ПРАВЕДНОСТЬ И МИР 
журнал православного богословия, культуры и права

главная / назидание / путь спасения / Молитвы учащихся

 

 Молитвы учащихся

Молитва перед учением

«Так говорит Господь, Который сотворил землю,
Господь, Который устроил и утвердил ее,
- Господь имя Ему: воззови ко Мне - и Я отвечу тебе,
покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь»
(Иеремии 33:2,3)

Так Творец неба и земли, всего – из ничего, существующего – из не существующего, призывает нас воззвать к Нему, чтобы Он, услышав обращающегося к Нему человека, открыл ему то, что человек сам не может познать, что недоступно ему, но являемо и поясняемо ему Творцом. И поэтому является для него истинно великим. О том как практически происходит такое восприятие Божественной истины, говорит апостол Павел: «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф.3:14-19).

Молятся и трудятся святые отцы Церкви, которые уже на небесах и которые еще на земле, молится о нас и трудится для нашего спасения вся Церковь, во-первых, её вечная глава Христос и Бог. Чтобы в причастии Христу и Его Церкви Телу и Дому Божию, порядку Святого Православия, Господь даровал нам утверждение Духом Святым, обретение верой животворящего руководства Христа, Сына и Слова Божия. И так – укоренение и утверждение в любви. Что является условием постижения человеком со всеми святыми всего существующего в его широту и долготу, глубину и высоту. Условием понимания любви и обретения полноты присутствия, а значит, и благого нам и всем действия в нас Бога.

Как о том говорит апостол Павел, указывая на движущие силы его служения святым в процессе их духовного роста и совершенствования во Христе Спасителе. «Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно» (Кол.1:28,29). Как эта сила Божия действует во Христе Спасителе и Его учениках – учителях Церкви, так – и в их учениках, во всех нас. Если только смиренно внимаем наставлению в истине и верно исполняем должное, предписываемое нам на пути освящения, угодное Богу и благое нам.

Потому Церковь предлагает обращаться к Богу перед началом учения вот такой составленной святыми отцами на основании Слова Божия молитвой:

Мл҃тва при нача́тӏ̈и ѹ҆че́нӏ̈ѧ ѻ҆трокѡ́въ:

Молитва перед началом учения отроков

Пребл҃гӏ́й гдⷭ҇и, низпослѝ на́мъ бл҃года́ть дх҃а твоегѡ̀ ст҃а́гѡ, да́рствꙋющагѡ и҆ ѹ҆крѣплѧ́ющагѡ дꙋшє́вныѧ на́шѧ си̑лы, дабы̀ внима́юще преподава́емомꙋ на́мъ ѹ҆че́нӏ̈ю, возраслѝ мы̀ тебѣ̀ на́шемꙋ созда́телю, во сла́вꙋ, роди́телємъ же на́шымъ на ѹ҆тѣше́нӏ̈е, цр҃кви и҆ ѻ҆те́чествꙋ на по́льзꙋ.

Преблагой Господи. Ниспошли нам благодать Духа Твоего Святого, дарствующего и укрепляющего душевные наши силы, дабы внимая преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.

В этой молитве указываются результаты действенной любви человека к Богу и ближнему, включающие и результаты молитвы, вернее, результаты обретения и использования знаний после такой угодной Богу и потому плодотворной молитвы. Откуда следует, что молитва, в которой призывается на помощь благодать Святого Духа, должна вести человека к достижению определенных не человеком, а Богом целей. В случае смиренного следования по такому пути молящегося, в данной ситуации учащегося человека, Бог дарует полноту необходимого ему блага, истинного познания того, что ему приготовлено любящим его Богом.

Первая на этом пути цель – обретение и укрепление душевных сил, ведущих к полноте возрастания духа, души и тела человека в процессе его физического, социального, душевного и духовного роста. Для чего человек должен пребывать во Слове Божьем и Духе Святом. То есть в причастии Христу, Его Церкви и Его наставлению, явному в преображающем его разум, а затем слова и поступки Слове Божьем и таинственному в наполняющем его при этом жизнью Святом Духе.

Что всегда в конечном итоге должно быть во славу Бога. То есть должно вести к распространению о Боге славы как Подателя мудрости и силы, в использовании которых верные Христу и Богу обретают полноту истинных, приготовленных каждому человеку благ века нынешнего и будущего жизни вечной. Как учит Господь устами верными апостола: «Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» (Еф.3:20,21).

При этом существует несколько промежуточных весьма важных целей, а вернее, задач молитвы и использования при этом полученных от Бога знаний:

- Родителям на утешение, то есть на обретение спокойствия за настоящее и будущее во Христе и Святом Православии их детей, живущих и трудящихся в своих семьях, трудовых коллективах, в своих городах и регионах единого отечества.

- Церкви и Отечеству на пользу – особый критерий истинности, настоящей и будущей благости, во-первых, обретаемого от Бога познания Самого Бога, а также и необходимой части Его творения. Так же и условие настоящей плодотворности образования, всей жизни и трудов в ней человека на пути в жизнь вечную. Как на то указывает святитель Филарет в катехизисе в разделе «О пятой заповеди» (вопросы 554 – 573): «562. Как далеко должна простираться наша любовь к Государю и Отечеству? - До готовности положить за них жизнь свою (см. Ин.15:13)». Именно для такого служения Церкви и Отечеству Богом даруются знания и посредством него блага укрепления души, семьи и далее окружения человека, его трудового коллектива и братства, места обитания. Этот критерий истинности и благости познания - «Церкви и Отечеству на пользу» должно нам помнить каждый миг жизни, дабы так исполняться всей полнотой приготовленных нам Богом благ в заботе Его народе.

Так каждый человек призывается к служению своему Отечеству, в искреннем причастии Христу и Его Церкви Православной, Телу и Дому Божию, в послушании даруемым Богом лицам: дети – родителям и учителям, жены – мужьям, мужи – отцам, владыкам Церкви, граждане – своим властям, подчиненные – своим начальствующим. Только в таком служении истинно и сколько дарует Господь мы можем послужить и своему Отечеству, и за его рубежами, каждому человеку и народу. Всем, как детям Единого Бога Отца. Силой мудрости и любви Божией во Святом Православии блаженно и верно распространяя и утверждая вышний порядок и мир, по слову Христа «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Матф. 5:9). Во спасение своих и еще многих душ, во славу Божью.

_______________________

Для достаточного усвоения материала обязательно в молитвенном состоянии, как ученики Христовы, перечитываем указанные тексты Святого Писания, в смиренном рассуждении воспринимаем истину, пересказываем с корректировкой к совершенствованию всю тему урока, записываем в рабочую тетрадь или дневник, корректируем в воскресной приходской школе. Молитву учим наизусть, разумно и от сердца молимся, смиренно и в мире Божьем двигаясь во Христе по предписываемому Им пути спасения

Молитвословы полный и краткий с переводом берем в библиотеке... Молимся разумно

 

Опубликовано: 2021.11.10
Редакция: 2021.11.13,18

Молитва после учения

За все благодарите:
ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе…
Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте...

(1Фесс.5:18,23)

Воля Бога для всякого человека – благодарить Его за всё, что Он дарует нам в нашей жизни, что нам нравится и что не нравится. Как за данное Отцом Небесным самое лучшее из всего возможного, предназначенное для его принятия человеком и построения им многих отношений и всей жизни в каждой ситуации, как угодно Богу, в страхе Божьем, а значит несущей в высшей степени благо смиренному Ему человеку и народу. Потому всегда благодарим Бога за всё и просим, во-первых, мудрости и сил, необходимых для должного построения человеком своей жизни.

Например, однажды «явился Моисею Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает» (Исх.3:2,3). Это событие из жизни восьмидесятилетнего пастуха, за первые 40 лет жизни освоившего всю мудрость египетскую, будучи приемным сыном фараона, и затем 40 лет учившегося у своего тестя священника мадиамского Иофора тому, как смиренно ходить пред Богом. И потому имевший такую смелость и крепость, что ему не в тягость было, кроме заботы об овцах, еще и пойти к дальнему кусту, чтобы поближе рассмотреть чудо его непрекращающегося горения. Чтобы и нам послушать его благоговейный диалог с Богом, а также и узреть прообраз Пречистой Богородицы, носившей в Себе Бога Огнь и не испепелившейся, а даровавшей миру Сына Божия Христа Спасителя. Чтобы и мы, стоя вот так в молитвах перед иконой Богородицы «Неопалимая купина», могли в смирении иметь плодотворное общение с Богом.

Является Господь каждому человеку, и тем, которые готовы послушно внимать Ему, дарует силы на познание Себя и необходимой истины. Эта истина  является спасительной для человека ко благам в его верных Христу и Богу трудах, к приготовленной Богом вечной жизни во Христе и Святом Православии, в причастии не сектам и разбойно-воровским шайкам различного масштаба и основания, в том числе и националистического, а в причастии Христу и Его Церкви Божией. «Не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне» (Евр. 3:8), - предупреждает нас апостол, указывая на погибель в пустыне тех, кто не в благодарности и смирении совершал свой путь избранного Богом народа, а ожесточился и роптал против Бога, обвиняя Его и Им поставленного Моисея в трудностях движения к свободе от греха к приготовленным Богом благам века нынешнего и будущего.

Так же и учеба, особенно систематическая, в стремлении к полноте познания избранного предмета и его окружения, а затем такого же применения в жизни, в движении к свободе от тьмы незнания к свету истины и плодотворности трудов требует немало усилий, но легка, если наполняется силой благодати Божией. Если человек на пути спасения умеет с любовью, а значит по заповедям Божьим (1Иоан. 5:3), заботиться о ближнем и благодарить за всё своего Спасителя Христа и Бога. Потому с благодарности и славословия начинается всякая молитва, в том числе и молитва после учения.

Мл҃тва по ѡ҆конча́нӏ̈и ѹ҆че́нӏ̈ѧ:

Молитва после окончания учения

Бл҃годари́мъ тебѐ, созда́телю, ꙗ҆́кѡ сподо́билъ є҆сѝ на́съ бл҃года́ти твоеѧ̀, во є҆́же внима́ти ѹ҆че́нӏ̈ю. Бл҃гословѝ на́шихъ нача́льникѡвъ, роди́телей и҆ ѹ҆чи́телей, ведꙋ́щихъ на́съ къ позна́нӏ̈ю бла́га, и҆ пода́ждь на́мъ си́лꙋ и҆ крѣ́пость къ продолже́нӏ̈ю ѹ҆че́нӏ̈ѧ сегѡ̀

Благодарим Тебя, Создателю, что сподобил нас Твоей благодати, чтобы внимать учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подай нам силу и крепость к продолжению учения сего.

Как видим из Святого Писания, благодать интереса к окружающему миру, силу стремления к его изучению, мудрость его понимания и применения знаний дарует Бог смиренному Ему народу, каждому человеку, идущему путем Христовым в несении своего креста служения Богу и ближнему, Церкви и миру. Делает это Господь лично или посредством мудрого и профессионального преподавания предмета учителями, через их служение Богу и Его народу, каждому человеку, которому Господь дарует дыхание и жизнь. Учащиеся, наследуя добрые примеры преподавателей, призваны так же силой вышней благодати совершать служение заботы о ближнем, одним из элементов которого является забота о родителях, начальниках и учителях. Каждый из которых по долгу своего обретенного от Бога служения обязан быть в большей или меньшей степени учителем.

«Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим» (Гал. 6:6), - говорит апостол, однозначно предписывая учащимся, заботиться о своих учителях. Начинается же такая забота неизменно с молитвы Богу о даровании Им благословения, благ учителям, чтобы те поучили награду за свои труды, во-первых, свыше от Отца Светов и Источника всякого истинного блага. «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1Иоан. 3:18), - призывает апостол Иоанн. Направляя нас в молитве от формальности к сердечности, от слов к иному делу, действенному участию в жизни учителей, которое всегда должно сопровождаться, во-первых, уважением, искренним почтением к учителям и начальствующим, как к родителям. В исполнение первой по отношению к человеку заповеди Десятисловия: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор. 5:16).

«А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Матф. 23:8,9). Так учит Христос, указывая всем, что истинными, в полноте и учителями, и отцами, и начальствующими, могут быть только те, кто послушен Отцу Небесному и смиренно учится у Христа Спасителя. Кто силой Божьей благодати осознает ответственность за свое учительство, стремится к его совершенствованию, к его полноте в последовательности и преемственности, в духовности и нравственности, в системности и соответствующей спасительности причастия Христу и Его Церкви, Телу и Дому Божию. И учителям, и ученикам звучит к тому же от Господа апостольское предостережение: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7).

Пройдя и плодотворно усвоив каждый урок, непременно просим Бога о даровании продолжения такого учения, условий и сил для достойной и достаточной подготовки к следующим занятиям и учеников, и учителей, как всех учеников Христовых. Во спасение верных и смиренных Христу и Его Церкви Православной ко благам века нынешнего и будущего вечной жизни, во славу Божию.

________________

Для достаточного усвоения материала обязательно в молитвенном состоянии, как ученики Христовы, перечитываем указанные тексты Святого Писания, в смиренном рассуждении воспринимаем истину, пересказываем с корректировкой к совершенствованию всю тему урока, записываем в рабочую тетрадь или дневник, корректируем в воскресной приходской школе. Молитву учим наизусть, разумно и от сердца молимся, смиренно и в мире Божьем двигаясь во Христе по предписываемому Им пути спасения

Молитвословы полный и краткий с переводом берем в библиотеке...
Учимся молиться разумно.

 

Опубликовано: 2021.11.13,19

 

 

Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru

Опубликовано: 2021.11.10
Редакция: 2021.11.13,19

Калашников Ю.В. Молитвы учащихся. [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/pr/prayer-pre-lesson.htm, (дата обновления: 2021.11.19).

© Калашников Ю.В. 2021. Правила сайта