ПРАВЕДНОСТЬ И МИР
журнал православного богословия, культуры и права
главная / назидание / путь спасения / Молитвы учащихся
Молитвы учащихся Молитва перед учением«Так говорит Господь, Который сотворил землю, Так Творец неба и земли, всего – из ничего, существующего – из не существующего, призывает нас воззвать к Нему, чтобы Он, услышав обращающегося к Нему человека, открыл ему то, что человек сам не может познать, что недоступно ему, но являемо и поясняемо ему Творцом. И поэтому является для него истинно великим. О том как практически происходит такое восприятие Божественной истины, говорит апостол Павел: «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф.3:14-19). Молятся и трудятся святые отцы Церкви, которые уже на небесах и которые еще на земле, молится о нас и трудится для нашего спасения вся Церковь, во-первых, её вечная глава Христос и Бог. Чтобы в причастии Христу и Его Церкви Телу и Дому Божию, порядку Святого Православия, Господь даровал нам утверждение Духом Святым, обретение верой животворящего руководства Христа, Сына и Слова Божия. И так – укоренение и утверждение в любви. Что является условием постижения человеком со всеми святыми всего существующего в его широту и долготу, глубину и высоту. Условием понимания любви и обретения полноты присутствия, а значит, и благого нам и всем действия в нас Бога. Как о том говорит апостол Павел, указывая на движущие силы его служения святым в процессе их духовного роста и совершенствования во Христе Спасителе. «Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно» (Кол.1:28,29). Как эта сила Божия действует во Христе Спасителе и Его учениках – учителях Церкви, так – и в их учениках, во всех нас. Если только смиренно внимаем наставлению в истине и верно исполняем должное, предписываемое нам на пути освящения, угодное Богу и благое нам. Потому Церковь предлагает обращаться к Богу перед началом учения вот такой составленной святыми отцами на основании Слова Божия молитвой:
В этой молитве указываются результаты действенной любви человека к Богу и ближнему, включающие и результаты молитвы, вернее, результаты обретения и использования знаний после такой угодной Богу и потому плодотворной молитвы. Откуда следует, что молитва, в которой призывается на помощь благодать Святого Духа, должна вести человека к достижению определенных не человеком, а Богом целей. В случае смиренного следования по такому пути молящегося, в данной ситуации учащегося человека, Бог дарует полноту необходимого ему блага, истинного познания того, что ему приготовлено любящим его Богом. Первая на этом пути цель – обретение и укрепление душевных сил, ведущих к полноте возрастания духа, души и тела человека в процессе его физического, социального, душевного и духовного роста. Для чего человек должен пребывать во Слове Божьем и Духе Святом. То есть в причастии Христу, Его Церкви и Его наставлению, явному в преображающем его разум, а затем слова и поступки Слове Божьем и таинственному в наполняющем его при этом жизнью Святом Духе. Что всегда в конечном итоге должно быть во славу Бога. То есть должно вести к распространению о Боге славы как Подателя мудрости и силы, в использовании которых верные Христу и Богу обретают полноту истинных, приготовленных каждому человеку благ века нынешнего и будущего жизни вечной. Как учит Господь устами верными апостола: «Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» (Еф.3:20,21). При этом существует несколько промежуточных весьма важных целей, а вернее, задач молитвы и использования при этом полученных от Бога знаний: - Родителям на утешение, то есть на обретение спокойствия за настоящее и будущее во Христе и Святом Православии их детей, живущих и трудящихся в своих семьях, трудовых коллективах, в своих городах и регионах единого отечества. - Церкви и Отечеству на пользу – особый критерий истинности, настоящей и будущей благости, во-первых, обретаемого от Бога познания Самого Бога, а также и необходимой части Его творения. Так же и условие настоящей плодотворности образования, всей жизни и трудов в ней человека на пути в жизнь вечную. Как на то указывает святитель Филарет в катехизисе в разделе «О пятой заповеди» (вопросы 554 – 573): «562. Как далеко должна простираться наша любовь к Государю и Отечеству? - До готовности положить за них жизнь свою (см. Ин.15:13)». Именно для такого служения Церкви и Отечеству Богом даруются знания и посредством него блага укрепления души, семьи и далее окружения человека, его трудового коллектива и братства, места обитания. Этот критерий истинности и благости познания - «Церкви и Отечеству на пользу» должно нам помнить каждый миг жизни, дабы так исполняться всей полнотой приготовленных нам Богом благ в заботе Его народе. Так каждый человек призывается к служению своему Отечеству, в искреннем причастии Христу и Его Церкви Православной, Телу и Дому Божию, в послушании даруемым Богом лицам: дети – родителям и учителям, жены – мужьям, мужи – отцам, владыкам Церкви, граждане – своим властям, подчиненные – своим начальствующим. Только в таком служении истинно и сколько дарует Господь мы можем послужить и своему Отечеству, и за его рубежами, каждому человеку и народу. Всем, как детям Единого Бога Отца. Силой мудрости и любви Божией во Святом Православии блаженно и верно распространяя и утверждая вышний порядок и мир, по слову Христа «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Матф. 5:9). Во спасение своих и еще многих душ, во славу Божью. _______________________ Для достаточного усвоения материала обязательно в молитвенном состоянии, как ученики Христовы, перечитываем указанные тексты Святого Писания, в смиренном рассуждении воспринимаем истину, пересказываем с корректировкой к совершенствованию всю тему урока, записываем в рабочую тетрадь или дневник, корректируем в воскресной приходской школе. Молитву учим наизусть, разумно и от сердца молимся, смиренно и в мире Божьем двигаясь во Христе по предписываемому Им пути спасения. Молитвословы полный и краткий с переводом берем в библиотеке... Молимся разумно
Опубликовано: 2021.11.10 Молитва после ученияЗа все благодарите: Воля Бога для всякого человека – благодарить Его за всё, что Он дарует нам в нашей жизни, что нам нравится и что не нравится. Как за данное Отцом Небесным самое лучшее из всего возможного, предназначенное для его принятия человеком и построения им многих отношений и всей жизни в каждой ситуации, как угодно Богу, в страхе Божьем, а значит несущей в высшей степени благо смиренному Ему человеку и народу. Потому всегда благодарим Бога за всё и просим, во-первых, мудрости и сил, необходимых для должного построения человеком своей жизни. Например, однажды «явился Моисею Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает» (Исх.3:2,3). Это событие из жизни восьмидесятилетнего пастуха, за первые 40 лет жизни освоившего всю мудрость египетскую, будучи приемным сыном фараона, и затем 40 лет учившегося у своего тестя священника мадиамского Иофора тому, как смиренно ходить пред Богом. И потому имевший такую смелость и крепость, что ему не в тягость было, кроме заботы об овцах, еще и пойти к дальнему кусту, чтобы поближе рассмотреть чудо его непрекращающегося горения. Чтобы и нам послушать его благоговейный диалог с Богом, а также и узреть прообраз Пречистой Богородицы, носившей в Себе Бога Огнь и не испепелившейся, а даровавшей миру Сына Божия Христа Спасителя. Чтобы и мы, стоя вот так в молитвах перед иконой Богородицы «Неопалимая купина», могли в смирении иметь плодотворное общение с Богом. Является Господь каждому человеку, и тем, которые готовы послушно внимать Ему, дарует силы на познание Себя и необходимой истины. Эта истина является спасительной для человека ко благам в его верных Христу и Богу трудах, к приготовленной Богом вечной жизни во Христе и Святом Православии, в причастии не сектам и разбойно-воровским шайкам различного масштаба и основания, в том числе и националистического, а в причастии Христу и Его Церкви Божией. «Не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне» (Евр. 3:8), - предупреждает нас апостол, указывая на погибель в пустыне тех, кто не в благодарности и смирении совершал свой путь избранного Богом народа, а ожесточился и роптал против Бога, обвиняя Его и Им поставленного Моисея в трудностях движения к свободе от греха к приготовленным Богом благам века нынешнего и будущего. Так же и учеба, особенно систематическая, в стремлении к полноте познания избранного предмета и его окружения, а затем такого же применения в жизни, в движении к свободе от тьмы незнания к свету истины и плодотворности трудов требует немало усилий, но легка, если наполняется силой благодати Божией. Если человек на пути спасения умеет с любовью, а значит по заповедям Божьим (1Иоан. 5:3), заботиться о ближнем и благодарить за всё своего Спасителя Христа и Бога. Потому с благодарности и славословия начинается всякая молитва, в том числе и молитва после учения.
Как видим из Святого Писания, благодать интереса к окружающему миру, силу стремления к его изучению, мудрость его понимания и применения знаний дарует Бог смиренному Ему народу, каждому человеку, идущему путем Христовым в несении своего креста служения Богу и ближнему, Церкви и миру. Делает это Господь лично или посредством мудрого и профессионального преподавания предмета учителями, через их служение Богу и Его народу, каждому человеку, которому Господь дарует дыхание и жизнь. Учащиеся, наследуя добрые примеры преподавателей, призваны так же силой вышней благодати совершать служение заботы о ближнем, одним из элементов которого является забота о родителях, начальниках и учителях. Каждый из которых по долгу своего обретенного от Бога служения обязан быть в большей или меньшей степени учителем. «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим» (Гал. 6:6), - говорит апостол, однозначно предписывая учащимся, заботиться о своих учителях. Начинается же такая забота неизменно с молитвы Богу о даровании Им благословения, благ учителям, чтобы те поучили награду за свои труды, во-первых, свыше от Отца Светов и Источника всякого истинного блага. «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1Иоан. 3:18), - призывает апостол Иоанн. Направляя нас в молитве от формальности к сердечности, от слов к иному делу, действенному участию в жизни учителей, которое всегда должно сопровождаться, во-первых, уважением, искренним почтением к учителям и начальствующим, как к родителям. В исполнение первой по отношению к человеку заповеди Десятисловия: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор. 5:16). «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Матф. 23:8,9). Так учит Христос, указывая всем, что истинными, в полноте и учителями, и отцами, и начальствующими, могут быть только те, кто послушен Отцу Небесному и смиренно учится у Христа Спасителя. Кто силой Божьей благодати осознает ответственность за свое учительство, стремится к его совершенствованию, к его полноте в последовательности и преемственности, в духовности и нравственности, в системности и соответствующей спасительности причастия Христу и Его Церкви, Телу и Дому Божию. И учителям, и ученикам звучит к тому же от Господа апостольское предостережение: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7). Пройдя и плодотворно усвоив каждый урок, непременно просим Бога о даровании продолжения такого учения, условий и сил для достойной и достаточной подготовки к следующим занятиям и учеников, и учителей, как всех учеников Христовых. Во спасение верных и смиренных Христу и Его Церкви Православной ко благам века нынешнего и будущего вечной жизни, во славу Божию. ________________ Для достаточного усвоения материала обязательно в молитвенном состоянии, как ученики Христовы, перечитываем указанные тексты Святого Писания, в смиренном рассуждении воспринимаем истину, пересказываем с корректировкой к совершенствованию всю тему урока, записываем в рабочую тетрадь или дневник, корректируем в воскресной приходской школе. Молитву учим наизусть, разумно и от сердца молимся, смиренно и в мире Божьем двигаясь во Христе по предписываемому Им пути спасения. Молитвословы полный и краткий с переводом берем в библиотеке...
Опубликовано: 2021.11.13,19
Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru Опубликовано: 2021.11.10 Калашников Ю.В. Молитвы учащихся. [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/pr/prayer-pre-lesson.htm, (дата обновления: 2021.11.19). © Калашников Ю.В. 2021. Правила сайта |