ПРАВЕДНОСТЬ И МИР 
журнал православного богословия, культуры и права

главная / назидание / путь спасения / благочестивое поведение в храме

 

Благочестивое поведение в храме

Введение
Правила благочестивого поведения в храме
Правила о поклонах и крестном знамении

 

Введение

«…Приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий» (Евр.12:28,29).

Входя в православный храм, Дом Божий, Жилище Христа Царя и Вседержителя, так прикасаясь к жизни Тела Христова Его Церкви, внемлем прозвучавшему апостольскому предупреждению и внимательно прочитаем предлагаемые далее места Святого Писания, а затем решим, нужно ли выучить и исполнять правила поведения во храме или это пустая трата времени.

«Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма называемых Красными просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказал: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача и хваля Бога…» (Деян.3:1-13). Дочитаем эту историю до конца…

«Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицом Господним. И сказал Моисей Аарону: вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь. Аарон молчал». (Лев.10:1-3)

Итак, чтобы радоваться о своих исцеляемых и укрепляемых Христом Целителем и Богом, здоровых духом, душой и телом детях, во славу Божью, а не замолчать однажды в стыде о их позорной гибели, как необузданных и отвратившихся от порядка Божия, исполнимся страха Господня и будем внимательны к образцам собственного поведения им преподаваемым… В том числе и поведения в православном храме, и без лукавства, чтобы, ко всему, воспитывать их разумными и честными, во всем, себе и окружающим, благом восприятии истины и порядка Божия….

ПРАВИЛА БЛАГОЧЕСТИВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ХРАМЕ
краткое приходское руководство

«Устроят Мне святилище, — сказал Господь Бог, — и буду обитать посреди их» (Исх. 25:8). «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). «Дом Мой есть дом молитвы» (Лк. 19:46). Молиться Богу можно везде Но, как хор слышнее одного голоса, так и молитва в Церкви «едиными усты, единем сердцем» скорее доходит до Бога.

1. По дороге в храм повторяй молитву смиренного мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному» (Лк. 18:13).

2. Входи в храм с духовной радостью. «Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя» (Пс. 39:17).

3. Входи в храм, ища мира, успокоения и очищения души твоей, ибо Господь говорит: «Приидите ко Мне. все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. П.28).

4 . В храме по обычаю мужчины должны стоять в правой стороне храма, а женщины — в левой. Проход к храмовой иконе на аналое остается свободным.

5. В храм надо приходить в скромной, не соблазнительной одежде. Женщинам следует быть с покрытой головой (1Кор. 11:5) и не накрашенными губами.

6 . Войдя в храм, сотвори в будни три земных, а в праздники и в воскресные дни три поясных поклона с молитвой: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

7. В храм приходи до начала Богослужения подай поминание о здравии живых и о упокоении усопших поставь свечи, приложись к иконам. Почитая икону, мы кланяемся не доске, на которой она написана, а Тому, Кто на ней изображен.

8. Когда проходишь мимо Царских Врат, приостановись и поклонись.

9. Нежелательно во время службы ходить по храму, ставить свечи, так как это мешает общей молитве.

10. В храме не любопытствуй, не рассматривай молящихся, а сосредоточься, вникай в Богослужение, совершай крестное знамение с поклонами.

11. Христианин должен всегда носить на себе нательный крест.

12. Не искажай креста, совершая крестное знамение. Делаем это так: первые три пальца правой руки соединяем вместе в честь Пресвятой Троицы, два последних, безымянный и мизинец, соединяем, прикладывая к ладони, что означает две природы Христа: Он Бог и человек. Сложив правильно пальцы, мы полагаем их на лоб, затем на «чрево», потом на правое и левое плечи, и только потом совершаем поклон. «Крест не просто пальцами должно изображать, но должно ему предшествовать сердечное расположение и полная вера» (Св. Иоанн Златоуст, IV век).

13. Приучай детей ходить в храм (Мф. 19:14), учи их молиться и вести себя в храме благоговейно.

14. В православном храме должно стоять, сидеть допускается только во время чтения кафизм (Псалтири), а также болящим и крайне утомленным.

15. В храме никого не осуждай, даже если увидишь явный грех, непорядок. Соблюдай в сердце своем мир и молитву к Богу, помни свои грехи, молись за того, кто грешит. Замечание, если действительно необходимо, полезнее сделать после службы (1Фес. 5:11-28).

16. Не должно покидать храм до конца Богослужения.

17. Ко Святому Причащению подходят после покаяния в грехах — исповеди и разрешительной молитвы священника (исключение делается для детей до 7 лет, они подходят к Святой Чаше без исповеди).

18. Исповедь должна совершаться после вечернего богослужения или утром до начала Божественной литургии.

19. Перед причащением руки сложи на груди крестом (правая сверху), с верою и любовью ко Христу причастись Его Святых Тела и Крови, поцелуй Чашу, но не крестись, чтобы случайно не толкнуть ее, и отойди к столику запить Причастие теплотой. К Причастию первыми подходят дети, церковнослужители (имеющие хиротесию), сначала мужчины и затем женщины. После причащения прочитай благодарственные молитвы.

Дополнения

Фото – Правила благочестивого поведения в храме (приходской листок)

Существуют более подробные правила поведения мирян в храме и на богослужении, публикуемые в богослужебных книгах: часослове, канонике, молитвослове или в отдельных изданиях.

___________________________________________

 

Правила о поклонах и крестном знамении

Церковная служба совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша и «не коснея» (т. е. не замирая, например, с рукой, воздетой ко лбу), единовременно со всеми молящимися в храме. Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением, и потом делать поклон. При малом поклоне наклоняются так, чтобы голова была на уровне пояса (поясной поклон), при великом поклоне нужно преклонить оба колена и главой достигнуть земли (земной поклон).

Поклоны в храме следует совершать тогда, когда это указано Церковным уставом, а не от своего грешного самоволия. «Если стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это Церковный устав, то стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, – в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу Твоему Небесному, Иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя (Мф.6:6)». (Святитель Филарет, митрополит Московский).

Положено креститься без поклонов:

1. В начале пения или чтения «Верую...», «Царю Небесный...», «Единородный Сыне и Слове Божий...».
2. На отпусте «Христос, истинный Бог наш...».
3. В начале чтения Священного Писания: Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном:

1. При входе в храм и при выходе из него (три поклона).
2. При возгласах: «Приимите, ядите...», «Пийте от нея вси...», «Твоя от Твоих...».
3. После пения «Отче наш» на литургии в праздничные и воскресные дни.
4. При возгласе «Святая святым» в праздничные и воскресные дни.
5. После пения «Честнейшую Херувим...».
6. Во время чтения Трисвятого, чтения или пения трикратного «Аллилуия», «Приидите, поклонимся...», после возгласа «Слава Тебе, Христе Боже...», перед отпустом (три поклона).
7. На литии (после каждого из первых двух прошений ектении – по три поклона, после двух остальных – по одному). При чтении молитвы «Владыко Многомилостиве...» осеняем себя крестным знамением и преклоняем голову.
8. В начале чтения или пения «Сподо́би, Господи...» на вечерни и Великого славословия на утрени (три поклона).
9. При чтении канона, на 1-й и 9-й песни, при первом молитвенном обращении (припеве) к Спасителю, Божией Матери, святым.
10. При пении «Бу́ди имя Господне...» в конце вечерни и литургии (три поклона).
11. При всех возгласах «Главы наша Го́сподеви прикло́ним» осеняем себя крестным знамением и преклоняем голову до возгласа священника.
12. После пения «Слава, Тебе Боже наш, слава Тебе» до и после чтения Евангелия, а после возгласа «Во́нмем» осеняем себя крестным знамением и преклоняем голову.
13. На литургии в начале пения «Херувимской» полагаем крестное знамение и преклоняем голову до выноса Святых Даров. После слов священника «Всех вас да помянет Господь Бог...» три поклона.

Креститься с земным поклоном:

1. В дни поста при входе в храм и при выходе из него (три поклона).
2. В дни поста, на утрени, после каждого припева к песне Богородице «Величит душа моя Господа...», после слов «Тя величаем...».
3. По окончании пения «Тебе поем...».
4. После «Достойно есть» или задостойника.
5. После пения «Отче наш» на литургии в будние дни.
6. При возгласе «Святая святым» в будние дни.
7. При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим...», и второй раз – при словах «Всегда, ныне и присно и во веки веков».
8. В Великий пост на литургии Преждеосвященных Даров во время возгласа «Свет Христов просвещает всех».
9. В Великий пост на литургии Преждеосвященных Даров во время пения «Да исправится молитва моя...» и «Ныне Силы Небесные...» преклоняются до земли.
10. В Великий пост, на великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице...» (поклон на каждом стихе); при пении «Богородице Дево, радуйся...» и прочее на великопостной вечерни (три поклона).
11. В Великий пост, при чтении молитвы св. Ефрема Сирина.
12. В Великий пост, при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда прии́деши во Царствии Твоем» (три земных поклона).
13. На великой вечерни в праздник Святой Троицы, при возгласе диакона «Па́ки и па́ки, прекло́нше колена...», преклоняют колени и склоняют голову до земли до окончания молитв.

Поясной поклон без крестного знамения:

1. При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас...», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа...», «И да будут милости Великаго Бога...».
2. В конце отпуста, если священник произносит его без креста.

Земной поклон без крестного знамения:

1. Великим постом, в конце великого повечерия, при молитве «Владыко Многоми́лостиве...» преклоняются до земли до окончания молитвы.
2. Великим постом, в конце великого повечерия, после слов священника «Простите, всечестни́и отцы и бра́тие...».

Креститься не положено:

1. Во время чтения Шестопсалмия.
2. Во время чтения или пения псалмов и стихир. На стихирах и псалмах только тогда полагаются поклоны, когда к этому призывают сами слова «поклони́мся», «покланя́емся», «кла́няемся», «припаде́м», «припада́ем» и т. д.

Не допускаются земные поклоны:

В воскресные дни.
В двунадесятые праздники.
В дни от Рождества Христова до Крещения.
От Пасхи до Пятидесятницы.

Поклоны прекращаются от вечернего входа (при пении «Свете тихий») под праздник до пения «Сподоби, Господи...» на вечерне в самый день праздника.

Выше представленные правила о поклонах и крестном знамении взяты из книги: Православный молитвослов для мирян (полный) по уставу Церкви. Данилов мужской монастырь; Москва. 2018. Правила копирайта не имеют. В иных источниках имеются некоторые отличия, например, в Полном православном молитвослове на всякую потребу, издания Свято-Успенской Почаевской Лавры, 2012 г. Мирянам на богослужении следует применять вариант, используемый в епархии по благословению владыки, в стремлении к благолепному единообразию и единомыслию Православной Церкви. В неизменном понимании отличия поклонения Богу от почитания святынь, направляющих наши души от образов к первообразу, Богу, с почитанием святых и почтительными поклонами ближнему.

Для большего упорядочивания своей жизни, в том числе духовной и церковной, повторить урок по святому пророку Самуилу.

 

«Младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время.
Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.
Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире.
Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» (1Пет.5:5-11).

 

Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru

Опубликовано: 2021.10.17
Редакция: 2021.11.19,21. 2023.09.19

Калашников Ю.В. Благочестивое поведение в храме. [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/pr/godliness-in-temple.htm, (дата обновления: 2023.09.19).

Праведность и мир
© Калашников Ю.В. 2021 - 2023. Правила сайта