ПРАВЕДНОСТЬ И МИР 
журнал православного богословия, культуры и права

главная / назидание / путь спасения / Начало мудрости – страх Господень и познание Святого – разум

 

Начало мудрости страх Господень и познание Святого – разум

«Начало мудрости – страх Господень, и познание Святого – разум; потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни» (Прит.9:10,11).

Как познается Бог? Он Сам открывается человеку, как Творец и Промыслитель мира, Спаситель человека от смерти и несчастий ко благам и жизни вечной. А способом, которым Бог открываться человеку, являются Его энергии (действия, движение). Движение же Сотворившего мир и Хранящего его в назначенном свыше порядке ничто и никто не может остановить, а все противящееся Ему уничтожается неизмеримой Его силой, как Бога Всемогущего.

«За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:17-19). Такой приговор к страданиям и смерти слышит впавший в самоволие Адам, то же должен услышать и всякий последовавший за ним во грех человек. А также ясно увидеть, как Господь «изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3:24). Так от древа жизни вечной, её истинных благ Божьих века нынешнего и будущего, отлучается каждый человек, ставший на путь противления Богу.

Но при этом всегда в устах Господа и Его народа звучит и иное неотъемлемое предупреждение – о Христе Спасителе, в полноте человеке и в полноте Боге, Он «будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15). Оно также обращено и к искусившему Адама сатане, и к каждому человеку. И указывает на вечное торжество Христа Спасителя и Бога, родившегося от Духа Святого и Марии Девы Богородицы Сына Божия в полноте Бога и в полноте человека. Как о том говорит святой Афанасий Великий: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом», чтобы возвратил себе дарованное первому Адаму при сотворении особое единство с Богом, Его образ и подобие Божие, обожился. А со всем этим получил бы и жизнь вечную.

Каждый здравый человек понимает, что поражение пяты, например, уколом иглы или жалом пчелы, болезненно, но не соизмеримо менее вредоносно, чем поражение головы, и притом копьем, которое смертельно опасно. Так претерпевает каждый, в том числе и святой человек многие скорби и лишения в своей жизни, но они только как исчезающий на прибрежном песке след в его вечной жизни. Во Христе же Спасителе человек никогда не теряет самого драгоценного – единства с Богом и даруемой Им блаженной и вечной жизнью. В противоположность тому сатана и им водимые духи и люди, они в противлении Богу получают временные и ничтожные достижения, лишаясь навсегда самого важного и великого – единства с Богом и даруемой Им благой и вечной жизнью.

Спасает же человека от смерти Христос Сын Божий и Бог, Благой Вестью призывает грешников к покаянию, вышней благодатью дарует кающимся и верным со Креста Животворящего жизнь, открывает обратный доступ к райскому древу жизни. Как об этом поет Церковь на Рождество Христово, что мы можем услышать на богослужении, а также внимательно рассмотреть текст в соответствующем уроке.

Ге́рманово: Прӏ̈иди́те, возра́дꙋемсѧ гдⷭ҇еви, настоѧ́щꙋю та́йнꙋ сказꙋ́юще: средостѣ́нӏ̈е граде́жа разрꙋши́сѧ, пла́менное ѻ҆рꙋ́жӏ̈е плещы̀ дае́тъ, и҆ херꙋвӏ́мъ ѿстꙋпа́етъ ѿ дре́ва жи́зни, и҆ а҆́зъ ра́йскӏ̈ѧ пи́щи причаща́юсѧ, ѿ негѡ́же произгна́нъ бы́хъ преслꙋша́нӏ̈ѧ ра́ди: неизмѣ́нный бо ѻ҆́бразъ ѻ҆ч҃ь, ѻ҆́бразъ присносꙋ́щӏ̈ѧ є҆гѡ̀, зра́къ раба̀ прӏ̈е́млетъ, ѿ неискꙋсобра́чныѧ мт҃ре проше́дъ, не преложе́нӏ̈е претерпѣ́въ: є҆́же бо бѣ̀ пребы́сть, бг҃ъ сы́й и҆́стиненъ: и҆ є҆́же не бѣ̀ прӏ̈ѧ́тъ, чл҃вѣ́къ бы́въ чл҃вѣколю́бӏ̈ѧ ра́ди. томꙋ̀ возопӏ̈и́мъ: рожде́йсѧ ѿ дв҃ы бж҃е, поми́лꙋй на́съ.

Германово: Придите, возрадуемся Господу, спасительную тайну вещая: стена ограды разрушилась, пламенное оружие обращается вспять, и Херувим отступает от древа жизни, и я райской его пищи причащаюсь, от которого же изгнан был за непослушание. Неизменный ибо образ Отчий, образ вечный Eго, вид раба приемлет, от Невкусившей брака Матери пройдя, не претерпев изменения. Ибо пребывает, Бог Сущий истинен. И чем не был, то принял, стал Человеком по причине Его человеколюбия. Тому возопием: «Родившийся от Девы Боже, помилуй нас».

Обретя милость Божию в прощении грехов, боящийся Бога человек начинает видеть не только строгость Всевышнего, но и Его благость, начинает понимать суть Его любви – заботу о человеке в соблюдении ведущих его ко благам заповедей – закона, в непрестанном при этом руководстве Божьем. Так страх Божий становится началом сходящей свыше мудрости. Разума человека, его здравого мышления обыденного и научного, подчиненного строжайшим правилам логики и всего научного труда. С таким наполнением разума страх Божий является началом, орудием и методом обретения полноты приготовленных Богом плодов в жизни человека и общества. Результатов действия во Христе и Святом Православии мудрых наполненных силой Слова Божьего и Духа Святого слов и поступков, труда и всей жизни смиренного Богу человека и общества.

Итак, страх наказания за своеволие в противлении Богу является одним из первых инструментов спасения человека ко благам века нынешнего и будущего жизни вечной, к мудрости и её многим плодам. Но только в единстве с Благой Вестью о возможности в смиренном покаянии возвратиться обратно к Богу, к даруемому Им прощению и благам. Страх Божий и Благая Весть – как две стороны одной настоящей монеты, как обоюдоострый меч, незаменимый в противостоянии злу и утверждении правды Божией. Как часть истории и методологии богословия, науки о познании Бога, Его спасения ко благам века нынешнего и будущего в верном причастии человека Христу и Богу, Его Телу и Дому Божию, Церкви Православной.

 

Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru

Опубликовано: 2021.10.07
Редакция: 2021.11.19

Калашников Ю.В. Начало мудрости – страх Господень и познание Святого – разум. [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/pr/awe-wisdom.htm, (дата обновления: 2021.11.19).

© Калашников Ю.В. 2021. Правила сайта