Крест Животворящий ПРАВЕДНОСТЬ И МИР

журнал православного богословия, культуры и права

Журнал / Школа / спасение / Культура / Наука / Конституционно-правовое регулирование православной методологии

Конституционно-правовое регулирование использования православной методологии в науке и образовании

Реферат по дисциплине «Образовательное право»


Мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его
1 Тимофею 1:8



Оглавление

Введение

Глава 1. Конституционно-правовое основание использования философской методологии в науке и образовании

Глава 2. Конституционно-правовое основание использования в философской методологии науки и образования православного богословия

Заключение

Список использованной литературы

Список использованных нормативно-правовых актов

Введение

В сложных современных внутренних и международных условиях Россия восстанавливает за последнее тысячелетие исторически сложившийся свой суверенитет, крепость и безопасность, авторитет одного из ведущих государств на международной арене. Первоочередной задачей на этом пути является духовно-нравственное укрепление всего народа России, соответственное построение идеологии развития и базирующейся на ней внутренней и внешней политики. При этом решение серьезной проблемы обеспечения политического суверенитета России, как указывает на X Парламентских встречах в Совете Федерации ФС РФ на то Патриарх Московский всея Руси Кирилл, заключается, во-первых, в укреплении суверенитета культурного1, в нашей стране развивающегося на основании вероучения и жизни Православной Церкви, при поддержке государства в соответствии с одной из принятых поправок в Конституцию России 2020 г., где в Ст. 67.1 указывается на веру в Бога и обязанность государства содействовать дальнейшему преемственному духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим2. Что, являясь частью православной культуры России, не только соответствует, но представляет собой источник и базис укрепления и применения основных международных норм, принятых и поддерживаемых ООН3, закрепленных в ее уставе4.

При этом существует проблема достаточного использования в науке и практике методологии, основанной на вере в Бога, соответствующей вероучению и жизни Православной Церкви, православной культуре, конституционно-правовым основаниям правовой системы России.

Объектом данной исследовательской работы является правовое регулирование науки и образования в Российской Федерации. А предметом — конституционно-правовая часть этого регулирования, относящаяся к области использования в науке и образовании России православной философско-богословской методологии.

Целью работы является уточнение основ конституционно-правового регулирования законодательством России использования православной философско-богословской методологии в науке и образовании.

На пути достижения цели ставится две основные задачи: 1) уточнение конституционно-правового основания использования философской методологии в науке и образовании, 2) уточнение конституционно-правового основания использования вероучения и жизни Православной Церкви в качестве содержания философской методологии науки и образования.

1. Конституционно-правовое основание использования философской методологии в науке и образовании

Жизнь человека и ее качество зависит от того, насколько человек знает и понимает окружающий его мир, умеет в нем ориентироваться, понимает его ценности, в том числе нормы поведения, необходимые для построения порядка и мира в обществе, способен ставить приоритетные цели, определять пути их достижения и обретать искомые блага. Пути достижения благ называются методологией (путями, способами) исследовательской и практической деятельности человека и общества. Способность человека обретать таким путем блага называется мудростью, а наука об этой способности — философией (любовью к мудрости) или, в русском звучании, любомудрием. Философия же (любомудрие), как наука, соответственно имеет две основные функции: мировоззренческую и методологическую, способствующие построению человеком полноценной картины окружающего его мира и в нем своего поведения, совершаемого на пользу себе, своей семье, своим коллективам и всему обществу.

Особенностью общества исторически развивающейся Руси является его духовно-нравственные основания, которые определяют стремление к полноте истины. Соответственно в 60-х, 70-х гг. прошлого столетия в советской науке сформировался современный подход к методологии с выделением в нем четырех уровней исследований: философского, общенаучного, конкретно-научного и технологического, с высшим, базовым из них — философским5. Все уровни являются частями одной системы методологии, с её элементами и связями, системообразующим фактором. Высший уровень существует независимо от мировоззрения исследователя, но наполняется его соответствующим философским содержанием, которое в научно-исследовательской работе определяет источник, сущность, познаваемость, ценности и принципы, категориально-понятийный строй каждой определенной науки, процесс познания, освоения и преобразования окружающей человека действительности.

В процессе поступательного развития общества и соответствующего формирования правового отношения к философии и к философской методологии, как одной из основных её функций, необходимо рассмотреть, во-первых, основной закон — Конституцию России. Для этого необходимо использовать понятие идеологии, как системы концептуально оформленных идей, выражающих мировоззрение личности или сообщества, его ценности и интересы, вытекающие отсюда цели деятельности и пути их достижения. Основание такой идеологии, используемое и законодательно закрепленное в России, четко обозначается первых трех статьях её Конституции6. В Ст. 2 отмечается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью в обществе. В Ст. 1. ограничиваются права и свободы каждого конкретного человека необходимостью соблюдать таковые права и свободы каждого иного человека и всего общества утверждением, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Эти ограничения прав и свобод происходят из ответственности за их применение, имеют характер правовых норм, закрепляются в нормативно-правовых актах, поддерживаются обществом и государством. В Ст. 2 на государство возлагается обязанность признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. А в Ст. 3 ответственность за сохранность отмеченных ценностей от посягательств изнутри и извне государства закрепляется за всем народом, который является «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации».

В ситуации, когда в обществе нет абсолютно всеми принятого понимания происхождения человека, сущности его жизни, стоящих перед ним целей и задач, принимается существование закрепленного в Ст. 13 признания идеологического многообразия, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. А исходя из этого признаются политическое многообразие, многопартийность, общественные объединения равны перед законом. При этом, как и в случае с основной ценностью общества — человеком его правами и свободами, так ограничивается и идеологическое многообразие, реализуемое на практике. В П. 5 Ст. 13 говорится о том, что «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

В использовании такого идеологического многообразия не идет речь о либеральной деидеологизации, которая невозможна в развитом и стабильном правовом, демократическом с относительно здоровой нравственностью обществе. Необходимо признать существование в развитых странах, в том числе в России, определенных, внутренне не противоречивых государственных идеологий, обеспечивающих цельность общества и системы его отношений, соответствующий в нем порядок и мир, таким образом — реализацию государственных и национальных интересов7. «Многообразной действительности больше соответствует плюрализм, составляющий часть внутреннего механизма саморегуляции и саморазвития общества, что в свою очередь является условием эволюционного развития общества и определяет пределы государственного руководства обществом»8. Именно в таком направлении развития к зрелости и совершенству движется Россия, что отражается в её Конституции, включая поправки 2020 года.

И если одним из важнейших источников поддерживаемой государством идеологии является религия, то, как в сфере идеологии, соответственно и в религиозной сфере общества наблюдается ситуация, где нет абсолютно всеми принятого понимания Бога и религиозного единения с Ним человека. Поэтому ныне в России в соответствии с реальной ситуацией в сферах духовности, народовластия и законотворчества в П. 1. Ст. 14 указывается, что Российская Федерация является светским государством, и никакая религия не может устанавливаться на её территории качестве государственной или обязательной. В соответствии со Ст. 28 «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». При этом в стремлении к достижению общественного блага, сохранению общества от угроз его развитию и безопасности религиозная свобода ограничивается и направляется в самое эффективное из возможных русло. Соответственно, в П. 2 Ст. 29 указывается, что «не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие... религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда... религиозного... превосходства». А в П. 5. Ст. 13 «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Закрепленные в Конституции России основы идеологии поддерживаются суммой внутренних и внешних, духовных и иных сил, реально влияющих на общество, включая силу его государственной власти в соответствии со Ст. 2 где указывается, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Так наполняя собой функции государства, идеология входит в основание внутренней и внешней политики государства. Которая в свою очередь влияет на сферу российской науки и образования, включая методологию научного и преподавательского труда, определяет в этой сфере планирование, финансирование, проведение и контроль, результаты деятельности и их использование.

В соответствии с П. 2. Ст. 3 Закона «О науке и государственной научно-технической политике» 9 государство гарантирует «субъектам научной и научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок». А в П. 7. Ст. 4 указываются ограничения этой свободы обязанностью «осуществлять научную, научно-техническую деятельность и экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека, не причиняя вреда его жизни и здоровью». Более конкретизирована поддерживаемая государством идеология в сфере образования, определяющая в рамках прав и свобод человека приоритетные направления образования и его неотъемлемой части, воспитания. В Ст. 2 Закона «Об образовании в Российской Федерации»10 говорится об образовании, как едином целенаправленном процессе воспитания и обучения, являющимся общественно значимым благом и осуществляемым в интересах человека, семьи, общества и государства. При этом определение воспитания в Законе определяется как: «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».

Как видно из Закона об образовании в рамках охраняемых Конституцией прав и свобод человека обществом и законодателем определяются в данной сфере приоритеты реализации этих прав в сторону наилучшего их использования для блага каждого человека и всего общества. Такие приоритеты вытекают из здравого смысла общества, стремящегося к своему развитию, являются сущностью его культуры11, которая воспринимая от предыдущих поколений наследие его деятельности, выделяет и умножает в нем приносящие блага материальные и духовные ценности, и передает в усовершенствованном виде самое лучшее последующим поколениям. Соответственно, в Конституции России отмечается, что «культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа... поддерживается и охраняется государством» (Ст. 68). Установление основ федеральной политики и федеральные программы в области культурного и национального развития Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации (Ст. 71), а проведение единой социально ориентированной государственной политики в области культуры обеспечивает её правительство (Ст. 114). И на каждого человека возлагается обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (Ст. 44).

Итак, идеология построения общественных отношений в России, её защищаемой и реализуемой государством внутренней и внешней политики, включает в себя совокупность идей двух видов, одни утверждают права и свободы человека, а другие ограничивают эти права и свободы в рамках ответственности за их использование, охраняющих общество от явных угроз, способных нарушить благую всем, равную и справедливую реализацию этих прав и свобод. В процессе культурного строительства в стремлении к совершенствованию и благам общество в рамках прав и свобод определяет и поддерживает, в том числе и силой государства, приоритетные идеи, позволяющие реализовываться и развиваться с наибольшим благом для каждого человека и всего общества. Эта поддерживаемая обществом и государством идеология включает в себя философскую методологию науки и образования, которая в Конституции и соответствующем законодательстве России имеет правовое основание её использования, регулирования и контроля.

2. Конституционно-правовое основание использования в философской методологии науки и образования православного богословия

Защищаемая в России Конституцией, а значит, государственная идеология имеет свою особенность, заключающуюся, во-первых, в защите определенной свободы имеющихся в обществе идеологий, во-вторых, в ограничении абсолютной их свободы рамками ответственности за их использование, хранящими общество от возможного нанесения ему вреда этими идеологиями и направляющими к наилучшей защите и реализации национальных интересов России, в том числе прав и свобод граждан, последовательного развития каждого народа и мира в международном сообществе. Что соответствует базовым нормам ООН и поддерживается подавляющим количеством государств. В таком направлении движения к совершенству в русле конституционного регулирования к достижению поставленных целей в обретении благ логически вытекает, что есть в этой массе идеологий одни более, иные менее совершенные.

В П 2. Ст. 67.1 Конституции России указывается на то, что Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняет память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, и признает исторически сложившееся государственное единство. Таким способом указывает на существование наилучшей из возможных идеологий, которая проверена тысячелетней историей развития России. Эта идеология формируется на вере в Бога и признании особой ценности вытекающих отсюда идеалов, норм, культурных ценностей, при участии в этом процессе государства с его цельностью и необходимыми функциями. В соответствии с П. 4. Ст. 68 Конституции, где уточняется, что «культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством».

Одним из сущностных признаков культуры является восприятие, сохранение и умножение, а также передача культурных духовных и материальных ценностей предыдущих поколений последующим. По определению, духовными ценностями являются ценности, происходящие от религиозного понимания Бога, как духовной личности. Соответственно, по аналогии с идеологиями, религии так же из всей совокупности допустимых неизбежно должны иметь в себе религию, наиболее способствующую защите и реализации национальных интересов России, в том числе прав и свобод граждан, последовательного развития каждого народа и мира в международном сообществе. На такую религию указывается в преамбуле Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», где говорится о признании особой роли православия (деятельности Православной Церкви и ее результатов, - прим. автора) в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры12.

Указывая на особую важность преамбулы в нормативно-правовом акте (НПА), в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов в Федеральном Собрании России говорится, что «преамбула (введение) — самостоятельная часть законопроекта, которая определяет его цели и задачи»13. То есть является вводной частью НПА, содержащей исторические и культурологические справки, уточняющей мотивы его принятия, цели и задачи регулирования им общественных отношений, в данном случае, в религиозной сфере. При этом содержание преамбулы является основой толкования и использования предваряемого нею НПА.

Еще в бытность римского права, ссылаясь на Платона (V в. до РХ), Цицерон (I в. до РХ) утверждает, что «прежде чем прочитать сам закон, необходимо высказаться в пользу этого закона... закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами»14. С этой целью используется более или менее распространенное введение к закону или краткая преамбула. Так как признаваемое человеком и обществом толкование закона, без сомнения, является наилучшим мотивом к его исполнению, как принятое им за несущую благо истину относительно общественной нормы поведения. Посредством преамбулы включенная в НПА эта истина, кроме части общественного сознания, становится официальной частью и правовой системы общества, являясь прежде частью замысла Бога относительно должных общественных отношений в человеческом обществе. Так, если по Цицерону «божественная мысль есть высший закон»15, то и несущая эту мысль, происходящую свыше идею, преамбула в этом НПА является основополагающей для данной сферы общественных отношений нормой права.

«Проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам...» (Деян.17:23), - так звучит провозглашенная в ареопаге Афин (I в.) апостолом Павлом преамбула заповеди Христовой, ведущей языческий мир от античных богов к Богу единому и истинному, из языческих капищ в храмы Православной Церкви. К открываемому свыше спасительному правилу: «Оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян.17:30,31). Такова и преамбула Закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях», ведущая Россию и все народы в причастии Христу Спасителю и Его Церкви Православной к полноте приготовленных Богом благ века нынешнего и будущего. В том числе и посредством наполняемой православным богословием идеологии и её части — методологии науки и образования.

Указывая на признак истинного метода (пути) православного богословия, как части методологии науки, Митрополит Макарий (Булгаков) (1816–1882) говорит о необходимости «показать сначала, как учит о догмате Православная Церковь, и затем привести сами основания его из Священного Писания и Священного Предания»16. Путеводителем разума ученых, в том числе и богословов, уточняет Сильвестр (Малеванский) (1828-1908), может быть только Бог, Который находится «во Вселенской Церкви Христовой, никогда не оставляемой, а всегда одушевляемой и руководимой Духом истины, наставляющим ее чрез непрерывающийся в ней ряд пастырей и учителей на всякую истину»17. В согласии с чем звучит П. 5 Ст. 87 Закона об образовании, на основании которой образовательный процесс в области православной теологии проводится педагогическими работниками из числа рекомендованных Православной Церковью, то есть обладающих соответствующим инструментарием, методологией. «Познаете истину, и истина сделает вас свободными… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.8:32, 14:6), - так Христос Спаситель указывает на истинный путь к настоящей свободе. «Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь» (Зах.4:7) о движении на пути к победе в трудовом и ратном подвиге.

Эта свыше истина и проверенный историей путь в дальнейшем развитии России обязывает ориентироваться на воссоздание и закрепление в государственной идеологии и политике исторически сложившихся имеющих источник в православии ценностных ориентиров. А если в поддерживаемой подавляющей силой народа и его государства в идеологии, то и в философско-богословской методологии науки и образования в России. Имеющей источник в Боге, который открывается миру посредством вероучения и жизни Православной Церкви, закрепляется в правовой системе общества, в Конституции России и соответствующих законах, признается, соблюдается и защищается государством. «Современный политико-идеологический кризис, который возник в процессе глобализации в мире, заставил многие страны вернуться к истокам — национальной идентичности, суверенитету и национальным интересам, ясно сформулированным в новой редакции Конституции Российской Федерации… Давайте будем достойными гражданами нашей великой Родины, сохранять и приумножать ее лучшие традиции и воспитывать благочестивое ее поколение!»18, - так мы обращаемся к незыблемым духовно-нравственным основаниям, и этот призыв находит отклик в подавляющем числе народа восстанавливающейся Святой Руси, да и каждого народа, заботящемся о своем настоящем и будущем.

Итак, в формировании правового отношения к содержанию философии и философской методологии, как одной из основных её функций, необходимо опираться на Конституцию России, где указывается на тысячелетнюю историю и память предков откуда нам дарованы идеалы и вера в Бога, преемственность в развитии от Древней Руси до современной России. Принимая во внимание уточнение Закона РФ о свободе совести, в преамбуле которого признается особая роль деятельности Православной Церкви и ее результатов в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры. Из чего вытекает, что основой содержания философской методологии научных исследований, на основании Конституции и соответствующего законодательства России, является вероучение и жизнь Православной Церкви. При этом философско-теологические знания с православным содержанием представляет собой проверенную историей и хранимую государством особую ценность и имеет соответствующий особый правовой статус в сфере развития культуры России, в укреплении её экономической мощи и миролюбивой политики, государственности, суверенитета и безопасности.

Заключение

На пути восстановления Россией исторически сложившегося суверенитета, от одних отцов единого Отечества, развития крепости и безопасности, укрепления авторитета на международной арене и мира между народами, для решения задачи эффективного духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, необходимо соответственное построение соответствующей идеологии и базирующейся на ней внутренней и внешней государственной политики, методологии её построения и проведения в жизнь.

Правовые основы такой идеологии заложены в Конституции России и включают в себя идеи, одни — утверждающие права и свободы человека, а другие — удерживающие эти права и свободы в границах ответственности перед обществом за их использование, охранения общества от угроз нарушения этих прав и свобод в неупорядоченном их использовании. В процессе культурного строительства, в стремлении к совершенствованию и благам общество в таких рамках прав и свобод определяет и поддерживает, в том числе и силой государства, приоритетные идеи, позволяющие ему развиваться с наибольшей эффективностью, максимальным обретением благ каждым человеком и всем обществом. Так созидаемая и поддерживаемая обществом и государством идеология неизменно включает в себя философскую методологию науки и образования. При этом идеология и входящая в её состав методология получает в Конституции России и соответствующем законодательстве сферы свободы совести и религиозных объединений, культуры, науки и образования правовое основание её использования, регулирования и контроля.

Содержание этой философской методологии зависит от мировоззрения использующих её лиц, обществом и государством направляется в русло наибольшей пользы для каждого человека и всего общества, как России, так и всего мирового сообщества. Правовое регулирование этого процесса основывается на Конституции России, где указывается на тысячелетнюю историю и память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, преемственность в развитии от древности до современной России. Принимая во внимание уточнение Закона РФ о свободе совести и религиозных объединениях, в преамбуле которого признается особая роль деятельности Православной Церкви в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры. Из чего вытекает, что основой содержания философской методологии научных исследований, на основании Конституции и соответствующего законодательства России, является вероучение и жизнь Православной Церкви. Относительно этой методологии сама Православная Церковь говорит, как о произведении Божественного разума и действия в мире непосредственно Святым Духом и посредством Церкви Христовой, её пастырей и учителей.

Итак, в соответствии с законодательством России и соответствующими ей нормами международного права, в соответствии с общепринятой методологией науки и практики, в том числе в правовой и образовательной сфере, для обретения человеком и обществом полноты приготовленных Богом благ в качестве содержания философской методологии наилучшим является использование вероучения и жизни Православной Церкви. При этом философские и теологические знания с православным содержанием представляет собой проверенную историей, хранимую Церковью, обществом и государством особую ценность и имеет соответствующий особый правовой статус в сфере развития культуры России, в укреплении её духовности и нравственности, экономики, государственности, суверенитета и безопасности, военной мощи и миролюбивой политики, во славу Божию.

Список использованной литературы

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на X Парламентских встречах в Совете Федерации ФС РФ / Официальный сайт РПЦ. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5926129.html, (дата обращения: 2022.05.23).

Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов. Федеральное Собрание Российской Федерации. Москва. 2003 г. / КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/law/review/lawmaking/rekomend/, (дата обращения: 2020.07.13).

Капинус, О. С. Православие и культура как факторы национальной конституционной идентичности в Российской Федерации / О. С. Капинус // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. – 2020. – № 6(80). – С. 79-84.

Социология : энциклопедия / сост.: А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск : Книжный Дом, 2003. 1312 с.

Философия. Методология. Наука [Текст] / [Ред. коллегия: В. А. Лекторский (отв. ред.) и др.] ; АН СССР. Ин-т философии. - Москва : Наука, 1972. - 236 с

Макарий (Булгаков, митр. Московский и Коломенский; 1816-1882). Православно-догматическое богословие архимандрита Макария. T. 1. - Санкт-Петербург : Тип. Фишера, 1849. - 453 с. https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01004430701?page=46.

Сильвестр (Малеванский). Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов) архимандрита Сильвестра, доктора богословия, ректора Киевской духовной академии [Текст]. - Киев : тип. Давиденко, 1878-1891. - 24 см. Т. 1. - 1885.

Цицерон. О государстве. О законах. Москва: Директ-Медиа, 2010. – 223 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=61135 (дата обращения: 13.07.2020).

Калашников Ю.В. Православная культура: предмет, функции, динамика, методология. [Электронный ресурс] / Школа права. ISSN 2078-8932. – 153 с. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/cult/lcultmn.pdf, (дата публикации: 2021.05.17).

Список использованных нормативно-правовых актов

Конституция Российской Федерации. ст. 67 / Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/45704, (дата обращения: 2022.06.23).

Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". / Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/104540/paragraph/37616, (дата обращения: 2022.06.23).

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (с изменениями и дополнениями). http://ivo.garant.ru/#/document/135919/paragraph/31, (дата обращения: 2022.06.23).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/8, (дата обращения: 2022.06.23).

ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" / Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/171640/paragraph/5, (дата обращения: 2022.06.23).

Устав ООН / Официальный сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text, (дата обращения: 2022.06.23).



Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru

Опубликовано: 2022.07.02.
Редакция:

Калашников Ю.В. Конституционно-правовое регулирование использования православной методологии в науке и образовании. Реферат по дисциплине «Образовательное право». [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/cn/constit-metodology.html, (дата публикации: 2022.07.02).

© Калашников Ю.В. 2022. Правила сайта



1Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на X Парламентских встречах в Совете Федерации ФС РФ / Официальный сайт РПЦ. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5926129.html, (дата обращения: 2022.05.23).

2Конституция Российской Федерации. ст. 67 / Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/45704, (дата обращения: 2022.05.23).

3Калашников Ю.В. Православная культура: предмет, функции, динамика, методология. [Электронный ресурс] / Школа права. ISSN 2078-8932. – 153 с. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/cult/lcultmn.pdf, (дата публикации: 2021.05.17).

4Устав ООН / Официальный сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text, (дата обращения: 2022.05.23).

5Философия. Методология. Наука [Текст] / [Ред. коллегия: В. А. Лекторский (отв. ред.) и др.] ; АН СССР. Ин-т философии. - Москва : Наука, 1972. - C. 17.

6Конституция Российской Федерации. http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/27, (дата обращения: 2022.07.01).

7Социология : энциклопедия / сост.: А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск : Книжный Дом, 2003. С. 236.

8Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. проф. В.Д. Зорькина - 3-e изд., пересмотр. - Москва : Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 1040 с. ISBN 978-5-91768-441-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/431466, (дата обращения: 01.07.2022). С. 138.

9Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (с изменениями и дополнениями). http://ivo.garant.ru/#/document/135919/paragraph/31, (дата обращения: 2022.07.01)

10Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/8, (дата обращения: 2022.07.01).

11Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". / Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/104540/paragraph/51, (дата обращения: 2022.07.01).

12ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" / Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/171640/paragraph/5, (дата обращения: 2022.07.01).

13Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов. Федеральное Собрание Российской Федерации. Москва. 2003 г. URL: http://www.consultant.ru/law/review/lawmaking/rekomend/, (дата обращения: 2022.07.01).

14Цицерон. О государстве. О законах. Москва: Директ-Медиа, 2010. – 223 с.

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=61135, (дата обращения: 2022.07.01). С. 114. (VI,14).

15Цицерон. О государстве. О законах. Издательство: Директ-Медиа, 2010. С. 112. ( IV, 8).

16Макарий (Булгаков, митр. Московский и Коломенский; 1816-1882). Православно-догматическое богословие архимандрита Макария. Т. 1. T. 1. - Санкт-Петербург : Тип. Фишера, 1849. - С. 42. https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01004430701?page=46, (дата обращения: 2022.07.01).

17Сильвестр (Малеванский). Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов) архимандрита Сильвестра, доктора богословия, ректора Киевской духовной академии [Текст]. - Киев : тип. Давиденко, 1878-1891. - 24 см. Т. 1. - 1885

18Капинус, О. С. Православие и культура как факторы национальной конституционной идентичности в Российской Федерации / О. С. Капинус // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. – 2020. – № 6(80). – С. 79-84.