ПРАВЕДНОСТЬ И МИР
журнал православного богословия, культуры и права
главная / назидание / путь спасения / Чествуем Иоанна Богослова
Чествуем Иоанна Богослова и размышляем о богословствованииНа успение Иоанна Богослова
(26 сентября / 9 октября) Апостоле, Христу́ Бо́гу
возлюбленне, Стать богословом с дипломом о переквалификации и с новой профессией «теолог» ныне не так трудно. Но как не оказаться при этом в числе тех, кому Христос говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф.23:27,28). Из самого предупреждения понятно, чтобы избежать уподобления гробу или чучелу, человеку должно избавиться, как от безжизненных и, более того, смертоносных опилок и уже мертвечины, от лицемерия, лжи и беззакония и наполниться правдой и жизнью Божией. Таковым живущим в верности Христу и Богу, Его Слову и Истине, и всему должному, был Иоанн, один из апостолов учеников Христа. Именно ему Господь с Голгофского Креста поручил заботу о Своей Матери Пресвятой Богородице Марии Деве. Внимательно и смиренно рассматривая Святое Писание и Предание Церкви[1] можем и мы увидеть, а затем вышней благодатью и собственным старанием воспринять те особые, хотя и простые с виду качества, которые позволяют человеку называться истинным богословом, и учителем, и учеником от Бога, каковым был Иоанн Богослов, Церковью избранных из многих, чтобы так называться по достоинству. 1. «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се сын Твой» (Ин.19:25,26). Матерь и Иоанн были рядом со Христом до самого Его распятия на Кресте. Таковыми должно быть и нам, чтобы по праву называться богословами, ходить ко Христу и Богу не только за благами, но и верно неся вслед за Спасителем свой крест служения Христу и Богу, Церкви и Отечеству, семье и миру. 2. «Говорит Матери Своей: Жено! се сын Твой. Потом говорит ученику: се Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19:26,27). Иоанн удостоен был принять от Христа Богородицу, как свою мать. И нам должно быть такими пред Христом достойными принять в почтении Матерь Божью. Это также одно из первых условий, чтобы называться, как и Иоанн, богословами. Принять Марию Деву, как от Святого Духа родившую Христа Спасителя Сына Божия, в полноте человека и в полноте Бога. Что не могут сделать ни философы, ни иноверцы, ни сектанты, ни раскольники. Потому что одни не веруют в зачатие Христа от Святого Духа, а значит, не могут достойно почтить Богородицу, как Приснодеву, как всегда пребывающую в девстве. Иные не почитают и родившегося от Святого Духа и Марии Девы Христа, как Спасителя и Бога, прямо или косвенно, если непослушны священству Православной Церкви, имеющему от самих Христовых Апостолов непрерывающееся преемство власти учения, священнодействия и управления в Церкви Божией. 3. «Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом... приникнув к груди Спасителя» - говорится в Житиях святых (См… ЖС, ЖС). При этом Святое Писание неоднократно отмечает, что «нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства» (2Пар.19:7). Любить своих детей родители обязаны так же, без предпочтений. Тогда как как же пребывал Иоанн в особой любви Христа? Во-первых, вот так просто, «припав к груди Иисуса» (Ин.13:25). Но и не только внешне прилепляясь, как то делают и лицемеры, желая попитаться от стола так почитаемых источников их жизни, или помраченные в разуме и любви. Но, как наставляет Господь: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин.14:15). Многие могут припадать к образам и Распятию, мощам и рукам священства, прикрываясь при этом этими образами и святыми молитвами, добрыми, а вернее, слащаво-лицемерными в таком случае, словами и делами. Но Господь видит и поддерживает соблюдающих Его заповеди не притворно, а искренне. И таковым посылает, умоляя Отца, Святого от Отца исходящего Духа (Ин.14:15). То есть, любя всех равно, более дарует любви тем, кто способен воспринимать и свято хранить эту любовь. Как, например, родители своих пятерых детей, которым приобрели одинаковые добротные и красивые портфели и приказали беречь их. Но только один из них смог удержать их такую любовь, остальные вскоре стали ходить каждый с хозяйственным мешком, потому что портфелями играли в футбол вместо мяча да и от родителей убежали в беспризорники. В наставление всем, как призванным быть богословами, Иоанн Богослов говорит: «Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (1Ин.5:2,3). 4. Всякий человек несовершенен в понимании и исполнении заповедей Господних, грешит много, но спасается Христом в покаянии, в исповедании своих грехов, при этом не в их смаковании, а в желании избавиться, как от скверны, в стремлении к чистоте и совершенству, в неизменно сопровождающемся внимательном слушании и смиренном исполнении воли Христа и Бога. По наставлению святого Григория Богослова: «Любомудрствовать о Боге можно не всем; потому что способны к сему люди испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере очищают, и душу и тело» (Слово 27). «Говорить о Боге – великое дело, но гораздо больше – очищать себя для Бога, потому что в лукавую душу не войдет премудрость (Прем. 1, 4)» (Слово 32). Вот так «мытарь... не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: "Боже! будь милостив ко мне грешнику!"» (Лук.18:13). Обвинители блудницы, «будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди» (Ин.8:9). «Когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны...» (Мф.5:1-3). Каждому из таковых со словами покаяния на устах или только в сердцах смиренно стоящих пред лицом Божьим, в благоговении прикасающихся к краю его одежды или стопам, в надежде на вышнюю милость готовых принять всё назначенное им Богом, и говорит Господь: «Грехи твои прощены, Я не осуждаю тебя, внимая Богу Слову у ног Христа, распятого за вас и воскресшего, вы блаженны». Итак, вот что значит, быть богословом: - Всегда верно следовать за Христом Спасителем, неся свой крест служения Христу и Богу, Церкви и Отечеству, семье и миру. - Почитать и хранить достоинство Матери Божией Марии Девы Богородицы и всей Церкви Православной, её Христа Спасителя и Бога и всех святых. - Любить Христа и Бога, и ближнего в соблюдении благодатью Божьей заповедей Господних, в смиренном покаянии и чистоте, в послушании дети родителям, жены мужьям, мужи начальствующим, все в смиренном исполнении воли Божией. - Всегда стремиться ко Христу, в благоговении и надежде припадая к краю Его одежды, Его ногам и Распятию, с верою ходя пред лицом Восседающего на престоле Божием, в смирении внимая Его Слову, во всякое время пребывая в искреннем покаянии и потому неизменно находясь в чудном блаженстве детей Божьих, в красоте и силе тружеников и воинства Господня, в вечной жизни и славе Христа Спасителя и Бога.
Главный редактор журнала
«Праведность и мир»
Еще о пути спасения смотреть в журнале, например, со страницы: https://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/spirit.htm.
Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru Опубликовано: 2021.10.09 Калашников Ю.В. Чествуем Иоанна Богослова и размышляем о богословствовании. [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/pr/ioannbsl.htm, (дата обновления: 2021.10.09). © Калашников Ю.В. 2021 |
[1] Чтение Святого Писания на успение Иоанна Богослова (26 сентября / 9 октября): 1Ин.4:12-19; Ин.19:25-27, 21:24,25.