ПРАВЕДНОСТЬ И МИР  ЭЛЕКТРОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЖУРНАЛА  
лицевая / назидание / размышления на святки

 

 

Размышления на рождественские святки
о родившемся в мир Христе Спасителе и Его народе Божием

Собор Пресвятой Богородицы

Размышления об отцах и детях, о братьях и о границе их истинности

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума,
в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися,
Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!»
(Тропарь Рождества Христова)

«На другой день по Рождестве Христове празднуется Собор Пресвятой Богородицы, память святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова, брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника. Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет»[i].

Эта святая история или история о святых, окружавших Христа Спасителя, еще раз доказывает нам, что хороший или плохой человек не получается случайно, он вырастает в своем окружении и наследует какие- то его черты, хорошие или не очень, или даже скверные. Для Христа Спасителя Отец Небесный приготовил лучшее семейство, а Христа Сына Божия сделал действием Божественной благодати совершенным примером для всего человечества. Всегда же оставаясь всем Отцом Небесным, в полноте открывающимся во Святом Православии Сам лично, а также даруя нам еще и образцы истинных отцов и их достойных детей.

Для нас же важно в целостности воспринять и без изъяна воплотить в своей жизни этот дар Божий в Его совершенных нам эталонах. И делаем это мы во внимательном и благоговейном пред Богом их изучении, в молитвенном созерцании их жизней, а затем и практическом применении всего вновь узнанного. А чтобы при этом не пропустить ничего важного, читаем в Катехизисе святителя Филарета вопрос 559. «Не должно ли в пятой заповеди под именем родителей разуметь еще кого-либо? Должно разуметь всех, которые в разных отношениях заступают для нас место родителей»[ii]. И далее видим ответ на вопрос о том, кто же заступает для нас место родителей в особых ситуациях. «1. Государь и Отечество, потому что государство есть великое семейство, в котором Государь есть отец, а подданные – дети Государя и Отечества. 2. Пастыри и учителя духовные, потому что они учением и таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней. 3. Старшие по возрасту. 4. Благодетели. 5. Начальствующие в разных отношениях.

В Декалоге Бог с обещанием благого долгоденствия дает нам повеление 5-й заповеди, «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20:12). А в вопросе 562 Катехизиса видим то, как далеко должна простираться наша любовь к Государю и Отечеству, чтобы быть настоящими их отцами и сынами, будучи смиренными детьми Божьими, - до готовности положить за них жизнь свою. По слову Христа Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). За их жизнь, открываемые Богом личные и общественные интересы, духовные и материальные ценности и безопасность в обществе. Что возможно же обрести только вхождением в вышний порядок Божий, в личное во Христе единство с Богом. В таком случае, полагая души свои за поддержание в обществе благого всем порядка Божия, против которого восстают своевольные и необузданные в удалении от Христа и Бога нечестивые.

В таком размышлении более четко начинаем различать черту, за которой заканчивается настоящее Божье во Христе и Святом Православии святое отцовство и сыновство. В Уголовном кодексе РФ, например, эта черта определяется статьей 210 Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней). Как читаем в её п. 1: «Создание преступного сообщества (преступной организации) в целях совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений либо руководство преступным сообществом (преступной организацией) или входящими в него (нее) структурными подразделениями, а равно координация действий организованных групп, создание устойчивых связей между ними, разработка планов и создание условий для совершения преступлений организованными группами, раздел сфер преступного влияния и (или) преступных доходов между такими группами - наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет...»[iii].

«Пришел Сын Человеческий… вот человек, который... друг... грешникам» (Лук.7:34), - говорит Сам о Себе Христос Спаситель. Действительно являющийся другом грешников, но настоящим, удаляющим от греха, бед и смерти, на Кресте умирающим за грехи наши и так возвращающим обратно из-за черты беззакония к вечной жизни, её от Бога Отца благам сего и будущего века, от скованности и ограниченности к истинной свободе во Христе и Боге. Не как сатана, ввергающий в преступления, скорби и в нераскаянии – в смерть вечную и безвозвратную.

Святки, время после Рождества Христова, действительно являются светлыми и святыми, потому что являют нам свет истинный — освящающего нас Христа Спасителя и Его Церковь Православную, наставлением в правде Божией просвещающую наши души, согревающую их полнотой милости и любви Божией. Как об этом и поем в тропаре Рождества Христова: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!».

Публикация: 2021.01.08

Суббота по Рождестве  Христовом

Размышления о Христе Спасителе и Боге
и даруемой Им свободе от греха и смерти к вечной жизни и славе Божией

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангелы с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют,
нас бо ради родился Отроча Младо, Превечный Бог.
(Кондак Рождества Христова)

1Тим.6:11-16. Мф.12:15-21

Нас ради родился Христос, поем в кондаке Рождества Христова. Поэтому со времен земного служения Христа следует за своим Спасителем множество народа, и Он исцеляет всех таковых (Мф.12:15). Но кто же Он, родившийся Иисус, и как исцеляет всех? Он Пресущественный и Превечный Бог, то есть существовавший еще до сотворения времени, вечности и всего существующего. Во Святой Троице Сын Божий, рожденный прежде всякого творения. Рождает же Мария Дева Его, не производя Бога, но рождая Христа Спасителя, Бога, воспринявшего плоть человека, вочеловечившегося, в полноте человека и в полноте Бога, и потому называется Богородицей.

Бог «обитает в неприступном свете, Его никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тим.6:16). Непреступным Бог является для грешного человека, который после грехопадения был удален от своего Творца и Отца Небесного на проклятую за его грех землю. И которому был закрыт вход обратно в Эдемский сад к древу жизни и к Богу, охраняемому от греха и его нечестивых носителей Херувимом с пламенным мечом обращающимся (Быт.3:24). Этот меч – пламень гнева Божия на грех (2Пар.28:13), всегда сопровождает человека. И если человек со грехом, как с несколькими ведрами бензина в руках, пытается проскользнуть через огненный заслон к Богу в Его Царство вечное и благое, то неизменно истребляется в огне Божия правосудия.

Поэтому апостол устами Господними предупреждает нас: «Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий» (Евр.12:28,29). Но строго наказывая грех, Бог более любит миловать и Сам, восприняв плоть человека, став в полноте человеком, но не оставив полноту Бога, родился в мир Богомлдаденцем Христом Спасителем. И положен был Марией Девой Богородицей повитый пеленами в кормушку для животных, ясли. Обращаясь же к тем, которые определяют Его место, как Царя и Спасителя, не в царских палатах и даже не в гостинице, а в хлеву, говорит: «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.6:49-51).

Плотью Христос воспринимает на себя наши воспламеняющиеся гневом Божиим грехи и страдает за них, будучи чистым и безгрешным Агнцем. Иоанн Креститель, указывая на Христа, говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Ин.1:29). И так со Креста Животворящего дарует Бог всем приходящим ко Христу Спасителю с верой и покаянием в грехах возможность войти в присутствие Бога и не умереть, но обрести жизнь вечную. Сделаться едиными со своим Творцом, исцелиться, то есть стать целыми в присоединении к необходимой для вечной жизни своей части – к своему Богу. А укрепившись во Христе и Боге, получить истинную власть и силу управлять своим от Бога полученным уделом из Его творения, души, семьи, Отечества и Церкви, и всего человеческого сообщества.

Однако многие являются более сребролюбивыми и прелюбодейными, чем любящими Бога. Поэтому Господь апостольскими устами наставляет: «Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» (1Тим.6:11). Потому что крайне глупо менять дарующего жизнь вечную Христа на богатство временное, ведущее к смерти, лишающее благ века и сего, и будущего истинных, от Бога во Христе приходящих. Истинно, что «желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1Тим.6:9,10).

В клоаке греховных нечистот и этих скорбей находит человека Христос. Как бы, например, ребенка по дороге из школы домой по любопытству случайно зашедшего за ограду безопасности и нырнувшего с головой в выгребную яму клозета, затем тщательно обтершегося листами из тетрадей, умывшегося в луже, но не допущенного разгневавшимися пассажирами в троллейбус. Еще осмеянного сверстниками и вот плачущего близ остановки. Привезли его домой добрые люди, из Божьего человеколюбия не погнушавшиеся сами испачкаться, пропахнуть салон своего автомобиля ароматами выгребной ямы, но позаботившись доставить чадо благодарным до слез родителям. Таков Христос Спаситель и Его народ Божий, возвращающий души Отцу Небесному, под Его покров, где «щит и ограждение - истина Его» (Пс.90:4). Где человек учится благо рассуждать, то есть совершать суд, во-первых, над своими помыслами, а затем словами и поступками. И только потом так же благо участвовать в организации и упорядочивания в правду Божью жизни ближнего и общества.

 «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы» (Мф.12:20), - говорит Пророк Исаия и Сам Господь о Себе, идущем по пути, где вышнему суду доставляется победа, народу упование на Христа и Бога, а Богу слава. Здесь не истребляет Христос и Его христовы труженики и воинство души, надломленные, искалеченные и смердящие нечистотами, но видят в каждом человеке дитя Божие, часто загаженное выше макушки сквернами падшего мира. Божьей благодатью бережно омывают от греховного и погибельного, насаждая, развивая и укрепляя доброе, восстанавливая в человеке образ и подобие Божие. Так являя победу Бога и Его правосудия над грехом и злом, даруют смиренным Богу, Его силой, во Христе и Святом Православии победу над властью зла, тления и смерти. Так наделяя сущностью и статусом настоящих детей и родителей, отцов и братьев, тружеников и воинства Христова православного, уже в сем веке – вхождением в вечную свободу, жизнь и славу Божию. И так поныне «Ангелы с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родился Отроча Младо, Превечный Бог» (Кондак Рождества Христова).

 Публикация: 2021.01.09

Неделя по Рождестве  Христовом

Размышления о способности истинных отцов слушать Бога и исполнять Его волю

Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса, богоотцу:
 Деву видел еси рождшую, с пастыри славословил еси,
с волхвы поклонился еси, Ангелом весть прием.
Моли Христа Бога спасти души наша.
(Тропарь Богоотцев)

Гал.1:11-19. Мф.2:13-23.

В неделю по Рождестве Христовом, когда чествуем праведного Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня, особенно наблюдаем способность отцов слушать Бога и быть у Него в повиновении. Так в читаемом в этот день зачале Евангелия Мф.2:13-23 Иосиф Обручник во сне трижды получил откровение от Бога, сначала, повелевающее идти в Египет, затем, выйти из него обратно, а также пойти не в Иудею, а в пределы Галилейские. При этом сбылось предсказание пророка Осии: «Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» (Ос.11:1). Пророка Иеремии: «Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер.31:15). Пророчества о Христе «сына Иосифова, из Назарета» (Ин.1:45). Накануне, также и волхвы получили откровение во сне, не заходить на обратном пути к замыслившему злодейство царю Ироду.

И все эта способность слушать и понимать Бога обрелась по пророчеству Иоиля (2:28), на которое указывал апостол Петр: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян.2:17). Из этих свидетельств о руководстве Божием и о его восприятии смиренным человеком можем сделать ряд выводов. Во-первых, Бог ничего не делает, не предупредив об этом через рабов Своих пророков. Во-вторых, откровения во сне могут принимать от Бога преимущественно старцы, умудренные истинным вероучением и опытом святой жизни отцы своего народа. Достаточно хорошо для этого знающие голос Отца Небесного, чтобы не спутать Его с голосом сатаны, богопротивника, лжеца и человекоубийцы, как то бывает в духовном обольщении, или с голосом собственной плоти, как то случается преимущественно у юношей.

Христос о Себе и Своем народе говорит, что Он «идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его» (Ин.10:4). И указывает на основное качество настоящего пастыря и отца: «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин.10:11). Идет Господь в таком служении на Крест за грехи всего мира и за Собой зовет последователей, чтобы служить ближнему так же. Те, которые следуют за Ним в исполнении Его заповедей и воли Божьей, являются истинно детьми Божьими и в свое время становятся отцами своих детей и общества. Но предупреждает Господь, что на этом пути «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного, - потому многим Господь говорит однажды, - Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:21-23).

Конечно общепризнано, что основным качеством отношения человека к ближнему, во-первых, родителей к детям, является не знание совокупности правил, а любовь. Но не все еще даже и знают, что мы действительно любим ближнего, не тогда, когда поступаем просто с добрыми намерениями и чувствами, но своевольно, соответственно своим стандартам и ценностям, а когда «любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки» (1Ин.5:2,3). Проблема только в том, что заповедей Божьих много, а еще неизмеримо больше сложных жизненных ситуаций, в которых необходимо применять соответствующий их комплекс. Понять же исполнить должное в таком случае помогает нам Сам Христос Спаситель, говорящий: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин.14:15-18).

Не оставляет нас Господь сиротами, но ведет в единство с Богом Отцом, в понимание и исполнение Его воли, Словом Божьим и Духом Святым дарует познание истины, наставляет на пути правды, угождения Богу и обретения от Всевышнего благ сего и будущего века для себя и своих детей, отцов и братьев, на пользу Церкви и Отечества. Неизменно, для построения и укрепления во Христе и Святом Православии мира между народами до краев земли. Так совершенствует нас в состоянии истинных детей Отца Небесного и детей своих земных отцов, послушниками родителям и учителям, священству Церкви Православной и начальствующим Отечества. Потому что именно через них Господь научает нас понимать Его волю, правду, порядок и закон, суд и милость. Так делает нас настоящими детьми и в свое время отцами своих детей, достойными звания народа православного, Христова и Божия.

Так равноапостольная княгиня Ольга желала, чтобы её сын Святослав принял святое православие. Но он противился доброму наставлению. И вот что повествует святой Нестор Летописец: «"Если кто отца или матери не послушает, то смерть примет". Святослав же притом гневался на мать. Соломон же сказал: «Поучающий злых наживет себе беды, обличающего же нечестивого самого оскорбят; ибо обличения для нечестивых как мозоли. Не обличай злых, чтобы не возненавидели тебя». Однако Ольга любила своего сына Святослава и говаривала: «Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне». И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его возмужалости и до его совершеннолетия»[iv]. Сын же этот не прислушался к ряду важных советов мудрой матери и тем обрел для себя и народа многие беды.

Но молитвы святой княгини Ольги не остались без успеха и дали свой особый плод в жизни внука, князя Владимира, одного из достойных отцов своей семьи и всего нашего Отечества, нам в пример данных Богом. Как о нем говорит митрополит Илларион: «О подобный великому Константину, равный ему умом, равный любовью ко Христу, равный почтительностью к служителям его! Тот со святыми отцами Никейского Собора полагал закон народу твоему, — ты же, часто собираясь с новыми отцами нашими — епископами, со смирением великим совещался с ними о том, как уставить закон народу нашему, новопознавшему Господа. Тот покорил Богу царство в эллинской и римской стране, ты же — на Руси: ибо Христос уже как и у них, так и у нас зовется царем. Тот с матерью своею Еленой веру утвердил, крест принеся из Иерусалима и по всему миру своему распространив его, — ты же с бабкою твоею Ольгой веру утвердил, крест принеся из нового Иерусалима, града Константинова, и водрузив его по всей земле твоей. И, как подобного ему, соделал тебя Господь на небесах сопричастником одной с ним славы и чести за благочестие твое, которое стяжал ты в жизни своей»[v].

Да поможет же нам Бог Его вышней благодатью в духовном и ином укреплении на этом пути, в познании и исполнении Его благой всем воли. В том числе, через благоговейное и вдумчивое прочтение сегодняшних зачал (отрывков) Святого Писания, а также и жития упоминаемых и чествуемых днесь святых. Особенно как часть ежедневного труда по испытанному веками во Христе и Святом Православии освящения… Во спасение душ наших в вечную жизнь и во славу Божью.

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума,
в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися,
Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!»
(Тропарь Рождества Христова)

Публикация: 2021.01.11

 

С Рождеством Христовым!
С пожеланием мира Божия, главный редактор журнала «Праведность и мир»
Калашников Юрий Викторович

 

Страница в журнале:  http://sancti.ru/pr/untt.htm.    Правила сайта

© Калашников Ю.В. 2021

 



[i] Месяцеслов. 25 декабря. Собор Пресвятой Богородицы. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/908949.html, (дата обращения 2021.01.08).

[ii] Филарет Митрополит Московский, святитель. Пространный катехизис Православной Церкви: [Электронный ресурс] / Школа права. ISSN 2078-8932. - 139 с. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/filaret.pdf, (дата обновления: 2020.05.15).

[iii] Уголовный кодекс РФ. Статья 210. / Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10108000/paragraph/1073743602, (дата обращения 2021.01.08).

[iv] Повесть временных лет. Нестор Летописец, святой. / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869, (дата обращения 2021.01.11).

[v] Слово о законе и благодати митрополита Илариона / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868, (дата обращения 2021.01.11).