. Для это вникаем в совершенный, дарующий блага Закон Божий и соответственно воли Божией используем его для достижения поставленных Богом целей, понимания открываемой Им системы истинных ценностей и обретения назначенных Им благ.

Если ответственно относимся к услышанному, оценивая, фильтруя и принимая всё в соответствии с Законом Божиим, то так же ответственно, во страхе Господнем, относимся и ко всему тому, что говорим устами и всей жизнью. В ответственности за себя, своё поведение, а также и за слушающих, их поведение, как результат нашего наставления. Осознавая предупреждение «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак.3:1,2).

Ведём же себя благочестиво, в движении к совершенству не оставляем обязанность учиться и учить каждый на своём месте, а упражняемся, во-первых, в управлении своей от доброго разума речью, делаем это в заботе о ближних, как то угодно Богу, всех Отцу, Которому возносим честь и славу. За что и получаем от Него воздаяние каждый миг жизни и в Последний Судный день. И если пребываем в верном причастии Христу Спасителю и Его Церкви Православной, то Богом хранимы и питаемы на пути в жизнь вечную, ко благам века сего и будущего, во славу Божию.

_____________________________________

Задание урока «В трудах вникаем в закон Божий и блаженствуем»

С молитвой, благоговейно перечитать и старательно осмыслить, как Богом даруемые, указанные тексты Святого Писания в контексте их событий и наставлений.

В дневнике в дополнение к записям прошлых уроков кратко записать открываемую в зачале истину о даруемом Богом Законе, соблюдая который на пути совершенствования и спасения в жизнь человек становится возрожденным от Слова и Духа Святого в жизнь вечную, в высшей степени счастливым — блаженным, исполненным благодатью, действием которой человек Словом и Духом ведется по пути освящения, духовного и иного совершенствования и возрастания.

Ответить на вопросы по тексту зачала Апостола четверга 31-й седмицы.

Обсудить в воскресной школе, семье или иных коллективах тему зачала относительно своего духовного возрастания и укрепления, при этом особой радости и блаженства детей Божиих в определяемых Богом испытаниях, в причастии Христу и Его Церкви Православной, в соблюдении Закона Божия, на пути движения к полноте благ века сего и будущего.

Выучить наизусть текст и его место или пересказывать: «Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии» (Иак.1:25). Уметь также близко к тексту излагать всё рассмотренное в уроке зачало.

Опубликовано: 2023.01.12.

Богатеем верою, укрепляемся духовностью

Седмица 31-я по Пятидесятнице, пятница. Иакова, 52 зач., 2:1-13

Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? (Иак.2:5)

Освоив предыдущие уроки, просим у Бога мудрости, вникаем в закон Божий и исполняем его действием в нас благодати Божией, трудом Святого Духа и Слова Божия в нас, так, радуясь в испытаниях, блаженно обретаем блага века сего и будущего. Возникает однако при этом вопрос, как стяжать и использовать материальные и духовные богатства века сего? Вопрос не праздный, а ключевой в духовной жизни христианина. Относящийся к понятию духовности, её определению и пониманию, что особенно важно в современных условиях, когда по законодательству, например, России, вменяется в обязанность хранить и передавать из поколения в поколение духовно-нравственные ценности, в том числе и посредством системы народного образования.

Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, - то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? (Иак.2:1-4)

В поисках ответов на все вопросы и решения всех проблем, неизменно, первым шагом является вера во Христа Спасителя Господа нашего. Как Судью высшего, судом Которого нам должно всё судить, чтобы быть угодными Ему Богу нашему, Подателю всякого блага и всей жизни человека, во Святом Православии жизни вечной. Блага же эти обретаются человеком среди испытаний злом, в труде соответственно Закону Божию, при этом в радости и блаженстве, как высшей степени счастья. Однако результаты таких трудов бывают разные, у одних — преимущественно материальные, у других — духовные. Одни труженики получаются в золотых перстнях среди ими уничижённых, а другие в лохмотьях среди ими поднятых из грязи.

Устами апостола Христос призывает не извращать суд и не становиться судьями с худыми мыслями. А на Последнем Суде во Второе Пришествие говорит тем, которые по правую сторону от Него: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.25:34-36). При этом поясняя, что так поступившие по отношению к ближнему, послужили Ему Самому, потому что каждый без исключения человек, даже загаженный сатаной до невидимости в нечистотах, является самой большей драгоценностью, дитём Божиим и спасается Христом от скверн, грехов и смерти к жизни и счастью, во Святом Православии — к жизни блаженной и вечной.

Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? (Иак.2:5-7)

Истощающихся в добрых делах среди падшего во грехи мира, становящимися там бедными избирает Бог, наделяя их богатствами и силой праведников Божиих. И говорит таковым Своим святым: «Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1Ин.4:4). В верных же Христу обитает Бог Святая Троица, возрождающий их к вечной жизни Духом Святым, исходящим к ним от Отца по ходатайству Сына. Отсюда исторически и генетически происходят термины «духовность» и «духовные ценности», от Святого Духа, обитающего в верных Христу и Его Церкви Православной, их трудами дарующего миру истинные ценности и материальные, и духовные.

При этом о духовных ценностях говорят не только верующие, но и атеисты, включая и гуманистов, ставящих человека на место Бога, в том числе и в качестве источника духовности и духовных ценностей. На особый «духе капитализма» указывают христианские протестанты, представитель которых, М. Вебер, использовал это понятие для определения этики рационального стремления к получению законной и этически безупречной прибыли, как профессионалов в своей профессии. Которые не имеют ничего общего с расточительством, показной роскошью, чванством, упоением властью, но скромны, ответственны, с осознанием долга и чести. Проблемой же такой отчасти верной духовности является акцент, отклоняющий направление вектора от единства со Христом с Его благодатью к «добрым» делам, приносящим прибыль и успех, являющимся для таковых верующих критерием спасения в жизнь вечную. В деле спасения для них прибыльные дела становятся выше веры Христовой. Без покаяния, в отпадении от Христа и Его Церкви их духовность становится мирской, на что обращают внимание не только богословы, но и психологи в поисках точного определения духовности, как, например, один из таковых постатеистической России д.п.н. проф. В. В. Знаков, размышляющий в статье о «Духовности человека в зеркале психологического знания и религиозной веры».

Какая же духовность истинная, и в чем действительное достоинство человека Божия? Отвечает Господь словом Святого Писания. «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» (1Ин.4:2), - наставляет Господь устами апостола Иоанна. А апостол Павел предупреждает: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1Кор.2:14). То есть от Духа Святого происходит истинная, животворящая и врачующая человека к вечности вышняя духовность. В полноте понимают это все Христовы души, а остальные смеются над этим и, соответственно верующих во Христа Бога пытаются уничижить, бесславить их честное имя и всякими путями остановить в жизни по вере Божией, как верных Христу Спасителю и Церкви Православной.

«Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере...» (1Тим.6:9-11), - предупреждает апостол всех тружеников, чтобы они в стремлении к достатку, к обретению благ Господних не отпали от Христа и спасительной веры, от блаженства святых и жизни вечной. Великим приобретением апостол называет «быть благочестивым и довольным» (1Тим.6:6). «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр.13:4). В этом правиле с санкцией за нарушение тоже говорится о запрете на стяжание лишнего, сверх даруемого Богом в хранимом Им браке святых мужа и жены. С дальнейшим повелением и указанием на благо в его исполнении: «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр.13:5).

А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? (Иак.2:6,7).

Так удивляется апостол Иаков, наблюдая то, как в собрании святых почитают их богатых притеснителей более, чем братьев, поступающих по заповеди Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). Не предающих Отечество и сограждан, в нем правопорядок и безопасность, а смиренно трудящихся на благо своей семьи и народа, полагающих или готовых положить, действием благодати Божией, свои души за веру и Отечество. Как истинные сыны Божии, миротворцы, совершая такой труд так же и в конфликтах во всех уголках земли, где Богом и Его справедливостью требуется восстановление и поддержание порядка и мира. Все в труде и службе двигаясь не в погоне за славой, а как, чаще всего, известные только Богу все святые, в силе Божией, в блаженстве тружеников и воинства Господня.

Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками (Иак.2:8,9).

Особенность духовного мира состоит не только в том, что его красоту и славу Божию не видит падший мир, но и в том что в нем закрыто от всякого человека содержание душ, из глубинных помыслов и мотивов которых происходят слова и поступки человека. По которым окружающие не всегда могут судить о истинном направлении человека: ко Христу или к нечестивой в отступлении от Христа наживе. «Судия же мне Господь, - говорит апостол о себе и содержании своих истинных намерений, а также и наставляет всех, - Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Кор.4:4,5). При этом внимание каждого направляет к своему внутреннему человеку, говоря: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2Кор.13:5). Потому всегда начинаем, чтобы никогда не оставить это доброе и спасительное в жизнь вечную, с внимания к своему внутреннему состоянию, к наполнению его верой Божией, в неизменном причастии Христу Спасителю и Его Церкви Святой Православной.

(Продолжение урока в разработке)

_____________________________________

Задание урока Богатеем верою, укрепляемся духовностью.

С молитвой, благоговейно перечитать, старательно осмыслить с записию в дневнике, как Богом даруемые, указанные тексты Святого Писания в контексте их событий и наставлений.

Ответить на вопросы по тексту зачала.

Обсудить в воскресной школе, семье или иных коллективах тему зачала относительно истинных ценностей, спасительного приоритета веры и дел, отношения к богатству и служению Церкви и Отечеству, каждому человеку и народу, и миру между народами.

Выучить наизусть или изложение текста и его место: «Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица» (Иак.2:1).

Уметь близко к тексту излагать и пояснять нравственную ценность наставлений рассмотренного в уроке зачала.

Опубликовано: 2023.01.13.

Покоряемся Богу в движении к горнему

Седмица 32-я по Пятидесятнице, четверг. Иакова, 56 зач., 4:7-5:9

Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.
Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. (Иак.4:7,8)

Итогом понимания того, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать, является покорность Богу. Как об этом единодушно говорят вместе с апостолом Иаковом, так же водимые Святым Духом апостолы Петр и Павел. «Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет.5:5), - повелевает апостол Петр. «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6), - наставляет апостол Павел. Христос Спаситель в искушении сатаной говорит: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф.4:10). После этих слов сатана оставляет Христа, а «Ангелы приступили и служили Ему» (Мф.4:11). Так и каждому человеку, вслед за Спасителем покорившемуся Богу, Его правде и закону, суду и милости, с небес от Бога Отца Вседержителя нисходит благодать, и начинают служить ангелы Божии.

Мудрость открывает нам то, что противно Богу и является мерзостью пред Ним: «глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями» (Прит.6:16-19). Но даже самая мерзкая из мерзостей не может отлучить ни одного человека от любящего его Отца Небесного. Господь призывает всех Его детей: «Придите – и рассудим... Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю… Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис.1:18-20). И если человек искренне в покаянии покоряется Спасителю, желающему омыть его от скверн, и не упорствует в наглом пренебрежении Богом Отцом и Его благим всем порядком, то вышней благодатью в причастии Христу и Его Церкви Православной спасается от смерти в жизнь вечную.

Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас. (Иак.4:9,10)

Мешают человеку стать Божьим твердыни его разума и сердца, гордость и превозношение пред ближним и Богом. Эти твердыни Господь призывает сокрушить Его орудиями. Устами апостола учит, что орудия эти «не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2Кор.10:4,5). Такие сокрушившие гордыню души Господь избирает Себе для обитания и хранит вечно, предупреждая: «Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66:2). Делает Своей обителью каждого человека, который готов смириться Ему и благодатью Божией в покаянии перестать злодействовать против ближнего и общества. Так ведет человека ко благам сего и будущего века, возносит от ничтожности к совершенству, от хрупкости к крепости, от немощи к силе, от глупости к мудрости, от смерти в жизнь вечную, от временной земли в вечные небеса.

В искреннем покаянии человека Богу происходит изменение его мышления, включая его ценности. То, чему человек радовался, грехам и их погибельным приобретениям, теперь в чистом разуме заставляет его плакать, а то, чем пренебрегал, оказалось истинно ценным и приносящим настоящее счастье и радость приобретения. Так в поисках истинных благ изменяются мотивы его поступков, и вся жизнь преображается и животворится во Христе и Святом Православии Словом Божьим и Святым Духом. При этом искренне заблуждающиеся и лицемерные товарищи становятся врагами. А некогда казавшиеся злодеями оказываются истинно товарищами и братьями во Христе и Боге.

Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? (Иак.4:11,12)

Человек состоит из духа, души и тела, а также и многих органов его тела. Поражение чего-либо жизненно важного в человеке приводит его к смерти. При этом злословие, несущие в себе зло и наносящие ущерб человеку слова, являются таким же смертоносным оружием, как и иные орудия, прямо или косвенно направленные против той или иной сферы жизни человека. Так «иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует» (Прит.12:18). Словом Бог сотворил мир, даровал человеку жизнь и указал на благой ему порядок этой жизни (Быт.1:3-28). Словом Своим исцеляет надеющихся на Него и избавляет их от могил (Пс.106:20). Словом Христос Спаситель доныне изгоняет духов и исцеляет всех смиренно приходящих к Нему больных (Мф.8:16), даруя силу и крепость вечно блаженствующему Его народу. Таковыми должно быть и всем ученикам Христовым, совершенными инструментами в руках нашего Христа Спасителя Царя и Бога (Рим.6:13,19).

При этом Господь предупреждает самовольных, а значит ведомых сатаной правдолюбцев и судей: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал.5:15).

Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль"; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое", - вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. (Иак.4:13-16)

В понимании Бога, как Творца и Промыслителя мира, Спасителя человека, мы призваны избавиться от погибельного превозношения перед Богом и ближним. Освободиться от надменной самоуверенности в собственных силах, в способности самостоятельно, без Бога выбирать себе цели и так же достигать их. Как учат отцы от Бога: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой…» (Прит.3:5-35). Потому в познании воли Божией планируем свою жизнь, а в процессе смиренного выполнения этих планов корректируем свое поведение, как то угодно Богу. Если верны своим словам и данным обещаниям на этом пути, то значит, народ истинно крепкий на познание и исполнение воли Божий, достойный управлять не только собой, но и принятыми от Бога уделами.

Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех. (Иак.4:17)

Подводя итог сказанному, вместе с ведомым Святым Духом апостолом делаем вывод, что делать истинно добрые дела можно только в познании и исполнении воли Бога, в соблюдении Им устанавливаемого и утверждаемого в Церкви и обществе порядка, в послушании Христу и Церкви, всем поставленным Богом в их уделах лицам.

Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. (Иак.5:1-3)

Богатством Бога Отца являются Его дети, спасенные во Христе в жизнь вечную к их Отцу Небесному. Пренебрегая Богом, Его народом и порядком, в совокупности богатством истинно насыщающим человека и общество благами века нынешнего и будущего, человек истощается и затем пытается заменить блага и ценности Божьи благами и ценностями, противными Богу по сути их злодейского содержания, а также благами и ценностями добрыми, но стяжаемыми не в меру Божию. Выведенные из правового поля эти богатства скрываются от излишних взоров таких же злодеев и от контроля обществом, его местным и государственным управлением, что наносит ущерб и отдельным лицам, и всему народному хозяйству, в целом – обществу.

В такие преступно и греховно присвоенные и так же утаиваемые сокровища нечестивые пытаются превращать все духовные и материальные ценности в обществе, в том числе власть и правопорядок, знания, науку, здравоохранение, образование и воспитание. Эти сокровища в значительной мере выводятся из предназначенного для них оборота в обществе и поэтому не приносят ему должной пользы. И более того, такие сокровища ведут человека и общество к погибели, как собранные на последние для них благие дни, за которыми следуют вечные муки и посрамление безвозвратной смерти. На судах нынешних, творимых Богом, и на Последнем суде, если нечестивые вовремя не каются, эти богатства становятся вещественными доказательствами их преступлений и основанием сурового наказания.

Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. (Иак.5:4,5)

Господь видит злодеяния, слышит взывающие к Нему молитвы и сначала предупреждает злодеев о неотвратимом наказании за их преступные деяния и грехи. А затем радуется возвращению смирившихся от смерти в жизнь или наказывает упорствующих во грехах. Обращает внимание нечестивых на их упитанные за счет других тела и наполненные так же злодеяниями имения. И предупреждает, что такое их состояние подобно состоянию животного, откормленного на убой с использованием колющего орудия. От названия такого ножа, сохи, инструментов ухода за уделами Божьими происходит название культуры, труда Бога и смиренного Ему народа, чудных результатов этого упорядоченного и наполненного силой Всевышнего труда, совокупности его материальных и духовных ценностей века нынешнего и будущего.

Удержана при этом плата у работников может  быть не только простой невыплатой жалования, но и иными утонченными способами, отчасти описанными в Катехизисе святителя Филарета в вопросе 593 раздела о восьмой заповеди. Когда в конечном результате определённая часть богатства, принадлежащего всему народу или его отдельным лицам, так или иначе присваивается преступниками. Что ведет к неотвратимому наказанию Господню конкретных участников злодеяний или всего народа, допускающего такое противное Богу разрушение в обществе устанавливаемого Им порядка.

Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам. (Иак.5:6)

В культуре Дома Божия в его земной части, воинствующей со грехом, помраченные в разуме сатаной не видят Владыку всего – Бога, Его личный, посредством святых и отчасти иных благоразумных душ труд созидания и защиты от зла Его творения. И потому им кажется, что праведники Божии являются беззащитными и не отвечают на зло, как то представляется и осуществляется носителями мрака в разуме. Народ же Божий всегда видит Бога в Его проявлениях, движении (энергиях) в мире и так ходит пред Его лицом, как, например, спасшийся от потопа Ной, который был «человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт.6:9). Так же апостол Петр в первой после нисхождения на Церковь Святого Духа проповеди, цитируя псалмопевца Давида, говорит о спасительном созерцании Бога: «Видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался» (Деян.2:25). Спаситель обещает Своим верным ученикам: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин.1:51), чтобы им в ясном разуме достойно совершить свой земной путь и так же войти в вечные Небеса.

«Сколько наших товарищей-воинов пало в строю, сохраняя верность царю тленному? Ужели мы не пожертвуем своею жизнью из верности Царю истинному? Сколько человек, уличенных в преступлении, подверглись смерти злодеев? Ужели мы не вынесем смерти за правду? Не уклонимся, товарищи, не дадим места диаволу. Есть у нас плоть, не пощадим ее. Поелику непременно должно умереть, то умрем, чтобы жить. Да будет жертва наша пред Тобою, Господи (Дан. 3, 40). Как жертва живая, благоугодная Тебе» (Василий Великий. Беседа 19), - так в молитве обращаются ко Христу Царю и Богу сорок Севастийских воинов перед казнью за веру. Эти крепкие и доблестные воины, явившие на поле боя храбрость, не стали противиться нечестивому указу царя, потому что высоко ценили жизни своих боевых товарищей, не желали воевать с братьями по оружию, защитниками своей Родины. И так в любви к Богу и ближнему в терпении обрели пред лицом Отца Небесного во Христе Спасителе жизнь вечную.

Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. (Иак.5:7,8)

Терпением же спасаемся не в расслабленности и бездействии, но в долготерпеливом познании и исполнении воли Божией, в угодных Богу трудах и благодарном обретении Его благодатью истинных благих плодов. Уже ныне среди зла и скорбей неизменно пребывая в нисходящем свыше блаженстве народа Божия.

Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей. (Иак.5:9)

В процессе духовного роста человек становится всё дальше от грехов и ближе ко Христу Спасителю Богу нашему. И на этом пути призывается Господом к истинному братолюбию, Божией благодатью стремящемуся не истреблять несовершенных братьев судом Божьим или лично, а помогать им обратиться во Христе и Церкви на пути мира, совершенствования и спасения, в свободе от греха служить друг другу. Служить любовью ближнему, значит, поступать в соответствии с законом Бога, двигаясь Его милосердием и волей. В молитвах не столько жалуясь на братьев, сколько ходатайствуя о их спасении и участвуя в Христовом деле обращении их на пути правды. Не оставляя в обществе справедливое правосудие и благой всем порядок Божий, но укрепляя его вышней силой в служении Христу Спасителю и Богу и Его народу Божию. А в этом служении в готовности даже и душу свою блаженно положить за братьев и веру, Церковь и Отечество, за процветание во Христе и Святом Православии каждого человека и народа, и за вышний мир между народами.

_____________________________________

Задание урока Покоритесь Богу, и вознесет вас

С молитвой, благоговейно перечитать и старательно осмыслить, как Богом даруемые, указанные тексты Святого Писания в контексте их событий и наставлений.

В дневнике в дополнение к записям прошлых уроков кратко записать открываемую в зачале истину о благом человеке смирении Богу Вседержителю, Его порядку и руководству, Его нормам отношений в обществе, Его мудрости и силе управления от Него обретенными уделами в культуре Его Дома Божия. Повторить из Катехизиса святителя Филарета раздел «О любви», особенно, в части содержания Декалога, направляющего человека и общество в порядок и мир Божий.

Ответить на вопросы по тексту зачала.

Обсудить в воскресной школе, семье или иных коллективах тему зачала относительно совершенствования своего поведения для обретения в причастии Христу и Его Церкви Православной полноты благ века сего и будущего.

Выучить наизусть или изложение текста и его место: «Покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак.4:7,8). Уметь также близко к тексту излагать всё рассмотренное в уроке зачало.

Опубликовано: 2022.02.03.

 

 (Продолжение следует)

 

Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru.

Опубликовано: 2022.02.03
Редакция:

Калашников Ю.В. Послание Иакова (толкование, уроки). [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lect/nt/56iacob.htm, (дата публикации: 2022.02.03)

 

ПРАВИЛА САЙТА

ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ © КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2022