ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

Журнал / Школа / Освящение / Дневник / Таблица / Послание Галатам

 

Послание Галатам (комментарии, уроки)

Содержание

Что такое Евангелие. Гал., 200 зач., I, 11–19
Оправдание верой и жизнь благодатью. Гал., 203 зач., I, 16–20

Что такое Евангелие

Неделя 20-я по Пятидесятнице. Гал., 200 зач., I, 11–19.

Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал,
 не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека,
 но через откровение Иисуса Христа
Галатам 1:11,12

Что же такое Евангелие? - спрашиваем мы, желая после чтения зачала из Апостола уточнить значение этого термина. Евангелие – Благая Весть, слово не человеческого происхождения, то есть не изобретения или сочинения человека, а даруемое Богом человеку откровение через Христа Спасителя Его Церковь Божию Православную. Полученное святым народом Божьим, в том числе и апостолом Павлом, от святых уст, устами и примерами жизней святых. Прозвучавшее впервые еще в Едемском саду после грехопадения Адама и Евы в предупреждении падшему змею – сатане: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15). Существование Евангелия в устах и реальности будущий провозвестник истины, тогда ещё Савл, увидел в еще в своем иудействе, когда гнал Церковь Божью, был участником расправы нечестивых со святым Стефаном (Деян. 9:1-22). О чем он сам говорит: «Когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Христова, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его» (Деян. 22:20). И свидетельство Стефана не осталось тщетным, оно стало частью жизни и спасения одного из его гонителей Савла, будущего апостола Павла, а с ним и Церковью Христовой стало частью и всех нас.

Грех Савла был не в прямом противлении Богу, а в неумеренной ревности по соблюдению отеческих преданий. Хотя преданий, как части закона Божьего, но в отрыве от их источника – Бога Отца, Его порядка и милосердия, ставших орудием зла в руках сатаны (богопротивника) и им ведомых злодеев, которые и доныне, а некоторые искренне, полагают, что являются носителями вышнего порядка, мира и блага. Как бывает часто у юных и недостаточно наставленных в порядке Божьем душ, еще далеких от возраста отцовства и истинного братства, накрепко совмещающих сотворенного и спасаемого Богом к вечной жизни человека со грехом, произведением лживого и смертоносного сатаны. Человек, ведомый этим падшим духом, любыми путями, прямо или косвенно отвергающий Бога, неизменно становится повинным в своем греховном поведении и его результате – злодейском нанесении ущерба себе и окружающему творению Божьему, авторитету Самого Бога, и должен по закону Божьему быть наказан смертью. По правилу, озвученному Богом еще в Эдемском саду: «От дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17).

Однако не к смерти Господь творит каждого человека, а к жизни вечной, и дарует ему согрешившему и приговоренному на истребление шанс помилования и спасения. По закону духа жизни во Христе Иисусе, освобождающего человека от закона греха и смерти (Рим. 8:2). С его древней реализацией, например, пророком Исаией, устами которого говорит Бог: «Придите — и рассудим... Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» (Ис. 1:18-20). От первого грехопадения Адама Отец Небесный призывает согрешившего человека к Себе на беседу, чтобы возвратить его на пути жизни. И делает это всегда, от начала мира и грехопадения и доныне, во Христе Спасителе, Который «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8). По слову апостольскому: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин. 2:2).

После встречи с явившем Себя этому миру Христом апостол говорит: «Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам» (Гал. 1:15,16). Благовествовал, значит, вещал Благую Весть о даруемой Богом грешнику возможности в причастии Христу и Его Церкви спастись от смерти, как наказания за совершенный грех, совершив это путем покаяния перед Богом в своем отступлении в своевольных помыслах и поступках от Его порядка Божия. То есть в противлении воле Бога Вседержителя, Который Его Промыслом содержит все Его творение в должном и благом человеку порядке. И разными путями истребляет всё выходящее из этого вышнего благоустройства. Но при этом всегда, будучи Богом Отцом, желает спасти человека, даруя ему покаяние. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

Апостол Павел в этом отрывке Святого Писания, Послания Галатам, описал историю части своей жизни, в которой реализовалась Благая Весть о даруемом человеку спасении от смерти за совершенный грех. И более того, кроме даруемого спасения еще и призвания на труд распространения этой Благой Вести. На основании же всего этого можно сформулировать определение самого Благовестия (Евангелия, греч.). Это дар откровения Божьего, весть о ниспосылаемом Богом благе спасения, часть совершаемого Христом Спасителем и Богом в смиренных Ему душах спасения в жизнь вечную, откровение истины о прощении Богом человеку грехов и возможности в принятии Христа и, по Его ходатайству, ниспосылаемого Богом Отцом Святого Духа возродиться в жизнь вечную, к её благам века нынешнего и будущего.

Ожидает же Господь в этом процессе нашей веры, соответствующих в покаянии святых помыслов, слов и поступков, чтобы животворить каждого из нас к вечности. При этом Отец Небесный призывает спасаемых к вещанию устами и жизнью Благой Вести остальному миру, в нем каждому человеку, в отступлении от Бога повинному смерти, а во Христе Спасителе и Святом Православии, благодатью Божьей обретающему полноту вышней жизни века сего и будущего, во славу нашего Христа Спасителя и Бога.

Опубликовано: 2021.11.06
Редакция: 2022.01.25. 2023.10.23

Оправдание верой и жизнь благодатью

Неделя 21-я по Пятидесятнице. Гал., 203 зач., 2:16–20.

И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти,
то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Не отвергаю благодати Божией
Галатам 2:20,21

2:16. Послание написано Галатам, как мы уже знаем, с естественным учетом его автора особенности читателей, некогда воинственных племен кельтов и затем галлов. Воинственных, значит, более уважающих силу, чем правила, крепкую мышцу, чем букву закона. Потому, если римлянам, с их римским правом, до сих пор читаемым на юридических факультетах, в послании апостол Павел пишет, что «закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим.8:2), то галатам прямо указывает на Христа Спасителя, освобождающего от греха и смерти, независимо от закона и на его основании осуждения на смерть. И говорит, что в это должно человеку верить, то есть принять это как истину из вполне достойного доверия источника.

При этом уточняет, что от греха и смерти невозможно спастись никаким добрым делом, соответствующим закону и воле Вседержителя, даже преобладающей совокупностью таких добрых дел и законных поступков. Потому что достаточно одного греха, чтобы тут же перечеркнуть все добрые заслуги и быть наказанным за преступление смертью. По первому определению Бога Творца и Промыслителя мира, данному ещё Адаму, сразу после его сотворения и поселения в Едемском саду: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:16,17). То же повторяет устами апостола Иакова: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак.2:10). А устами апостола Павла предупреждает, что законом «заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом» (Рим.3:19).

2:17. И далее Господь устами апостола указывает галатам и всем на то, что человек, спасенный Христом от наказания за грех и от соответствующей смерти, не может оставаться грешником, потому что для спасения ему должно стать учеником, последователем Христа Спасителя. А Христос не служитель греха, не покоряющийся греху, то есть противлению Богу, а покорный Богу Отцу и освобождающий смиренных Ему людей от власти греха под власть Бога. Притом апостол задаёт римлянам и всем риторический вопрос относительно вышнего порядка и закона: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим.3:31). В отличие от человеческих, отвергающих Христа Спасителя сообществ, которые принимая и спасая грешников, закон уничижают. Делают это преднамеренно, вводя так в зависимость новых членов, или вынужденно, по причине бессилия в отношении греха и беззакония, которые победил посредством Христа и Его Крестного подвига Бог, отправив Своего Сына на смерть для освобождения от наказания грешников всего мира.

2:18. Иначе Христос и Его народ были бы, как все грешники и их организованная преступность, были бы разрушителями собственной жизни, в неуклонном движении к смерти, под карающую руку Бога, который в страшном гневе на не останавливающихся во грехах нечестивцев говорит: «Они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла… Я подъемлю к небесам руку Мою и говорю: живу Я во век! Когда изострю сверкающий меч Мой, и рука Моя приимет суд, то отмщу врагам Моим и ненавидящим Меня воздам; упою стрелы Мои кровью, и меч Мой насытится плотью, кровью убитых и пленных, головами начальников врага» (Втор.32:28,40-42). Воздаёт Господь каждому человеку постоянно в частных судах века нынешнего и сделает это в последний раз в Последний Судный День перед наступлением века будущего.

Особенный гнев Божий распространяется на начальников греховных сообществ, все тех, кто использует обретенные от Бога таланты для создания и руководства сообществами преступников закона, как с чистого листа, или тех, кто превращает в преступные сообщества Богом устанавливаемые и хранимые институты общества: семью, органы и структуры церковного, местного, государственного, хозяйственного управления. О гневе на таковых Бога предупреждает Христос Спаситель: «От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук.12:48). Устами строго Господина говорит: «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.25:30), «раб же тот, который знал волю господина своего… и не делал по воле его, бит будет много» (Лук.12:47).

2:19. Лица, по закону осуждаемые на смерть за любые грехи, суть преступления, для этого же закона и умирают. Но возрождаться от смерти только Христом Спасителем Богом, Его благодатью, исходящей со Креста Христова Животворящего. Происходит это спасающее в вечную жизнь возрождение в глубине души грешника, в его внутреннем смиренном покаянии пред Богом, в Церкви частично открывается и в полноте даруется кающимся в таинстве Крещения. О чем подробно пишется в Послании Римлянам, в 6-й главе. «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» (Рим.6:3), - риторически спрашивает апостол, указывая на подобное смерти троекратное погружение человека в водную купель Крещения и такое же из неё троекратное во имя Отца и Сына и Святого Духа выхождение в жизнь. И далее поясняет, если «мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим.6:8,9).

2:19. В жизни не всё так просто, как то приходится упрощать в процессе научных исследований и в образовании, в здравой схоластике и не впадая в недопустимый механицизм, для лучшего понимания сущности определённых весьма сложных процессов и состояний вещей. Так простое истребление главарей преступных сообществ не приносит, как правило, желаемый достаточный результат утверждения правопорядка, а только переформатирует структуру этого сообщества. Например, во взаимных бесконечных переходах практики терроризма от мелких преступных сообществ в демократии до крупных государств при тоталитаризме. В том же духе, в конечном итоге попустительства общество самоистребилось бы в беззакониях и погибельной дезорганизации, а в итоге радикального «совершенствования» в истреблении грешников без Христа Спасителя получился бы идеальный Едемский сад, но без единого в нем человека, но только с в полноте совершенным Богом.

И этот Бог действительно существует, и действительно является совершенным, способным спасти и истинно совершенствовать человека и общество. И только Бог Его спасительным человеку Промыслом дарует приговорённым к смерти грешникам шанс покаяться и возвратиться во Христе Спасителе на путь правды, порядка и мира Божия. Для этого Он лично поселяется внутри каждого человека, ставшего на путь послушания Христу Богу. В причастии человека Христу и Его Церкви, Телу и Дому Божию, порядку Святого Православия, Бог возрождает его в жизнь вечную, наполняет силой мудрости и любви к обретению приготовленных Им благ века сего и будущего. Становится его Руководителем, Господом, начиная с его души, его помыслов и слов, открываемых ему истинных ценностей и дарования соответствующих им мотивов, с врачевания рассудка, соответствующих эмоций и чувств человека, с созидания его православной духовности и соответствующей нравственности. И так – всей жизни человека и общества, в её здравие, достаточное развитие и совершенствование, в плодотворность ко благам века сего и будущего, в блаженство вечной жизни, во славу Божью.

«И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20), - говорит о себе смиренными Христу устами апостол Павел. А нас всех Христос Спаситель гласом Божьим призывает: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин.14:15-18).

Задание

Ответить на все вопросы Урока письменно, заполнив Дневник чтения Святого Писания.

 Опубликовано: 2023.10.29

 

Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru

Опубликовано: 2021.11.06
Редакция: 2022.01.25. 2023.10.23,29

Калашников Ю.В. Послание Галатам (комментарии, уроки) [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lect/nt/66galatians.htm, (дата обновления: 2023.10.29).

 

ПРАВИЛА САЙТА

ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА
© КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2021 - 2023