ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

Журнал / Школа / Освящение / Дневник / Таблица / Послание Иакова

 

Послание Иакова (толкование, уроки)

Содержание

Покоритесь Богу, и вознесет вас. Иакова, 56 зач., 4:7-5:9

Покоритесь Богу, и вознесет вас

Седмица  32-я по Пятидесятнице. Четверг. Иакова, 56 зач., 4:7-5:9

Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.
Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. (Иак.4:7,8)

Итогом понимания того, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать, является покорность Богу. Как об этом единодушно говорят вместе с апостолом Иаковом, так же водимые Святым Духом апостолы Петр и Павел. «Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет.5:5), - повелевает апостол Петр. «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6), - наставляет апостол Павел. Христос Спаситель в искушении сатаной говорит: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф.4:10). После этих слов сатана оставляет Христа, а «Ангелы приступили и служили Ему» (Мф.4:11). Так и каждому человеку, вслед за Спасителем покорившемуся Богу, Его правде и закону, суду и милости, с небес от Бога Отца Вседержителя нисходит благодать, и начинают служить ангелы Божии.

Мудрость открывает нам то, что противно Богу и является мерзостью пред Ним: «глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями» (Прит.6:16-19). Но даже самая мерзкая из мерзостей не может отлучить ни одного человека от любящего его Отца Небесного. Господь призывает всех Его детей: «Придите – и рассудим... Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю… Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис.1:18-20). И если человек искренне в покаянии покоряется Спасителю, желающему омыть его от скверн, и не упорствует в наглом пренебрежении Богом Отцом и Его благим всем порядком, то вышней благодатью в причастии Христу и Его Церкви Православной спасается от смерти в жизнь вечную.

Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас. (Иак.4:9,10)

Мешают человеку стать Божьим твердыни его разума и сердца, гордость и превозношение пред ближним и Богом. Эти твердыни Господь призывает сокрушить Его орудиями. Устами апостола учит, что орудия эти «не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2Кор.10:4,5). Такие сокрушившие гордыню души Господь избирает Себе для обитания и хранит вечно, предупреждая: «Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66:2). Делает Своей обителью каждого человека, который готов смириться Ему и благодатью Божией в покаянии перестать злодействовать против ближнего и общества. Так ведет человека ко благам сего и будущего века, возносит от ничтожности к совершенству, от хрупкости к крепости, от немощи к силе, от глупости к мудрости, от смерти в жизнь вечную, от временной земли в вечные небеса.

В искреннем покаянии человека Богу происходит изменение его мышления, включая его ценности. То, чему человек радовался, грехам и их погибельным приобретениям, теперь в чистом разуме заставляет его плакать, а то, чем пренебрегал, оказалось истинно ценным и приносящим настоящее счастье и радость приобретения. Так в поисках истинных благ изменяются мотивы его поступков, и вся жизнь преображается и животворится во Христе и Святом Православии Словом Божьим и Святым Духом. При этом искренне заблуждающиеся и лицемерные товарищи становятся врагами. А некогда казавшиеся злодеями оказываются истинно товарищами и братьями во Христе и Боге.

Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? (Иак.4:11,12)

Человек состоит из духа, души и тела, а также и многих органов его тела. Поражение чего-либо жизненно важного в человеке приводит его к смерти. При этом злословие, несущие в себе зло и наносящие ущерб человеку слова, являются таким же смертоносным оружием, как и иные орудия, прямо или косвенно направленные против той или иной сферы жизни человека. Так «иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует» (Прит.12:18). Словом Бог сотворил мир, даровал человеку жизнь и указал на благой ему порядок этой жизни (Быт.1:3-28). Словом Своим исцеляет надеющихся на Него и избавляет их от могил (Пс.106:20). Словом Христос Спаситель доныне изгоняет духов и исцеляет всех смиренно приходящих к Нему больных (Мф.8:16), даруя силу и крепость вечно блаженствующему Его народу. Таковыми должно быть и всем ученикам Христовым, совершенными инструментами в руках нашего Христа Спасителя Царя и Бога (Рим.6:13,19).

При этом Господь предупреждает самовольных, а значит ведомых сатаной правдолюбцев и судей: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал.5:15).

Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль"; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое", - вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. (Иак.4:13-16)

В понимании Бога, как Творца и Промыслителя мира, Спасителя человека, мы призваны избавиться от погибельного превозношения перед Богом и ближним. Освободиться от надменной самоуверенности в собственных силах, в способности самостоятельно, без Бога выбирать себе цели и так же достигать их. Как учат отцы от Бога: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой…» (Прит.3:5-35). Потому в познании воли Божией планируем свою жизнь, а в процессе смиренного выполнения этих планов корректируем свое поведение, как то угодно Богу. Если верны своим словам и данным обещаниям на этом пути, то значит, народ истинно крепкий на познание и исполнение воли Божий, достойный управлять не только собой, но и принятыми от Бога уделами.

Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех. (Иак.4:17)

Подводя итог сказанному, вместе с ведомым Святым Духом апостолом делаем вывод, что делать истинно добрые дела можно только в познании и исполнении воли Бога, в соблюдении Им устанавливаемого и утверждаемого в Церкви и обществе порядка, в послушании Христу и Церкви, всем поставленным Богом в их уделах лицам.

Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. (Иак.5:1-3)

Богатством Бога Отца являются Его дети, спасенные во Христе в жизнь вечную к их Отцу Небесному. Пренебрегая Богом, Его народом и порядком, в совокупности богатством истинно насыщающим человека и общество благами века нынешнего и будущего, человек истощается и затем пытается заменить блага и ценности Божьи благами и ценностями, противными Богу по сути их злодейского содержания, а также благами и ценностями добрыми, но стяжаемыми не в меру Божию. Выведенные из правового поля эти богатства скрываются от излишних взоров таких же злодеев и от контроля обществом, его местным и государственным управлением, что наносит ущерб и отдельным лицам, и всему народному хозяйству, в целом – обществу.

В такие преступно и греховно присвоенные и так же утаиваемые сокровища нечестивые пытаются превращать все духовные и материальные ценности в обществе, в том числе власть и правопорядок, знания, науку, здравоохранение, образование и воспитание. Эти сокровища в значительной мере выводятся из предназначенного для них оборота в обществе и поэтому не приносят ему должной пользы. И более того, такие сокровища ведут человека и общество к погибели, как собранные на последние для них благие дни, за которыми следуют вечные муки и посрамление безвозвратной смерти. На судах нынешних, творимых Богом, и на Последнем суде, если нечестивые вовремя не каются, эти богатства становятся вещественными доказательствами их преступлений и основанием сурового наказания.

Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. (Иак.5:4,5)

Господь видит злодеяния, слышит взывающие к Нему молитвы и сначала предупреждает злодеев о неотвратимом наказании за их преступные деяния и грехи. А затем радуется возвращению смирившихся от смерти в жизнь или наказывает упорствующих во грехах. Обращает внимание нечестивых на их упитанные за счет других тела и наполненные так же злодеяниями имения. И предупреждает, что такое их состояние подобно состоянию животного, откормленного на убой с использованием колющего орудия. От названия такого ножа, сохи, инструментов ухода за уделами Божьими происходит название культуры, труда Бога и смиренного Ему народа, чудных результатов этого упорядоченного и наполненного силой Всевышнего труда, совокупности его материальных и духовных ценностей века нынешнего и будущего.

Удержана при этом плата у работников может  быть не только простой невыплатой жалования, но и иными утонченными способами, отчасти описанными в Катехизисе святителя Филарета в вопросе 593 раздела о восьмой заповеди. Когда в конечном результате определённая часть богатства, принадлежащего всему народу или его отдельным лицам, так или иначе присваивается преступниками. Что ведет к неотвратимому наказанию Господню конкретных участников злодеяний или всего народа, допускающего такое противное Богу разрушение в обществе устанавливаемого Им порядка.

Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам. (Иак.5:6)

В культуре Дома Божия в его земной части, воинствующей со грехом, помраченные в разуме сатаной не видят Владыку всего – Бога, Его личный, посредством святых и отчасти иных благоразумных душ труд созидания и защиты от зла Его творения. И потому им кажется, что праведники Божии являются беззащитными и не отвечают на зло, как то представляется и осуществляется носителями мрака в разуме. Народ же Божий всегда видит Бога в Его проявлениях, движении (энергиях) в мире и так ходит пред Его лицом, как, например, спасшийся от потопа Ной, который был «человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт.6:9). Так же апостол Петр в первой после нисхождения на Церковь Святого Духа проповеди, цитируя псалмопевца Давида, говорит о спасительном созерцании Бога: «Видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался» (Деян.2:25). Спаситель обещает Своим верным ученикам: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин.1:51), чтобы им в ясном разуме достойно совершить свой земной путь и так же войти в вечные Небеса.

«Сколько наших товарищей-воинов пало в строю, сохраняя верность царю тленному? Ужели мы не пожертвуем своею жизнью из верности Царю истинному? Сколько человек, уличенных в преступлении, подверглись смерти злодеев? Ужели мы не вынесем смерти за правду? Не уклонимся, товарищи, не дадим места диаволу. Есть у нас плоть, не пощадим ее. Поелику непременно должно умереть, то умрем, чтобы жить. Да будет жертва наша пред Тобою, Господи (Дан. 3, 40). Как жертва живая, благоугодная Тебе» (Василий Великий. Беседа 19), - так в молитве обращаются ко Христу Царю и Богу сорок Севастийских воинов перед казнью за веру. Эти крепкие и доблестные воины, явившие на поле боя храбрость, не стали противиться нечестивому указу царя, потому что высоко ценили жизни своих боевых товарищей, не желали воевать с братьями по оружию, защитниками своей Родины. И так в любви к Богу и ближнему в терпении обрели пред лицом Отца Небесного во Христе Спасителе жизнь вечную.

Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. (Иак.5:7,8)

Терпением же спасаемся не в расслабленности и бездействии, но в долготерпеливом познании и исполнении воли Божией, в угодных Богу трудах и благодарном обретении Его благодатью истинных благих плодов. Уже ныне среди зла и скорбей неизменно пребывая в нисходящем свыше блаженстве народа Божия.

Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей. (Иак.5:9)

В процессе духовного роста человек становится всё дальше от грехов и ближе ко Христу Спасителю Богу нашему. И на этом пути призывается Господом к истинному братолюбию, Божией благодатью стремящемуся не истреблять несовершенных братьев судом Божьим или лично, а помогать им обратиться во Христе и Церкви на пути мира, совершенствования и спасения, в свободе от греха служить друг другу. Служить любовью ближнему, значит, поступать в соответствии с законом Бога, двигаясь Его милосердием и волей. В молитвах не столько жалуясь на братьев, сколько ходатайствуя о их спасении и участвуя в Христовом деле обращении их на пути правды. Не оставляя в обществе справедливое правосудие и благой всем порядок Божий, но укрепляя его вышней силой в служении Христу Спасителю и Богу и Его народу Божию. А в этом служении в готовности даже и душу свою блаженно положить за братьев и веру, Церковь и Отечество, за процветание во Христе и Святом Православии каждого человека и народа, и за вышний мир между народами.

_____________________________________

Задание урока Покоритесь Богу, и вознесет вас

С молитвой, благоговейно перечитать и старательно осмыслить, как Богом даруемые, указанные тексты Святого Писания в контексте их событий и наставлений.

В дневнике в дополнение к записям прошлых уроков кратко записать открываемую в зачале истину о благом человеке смирении Богу Вседержителю, Его порядку и руководству, Его нормам отношений в обществе, Его мудрости и силе управления от Него обретенными уделами в культуре Его Дома Божия. Повторить из Катехизиса святителя Филарета раздел «О любви», особенно, в части содержания Декалога, направляющего человека и общество в порядок и мир Божий.

Ответить на вопросы по тексту зачала.

Обсудить в воскресной школе, семье или иных коллективах тему зачала относительно совершенствования своего поведения для обретения в причастии Христу и Его Церкви Православной полноты благ века сего и будущего.

Выучить наизусть или изложение текста и его место: «Покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак.4:7,8). Уметь также близко к тексту излагать всё рассмотренное в уроке зачало.

Опубликовано: 2022.02.03.

 

 (Продолжение следует)

 

Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru.

Опубликовано: 2022.02.03
Редакция:

Калашников Ю.В. Послание Иакова (толкование, уроки). [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lect/nt/56iacob.htm, (дата публикации: 2022.02.03)

 

ПРАВИЛА САЙТА

ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ © КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2022