ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

Журнал / Школа / Освящение / Дневник / Таблица / Послание Ефесянам

 

 

 Послание Ефесянам (толкование, уроки)

Содержание

Святым и верным во Христе Иисусе. Ефесянам, 216 зач., 1:1-9.
Совершение святых. Ефесянам, 224 Б зач., 4:7-13.
Святые мужи и жены.  Ефесянам, 231 зач., 5:25-33.
Святые родители и дети. Ефесянам, 232 зач., Еф. 5:33-6:9.
Всеоружие Божие. Ефесянам, 233 зач., 6:10-17.


Святым и верным во Христе Иисусе

Седмица 16-я по Пятидесятнице. Четверг. Ефесянам, 216 зач., 1:1-9.

Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Еф.1:1,2)

Как в каждом обычном письме, в этом апостольском послании указан его отправитель – апостол Павел, о котором Господь говорит: «Он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян.9:15). А если человек так избран Богом для определенного дела, то Сам Господь Его всемогуществом и любовью действует в жизни этого человека, в его словах и поступках. Потому апостольское пожелание благодати и мира и все послание действительно наполнено исходящей от Бога силой, обрести которую читатели призваны благоговейным восприятием передаваемой от Бога Отца истины о Боге, освящаемом и спасаемом Им человеке, включая наставление в его должном пред Богом поведении. Такое поведение в порядке Божьем является основой развивающегося на его основании мира с полной его благих плодов и даров Божьих.

Послание предназначено святым и верным во Христе Иисусе. Славянское слово святой происходит от слова свет. «Светом истинным, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоан.1:9), является Христос. Принимая Христа Спасителя, человек рождается от посылаемого Отцом по ходатайству Сына Святого Духа и так становится носителем жизни и света Божия. «Я – Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак, будьте святы, потому что Я свят» (Лев.11:45), - говорит Господь после отделения народа от власти грешного Египта под Свою власть и называет этот народ святым, то есть принадлежащим Богу, находящимся под Его руководством.

Устами пророка Исаии Господь повелевает человеку омыться от грязи физической и духовной путем добрых дел, а затем приглашает к Себе на освящающее рассуждение и обещает: «Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю… Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» (Ис.1:18,19). Так же и апостол Павел наставляя в важности угодного Богу рассудительного, в покаянии и благоговении принятия освящающих Таин Христовых, Его Тела и Крови, говорит: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор.11:29). Вторя устам Господним пророка: «Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис.1:20). Снова вразумляя нечестивых в апостоле: «От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:30).

В покаянии же смиренно внимающим наставлению Христа Спасителя и Бога, Его благодатью воспринимающим и исполняющим Его волю Господь говорит: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:14-16). Так в причастии Христу Спасителю и Богу, вероучению, послушанию и спасительным таинствам Его Церкви Православной человек становится святым носителем Света и Жизни Бога. Что невозможно утаить от окружающего мира, но чем должно через Христа Спасителя в добрых делах прославить Бога, в верности Господу обретая полноту приготовленных Им благ, становясь святым Божьим человеком по содержанию, трудам и званию.

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах (Еф.1:3)

Благословение – это слово, несущее благо. Таким благим в абсолютной полноте словом является Сам Бог, о Котором говорится: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1). Это во Святой Троице вторая ипостась – Сын Божий, как Слово Божье. Этим Словом благословляет Бог каждого человека. Принимая Его, как Христа Спасителя, главу Церкви, человек из духовной смерти и из-под власти князя мира сего (Еф.2:2) возрождается в жизнь вечную, а отвергая, пользуется Его предваряющей спасение благодатью ныне, но в будущем веке вместо вечной жизни ввергается в вечное посрамление, муки смерть. Соответственно, ныне полноту благ содержит слово спасающегося во Христе человека. Этим благословением человек благодарит и прославляет Бога, а ближнему несет предназначенные ему Богом истинные блага.

Ныне Христос на Небесах восседает одесную Отца, оттуда дарует и благословение. Как учит апостол: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак.1:17). Это доброе приходит человеку и народу даром ему от Бога удела, а также наставлением Слова Божия о том, как управлять этим уделом благо человеку и во славу Божию. Это Слово преображает разум, слова и поступки каждого смиренного Ему человека, открывая истину о Боге и должном пред Ним поведении в любви к Богу и ближнему, наполняя вышней мудростью и силой. Так Господь посредством послушного Ему человека производит в его жизни приготовленные ему плоды и дары Божьи, явно наполняет ими Его земной и небесный Дом Божий. Таинственно ниспосылаемую благодать Слова и Духа позволяет смиренным увидеть в откровении, как «чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Откр.22:1).

Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви… (Еф.1:4)

Избирает Бог человека ко спасению и призывает на служение прежде создания мира. Однако это не значит, что Бог иных заранее определяет к вечной смерти. «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин.3:17). Спасаются же только уверовавшие, которых Всеведущий Бог видит заранее, как видит всё в пространстве, в прошедшем, настоящем и будущем времени, так же и в вечности. Всегда оставаясь Владыкой всего Его творения, в процессе спасения человека предупреждает: «Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею» (Рим.9:15). Это действие бесконечно Всемогущего Бога ныне в полноте понять человеку невозможно, как об этом предупреждает апостол: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13:12). Что не делает человека ущербным, но в страхе Божьем дарует ему мудрость покаянного послушания Христу Спасителю и Богу, «от Божественной силы Которого даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (2Пет.1:3).

Так избранный прежде создания мира «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт.6:9). Потому и спас Бог его и его семью в восьми душах от смерти во Всемирном потопе. Все оказавшиеся за бортом его ковчега, как за оградой Церкви Православной, погибли. Перед наказанием нечестивых «восскорбел в сердце Своем» (Быт.6:6) Бог, когда увидел народ, идущий в противлении своему Творцу в смерть. «И обонял Господь приятное благоухание» (Быт.8:21), когда Его взору после потопа предстал смиренно возносящий молитвы Ной, в послушании Богу вышней благодатью созидающий и хранящий свою жизнь в вечность. В такой Божественной любви желает нас видеть Господь, исполняющими заповеди и волю Бога Отца по отношению к ближнему, в милосердии сочувствующими его бедам и радостям. Христос говорит, что в таком святом и непорочном, благом всем служении «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). Потому апостол призывает всех: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол.3:14).

Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его… (Еф.1:5-7)

_____________________________________

Задание урока

С молитвой, благоговейно перечитать и старательно осмыслить, как Богом даруемые, указанные тексты Святого Писания в контексте их событий и наставлений.

В дневнике в дополнение к записям прошлых уроков кратко записать суть, условия и цель обретения человеком от Бога содержания, дел и звания святых, непорочных и призванных в любви. Чтобы быть способными на благо себе и ближнему принимать дары Божии, достойно управлять своими от Бога обретенными уделами в Его Доме Божьем.

Выучить наизусть текст или краткое его изложение, и место: «…Святым и верным во Христе Иисусе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (Еф.1:1,2). Уметь также близко к тексту излагать всё рассмотренное в уроке зачало.

Опубликовано: 2022.01.13

Совершение святых

Неделя после Богоявления. Ефесянам, 224 Б зач., 4:7-13.

Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. (Еф.4:7)

Каждый человек имеет дары Божии. Это, во-первых, сама жизнь, её дыхание, а также многие таланты, задатки совершенств, которые человеку необходимо развивать, чтобы обрести от их Подателя Христа похвалу, уделы для их приложения и необходимые для этого ресурсы (Мф.25:13-46). Самый ценный дар человеку от Бога это Сам Бог, во Христе Спасителе дарующий каждому человеку века нынешнего спасение от смерти за грехи. «Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:23). Апостол учит, что «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин.2:2). Однако в жизнь вечную века будущего войдут только верные Христу и Его Церкви Православной, по слову Христа: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). Отвергнувшие Христа Спасителя «пойдут в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:46).

Мера дара Христова зависит от состояния человека, окружающего его общества и Промысла Божия, и является самой лучшей для человека. В полноте эту меру знает только Бог и постепенно увеличивает и открывает её человеку, в процессе его духовного и иного роста. О чем говорит апостол: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9). Любящим, значит, соблюдающим Его порядок и имеющим ко всему такие же чувства, как у Отца Небесного. Например, падшие радуются грехам, прелюбодеи их прелюбодействам, злодеи их злодействам, а Бог печалится и плачет о них как о погибающих, таков же и Его народ Божий. И таковым духовным Бог Святым Духом открывает Его намерения, чтобы им знать всё дарованное от Бога и не взять на себя лишнюю или уменьшенную нагрузку, власть и ответственность.

Как это может быть у неразумного человека, берущего с собой в поход в горы авоську и банковскую карточку, а в булочную – удочку, горное снаряжение и прикроватную тумбочку. Для разумных это выглядит глупо, а чтобы  нам не стать таковыми в собственной жизни, каждому должно знать призвание от Бога и всё даруемое Им для назначенного труда, многие в этом Им назначенные меры. Зная, «что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28). Имея также и спасительный страх Божий, чтобы не делать и не принимать в свою жизнь того, что противно Богу и запрещено Им. Например, не становиться причастниками преступных организаций, претендующих на часть их злодейски полученных ценностей. Как предупреждает Мудрость: «В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, а делают засаду для их крови... Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им» (Прит.1:17-19).

Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. (Еф.4:8-10)

«Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты (Пс.138:8), - говорит о Боге псалмопевец Давид, благоговейно удивляясь красоте и величию до конца не постижимого Промысла Божия, - Дивно для меня ведение Твое, - высоко, не могу постигнуть его!» (Пс.138:6). Но что открыто человеку о Боге, о том говорит муж Божий точно: «Извлек меня из страшного рва… и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы, и вложил в уста мои новую песнь - хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа» (Пс.39:3,4). Притом отрывает цель сошествия Бога на проклятую за грех человека землю – спасение смиряющихся Ему, дарование им крепости и сил, распространение ими до краев земли о Нем славы Спасителя и Освятителя человека. Который посредством святых освящает и их уделы.

После нечестивых, как известно, от их необузданного поведения все приходит в разруху и упадок, загаживается нечистотами, истощается и погибает. Не так на пути Христа и Его народа. Там где проходит Спаситель, все наполняется Его порядком и мерой, миром и плодотворностью, свободой от зла и жизнью, её вечным блаженством, красотой и славой Божьей. Так же и в движении святых, в которых обитает и действует Бог. Ефесянам, которым адресуется это послание, эта полнота была известна не понаслышке. Когда апостол Павел наставлял их в вере и жизни Святой Церкви, на их глазах «Бог творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян.19:11,12).

Чтобы нам иметь такую от Бога полноту, необходимо хранить себя от увлечений различными философиями, особенно, противными Богу и святому обществу идеями, ценностями и обычаями. Например, таковыми криминальной субкультуры, часто заполняющими и значительно разрушающими всё общество, в том числе и его местное и государственное управление, удаляющими человека и общество от Христа Спасителя, Его Церкви и жизни, нынешних и вечных благ православной истинно культуры. Потому что именно во Христе «обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти» (Кол.2:9,10). Во Христе – полнота Бога, в Церкви Христовой Православной – полнота Христа, и в нас – полнота Христа и Бога, Его благ и жизни, если мы причастники Христа и Его Церкви, Дома Божия. Если пребываем в благоговейном поклонении Христу Спасителю и Богу, почитаем Марию Деву Богородицу и святых праведников, крест Христов, святые иконы и мощи. Если находимся в порядке вероучения, таинств и устройства Церкви Православной. Как должно святому воинству и труженикам Христовым, следующим за Христом Спасителем в несении своего креста и полноты Божией, в блаженной готовности и жизнь свою положить за святую веру и Отечество, и мир между народами.

«Всем православным христианам, право содержащим спасительную веру и повинующимся Христовой Церкви, подай, Господи, мир, благоденствие, изобилие плодов земных и многие лета», - так в толковом переводе звучит открывающее нам наполнение вышними благами прошение Последования молебного пения в Неделю Православия.

И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (Еф.4:11,12)

Для обретения спасительной веры Божией и сотворения соответствующих угодных Богу дел Господь Словом Божьим и Духом Святым дарует Церкви откровение истины. Во-первых, являя Себя Истину (Ин.14:6), то есть истинно человека и истинно Бога, а также и истину об окружающем человека мире, Творце и Его творении, о человеке, его сущем и должном состоянии, о путях совершенствования и спасения в жизнь вечную. Делает это лично и посредством поставленных Им в Церкви лиц, священнослужителей и всех благочестивых людей, которые устами и всегда собственным примером поведения наставляют народ в вере и жизни православной.

Целью труда руководимых Христом Богом святых является их совершенствование в причастии Его Телу – Церкви, собранному из всех народов коллективу познающих и исполняющих волю Божию. Этот народ, как Дом Божий, дети Отца Небесного, поселяются в Доме Божьем, о котором Господь говорит: «Небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих» (Ис.66:1). И призывается этот народ благодатью Божией созидать и благоустраивать свой Дом Господень, каждый человек и народ в своем уделе этого единого на всю вечность Дома. Только с переселением в Последний день спасаемого Богом народа на новую землю и под новое небо, «на которых обитает правда» (2Пет.3:13), но того же вечного Дома с его смиренным во Христе Богу народом и его Богом хранимой православной культурой.

Для созидания этого дома и его народа Христос глава Церкви ставит послушных Ему тружеников, наблюдая которых в своем уделе апостол Павел говорит: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог взращивающий… мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение» (1Кор.3:6-9). Соработники друг другу, в руках действующего благодатью Бога, как детали одного инструмента в руках им владеющего профессионала, искусно созидающего и хранящего свой удел. Каждый из таких работников является членом Тела Христова и имеет необходимые для своего труда, во-первых, особые духовные дары, как органы человека имеют свои особенности строения и функции, необходимые для полноценной жизни организма человека. «И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1Кор.12:27), - говорит устами апостола Христос и каждого из этих тружеников призывает и утверждает на своем месте.

«На первом месте ставит Апостолов: так как они имели всё (святой Златоуст). Это собственно 12, с присовокуплением к ним и святого Павла, — самовидцы Господа, свидетели Его воскресения, от Него непосредственно посланные и преисполненные всех даров Святого Духа. Они и пророки, они и благовестники, они и пастыри, они и дарования имели исцелений и всякий разум; — все в них было совмещено и чрез них вложено в Церковь. На них и низошел Дух Святой всею полнотою Своею, и чрез них вошел в Церковь и преисполняет ее. Они — каналы благодати, излившейся на всю вселенную. Чин Апостольства в той силе, как он был в первых Апостолах, неповторяем», - наставляет святитель Феофан Затворник. Потому Церковь исповедуем как Единую Святую Соборную и Апостольскую. Если же преемство апостольского рукоположения во священство прекращается, например, отлучением от Православной Церкви еретиков или отпадением раскольников, то исчезает и благодать спасительного во Христе и Святом Духе священнического служения.

Других поставил в Церкви пророками, наставляющими народ в страхе и законе Божьем, Его правосудии и милости, знающими и открывающими обществу Его волю по тем или иным важным вопросам, как угодно Богу, «ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам.3:7). Так пророк Исаия восклицает после созерцания дарованного ему откровения Божия: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис.6:5). И обретает очищение своей души и уст от скверн прикосновением Ангела Господня, а затем идет и исполняет в обществе всё, что повелевает ему Бог.

Евангелисты – авторы четырех Евангелий, а также и все вещающие Благую от Бога Весть о прощении грехов всем в покаянии смиряющимся Христу Спасителю и Его Церкви. Каждый на своем месте, во-первых, священство, а также и миряне, но всегда в послушании иерархии священства, в меру дарованных Богом талантов. Особенность такого Благовестия указывается в наставлении апостола Павла его духовному сыну и епископу Тимофею: «Будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» (2Тим.4:5). Бдительность же в чистоте веры и жизни неминуемо ведет святых к приносящему скорби столкновению с еретиками, лицемерами и открытыми врагами Креста Христова, что является причиной наказания злодеев смертью по закону Божию (Рим.6:23). Но при этом им благовестниками вещается возможность спасения в покаянном смирении Богу во Христе и Его Церкви.

А продолжение такими благовестниками умиротворенного труда по своему призванию свидетельствует о том, что они исполнены верой, и что в их жизнях действует Господь, «Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх.34:6,7). Прощает Господь любящих Его, то есть стремящихся к познанию и исполнению Его воли, в покаянии испрашивающих у Спасителя милости и прощения и Его благодатью совершенствующихся в добрых делах. А наказывает до четвертого рода ненавидящих Его и так остающихся в истребляющих их грехах противлению Богу. Как проклятой стала земля за грех Адами, так проклятие обретают от нечестивых родителей до четвертого рода их дети (Исх.20:5). И как под ногами Моисея освящалась земля, так в руках святых до тысячи родов по Благовестию обретают благодать и милости Божии их освящающиеся так дети (Исх.20:6).

Пастыри и учители – это священники, получившие от главы Церкви Христа Бога власть, обязанность и ответственность учить, совершать таинства и управлять Церковью. «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1Тим.5:17), - указывает Господь устами апостола. Властью учить в Церкви в порядке Божием наделяются архиереи, то есть епископы, по их благословению совершают учение, таинства и управление иные священники, диаконы могут только помогать священникам. «Не подобает мирянину пред народом произносить слово, или учить, и так брать на себя учительское достоинство, но повиноваться преданному от Господа чину, отверзать  ухо  приявшим  благодать  учительского  слова  и  от  них  поучаться Божественному», - предписывается 64 правилом 5-6 Вселенского Собора.

Апостол повелевает: «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. Но наставляйте друг друга каждый день… чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евр.3:12,13), потому движимые любовью Божией мужи обязаны в частных беседах поддерживать один другого в вере и праведной жизни. Имеют также епископское благословение многие не относящиеся к священству писатели и учителя, находящиеся в послушании Церкви Православной. Не принадлежит, например, к священническому роду Аарона, его брат Моисей, автор Пятикнижия Ветхого Завета. К не священническому колену Иуды относится автор Псалмов Давид, муж по сердцу Божию (Деян.13:22).

«Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор.14:34,35). «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим.2:11-15). Во всем Святом Писании для женщин от Бога даруется призвание быть помощницами своих мужей, которые в свою очередь обязаны заботиться о женах, как чудных сосудах Божиих, включая их духовно-нравственное состояние, а также воспитывать своих детей в учении и наставлении Господнем (Еф.6:4).

Апостол Петр повелевает женам: «Повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1Пет.3:1,2). Так жены, достигшие в служении Церкви звания святых равноапостольных святых, трудились для Церкви не в своевольном учительстве, а в послушании добрыми делами. В том числе и равноапостольная Нона, просветительница Грузии, не учительствовавшая, а всего лишь достойно объяснившая руководителям Иверии свою веру и её происхождение, свидетельствовавшая о чудных делах Божиих всей своей смиренной Христу Спасителю жизнью. И так приведя ко Святому Православию целый народ, в пример святому служению всем следующим поколениям смиренных Христу Спасителю и Богу душ.

Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф.4:13)

Наделяя человека жизнью и назначенными ему по времени духовными и иными благами, Господь делает его причастником Христу и Его Церкви, Дому Божию трудится над его внутренним и внешним состоянием, совершенствуя по образцу Христа Спасителя Сына Божия, в полноте человека и в полноте Бога. В конечном итоге духовного роста получая соответствие святого человека полному возрасту Христа. Что в точности может быть достигнуто только после вхождения святого человека в век будущий жизни вечной, куда не войдет «ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр.21:27). В их телах, благодатью Божией во Христе Спасителе избавленных от смерти и тления в нетление и жизнь вечную, преображенных и прославленных. По образцу того, как Господь на горе Преображения «преобразился… и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17:2). Как учит апостол: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3:2). И будем подобны Сыну Божию Христу не только внешне, но, во-первых, внутренне, в понимании окружающего нас бытия, Бога Творца и Промыслителя, сотворенного и хранимого Им мира, и в нем человека. Потому что «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13:12).

_____________________________________

Задание урока

С молитвой, благоговейно перечитать и старательно осмыслить, как Богом даруемые, указанные тексты Святого Писания в контексте их событий и наставлений.

В дневнике в дополнение к записям прошлых уроков кратко записать путь, условия и цель обретения человеком от Бога благодати по мере дара Христова. Чтобы быть способными на благо себе и ближнему принимать эту благодать Божию, иметь достаточную духовную зрелость, знать её эталон и достойно управлять своими от Бога обретенными уделами в Его Доме Божьем.

Выучить наизусть текст или краткое его изложение, и место: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:11-13). Уметь также близко к тексту излагать всё рассмотренное в уроке зачало.

Опубликовано: 2022.01.25

Святые мужи и жены

Седмица 18-я по Пятидесятнице. Среда. Зачало 231. Еф. 5:25-33

Как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… (Еф.5:24,25)

Так желают ли жены быть по существу, в статусе и достоинстве действительно уподобленными Святой Церкви Христовой, её красоте и величию, силе и славе? Церкви Христовой, как Телу Христову и Дому Божию. При этом иметь мужей, исполненных во Христе и Боге даруемых им свыше благ и качеств? А мужи желают иметь таковых в неизреченной красоте и мудрости Божией жен и быть действительно крепкими во Христе мужами Божьими? Чтобы и детей своих воспитать в статусе и силе Божьих.

Если «да», то тогда желающему таких благ необходимо выполнить ряд открытых Христом мужам и женам Его условий. Читаем внимательно текст сегодняшнего рядового чтения (Еф. 5:25-33), обозначенного на соответствующей странице церковного календаря и выписываем на листе бумаги или в Дневнике чтения Святого Писания в колонку свои обязанности перед Богом и ближним в святом супружестве. Входим так в чудный Промысел Божий, по определению святого Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся». Не забываем при чтении переходить по ссылкам в тексте, указывающим на дополнительные параллельные по смыслу места Писания.

Начинаем трудиться… Продолжаем этот труд. А для такого уже в особой, духовно-нравственной сфере труда не обойтись без молитвы и помощи Божией. Молитвослов необходимо приобрести в церковной лавке или просто скопировать в Библиотеке сайта журнала. Для начала достаточно сказать: «Господи, помилуй мя грешного и благослови».

Получится все в учебе и жизни только в наполнении своих ничтожных сил великой благодатью Божией, себе же на благо, если на пользу Церкви и Отечеству, во славу Христа и Бога.

Так дерзаем же… или остаемся, как есть. Но если все же решили действительно совершенствоваться, то трудимся так каждый день, по мере сил, чтобы не надорваться, но всю жизнь на даруемом во Христе и Святом Православии блаженном пути спасения в жизнь вечную. 

Святые родители и дети

Седмица 18-я по Пятидесятнице. Четверг. Зачало 232. Еф. 5:33-6:9

Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. «Почитай отца твоего и мать», это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле». И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. (Еф.6:1-4)

Продолжаем чтение Святого Писания, гласом Господним наставляющего нас в истине и добром житии. И если кто-то выполнил задание прошлого урока и не услышал в свой адрес предупреждений типа «я тебе твою бумажку с планом моего совершенствования на твоей голове разотру» или «…засуну куда подальше», или что-то подобное, то это значит что, список пунктов освящения был написан правильно, то есть для себя. Или вторая половина супружества уже стоит на этом святом пути совершенствования (обозначенном в списке качеств). В первом случае сразу идем далее, а во втором случае нужно переделать предыдущий урок. Всегда закрепляя освоение прошлого материала.

Вопрос же ныне таков: «Кто и как научит моих детей почитать их родителей, то есть нас»? «Вы отцы» (Еф.6:1-4), - звучит однозначный ответ, а с прошлого урока вспоминается непреложность пути собственного примера, в данном случае, почтения своих родителей. Для жен еще и, вдобавок, — пример почтения своих мужей, в каждодневном примере для детей, как почитать несовершенных, но всегда стоящих на пути совершенствования их родителей.

Например, отец собирает всех детей в гости к дедушке. «Денег «невзначай» попросить, недостающих для покупки нового автомобиля… или добавочной порции мороженого», - звучит в разных головах, как обычно. «Нет, посоветоваться о важных и текущих делах и помочь в том, о чем уже несколько раз «невзначай» упоминали родители», - рождаются теперь уже новые мотивы в движении совершенствования своей семьи и так должного воспитания своих детей. Это дело для исполнения дописываем в свой дневник освящения, любовью Божьей помогая в том же ближнему. А если родители почили, то планируем с детьми, например, просмотр альбома с фотографиями и воспоминаниями доброго, чему они учили и разумность чего мы поняли только много лет спустя и в приобщении ко Святому Православию. Это и будет, не простое непонятое раздражение детей в напоминании им о существовании «предков», а настоящее доброе участие в их жизни наставлением Господним.

Если только действительно приобщаемся при этом ко святому и совершенному, как причастники Христа Спасителя и Его Тела Церкви. Например, участвуя в поминальной Димитриевской родительской субботе или в штудировании из библиотеки: книги, уроков он-лайн или оф-лайн Катехизиса святителя Филарета, который учит:
«559. Не должно ли в пятой заповеди под именем родителей разуметь еще кого-либо? Должно разуметь всех, которые в разных отношениях заступают для нас место родителей.
560. Кто же заступает для нас место родителей? 1. Государь и Отечество, потому что государство есть великое семейство, в котором Государь есть отец, а подданные – дети Государя и Отечества. 2. Пастыри и учителя духовные, потому что они учением и таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней. 3. Старшие по возрасту. 4. Благодетели. 5. Начальствующие в разных отношениях.
561. Как говорит Священное Писание о почтении к Государю? "Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению" (Рим. 13:1,2). "Потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести" (Рим. 13:5)».

«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» (Евр.13:7-9).

Это зачало из Апостола читается также и в праздник Памяти святых отцов VII Вселенского Собора (787 г.) (24 / 11 октября), когда вспоминаем и отцов этого Собора, и то, что на нем было утверждено – почитание святых икон, что празднуем в Неделю торжества православия. Что чудно даровано нам Богом и ведет нас по пути Его познания через познание Его действий (энергий) в окружающем нас мире. В том числе, через смиренного Отцу Небесному Сына Божия Христа Спасителя, и так же через смиренных Богу во Христе: Матери Божией Девы Марии, преподобных и богоносных отцов и всех святых, просиявших в мире. Именно в них, в созерцании образцов их жизни, образа и подобия Божия в их душах нам открывается Бог Отец. На Которого указывают образа живые или созданные благословенной рукой иконописца. Которому мы и поклоняемся, так от почитаемых нами образов возводя свои взоры к Первообразу — Богу. Что открывает нам еще одно важное качество отцов и родителей всех времен, как защитников Святого Православия и иконопочитания, присущее святым отцам Православной Церкви и не только Седьмого Вселенского Собора.

И все это тоже добавляем в дневнике в собственный список шагов укрепления и совершенствования в силе и правде детей Божьих, истинных в Боге отцов, родителей и детей, настоящих защитников веры и Отечества. С молитвой, как минимум: «Господи, помилуй мя грешного и благослови». Или уже приобщившись к молитвенной жизни Церкви в ежедневном молитвенном правиле и молитве перед учением. Во спасение в вечную жизнь, во славу Божью. 

Всеоружие Божие

Неделя 27-я по Пятидесятнице. Ефесянам, 233 зач., 6:10-17.

Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. (Еф.6:10)

В предыдущем тексте Господь устами апостола открывает основы отношений между мужем и женой, родителями и детьми, а также между руководителями и подчиненными. В Послании 1-м Тимофею 3:1-13 в деталях описывает необходимые для епископа, а также и для любого руководителя качества. А в этом зачале поясняет, как человеку укрепляться для должного понимания и исполнения своих обязанностей в уделе семьи, общества и Церкви, как двигаться в духовном росте. Конечно, быть в команде под хорошим руководством и с хорошими подчиненными – это условие назначенного Богом укрепления человека и общества силой организации жизни и труда в распределении функций, обязанностей и ответственности между её членами. Но чтобы такая организация не оказалась грешной и преступной в противлении Богу, а значит, предназначенной Им на истребление, то необходимо при этом «укрепляться Господом и могуществом силы Его».

Укрепляться Господом, значит исполниться таинственно действующим Святым Духом и явно преображающим человека Словом Божьим, Самим Богом, дарующим смиренным мудрость и любовь, силу и крепость. Что естественно для рожденных свыше детей Божьих (Еф.2:1-9), в которых вышней благодатью обитает и действует Всемогущий Бог (Еф.3:16-21). В неизменном состоянии крепкого во Христе человека и народа, пребывающего в порядке и мире Божьем, и поэтому в каждую секунду его бытия готового к отражению нападок воинствующего лукавого, им ведомых духов и людей.

11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. (Еф.6:11-12)

Апостол указывает на необходимость укрепляемому в силе Бога воинству взять Его оружие. При этом отмечается особенность этого оружия, соответствующая особенности его применения к противнику. Как на поле боя, например, для поражения пехоты, танков или самолетов применяется предназначенное для этого оружие, так и для войны в духовном мире, где противником является не плоть и кровь, а коварно действующий сатана (богопротивник) и духи злобы поднебесной. Падшие духи имеют определённую духовную силу, но направленную против исполнения воли Бога, ничтожную в сравнении с силой Вседержителя, но не преодолимую силой человека в оставлении им его Спасителя Христа и Бога. Этой силой сатана и падшие духи правят в поднебесье, в части человеческого общества отделенной от Бога, действуют путем обмана, то есть тьмы, в которую погружается разум человека, доверившегося не Богу, а Его противникам, падшим духам-человекоубийцам.

Святая брань против падшего мира по своей сути направлена не против человека, его крови и плоти, но «против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12). Соответственно, целью этого противостояния ставится не истребление враждующих со святыми людей или даже падших духов. Но освобождение и защита каждого человека от ведущей в смерть власти, коварства и злодейства лукавых духов и им водимых людей, способствование смиренным Христу и Богу в обретении ими благ и счастья жизни вечной. Если же злодеи не внимают увещеванию, направляющему их к порядку и миру, не оставляют своих греховных дел и продолжают бесчинствовать, то останавливаются Богом и Его народом для вразумления. И если после достаточного вразумления все же продолжают упорствовать и наступать на правду, порядок и народ Божий, то встречают должный отпор ведомого Богом Его народа, который применяет оружие на поражение и с молитвой отправляет этих нечестивых на последний Суд к Богу.

Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. (Еф.6:13)

О сатане Христос говорит, что он «человекоубийца от начала, который не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан.8:44). В доверии Христу Спасителю и Богу, в здравом разуме стремящийся к полноте счастливой жизни человек, естественно, пытается противостоять тому, кто готов его обмануть, ввергнуть в вечные страдания и смерть. Для этого противостояния, в день злой нападения лукавого, Господь дарует человеку жизнь вечную и необходимое для её защиты оружие. Причем, всю его полноту, требующуюся для полной победы над врагом. А днем злым, когда нападает сатана, для человека является вся его жизнь века нынешнего, пока Господь не свершит Последний суд над нечестивыми. Потому апостол Петр повелевает нам на каждый день: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8).

Необходимо знать, что сатана может делать только то, что ему позволяется Богом. Так было с праведником Иовом (Иов.1:6-2:7). Так у Иисуса бесы просили, «чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им» (Лук.8:31,32). Позволяет же Господь человеку испытать нападения падших духов и ими водимых людей, чтобы он силой Божией благодати «мог противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф.6:13). Чтобы человеку Божию победить богопротивников и тем усовершенствоваться в образ и подобие Божие. При этом человеку и обществу должно привлечь к ответственности злодеев и так утвердить в обществе вышний порядок, в том числе принцип неотвратимости наказания за преступления. И тогда таковые исполнившие волю Божию слышат: «Вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1Ин.4:4).

Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною… (Еф.6:14)

Победить лукавого человекоубийцу возможно только во Христе Спасителе и Боге, Который предупреждает: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). А также говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6). То есть Христос, являясь Истиной, верным откровением Божественной тайны, движет Словом Божьими и Духом Святым каждого человека по пути вечной жизни, если только этот человек является исполнителем заповедей Христовых (Ин.14:15-18). Истина здесь аналогична поясу древнего, времени апостола Павла воина. Поясу, который поддерживал полы халата, обычно длинного и поднимаемого при необходимости для удобства передвижения воина. Поясу, который также является и вместилищем всего необходимого воину в сражении и потому носимому им с собой оружия, снаряжения. Так уподобляемая поясу истина вмещает в себя все необходимое человеку для понимания воли Божией и движения в её исполнении. Этой истиной является Сам Христос Спаситель и Бог, в полноте человек и в полноте Бог, дарующий каждому смиренному Ему человеку вечную жизнь и её блага века нынешнего и будущего.

И облекшись в броню праведности (Еф.6:14)

Еще о броне воина Христова говорится в 90-м псалме, открывающем Бога и покров Его благодати над жизнью смиренного Ему человека, верно трудящегося в дарованном ему и хранимом Богом его уделе: «Щит и ограждение - истина Его» (Пс.90:4). Ограждающим человека от поражения сатаной является бронированный щит, выдвижение за границу которого в преступлении закона Божия неминуемо заканчивается смертью. Этот щит – понимание даруемого Богом человеку откровения правды Божией (ве́дение правды) о Самом Боге и должном перед Его лицом поведении человека. И не простое теоретическое, отстраненное от действительности знание, а в помыслах, словах и поступках истинное владение этой правдой Божией и явление её окружающему миру в своей жизнедеятельности. По слову Христа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16).

Адам, преступивший закон Божий вкушением запрещенного Богом плода, оказался вне Эдемского сада. Сначала в отделении от добрых, угодных Богу дел, а затем и в отделении от древа вечной жизни, в изгнании Богом на проклятую за его грех и приносящую ему скорби землю. Так погиб весь мир, оказавшийся за бортом Ноева ковчега (Быт.7:23), суть ограды Церкви Божией, порядка Святого Православия. Так ныне оказывается вне спасительной благодати каждый отвергающий Христа Спасителя и Бога, потому что «верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин.3:18). Спаситель предупреждает, что отвергающий Его «извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин.15:6). Так же и после последнего Судного дня Господь вводит Его народ в вечные Небеса, «а вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр.22:15). Вне полноты благ Господних века нынешнего и будущего находятся все отвергнувшие предлагаемую Спасителем броню праведности.

Праведность же эта является не плодом действия человека, а даруемым ему Богом оправданием во Христе Спасителе, Который на Кресте совершил искупление всего мира от проклятия и греха. В эту ограду вводит человека Спаситель, облекает (одевает) так его в необходимые каждому человеку, как воину Христову, бронированные доспехи. Облекается же человек в них только в искреннем покаянии, восприятием апостольского предупреждения: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1:8,9). Очищает нас так Господь от неправды, от отсутствия правды, то есть от дырок в нашей броне праведности, одевая в самую совершенную, благодатью свыше даруемую защиту – в пребывание во Христе и Боге. Путем причастия Христу Спасителю и Его Церкви Православной, её вероучению, таинствам и благолепию управления.

И обув ноги в готовность благовествовать мир (Еф.6:15)

Освобожденному от легиона бесов человеку Господь повелевает: «Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. И он пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились» (Мар.5:19,20). Так Спаситель, освобождая человека от власти падшего мира и вводя под покров Его благодати в жизнь вечную, повелевает ему нести в мир Благую Весть об этой милости Божией. Когда апостолам в иудейском синедрионе запретили говорить об имени Христа, проповедовать в мире Его Благую Весть, то апостолы сказали: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему» (Деян.5:29-32). А так как обитающий в каждом верно повинующемся Христу человеке Дух Святой ведет его на исполнение воли Божией, то все таковые вслед за апостолами повторяют: «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян.4:20). Эту готовность благовествовать мир человек обретает от Христа Спасителя и Бога после покаяния вместе с прощением грехов, с благами века сего и будущего вечной жизни, и реализует силой мудрости и любви обитающего в нем Бога.

А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого (Еф.6:16)

Стрелы лукавого – это ложь о Боге и Его творении, о совершаемом Им Промысле мира и спасении человека. Отразить такие раскаленные стрелы лжи, способные пробить и броню праведности человека, как снаряды – броню танков, можно только владея несокрушимой истиной, открываемой человеку Богом и являющейся Самим хранящим человека Христом Спасителем и Богом (Ин.14:6). Часть этой истины человек может проверить в своей жизни лично, а иную часть ему приходится принимать на веру, полагаясь на авторитет её преподающего. Вера эта только обязательно должна быть Божьей, исходящей от Бога истинного и человеколюбивого, воспринимаемой и передаваемой верным душам Христом и Его Церковью, в неизменном причастии воинства Христу и Церкви. В угодных Христу Спасителю и Богу делах, совершаемых в соответствии с вероучением и жизнью Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Православной. Потому что «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6).

«Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» (Нав.1:8,9). В этом кратком поучении о важности знания Святого Писания и Предания Церкви указывается на источник обретения истинной веры. Как познания и применения истины и так обретения цельности с Богом, единственно способным сохранить человека от козней коварнейшего сатаны и даровать Своим присутствием и участием в жизни человека победу над лукавым, над его ложью и несомой им смертью. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:16,17), - учит апостол, указывая на приходящее от Бога и вводящее в единство с Богом Святое Писание. Посредством которого человек благодатно питает свою веру, как знание истины об окружающем бытии, которой он верно (без искажений и предательства) пользуется в защите от смертоносной лжи лукавого.

«Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен. Имение богатого – крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении» (Прит.18:11,12), - говорит Мудрость, предостерегая человека от погибельной замены его имением и фантазиями Бога, дарующего истинную веру и безопасность. «Прозри! вера твоя спасла тебя» (Лук.18:42), - говорит Христос прозревшему слепцу, который в покаянии попросил у Него исцеления. Так же говорит каждому человеку, приходящему к Нему с верой и покаянием и тем обретающему свободу от тьмы и слепоты разума. Ученикам, которые просили Христа умножить у них веру, Господь повелевает в процессе исполнения всего угодного Богу, говорить: «Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лук.17:10). Так для укрепления щита веры Господь запрещает искать особой благодарности за верное исполнение всего должного пред Христом и Богом, и потому укрепление веры и самого человека приходит к нему вышней благодатью. Но исполнение должно быть верное, без изъянов и предательств.

И шлем спасения возьмите (Еф.6:17)

«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48), - повелевает нам Христос Спаситель. И если мы понимаем обязанность в совершенстве исполнять волю Божию и реально видим свои возможности, то тем соглашаемся с приговором такому греховному состоянию – с высшей мерой наказания за грех, смертью. И тут Господь дарует нам во Христе Спасителе оправдание, не совершенными делами человека, а верой в совершенного Человека Сына Божия, «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим.4:25). «Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:23). Итак, шлем спасения – это дар Божий вечной жизни всем во Христе Спасителе и Его Церкви богоугодникам. Без этого шлема человек не может противостать обвинениям сатаны, которые он выдвигает человеку, пытаясь отвращением от Христа Спасителя ввергнуть его в вечные муки и смерть озера огненного.

«Удалите злые деяния ваши от очей Моих… научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис.1:16,17), - повелевает нам Спаситель Бог устами пророка Исаии. И затем всех скорбно разочаровавшихся в своих возможностях призывает: «Придите – и рассудим… Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю» (Ис.1:18). С двояким ввергающим человека в благоговейный страх обещанием: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис.1:19,20). После использования такого приглашения и покаянного в нем размышлении с Богом о своих грехах Исаия говорит Господу: «Во благо мне была сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой» (Ис.38:17). Знающий Бога Его пророк Михей говорит о Боге: «Не вечно гневается Он, потому что любит миловать» (Мих.7:18).

Так даруется смиряющимся Христу и Богу в ветхозаветной и новозаветной Церкви спасение в жизнь, к ее благам века сего и будущего. Такой «шлем спасения» необходим воину Христову, как обязательная часть его полного вооружения.

И меч духовный, который есть Слово Божие (Еф.6:17)

Духовный меч Слова Божия необходим воину Христову для поражения лживого слова сатаны, любой неправды им водимого падшего мира. Как свет истины, Слово Божье необходимо для рассеяния тьмы заблуждений и неправды человека, отступившего от Бога и так помрачившегося в разуме (Рим.1:21). «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть…» (Ин.1:1-4). Так говорит Евангелие о Слове Божьем, Самом Боге Творце и Промыслителе мира, Спасителе человека, дарующем ему жизнь и свет. Принявшие с верою это Слово – Сына Божия во Святой Троице и Христа Спасителя, как вочеловечившегося Бога, обретают «власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:12,13).

Поселяющимся в человеке Святым Духом и возрождающим его так в вечность, человек обретает внутрь себя Бога – Свет и Истину, которые несут каждому смиренному Ему человеку здравость в помыслах, рассуждениях и всей жизни. Апостол об этом Слове Божьем говорит, что оно «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). В состоящем из духа, души и тела человеке Слово Божье отделяет душу от руководства плотью и падшим миром для руководства духом, возрожденным и руководимым Святым Духом. Так вышней благодатью творит в человеке храм Святого Духа (1Кор.3:16), направляет человека совершенствовать свою душу и жизнь, как часть Дома Божия, православной культуры. Ополчаться в ней против зла для спасения её в послушание Слову Божию к вечной жизни и её благам века сего и будущего. И только потом Слово Божие благо действует через такого человека в окружающем его обществе. Так же направляя всех на истребление не своей или чужой плоти, а на уничтожение противных Богу и погибельных человеку помыслов и желаний.

Хотя на этом пути Бог и Им руководимый народ неизбежно истребляет не только злые помыслы и деяния, но и неотделимо, «намертво» прикрепляющихся к ним людей. Так например, после запрета в Декалоге убийства человека, Господь повелевает предавать смерти детей, оскорбляющих своих родителей (Исх.21:17) или буйно проматывающих родительское имущество (Втор.21:18-21), и иных прелюбодеев (Лев.20:9-13) и хулящих Бога. И дарует блага тем, которые исполняют Его волю. Например, в случае спасения святым Финеесом народа от его истребления за прелюбодейство (Чис.25:1-13). Христос, отходя к Отцу на Небеса, повелевает для этого ученикам взять мечи (Лук.22:36). Устами апостола предупреждает народ и начальствующих, что мечи эти нужно носить не напрасно, как тунеядцы или еще и активные злодеи, а применяя в процессе наведения в обществе вышнего порядка Божия. А чтобы было от их применения благо всем, призывает каждого человека: «Не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим.6:13).

Итак, ступив на путь укрепления Господом и могуществом силы Его, человек должен стать послушным Богу причастником Христу Спасителю и Его Церкви Православной, тем обрести в свою жизнь возрождающего его к вечности Святого Духа. А с Ним и Его духовный меч – Слово Божие, Истину, просвещающую его разум и руководящую всей его жизнью, дарующую всеоружие Божие и превращающую человека в духовный и физический инструмент, всеоружие в руках совершенного Христа Спасителя и Бога. В памятовании, что «от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию» (2Пет.1:3).

_____________________________________

Задание урока

С молитвой, благоговейно перечитать и старательно осмыслить, как Богом даруемые, указанные тексты Святого Писания в контексте их событий и наставлений.

В дневнике в дополнение к записям прошлых уроков кратко записать суть, условия и цель обретения человеком от Бога всего приготовленного Им оружия. Как часть инструментария, необходимого человеку для управления его уделом в Доме Божьем.

Выучить наизусть или краткое изложение текста и его место: «Братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Еф.6:10,11). Уметь также близко к тексту излагать всё рассмотренное в уроке зачало.

Опубликовано: 2022.01.09
Редакция: 2022.01.10

 

 

Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru.

Опубликовано: 2022.01.09
Редакция: 2022.01.10,13

Калашников Ю.В. Послание Ефесянам (толкование, уроки). [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lect/nt/67ephesians.htm, (дата публикации: 2022.01.13)

 

ПРАВИЛА САЙТА

ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ © КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2022