ПРАВЕДНОСТЬ И МИР 
журнал православного богословия, культуры и права

главная / путь спасения / культура / наука / Православная методология в образовании

 

Православная методология в образовании


 Я есмь путь и истина и жизнь;
никто не приходит к Отцу, как только через Меня

Евангелие от Иоанна 14:6

Введение

1. Православный компонент методологии исследований

 

 

Введение

Успех человека, его семьи и всего общества зависит от качества науки и образования самого человека, членов его коллектива и этого общества. Что напрямую зависит от качества организации в нем образования, а его организация — от качества регулирования возникающих при этом в научно-образовательной сфере общественных отношений. Регулирование же в обществе всех отношений совершается с помощью правил, стандартов, образцов поведения, называемых социальными нормами. В том числе и правовыми нормами, определяемыми и поддерживаемыми правовой системой общества, его государственной властью.

В систему социальных норм входят нормы обычаев, морали и этикета, корпоративные, религиозные и правовые нормы. Вместе с духовным и материальными ценностями, а также и с деятельностью в обществе такие нормы являются частью культуры общества, что отражено в ст. 3 Основные понятия Закона "Основ законодательства Российской Федерации о культуре" [i]. Находясь в указанной системе культуры общества, все эти нормы находятся под взаимным влиянием, в том числе и под влиянием религиозных норм. В России, например, определяемых в основном вероучением и жизнью Православной Церкви, на что указывается в Преамбуле ФЗ РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" [ii].

Такое влияние затрагивает всю систему образования, включая, образовательное право, православный аспект которого необходимо понимать и уметь применять в данной деятельности. Что имеет особенную актуальность после принятия поправок в Конституцию России в 2020 г., где в ст. 67.1 указывается на веру в Бога и обязанность государства содействовать дальнейшему преемственному духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим [iii]. Что, являясь частью православной культуры России, и не только соответствует нормам международного права, а является базисом основных его норм, принятых и поддерживаемых ООН [iv], закрепленных в ее уставе [v].

В сложившейся ныне в России ситуации на пути укрепления в мировом сообществе её духовно-нравственного авторитета и реальной силы возникла серьезная проблема обеспечения её суверенитета не только политического, но, как указал на X Парламентских встречах в Совете Федерации ФС РФ на то Патриарх Московский всея Руси Кирилл, суверенитета, во-первых, базисного культурного [vi]. Решением этой и ряда сопутствующих проблем является достаточное использование методологии познания и практики, основанной на вере в Бога, в соответствии с вероучением и жизнью Православной Церкви. В том числе и в системе образования. В правовом регулировании существующих в нем общественных отношений. Данная работа посвящена краткому изложению правовых и духовных оснований использования такой методологии.

1. Православный компонент методологии исследований

Жизнь человека и ее качество зависит от того, насколько человек знает окружающий его мир, умеет в нем ориентироваться, понимает его ценности, нормы поведения, необходимые для построения порядка в обществе, способен ставить приоритетные цели, определять пути их достижения и обретать искомые блага. Знание путей достижения благ — это и есть методология (путь, способ) совокупности исследовательской и практической деятельности. Способность человека обретать так блага называется мудростью, а наука об этой способности философией (любовью к мудрости) или, в русском звучании, любомудрием. Философия же, как наука, имеет две основные функции: мировоззренческую и методологическую, способствующих осознанию человеком полноценной картины окружающего его мира и выбору в нем стиля поведения, мышления, слов и поступков, предназначенных к обретению пользы себе и обществу.

В формировании должного правового отношения к философии, а значит и к философской методологии, как одной из основных её важных для человека функций, необходимо опираться, во-первых, на Конституцию России. Где в ст. 67 указывается, что Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, хранит память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства. При том что Законом РФ «О свободе совести...» признается «особая роль православия (деятельности Православной Церкви и ее результатов, - прим. автора) в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» [vii]. Из чего вытекает, что основой методологии, как части философии, научных исследований, поддерживаемых государством в его преемственном развитии, является вероучение и жизнь Православной Церкви. А философия в таком содержании представляет собой хранимую государством особую проверенную историей ценность и имеет соответствующий особый правовой статус в сфере развития культуры России, а значит, в укреплении её государственности, суверенитета и безопасности.

При этом Святое Писание Православной Церкви, канон истины, во свете Святого Предания в достаточной мере открывает отношение Церкви к философии, а значит, и к философской методологии научных и богословских исследований. Христос, как в полноте Бог и в полноте человек, говорит о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6). Это значит, что Христос является истиной об окружающем мире, формирующей мировоззрение человека, а также является путем, то есть методологией в достижении открываемых Богом благ, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей человека. Христос, как Бог, по сути является источником жизни человека и необходимой для её вечного блаженства мудрости в поведении, а это значит, что Сам Христос является и ничем не заменимым духовным источником науки философии с ее мировоззрением и методологией. О чем свидетельствует предупреждение Господне, высказываемое устами апостола: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол.2:8).

Следовательно, философия и ее часть, методология, является в достаточной мере полноценной, истинной только в явном и таинственном причастии философствующего человека Христу Спасителю и Его Церкви, Телу Христа и Дому Божию, а значит, открываемой Богом истине. Такое единство, связь человека с Богом, называется религией. И в таком случае философия и методология для полноты соответствия её истине окружающей нас действительности должна быть частью православной религии, то есть вероучения и жизни Православной Церкви. Где понимание действительности включает в себя Бога и все, что Он открывает человеку посредством Церкви. Что с другой стороны подтверждает полноту спасительной истинности православной веры и религии.

В Ветхом Завете Святого Писания Православной Церкви олицетворенная Мудрость, как прообраз Христа Спасителя, действующего благодатью в Его святых, говорит: «Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня; богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда… Я хожу по пути правды, по стезям правосудия, чтобы доставить любящим меня существенное благо» (Прит.8:17-21). Этими словами Бог открывает суть и ценность мудрости и в контексте приглашает человека полюбить ее, то есть Самого Бога, Его правду и закон, суд и милость. Тем самым Господь призывает к философствованию, но только не в отрыве от Него, а в увеличивающейся полноте единства с Ним, как с источником и жизни человека и общества, а в ней благого и плодотворного знания. С дальнейшим предупреждением этой мудрости: «Кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть» (Прит.8:35,36).

Направляющий человека во Христе Спасителе к вечной жизни Григорий Богослов (325-389), один из святых отцов Православной Церкви, говорит о своем друге, святителе Василии Великом (330-379), что он был силен «в философии действительно возвышенной и простирающейся в горнее, то есть в деятельной и умозрительной, а равно и в той ее части, которая занимается логическими доводами» [viii]. В свою очередь, Святитель Василий Великий, используя философию (любомудрие) в качестве инструмента, метода духовного возрастания человека, говорит: «Не должно служить телу, кроме крайней необходимости, а душе надобно доставлять все лучшее, любомудрием, как от темницы, освобождая ее от общения с телесными страстями, а вместе, и тело делая неодолимым для страстей» [ix]. Вся такая от Бога мудрость Его словом указывает на самого Бога, как источник для человека благ века нынешнего и будущего вечной жизни и в систематическом изложении, обосновании и защите учения о Боге называется богословием. С его основными вероучительными положениями, называемыми догмами, в их полноте изучаемыми догматическим богословием.

Указывая на признак истинного метода православного догматического богословия, Митрополит Макарий (Булгаков) (1816–1882) говорит о необходимости «показать сначала, как учит о догмате Православная Церковь, и затем привести сами основания его из Священного Писания и Священного Предания» [x]. Также отмечает, что уже в первый период развития догматического богословия, от первого века до Иоанна Дамаскина (676-749), можно наблюдать научный метод исследования догматов, в частности их систематизацию. Использование же целостной системы научной методологии в богословии во все времена неизменно способствует, во-первых, упорядочиванию мышления богословов, и тем самым – укреплению всего православного вероучения, способствует достаточной защите его от внешних философских и религиозных нападок. Так упорядоченное научной методологией православное богословие становится незаменимым инструментом философской методологии науки, в полноте ее богословского содержания необходимым и достаточным методом научных исследований и практики во всех сферах науки и жизни человека.

Особое место использованию методологии в богословии определяет, например, Антоний (Амфитеатров) (1815-1879), как системе методов его изложения, преподавания и изучения. К методам изложения богословия он относит: исторический, экзегетический, критико-полемический, систематический, прагматический. К методам изучения – собственно учебный, заключающийся в познании спасительной Христовой истины, и практический, предназначенный для спасения каждого конкретного учащегося и его ближних. К правилам учебным относит: подчинение разума вере, уважение и любовь к науке, внимание к урокам, чтение Святого Писания, беседы о предметах религии, личные размышления и упражнения в сочинении письменных работ. К правилам практическим: понимание цели спасения, внимание к своему поведению, поддержание чистоты совести для обретения мудрости с удалением от греха, питание чувств благочестия, достаточную молитву, двигающую человека к единению с Богом [xi].

При этом важно понимать, что только единство с Богом — источником истины, совершаемое и укрепляемое посредством причастия человека Христу и Его Церкви Православной, вхождения под её властью учить, священнодействовать и управлять, позволяет человеку в полноте, максимально точно для своего времени, в теории и практике использовать систему философской методологии с её богословским содержанием. При этом не впадая в обольщение ни рационализма, ни духовности, но сухую букву Слова Божьего животворя Святым Духом, наставляющим пастырей и учителей Церкви, а их трудами всю Церковь в познании и преподавании Истины – Христа Сына Божия, в достижение единства «веры и познания Сына Божия... в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения» (Еф.4:13,14). В размышлении о такой непреложной необходимости путеводителя для разума ученых, в том числе и богословов, Сильвестр (Малеванский) (1828-1908) говорит, что им может быть только Бог. И что Он находится «во Вселенской Церкви Христовой, никогда не оставляемой, а всегда одушевляемой и руководимой Духом истины, наставляющим ее чрез непрерывающийся в ней ряд пастырей и учителей на всякую истину» [xii].

В таком определяемом Церковью подходе познания мира Бог является первым инструментом, методом в любой научной и практической работе, но особенным, в руки Которого призван во Христе Спасителе в качестве инструмента отдать себя каждый человек. В исполнении повеления: «Не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим.6:13). На этом пути познания Бога Творца и Промыслителя и всего сотворенного и хранимого Им мира человек призван духовное сопоставлять с духовным (1Кор.2:14) в своем духе, возрожденном от Святого Духа. Так таинственно соединяясь с Богом в непознаваемой чувствами Его сущности. При этом чувственно в наблюдении и эксперименте и здравомысляще в теории научного труда познавая Его откровения и действия, являемые Им человеку в окружающем мире. Этот процесс в его совершенстве, как две стороны настоящей монеты, соотношения тайного и явного компонентов, всегда включает в себя единство исследователя с Богом в причастии его Христу Спасителю и Его Церкви Православной. В таком случае наполняемого Богом в его любом угодном Господу труде истиной и иными от Бога исходящими благами.

В современной методологии научных исследований выделяется четыре ее уровня: философский, общенаучный, конкретнонаучный и технологический. Все уровни являются частями одной системы методологии, с её элементами и связями, системообразующим фактором. Высшим или базовым является философский уровень, который зависит от мировоззрения исследователя и его соответствующей методологии. В научно-исследовательской работе она определяет источник, сущность, познаваемость, ценности и принципы, категориальный строй каждой определенной науки, процесс познания, освоения и преобразования окружающей человека действительности. Содержание философской методологии, используемой в научном и образовательном процессе очерчивается Конституцией России, в которой указывается на высшую ценность общества — человека, с его правами и свободами. Которые в соответствии со ст. 55 Конституции России «могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». В ст. 67.1 Конституции указывается на идеалы и веру в Бога, в преемственности развития Российского государства. А в Преамбуле ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» идеалы и вера уточняются указанием на «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» [xiii].

Исходя из выше сказанного, в соответствии с законодательством России, не противоречащими ей нормами международного права и с общепринятой методологией науки, в качестве философской методологии научных исследований и практической деятельности, в том числе и в образовательной и правовой сфере, для обретения полноты доступных человеку полезных и наиболее благих результатов, последовательного и неуклонного развития общества и государства, укрепления его экономики, безопасности и обороноспособности, последовательного развития каждого народа и мира между народами наилучшей является методология, построенная на основании вероучения и жизни Православной Церкви.

 Публикация: 2022.05.23

 

Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru

Опубликовано: 2022.05.23.
Редакция:

Калашников Ю.В. Православная методология в образовании. [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/cn/metodology.htm, (дата обновления: 2022.05.23).

© Калашников Ю.В. 2022. Правила сайта

 



[i] Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/104540/paragraph/37616, (дата обращения: 2022.05.23).

[ii] Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/171640/paragraph/3, (дата обращения: 2022.05.23).

[iii] Конституция Российской Федерации. ст. 67 / Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/45704, (дата обращения: 2022.05.23).

[iv] Калашников Ю.В. Православная культура: предмет, функции, динамика, методология. [Электронный ресурс] / Школа права. ISSN 2078-8932. – С. 71. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/cult/lcultmn.pdf, (дата публикации: 2021.05.17).

[v] Устав ООН / Официальный сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text, (дата обращения: 2022.05.23).

[vi] Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на X Парламентских встречах в Совете Федерации ФС РФ / Официальный сайт РПЦ. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5926129.html, (дата обращения: 2022.05.23).

[vii] ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" / Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/171640/paragraph/5, (дата обращения: 2020.04.05).

[viii] Григорий Богослов (329-389). Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского: Т. 1. - Санкт-Петербург: П.П. Сойкин, [1912]. - С. 618. Слово 43. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01004008516?page=623, (дата обращения: 2022.05.23)

[ix] Василий Великий (архиеп. Кесарийский; 329-379). Беседы святаго отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския, на разныя материи. - Издание второе. - Санктпетербург : В Синодальной типографии, 1824. - С 495 с.; (Беседа 22). URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01002986982?page=503, (дата обращения: 2022.05.23)

[x] Макарий (Булгаков, митр. Московский и Коломенский; 1816-1882). Православно-догматическое богословие архимандрита Макария. Т. 1. - Санкт-Петербург: Тип. Фишера, 1849. - С. 42. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01004430701?page=46, (дата обращения: 2022.05.23)

[xi] Антоний (Амфитеатров, Яков Гаврилович; 1815-1879). Догматическое богословие православной кафолической восточной церкви, с присовокуплением общего введения в курс богословских наук... - 8-е изд. - Киев : тип. А. Якобсона, 1862. - 279 с. (Метод богословия).

[xii] Сильвестр (Малеванский). Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов) архимандрита Сильвестра, доктора богословия, ректора Киевской духовной академии. Т. 1. Изд. 3-е изд.,- Киев, тип. Давиденко, – 1892. - С. 43.

[xiii] Калашников Ю.В. Православная культура: Методология, канонические и правовые основы преподавания: Учебное пособие [Электронный ресурс] / Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. – С. 123-125. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/cult/lcultr.pdf, (дата публикации: 2020.07.28).