ПРАВЕДНОСТЬ И МИР
журнал православного богословия, культуры и права
главная / назидание / путь спасения / Возвращение блудного сына к отцу
Возвращение блудного сына
к отцу
|
Позна́имъ бра́тӏ̈е, та́инства си́лꙋ, ѿ грѣха́ бо ко ѻ҆ч҃ескомꙋ до́мꙋ восте́кшаго блꙋ́днаго сы́на пребл҃гӏ́й ѻ҆ц҃ъ пред̾ꙋстрѣ́тъ лобза́етъ, и҆ па́ки своеѧ̀ сла́вы позна́нӏ̈е да́рꙋетъ: и҆ та́инственное вы́шнимъ соверша́етъ весе́лӏ̈е, закала́ѧ тельца̀ ѹ҆пита́ннаго, да мы̀ досто́йнѡ сожи́тельствꙋемъ, закла́вшемꙋ же чл҃вѣколю́бномꙋ ѻ҆ц҃ꙋ̀ и҆ сла́вномꙋ заколе́нӏ̈ю, сп҃сꙋ дꙋ́шъ на́шихъ. Въ сꙋббѡ́тꙋ ве́чера на бдѣ́нӏ̈и. |
Познаем, братья, таинства силу, от греха ибо к отчему дому востекшего блудного сына преблагой отец, встречая, лобзает, и снова своей славы познание дарует. И таинственное вышним совершает веселие, закалывая тельца упитанного, да достойно живем, Заклавшему же человеколюбивому Отцу и славному Закланию, Спасу душ наших. В субботу вечера на бдении |
«Придя же в себя, сказал: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче!» (Лук.15:17,18).
Эти слова говорит в своем сердце пришедший в себя блудный сын праведного своего отца, очнувшийся от сна разума и погибельного обольщения своими «собственными» возможностями и свободой. Среди падшего, злобного, коварного и лживого мира, у свиного корыта, из которого ему голодному не давали есть, ему открылась истинная любовь отца, благость быть в его семье, в послушании его мудрости и порядку. Подобно тому, как вдруг бы в темной комнате открыли окно в сияющий теплом и светом мир, полный красоты, Божией любви и жизни.
«Отче! я согрешил против неба и пред тобою» (Лук.15:18), - продолжает сердечный покаянный помысел юноша, обращая внимание прежде на Бога Отца, на грех ослушания Его вышнему порядку и закону, а потом обращаясь и к Им дарованному отцу земному. Наученный с детских лет чтить Господа он, входя во взрослую жизнь, начинает более отчетливо видеть основание всего того доброго и благого, что окружает его в семье и народе – Бога Творца и Промыслителя мира Спасителя человека. Так воспринимает Откровение Его вышней любви и славы. Начинает понимать то, как нужно распорядиться всем, что Он дарует в жизни и самой жизнью. Продвигается от детских начатков мудрости к взрослому совершенству.
«Отче! дай мне следующую мне часть имения» (Лук.15:12).
Так начинается в жизни младшего сына этого семейства особый этап познания открывающегося человеку Бога. Его отец желает видеть его верным помощником в созданном им хозяйстве. Подобно, как от замысла и создания мира Господь ставит человека над делами рук Его. «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте» (Быт.1:28), - повелевает первому человеку Адаму и Еве и всем их потомкам. Но всегда и неизменно в единстве с Творцом и Промыслителем мира Спасителем человека Богом, без попыток отделиться от Источника жизни и Отца Небесного, от вышнего и земного Отечества. Но исполнять волю Божию, говоря: «сделали, что должны были сделать» (Лук.17:10).
Наследство в обществе нынешнего века обретается только после смерти его владельца. Поэтому, потребовав свою часть богатства, младший сын как бы сказал отцу: «Ты умер для меня и ничего уже не значишь». Такие слова звучат горьким оскорблением для любых родителей. Хотя в римском праве того времени и существует институт эмансипации (от лат. manus – рука), то есть освобождения сына из-под властной руки отца – домовладыки, что требовалось в случае, например, избрания его на руководящую должность в органы государственной власти. Но при этом эмансипированному сыну не выделялось никакое имущество.
Младший сын и по возрасту, и по разуму, подойдя к отцу не попросил его, как следует, в почтении к родителям, как предписывает Закон, но сказал со властью: «Дай мне». Почтение к родителям благословляется Богом долготою дней на земле отцов. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20:12), - предписывает Закон. Этот же сын в непочтении к родителям не только дерзостно потребовал часть имения у отца, но не имея благого ему послушания, тяготясь порядком отчего дома, вскоре оставил и его удел.
Но отец, кроме того что стерпел оскорбление, еще пошел на нарушение закона того времени, за что мог быть наказан своими соотечественниками, свято чтившими благой должный порядок в семье и обществе.
«И отец разделил им имение» (Лук.15:12).
Мудрый, верный Богу и любящий свое дитя отец дает ему нажитое в смиренном Богу труде и в уповании на Господа ведет его к обретению большего – к мудрости смирения Богу, Его правде и любви, порядку и закону, суду и милости. К мудрости почтения своих родителей, к благодарности за их труд, только со стороны детей кажущийся простым и легким. Делает это со скорбью, чтобы впоследствии порадоваться, если на то будет воля Божия, вместе с радующимся Апостолом Иоанном, пишущем в Послании: «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (3Ин.1:4). Потому что познание Истины – наибольший дар и наследство детей Божиих. Всё остальное и жизнь вечная прикладывается.
Почему отец позволил всё это, хотя вполне мог воспрепятствовать такому повороту дел? - задаем вопрос еще раз. А ответ вытекает из понимания сущности любви. Любовь Божья и Отцовская. Что это значит, как не… в высшей степени уважение к личности, даже ребёнка, желание сделать его не бессмысленным существом, безропотно подчиняющимся чужим приказам и собственным животным инстинктам, а думающим, умеющим делать осознанные поступки, предвидеть их последствия и нести личную ответственность за их результаты. Затем, научить этому своих детей. Так поступил однажды Господь Бог с первым человеком Адамом и Евой. Не планируя грех, но Его высшей любовью обращая для смиренных зло в добро.
Творец и Владыка всего даровал Адаму удел из всего Своего Творения, заповедал в его границах трудиться и хранить его, вкушать добрые плоды. При этом не оградил несущее погибель древо познания добра и зла непреодолимым для человека препятствием и человека не посадил подобно животному на верёвку, а, как сыну Божию, заповедал ему не вкушать смертоносного плода. «Зло не само по себе осуществляется, но следует за повреждениями души», - учит Василий Великий [1]. Значит человеку нужно, во-первых, хранить в целости мудрость души своей, а она неотделима от Бога. Так и остальные уделы труда человека, не должны отделяться от Бога Отца и Отечества, от порядка Божия и происходящего от него человеческого.
Мудрый отец, следуя Отцу Небесному, не наказал переоценившего свои возможности младшего, но уже достигшего совершеннолетия сына, оскорбляющего его требованием наследства у живого, как после умершего, но дал удел в своем хозяйстве. Отец Небесный и отец земной так умаляют действие их могущества, чтобы возвеличить важнейшее – ЛЮБОВЬ. В ней, как в совокупности совершенства (Кол.3:14), открывается Бог, Его истинная мудрость и сила, являемая от начала мира во всей вселенной каждому человеку, восстанавливающая образ и подобие Божие в человеке, ведущая его к истинной свободе детей Божиих и вечной жизни.
«По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону…» (Лук.15:13).
Его отец не был тем, кто не уважает порядок и закон. Имея большое хозяйство, он эффективно управлял им. Там была дисциплина и благоустройство. Первое как раз и смущало молодого отпрыска. Имея свою часть наследства, ему хотелось распорядиться ею по своему усмотрению, в свободе от традиций и закона, от хозяйственного порядка, который единственно ведет к успеху, плодотворности и процветанию. Но, находясь в доме отца, он не мог реализовать свои «новаторские планы», провести хозяйственные «прогрессивные эксперименты и реформы». На либеральную революцию дома у него не хватало сил, и поэтому он ушел осваивать новые территории.
«И там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться» (Лук.15:13,14)
Распутная, беспорядочная жизнь, оторванная от правды и порядка Божия, ведет в разруху и к смерти, является бесплодной по определению. Она похожа на раковую опухоль в теле человека, разрастающуюся за счет еще живущего, но уже потерявшего иммунитет организма. Это новообразование уничтожает организм своей бесполезностью, истощая его ресурсы и не давая существовать нормально, по правилам, установленным Творцом и заложенным Им в генах. При этом организм еще и защищает эти образования от лекарственных препаратов, как свои собственные, подобно тому, как часто преступность сращивается с органами такого занемогшего местного и государственного управления и погибельно развивается под их защитой. Об этом устами пророка Исаии ужасается Господь: «Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь – убийцы» (Ис.1:21).
Если к такому больному организму не прикоснётся целительная благодать Бога и рука ведомого им мудрого врача, то он в конце концов разрушается самим собой и погибает. Так происходит и в обществе, отвергающем Бога и Его правду, забывающем святость и незыблемость законов и институтов власти, благо установленных их Творцом для построения и поддержания должных отношений в обществе. Там Где уничижается благолепие церковного устройства, порядок семьи и народного хозяйства Отечества, его местного и государственного управления. Господь предупреждает о неминуемых последствиях греха в этих сферах: «Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят... Будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды» (Ис.1:20,30). Духовная нищета в глупости пренебрежения Христом Спасителем и Богом, Его силой правды и любви, заповедями и законом, всегда ведет к истощению ресурсов, созданных Божией благодатью и трудами отцов, семьей, всего отечества, неизменно заканчивается нищетой разума и тела человека, ничтожностью такого сообщества.
Чтобы такого не случилось, в законе Ветхого Завета существует заповедь о наказании безумно и буйно растрачивающих имения своих отцов детях. «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, - то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: "сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница"; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все… услышат и убоятся» (Втор.21:18-21). В разных формах заключенная в данном законе норма права существует и используется в правовых системах всех народов, заботящихся о своем процветании и успехе, развитии и крепости, в достижении интересов каждого человека и всего общества, во славу Божью.
И не устает Господь предупреждать. «За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона» (Мал.2:9), - говорит Господь устами верного пророка о Его гневе на всех разрушительно противящихся Богу. При этом разные нечестивые сообщества могут сочинять и творить различные устрашения, чтобы добиваться от других удовлетворения их вожделений. Один только Господь не выдумщик, а Творец всего, Источник всякой мудрости и ведения, наделяющий человека и общество талантами и огромными ресурсами, но не позволяющий использовать их на собственную погибель. Как Он предупреждает, так и поступает в Его Промысле всего мира и в Спасении человека. Так случилось с блудным сыном, так происходит и с каждым, отвергающим Бога и Его правду, неизменно попадающим в разруху, нищету и смерть.
«И пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему» (Лук.15:15,16).
Для иудея, которым был этот младший сын, является весьма унизительным выращивание и уход за свиньями. По ветхозаветному закону они являются нечистыми животными, и их запрещено было употреблять в пищу. Поэтому и весьма бесполезным было занятие их разведения и участия в нем. Так бывает и ныне, когда человек идет трудиться, но делает нисколько не нужную для общества работу, не приносит пользы окружающим, и превращается сам в паразита, только истребляющего ресурсы, но не восполняющего добром хозяйство и жизнь своего народа. Истощает народ и сам приходит в крайне плачевное состояние, не вразумившись поучением Апостола: «кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин.3:17,18).
Видим эту ситуацию и размышляем о любви падшего мира. Что это, как не... в высшей степени эгоизм, стремящийся к собственным удовольствиям за счет ближнего, которого таким образом «любят». Но в таком роде любви и блудных сообществ «восторг» мудростью, красотой, предприимчивостью, добротой, особенной щедростью… всегда прекращается вместе с истощающимися богатствами «кумира». Поросят там откармливали кукурузными рожками, чтобы потом употребить в пищу, а «юную звезду», накормив лестью, уже использовали сполна. Людей, к счастью, там не ели, поэтому и к свиному корыту «блудного сына» уже не допускали. Он мог питаться только тем, что находил вместе с поросятами на пастбище, где ему выделили работу.
- Произнося или слыша особенное в нашей жизни слово – ЛЮБОВЬ, как
же не перепутать благую любовь Божью с рожками мирского себялюбия,
откармливающего себе того, кого еще можно как-то "употребить в пищу"?
- Очень просто. Нужно только смотреть не на красивые обертки сверкающей и
манящей витрины греха, а немного глубже, и не просто в сальных фантазиях под
одежды или в современном оснащении даже под кожные покровы, разглядывая и
внутренние органы, но смотреть на отвратительную суть греховной фальши, скверн
и беззакония. И видеть, к тому же, грядущее проклятие и смерть. И не у
имиджмейкеров брать уроки натянутых улыбок, а учиться радоваться и любить у
Отца Небесного и совершеннейшего целителя, педагога, труженика и воина,
человека – Христа Спасителя.
Чтобы любопытный ребёнок, неизменно исследующий мир, не вылил на себя стоящую на плите кастрюлю кипятка, мудрые и любящие родители позволяют ему слегка прикоснуться к этому горячему сосуду, показывая, как это будет больно, если небрежно относиться к таким предметам. Позволив случиться малой беде и немного пострадав вместе с «несчастным» дитём, таким способом его научают правильному поведению, поведению по правилам, по закону, чтобы предотвратить большую беду и не вкусить настоящего горя, и не лить потом слёзы долгие годы, если не всю жизнь, обвиняя в проблемах кого угодно, только не себя.
Однако человеку не следует самому делать грешных поступков, чтобы попробовав их горечи, стать более мудрым. Господь приглашает Фому вложить персты в Его раны, чтобы он мог удостовериться в Истине и укрепиться в вере Божией, а затем говорит ему: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:29). А тем более блаженны поверившие учению Мудрости и Церкви о скорбях и смерти, неизбежно приходящих как результат греховной жизни. Лучше бы было Адаму и всякому человеку оставаться в первобытной блаженной святости, чем «умудряться» в экспериментах обретения горя и проклятий в провождении греховной жизни. Но такова реальная жизнь и труд в ней родителей и учителей, подобно вакцинированию от смертельно опасных болезней, знакомящих в безопасных дозах со грехом детей и воспитанников, помогая и выработать иммунитет, необходимый для полноценной и свободной жизни в неизменном присутствии в мире смертельно опасного зла.
Так в уже пашем и полном зла мире, родители позволяют чуть прикоснуться ко злу, чтобы продемонстрировать цель порядка и закона – сохранность от разрухи и смысл его соблюдения – достижение настоящей свободы, безопасности и успеха, пути его понимания и использования – познание правды Божией, Божьего совершенного, своего и общественного должного и сущего состояния, способов его совершенствования. Так ребёнок учится соблюдению правил истинно свободного во Христе Спасителе человека, поступающего по личному убеждению, всегда хранимому в сердце, а не по чьим-то даже добрым приказам, непонятно «мешающим» реализовать подаренную Богом свободу. Хотя часто законы и порядок нечестивых действительно покушаются на свободу детей Божиих и пытаются увести их от приготовленных Богом плодотворности и благ. Но в том и мудрость, чтобы научиться отличать свободу от вседозволенности, а правовые (утвержденные по правде Божией) законы – от неправовых (сочиненных буйным разумом и своеволием нечестивых душ). А потом всю свою и общества жизнь построить на незыблемом основании – Слове Божием, познании и исполнении во Христе и Святом Православии благой всем воли Божьей.
«Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лук.15:17-19).
Это был поворотный первый верный шаг к пониманию настоящей свободы и правил её использования, шаг к благому почтению Бога и своих родителей. К сожалению, не редки случаи, когда родительский дом не является тем местом, куда хотелось бы возвращаться. Не так было у отца того младшего сына. Порядок, справедливые законы, поддерживаемые силой любви и мудрости домовладыки, приносили мир и достаток в семью и хозяйство. А его любовь не к этому достатку, а к ближнему и сыну, ради зрелости которого отец-то и пожертвовал частью своего имения, влекла сердце мятежника домой. Теперь он убедился, что порядок в доме – не продукт прихотей отца, а отражение правды Божьей, наполняющей их семью Божьими благословениями.
Горечь осознания своего омерзительного положения, не столько запаха свиного хлева и вероломства нечестивых, сколько коварства собственных глупостей и греховных нечистот, как это бывает, сладковато подташнивая и тяжко сжимая грудь, поворачивала полный слёз взгляд бывшего мятежника домой, теперь уже в раскаянии, смирении и с надеждой. Позади оставались прелести вседозволенности, надменности и беспечности. Теперь он знал, куда нужно идти. Да и выбора другого не было. Впереди лежала дорога в отчий дом. «Ибо, как скоро умножаются немощи в праведниках, поспешают они принести покаяние пред Богом» [2], - говорит Святитель Афанасий Великий.
«Встал и пошел к отцу своему…» (Лук.15:20).
Сын шагал по дороге домой. Этой дорогой было стремление трудиться, на которую его поставил отец, которою он спасся от соучастия в погибельных шайках, затем пошел бесполезно трудиться на чужбине, а только потом Божией благодатью обратился в свою семью, направился в родное Отечество, к отцу и Богу.
А что же отец?
Сначала исполнил заповедь Мудрости: «Наставь юношу при начале пути его: он не
уклонится от него, когда и состарится» (Прит.22:6), а потом смиренно пребывал
в молитве и уповании на благодать Божию.
Наверняка, каждый из нас, хотя бы один раз в жизни, но испытал чувство такого
ожидания:
… Залаял пёс во дворе – и глаза уже в окошке, не долгожданный ли гость явился?
... Нет, просто пробежал кот.
… Громыхнул где-то на первом этаже лифт – и слух со всем естеством уже у
двери…
... Звонок!!! … Но к соседям.
Так, несомненно, было и в той далекой степи. Прохладным утром ли, выходя на работу, в жаркий ли полдень, после сытного обеда, или когда по небосводу уже рассыпались звёзды, всякий раз взгляд отца устремлялся туда, где в дали пыльной дороги, однажды, скрылся его сын. Ушел туда, где царствует зло и обман, где долг и честь ценятся как ничто, где если и сострадают и любят, то больше себя, откуда возвращаются в живых не часто. Может быть проходили дни, месяцы и годы, а дорога была пуста… Лишь изредка могло проскользнуть перекати поле или промчаться стая сайгаков… И только однажды… после уже ставшего привычным взгляда на край горизонта, что-то вдруг ёкнуло в груди, старческие дальнозоркие глаза прикипели к небольшой точечке, превращавшейся на извилинах дороги в знакомый силуэт… и через мгновение ноги уже сами неслись по утоптанной земле.
«… И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лук.15:20).
В памяти отца промелькнули бессонные ночи у детской кроватки, сбитые в кровь колени ребёнка, радость видеть окрепшую стать взрослеющего юноши, затем – боль расставания… И вот, счастье снова обнимать родную кровинку.
«Прости отец согрешил я против неба и пред тобою…», - шептали дрожавшие потрескавшиеся губы… Худоба, благоухание «ароматов» совместного пребывания в коллективе поросят, потёки грязного пота. Язвы неухоженного тела и аппликации не розовых лепестков, а экскременты его полевых сотоварищей, взбитая копна какой-то растительности на голове, уже обжитой насекомыми. Всё это может смутить и оттолкнуть кого угодно, только не счастливого отца, обнимавшего и целовавшего вернувшегося сына.
Первое, что уже понял сын – Божественное происхождение порядка,
правил, закона, и что нарушение всего этого – грех, во-первых, перед Господом
неба и земли.
Второе – предосудительность сделанного по отношению к отцу скверного,
нечестивого проступка непослушания и неуважения к нему.
Третье – отсутствие у него каких-либо сыновних прав, не говоря уже о каких-то
претензиях.
Четвертое – отец его любит, ждет и с радостью встречает.
Это небольшая поучительная для нас история о том, как должно воспитывать детей свободными во Христе Спасителе от греха, как ждать, как возвращаться и как встречать данных Господом близких и любимых. Но это история не только о взаимоотношениях между людьми, это еще и иллюстрация того, как Великий Бог принимает своих заблудших детей, живущих вдалеке от Того, Кто любит и ждёт по настоящему, из чьих уст до сих пор со слезами звучат слова Христа Спасителя: «Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Лук.13:34)
Это уже из другой ситуации, за неделю перед Пасхой, когда ныне Церковь празднует «Вход Спасителя в Иерусалим». Тогда Господь приближался к городу, Ему постилали под ноги одежды, и пальмовые ветви, а Христос, «смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих…» (Лук.19:41,42). То были слезы не радости встречи с детьми, но расставания с теми из них, кто уходил от Спасителя в вечные муки, посрамление и смерть.
А что обо мне? Радуется Господь, обнимая возвратившуюся к Нему душу, или до сих пор надеется, ожидая блуждающих из далёких странствий, или уже плачет, провожая нечестивых в позорную смерть? Таков вопрос звучит и в наших душах. В ответ одно можно сказать точно – Творец и Отец наш Небесный любит, ожидает возвращения и принимает во Христе каждого из нас, как своего ребёнка. Его взор всегда в ту сторону, где всё еще бродит своими путями Его блудное дитя.
Отец Небесный ожидает возвращения Его детей…
И когда мы сокрушенно идём к Богу как к Царю, «с повинной», смиренно становимся перед святыми образами, то непременно оказываемся в объятиях своего Отца, дождавшегося своих возвращающихся из заблуждений детей. Если же приходим с претензиями сынов или проходим мимо, вообще не обращая внимания на Вседержителя и Его Церковь Христову Православную, то это значит, что еще не все таланты и дары Отцовские мы растратили на пустое времяпрепровождение, не все силы пустили на ветер. Это значит, что такой «свободной» душе с её «правами человека» в руках, как с водительским удостоверением, но только для передвижения в гнойном болоте греха, еще только предстоит однажды побывать у своего «свиного корыта, из которого тогда покушать не дадут».
При этом ныне еще существует и Хорошая Новость – Благая Весть, есть Божией благодатью во Христе шанс и короткое время, чтобы возвратиться к Богу Отцу и Царю Небесному, в свою семью детей Божиих и гражданство вышнего Отечества. Говорят, лучше учиться на чужих ошибках, но в реальности же выглядит так, что хорошо бы… не повторять своих… и десятки раз подряд. Должно только услышать эту Благую Весть, Евангелие Царства, очнуться в душе от глупости и обратиться из мятежа с повинной к ожидающему нас Царю и Отцу Небесному. Твердо знать, что в сердце Отца есть всего одно наибольшее желание, видеть и принимать возвращающихся в Отчий Дом детей.
«Отец сказал рабам своим: Принесите лучшую одежду и оденьте его» (Лук.15:22).
Только у Отца Христа Сына Божия есть для нас чистая и самая лучшая одежда, облачения праведности, которую Он дарует Своим возвращающимся детям. Об этом говорит Господь устами пророка Исаии: «Придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» (Ис.1:16-20). Волна это шерсть (вовна), которую в те времена выбеливали, расстилая тонким слоем под солнечными лучами. Подобно ей и наши души выбеливаются Богом в смиренном с Ним размышлении от пятен греха и беззаконий.
«Чувственные склонности лишают нас одежды праведности; они – огонь, сжигающий эту одежду», - учит Иоанн Златоуст [3]. А слава и благодать Божия в противоположность этому истребляет на Кресте наши одежды греха, чтобы даровать новые и в них нам можно было вечно пребывать в теснейшем единстве с Богом. «Ибо кто дерзнет явиться пред Тобою, не облеченный в нее?» [4], - задаёт риторический вопрос Симеон Новый Богослов, напоминая о должной пред Богом святости. Эту чистейшую одежду святости и любви дарует нам Спаситель со Креста Животворящего. Потому что без неё невозможно человеку подойти к Источнику и Древу жизни. Там на востоке у края Эдема Господь поставил «Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь» (Быт.3:24).
После грехопадения Адама и Евы Господь сшил им одежды кожаные. А ныне Спаситель советует нам купить у Него «белую одежду, чтобы одеться» (Откр.3:18), совершить не имеющую аналогов в окружающем мире сделку – в покаянии поменять свои одежды греха, пропитанные смердящими сквернами и проклятием одежды беззакония, на Его, сияющие небесной святостью, чистотой и благостью одежды праведности. И услышать: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3:26,27). Так освобождаются святые души, во-первых, от греха грехов, тщеславного своеволия. «Украшенные пресветлой и царской ризой Всесвятого Духа и преисполненные преимущественно славой Божией, они не только не заботятся о славе человеческой, но и когда окружают их ею люди, не обращают на нее совершенно никакого внимания» [5].
О человеке, благодатью Божией побеждающем грех, говорит Спаситель, что он «облечется в белые одежды» (Откр.3:5). Чтобы затем в каждый миг покаяния, познания и исполнения чудной воли Божией, так каждому из нас можно было непременно созерцать себя, одетого в Христовы одежды Царства Божия, и пребывать в них пред лицом Господним вечно.
«И дайте перстень на руку его…» (Лук.15:22).
Этот перстень, даруемый отцом вернувшемуся сыну, не просто украшение, а знак от домовладыки, удостоверяющий полномочия в отношениях и заключаемых сделках. Свидетельствует этот дар о полученной от отца власти, представлять его в обществе и совершать от его имени сделки. Как, например, было в священной истории, когда «снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды» (Быт.41:42), и так поставил его первым после себя правителем. Как то было в замысле Отца Небесного от сотворения мира и прозвучало в Его заповеди: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте» (Быт.1:28).
Так Творец наделил Адама и Еву, а в их лице и всё человечество, властью над данными им уделами из Своего Творения. Но первый человек захотел более данного ему Богом, пожелав стать, как Бог, в результате стал не как Бог, а как сатана (противящийся Богу), однажды также подумавший о себе более, данного ему Создателем. Смотря на всякую такую отступившую от Бога душу, Господь говорит: «В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви - покров твой… А говорил в сердце своем: "взойду на небо… буду подобен Всевышнему" (Ис.14:11-14).
Это, во-первых, о падшем ангеле, пожелавшем превознестись над окружающим его творением Божьим, но очутившимся в самой глубине нечистот. А так же и о последовавшем за ним человеке, которого выслал Господь Бог из сада Едемского и преградил путь обратно (Быт.3:23,24). Далее видны не лучшие картины. «Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим.3:10-12), - пишет в Послании Апостол Павел об окружающем его обществе, как о прошлом, так и о современном мире.
Но если мы не верны Богу, то Он всегда остаётся верен нам. «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис.49:15), - говорит всей вселенной Господь и прикасается к нам Духом Своим и Словом. Несет каждого в жизни на руках, как младенца, и готов всегда принять любого уже повзрослевшего, но еще грешника с покаянием. Чтобы омыть, очистить его от греха, укрепить силой мудрости и любви, наделить властью над своей жизнью и над теми уделами в обществе, где нам должно употребить её по Божьим правилам, для исполнения порученного Им труда, во спасение свое, во имя и славу Христа Спасителя и Бога.
Когда Христос учил народ вышней мудрости, то делал это исходящим из уст Божиих Словом, «как власть имеющий» (Мф.7:29). И тем, которые приняли Его, как от Бога Спасителя и Учителя, начали внимательно слушать и верно исполнять Его Слово, Он также дает «власть быть чадами Божьими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:12,13). «Вы должны познать, каким путем можно достичь отпущения грехов и получить надежду наследия благ обетованных. Другого пути к этому нет, кроме того, чтобы, познав Христа и омывшись Крещением во оставление грехов, начать потом жить безгрешно» [6], - учит Иустин Философ обретению и использованию власти и иных благ Божиих.
Стать смиренным послушником Небесного Отца, восстановленным в сыновних правах Его любовью и служением Христа, - это всегда шаг грешника к жизни и взрослению, начинающегося с вхождения в Завет во Христе с Богом и возрождения от Духа Свята. Чтобы затем из желторотого с огромным клювом птенца, умеющего только хорошо просить и властно требовать, однажды возрасти в ответственного труженика, похожего на своего Бога Отца Творца и Промыслителя всего мира. И затем, обретая достаточную зрелость, из Его рук не только беззаботно питаться, но получать власть, силу и ответственность творить Его волю и труд в своей жизни, во всех её от Господа уделах. Брать при этом из рук Божьих всё Им даруемое, но не больше и не меньше, чтобы быть в присутствии и благословении Божьем сейчас и во всей вечности, достойно и верно исполнять порученное Им дело.
«Дайте перстень на руку его и обувь на ноги…» (Лук.15:22-24).
Если перстень является инструментом власти, то обувь позволяет комфортно и легко передвигаться в процессе её реализации и труда. И то и другое вернувшийся сын получил только потому, что теперь отец был уверен в его послушании и действенной ему помощи.
- Но чем же предстояло заниматься вернувшемуся в семью сыну, куда
двигаться в новой обуви?
- Судя по полученным с перстнем полномочиям – ему предстояло быть «правой
рукой» отца домовладыки, чтобы созидать и укреплять хозяйство, служить своей
семье и ближним, всему обществу, тем самым и распространяя добрую славу об
отце, которая в любом порядочном обществе и является одним из главных условий
процветания и успешного труда всего его народа. Это подобно тому, как Господь
устами Апостола посылает народ Божий на труд и воинствование, «обув ноги в
готовность благовествовать мир» (Еф.6:15), чтобы свидетельствовать о любви и
прощении смиренным Бога Царя и Отца Небесного.
Что делать дальше, куда и как двигаться? - Подобные размышления были у апостолов, когда они находились рядом с воскресшим Иисусом Христом, учившим их о Царстве Божьем. Тут же они и спрашивали Его: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?», на что Он ответил, не их «дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти», но силу они примут от Святого Духа, чтобы быть свидетелями Его чудного Спасительного труда «даже до края земли» (Деян.1:6-8). Откуда вытекает, что сила и власть происходит не от собственных усилий, царствования и властного положения человека в обществе, а от Духа Святого, наделяющего верных от Его Всемогущества полномочиями и силой, реальной властью со способностями для её реализации. Чтобы в исполнении труда Христова, всей своей жизнью мы могли свидетельствовать о Спасителе, о Его чудных качествах и благих делах человеку. Тем самым жизнью бы проповедовали Евангелие Царства Божьего. По заповеди Спасителя: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16).
«Приведите откормленного теленка…» (Лук.15:23).
Чтобы употребить пищу себе во благо и во спасение, а Богу во славу, взрослому человеку сначала необходимо её произвести лично или честно получить в системе народного хозяйства с его совокупным трудом и соответствующими плодами, а также и с последующим обменом ими в натуральном виде или с помощью денежных знаков. По заповеди Господа, данной еще Адаму в Эдемском саду. Нужно только вернуться под Его власть смирёнными сынами, чтобы также услышать Его повеление «возделывать и хранить» (Быт.2:15) этот сад. А также услышать и реализовать продолжение этой благой заповеди: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь…» (Быт.2:16,17). А также и апостольское объяснение сути благого потребления пищи: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фесс.3:10).
Возделывание (лат. cultura) представляет собой упорядочивание с помощью инструментов своего удела из всего окружающего творения Божия, души, семьи, Отечества, то есть – созидание культуры. Но упорядочивание по святым канонам и вероучению Православной Церкви – созидание культуры Православной. Не национальной или иной корпоративной религии, неизменно трансформирующейся в националистическую, а далее и в нацистскую, а народа Божия, единой Святой Соборной (со всей Вселенной собранной в своих уделах) и Апостольской Церкви Христа, Тела и Дома Божия. И созидание не собственными силами, а в причастии к созидательному труду Бога Промыслителя, в единстве Духа Святого и разума Церкви, в едином языке и каноническом порядке служения Богу и миру всех Поместных Церквей.
Для человека это значит возделывание во Христе порядка в своей жизни, внутри и вне своей души, сохранение его Божией благодатью и своим трудом от возможных разрушителей, духов падшего мира, плотских вожделений и глупостей ими водимого общества. Обретение в таком труде плодов и с благодарностью Богу их потребление, чтобы и далее блаженно жить и трудиться. Так отец, наделяя сына властью и ответственностью за исполнение возложенного на него труда, оснащает его и соответствующими необходимыми ресурсами. Плоды в доме отца – результат уже совершенного труда, хорошее подкрепление, чтобы и повеселиться не на пустой желудок, и затем идти трудиться не в немощи, а в укреплении Божией благодатью и силой духа, души и тела. При этом ясно понимая то, как обретать и достойно потреблять хлеб насущный, посылаемый нам Господом по нашим молитвам и трудам.
Сына пригласил на пир мудрый и любящий отец, и нас зовёт Мудрость Божия вкусить, во-первых, её плодов. «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: "Кто неразумен, обратись сюда!" И скудоумному она сказала: "идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума... Начало мудрости - страх Господень, и познание Святаго - разум; потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни» (Прит.9:1-11).
«Станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (Лук.15:23,24).
Радость – это эмоциональное состояние человека, результат осознания совершившегося или предполагаемого достижения цели, наступления долгожданной встречи, обретения плода или уверенности в этом. Радость может быть обманчива и быстротечна, сродни надменности и, безусловно, ведёт к падению, когда в ней нет Бога и перед Ним смирения. Но она никогда не заканчивается и называется блаженством, если венчает встречу человека с его Творцом и Спасителем, Который во Христе и Его Церкви проносит это счастье единения через все препятствия и падения, трудности и скорби, и конечно же, через все победы нашего земного пути.
Блаженство единства с Богом, обретаемое в жизни нынешнего века, движет каждого из нас через все её испытания, земные радости и горести, чтобы однажды ввести в полноту неизреченной и неописуемой радости вечных небесных обителей. И нам предназначено не только самим вкушать это наслаждение хождения в Боге, но и указать путь истины всякому жаждущему и ищущему, часто, еще при этом направляющемуся в противоположную сторону от истинных целей и благ. Мы призваны каждому ближнему донести Евангелие спасения. В котором человеку приходит вечная радость небесных обителей, открывается верным ныне и в полноте обретается ими в веке будущем, но неизменно начинается во Христе Спасителе здесь и сейчас.
Существует два типа радости, вернее, радость истинная, совершенная и её заменитель, подделка. И нам нужно учиться различать их, делать правильный выбор в средствах достижения истинных ценностей. Что избрать для радости? Потребление суррогатов в упаковке, притягивающей взор, ласкающей самолюбие, возбуждающей амбиции и похоти, или, с первого взгляда, невзрачное повествование о вечной жизни во Христе и Его Церкви, праведность в поступках и в будущих плодах истинную драгоценность – жизнь вечную, приготовленные верным Господом блага сего и будущего века? Указывая на Святое Писание, Апостол Иоанн говорит: «Сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» (1Ин.1:4).
Рядом с каждым человеком, кроме Евангелия спасения, всегда достаточно звучит странных голосов. И сладких, и властных, зовущих к «свободе» от традиций и закона, и к новому порядку, к «прогрессивным» экспериментам в отношениях с ближним и к модернизации жизни Церкви, к современному общению с Богом. Источник их нам не безызвестен, это тот, который однажды подумал, что быть Богом, значит делать всё, что придёт в голову. И ему захотелось поставить свой трон и падший разум на одном уровне с Божьим. О нём устами пророка Иезекииля говорит Господь: «Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя…» (Иез.28:15-19).
Первый павший богопротивник от времен Адама и до ныне совращает людей с путей истины и правды Божьей во вседозволенность беззакония и греха, ведет так от радости к скорбям, от жизни в смерть. «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства… Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти… но и делающих одобряют» (Рим.1:28-32). Они могут даже называть себя пастырями Божиими, однако растят народ не по красоте Христа, спасающего человека от власти греха и беззакония, а калечат, особенно молодые, еще неутверждённые в вере души, по образцу своей собственной необузданности и душевного уродства, извращенного понимания свободы и благодати Божьей во Христе. Ведут не в Церковь Христову Православную, а в блудные от Неё расколы и секты, человеческими измышлениями отвлекают от Божией праведности и веры не знающих, как должно, Истину.
Апостол Павел, размышляя о важности служения Христу и Его Церкви и о еще земном блаженстве верно служащих, пишет филиппийцам: «Пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере» (Фил.1:25). По нужде восстановления этой истинной веры и радости шли ко Христу Учителю и Целителю, а ныне в Церковь Святую - «все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними» (Лук.15:1,2). Их смущала совместная трапеза, которая в древности обозначала больше, чем просто приём пищи в одном месте, она свидетельствовала об их уважении друг к другу, миролюбивых отношениях и устремлениях к единству. Поэтому фарисеи удивлялись, как человек, называвший себя Сыном Божьим, может есть вместе с грешниками, людьми, противящимися Божьим повелениям.
Будучи ревнителями закона, но не имея полноты веры Божией, они уничижали тех, кто не был такими «совершенными», как они думали о себе, забывая, что полнота совершенства в любви к Богу и к ближнему, инструментом проявления и достижения которой является закон. Но для многих из них Закон Божий был инструментом уничтожения ближнего, его чести, достоинства и самой жизни. Христос Спаситель же приходит к грешникам, чтобы даровать им святость от Творца, прощение за грех – с Голгофского Креста, чтобы вернуть их на пути истины и жизни, её здравия и успеха. А когда спасается хотя бы одна душа, то об этом радуются все небеса. О чем свидетельствует всё Писание. Например, рассказанные Христом притчи о найденных овце и драхме (Лук.15:3-10).
Лицемеры, прикрывающие свою любовь к беззаконию, ненависть к людям и непослушание Богу маской фарисейства, также легко и расстаются с ней, меняя её на лозунги «свободы во Христе или от Христа», чтобы уже не стесняясь и с полным набором «прав», открыто идти в компанию грешников. Только не для того, чтобы нести туда чистоту и святость послушания Богу, как это делает Христос Спаситель, а чтобы, уже не таясь, утолять жажду по зловонной жиже греховного болота. Делают это они сами ненасытно и других активно приглашают разделить с ними их эту радость, в их, как иногда говорят, «динамичном», а точнее, буйном и разнузданном, «служении», подобно безумной силе динамита, рушащего порядок духовного, в том числе, церковного устройства и его благословения для детей Божьих.
Им суд у Господа готов, но как поступить иным? Также безрассудно «радуясь», расходовать подаренные Творцом таланты, пренебрегая заповедями и порядком Божьим, и потом пожать разруху глупости. Или, вразумившись Истиной, всё обретённое от Господа употребить по Его воле, правде и закону, на благо ближнего и во славу Божью и так обрести Отцовские благословения и радость вечную? Господь ожидает нас и принимает такими, как мы есть сейчас, потому что улучшаться своими силами не получалось ни у кого и никогда (Ин.15:5). Только Отец может простить наш грех, подарить чистоту и святость, созиждить праведность. И ожидает нас смиренными принять Его труд и дары во Христе Спасителе и Его Церкви Божьей Православной (Ис.66:2; Ин.14:23).
Как это странно ни выглядит, но далеко не все откликаются на приглашение Господа, прийти к Нему и к Его мудрости на пир. Но и приходя после достойно исполненных трудов, затем могут уничижать явившихся туда несовершенных.
«… Старший же сын… осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его…» (Лук.15:25-30)
Подобные истории часто происходят и в нашей жизни. Отчасти, потому что только Бог видит сердце человека так, что может сразу определить произошли в его духовной глубине перемены к лучшему или нет. Потому в Апостоле предупреждает: «Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Кор.4:5). Грешник же, покаявшись перед Богом, в таинственные моменты встречи с Вечным и Его вечностью получает во Христе прощение и чистоту в отношениях с Ним, превращается из преследуемого Им преступника (грешника) в Его смиряющееся Отцу дитя, уже обогреваемое Его любовью и умиротворяемое Его защитой и всей благостью.
Между прощенным человеком и Богом остаётся чистый лист отношений, омытый Господом от длинного списка грехов и должных наказаний (Евр.10:17). Но перед окружающим обществом обратившемуся к Богу, теперь уже бывшему в нечестии грешнику еще много предстоит потрудиться, чтобы благодатью Божией и собственной жизнью переписать свой «послужной лист», как бы висящий на груди. Заслужить доверие и уважение, которые можно потерять в одно мгновение, а восстанавливать приходится подчас всей во славу Божию проводимой жизнью, а также и смертью. Так размышляя, человек благо смиряется во Христе с недоверием к нему окружающих, приходя к Небесному Отцу с повинной, так затем идет и в общество, но еще и с Божией праведностью и любовью.
Но скорбеть и негодовать может сердце человека при виде обретения от Отца Небесного или земного прощения покаявшимся грешником и в случае, когда такой скорбящий еще далек от истинной отцовской зрелости. Когда еще не имеет полноты родительской силы, мудрости и любви. Когда сам, еще не достигнув духовной зрелости, склонен превозноситься над теми, кто поступает еще не так верно, как это уже удается ему. Христос предупреждает и о такой проблеме, когда указывает ученикам на молящихся мытаря и фарисея. При этом мытарь сокрушается и кается пред святым и совершенным Богом, а фарисей превозносится над несовершенным, но освящающимся мытарем. О кающемся пред Богом мытаре Господь говорит, что он «пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лук.18:9-14).
В этих словах Господа открывается Его заповедь – не превозноситься над падшим грешником и быть рядом с ним, как Христос Спаситель – с нами, но выше и дальше от его греха, как должно быть детям Бога Святого и Превознесенного в Небесах. Сам Спаситель пришел к нам участвовать не в наших греховных делах, а в нашей жизни, чтобы спасти нас от разрушительных грехов и следующей за ним вечной смерти. Этого не могли и не желали понять фарисеи. Да и чем же они тогда отличались бы от блудников по плоти, разуму и делам, если не внешним видом и демонстративным отделением от тех, которые делали то же, но открыто? Господь говорит, что горе лицемерам, уподобляющимся гробам, которые снаружи кажутся красивыми и живыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты, потому что они также по наружности выглядят праведными, а внутри исполнены лжи, зла и беззакония (Мф.23:27,28; Лук.11:44).
У Христа и Его Тела Церкви Святой Православной нет «ни вида, ни величия…» (Ис.53:2), но немеркнущее в веках сияние внутренней красоты, любви и славы Божией, Отчей заботы о душах их спасении от скорбей и смерти в блаженство и жизнь вечную. Что можно видеть на страницах Священного Писания и Предания Церкви, в жизни святых небесных и земных, сердца которых являются обителями Духа Святого Христова. С которыми всегда тепло, если не отворачиваться от Господа к другим «источникам», и светло, если смотреть в одном направлении со Христом, пребывать рядом с Ним в Его жизни вечной. Вернувшийся сын, это уже понял, он был рядом с Отцом, в его объятиях и за одним столом, вкушая самое лучшее, что было у Отца, и сиял в Его славе. Как и Церковь вечно сияет вышнею красотой и благостью, открывающейся смиренным шаг за шагом её глубиной, силой, мудростью и любовью Божией.
Не случайно эти две притчи, о мытаре и фарисее и о блудном сыне, положены в воскресных службах подвижного круга богослужений Православной Церкви в приготовлении к Великому посту, соответственно и – к началу Пасхи, празднику праздников. Потому что именно от осознания личного греха, понимания благости возвращения к Богу, необходимости принятия Его прощения на суде и прощения ближнего в его грехах, человек неизменно продвигается ко Христу Спасителю Воскресшему и нас воскрешающему к вечной жизни, единственно способному Божией благодатью, молитвами Пречистой Девы Марии и всех святых привести смиренные души к Богу и в Его вечную жизнь и славу. Как и учит Господь, предупреждая: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6).
Размышляя над данной темой, прикасаясь к Истине Святого Писания и Предания Церкви, человек непременно начинает лучше понимать пути служения Господа и Его народа, Божией благодатью достойно, счастливо и с победой нести по жизни свой Крест и Божью славу. Уже не завидуя более успешным в катом-то деле, а тем более, во грехе, а радуясь благодати Божьего прощения себя и недавних грешников. Счастливо слушая следующие слова Отца.
«Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лук.15:31,32).
Был мёртв и потерян. Для кого? Конечно для отца, для него же и ожил, для него и нашелся. Но не сам по себе. Сыну хватило разума на то, чтобы не забыть дом и дорогу к нему, а всё остальное сделано отцом. Он воспитывал и отпускал, ждал и молился, принимал и благодарил Бога. Всё это делал с великой Божией мудростью и любовью и получил сына, принявшего в свою жизнь Христа Спасителя и Бога, единственный Источник вечной мудрости, любви и жизни.
И к нам Божия мудрость не устает обращаться и всегда призывает искать её, говорит: «У меня совет и правда; я разум, у меня сила. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли. Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня…» (Прит.8:14-17). Поэтому никому не должно обмануться насчет прелестей вседозволенности или организации жизни по своим похотям, а не по Слову Божьему, чтобы не пожать разруху и вечную смерть в никогда не проходящем посрамлении и муках. Среди погибающего мира нужно вовремя «прийти в себя», как однажды блудный сын, и начать узаконивать правду Божью в своей душе и жизни, а затем и далее в своём окружении. Обрести во Христе и Святом Православии истинную свободу, а потом благодатью Божией нести её в мир.
Подражая Христу и Богу, Его благодатью и любовью, и вот этой мудростью отец управлял семьёй и хозяйством, близкими и работниками, ею узаконил правду Божью в своей семье и в самой её глубине – в сердцах своих детей. Теперь, его сыновья поняли, что нужно не убегать от порядка в обманчивую вседозволенность (современный либерализм), а созидать свою жизнь по Слову Божьему, радоваться о ближнем в зрелости отцов. Укрепляться мудростью Божией так, чтобы быть способными достойно с победой пройти любые испытания, быть успешными и счастливыми в добрых делах, быть побеждающими грех и во всём славить Господа Христа нашего Спаса и Бога.
Живущий под кровом Всевышнего
под сенью Всемогущего покоится,
говорит Господу: "прибежище мое и защита моя,
Бог мой, на Которого я уповаю!"
Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
перьями Своими осенит тебя,
и под крыльями Его будешь безопасен;
щит и ограждение - истина Его... (Пс.90:1-4).
Главный редактор журнала
«Праведность и мир»
Калашников Юрий Викторович
Страница в журнале: http://sancti.ru/pr/revel.htm. Правила сайта
© Калашников Ю.В. 2007-2021. Редакция: 2015.07.19. 2018.02.03.
2020.02.15. 2021.02.27
[1] Святитель Василий Великий «О том, что Бог не виновник зла».
[2] Святитель Афанасий Великий «Толкование на Псалмы». Псалом 15.
[3] Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. Т. 11. 2-е изд., СПб., 1905. С.118.
[4] Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова (Гимн 42). Сергиев Посад, 1917.
[5] Преподобного Симеона Нового Богослова слова. 2-е изд. М., 1892. Вып. 2. С. 135.
[6] В книге: Священник Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской веры. Опыт катехизической хрестоматии. СПб., 1900. С. 492.