ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

Журнал / Школа / Освящение / Дневник / Таблица / Послание Ефесянам

 

 

 Послание Ефесянам (толкование, уроки)

Содержание

Святым и верным во Христе Иисусе. Ефесянам, 216 зач., 1:1-9.
Всеоружие Божие. Ефесянам, 233 зач., 6:10-17.

 

Святым и верным во Христе Иисусе

Седмица 16-я по Пятидесятнице. Четверг. Ефесянам, 216 зач., 1:1-9.

Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Еф.1:1,2)

Как в каждом обычном письме, в этом апостольском послании указан его отправитель – апостол Павел, о котором Господь говорит: «Он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян.9:15). А если человек так избран Богом для определенного дела, то Сам Господь Его всемогуществом и любовью действует в жизни этого человека, в его словах и поступках. Потому апостольское пожелание благодати и мира и все послание действительно наполнено исходящей от Бога силой, обрести которую читатели призваны благоговейным восприятием передаваемой от Бога Отца истины о Боге, освящаемом и спасаемом Им человеке, включая наставление в его должном пред Богом поведении. Такое поведение в порядке Божьем является основой развивающегося на его основании мира с полной его благих плодов и даров Божьих.

Послание предназначено святым и верным во Христе Иисусе. Славянское слово святой происходит от слова свет. «Светом истинным, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоан.1:9), является Христос. Принимая Христа Спасителя, человек рождается от посылаемого Отцом по ходатайству Сына Святого Духа и так становится носителем жизни и света Божия. «Я – Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак, будьте святы, потому что Я свят» (Лев.11:45), - говорит Господь после отделения народа от власти грешного Египта под Свою власть и называет этот народ святым, то есть принадлежащим Богу, находящимся под Его руководством.

Устами пророка Исаии Господь повелевает человеку омыться от грязи физической и духовной путем добрых дел, а затем приглашает к Себе на освящающее рассуждение и обещает: «Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю… Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» (Ис.1:18,19). Так же и апостол Павел наставляя в важности угодного Богу рассудительного, в покаянии и благоговении принятия освящающих Таин Христовых, Его Тела и Крови, говорит: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор.11:29). Вторя устам Господним пророка: «Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис.1:20). Снова вразумляя нечестивых в апостоле: «От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:30).

В покаянии же смиренно внимающим наставлению Христа Спасителя и Бога, Его благодатью воспринимающим и исполняющим Его волю Господь говорит: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:14-16). Так в причастии Христу Спасителю и Богу, вероучению, послушанию и спасительным таинствам Его Церкви Православной человек становится святым носителем Света и Жизни Бога. Что невозможно утаить от окружающего мира, но чем должно через Христа Спасителя в добрых делах прославить Бога, в верности Господу обретая полноту приготовленных Им благ, становясь святым Божьим человеком по содержанию, трудам и званию.

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах (Еф.1:3)

Благословение – это слово, несущее благо. Таким благим в абсолютной полноте словом является Сам Бог, о Котором говорится: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1). Это во Святой Троице вторая ипостась – Сын Божий, как Слово Божье. Этим Словом благословляет Бог каждого человека. Принимая Его, как Христа Спасителя, главу Церкви, человек из духовной смерти и из-под власти князя мира сего (Еф.2:2) возрождается в жизнь вечную, а отвергая, пользуется Его предваряющей спасение благодатью ныне, но в будущем веке вместо вечной жизни ввергается в вечное посрамление, муки смерть. Соответственно, ныне полноту благ содержит слово спасающегося во Христе человека. Этим благословением человек благодарит и прославляет Бога, а ближнему несет предназначенные ему Богом истинные блага.

Ныне Христос на Небесах восседает одесную Отца, оттуда дарует и благословение. Как учит апостол: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак.1:17). Это доброе приходит человеку и народу даром ему от Бога удела, а также наставлением Слова Божия о том, как управлять этим уделом благо человеку и во славу Божию. Это Слово преображает разум, слова и поступки каждого смиренного Ему человека, открывая истину о Боге и должном пред Ним поведении в любви к Богу и ближнему, наполняя вышней мудростью и силой. Так Господь посредством послушного Ему человека производит в его жизни приготовленные ему плоды и дары Божьи, явно наполняет ими Его земной и небесный Дом Божий. Таинственно ниспосылаемую благодать Слова и Духа позволяет смиренным увидеть в откровении, как «чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Откр.22:1).

Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви… (Еф.1:4)

Избирает Бог человека ко спасению и призывает на служение прежде создания мира. Однако это не значит, что Бог иных заранее определяет к вечной смерти. «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин.3:17). Спасаются же только уверовавшие, которых Всеведущий Бог видит заранее, как видит всё в пространстве, в прошедшем, настоящем и будущем времени, так же и в вечности. Всегда оставаясь Владыкой всего Его творения, в процессе спасения человека предупреждает: «Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею» (Рим.9:15). Это действие бесконечно Всемогущего Бога ныне в полноте понять человеку невозможно, как об этом предупреждает апостол: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13:12). Что не делает человека ущербным, но в страхе Божьем дарует ему мудрость покаянного послушания Христу Спасителю и Богу, «от Божественной силы Которого даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (2Пет.1:3).

Так избранный прежде создания мира «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт.6:9). Потому и спас Бог его и его семью в восьми душах от смерти во Всемирном потопе. Все оказавшиеся за бортом его ковчега, как за оградой Церкви Православной, погибли. Перед наказанием нечестивых «восскорбел в сердце Своем» (Быт.6:6) Бог, когда увидел народ, идущий в противлении своему Творцу в смерть. «И обонял Господь приятное благоухание» (Быт.8:21), когда Его взору после потопа предстал смиренно возносящий молитвы Ной, в послушании Богу вышней благодатью созидающий и хранящий свою жизнь в вечность. В такой Божественной любви желает нас видеть Господь, исполняющими заповеди и волю Бога Отца по отношению к ближнему, в милосердии сочувствующими его бедам и радостям. Христос говорит, что в таком святом и непорочном, благом всем служении «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). Потому апостол призывает всех: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол.3:14).

Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его… (Еф.1:5-7)

(Продолжение следует)

_____________________________________

Задание урока

С молитвой, благоговейно перечитать и старательно осмыслить, как Богом даруемые, указанные тексты Святого Писания в контексте их событий и наставлений.

В дневнике в дополнение к записям прошлых уроков кратко записать суть, условия и цель обретения человеком от Бога содержания, дел и звания святых, непорочных и призванных в любви. Чтобы быть способными на благо себе и ближнему принимать дары Божии, достойно управлять своими от Бога обретенными уделами в Его Доме Божьем.

Выучить наизусть текст или краткое его изложение, и место: «…Святым и верным во Христе Иисусе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (Еф.1:1,2). Уметь также близко к тексту излагать всё рассмотренное в уроке зачало.

Опубликовано: 2022.01.13

(Продолжение следует)

Всеоружие Божие

Неделя 27-я по Пятидесятнице. Ефесянам, 233 зач., 6:10-17.

Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. (Еф.6:10)

В предыдущем тексте Господь устами апостола открывает основы отношений между мужем и женой, родителями и детьми, а также между руководителями и подчиненными. В Послании 1-м Тимофею 3:1-13 в деталях описывает необходимые для епископа, а также и для любого руководителя качества. А в этом зачале поясняет, как человеку укрепляться для должного понимания и исполнения своих обязанностей в уделе семьи, общества и Церкви, как двигаться в духовном росте. Конечно, быть в команде под хорошим руководством и с хорошими подчиненными – это условие назначенного Богом укрепления человека и общества силой организации жизни и труда в распределении функций, обязанностей и ответственности между её членами. Но чтобы такая организация не оказалась грешной и преступной в противлении Богу, а значит, предназначенной Им на истребление, то необходимо при этом «укрепляться Господом и могуществом силы Его».

Укрепляться Господом, значит исполниться таинственно действующим Святым Духом и явно преображающим человека Словом Божьим, Самим Богом, дарующим смиренным мудрость и любовь, силу и крепость. Что естественно для рожденных свыше детей Божьих (Еф.2:1-9), в которых вышней благодатью обитает и действует Всемогущий Бог (Еф.3:16-21). В неизменном состоянии крепкого во Христе человека и народа, пребывающего в порядке и мире Божьем, и поэтому в каждую секунду его бытия готового к отражению нападок воинствующего лукавого, им ведомых духов и людей.

11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. (Еф.6:11-12)

Апостол указывает на необходимость укрепляемому в силе Бога воинству взять Его оружие. При этом отмечается особенность этого оружия, соответствующая особенности его применения к противнику. Как на поле боя, например, для поражения пехоты, танков или самолетов применяется предназначенное для этого оружие, так и для войны в духовном мире, где противником является не плоть и кровь, а коварно действующий сатана (богопротивник) и духи злобы поднебесной. Падшие духи имеют определённую духовную силу, но направленную против исполнения воли Бога, ничтожную в сравнении с силой Вседержителя, но не преодолимую силой человека в оставлении им его Спасителя Христа и Бога. Этой силой сатана и падшие духи правят в поднебесье, в части человеческого общества отделенной от Бога, действуют путем обмана, то есть тьмы, в которую погружается разум человека, доверившегося не Богу, а Его противникам, падшим духам-человекоубийцам.

Святая брань против падшего мира по своей сути направлена не против человека, его крови и плоти, но «против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12). Соответственно, целью этого противостояния ставится не истребление враждующих со святыми людей или даже падших духов. Но освобождение и защита каждого человека от ведущей в смерть власти, коварства и злодейства лукавых духов и им водимых людей, способствование смиренным Христу и Богу в обретении ими благ и счастья жизни вечной. Если же злодеи не внимают увещеванию, направляющему их к порядку и миру, не оставляют своих греховных дел и продолжают бесчинствовать, то останавливаются Богом и Его народом для вразумления. И если после достаточного вразумления все же продолжают упорствовать и наступать на правду, порядок и народ Божий, то встречают должный отпор ведомого Богом Его народа, который применяет оружие на поражение и с молитвой отправляет этих нечестивых на последний Суд к Богу.

Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. (Еф.6:13)

О сатане Христос говорит, что он «человекоубийца от начала, который не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан.8:44). В доверии Христу Спасителю и Богу, в здравом разуме стремящийся к полноте счастливой жизни человек, естественно, пытается противостоять тому, кто готов его обмануть, ввергнуть в вечные страдания и смерть. Для этого противостояния, в день злой нападения лукавого, Господь дарует человеку жизнь вечную и необходимое для её защиты оружие. Причем, всю его полноту, требующуюся для полной победы над врагом. А днем злым, когда нападает сатана, для человека является вся его жизнь века нынешнего, пока Господь не свершит Последний суд над нечестивыми. Потому апостол Петр повелевает нам на каждый день: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8).

Необходимо знать, что сатана может делать только то, что ему позволяется Богом. Так было с праведником Иовом (Иов.1:6-2:7). Так у Иисуса бесы просили, «чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им» (Лук.8:31,32). Позволяет же Господь человеку испытать нападения падших духов и ими водимых людей, чтобы он силой Божией благодати «мог противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф.6:13). Чтобы человеку Божию победить богопротивников и тем усовершенствоваться в образ и подобие Божие. При этом человеку и обществу должно привлечь к ответственности злодеев и так утвердить в обществе вышний порядок, в том числе принцип неотвратимости наказания за преступления. И тогда таковые исполнившие волю Божию слышат: «Вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1Ин.4:4).

Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною… (Еф.6:14)

Победить лукавого человекоубийцу возможно только во Христе Спасителе и Боге, Который предупреждает: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). А также говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6). То есть Христос, являясь Истиной, верным откровением Божественной тайны, движет Словом Божьими и Духом Святым каждого человека по пути вечной жизни, если только этот человек является исполнителем заповедей Христовых (Ин.14:15-18). Истина здесь аналогична поясу древнего, времени апостола Павла воина. Поясу, который поддерживал полы халата, обычно длинного и поднимаемого при необходимости для удобства передвижения воина. Поясу, который также является и вместилищем всего необходимого воину в сражении и потому носимому им с собой оружия, снаряжения. Так уподобляемая поясу истина вмещает в себя все необходимое человеку для понимания воли Божией и движения в её исполнении. Этой истиной является Сам Христос Спаситель и Бог, в полноте человек и в полноте Бог, дарующий каждому смиренному Ему человеку вечную жизнь и её блага века нынешнего и будущего.

И облекшись в броню праведности (Еф.6:14)

Еще о броне воина Христова говорится в 90-м псалме, открывающем Бога и покров Его благодати над жизнью смиренного Ему человека, верно трудящегося в дарованном ему и хранимом Богом его уделе: «Щит и ограждение - истина Его» (Пс.90:4). Ограждающим человека от поражения сатаной является бронированный щит, выдвижение за границу которого в преступлении закона Божия неминуемо заканчивается смертью. Этот щит – понимание даруемого Богом человеку откровения правды Божией (ве́дение правды) о Самом Боге и должном перед Его лицом поведении человека. И не простое теоретическое, отстраненное от действительности знание, а в помыслах, словах и поступках истинное владение этой правдой Божией и явление её окружающему миру в своей жизнедеятельности. По слову Христа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16).

Адам, преступивший закон Божий вкушением запрещенного Богом плода, оказался вне Эдемского сада. Сначала в отделении от добрых, угодных Богу дел, а затем и в отделении от древа вечной жизни, в изгнании Богом на проклятую за его грех и приносящую ему скорби землю. Так погиб весь мир, оказавшийся за бортом Ноева ковчега (Быт.7:23), суть ограды Церкви Божией, порядка Святого Православия. Так ныне оказывается вне спасительной благодати каждый отвергающий Христа Спасителя и Бога, потому что «верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин.3:18). Спаситель предупреждает, что отвергающий Его «извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин.15:6). Так же и после последнего Судного дня Господь вводит Его народ в вечные Небеса, «а вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр.22:15). Вне полноты благ Господних века нынешнего и будущего находятся все отвергнувшие предлагаемую Спасителем броню праведности.

Праведность же эта является не плодом действия человека, а даруемым ему Богом оправданием во Христе Спасителе, Который на Кресте совершил искупление всего мира от проклятия и греха. В эту ограду вводит человека Спаситель, облекает (одевает) так его в необходимые каждому человеку, как воину Христову, бронированные доспехи. Облекается же человек в них только в искреннем покаянии, восприятием апостольского предупреждения: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1:8,9). Очищает нас так Господь от неправды, от отсутствия правды, то есть от дырок в нашей броне праведности, одевая в самую совершенную, благодатью свыше даруемую защиту – в пребывание во Христе и Боге. Путем причастия Христу Спасителю и Его Церкви Православной, её вероучению, таинствам и благолепию управления.

И обув ноги в готовность благовествовать мир (Еф.6:15)

Освобожденному от легиона бесов человеку Господь повелевает: «Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. И он пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились» (Мар.5:19,20). Так Спаситель, освобождая человека от власти падшего мира и вводя под покров Его благодати в жизнь вечную, повелевает ему нести в мир Благую Весть об этой милости Божией. Когда апостолам в иудейском синедрионе запретили говорить об имени Христа, проповедовать в мире Его Благую Весть, то апостолы сказали: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему» (Деян.5:29-32). А так как обитающий в каждом верно повинующемся Христу человеке Дух Святой ведет его на исполнение воли Божией, то все таковые вслед за апостолами повторяют: «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян.4:20). Эту готовность благовествовать мир человек обретает от Христа Спасителя и Бога после покаяния вместе с прощением грехов, с благами века сего и будущего вечной жизни, и реализует силой мудрости и любви обитающего в нем Бога.

А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого (Еф.6:16)

Стрелы лукавого – это ложь о Боге и Его творении, о совершаемом Им Промысле мира и спасении человека. Отразить такие раскаленные стрелы лжи, способные пробить и броню праведности человека, как снаряды – броню танков, можно только владея несокрушимой истиной, открываемой человеку Богом и являющейся Самим хранящим человека Христом Спасителем и Богом (Ин.14:6). Часть этой истины человек может проверить в своей жизни лично, а иную часть ему приходится принимать на веру, полагаясь на авторитет её преподающего. Вера эта только обязательно должна быть Божьей, исходящей от Бога истинного и человеколюбивого, воспринимаемой и передаваемой верным душам Христом и Его Церковью, в неизменном причастии воинства Христу и Церкви. В угодных Христу Спасителю и Богу делах, совершаемых в соответствии с вероучением и жизнью Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Православной. Потому что «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6).

«Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» (Нав.1:8,9). В этом кратком поучении о важности знания Святого Писания и Предания Церкви указывается на источник обретения истинной веры. Как познания и применения истины и так обретения цельности с Богом, единственно способным сохранить человека от козней коварнейшего сатаны и даровать Своим присутствием и участием в жизни человека победу над лукавым, над его ложью и несомой им смертью. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:16,17), - учит апостол, указывая на приходящее от Бога и вводящее в единство с Богом Святое Писание. Посредством которого человек благодатно питает свою веру, как знание истины об окружающем бытии, которой он верно (без искажений и предательства) пользуется в защите от смертоносной лжи лукавого.

«Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен. Имение богатого – крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении» (Прит.18:11,12), - говорит Мудрость, предостерегая человека от погибельной замены его имением и фантазиями Бога, дарующего истинную веру и безопасность. «Прозри! вера твоя спасла тебя» (Лук.18:42), - говорит Христос прозревшему слепцу, который в покаянии попросил у Него исцеления. Так же говорит каждому человеку, приходящему к Нему с верой и покаянием и тем обретающему свободу от тьмы и слепоты разума. Ученикам, которые просили Христа умножить у них веру, Господь повелевает в процессе исполнения всего угодного Богу, говорить: «Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лук.17:10). Так для укрепления щита веры Господь запрещает искать особой благодарности за верное исполнение всего должного пред Христом и Богом, и потому укрепление веры и самого человека приходит к нему вышней благодатью. Но исполнение должно быть верное, без изъянов и предательств.

И шлем спасения возьмите (Еф.6:17)

«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48), - повелевает нам Христос Спаситель. И если мы понимаем обязанность в совершенстве исполнять волю Божию и реально видим свои возможности, то тем соглашаемся с приговором такому греховному состоянию – с высшей мерой наказания за грех, смертью. И тут Господь дарует нам во Христе Спасителе оправдание, не совершенными делами человека, а верой в совершенного Человека Сына Божия, «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим.4:25). «Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:23). Итак, шлем спасения – это дар Божий вечной жизни всем во Христе Спасителе и Его Церкви богоугодникам. Без этого шлема человек не может противостать обвинениям сатаны, которые он выдвигает человеку, пытаясь отвращением от Христа Спасителя ввергнуть его в вечные муки и смерть озера огненного.

«Удалите злые деяния ваши от очей Моих… научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис.1:16,17), - повелевает нам Спаситель Бог устами пророка Исаии. И затем всех скорбно разочаровавшихся в своих возможностях призывает: «Придите – и рассудим… Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю» (Ис.1:18). С двояким ввергающим человека в благоговейный страх обещанием: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис.1:19,20). После использования такого приглашения и покаянного в нем размышлении с Богом о своих грехах Исаия говорит Господу: «Во благо мне была сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой» (Ис.38:17). Знающий Бога Его пророк Михей говорит о Боге: «Не вечно гневается Он, потому что любит миловать» (Мих.7:18).

Так даруется смиряющимся Христу и Богу в ветхозаветной и новозаветной Церкви спасение в жизнь, к ее благам века сего и будущего. Такой «шлем спасения» необходим воину Христову, как обязательная часть его полного вооружения.

И меч духовный, который есть Слово Божие (Еф.6:17)

Духовный меч Слова Божия необходим воину Христову для поражения лживого слова сатаны, любой неправды им водимого падшего мира. Как свет истины, Слово Божье необходимо для рассеяния тьмы заблуждений и неправды человека, отступившего от Бога и так помрачившегося в разуме (Рим.1:21). «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть…» (Ин.1:1-4). Так говорит Евангелие о Слове Божьем, Самом Боге Творце и Промыслителе мира, Спасителе человека, дарующем ему жизнь и свет. Принявшие с верою это Слово – Сына Божия во Святой Троице и Христа Спасителя, как вочеловечившегося Бога, обретают «власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:12,13).

Поселяющимся в человеке Святым Духом и возрождающим его так в вечность, человек обретает внутрь себя Бога – Свет и Истину, которые несут каждому смиренному Ему человеку здравость в помыслах, рассуждениях и всей жизни. Апостол об этом Слове Божьем говорит, что оно «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). В состоящем из духа, души и тела человеке Слово Божье отделяет душу от руководства плотью и падшим миром для руководства духом, возрожденным и руководимым Святым Духом. Так вышней благодатью творит в человеке храм Святого Духа (1Кор.3:16), направляет человека совершенствовать свою душу и жизнь, как часть Дома Божия, православной культуры. Ополчаться в ней против зла для спасения её в послушание Слову Божию к вечной жизни и её благам века сего и будущего. И только потом Слово Божие благо действует через такого человека в окружающем его обществе. Так же направляя всех на истребление не своей или чужой плоти, а на уничтожение противных Богу и погибельных человеку помыслов и желаний.

Хотя на этом пути Бог и Им руководимый народ неизбежно истребляет не только злые помыслы и деяния, но и неотделимо, «намертво» прикрепляющихся к ним людей. Так например, после запрета в Декалоге убийства человека, Господь повелевает предавать смерти детей, оскорбляющих своих родителей (Исх.21:17) или буйно проматывающих родительское имущество (Втор.21:18-21), и иных прелюбодеев (Лев.20:9-13) и хулящих Бога. И дарует блага тем, которые исполняют Его волю. Например, в случае спасения святым Финеесом народа от его истребления за прелюбодейство (Чис.25:1-13). Христос, отходя к Отцу на Небеса, повелевает для этого ученикам взять мечи (Лук.22:36). Устами апостола предупреждает народ и начальствующих, что мечи эти нужно носить не напрасно, как тунеядцы или еще и активные злодеи, а применяя в процессе наведения в обществе вышнего порядка Божия. А чтобы было от их применения благо всем, призывает каждого человека: «Не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим.6:13).

Итак, ступив на путь укрепления Господом и могуществом силы Его, человек должен стать послушным Богу причастником Христу Спасителю и Его Церкви Православной, тем обрести в свою жизнь возрождающего его к вечности Святого Духа. А с Ним и Его духовный меч – Слово Божие, Истину, просвещающую его разум и руководящую всей его жизнью, дарующую всеоружие Божие и превращающую человека в духовный и физический инструмент, всеоружие в руках совершенного Христа Спасителя и Бога. В памятовании, что «от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию» (2Пет.1:3).

_____________________________________

Задание урока

С молитвой, благоговейно перечитать и старательно осмыслить, как Богом даруемые, указанные тексты Святого Писания в контексте их событий и наставлений.

В дневнике в дополнение к записям прошлых уроков кратко записать суть, условия и цель обретения человеком от Бога всего приготовленного Им оружия. Как часть инструментария, необходимого человеку для управления его уделом в Доме Божьем.

Выучить наизусть или краткое изложение текста и его место: «Братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Еф.6:10,11). Уметь также близко к тексту излагать всё рассмотренное в уроке зачало.

Опубликовано: 2022.01.09
Редакция: 2022.01.10

 

 

(Продолжение следует)

 

Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru.

Опубликовано: 2022.01.09
Редакция: 2022.01.10,13

Калашников Ю.В. Послание Ефесянам (толкование, уроки). [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lect/nt/67ephesians.htm, (дата публикации: 2022.01.13)

 

ПРАВИЛА САЙТА

ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ © КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2022