ПРАВЕДНОСТЬ И МИР  электронные материалы журнала

лицевая / культура / освящение / таблица чтения Писания / Дневник чтения писания

                                                                                                                                                                   

  

В новолетие 2011 и всякого последующего года со школой в каждом приходе и семье

 

Все Писание богодухновенно
и полезно для научения, для обличения,
для исправления, для наставления в праведности,
да будет совершен Божий человек,
ко всякому доброму делу приготовлен. (2Тим.3:16,17)

 

Дневник чтения Священного Писания

…Не хлебом одним будет жить человек,
но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф.4:4)
  

Для полноценной жизни человеку необходимо ежедневное сбалансированное питание, это известно даже ребенку. А каждый христианин также всегда помнит о Хлебе Небесном – Слове Божием, неизменно и ежедневно приготовляемом Отцом Небесным и Его Церковью Христовой для детей Божьих*. Для их роста и укрепления, для увеличения их способности понимать и исполнять правду Божию, для наполнения Божией мудростью и любовью, для успеха и истинной плодотворности в своей жизни. Без этого Хлеба чахнет духовность человека, превращается в никчемный прах и пепел, и только Словом Божьим обретает полноту и жизнь вечную, неисчерпаемую благодать этого века земного и беспрепятственный вход в век будущий Небесный.

Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся (Пс.33:6)

Определённый Церковью план чтения Библии предназначен в помощь для последовательного ежедневного чтения Ветхого и Нового Завета. Тексты Евангелия и Апостола (Деяний и Посланий апостолов) разделены примерно так, чтобы всю их совокупность можно было прочесть за один учебный год. Каждый отрывок соответствует дню богослужебного подвижного годового круга. Кроме того в Православном календаре на каждый год составляется порядок ежедневных богослужений и соответственного чтения Писания, включая ветхозаветные паремии, с учетом, неподвижных праздничных дней и недельного богослужебного круга. В совокупности представляющей такое разнообразие, что повторение возможно только около двух раз в тысячелетие.

Кроме того, для исследования Писания «вдоль и поперек», но всегда в благоговении пред лицом Божиим, рекомендуется последовательное учебное чтение книг Ветхого и Нового Завета, что позволяет проследить развитие Господом мысли автора текста книги, не так всеобъемлюще, как в богослужебном круге, но в конкретном последовательном историческом контексте, что важно и нам для применения в собственной жизни, в формирования мышления и поступков человека Божия.

Следует в любом случае помнить, что границы зачал отчасти условны, поэтому при личном чтении их всегда нужно расширять для лучшего понимания смысла и контекста. При этом также важно следить за ходом развития Откровения Божия и мысли водимых Духом Святым авторов текстов. Быть исполнителями Слова Божия, чтобы и самим так же Святым Духом наставляться в истине. По слову Христа Спасителя: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоан.14:15-17).

При этом самому читателю непременно должно быть не простым любознательным, но далеким от Господа человеком, а душою, общающейся со своим Творцом и Отцом Небесным, стремящейся к познанию и исполнению правды Божией, в познании Самого Христа и Бога. Пребывая в общении со своим Спасителем, в Его назидании и силе, в вышней благодатью противостоянии падшим сообществам. Помня апостольское предупреждение: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога» (1Кор.15:33,34). Потому всегда стремясь в наилучшее сообщество Христа Спасителя и Бога, в Его Святую Церковь, в Его Святое Писание, к Его святым небесным и земным.

Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.
И да владычествует в сердцах ваших мир Божий,
к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.
Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью;
научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями,
во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. (Кол.3:14-16)

 

Годовой план чтения Священного Писания
соответственно богослужебному календарю

Официальный календарь Русской Православной Церкви

Православный календарь (Православие.ру) 

Вопросы по чтению богослужебных зачал Святого Писания

Толкования

Ветхий Завет

Василий Великий Беседы на Шестоднев

ПСС Св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. Том 4, Кн. 1. Беседы на книгу Бытия. Беседы 1-41.

ПСС Св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. Том 4, Кн. 2. Беседы на книгу Бытия. Беседы 42-67. Восемь слов на книгу Бытия. Пять слов об Анне. Три беседы о Давиде и Сауле.

Василий Великий Беседы на псалмы

Афанасий Великий Толкование Псалмов

Василий Великий Толкование на Исаии

 

Новый Завет

ПСС Св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. Том седьмой, книга вторая.
Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседы 1-44
Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседы 45

ПСС Св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. Том девятый, книга вторая.
Беседы на послание к Римлянам апостола Павла.

Толкования Святого Писания на сайте Оптиной Пустыни: http://bible.optina.ru.

Электронные ресурсы библиотек духовных академий Православной Церкви:

МПДА  http://old.mpda.ru/elib
МПДА  http://www.mpda.ru/library
КДАиС http://lib.kdais.kiev.ua  

Понимание Священного Писания

«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную;
а они свидетельствуют о Мне» (Ин.5:39)

Чтобы исполнить повеление Господа и, читая Священное Писание, истинно внимать Слову Божьему, как это делал послушный Отцу Сын Божий Христос Спаситель наш и другие верные Господу учителя и вожди народа, то нужно, во-первых, быть исполненными Святого Духа, открывающего истину, но также учиться и исследованию Священного текста, знать определённые правила и принципы толкования, изучаемые богословской наукой герменевтикой (от греч. разъяснять). Хорошей основой этого метода могут быть правила, предложенные Блаженным Августином и изложенные ниже в свободной, но не искажающей первоначального смысла, интерпретации.

I. Обладание христианской верой, благоговейное покаяние во грехах и освящение перед Богом во Святом Православии, в причастии Христу, Его Церкви и таинствам, в послушании священству.
II. Упование на Святого Духа, открывающего истину читающим, так же как и слагавшим Священное Писание, не заменяющего, но наполняющего благодатью образование толкователя (знание языков, истории, культуры, географии, современного богословия, богословия первоначальных слушателей и т.д.).
III. Понимание буквального и исторического значения.
IV. Использование нескольких значений текста (буквального, переносного, аллегорического, морального…).
V. Толкование Ветхого Завета в свете Нового, а Нового – на основании Ветхого.
VI. Извлечение смысла из текста (экзегетика), а не привнесение в него своего смысла (ейзегетика).
VII. Сверка толкования с вероучением и жизнью Православной Церкви.
VIII. Рассмотрение отдельного стиха в контексте главы, книги, Завета, Священного Писания и Предания Православной Церкви.
IX. Ограничение применения в учении и доктрине неясного текста.
X. Толкование непонятного отрывка ясным (Писание толкует Писание, то есть само себя).
XI. Учет прогрессивности (исторической последовательности) Откровения Бога в Священном Писании и Предании.
 

Процесс толкования текста Священного Писания можно также условно разложить на ряд этапов:
- создание атмосферы смиренного благоговейного молитвенного с Богом общения и единения во Христе;
- историко-культурный анализ (смотрим в текст глазами и понимаем умом современников его составителя);
- контекстуальный анализ (смотрим в окружающие строки, главы, книги Писания и Православное Предание);
- лексико-синтаксический анализ (смотрим в текст с пониманием структуры и функций его языка, слов, предложений, их групп и связей);
- теологический анализ (смотрим в текст во свете богословия, вероучения и жизни Православной Церкви);
- сравнительный анализ (свято смотрим в жизнь окружающего мира, больше святого, сияющего мудростью и любовью Божией, в историю и современность Православной Церкви и культуры; при апологетических богословских исследованиях используя тексты оппонентов);
- определение проблем человека и общества и их непреходящих Божиих решений, описываемых в тексте, существующих в современной жизни, осмысленных мудростью и благословляемых властью Православной Церкви;
- использование обретенной истины в освящении собственной жизни, своих помыслов, слов, поступков, и в труде Господнем по наставлению в правде Божией ближнего;
- запоминание особенных строк Священного Писания наизусть, для опоры на их силу и авторитет в дальнейшем;
- благодарение Богу за открываемую Им истину молитвою и более своей праведной жизнью, радующей и прославляющей во Христе Спасителе Отца Небесного.

Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство,
и лицемерие, и зависть, и всякое злословие,
как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко,
дабы от него возрасти вам во спасение;
ибо вы вкусили, что благ Господь. (1Пет.2:1-3)

 

Правила заполнения Дневника чтения Священного Писания
по плану богослужений

1. Записывается тема (предмет, основное содержание), основные идеи (основные мысли, замыслы, намерения) текста.

2. Записывается личное откровение от Бога. Впечатление, полученное при чтении данного текста и мысли относительно должного содержания только своих помыслов, слов, поступков и жизни. В данном упражнении запрещаются какие-либо указания другим лицам, во исполнение повеления Христа: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф.7:5.)

Итак, с нами Бог, потому не будем унывать, а будем внимательно слушать Его наставления и исполнять их, чтобы быть такими же крепкими и благословенными, как все верные Божии святые люди. Чтобы Христос спасал каждого из нас, во-первых, от собственных грехов, для святой во Христе и Его Церкви Православной жизни, благ сего и будущего века.

 

Образец заполнения дневника

Евангелие от Луки, зачало 97. Лк.19:37–44

(Тема)

Слезы Христа о погибающем в отвержении мира Божия народе.

Бог, вочеловечевшись, приходит во Христе к Своему народу и плачет о нем, потому что его столица Иерусалим не понимает того, что содействует обретению человеком и народом мира с Богом и ближним и идет в неразумии в погибель.

(Идеи)

Любящий Бог приходит к Его народу с миром, с даром вечной жизни во Христе.

Христос плачет о погибающем мире, отвергающем благодать Божью, а также – и служение Богу и ближнему.

(Откровение для меня лично)

Я буду смиренно познавать и исполнять отрываемую мне во Христе и Его Церкви Святой Православной волю Божью, чтобы обрести даруемый мне мир с Богом и ближним, а с ним многие блага сего и будущего века. Чтобы об мне не плакал, а радовался Христос Спаситель и Бог.

 

___________________________

 

С каждым годом и очередным новым чтением Писания эти ячейки в личном Дневнике, заполняясь, будут увеличиваться. А верные Христу и Богу, и Его Церкви Православной читатели всё отчетливее будут слышать Апостольские слова: «Вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2Кор.3:3).

 

 

 

Электронная почта обратная связь sl@sancti.ru, vcsl-k@ya.ru

Опубликовано: 2011.09.01
Редакция: 2011.09.06,08,09; 12.23. 2012.11.16. 2017.04.03. 2020.11.06,13; 2021.08.13

Страница: http://sancti.ru/clt/school/p9plan-r-hol-bibl  

праведность и мир, © Калашников Ю.В. 2011 - 2021  Правила сайта