ПРАВЕДНОСТЬ И МИР

журнал православного богословия, культуры и права

Школа / Журнал / спасение / Культура / Право / Национальные интересы и безопасность (терминология)


Национальные интересы и безопасность

(Православное библейско-богословское основание терминологии)

Дети! вы от Бога, и победили их;
ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.
1 Иоанна 4:4
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
Матфея.6:33

Содержание

Введение

Национальные интересы

Человек, народ, нация
Государство
Развитие человека и народа
Суверенитет
Безопасность
Интересы человека и народа
Стратегические национальные интересы

Национальная безопасность

Определение национальной безопасности
Угрозы национальной безопасности
Обеспечение национальной безопасности
Система национальной безопасности

Глоссарий



Введение

Благодатью Божьей Россия развивается как правовое, демократическое, миролюбивое государство на духовно-нравственных основаниях Святого Православия, почтения к Богу и человеколюбия, с уважением иных взглядов на окружающий мир, созидание в нем порядка и благоустройства, не противоречащих основным правам человека и реализации национальных интересов России, в заботе о таковых каждого человека и народа в поддержании мира между народами. Одной из основных проблем на данном пути является доставшееся из воинствующего атеистического прошлого недостаточное наполнение истинным духовным и культурным наследием, духовно-нравственным основанием, суть православной философско-богословской методологией российской науки и образования, в том числе по предмету права и государства.

Определённым вкладом в решение этой проблемы для России, а также и для мирового гуманитарного пространства является проведение в Москве Русской Православной Церковью Международных Рождественских образовательных чтений, координируемых Синодальным отделом религиозного образования и катехизации РПЦ, при поддержке Администрацией Президента РФ, Федеральным Собранием РФ, Министерством просвещения РФ, Министерством культуры РФ, Правительством г. Москвы. Также проводимые в рамках этих Чтений Рождественские парламентские встречи, где в 2024 г. первой является тема «Традиционные российские духовно-нравственные ценности в образовательном пространстве как средство достижения национального суверенитета»i.

Одним из основных документов, относящихся к сфере затрагиваемых в процессе Чтений вопросов национальных интересов и безопасности, в том числе суверенитета Российской Федерации, является Конституция РФ и федеральные законы: от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" и от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", а также утверждённая Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации»ii. При этом для проведения эффективного обсуждения вопросов данной сферы государства и права в их связях с духовно-нравственным православными ценностями необходимо, во-первых, понимание основной терминологии во свете вероучения и жизни Православной Церкви, чему и посвящена находящаяся в развитии данная работа.

«Рождество Твое, Христе Боже наш, воссияло миру свет разума, в нем ибо звездам служащие звездою научаются Тебе кланяться, Солнцу Правды, и Тебя знать с высоты востока. Господи, слава Тебе», - таков смысл толкового перевода тропаря Рождества Христова. Восприняв открываемую им истину и мы, как древние звездочёты, в богослужении и в трудах начинаем поклоняться Христу Спасителю, входим в Его Церковь, Тело Христа и Дом Божий, научаемые Церковью и её святыми, звёздами, вечно взирающими с Небес, просвещаемся Светом Христа — Солнца Правды, чтобы в святых молитвах и трудах, действием благодати Божьей продолжить дело наших доблестных предков созидания и укрепления нашего Отечества, Святой Руси и мира между народами, во спасение своих и многих душ в жизнь вечную, во славу Божью.

Начало работы над статьей и её публикация приурочены к старту ХII Парламентских встреч в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в рамках XXХII Международных Рождественских образовательных чтений, г. Москва, январь 2024 г., и рассматриваемых в Парламенте тем: «Традиционные российские духовно-нравственные ценности в образовательном пространстве как средство достижения национального суверенитета», «Просветительство как механизм формирования духовно-нравственных оснований развития личности в современных условиях», «Роль России в мировом гуманитарном пространстве. Сохранение и продвижение культурного и духовного наследия».

Статья предназначена для читателей, интересующихся вопросами духовно-нравственных православных оснований понимания и реализации национальных интересов и безопасности, в частности России, использования канонического и правового основания в построении церковно-государственных отношений, в том числе в сфере образованияiii и культурыiv.

Национальные интересы

Человек, народ, нация

«Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его...» (Пс.8:5-7), - так размышляет псалмопевец Давид о человеке, о его месте в творении Божьем, о дарованной ему Творцом славе и власти. При этом прославляет не человека, относясь к нему, как особому творению Божьему, прославляет его Творца, говоря: «Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!» (Пс.8:2). По этому образу и подобию Бога созданный человек и призван явить этот образ в своей жизни для славы его истинного, первого и вечного носителя — Бога. Как об этом Господь говорит устами пророка: «Каждого кто называется Моим именем... Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил» (Ис.43:7).

Сотворил Господь вначале мужчину, Адама, а затем ему помощницу, Еву, и дал им повеление плодиться и размножаться и наполнять землю, владеть нею и всем на ней обитающим (Быт.1:27,28). Предназначил быть счастливыми в супружеской, семейной и всей жизни, радоваться о своих детях (3Ин.1:4) и всех спасающихся в жизнь вечную к Отцу Небесному. «Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог... это — доля твоя в жизни и в трудах твоих» (Еккл.9:9), - говорит Господь каждому верному Ему мужчине, человеку Божьему. В должном понимании, что это счастье, блаженство, в высшей его форме, возможно только в единстве со своим Богом Творцом и Отцом Небесным (Ин.15:5), в исполнении Его воли (Кол.3:17), в соответствии с Его Промыслом (Ис.14:24 ), на пути вечной жизни (Ин.3:16). После грехопадения — в смиренном следовании за Христом Спасителем, под Его руководством, по Его заповедям, как о том говорит Сам Господь: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин.5:24)

Человек — творение Бога, созданное по образу и подобию Творца, для увеличения человеческого рода, управления данным Богом уделом, для жизни вечной в единстве с Богом, во славу Божью, в грехе отпадшее от Бога и Его жизни вечной, от смерти спасаемое во Христе и Его Церкви, в порядке Святого Православия в жизнь вечную, во славу Божью.

До Вавилонского столпотворения был один язык и один народ, решивший в своеволии создать себе имя великого, что было для него путем без Бога, в погибель. Господь разделил тех нечестивых и рассеял их, смешав их язык, то есть сделав его смесью из различных языков. Подобно, например, совокупности из «опресноков, смешанных с елеем» (Исх.29:2). Однако не оставил Господь рассеянных на погибель, как говорит апостол Павел о Боге, «Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (Деян.14:15-17). «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян.17:26,27).

В День Пятидесятницы, когда Господь излил на Христовых апостолов Святого Духа, и вместе с Ним даровал понимание разных языков. Все пришедшие на праздник в Иерусалим народы слышали апостолов, их «языками говорящих о великих делах Божиих» (Деян.2:11). Так действием благодати Божьей во Христе Его апостолы и все ученики начали спасительно в жизнь вечную единым языком славить Бога. Однако не все принимают Христа Спасителя Бога, одни нечестиво и прямо противятся Христу и Богу, Его правде и порядку, суду и милости, иные, считая себя христианами, в поисках благочестия заблуждаются и так же не могут обрести спасение в жизнь вечную. И все в Последний Судный День окончательно и бесповоротно разделяться на два народа, «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин.5:29), нечестивые «в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:46), воскреснут «одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12:2).

Народ — общность людей, соединённых по разным причинам и на различных основаниях, от ситуации на площади до истории в тысячи лет.

Народ — все действием благодати Божьей рождённые от первого человека Адама и Евы люди, вначале один народ, затем в богопротивном, греховном и погибельном отступлении от Бога во время Вавилонского столпотворения разделённый Господом на множество народов, обретших свою территорию, управление, язык, культуру, во Христе Спасителе и Его Церкви, собираемых обратно в единый народ Божий, спасающийся действием Божьей благодати от вечной смерти в жизнь вечную.

Народ Божий — рождённые от первого человека Адама и Евы люди, после грехопадения прародителей получившие наследие греховности, ныне со всех народов во Христе Спасителе и Его Единой Церкви, её культуры времени Ветхого и Нового Заветов спасающиеся в благочестии действием благодати Божьей к жизни вечной, её благам века сего и будущего, в Последний Судный День воскресающие в оправдание, в Небеса, во славу Божью.

Народы, не имеющие жизни вечной — рождённые от первого человека Адама и Евы люди, после грехопадения прародителей получившие наследие греховности, все спасающиеся благодатью Божьей во Христе Спасителе для века нынешнего, как отвергнувшие Христа Спасителя и Бога, Его правду и закон, суд и милость полностью, будучи нечестивыми, или частично, будучи ищущими благочестия, ныне разделённые на множество противоборствующих, отличающихся культурой, языком, территорией и управлением народов (наций), в Последний День воскресающие в осуждение, на вечные муки и смерть озера огненного.

Когда в день Пятидесятницы апостолы и ученики Христовы исполнились Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух побуждал их то делать, в Иерусалиме находились Иудеи, «люди набожные, из всякого народа (natione, лат.) под небом» (Деян.2:5). Тогда же весь собравшийся на шум народ пришел в замешательство, недоумевая о том, как же каждый из них слышал народ Божий, говоривший их языками. Из представленного текста видно латинское происхождение ныне широко использующегося в науке термина «нация», natio, лат. — рождение, происхождение, род, племя, сословие, школа, народ или нация, Нация — богиня рожденияv. Откуда можно сделать вывод, что нация является разновидностью народа, имеющей устойчивые исторически сложившиеся признаки.

Нация — устойчивая общность людей, народ (natío, лат.), действием благодати Божьей исторически развивающийся в общей культуре, часто, на общей территории, в одном государстве или роде, иногда, одной национальности.

Язык — средство общения в обществе, признак единого, отдельного народа (нации), даруемый Богом человеку для общения с Ним и окружающим обществом, был один до Вавилонского столпотворения, в результате вмешательства Бога, после нечестивого и погибельного прославления человеком себя вместо Бога, разделённый на разновидности, затем действием благодати Божьей после Пятидесятницы восстанавливаемый из многих в один, во-первых, по смыслу слов (семантике) в его терминологии, для совместного на основании порядка и закона Божия, во Христе Спасителе и Его Единой Церкви, её культуре, искренней верой и добрыми делами прославления единого Бога Святой Троицы, во всех народах и вечно.

Государство

«Ты измучишь и себя и народ сей, который с тобою, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его» (Исх.18:18), - говорит Моисею его тесть, священник Иофор, наблюдая как Моисей пытается один судить весьма размножившийся народ Божий, Израиля. И советует ему самые важные дела судить самому, а для решения иных, говорит: «Усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь их над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками» (Исх.18:21). Размножившийся далеко за рамки большой семьи и общины народ послушал Моисея и избрал себе руководителей, так обретя от Бога государственное управление. При этом Бог оставался Царем народа, волю Которого пояснял Моисей (Исх.18:19).

После овладения народом Обетованной землёй им, как народом Бога Царя, управляли судьи (Нав.1:1-Суд.21:25). Последними из них были нечестивые сыновья пророка и судьи Самуила (1Цар.8:3), которых народ отверг, попросив у Самуила поставить ему царя, как у всех окружающих народов. На что Господь, разгневавшись, ответил Самуилу: «Не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1Цар.8:7). Однако в снисхождении к немощи народа позволил им иметь царя, с условием царю не умножать богатств, жен, не надмеваться перед народом, но заботиться о нем, о должном в нём порядке и справедливости в отношениях, быть в послушании Богу. И «когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего... и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии» (Втор.17:18,19).

Подобно Моисею, в страхе Божьем научавшему народ закону Божию и поставившему начальствующих, избранных народом для наведения в обществе порядка, мира и благоденствия, так же поступал и благочестивый царь Иосафат (9 в. до Р.Х). Он взыскал Бога и ходил Его путями, так укрепил границы царства и его войско, а наставленных в порядке Божьем князей и левитов послал в народ учить и его закону Господню. Посланные так исполнили это повеление так, что был страх Божий и на собственном народе, и на его соседях (2Пар.17:1-13). Наблюдая приходящую смиренным благодать Божью, царь Иосафат сам обходил народ и обращал его к Господу, по укрепленным городам поставил не только князей, но и судей. И дал им такое повеление: «Смотрите, что вы делаете, вы творите не суд человеческий, но суд Господа; и Он с вами в деле суда. Итак да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства» (2Пар.19:6,7). Процветал народ, был силён и крепок и храним Богом, чтобы так всем до сего времени являлась благость послушания Всемогущему Царю Небес.

В ответ на коварный вопрос лицемеров о налоге римскому кесарю Христос Спаситель, указывая на динарий и там изображение кесаря, повелевает отдавать «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22:21). Далее апостол Христов Павел учит, что всякая власть от Бога, а её каждый начальник «есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13:4). Это должно знать всем и во страхе Божьем каждому исполнять свои гражданские обязанности, а служащим в органах государственной власти — ещё и служебные. Апостол Петр учит: «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1Пет.2:17). Святитель Филарет в Катехизисе представляет отдельные тексты Священного Писания о почтении к Государюvi, которое относится и к иным аналогичным лицам, возглавляющим высшие органы государственной власти, особенно, к осознающим свою ответственность пред Богом за использование этой обретённой свыше власти.

Так доныне является высшая сила, красота и благость вечного Царства Божия в крепком, суверенном государственном управлении всех времён и народов, посредством труда в нём в добрых делах сияющего вышним Светом народа Божия, во-первых, верных Христу Спасителю Богу и Его Церкви, исполненных Святого Духа и действием благодати Божьей способных обретать и реализовывать силу и власть над своими от Бога уделами души, семьи, Церкви и Отечества, народного хозяйства, его государственного управления. В совокупности принадлежащей Богу власти, во Христе Спасителе даруемой каждому человеку и сообществу, включающей суверенную власть государств, их граждан и служащих, всех в свою меру. Если созидаемых на вечных, несокрушимых духовно-нравственных основаниях вероучения и жизни Православной Церкви, её культуры и святого народа, то во Христе пребывающих во благах века сего и будущего жизни вечной.

Государство — политическая форма организации общества, страна с государственной формой управления.

Царство Небесное, Царство Божье — всё созданное Богом Творцом и хранимое Им как Промыслителем, включая человека, человеческое общество, благочестивый народ Божий, во Христе и Его Церкви спасаемый в жизнь вечную и нечестивый народ, в отвержении Бога погибающий в вечное от Него отделение, страдания и смерть.

Царство Небесное, Царство Божье — учреждённая Богом форма организации всего творения Господня, человеческого общества, где Государем является Христос Спаситель и Бог, которая существует вечно в Небесах, с её территорией вечной небесной и временной, только нынешнего века, земной, с её гражданами верными Христу, спасаемыми Им ко благам века сего и будущего, и народом не достаточно верным Христу, обретающим некоторые блага только нынешнего века; соответствует Церкви Христа Спасителя Бога, Телу Христа и Дому Божию.

Государство — политическая форма организации общества, страна с государственной формой управления, в нынешнем веке в отступлении народов от Бога учреждается, созидается и хранится Богом для управления народом, имеющим свою территорию и суверенитет, способность осуществлять самостоятельное управление своим населением и ресурсами, в его гражданах и государственных служащих, в организации жизни и деятельности, в развитии и плодах призвана являть вышнюю красоту и благость Царства Божия; включает в себя верных во Христе и Его Церкви, Теле Христовом и Доме Божьем, имеющих во Святом Православии двойное гражданство, небесное и земное, и иных, от ищущих благочестия до крайне нечестивых, не имеющих гражданства Царства Небесного, спасения в жизнь вечную.

Развитие человека и народа

Христос Спаситель в беседе с благочестивым учителем Никодимом говорит ему и всякому человеку: «Должно вам родиться свыше» (Ин.3:7). Чтобы быть такими же как Он, Христос Сын Божий, к Которому Никодим обращается, отмечая Его достоинства: «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин.3:2). Апостол Иоанн наставляет Церковь в любви, как в исполнении заповедей и сострадании, указывает на стадии духовного роста всякого человека Божия в движении к Богу, в жизнь вечную, к совершенству, обращается к детям Божьим, возлюбленные «дети... отцы... юноши… отроки...» (1Ин.2:7,12-14). А апостол Павел указывает цель развития каждого человека в его духовном созревании, о котором, поставляя в Его Церкви служителей, заботится Христос Спаситель и Бог, «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:12,13).

После грехопадения и удаления на проклятую за грех землю, человечество решило совместными усилиями решить вопрос мирного сосуществования, прославив себя, а не Бога Творца и Промыслителя, действительного устроителя в обществе порядка и благоденствия. «Построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт.11:4), - решили падшие. Это было бесперспективное и погибельное для человека занятие, потому Господь лишил людей того времени способности понимать речь один другого и рассеял по лицу земли. Так возникли различные народы с отличающимися языками, но одинаковыми конфликтами, возникающими от недостаточного взаимопонимания. Которое в свою очередь происходит от недостаточного познания Бога, Его правды и закона, суда и милости. Однако не оставил Господь народы без возможности спасения. Указывая на Христа Спасителя и Бога, апостол Пётр говорит, что «от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию... дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2Пет.1:3,4).

Апостол Пётр, обращаясь к пришельцам и рассеянным из иудеев, ко всем во Христе Спасителе избранным и спасаемым, говорит: «Вы... некогда не народ, а ныне народ Божий» (1Пет.2:10). Откуда следует, что народы, образовавшиеся после Вавилонского столпотворения и уничижающего со стороны Бога их рассеяния, получившие различные языки и территории обитания, являются не достаточно соответствующими полноте совершенства задуманного Богом Его народа. В осознании такой ущербности представители этих народов с тех пор пытаются в нацистских и расистских войнах доказать каждый своё превосходство и недостаточную полноценность иной стороны. «Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им» (Пс.2:4), - говорится о всех мятежниках против Бога, Его Сына Божия, Его правды и закона, суда и милости. И более того, Бог обещает привести их в смятение, яростью истребить упорных, уподобиться горшечнику, жезлом железным сокрушающим неугодные ему, скверные сосуды.

Тем же, которые обращают свои взоры к Единому Спасителю Богу, сокрушенными и благоговеющими пред Словом Божьим сердцами внимают Его наставлениям (Ис.66:2), Господь обещает блага вечного с Ним единства, сотворения в человеке Его Дома Божия и обитания человека в Его Доме Божьем. Во Христе Спасителе в Нагорной проповеди говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). Поселяется в смиренных Святым Духом (Ин.14:16,23), возрождает их к жизни вечной, состоянию детей Божьих (Ин.1:12), ставит послушных на путь освящения, суть приближения к Богу и совершенствования (1Фесс.4:3-5:23). Совершается это освящение не собственными усилиями человека, а действием в нем благодати Божьей. Как о том говорит апостол Христов: «Благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор.15:10). По слову Христа: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).

Так однажды, ведомый в служении Святым Духом Христовым апостол Павел остановил нечестивое себе и сотруднику Варнаве жертвоприношение язычников Листры, увидевших действующую через апостолов силу Божью и назвавших их сошедшими с небес богами, Варнаву приняв за Зевса, а Павла — за Гермеса. И пояснил им цель труда апостолов, всего народа Божия, Церкви Христовой, сказав: «Благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них» (Деян.14:15). Который единственно силён истинно совершенствовать человека и действует через совершенствуемых, являя Его великую силу Божью. Делая смиренные Ему святые души и народы суверенными, истинно способными в полноте, на благо себе и окружающим, во славу Божью, управлять Им даруемыми уделами, являя плоды культуры Его Дома Божия, Церкви Христовой Православной, во освящаемых и так спасаемых Христовых душах идущей в жизнь вечнуюvii.

Господь Бог дарует почитающему Его народу добрых правителей, законопослушных, трудолюбивых и ответственных отцов и учителей, им таких же послушных сынов и дочерей, всем пищу, благоденствие и защиту. «Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог» (Пс.143:15), - говорит псалмопевец Давид. Апостол Иоанн сообщает возлюбленному им Гаию, что он молится, чтобы Гаий здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает его душа (3Ин.1:2), и радуется тому, что Гаий пребывает в истине, познание которой является условием обретения приготовленных каждому человеку и народу благ. «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6), - поясняет Спаситель Фоме и всем о цели и пути к Богу, к приготовленным Им каждому человеку и народу благам века сего и будущего. «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин.10:10,11), - так Господь проводит аналогию Его руководства с руководством доброго, заботливого пастыря овец, с тем отличием, что Он ничем не пользуется от паствы, а, наоборот, полагает за весь мир Свою жизнь.

Ставит Христос Своих зрелых тружеников «одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф.4:11,12). Совершенствует всех причастников Его Тела Церкви полнотой её служения в процессе развития и созревания душ до уровня эталона — возраста Христа Сына Божия (Еф.4:13). Совершает этот труд взращивания детей Божьих в любом окружении. В условиях светского, то есть отделённого от управления Церковью народного образования, как, например, в современной России, кроме церковного образования и православных школ, в систему общего образования вводится православный компонент, уроки православной веры и культуры, создаются кафедры и факультеты православной теологии и культуры в вузах. В науку и образование входит и развивается базисная философско-богословская методология, основанная на вероучении и жизни Православной Церкви. Так Господь ведет за Собой все смиренно следующие за ним души к мудрости, силе и крепости, преуспеванию, благам и блаженству истинно народа Божия, со всех народов века сего в единый народ Его Церкви Христовой века сего и будущего, во Святом Православии — к жизни вечной.

Развитие человека — процесс изменения человека, его духа, души и тела, от простого к сложному, от низшего к высшему, от неразумного к мудрому, от слабого к сильному, от тленного и смертного к нетленному и бессмертному, длящийся со времени его рождения до вхождения в Небеса в жизнь вечную века будущего, совершенствование на этом пути к зрелости физической, интеллектуальной, духовной, социальной, если к максимальному результату, то с неизменным возрождением от духовной смерти в жизнь вечную посредством смиренного послушания Богу в причастии Христу Спасителю и Его Единой Церкви Православной, через обретение в свою жизнь Святого Духа Животворящего, насыщающего человека от Бога благами века нынешнего и будущего вечной жизни, во славу Божью.

Развитие народа — процесс изменения в сторону роста спасаемого и освящаемого во Христе и Его Церкви народа Божия в жизнь вечную, в развитии угодного Богу его состояния и поведения, если без Христа Спасителя, то при любых временных подъемах роста в конечном итоге в незнании Бога заканчивается разрухой от бесполезной суеты, болезнями и истощением в вечное посрамление, мучения и смерть.

Публикация: 2024.01.23.

Суверенитет

О Христе Спасителе, как Боге, говорится, что Он «единый сильный (souverain, BLS.viii) Царь царствующих и Господь господствующих (solus potens rex regum et Dominus dominantium, Vulgata)ix» (1Тим.6:15), имеет вечную высшую власть над всем Им сотворенным и существующим. То есть способный управлять всем Его творением лично и посредством лиц, Им поставленных в Его уделах, Ему подвластных лиц. Устами пророка Исаии «так говорит Господь (dominus, vul.): Небо - престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом (domus, vul.) для Меня, и где место покоя Моего?» (Ис.66:1). В тексте Бог, как Домовладыка всего Его творения, дома, задаёт риторический вопрос о том, где же человек может построить Ему дом. При этом Сам и отвечает, указывая на душу человека, его внутренний мир, где Господь желает сотворить Его дом, храм Святого Духа. Ожидает от человека покорности и указывает на достойных Его внимания, смиренных и сокрушенных духом, трепещущих пред словом Его (Ис.66:2).

Так образуется последовательность словосочетаний: домовладыка владеет домом, dominus — domus, лат.), хозяин — хозяйством, сущий — существующим. К этому ряду можно условно отнести и термины «суверен», «суверенитет», вошедшие в право и в политологию в 16 веке во Франции. Существующие в одном из современных переводов Библии на французский язык (не затрагиваем вопрос предпочтений переводов). В Послании Евреям отмечается, что «Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником (souverain sacrificateur, BLS), но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Евр.5:5). В данном случае о Христе говорится, как о первом, высшем (суверенном) священнике во всей священнической иерархии Церкви, истинно способном силой Всемогущего совершать неповторимое служение спасения и освящения каждого человека и всего человечества.

Высшая власть во всём Творении Божьем принадлежит Богу, во Святой Троице даруется Богом Отцом Богу Сыну — Христу Спасителю (Еф.1:22; 1Кор.11:3). Вседержитель от Его власти наделяет во Христе Спасителе каждого человека определёнными уделами и над ними властью. «Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:12,13). Каждому человеку нужно стать под власть Христа Спасителя, чтобы от Бога обрести приготовленную ему власть, во-первых, быть в числе Его детей, возрождённых от Святого Духа к вечной жизни. Христос Спаситель предупреждает: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). А сделать это могут только те, кто начинает смиренно исполнять заповеди Христовы, первая из которых, послушание воле Бога Отца, Который по ходатайству Сына посылает таковым Животворящего Святого Духа (Ин.14:15-18).

Как видим, вся власть находится у Бога. Даруя человеку дыхание и жизнь, Бог вводит его в Царство Божье и, говоря юридическим языком, в правовое поле общества, где он становится субъектом права, то есть обретает правосубъектность, состоящую из обретаемой от рождения правоспособности (способности иметь права и обязанности), а с наступлением определённого возраста и зрелости — ещё и дееспособности (способности совершать юридически значимые, осознанные действия и нести за них ответственность). Так человек обретает правовой статус, во-первых, с его основными правами, свободами, обязанностями и ответственностью. По слову апостола: «Наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего» (Гал.4:1). В начале процесса созревания, в духовном детстве человек подчинен вещественным началам: своим родителям, попечителям, учителям, наставникам, закону. И только в процессе полноценного развития, разностороннего воспитания и роста, пропорционально смирению Богу обретает силу духа, души и тела для увеличивающегося самостоятельного (суверенного) руководства своим уделом.

Удел в процессе созревания человека, в развитии его профессионализма, мудрости и плодотворности, может расширяться Христом Спасителем и Богом. «Хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов» (Лук.19:17), - говорит в притче Христа господин своему рабу, который смог умножить богатство господина в десять раз. Для Господа Христа это богатство — спасенные в жизнь вечную души, в послушание Христу Спасителю Богу, Его Церкви, своим родителям и Отечеству. Потому что возлюбивший человека и весь мир Бог «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). И как радуется пастух пропавшей и найденной овце, хозяйка — монете, отец — вернувшемуся, как воскресшему от смерти, сыну, так и более совершенно радуется Отец Небесный и все небожители спасающимся в Небеса душам (Лк.15:1-32). А трудящимся с такими плодами Отец Небесный увеличивает их уделы, будь то отдельные лица или семьи, какие-либо сообщества или народы.

Спасается же каждый человек только личным пред Богом состоянием смирения Христу Спасителю, но при этом и соответственно построенным им по воле Божьей отношениям с окружающим его обществом, которое в реальности в разное время может быть послушно Богу в разной мере, от мученичества за веру до нетерпимости и истребления верных Христу Спасителю душ. «Блажен народ, у которого Господь есть Бог, - племя, которое Он избрал в наследие Себе» (Пс.32:12), - говорит, как уста Божьи, псалмопевец. То есть блаженным может быть не только один человек, но и целый народ, который смог построить угодный Богу порядок, соответствующий мир и процветание во внутренних и внешних отношениях и делах, при этом в достижении должной зрелости и дееспособности смог реализовать полноту полученной от Бога власти над своим уделом (суверенитет) на благо себе, во спасение многих, во славу Божью. Как, например, во Святой Руси и её православной культуре, в служении Христу Спасителю, Церкви и Отечеству, и миру между народамиx.

Суверенитет — высшая власть, способность управлять определённой совокупностью вещей, в полноте принадлежит Богу Творцу и Промыслителю мира, во Святой Троице даётся Отцом Сыну Христу Спасителю, а Им — в определённой мере каждому человеку, сообществу, народу, человечеству; спасительно обретается и укрепляется, во-первых, лично каждым человеком в верном его причастии Христу Спасителю Богу и Его Церкви в порядке Святого Православия, так же — и сообществами, государством, соответственно покорности Христу Спасителю и Богу, во спасение душ, во славу Божью.

Публикация: 2024.01.23.
Редакция: 2024.01.31.

Безопасность

«Господи! спаси меня» (Мф.14:30), - воззвал однажды ко Христу Спасителю Пётр, на пути укрепления в вере и к духовной зрелости дерзнувший по воле Божией пойти по воде, но при виде бушующей морской стихии испугавшийся и начавший тонуть. Господь поддержал его за руку и ввел в лодку с учениками.

В данном случае бушующая стихия является злом, способным нанести вред человеку, ученику и апостолу Христову Петру, тем самым и обществу, если оно лишится важного для него человека, руководителя рыбаков, отца семейства, апостола Христова. Однако не только стихия, но и само поведение человека, его внутреннее отношение к потенциальному злу, разбушевавшейся морской стихии может быть злом, например, паника или беспечность, некомпетентность, какие-либо духовно-нравственные пороки или незрелость.

Зло — вещь (в философском смысле), явление действительности, способное нанести чему-либо, в том числе человеку и обществу повреждение, вред, ущерб, привести к болезни и смерти.

Это зло морской стихии в жизни Петра в той ситуации могло воздействовать на него или не воздействовать, в зависимости от многих условий, но при этом оставалось опасным, способным нанести вред.

Опасность — вероятность, возможность разной степени воздействия на предмет, в том числе на человека и общество, зла, какого-либо повреждающего фактора; способность нанести вред.

Когда Петр был извлечен из воды и введён Христом Спасителем в лодку, тогда он оказался в относительной безопасности от морской стихии, а когда ступил на берег, эта опасность стала для него еще меньшей.

Безопасность (общее определение) — в некоторой степени или абсолютная защищенность, свобода человека и общества от разрушающего его зла, действующего изнутри или извне, опасного для себя или для окружения.
 

«Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчицы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем. Разве прибегнет к защите Моей и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною» (Ис.27:4,5). Так Господь предупреждает каждого человека и все народы, показывает множество исторических, ужасных и устрашающих всех примеров наказаний, при этом желает одного — спасения человека от зла и смерти в жизнь вечную, к полноте приготовленных ему Богом благ века сего и будущего. Указывает на Свой виноградник, спасаемый Им Его народ, Свою как агрикультуру, культуру народа Божьего. Называет возлюбленным и всем до краев земли говорит: «Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него» (Ис.27:3). Так Господь наказывает за грехи всех противящихся Ему, но любит миловать и радуется детям, кающимся и возвращающимся в послушание к Богу Отцу и в жизнь вечную.

Откуда можно видеть, что самая большая и первая опасность для человека исходит от самого человека, от его выбора противления Богу, Его правде и порядку, закону, суду и милости, когда в таком случае он становится сам для себя источником зла, злодеем. Как и предупреждает Господь: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак.1:13,14). Напоминает, что не все выведенные Им из египетского рабства вошли в обетованную землю, все были питаемы Богом в пустыне исходящей от Христа Спасителя жизнью, но «не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне» (1Кор.10:5,6). Что навсегда стало образцом истребляющего себя безрассудства человека и истребляющего злодейство гнева Божьего, чтобы остальные не были похотливы на злое.

Основываясь на такой реальности, святитель Филарет на вопрос «что такое проклятие?» отвечает: «Осуждение греха праведным судом Божиим и от греха происшедшее на земле зло, в наказание людям»xi. То есть злодейство противления Богу, Его порядку и миру влечёт за собой всегда одно и то же последствие — проклятие. Отчасти, результат собственного неразумного поведения человека, решившего вопреки закону, например, выпить раскалённого металла, что неизбежно заканчивается смертью, если не будет чуда Господня. Отчасти, результат действия Бога, останавливающего злодейства грешников, для их исправления сначала налагающего небольшое наказание, семь раз увеличивающего его всемеро, на седьмой раз предающего упорствующих во грехе смерти (Лев.26:14-38). При этом всех оставшихся, в страхе возвращающихся в послушание Ему Он спасает ко благам вечной жизни, силе и крепости народа Божьего. Так в плачевной песне о грешащем и потому обессиливающем Израиле Моисей говорит: «О, если бы они рассудили... что с ними будет! Как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму, если бы Заступник их не предал их, и Господь не отдал их!» (Втор.32:29,30).

Радуется же Бог не погибели человека, а его спасению, принимает как любящий отец каждого своего сына в свой дом, хотя бы и блудного, но искренне кающегося и стопы свои направляющего домой. Потому поглощаемого морской пучиной Петра, обратившегося от своего стихией истреблённого величия ко Христу Богу Вседержителю с молитвой о спасении, Господь, взяв за руку, вводит в лодку с учениками, суть в Ковчег спасения, подобный Ноеву ковчегу. В Церковь Христову, Дом Божий, с его Божьим народом и порядком, вечной вышней культурой. Эту культуру Господь устами Исаии называет виноградником, у апостола Павла уподобляет агрокультуре (1Кор.3:19), а во Христе Сыне Божьем говорит: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» (Ин.15:1), то есть Созидатель и Хранитель этой культуры, в нынешнем веке и веке будущем вечной жизни. Указывающий на Небеса, где Им построен для святых Город Мира, вечный Дом Божий, с Его народом, его вечной территорией, языком и культурой (Откр.21:3).

В победе над искушавшим Господа диаволом Христос открывает человеку путь спасения, должное на нём поведение, позволяющее покорным Христу Богу обрести приготовленные им Отцом Небесным блага века сего и будущего (Мф.4:1-11). «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4), - отвечает Христос сатане, так указывая на Слово Божье, Самого Бога (Ин.1:1-4), источник жизни каждого человека, её благ и безопасности. «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф.4:7), - открывает Господь часть труда человека в его спасении. Запрет приступать закон, нарушать установленный Богом порядок, и при этом надеяться на чудесную помощь Божью, что Господь сохранит его, преступника и беззаконника, в безопасности от его собственного упорства в злодействах, всегда, во-первых, против своей же жизни и её благ. Хотя при этом чудесная помощь Божья и оказывается, Отец Небесный многими путями во Христе Спасителе хранит и спасает человека от его же злодейств, во-первых, против себя, но предупреждает: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками» (Быт.6:3).

Всем тогда не смирившимся Господь укоротил жизнь на порядок, а по прошествии времени и истребил всех жителей земли в водах Всемирного потопа, кроме Ноя и его семьи в восьми душах. «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт.6:9), - и потому Бог спас Ноя от проклятия Божьего, от обращенного на человечество его же собственного злодейства. «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф.4:10), - отвечает Христос диаволу, злодею и очернителю, предложившему отвернуться от Бога и поклониться Его противнику, побуждающего Христа и каждого человека не ходить пред Богом, как ходил Ной, сверяя с Богом и Его волей свои помыслы, слова и поступки, а поступать своевольно себе во зло и на погибель. Поклонением не Богу, а ему, диаволу, искуситель предлагает человеку отказаться от источника жизни, Бога, и от её благ, к которым относится мудрость и приходящая через неё безопасность. Которые даруются человеку Богом вместе с жизнью для её сохранения в вечность, для укрепления человека в силе и власти управления полученными от Бога уделами, во-первых, духа, души и тела. Что происходит на пути освящения человека во Христе, суть приближения к Богу и совершенствования, в том числе и в безопасности.

Итогом противостояния Христа Сына Божия искушавшему Его диаволу было то, что богопротивник оставил Его, а «Ангелы приступили и служили Ему» (Мф.4:11). Этой победой Господь доныне каждому человеку и народу показывает дверь спасения, вход в Его Церковь, Тело Христа и Дом Божий. Так Господь вводит в народ Божий, ко святым ангелам и в сонм святых земных и небесных, каждого, кто из поглощающей его пучины смерти, как апостол Пётр из морской стихии, взывает ко Христу о спасении. «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах, посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля...» (Пс.45:2,3). Бог среди нас и тем мы непоколебимы в противостоянии злу. «Я Господь. Если вы будете поступать по уставам Моим… то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои... и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно...» (Лев.26:2-5). Такое состояние человека и общества обещает Господь в Его народе и Доме Божьем, дарует мир и победы над врагами, злом и злодеями, всем, кто действием Его благодати отвергает это зло, во-первых, в своих помыслах, словах и поступках. Противящихся же Господь наказывает, обращая зло на их головы, увеличивает наказание упорным, и все избравшие грех и смерть истребляются (Лев.26:14-39).

Несовершенных и грешных, но смиряющихся во Христе Спасителе Богу Господь возвращает на путь спасения и безопасности и руководит на нём каждым человеком и народом Его Отчей мудростью и любовью. Делает это непосредственно Словом Божьим и Духом Святым, а также и посредством всего Его творения, особенно и спасительно открывается в Его Святой Православной Церкви, в её Священном Писании и Предании, вероучении и всей жизни. Дарует истинно видеть и глубоко понимать окружающий человека мир, Бога Творца и Промыслителя мира, Его творение и руководство (Еф.1:15-23; 3:14-21; 1Кор.2:5-16), чтобы в понимании истинных духовных и иных ценностей, их иерархии и приоритетов в достижении, выносить разумные решения, совершать ведущие ко благам и реализации интересов мудрые поступки, быть способными противостоять злу и жить в безопасности. Противящихся же Христу Богу и Его Церкви преследуют беды и скорби века сего и будущего, «и будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего. И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот — горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму» (Ис.8:21-22).

Каждому же смиренному Христу Спасителю и Богу, удаляющему злодейство из своей души, семьи, от своего жилища, но наполняющему душу Светом Истины Господь дает обещание: «Яснее полдня пойдет жизнь твоя; просветлеешь, как утро. И будешь спокоен, ибо есть надежда; ты огражден, и можешь спать безопасно» (Иов.11:17,18). «Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности» (Пс.4:9), - поет пророк Давид, наставляя народ в порядке Божьем, указывает на единственный источник безопасности. «Под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его» (Пс.90:4), - говорится о покрове Божьем над тем народом, который не преступает границу истины и закона Божия, но пребывает внутри Дома Божия. «Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан» (Прит.10:9), - это указание на непорочность (отсутствие ущербности, изъянов) в порядке Божьем в жизни человека, обязательную для безопасности. «Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник — и безопасен. Имение богатого — крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении» (Прит.18:11,12), - так мудрость направляет праведников к первому, истинному и обязательному укреплению человека — к Богу, Который, единственно, действием Его благодати дарует каждому человеку и народу, уповающему на Него и в молитвах призывающему имя Его, праведность, восполняет её к непорочности, спасает от зла и хранит в безопасности в жизнь вечную.

«Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение» (Лук.11:21), - учит Христос о должном порядке, мире и безопасности, которые необходимо охранять с использованием силы. Уточняя далее, что тот, кто не с Ним, расточитель всего этого в Его доме. А дом этот — во-первых, душа человека, где должен обитать Господь, иначе там поселяются падшие злые духи, разрушающие мир, истребляющие всё доброе, ведущие человека и общество к бедам, страданиям и смерти. «Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперед и наказываются» (Прит.27:12), потому что для безопасности необходимо иметь достаточное благоразумие и опыт, чтобы видеть зло и обеспечить необходимую от него защиту. Потому Мудрость наставляет: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Прит.4:23), и её безопасности, которую дарует обитающий в святых Дух Святой, Дух Христов Животворящий.

И Он, Христос Глава Церкви, поставил в ней «одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф.4:11). Для совершенствования святых, на дело служения Церкви и миру, в достижении единства веры и познания Бога, зрелости полного возраста Христа. «Смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне» (1Кор.16:10), - приказывает апостол коринфянам и всем относительно учителей порядка Господня, в данном случае, священника Тимофея. А Тимофея учит: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1Тим.5:17). Потому что только со Христом Главою Церкви и Учителем и поставляемыми Им священниками, начальствующими и учителями человек и народ может в послушании обрести достаточно благоразумия и опыта для защиты от зла и построения системы безопасности своей души, семьи, отечества и мира между народами. При этом, создав, в ряду первоочередных задач, комфортную и безопасную среду в образованииxii.

В Послании Евреям апостол убеждает народ Божий, во-первых, времени Ветхого Завета, а также и всех, быть верными Богу до конца, то есть до конца испытаний злом быть верно понимающими и без предательства исполняющими волю Христа и Бога. Делать это терпеливо, пока Господь и исполнит Его обетования относительно удовлетворения имеющихся у человека и общества нужд. Апостол указывает при этом на клятвы Бога о ниспослании верным благ и на ожидаемую от верных надежду на Богаxiii, «которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу» (Евр.6:18,19). Завеса Ветхозаветного храма, как иконостас в нынешнем православном храме, за который входят в алтарь священники. Первым из которых, Первосвященником, всегда является Христос Спаситель, Всемогущий и Вседержитель (Суверенный), в полноте Бог, но воспринявший плоть человека, потому и в полноте человек. Эта надежда даруется всем последователям Христа, потому что Он уже вошел за завесу в Храм Небесный, ныне пребывает там одесную Бога Отца, Который по ходатайству Сына ниспосылает нам Духа Святого, наполняющего нас жизнью вечной, в свое время вслед за Христом Спасителем вводящего верных в Небеса. Из состояния духовной смерти и вечных мук в духовное возрождение к блаженной жизни, в веке земном в относительную, а в веке будущем в абсолютную безопасность.

В таком ключе понимаем апостольское предупреждение: «Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1Кор.15:19). Но мы всегда счастливы и наслаждаемся миром и безопасностью во Христе Боге, потому что надеемся на Него и в веке нынешнем, и в веке будущем жизни вечной. Верим тому, что Христос говорит о Его святых: «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец — одно» (Ин.10:28-30). Услышавшие это тогда иудеи схватили каменья, чтобы убить Христа, за то что делал Себя равным Богу, но Он, будучи таковым в действительности, прошел сквозь них в полной безопасности, как Всемогущий Бог и Сын Божий, хранимый в руке Отца. Так исполнил возложенную на Него миссию Спасителя мира, был распят на Кресте, умер, погребен, воскрес на третий день, являлся ученикам, на сороковой день вознёсся на Небеса, на пятидесятый день ниспослал от Отца Святого Духа и ныне восседает одесную Отца, как Глава Церкви, ходатайствует о призывающих Его имя и всех причастников Его Церкви спасает, освящает и хранит в жизнь вечную века сего и будущего, во славу Божью.

Итак, в Богом прекрасно сотворенном мире, предназначенном для блаженной и вечной жизни человека, во славу Божью, ныне существует зло, представляющее для человека и общества, а также и для остального творения Божьего опасность, возможность повреждения и нанесения ущерба, для человека — смерти. Бог Его Промыслом хранит от зла Свое творение и спасает человека в жизнь вечную, делая её безопасной, ныне отчасти, в веке же будущем для причастников Христу и Его Православной Церкви — абсолютно безопасной, а для находящихся за оградой Церкви Христа Дома Божьего — абсолютно подвластной злу, разрушению, страданиям и смерти. Источником безопасности человека является Бог, потому для её обретения человеку необходимо познавать и исполнять Его волю, что в полноте и спасительно в жизнь вечную даруется человеку в причастии Христу и Его Церкви, Телу Христову и Дому Божью.

Безопасность (определение с православным компонентом) — в некоторой степени или абсолютная защищенность, свобода человека и общества от разрушающего его зла, действующего изнутри или извне, опасного для самого себя или для окружения; благо, даруемое Богом во Христе Спасителе каждому человеку и обществу, в нынешнем веке ограниченное, для верных Христу Богу и Святому Православию спасительное в жизнь вечную, для неверных спасительное для века нынешнего; защищенность в веке нынешнем частичная, в веке будущем для неверных отсутствующая в вечном отстранении от Бога, Его жизни и благодати, для верных абсолютная, в вечном причастии Христу Спасителю, начальная в веке нынешнем в Церкви Земной, Воинствующей со грехом, и продолжающаяся вечно в веке будущем в Церкви Небесной, Прославленной и Торжествующей.

Публикация: 2024.01.31.

Интересы человека и народа

«Национальные интересы Российской Федерации — объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии» (Стратегия. 1.5.2).
«Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:31-33).

Из сопоставления двух представленных выше цитат вытекает, что Бог Отец Вседержитель знает потребности каждого человека и общества, его государственного управления, безопасности и развития. Причем знает не как общество, всегда в той или иной степени удалённое от Бога, приблизительно, а значит, искаженно и ущербно, а знает совершенно, как то прилично Богу, Который является Всемогущим и Всезнающим. Как об этом учит Православная Церковь, как, например, в Катехизисе говорит о Боге святитель Филарет: «86. Какое понятие о сущности и существенных свойствах Бога происходит из откровения Божия? Бог есть Дух вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный»xiv. Псалмопевец Давид говорит о чудном Всеведении Божьем: «Дивно для меня ведение Твое, - высоко, не могу постигнуть его! Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс.138:6-10). Но при этом не пытается скрыться от недремлющего ока Господня, а просит: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс.138:23,24).

Человек создан Богом для непрерывного с Ним единства и вечной жизни. Соответственно, это единство с дарующим все блага и руководство к их обретению, — первая и основная потребность человека. Как учит апостол Христов Пётр, что «от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию» (2Пет.1:3). Книга о происхождении и развитии всего от начала повествует о том, что Господь Бог создал человека из праха земного, Он же вдунул в лице его дыхание жизни (Быт.2:7). Апостол Христов Павел о Боге учит слушателей в Ареопаге и всех, что Бог, Творец всего, не в рукотворных храмах живет «и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и все» (Деян.17:25-28). И что Он сотворил род человеческий, чтобы искали Его, хотя Он и очень близко, Им мы существуем и движемся. Всё это явлено человеку от создания и повторяется в пророках, потому Господь и удивляется весьма, говоря: «Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь... Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер.2:12,13).

Бог является источником всего необходимого для жизни человека и во Христе Спасителе дарует человеку блага, которые ему должно принять и употребить с пользой. «То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность» (2Пет.1:5), - призывает апостол Пётр. Откуда следует, что одним из первых дарованных Богом человеку благ является разум и просвещающее его знание, вера Божья, способность отличать благо от зла, то что ведет к выполнению полноты предназначенных Богом добрых дел и обретению соответствующих благ вечной жизни или уводит от всего этого в вечную смерть. А употребляя усилия в реализации дарованной Богом силы, власти и свободы, способности эффективно управлять своими уделами (суверенитета), блаженно и плодотворно в них хозяйствовать, необходимо не пытаться вломиться в Небеса к Богу, как при Вавилонском столпотворении, а разумно в богоугождении, порядке и мире Божьем, действием благодати Божьей избирать и обретать благое. Делать это так мудро, чтобы разница между затраченными усилиями и приобретёнными благами (интерес) была положительной, прибыльной, но при этом всегда богоугоднойxv.

Понимая обретённую в святых молитвах и трудах особую ценность познания Богаxvi, Который-то и дарует полноту Им приготовленных каждому человеку истинных благ века сего и будущего. В том числе — интерес. Человеку же необходимо иметь достаточную способность эти блага воспринять в свою жизнь. Всегда помня предупреждение апостола: «Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1Кор.15:19). Если же наша надежда включает в себя блага века сего и будущего, небесного, то нынешняя жизнь истинно наполняется даруемым Богом каждому человеку с Небес. Иоанну Богослову и всем нам Господь показывает «чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Откр.22:1). Эта река вливается в наши души Святым Духом и Словом Божьим, во всем любовью Отца Небесного, посредством Креста Животворящего, распятого на нем Христа Спасителя, умершего за наши грехи и воскресшего для оправдания нашего, обретения смиренными Христу и Его Церкви жизни вечной, её благ века сего и будущего.

Так, например, Моисей в восьмидесятилетнем возрасте, пася далеко от дома овец, увидев горящий и не сгорающий куст (Неопалимую купину), говорит: «Пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает» (Исх.3:3). Таковыми, как правило, полными сил и в пожилом возрасте, являются все благочестивые души, потому им, как и в молодости, всё интересно, на все доброе, уже не расточительно суетливое, им хватает сил. И сказал ему Бог: «Место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх.3:5). Стоять на освященной под ногами земле и говорить с Богом, а затем услышать избрание Божье — быть руководителем народа Божья, и затем привести народ к границе с Обетованной землёй, вот прибыль, реализованный интерес, как результат труда истинно благочестивого человека Божья. Для этого Моисею должно было, получив от родителей «благословение», попасть в руку Господню, сорок лет воспитываться в семье фараона до должности главнокомандующего его войсками, затем еще сорок лет в семье своего тестя, мадиамского священника Иофора, учиться слушать Бога (Исх.2:1-3:31), и еще сорок лет в послушании Богу вести Его народ к свободе на землю обетованную.

Всё это сотворил и так же творит доныне Бог действием Его благодати в верных Христу Спасителю и Его Церкви, Телу Христову и Дому Божьему, вечной Православной Культуре Бога Отца Вседержителя. В святом и славном движении Его народа из века сего в век будущий, в котором, по обетованию Господню мы «ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет.3:13).

Интересы человека и народа — все вещи, находящиеся в Боге, источнике всего необходимого для жизни человека и народа; блага, даруемые каждому во Христе Спасителе, первое из которых, жизнь, далее, способность, действием Божьей благодати и употреблением собственных усилий, мыслить и познавать Бога, отличать добро от зла, то, что ведет человека и народ к единству с Богом и полноте даруемых Им благ вечной жизни, от того, что уводит от них в вечную смерть; совокупность благ, действительно нужных человеку и народу Божьему, которые должно угодно Богу, спасительно себе, на благо ближним, на пользу Церкви и Отечеству, обрести в свою жизнь вечную для века сего и будущего, во славу Божью.

Публикация: 2024.01.23.

Стратегические национальные интересы

«Стратегические национальные приоритеты Российской Федерации — важнейшие направления обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации» (Стратегия. 1.5.3). «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мар.8:36).

Каждый разумный человек неизменно размышляет о приоритетах в своих действиях, в стратегии и тактике построения своей жизни, в ней поведения, к чему нас побуждает Христос Спаситель, неоднократно указывая ученикам на важнейшие ценности и приоритеты в их достижении на Им открываемом и хранимом пути спасения человека, а значит, и общества, его жизни, в нем труда и управления. В Крестном подвиге Христа Сына Божия, Которого Бог отдал на смерть за грехи человека, «дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16), Господь являет всему миру особую ценность человека. Что отмечается и в законодательстве России. Так в ст. 2 Конституции России указывается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»xvii. При этом Господь учит каждого человека и всех отличать, во-первых, вечную, созданную для бессмертия душу от временного, тленного и смертного тела. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мар.8:36), - задает риторический вопрос Спаситель. Потому что польза от пренебрегающих душой приобретений, как от «бесплатного сыра» в мышеловке, обманывающего простодушных своей сверхполезностью и легкодоступностью.

Несомненно, самым ценным для Бога из всего Его творения является каждый сотворенный и хранимый Им человек, которого Господь наделяет разумом и дарует для его наполнения мудрость, которая в откровении своей ценности призывает: «Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею… богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда; плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра» (Прит.8:10-19). И для действительно вразумляющегося Божьей Мудростью человека и народа становится явно, что высшей для него ценностью является любящий его Бог и наибольшим интересом — спасительное человеку, даруемое Им Его познание, во славу Божью. По слову: «Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен» (Прит.29:18). Как предупреждает Христос: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).

Это чтобы в жизни человека и общества было так, как желает народу Божий пророк и псалмопевец Давид: «Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши — как искусно изваянные столпы в чертогах. Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших; да будут волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших. Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог» (Пс.143:12-15). Начинается же такая блаженная жизнь народа с благословения каждого человека, которое повелел творить Бог, обещая благословить всех, на которых так призывают Его имя: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» (Чис.6:24-26). Народ, имеющий именно такие, Богом открытые, приоритетные потребности (интересы), Господь хранил, миловал, заботился о нем и наделял его миром, что делает и доныне.

Таковой была, например, и Российская империя, с её православным, благословляемым Богом народом, которая имела форты на островах в Индийском океане и в Калифорнии, была первооткрывательницей Антарктиды, владела Аляской, в её состав входила Польша, была в первом ряду индустриальных держав мира, победительницей в Первой мировой войне. Этот же народ православный официально атеистического Советского Союза, потрудившийся наряду с иными народами и государствами, внес основной вклад, определивший исход Второй мировой войны, учреждение и функционирование ООН, с её принципами достоинства и прав человека, неуклонного развития каждого человека и народа, совместного построения и поддержания мира между народамиxviii, создания условий для поиска истины каждым человеком и народом, сохранения и совершенствования его культурыxix. Так же и ныне Россия после тьмы и разрухи безбожия восстанавливается, не претендуя на чьи-то территории или ресурсы, а укрепляясь во Христе Спасителе и Боге, во Святом Православии. По слову Христову: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33).

Потому ищем того, чтобы Бог царствовал над нами, и если Им что прилагается к нашим Им уже дарованным уделам, то принимаем со страхом и трепетом, как наделяемое Богом для святого труда, заботы, развития, во славу Божью. Не в погибельном своеволии, а познавая и исполняя волю Божью, в соответствии со святыми канонами Православной Церкви и вышней правдой, узаконенной в правовой системе Отечества. Как указывается в ст. 67/1 Конституции о том, что «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство, - и для осуществления такой преемственности, - государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим»xx. В соответствии с Законом РФ «О свободе совести...» в котором признается «особая роль православия (деятельности Православной Церкви и её результатов, прим. автора) в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры»xxi.

Итак, высшей ценностью для Бога является человек, а интересом его вечное блаженство и жизнь, а для человека и общества высшей ценностью является Бог, дарующий человеку дыхание и жизнь вечную, во Христе Спасителе — всё необходимое для жизни и благочестия, в причастии Христу Спасителю и Его Церкви Православной — всё необходимое для понимания и удовлетворения здоровых потребностей в построении угодных Богу, благих человеку и обществу отношений. Поэтому человеку и обществу необходимо искать достижения своих интересов в покорности Христу Спасителю, Богу Всемогущему и Благому. Который, как Творец, создал человека с определённой благой для него целью и открыл эту цель человеку, как Промыслитель, не оставил Свое творение, в том числе человека, а заботится о поддержании установленного Им от начала порядка, а падшего в погибельный грех человека спасает во Христе к вечной жизни. Помогает понять и обрести все Им уготованные человеку потребности, во всей их полноте, во всех аспектах и приоритетах. В том числе и в построении общества, богоугодных в нем отношений, в их регулировании и укреплении, всё для блага и спасения человека в жизнь вечную, во славу Божью.

Стратегические национальные интересы — важнейшие интересы, обеспечивающие и направляющие реализацию национальных интересов, в том числе национальной безопасности, устойчивого развития человека и общества, определяемых Богом, во Христе Спасителе и Его Церкви в полноте и спасительно Им открываемых, смиренными Ему душами обретаемых, где для Бога высшей ценностью является человек, а наибольшим интересом — его блаженная и вечная жизнь, для человека высшей ценностью является дарующий жизнь и её блага Бог, а интересами — спасительное во Христе познание Бога и вечное с Ним единство, обретение даруемой для этого мудрости Божьей и верное причастие Христу и Его Церкви Православной с её вероучением, таинствами и священным управлением, спасительной оградой, вечной культурой и жизнью, её благами века сего и будущего, во славу Божью.

Публикация: 2024.01.26.

Национальная безопасность

Определение национальной безопасности

(Материал в работе…)

-

Угрозы национальным интересам и безопасности

-

Обеспечение национальной безопасности

-

Система обеспечения национальной безопасности

-

Глоссарий

-



Спасибо за ваши молитвы, и Божьей помощи в трудах.
Редактор журнала, Калашников Юрий Викторович





Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru.

Опубликовано: 2024.01.23.
Редакция: 2024.01.26,31

Калашников Ю.В. Национальные интересы и безопасность. Православное библейско-богословское основание терминологии. Страница разработки [Электронный ресурс] / Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/cn/sf/term-ni-sty.html, (дата обновления: 2024.01.31).



ПРАВИЛА САЙТА

© КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2024

ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА
ПРАВЕДНОСТЬ И МИР



i   XXХII Международные Рождественские образовательные чтения. Краткая программа. Москва 2024. / СОРОИК РПЦ. URL: http://mroc.pravobraz.ru, (дата обращения: 2024.01.23).

ii   Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» / Гарант.ру. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/401425792, (дата обращения: 2024.01.23)

iii   Калашников Ю.В. Конституционно-правовое регулирование использования православной методологии в науке и образовании. Реферат по дисциплине «Образовательное право». [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: https://sancti.ru/cn/metod-lern/constit-metodology.html, (дата публикации: 2022.07.02).

iv   Калашников Ю.В. Православная культура: предмет, методология, канонические и правовые основы преподавания [Электронный ресурс] / Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. – 173 с. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/cult/lcultur.pdf, (дата публикации: 2020.10.05). С. 88.

v   Universal (La-Ru) (к версии ABBYY Lingvo x3). Латинско-русский словарь. © «Русский язык-Медиа», 2005, Дворецкий И.Х. 200 тыс. слов и словосочетаний.

vi   Филарет (Дроздов), митрополит Московский, святитель. Пространный катехизис Православной Церкви: редакция к соврем. норме рус. языка: Калашников Ю.В. [Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский, свт. Пространный христианский катехизис Православныя кафолическия Восточныя Церкви. Изд. 66-е. М.: Синодальная типогорафия, 1886.] [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/st-philaret.html#561, (дата публикации: 2022.10.25). Вопрос 561.

vii   Калашников Ю.В. Культура и домостроительство Божье. [Электронный ресурс] / Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/cult/cult-building.htm, (дата публикации: 2021.12.11).

viii   La Bible Traduction Louis Segond. FR-BLS. Библия в переводе на французский язык Луиса Сегонта.

ix   Вульгата (Vulgata). Библия на латинском языке в переводе блаженного Иеронима.

x   Калашников Ю.В. Православная культура: предмет, функции, динамика, методология. [Электронный ресурс] / Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. – 153 с. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/cult/lcultmn.pdf, (дата публикации: 2021.05.17). С. 82.

xi   Филарет (Дроздов), митрополит Московский, святитель. Пространный катехизис Православной Церкви... [Электронный ресурс] // Школа права. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/st-philaret.html#165, (дата публикации: 2022.10.25). Вопрос 165.

xii   Калашников Ю.В. Православная методология в деятельности педагога-психолога. (Обновляемая страница разработки) [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/cn/prav-ped-psi.html, (дата обращения: 2024.01.31). (Раздел: Образовательная среда)

xiii   «Надеющиеся на Господа обновляются в силе» в статье: Калашников Ю.В. Великопостные паремии Книги Пророка Исаии (размышления, уроки). [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lect/dt/28isaiah.htm#v52_40_18_renew, (дата обновления: 2023.04.07).

xiv   Филарет (Дроздов), митрополит Московский, святитель. Пространный катехизис Православной Церкви... URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/st-philaret.html#86, (дата публикации: 2022.10.25). Вопрос 85.

xv   Благо, интересы и ценности. В книге: Калашников Ю.В. Основы Православия. Издание 2. Часть 1. Богопознание. [Электронный ресурс] // Журнал «Праведность и мир» ISSN 2078-8932. URL: https://sancti.ru/th/k1.htm#_Toc394684808, (дата обновления: 21.10.2017).

xvi   Польза и интерес человека в познании Бога. В книге: Калашников Ю.В. Основы Православия. Издание 2. Часть 1. Богопознание. [Электронный ресурс] // Журнал «Праведность и мир» ISSN 2078-8932. URL: https://sancti.ru/th/k1.htm#_Toc394684751, (дата обновления: 21.10.2017).

xvii   Конституция Российской Федерации. ст. 2, URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/29, (дата обращения: 2024.01.24).

xviii  Устав ООН. Преамбула. / Официальный сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/preamble, (дата обращения: 2024.01.25).

xix  Устав ООН по вопросам образования, науки и культуры. / Официальный сайт ЮНЕСКО. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000261751_rus.page=7, (дата обращения: 2024.01.25).

xx   Конституция Российской Федерации. ст. 671, URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/45704, (дата обращения: 2024.01.24).

xxi   ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/171640/paragraph/5, (дата обращения: 2024.01.25).