Крест Животворящий ПРАВЕДНОСТЬ И МИР

журнал православного богословия, культуры и права

Журнал / Школа / спасение / Культура / Наука / Православная методология в деятельности педагога-психолога

Православная методология
в деятельности педагога-психолога

Днесь све́тло красу́ется сла́внейший град Москва́,
я́ко зарю́ со́лнечную, восприе́мши, Влады́чице, чудотво́рную Твою́ ико́ну,
к не́йже ны́не мы притека́юще и моля́щеся Тебе́, взыва́ем си́це:
о пречу́дная Влады́чице Богоро́дице!
Моли́ся из Тебе́ воплоще́нному Христу́ Бо́гу на́шему,
да изба́вит град сей и вся гра́ды и страны́ христиа́нския невреди́мы
от всех наве́т вра́жиих и спасе́т ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рд.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирская



Оглавление

Введение

1. Православная Церковь и работа педагога-психолога

1.1. Духовное основание
1.2. Каноническое основание

2. Образовательная среда

2.1. Структура образовательной среды образовательной организации

3. Психическое здоровье



Введение

В настоящее время в России особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию развитой личности, что востребовано всем обществом, на что указывается в законодательстве Российской Федерации. На чем делается акцент в Конституции России1 и ФЗ «Об образовании»2, а в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» относительно чего признается особая роль православия, Православной Церкви, в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры3. На этом этапе развития духовности и нравственности в обществе у всех участников образовательного процесса, в том числе у педагогов-психологов, возникает значительная нужда в соответствующем инструментарии понимания, создания и реализации образовательных программ. В таких сложившихся условиях требуется развитие философско-богословского духовного основания образовательного процесса, включая деятельность педагогов-психологов, с использованием православной методологии, как неотъемлемой части вероучения и жизни Православной Церкви.

На пути решения указанной проблемы предлагается это пособие для специалистов профессиональной психолого-педагогической деятельности в условиях образовательных учреждений по специальности «Педагогика и психология», а также для всех интересующихся данной темой, в том числе для родителей, желающих в приобщении к профессиональному уровню педагогики и психологии, её православной методологии, совместно со школой и Православной Церковью эффективно заниматься воспитанием своих детей. Для более глубокого понимания представленного материала необходимо знать основы православной веры в объеме, указанном, например, на странице Школы права: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/spirit.htm.

1. Православная Церковь и работа педагога-психолога

1.1. Духовное основание работы педагога-психолога

Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем,
тот приносит много плода;
ибо без Меня не можете делать ничего
Иоанна 15:5


Вершиной творения Божия является человек, совершеннейший плод замысла и усилий Бога Творца и Промыслителя мира. Как его создал Господь Бог из праха земного, «и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7). А затем поселил в сотворенном Им Эдемском саду, чтобы возделывать его и хранить его, от всякого дерева в саду есть, только не от дерева познания добра и зла, несущего смерть всем вкусившим от него (Быт.2:15-17). Во Христе Спасителе, Который умер за грехи всего человечества на Голгофском Кресте, Господь дарует каждому человеку спасение от смерти за грех вкушения плода того смертоносного древа, дарует жизнь и её блага века нынешнего, а ставшим верными причастниками Христу Спасителю и Его Церкви Православной, Телу и Дому Божию дарует жизнь вечную и приготовленную Богом каждому спасаемому Им человеку полноту благ века нынешнего и будущего.

Никогда Бог не оставляет человека на пути спасения и обещает: «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою» (Пс.31:8). Но при этом и предупреждает: «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе» (Пс.31:9). Даруя свободу от греха и зла, Господь при этом содержит человека и всё творение в угодном Ему порядке и мире, возвращая необузданных из своеволий и смерти под дарующую жизнь Его власть и волю Божию. Как Святой Искупитель, устами верными пророка Исаии говорит: «Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя - как волны морские. И семя твое было бы как песок, и происходящие из чресл твоих — как песчинки: не изгладилось бы, не истребилось бы имя его предо Мною» (Ис.48:17-19).

Со времени сотворения первого Адама всегда Бог является единственным совершенным отцом, учителем и наставником человека. Этому учит Христос Спаситель, говоря любящим народное почтение злобным лицемерам, а также и Своим укрепляющимся в любви и смирении Богу ученикам: «Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос» (Мф.23:8-10). От начала творения во все времена Бог обращался к человеку уста к устам, лично, а также многократно и многообразно говорил отцам устами и жизнью пророков, а вочеловечевшись говорил Церкви в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил, во Христе Спасителе, в полноте Боге и в полноте человеке (Евр.1:1,2). В земном и небесном служении служении Христос Иисус всегда тот же, Спаситель, Освятитель, Учитель и Наставник Его народа.

Со времён сотворения Адама, земного служения Христа Спасителя, а также после Его Вознесения в Небеса и поныне с Небес, где Он восседает одесную Отца, Господь преемственно поставляет в Церкви истинных, пребывающих в Слове и Духе пастырей и учителей. Для воспитания святых к совершенству, на дело служения созидания Тела Христова Церкви, для достижения единства веры и познания Сына Божия, возраста истинных совершенных мужей, соответственно полному возрасту Христа. Чтобы мы не были в разуме и поведении младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения лукавого общества, по хитрому искусству обольщения, но чтобы действием вышней благодати и истинною любовью всех взращивали в причастие единства со главой Церкви Христом Спасителем и Богом, в Его образ и подобие (Еф.4:12-15). В совершенство, мудрость, силу и красоту святого народа Божия.

Апостольскими устами Господь призывает всех к смирению Богу, а в этом смирении и к послушанию пастырям Церкви Христовой Православной, как поставленным Богом для руководства во всех уделах Его народом Божьим. Апостол Петр, как сопастырь и свидетель страданий и славы Христа, умоляет пастырей: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример» (1Пет.5:1-3). Что относится по сути также к руководителям и учителям уделов и уровней всего общества. Так же говорит и младшим о должном повиновении пастырям. Всех призывает подчиняться друг другу, покрываясь смирением и мудростью, неизменно пребывая в покорности под крепкой рукой Бога, Который гордым противится, а смиренным дает благодать (1Пет.5:5,6). В этой благодати — мудрость и силу, красоту и славу детей Божьих, тружеников и воинства Христова.

«Что же требуется от пастыря, дабы он был верен своему званию? Требуется, чтобы он в своей жизни и поведении, был образцом для своей паствы. Вот главное, коренное и общее качество, в котором заключаются все другие. Это значит, по прекрасному изъяснению святителя Златоуста, что пастырь должен являть прихожанам своим «первообразное житие, яко же образ надлежащий, аки закон одушевленый, аки правило и устав доброго жития». Значит, он должен быть не только непорочен, т. е. иметь бессоблазненное и неукоризненное поведение, так чтобы ни в чем, самом малейшем, не мог служить примером худого и полагать претыкание своим прихожанам, но и был праведен и преподобен пред Богом и людьми, то есть украшен всеми добродетелями Евангельскими, дабы во всем добром служить им примером для подражания»4.

Так наставляет архиепископ Антоний (Амфитеатров) пастырей Церкви, но это наставление о примерном поведении относится и ко всем руководителям, родителям, отцам своих семейств, так же и ко всем участникам образовательного процесса: учителям, родителям и учащимся. Как относиться к несовершенствам человеческих образцов для подражания, которые неизменно извращают наставление и ведут учащихся в обратном от благ Господних направлении, говорит апостол Павел: «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4:15,16). То есть мы должны подражать святым, как они подражали Христу, в объёме явленных Христом совершенных эталонов. Для чего необходимо знать Христа, в полноте даруемого Им единства с Ним, как Богом, желающим обитать внутри каждого человека Божия. Говорить Его Словом, обитающим в нас, как в храмах Святого Духа, рождающим внимательно слушающих Его в вечную жизнь, действием вышней благодатью укрепляющим в мудрости и силе народа Божия Христова православного.

Народу Божию Господь апостольскими устами говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор.3:16). А тех, которые не имеют Святого Духа, лицемеров и своевольных фантазеров относительно своих возможностей, ценности и верности избираемых целей и путей их достижения, предупреждает: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф.23:27,28). Своих учеников Господь призывает действием благодати любить Бога и ближнего, ходить в Его порядке и мире, быть милосердными и сострадательными. О тех же, которые удаляются от Бога сердцами и всем остальным, хотя могут прикрываться благочестивыми речами и поступками, не понимая истины и благости Божией, Господь повелевает: «Оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14).

Призывая отставить слепых вождей и пустых учителей, исполненный любовью к человеку Господь Сам не оставляет никого, даже противящегося Ему, и в отведенное каждому для покаяния время призывает обратиться от грехов и смерти к праведности и благочестию в жизнь вечную. Как в следовании за Спасителем тому учит апостол: «Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2Тим.2:11-13). Радуется детям, возвращающимся действием спасительной благодати к своему Отцу, и верных ставит на это служение спасения, говоря таковым: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:18-20). Слышим и смиренно повинуемся Спасителю нашему Богу.

Дата публикации: 2022.09.09

2. Образовательная среда

2.1. Структура образовательной среды образовательной организации

Мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.
Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание,
а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит.
Ибо никто не может положить другого основания,
кроме положенного, которое есть Иисус Христос.

1Коринфянам 3:9-11

Культурой и Домом Божьим и называет в 1 Послании Коринфянам апостол Павел народ, хранимый и взращиваемый Богом, живущий в послушании своему Творцу и Спасителю, в познании и исполнении Его воли, правды и закона, суда и милости. Действием в нем Бога, Его мудрости и силы, обретающий полноту приготовленных Богом благ века нынешнего и будущего. В причастии Христу Спасителю и Его Церкви Дому Божию восстанавливающий в человеке образ и подобие Божие, воспитывающийся пищей, во-первых, Слова Божия, а также и всем питанием, полезным для укрепления духа, души и тела человека, и его общества. При этом как народ, хранимый Богом от падшего мира, его зла и злодеев. В таком окружении, духовной и физической, природной и социальной среде, в совокупности особенных обстоятельств, под властью или под определенным влиянием вышнего и падшего мира находится каждый человек.

А так как каждый человек в этом Доме Бога Отца призван быть у Христа Спасителя Сына Божия учеником, то значит, призван пребывать в Его образовательной среде, в определённых «окружающих социально-бытовых условиях, обстановке, а также совокупности людей, связанных общностью этих условий»5. Христос устами верными апостола предупреждает: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога» (1Кор.15:33-34). Откуда следует, что полновесными являются общества, знающие Бога, наполненные и ведомые Его истиной и могуществом, а удаляющиеся от вышней истины и в собственные фантазии, в том числе разного рода наркотические, сообщества являются худыми, ничтожными в их ценностях, целях и усилиях, наносящими значительный, смертельно опасный вред себе, иным лицам и всему обществу, а значит, являются греховными и преступными.

В продолжение этой мысли А.С. Макаренко (1888-1939), внесший в первой половине ХХ в. в педагогику, соответственно в развитие общества Советского Союза, его экономики, порядка и крепости значительный вклад, говорит, что воспитывает не столько воспитатель, сколько среда, организованная должным образом для воспитания и совершенствования активной творческой и нравственной личности. В. А. Сухомлинский (1918-1970) значительный вес в воспитании, особенно, подростков, придавал специально организованной образовательной среде, воспитывающему социуму. Мысль о важности социальной ситуации в развитии личности человека раскрывает в своей культурно-исторической теории Л.С. Выготский (1896-1934). Руководствовавшийся принципом народности и приоритета семьи в воспитании К.Д Ушинский (1821-1873) говорит: «Мы ясно сознаем, что воспитание в тесном смысле этого слова как преднамеренная воспитательная деятельность, - школа, воспитатель и наставники — вовсе не единственные воспитатели человека и что столь же сильными, а может быть, и гораздо сильнейшими воспитателями являются воспитатели непреднамеренные: природа, семья, общество, народ, его религия и его язык, словом, природа и история в обширнейшем смысле этих обширных понятий»6.

Христос, сравнивая смиренного Богу человека и его общество с виноградником, особой культурой Бога Отца, говорит: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Так указывает на особое вышней благодатью питание (воспитание) человека в причастии Христу и Его Церкви Телу и Дому Божьему, наполняющего человека Словом Божьим и Духом Святым, а также всем, что приносит Бог в жизнь человека и общества, полнотой благ века нынешнего и будущего вечной жизни. В служении Христу и Богу, Церкви и Отечеству, семье, ближнему и всему обществу до краев земли. В таком ключе, вышней благодатью и усилиями многих отечественных и зарубежных ученых и практиков разных идеологических убеждений сформировано в педагогике и психологии и на правовом уровне поддерживается всеми признанное современное понятие образовательной среды, коллектива, необходимого для качественного образования, воспитания и обучения.

На таком основании с соответствующим пониманием образовательной среды в Ст. 2 Закона «Об образовании в Российской Федерации» формулируется определение образования: «Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов»7. Далее в Законе даются определения составляющих образование воспитания и обучения. «Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». «Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни». В этой же статье Закона указываются конкретные основные субъекты образовательной среды, участники образовательных отношений, которыми являются «обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность»8.

Проанализировав весь выше представленный материал, можно увидеть основную структуру образовательной среды, как сложной, многоуровневой с многочисленными разной сущности связями элементов системы. Чтобы, вначале выделив её субъекты, затем в достаточной мере рассмотреть и понять особенности их отношений, заложенные в них ценности, цели и задачи деятельности. Чтобы наиболее точно определить воспитательное влияние всех основных и дополнительных субъектов этой среды. Их количественные и качественные показатели, положительную или отрицательную направленность и динамику в создании и развитии определенной психологической и воспитательной ситуации. Чтобы была возможность обрабатывать все эти данные с использованием статистических методов, математического моделирования. Осуществлять достоверную диагностику и подбирать наиболее эффективную систему методик и материалов просвещения, профилактики, коррекции, реабилитации.


Образовательная среда образовательной организации

Родители

Учащиеся

Педагоги

Образовательные организации




Схема 1 — Образовательная среда образовательной организации, внутренняя структура



Дом Бога Творца и Промыслителя мира, Спасителя человека

Вышний мир

Дом Божий — Тело Христа,
Церковь века будущего, Прославленная и Преображенная

Верный Богу духовный мир, мир верных Богу духов

Спасенные в жизнь вечную люди в прославленных и преображённых телах

Дом Божий — Тело Христа

Церковь земная века нынешнего, воинствующая со грехом

Верный Богу духовный мир, мир верных Богу духов

Соборная Православная Церковь, Поместные Церкви, епархии, приходы

Освящаемые во Христе и Его Церкви Православной благочестивые лица и организации

Образовательная среда образовательной организации

Родители, Учащиеся, Педагоги, Образовательные организации

Ищущие благочестия порядка и мира лица и организации

Падший духовный и физический мир в Доме Божьем

Нечестивые греховные, преступные лица и организации

Воспротивившийся Богу сатана, диавол и падшие с ним духи


Схема 2 — Образовательная среда образовательной организации в Доме Бога Творца и Промыслителя мира, Спасителя человека, Церкви Православной

Дата публикации: 2022.09.18

3. Психическое здоровье

Здоровье собственное, своих детей, близких, своего отечества и всего человечества, является одной из самых важных ценностей человека и общества, как неотъемлемая сущностная часть жизни каждого человека. Неотъемлемой частью общего здоровья человека является его здоровье душевное. Что это такое, здоровье? Выработанное наукой и практикой медицины определение дается, например, в Федеральном Законе Российской Федерации N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". «Здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма»9. Подобное определение имеется в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к которому человечество пришло в результате совместного размышления над этим вопросом и обретения единого мнения: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного (в англ. варианте - mental) и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов»10.

Из этих определений происходят две модели в определении здоровья: одна — от медицины, диагностирующей отсутствие у человека какого-либо заболевания, а другая — от науки и практики поддержания здоровья человека, определяющей достаточный уровень его благополучия. Из представленного определения следует, что частью здоровья человека является его душевное, психическое благополучие, то есть душевное здоровье. Соответственно получается определение: «Душевное здоровье — состояние душевного благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма». Необходимо также уточнить, что слова душевное и психическое являются равнозначными синонимами. Хотя их значение зависит от мировоззрения человека и соответствующей методологии науки психологии, науки о душе. В данной работе используется православная методология, основанная на теологии, вероучении и жизни Православной Церкви. А по сложившейся в российской психологии традиции употребления слов психика и душа, слово душа более уместно в значении части сотворённого Богом человека.

Чем является душевное благополучие поясняется в П. m С. 2 Устава ВОЗ, где к одной из функций ВОЗ относится обязанность «поощрять работу в области психического здоровья, в особенности такую, которая имеет значение для гармонии человеческих отношений»11. Откуда следует, что к основным признакам душевного здоровья человека относится его способность к построению с окружающим обществом должных гармоничных отношений, то есть частью социального благополучия. А круг лиц, с которыми человеку необходимо построить эти гармоничные отношения, указывается в преамбуле к Уставу одним из принципов работы ВОЗ, которым является: «Предоставление всем народам возможности пользования всеми достижениями медицины, психологии и родственных им наук является необходимым условием достижения высшего уровня здоровья»12. Признаком душевного здоровья является также и вытекающее из духовно-нравственных принципов общества отношение человека к укреплению и сохранению физического здоровья собственного, а также иных людей и сообществ. При этом в крайней греховности самоубийства, но и в проявлении вышей любви и благочестия — способности положить душу свою за друзей своих (Ин.15:13), за веру и Отечество, так во Христе Спасителе обретая жизнь вечную.

По мнению ВОЗ для достижения высшего уровня здоровья, в том числе психического, необходимо предоставить каждому человеку и всем народам возможность использования достижений психологии, наряду с достижениями медицины и родственных им наук, в построении должных гармоничных отношений с целью достижения каждым человеком и всеми народами из всех возможных высшего уровня здоровья. А так как права человека неразрывно связаны с его соответствующими обязанностями, то в обязанность каждого человека и общества входит поддержание здоровья своего, каждого и всех людей, сообществ и всего человечества. Отсюда вытекает, что социальное благополучие, как часть здоровья человека является и его источником. Иными словами, здоровье человека, во-первых, психическое, является частью здоровья всего его ближнего и дальнего окружения, в образовании — образовательной среды, системы её гармоничных отношений, их воспитательной функции в процессе реализации образовательных программ.

В одном из принципов ВОЗ также говорится, что «здоровое развитие ребенка является фактором первостепенной важности; способность жить гармонично в меняющихся условиях среды является основным условием такого развития». То есть в условиях физического, интеллектуального, духовного, социального и иного роста или деградации человека и так же изменяющегося его окружения родители и все общество должно построить в обществе такие гармоничные отношения, которые бы воспитали их детей способными достаточно приспосабливаться (адаптироваться) к меняющимся условиям, созидать и восстанавливать должную гармонию этих отношений. В Конституции России в Ст. 67.1 указывается на веру в Бога и обязанность государства содействовать дальнейшему преемственному духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим13. При этом таинственное и важное для здоровья человека и общества слово гармония имеет древнее греческое происхождение. Гармо́ния — др.-греч. ἁρμονία, лат. harmonia — связь, соединение, соответствие, соотношение, происходящее от иного греч. ἁρμόζω — прилаживать, подгонять, адаптировать.

По значению слово гармония подобно слову религия, используемому для именования связи, определённого соединения человека с Богом. Так в находящейся в Малой Азии Листре, где апостол Павел именем Христа исцелил хромого от рождения, жители города, свидетели этого чуда «называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове» (Деян.14:12). Павел был назван именем божества Ермия (Гермеса), в греческом язычестве вестника воли Богов, покровителя красноречия и гимнастики, то есть гармонии мышления и речи, а также тела и движений, сына Зевса, главного из их сонма богов. Так назван был апостол, потому что действием вышней благодати создал связь с Богом, в результате чего восстановилась гармония, угодное Богу соотношение с Ним человека, и хромой исцелился. При этом как правило у язычников относительно духовности все понимается наоборот, то и молчащего, имеющего грозный вид Варнаву, спутника первоверховного апостола Павла, назвали его отцом. Да и сам Ермий являлся ко всему ещё и божеством лжи.

Смиренный Богу апостол Павел, движимый вышней благодатью, говорил в проповеди и при сотворении чуда содержащим полноту истины Словом Божьим. Потому к иным, как указывается в Уставе ВОЗ, наукам, кроме медицины и психологии, наук о теле и душе человека, необходимым для достижения высшего уровня здоровья человека, относится, во-первых, православная теология и культура. Посредством которых Бог созидает веру Божию в гармонии понимания человеком Бога Творца и Промыслителя мира, Спасителя человека, и на основании этой веры такие гармоничные отношения, во-первых, с Самим Богом, Который на основании и посредством веры вышней благодатью созидает в человеке и его обществе особый порядок отношений с Богом и Его творением, природой, человеком и обществом, с Его культурой. В этом созидании плодом трудов Бога и, во-первых, Его во Христе Спасителе народа, Церкви Православной со всеми стремящимися к благочестию людьми и народами является также и ООН с её международным законодательством и работой, необходимой для достижения поставленных целей, поддержания мира (гармоничных отношений) между народами. «А так как ООН, её возникновение, цели и основополагающие нормы функционирования произошли из православия, его духовности и культуры, то ООН, её нормы и работу необходимо применять не для разрушения, а для укрепления и сохранения истинного и неизменного её источника и основания — православной культуры»14.

Крайне важно всегда учитывать, что достаточно эффективно и безопасно забота о православии, трудах и плодах вероучения и жизни Православной Церкви, о каждом человеке и всем обществе, совершается только в причастии Христу, Телу и Дому Божию, самой Его Церкви Православной, её вероучению и жизни. В гармонии отношений с Богом и ближним ведёт каждого такого человека и общество к полноте физического, душевного и социального здоровья, в высшей степени блаженной и вечной жизни, из века нынешнего в век будущий. И Господь устами верными апостола обещает, что на этом пути «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фесс.5:23). Во спасение к вечной жизни, во славу Божию.

Дата публикации: 2022.09.23



(Продолжение в разработке и следует)



Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru

Опубликовано: 2022.09.09.
Редакция: 2022.09.18,23

Калашников Ю.В. Православная методология в деятельности педагога-психолога. (Обновляемая страница разработки) [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/cn/prav-ped-psi.html, (дата публикации: 2022.09.23).

© Калашников Ю.В. 2022. Правила сайта



1  Конституция Российской Федерации. ст. 67.1 / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/45704, (дата обращения 2022.08.14).

2  Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/12825724, (дата обращения 2022.08.14).

3  ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/171640/paragraph/5, (дата обращения 2022.08.14).

4  Антоний (Амфитеатров), архиепископ. Пастырское богословие. / Азбука веры. https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfiteatrov/pastyrskoe-bogoslovie/#sel=318:1,318:119, (дата обращения 2022.09.08).

5  Толковый словарь Ожегова.

6  Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6 томах. Т.5 / Ред.коллегия: С.Ф.Егоров, И.Д.Зверев и др. М.: Педагогика, 1990. - С. 12.

7  Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/9, (дата обращения 2022.09.18).

8  Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/39, (дата обращения 2022.09.18).

9 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/12191967/paragraph/14999917, (дата обращения: 2022.09.21).

10  Устав ВОЗ / Официальный сайт ВОЗ. https://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd48/basic-documents-48th-edition-ru.pdf, (дата обращения: 2022.09.21). С. 1.

11 Устав ВОЗ / Официальный сайт ВОЗ. С. 4

12 Устав ВОЗ / Официальный сайт ВОЗ. С. 2.

13 Конституция Российской Федерации. ст. 67 / Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/45704, (дата обращения: 2022.05.23).

14 Калашников Ю.В. Православная культура: предмет, функции, динамика, методология. [Электронный ресурс] / Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. – 153 с. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/cult/lcultmn.pdf, (дата публикации: 2021.05.17). С. 126.