ПРАВЕДНОСТЬ И МИР
журнал православного богословия, культуры и права
главная / назидание / путь спасения / Начало мудрости – страх Господень и познание Святого – разум
Начало мудрости – страх Господень и познание Святого – разум «Начало мудрости – страх Господень, и познание Святого – разум; потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни» (Прит.9:10,11). Как познается Бог? Он Сам открывается человеку, как Творец и Промыслитель мира, Спаситель человека от смерти и несчастий ко благам и жизни вечной. А способом, которым Бог открываться человеку, являются Его энергии (действия, движение). Движение же Сотворившего мир и Хранящего его в назначенном свыше порядке ничто и никто не может остановить, а все противящееся Ему уничтожается неизмеримой Его силой, как Бога Всемогущего. «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:17-19). Такой приговор к страданиям и смерти слышит впавший в самоволие Адам, то же должен услышать и всякий последовавший за ним во грех человек. А также ясно увидеть, как Господь «изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3:24). Так от древа жизни вечной, её истинных благ Божьих века нынешнего и будущего, отлучается каждый человек, ставший на путь противления Богу. Но при этом всегда в устах Господа и Его народа звучит и иное неотъемлемое предупреждение – о Христе Спасителе, в полноте человеке и в полноте Боге, Он «будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15). Оно также обращено и к искусившему Адама сатане, и к каждому человеку. И указывает на вечное торжество Христа Спасителя и Бога, родившегося от Духа Святого и Марии Девы Богородицы Сына Божия в полноте Бога и в полноте человека. Как о том говорит святой Афанасий Великий: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом», чтобы возвратил себе дарованное первому Адаму при сотворении особое единство с Богом, Его образ и подобие Божие, обожился. А со всем этим получил бы и жизнь вечную. Каждый здравый человек понимает, что поражение пяты, например, уколом иглы или жалом пчелы, болезненно, но не соизмеримо менее вредоносно, чем поражение головы, и притом копьем, которое смертельно опасно. Так претерпевает каждый, в том числе и святой человек многие скорби и лишения в своей жизни, но они только как исчезающий на прибрежном песке след в его вечной жизни. Во Христе же Спасителе человек никогда не теряет самого драгоценного – единства с Богом и даруемой Им блаженной и вечной жизнью. В противоположность тому сатана и им водимые духи и люди, они в противлении Богу получают временные и ничтожные достижения, лишаясь навсегда самого важного и великого – единства с Богом и даруемой Им благой и вечной жизнью. Спасает же человека от смерти Христос Сын Божий и Бог, Благой Вестью призывает грешников к покаянию, вышней благодатью дарует кающимся и верным со Креста Животворящего жизнь, открывает обратный доступ к райскому древу жизни. Как об этом поет Церковь на Рождество Христово, что мы можем услышать на богослужении, а также внимательно рассмотреть текст в соответствующем уроке.
Обретя милость Божию в прощении грехов, боящийся Бога человек начинает видеть не только строгость Всевышнего, но и Его благость, начинает понимать суть Его любви – заботу о человеке в соблюдении ведущих его ко благам заповедей – закона, в непрестанном при этом руководстве Божьем. Так страх Божий становится началом сходящей свыше мудрости. Разума человека, его здравого мышления обыденного и научного, подчиненного строжайшим правилам логики и всего научного труда. С таким наполнением разума страх Божий является началом, орудием и методом обретения полноты приготовленных Богом плодов в жизни человека и общества. Результатов действия во Христе и Святом Православии мудрых наполненных силой Слова Божьего и Духа Святого слов и поступков, труда и всей жизни смиренного Богу человека и общества. Итак, страх наказания за своеволие в противлении Богу является одним из первых инструментов спасения человека ко благам века нынешнего и будущего жизни вечной, к мудрости и её многим плодам. Но только в единстве с Благой Вестью о возможности в смиренном покаянии возвратиться обратно к Богу, к даруемому Им прощению и благам. Страх Божий и Благая Весть – как две стороны одной настоящей монеты, как обоюдоострый меч, незаменимый в противостоянии злу и утверждении правды Божией. Как часть истории и методологии богословия, науки о познании Бога, Его спасения ко благам века нынешнего и будущего в верном причастии человека Христу и Богу, Его Телу и Дому Божию, Церкви Православной.
Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru Опубликовано: 2021.10.07 Калашников Ю.В. Начало мудрости – страх Господень и познание Святого – разум. [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/pr/awe-wisdom.htm, (дата обновления: 2021.11.19). © Калашников Ю.В. 2021. Правила сайта |