ПРАВЕДНОСТЬ И МИР 
журнал православного богословия, культуры и права

главная / назидание / путь спасения / Возвращение блудного сына к отцу

 

 Возвращение блудного сына к отцу
(Откровение Божией любви и славы)
Размышление по Евангелию от Луки 15:11-32 в Неделю блудного сына

Позна́имъ бра́тӏ̈е, та́инства си́лꙋ, ѿ грѣха́ бо ко ѻ҆ч҃ескомꙋ до́мꙋ восте́кшаго блꙋ́днаго сы́на пребл҃гӏ́й ѻ҆ц҃ъ пред̾ꙋстрѣ́тъ лобза́етъ, и҆ па́ки своеѧ̀ сла́вы позна́нӏ̈е да́рꙋетъ: и҆ та́инственное вы́шнимъ соверша́етъ весе́лӏ̈е, закала́ѧ тельца̀ ѹ҆пита́ннаго, да мы̀ досто́йнѡ сожи́тельствꙋемъ, закла́вшемꙋ же чл҃вѣколю́бномꙋ ѻ҆ц҃ꙋ̀ и҆ сла́вномꙋ заколе́нӏ̈ю, сп҃сꙋ дꙋ́шъ на́шихъ.

Въ сꙋббѡ́тꙋ ве́чера на бдѣ́нӏ̈и.

Познаем, братья, таинства силу, от греха ибо к отчему дому востекшего блудного сына преблагой отец, встречая, лобзает, и снова своей славы познание дарует. И таинственное вышним совершает веселие, закалывая тельца упитанного, да достойно живем, Заклавшему же человеколюбивому Отцу и славному Закланию, Спасу душ наших.

В субботу вечера на бдении

 

«Придя же в себя, сказал: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче!» (Лук.15:17,18).

Эти слова говорит в своем сердце пришедший в себя блудный сын праведного своего отца, очнувшийся от сна разума и погибельного обольщения своими «собственными» возможностями и свободой. Среди падшего, злобного, коварного и лживого мира, у свиного корыта, из которого ему голодному не давали есть, ему открылась истинная любовь отца, благость быть в его семье, в послушании его мудрости и порядку. Подобно тому, как вдруг бы в темной комнате открыли окно в сияющий теплом и светом мир, полный красоты, Божией любви и жизни.

«Отче! я согрешил против неба и пред тобою» (Лук.15:18), - продолжает сердечный покаянный помысел юноша, обращая внимание прежде на Бога Отца, на грех ослушания Его вышнему порядку и закону, а потом обращаясь и к Им дарованному отцу земному. Наученный с детских лет чтить Господа он, входя во взрослую жизнь, начинает более отчетливо видеть основание всего того доброго и благого, что окружает его в семье и народе – Бога Творца и Промыслителя мира Спасителя человека. Так воспринимает Откровение Его вышней любви и славы. Начинает понимать то, как нужно распорядиться всем, что Он дарует в жизни и самой жизнью. Продвигается от детских начатков мудрости к взрослому совершенству.

«Отче! дай мне следующую мне часть имения» (Лук.15:12).

Так начинается в жизни младшего сына этого семейства особый этап познания открывающегося человеку Бога. Его отец желает видеть его верным помощником в созданном им хозяйстве. Подобно, как от замысла и создания мира Господь ставит человека над делами рук Его. «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте» (Быт.1:28), - повелевает первому человеку Адаму и Еве и всем их потомкам. Но всегда и неизменно в единстве с Творцом и Промыслителем мира Спасителем человека Богом, без попыток отделиться от Источника жизни и Отца Небесного, от вышнего и земного Отечества. Но исполнять волю Божию, говоря: «сделали, что должны были сделать» (Лук.17:10).

Наследство в обществе нынешнего века обретается только после смерти его владельца. Поэтому, потребовав свою часть богатства, младший сын как бы сказал отцу: «Ты умер для меня и ничего уже не значишь». Такие слова звучат горьким оскорблением для любых родителей. Хотя в римском праве того времени и существует институт эмансипации (от лат. manus – рука), то есть освобождения сына из-под властной руки отца – домовладыки, что требовалось в случае, например, избрания его на руководящую должность в органы государственной власти. Но при этом эмансипированному сыну не выделялось никакое имущество.

Младший сын и по возрасту, и по разуму, подойдя к отцу не попросил его, как следует, в почтении к родителям, как предписывает Закон, но сказал со властью: «Дай мне». Почтение к родителям благословляется Богом долготою дней на земле отцов. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20:12), - предписывает Закон. Этот же сын в непочтении к родителям не только дерзостно потребовал часть имения у отца, но не имея благого ему послушания, тяготясь порядком отчего дома, вскоре оставил и его удел.

Но отец, кроме того что стерпел оскорбление, еще пошел на нарушение закона того времени, за что мог быть наказан своими соотечественниками, свято чтившими благой должный порядок в семье и обществе.

«И отец разделил им имение» (Лук.15:12).

Мудрый, верный Богу и любящий свое дитя отец дает ему нажитое в смиренном Богу труде и в уповании на Господа ведет его к обретению большего – к мудрости смирения Богу, Его правде и любви, порядку и закону, суду и милости. К мудрости почтения своих родителей, к благодарности за их труд, только со стороны детей кажущийся простым и легким. Делает это со скорбью, чтобы впоследствии порадоваться, если на то будет воля Божия, вместе с радующимся Апостолом Иоанном, пишущем в Послании: «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (3Ин.1:4). Потому что познание Истины – наибольший дар и наследство детей Божиих. Всё остальное и жизнь вечная прикладывается.

Почему отец позволил всё это, хотя вполне мог воспрепятствовать такому повороту дел? - задаем вопрос еще раз. А ответ вытекает из понимания сущности любви. Любовь Божья и Отцовская. Что это значит, как не… в высшей степени уважение к личности, даже ребёнка, желание сделать его не бессмысленным существом, безропотно подчиняющимся чужим приказам и собственным животным инстинктам, а думающим, умеющим делать осознанные поступки, предвидеть их последствия и нести личную ответственность за их результаты. Затем, научить этому своих детей. Так поступил однажды Господь Бог с первым человеком Адамом и Евой. Не планируя грех, но Его высшей любовью обращая для смиренных зло в добро.

Творец и Владыка всего даровал Адаму удел из всего Своего Творения, заповедал в его границах трудиться и хранить его, вкушать добрые плоды. При этом не оградил несущее погибель древо познания добра и зла непреодолимым для человека препятствием и человека не посадил подобно животному на верёвку, а, как сыну Божию, заповедал ему не вкушать смертоносного плода. «Зло не само по себе осуществляется, но следует за повреждениями души», - учит Василий Великий [1]. Значит человеку нужно, во-первых, хранить в целости мудрость души своей, а она неотделима от Бога. Так и остальные уделы труда человека, не должны отделяться от Бога Отца и Отечества, от порядка Божия и происходящего от него человеческого.

Мудрый отец, следуя Отцу Небесному, не наказал переоценившего свои возможности младшего, но уже достигшего совершеннолетия сына, оскорбляющего его требованием наследства у живого, как после умершего, но дал удел в своем хозяйстве. Отец Небесный и отец земной так умаляют действие их могущества, чтобы возвеличить важнейшее – ЛЮБОВЬ. В ней, как в совокупности совершенства (Кол.3:14), открывается Бог, Его истинная мудрость и сила, являемая от начала мира во всей вселенной каждому человеку, восстанавливающая образ и подобие Божие в человеке, ведущая его к истинной свободе детей Божиих и вечной жизни.

«По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону…» (Лук.15:13).

Его отец не был тем, кто не уважает порядок и закон. Имея большое хозяйство, он эффективно управлял им. Там была дисциплина и благоустройство. Первое как раз и смущало молодого отпрыска. Имея свою часть наследства, ему хотелось распорядиться ею по своему усмотрению, в свободе от традиций и закона, от хозяйственного порядка, который единственно ведет к успеху, плодотворности и процветанию. Но, находясь в доме отца, он не мог реализовать свои «новаторские планы», провести хозяйственные «прогрессивные эксперименты и реформы». На либеральную революцию дома у него не хватало сил, и поэтому он ушел осваивать новые территории.

«И там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться» (Лук.15:13,14)

Распутная, беспорядочная жизнь, оторванная от правды и порядка Божия, ведет в разруху и к смерти, является бесплодной по определению. Она похожа на раковую опухоль в теле человека, разрастающуюся за счет еще живущего, но уже потерявшего иммунитет организма. Это новообразование уничтожает организм своей бесполезностью, истощая его ресурсы и не давая существовать нормально, по правилам, установленным Творцом и заложенным Им в генах. При этом организм еще и защищает эти образования от лекарственных препаратов, как свои собственные, подобно тому, как часто преступность сращивается с органами такого занемогшего местного и государственного управления и погибельно развивается под их защитой. Об этом устами пророка Исаии ужасается Господь: «Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь – убийцы» (Ис.1:21).

Если к такому больному организму не прикоснётся целительная благодать Бога и рука ведомого им мудрого врача, то он в конце концов разрушается самим собой и погибает. Так происходит и в обществе, отвергающем Бога и Его правду, забывающем святость и незыблемость законов и институтов власти, благо установленных их Творцом для построения и поддержания должных отношений в обществе. Там Где уничижается благолепие церковного устройства, порядок семьи и народного хозяйства Отечества, его местного и государственного управления. Господь предупреждает о неминуемых последствиях греха в этих сферах: «Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят... Будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды» (Ис.1:20,30). Духовная нищета в глупости пренебрежения Христом Спасителем и Богом, Его силой правды и любви, заповедями и законом, всегда ведет к истощению ресурсов, созданных Божией благодатью и трудами отцов, семьей, всего отечества, неизменно заканчивается нищетой разума и тела человека, ничтожностью такого сообщества.

Чтобы такого не случилось, в законе Ветхого Завета существует заповедь о наказании безумно и буйно растрачивающих имения своих отцов детях. «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, - то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: "сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница"; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все… услышат и убоятся» (Втор.21:18-21). В разных формах заключенная в данном законе норма права существует и используется в правовых системах всех народов, заботящихся о своем процветании и успехе, развитии и крепости, в достижении интересов каждого человека и всего общества, во славу Божью.

И не устает Господь предупреждать. «За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона» (Мал.2:9), - говорит Господь устами верного пророка о Его гневе на всех разрушительно противящихся Богу. При этом разные нечестивые сообщества могут сочинять и творить различные устрашения, чтобы добиваться от других удовлетворения их вожделений. Один только Господь не выдумщик, а Творец всего, Источник всякой мудрости и ведения, наделяющий человека и общество талантами и огромными ресурсами, но не позволяющий использовать их на собственную погибель. Как Он предупреждает, так и поступает в Его Промысле всего мира и в Спасении человека. Так случилось с блудным сыном, так происходит и с каждым, отвергающим Бога и Его правду, неизменно попадающим в разруху, нищету и смерть.

«И пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему» (Лук.15:15,16).

Для иудея, которым был этот младший сын, является весьма унизительным выращивание и уход за свиньями. По ветхозаветному закону они являются нечистыми животными, и их запрещено было употреблять в пищу. Поэтому и весьма бесполезным было занятие их разведения и участия в нем. Так бывает и ныне, когда человек идет трудиться, но делает нисколько не нужную для общества работу, не приносит пользы окружающим, и превращается сам в паразита, только истребляющего ресурсы, но не восполняющего добром хозяйство и жизнь своего народа. Истощает народ и сам приходит в крайне плачевное состояние, не вразумившись поучением Апостола: «кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин.3:17,18).

Видим эту ситуацию и размышляем о любви падшего мира. Что это, как не... в высшей степени эгоизм, стремящийся к собственным удовольствиям за счет ближнего, которого таким образом «любят». Но в таком роде любви и блудных сообществ «восторг» мудростью, красотой, предприимчивостью, добротой, особенной щедростью… всегда прекращается вместе с истощающимися богатствами «кумира». Поросят там откармливали кукурузными рожками, чтобы потом употребить в пищу, а «юную звезду», накормив лестью, уже использовали сполна. Людей, к счастью, там не ели, поэтому и к свиному корыту «блудного сына» уже не допускали. Он мог питаться только тем, что находил вместе с поросятами на пастбище, где ему выделили работу.

- Произнося или слыша особенное в нашей жизни слово – ЛЮБОВЬ, как же не перепутать благую любовь Божью с рожками мирского себялюбия, откармливающего себе того, кого еще можно как-то "употребить в пищу"?
- Очень просто. Нужно только смотреть не на красивые обертки сверкающей и манящей витрины греха, а немного глубже, и не просто в сальных фантазиях под одежды или в современном оснащении даже под кожные покровы, разглядывая и внутренние органы, но смотреть на отвратительную суть греховной фальши, скверн и беззакония. И видеть, к тому же, грядущее проклятие и смерть. И не у имиджмейкеров брать уроки натянутых улыбок, а учиться радоваться и любить у Отца Небесного и совершеннейшего целителя, педагога, труженика и воина, человека – Христа Спасителя.

Чтобы любопытный ребёнок, неизменно исследующий мир, не вылил на себя стоящую на плите кастрюлю кипятка, мудрые и любящие родители позволяют ему слегка прикоснуться к этому горячему сосуду, показывая, как это будет больно, если небрежно относиться к таким предметам. Позволив случиться малой беде и немного пострадав вместе с «несчастным» дитём, таким способом его научают правильному поведению, поведению по правилам, по закону, чтобы предотвратить большую беду и не вкусить настоящего горя, и не лить потом слёзы долгие годы, если не всю жизнь, обвиняя в проблемах кого угодно, только не себя.

Однако человеку не следует самому делать грешных поступков, чтобы попробовав их горечи, стать более мудрым. Господь приглашает Фому вложить персты в Его раны, чтобы он мог удостовериться в Истине и укрепиться в вере Божией, а затем говорит ему: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:29). А тем более блаженны поверившие учению Мудрости и Церкви о скорбях и смерти, неизбежно приходящих как результат греховной жизни. Лучше бы было Адаму и всякому человеку оставаться в первобытной блаженной святости, чем «умудряться» в экспериментах обретения горя и проклятий в провождении греховной жизни. Но такова реальная жизнь и труд в ней родителей и учителей, подобно вакцинированию от смертельно опасных болезней, знакомящих в безопасных дозах со грехом детей и воспитанников, помогая и выработать иммунитет, необходимый для полноценной и свободной жизни в неизменном присутствии в мире смертельно опасного зла.

Так в уже пашем и полном зла мире, родители позволяют чуть прикоснуться ко злу, чтобы продемонстрировать цель порядка и закона – сохранность от разрухи и смысл его соблюдения – достижение настоящей свободы, безопасности и успеха, пути его понимания и  использования – познание правды Божией, Божьего совершенного, своего и общественного должного и сущего состояния, способов его совершенствования. Так ребёнок учится соблюдению правил истинно свободного во Христе Спасителе человека, поступающего по личному убеждению, всегда хранимому в сердце, а не по чьим-то даже добрым приказам, непонятно «мешающим» реализовать подаренную Богом свободу. Хотя часто законы и порядок нечестивых действительно покушаются на свободу детей Божиих и пытаются увести их от приготовленных Богом плодотворности и благ. Но в том и мудрость, чтобы научиться отличать свободу от вседозволенности, а правовые (утвержденные по правде Божией) законы – от неправовых (сочиненных буйным разумом и своеволием нечестивых душ). А потом всю свою и общества жизнь построить на незыблемом основании – Слове Божием, познании и исполнении во Христе и Святом Православии благой всем воли Божьей.

«Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лук.15:17-19).

Это был поворотный первый верный шаг к пониманию настоящей свободы и правил её использования, шаг к благому почтению Бога и своих родителей. К сожалению, не редки случаи, когда родительский дом не является тем местом, куда хотелось бы возвращаться. Не так было у отца того младшего сына. Порядок, справедливые законы, поддерживаемые силой любви и мудрости домовладыки, приносили мир и достаток в семью и хозяйство. А его любовь не к этому достатку, а к ближнему и сыну, ради зрелости которого отец-то и пожертвовал частью своего имения, влекла сердце мятежника домой. Теперь он убедился, что порядок в доме – не продукт прихотей отца, а отражение правды Божьей, наполняющей их семью Божьими благословениями.

Горечь осознания своего омерзительного положения, не столько запаха свиного хлева и вероломства нечестивых, сколько коварства собственных глупостей и греховных нечистот, как это бывает, сладковато подташнивая и тяжко сжимая грудь, поворачивала полный слёз взгляд бывшего мятежника домой, теперь уже в раскаянии, смирении и с надеждой. Позади оставались прелести вседозволенности, надменности и беспечности. Теперь он знал, куда нужно идти. Да и выбора другого не было. Впереди лежала дорога в отчий дом. «Ибо, как скоро умножаются немощи в праведниках, поспешают они принести покаяние пред Богом» [2], - говорит Святитель Афанасий Великий.

«Встал и пошел к отцу своему…» (Лук.15:20).

Сын шагал по дороге домой. Этой дорогой было стремление трудиться, на которую его поставил отец, которою он спасся от соучастия в погибельных шайках, затем пошел бесполезно трудиться на чужбине, а только потом Божией благодатью обратился в свою семью, направился в родное Отечество, к отцу и Богу.

А что же отец?
Сначала исполнил заповедь Мудрости: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Прит.22:6), а потом смиренно пребывал в молитве и уповании на благодать Божию.
Наверняка, каждый из нас, хотя бы один раз в жизни, но испытал чувство такого ожидания:
… Залаял пёс во дворе – и глаза уже в окошке, не долгожданный ли гость явился? ... Нет, просто пробежал кот.
… Громыхнул где-то на первом этаже лифт – и слух со всем естеством уже у двери…
... Звонок!!! … Но к соседям.

Так, несомненно, было и в той далекой степи. Прохладным утром ли, выходя на работу, в жаркий ли полдень, после сытного обеда, или когда по небосводу уже рассыпались звёзды, всякий раз взгляд отца устремлялся туда, где в дали пыльной дороги, однажды, скрылся его сын. Ушел туда, где царствует зло и обман, где долг и честь ценятся как ничто, где если и сострадают и любят, то больше себя, откуда возвращаются в живых не часто. Может быть проходили дни, месяцы и годы, а дорога была пуста… Лишь изредка могло проскользнуть перекати поле или промчаться стая сайгаков… И только однажды… после уже ставшего привычным взгляда на край горизонта, что-то вдруг ёкнуло в груди, старческие дальнозоркие глаза прикипели к небольшой точечке, превращавшейся на извилинах дороги в знакомый силуэт… и через мгновение ноги уже сами неслись по утоптанной земле.

«… И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лук.15:20).

В памяти отца промелькнули бессонные ночи у детской кроватки, сбитые в кровь колени ребёнка, радость видеть окрепшую стать взрослеющего юноши, затем – боль расставания… И вот, счастье снова обнимать родную кровинку.

«Прости отец согрешил я против неба и пред тобою…», - шептали дрожавшие потрескавшиеся губы… Худоба, благоухание «ароматов» совместного пребывания в коллективе поросят, потёки грязного пота. Язвы неухоженного тела и аппликации не розовых лепестков, а экскременты его полевых сотоварищей, взбитая копна какой-то растительности на голове, уже обжитой насекомыми. Всё это может смутить и оттолкнуть кого угодно, только не счастливого отца, обнимавшего и целовавшего вернувшегося сына.

Первое, что уже понял сын – Божественное происхождение порядка, правил, закона, и что нарушение всего этого – грех, во-первых, перед Господом неба и земли.
Второе – предосудительность сделанного по отношению к отцу скверного, нечестивого проступка непослушания и неуважения к нему.
Третье – отсутствие у него каких-либо сыновних прав, не говоря уже о каких-то претензиях.
Четвертое – отец его любит, ждет и с радостью встречает.

Это небольшая поучительная для нас история о том, как должно воспитывать детей свободными во Христе Спасителе от греха, как ждать, как возвращаться и как встречать данных Господом близких и любимых. Но это история не только о взаимоотношениях между людьми, это еще и иллюстрация того, как Великий Бог принимает своих заблудших детей, живущих вдалеке от Того, Кто любит и ждёт по настоящему, из чьих уст до сих пор со слезами звучат слова Христа Спасителя: «Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Лук.13:34)

Это уже из другой ситуации, за неделю перед Пасхой, когда ныне Церковь празднует «Вход Спасителя в Иерусалим». Тогда Господь приближался к городу, Ему постилали под ноги одежды, и пальмовые ветви, а Христос, «смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих…» (Лук.19:41,42). То были слезы не радости встречи с детьми, но расставания с теми из них, кто уходил от Спасителя в вечные муки, посрамление и смерть.

А что обо мне? Радуется Господь, обнимая возвратившуюся к Нему душу, или до сих пор надеется, ожидая блуждающих из далёких странствий, или уже плачет, провожая нечестивых в позорную смерть? Таков вопрос звучит и в наших душах. В ответ одно можно сказать точно – Творец и Отец наш Небесный любит, ожидает возвращения и принимает во Христе каждого из нас, как своего ребёнка. Его взор всегда в ту сторону, где всё еще бродит своими путями Его блудное дитя. 

Отец Небесный ожидает возвращения Его детей…

И когда мы сокрушенно идём к Богу как к Царю, «с повинной», смиренно становимся перед святыми образами, то непременно оказываемся в объятиях своего Отца, дождавшегося своих возвращающихся из заблуждений детей. Если же приходим с претензиями сынов или проходим мимо, вообще не обращая внимания на Вседержителя и Его Церковь Христову Православную, то это значит, что еще не все таланты и дары Отцовские мы растратили на пустое времяпрепровождение, не все силы пустили на ветер. Это значит, что такой «свободной» душе с её «правами человека» в руках, как с водительским удостоверением, но только для передвижения в гнойном болоте греха, еще только предстоит однажды побывать у своего «свиного корыта, из которого тогда покушать не дадут».

При этом ныне еще существует и Хорошая Новость – Благая Весть, есть Божией благодатью во Христе шанс и короткое время, чтобы возвратиться к Богу Отцу и Царю Небесному, в свою семью детей Божиих и гражданство вышнего Отечества. Говорят, лучше учиться на чужих ошибках, но в реальности же выглядит так, что хорошо бы… не повторять своих… и десятки раз подряд. Должно только услышать эту Благую Весть, Евангелие Царства, очнуться в душе от глупости и обратиться из мятежа с повинной к ожидающему нас Царю и Отцу Небесному. Твердо знать, что в сердце Отца есть всего одно наибольшее желание, видеть и принимать возвращающихся в Отчий Дом детей.

«Отец сказал рабам своим: Принесите лучшую одежду и оденьте его» (Лук.15:22).

Только у Отца Христа Сына Божия есть для нас чистая и самая лучшая одежда, облачения праведности, которую Он дарует Своим возвращающимся детям. Об этом говорит Господь устами пророка Исаии: «Придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» (Ис.1:16-20). Волна это шерсть (вовна), которую в те времена выбеливали, расстилая тонким слоем под солнечными лучами. Подобно ей и наши души выбеливаются Богом в смиренном с Ним размышлении от пятен греха и беззаконий.

«Чувственные склонности лишают нас одежды праведности; они – огонь, сжигающий эту одежду», - учит Иоанн Златоуст [3]. А слава и благодать Божия в противоположность этому истребляет на Кресте наши одежды греха, чтобы даровать новые и в них нам можно было вечно пребывать в теснейшем единстве с Богом. «Ибо кто дерзнет явиться пред Тобою, не облеченный в нее?» [4], - задаёт риторический вопрос Симеон Новый Богослов, напоминая о должной пред Богом святости. Эту чистейшую одежду святости и любви дарует нам Спаситель со Креста Животворящего. Потому что без неё невозможно человеку подойти к Источнику и Древу жизни. Там на востоке у края Эдема Господь поставил «Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь» (Быт.3:24).

После грехопадения Адама и Евы Господь сшил им одежды кожаные. А ныне Спаситель советует нам купить у Него «белую одежду, чтобы одеться» (Откр.3:18), совершить не имеющую аналогов в окружающем мире сделку – в покаянии поменять свои одежды греха, пропитанные смердящими сквернами и проклятием одежды беззакония, на Его, сияющие небесной святостью, чистотой и благостью одежды праведности. И услышать: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3:26,27). Так освобождаются святые души, во-первых, от греха грехов, тщеславного своеволия. «Украшенные пресветлой и царской ризой Всесвятого Духа и преисполненные преимущественно славой Божией, они не только не заботятся о славе человеческой, но и когда окружают их ею люди, не обращают на нее совершенно никакого внимания» [5].

О человеке, благодатью Божией побеждающем грех, говорит Спаситель, что он «облечется в белые одежды» (Откр.3:5). Чтобы затем в каждый миг покаяния, познания и исполнения чудной воли Божией, так каждому из нас можно было непременно созерцать себя, одетого в Христовы одежды Царства Божия, и пребывать в них пред лицом Господним вечно.

«И дайте перстень на руку его…» (Лук.15:22).

Этот перстень, даруемый отцом вернувшемуся сыну, не просто украшение, а знак от домовладыки, удостоверяющий полномочия в отношениях и заключаемых сделках. Свидетельствует этот дар о полученной от отца власти, представлять его в обществе и совершать от его имени сделки. Как, например, было в священной истории, когда «снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды» (Быт.41:42), и так поставил его первым после себя правителем. Как то было в замысле Отца Небесного от сотворения мира и прозвучало в Его заповеди: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте» (Быт.1:28).

Так Творец наделил Адама и Еву, а в их лице и всё человечество, властью над данными им уделами из Своего Творения. Но первый человек захотел более данного ему Богом, пожелав стать, как Бог, в результате стал не как Бог, а как сатана (противящийся Богу), однажды также подумавший о себе более, данного ему Создателем. Смотря на всякую такую отступившую от Бога душу, Господь говорит: «В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви - покров твой… А говорил в сердце своем: "взойду на небо… буду подобен Всевышнему" (Ис.14:11-14).

Это, во-первых, о падшем ангеле, пожелавшем превознестись над окружающим его творением Божьим, но очутившимся в самой глубине нечистот. А так же и о последовавшем за ним человеке, которого выслал Господь Бог из сада Едемского и преградил путь обратно (Быт.3:23,24). Далее видны не лучшие картины. «Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим.3:10-12), - пишет в Послании Апостол Павел об окружающем его обществе, как о прошлом, так и о современном мире.

Но если мы не верны Богу, то Он всегда остаётся верен нам. «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис.49:15), - говорит всей вселенной Господь и прикасается к нам Духом Своим и Словом. Несет каждого в жизни на руках, как младенца, и  готов всегда принять любого уже повзрослевшего, но еще грешника с покаянием. Чтобы омыть, очистить его от греха, укрепить силой мудрости и любви, наделить властью над своей жизнью и над теми уделами в обществе, где нам должно употребить её по Божьим правилам, для исполнения порученного Им труда, во спасение свое, во имя и славу Христа Спасителя и Бога.

Когда Христос учил народ вышней мудрости, то делал это исходящим из уст Божиих Словом, «как власть имеющий» (Мф.7:29). И тем, которые приняли Его, как от Бога Спасителя и Учителя, начали внимательно слушать и верно исполнять Его Слово, Он также дает «власть быть чадами Божьими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:12,13). «Вы должны познать, каким путем можно достичь отпущения грехов и получить надежду наследия благ обетованных. Другого пути к этому нет, кроме того, чтобы, познав Христа и омывшись Крещением во оставление грехов, начать потом жить безгрешно» [6], - учит Иустин Философ обретению и использованию власти и иных благ Божиих.

Стать смиренным послушником Небесного Отца, восстановленным в сыновних правах Его любовью и служением Христа, - это всегда шаг грешника к жизни и взрослению, начинающегося с вхождения в Завет во Христе с Богом и возрождения от Духа Свята. Чтобы затем из желторотого с огромным клювом птенца, умеющего только  хорошо просить и властно требовать, однажды возрасти в ответственного труженика, похожего на своего Бога Отца Творца и Промыслителя всего мира. И затем, обретая достаточную зрелость, из Его рук не только беззаботно питаться, но получать власть, силу и ответственность творить Его волю и труд в своей жизни, во всех её от Господа уделах. Брать при этом из рук Божьих всё Им даруемое, но не больше и не меньше, чтобы быть в присутствии и благословении Божьем сейчас и во всей вечности, достойно и верно исполнять порученное Им дело.

«Дайте перстень на руку его и обувь на ноги…» (Лук.15:22-24).

Если перстень является инструментом власти, то обувь позволяет комфортно и легко передвигаться в процессе её реализации и труда. И то и другое вернувшийся сын получил только потому, что теперь отец был уверен в его послушании и действенной ему помощи.

- Но чем же предстояло заниматься вернувшемуся в семью сыну, куда двигаться в новой обуви?
- Судя по полученным с перстнем полномочиям – ему предстояло быть «правой рукой» отца домовладыки, чтобы созидать и укреплять хозяйство, служить своей семье и ближним, всему обществу, тем самым и распространяя добрую славу об отце, которая в любом порядочном обществе и является одним из главных условий процветания и успешного труда всего его народа. Это подобно тому, как Господь устами Апостола посылает народ Божий на труд и воинствование, «обув ноги в готовность благовествовать мир» (Еф.6:15), чтобы свидетельствовать о любви и прощении смиренным Бога Царя и Отца Небесного.

Что делать дальше, куда и как двигаться? - Подобные размышления были у апостолов, когда они находились рядом с воскресшим Иисусом Христом, учившим их о Царстве Божьем. Тут же они и спрашивали Его: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?», на что Он ответил, не их «дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти», но силу они примут от Святого Духа, чтобы быть свидетелями Его чудного Спасительного труда «даже до края земли» (Деян.1:6-8). Откуда вытекает, что сила и власть происходит не от собственных усилий, царствования и властного положения человека в обществе, а от Духа Святого, наделяющего верных от Его Всемогущества полномочиями и силой, реальной властью со способностями для её реализации. Чтобы в исполнении труда Христова, всей своей жизнью мы могли свидетельствовать о Спасителе, о Его чудных качествах и благих делах человеку. Тем самым жизнью бы проповедовали Евангелие Царства Божьего. По заповеди Спасителя: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16).

«Приведите откормленного теленка…» (Лук.15:23).

Чтобы употребить пищу себе во благо и во спасение, а Богу во славу, взрослому человеку сначала необходимо её произвести лично или честно получить в системе народного хозяйства с его совокупным трудом и соответствующими плодами, а также и с последующим обменом ими в натуральном виде или с помощью денежных знаков. По заповеди Господа, данной еще Адаму в Эдемском саду. Нужно только вернуться под Его власть смирёнными сынами, чтобы также услышать Его повеление «возделывать и хранить» (Быт.2:15) этот сад. А также услышать и реализовать продолжение этой благой заповеди: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь…» (Быт.2:16,17). А также и апостольское объяснение сути благого потребления пищи: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фесс.3:10).

Возделывание (лат. cultura) представляет собой упорядочивание с помощью инструментов своего удела из всего окружающего творения Божия, души, семьи, Отечества, то есть – созидание культуры. Но упорядочивание по святым канонам и вероучению Православной Церкви – созидание культуры Православной. Не национальной или иной корпоративной религии, неизменно трансформирующейся в националистическую, а далее и в нацистскую, а народа Божия, единой Святой Соборной (со всей Вселенной собранной в своих уделах) и Апостольской Церкви Христа, Тела и Дома Божия. И созидание не собственными силами, а в причастии к созидательному труду Бога Промыслителя, в единстве Духа Святого и разума Церкви, в едином языке и каноническом порядке служения Богу и миру всех Поместных Церквей.

Для человека это значит возделывание во Христе порядка в своей жизни, внутри и вне своей души, сохранение его Божией благодатью и своим трудом от возможных разрушителей, духов падшего мира, плотских вожделений и глупостей ими водимого общества. Обретение в таком труде плодов и с благодарностью Богу их потребление, чтобы и далее блаженно жить и трудиться. Так отец, наделяя сына властью и ответственностью за исполнение возложенного на него труда, оснащает его и соответствующими необходимыми ресурсами. Плоды в доме отца – результат уже совершенного труда, хорошее подкрепление, чтобы и повеселиться не на пустой желудок, и затем идти трудиться не в немощи, а в укреплении Божией благодатью и силой духа, души и тела. При этом ясно понимая то, как обретать и достойно потреблять хлеб насущный, посылаемый нам Господом по нашим молитвам и трудам.

Сына пригласил на пир мудрый и любящий отец, и нас зовёт Мудрость Божия вкусить, во-первых, её плодов. «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: "Кто неразумен, обратись сюда!" И скудоумному она сказала: "идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума... Начало мудрости - страх Господень, и познание Святаго - разум; потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни» (Прит.9:1-11).

«Станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (Лук.15:23,24).

Радость – это эмоциональное состояние человека, результат осознания совершившегося или предполагаемого достижения цели, наступления долгожданной встречи, обретения плода или уверенности в этом. Радость может быть обманчива и быстротечна, сродни надменности и, безусловно, ведёт к падению, когда в ней нет Бога и перед Ним смирения. Но она никогда не заканчивается и называется блаженством, если венчает встречу человека с его Творцом и Спасителем, Который во Христе и Его Церкви проносит это счастье единения через все препятствия и падения, трудности и скорби, и конечно же, через все победы нашего земного пути.

Блаженство единства с Богом, обретаемое в жизни нынешнего века, движет каждого из нас через все её испытания, земные радости и горести, чтобы однажды ввести в полноту неизреченной и неописуемой радости вечных небесных обителей. И нам предназначено не только самим вкушать это наслаждение хождения в Боге, но и указать путь истины всякому жаждущему и ищущему, часто, еще при этом направляющемуся в противоположную  сторону от истинных целей и благ. Мы призваны каждому ближнему донести Евангелие спасения. В котором человеку приходит вечная радость небесных обителей, открывается верным ныне и в полноте обретается ими в веке будущем, но неизменно начинается во Христе Спасителе здесь и сейчас.

Существует два типа радости, вернее, радость истинная, совершенная и её заменитель, подделка. И нам нужно учиться различать их, делать правильный выбор в средствах достижения истинных ценностей. Что избрать для радости? Потребление суррогатов в упаковке, притягивающей взор, ласкающей самолюбие, возбуждающей амбиции и похоти, или, с первого взгляда, невзрачное повествование о вечной жизни во Христе и Его Церкви, праведность в поступках и в будущих плодах истинную драгоценность – жизнь вечную, приготовленные верным Господом блага сего и будущего века? Указывая на Святое Писание, Апостол Иоанн говорит: «Сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» (1Ин.1:4).

Рядом с каждым человеком, кроме Евангелия спасения, всегда достаточно звучит странных голосов. И сладких, и властных, зовущих к «свободе» от традиций и закона, и к новому порядку, к «прогрессивным» экспериментам в отношениях с ближним и к модернизации жизни Церкви, к современному общению с Богом. Источник их нам не безызвестен, это тот, который однажды подумал, что быть Богом, значит делать всё, что придёт в голову. И ему захотелось поставить свой трон и падший разум на одном уровне с Божьим. О нём устами пророка Иезекииля говорит Господь: «Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя…» (Иез.28:15-19).

Первый павший богопротивник от времен Адама и до ныне совращает людей с путей истины и правды Божьей во вседозволенность беззакония и греха, ведет так от радости к скорбям, от жизни в смерть. «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства… Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти… но и делающих одобряют» (Рим.1:28-32). Они могут даже называть себя пастырями Божиими, однако растят народ не по красоте Христа, спасающего человека от власти греха и беззакония, а калечат, особенно молодые, еще неутверждённые в вере души, по образцу своей собственной необузданности и душевного уродства, извращенного понимания свободы и благодати Божьей во Христе. Ведут не в Церковь Христову Православную, а в блудные от Неё расколы и секты, человеческими измышлениями отвлекают от Божией праведности и веры не знающих, как должно, Истину.

Апостол Павел, размышляя о важности служения Христу и Его Церкви и о еще земном блаженстве верно служащих, пишет филиппийцам: «Пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере» (Фил.1:25). По нужде восстановления этой истинной веры и радости шли ко Христу Учителю и Целителю, а ныне в Церковь Святую - «все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними» (Лук.15:1,2). Их смущала совместная трапеза, которая в древности обозначала больше, чем просто приём пищи в одном месте, она свидетельствовала об их уважении друг к другу, миролюбивых отношениях и устремлениях к единству. Поэтому фарисеи удивлялись, как человек, называвший себя Сыном Божьим, может есть вместе с грешниками, людьми, противящимися Божьим повелениям.

Будучи ревнителями закона, но не имея полноты веры Божией, они уничижали тех, кто не был такими «совершенными», как они думали о себе, забывая, что полнота совершенства в любви к Богу и к ближнему, инструментом проявления и достижения которой является закон. Но для многих из них Закон Божий был инструментом уничтожения ближнего, его чести, достоинства и самой жизни. Христос Спаситель же приходит к грешникам, чтобы даровать им святость от Творца, прощение за грех – с Голгофского Креста, чтобы вернуть их на пути истины и жизни, её здравия и успеха. А когда спасается хотя бы одна душа, то об этом радуются все небеса. О чем свидетельствует всё Писание. Например, рассказанные Христом притчи о найденных овце и драхме (Лук.15:3-10).

Лицемеры, прикрывающие свою любовь к беззаконию, ненависть к людям и непослушание Богу маской фарисейства, также легко и расстаются с ней, меняя её на лозунги «свободы во Христе или от Христа», чтобы уже не стесняясь и с полным набором «прав», открыто идти в компанию грешников. Только не для того, чтобы нести туда чистоту и святость послушания Богу, как это делает Христос Спаситель, а чтобы, уже не таясь, утолять жажду по зловонной жиже греховного болота. Делают это они сами ненасытно и других активно приглашают разделить с ними их эту радость, в их, как иногда говорят, «динамичном», а точнее, буйном и разнузданном, «служении», подобно безумной силе динамита, рушащего порядок духовного, в том числе, церковного устройства и его благословения для детей Божьих.

Им суд у Господа готов, но как поступить иным? Также безрассудно «радуясь», расходовать подаренные Творцом таланты, пренебрегая заповедями и порядком Божьим, и потом пожать разруху глупости. Или, вразумившись Истиной, всё обретённое от Господа употребить по Его воле, правде и закону, на благо ближнего и во славу Божью и так обрести Отцовские благословения и радость вечную? Господь ожидает нас и принимает такими, как мы есть сейчас, потому что улучшаться своими силами не получалось ни у кого и никогда (Ин.15:5). Только Отец может простить наш грех, подарить чистоту и святость, созиждить праведность. И ожидает нас смиренными принять Его труд и дары во Христе Спасителе и Его Церкви Божьей Православной (Ис.66:2; Ин.14:23).

Как это странно ни выглядит, но далеко не все откликаются на приглашение Господа, прийти к Нему и к Его мудрости на пир. Но и приходя после достойно исполненных трудов, затем могут уничижать явившихся туда несовершенных.

«… Старший же сын… осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его…» (Лук.15:25-30)

Подобные истории часто происходят и в нашей жизни. Отчасти, потому что только Бог видит сердце человека так, что может сразу определить произошли в его духовной глубине перемены к лучшему или нет. Потому в Апостоле предупреждает: «Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Кор.4:5). Грешник же, покаявшись перед Богом, в таинственные моменты встречи с Вечным и Его вечностью получает во Христе прощение и чистоту в отношениях с Ним, превращается из преследуемого Им преступника (грешника) в Его смиряющееся Отцу дитя, уже обогреваемое Его любовью и умиротворяемое Его защитой и всей благостью.

Между прощенным человеком и Богом остаётся чистый лист отношений, омытый Господом от длинного списка грехов и должных наказаний (Евр.10:17). Но перед окружающим обществом обратившемуся к Богу, теперь уже бывшему в нечестии грешнику еще много предстоит потрудиться, чтобы благодатью Божией и собственной жизнью переписать свой «послужной лист», как бы висящий на груди. Заслужить доверие и уважение, которые можно потерять в одно мгновение, а восстанавливать приходится подчас всей во славу Божию проводимой жизнью, а также и смертью. Так размышляя, человек благо смиряется во Христе с недоверием к нему окружающих, приходя к Небесному Отцу с повинной, так затем идет и в общество, но еще и с Божией праведностью и любовью.

Но скорбеть и негодовать может сердце человека при виде обретения от Отца Небесного или земного прощения покаявшимся грешником и в случае, когда такой скорбящий еще далек от истинной отцовской зрелости. Когда еще не имеет полноты родительской силы, мудрости и любви. Когда сам, еще не достигнув духовной зрелости, склонен превозноситься над теми, кто поступает еще не так верно, как это уже удается ему. Христос предупреждает и о такой проблеме, когда указывает ученикам на молящихся мытаря и фарисея. При этом мытарь сокрушается и кается пред святым и совершенным Богом, а фарисей превозносится над несовершенным, но освящающимся мытарем. О кающемся пред Богом мытаре Господь говорит, что он «пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лук.18:9-14).

В этих словах Господа открывается Его заповедь – не превозноситься над падшим грешником и быть рядом с ним, как Христос Спаситель – с нами, но выше и дальше от его греха, как должно быть детям Бога Святого и Превознесенного в Небесах. Сам Спаситель пришел к нам участвовать не в наших греховных делах, а в нашей жизни, чтобы спасти нас от разрушительных грехов и следующей за ним вечной смерти. Этого не могли и не желали понять фарисеи. Да и чем же они тогда отличались бы от блудников по плоти, разуму и делам, если не внешним видом и демонстративным отделением от тех, которые делали то же, но открыто? Господь говорит, что горе лицемерам, уподобляющимся гробам, которые снаружи кажутся красивыми и живыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты, потому что они также по наружности выглядят праведными, а внутри исполнены лжи, зла и беззакония (Мф.23:27,28; Лук.11:44).

У Христа и Его Тела Церкви Святой Православной нет «ни вида, ни величия…» (Ис.53:2), но немеркнущее в веках сияние внутренней красоты, любви и славы Божией, Отчей заботы о душах их спасении от скорбей и смерти в блаженство и жизнь вечную. Что можно видеть на страницах Священного Писания и Предания Церкви, в жизни святых небесных и земных, сердца которых являются обителями Духа Святого Христова. С которыми всегда тепло, если не отворачиваться от Господа к другим «источникам», и светло, если смотреть в одном направлении со Христом, пребывать рядом с Ним в Его жизни вечной. Вернувшийся сын, это уже понял, он был рядом с Отцом, в его объятиях и за одним столом, вкушая самое лучшее, что было у Отца, и сиял в Его славе. Как и Церковь вечно сияет вышнею красотой и благостью, открывающейся смиренным шаг за шагом её глубиной, силой, мудростью и любовью Божией.

Не случайно эти две притчи, о мытаре и фарисее и о блудном сыне, положены в воскресных службах подвижного круга богослужений Православной Церкви в приготовлении к Великому посту, соответственно и – к началу Пасхи, празднику праздников. Потому что именно от осознания личного греха, понимания благости возвращения к Богу, необходимости принятия Его прощения на суде и прощения ближнего в его грехах, человек неизменно продвигается ко Христу Спасителю Воскресшему и нас воскрешающему к вечной жизни, единственно способному Божией благодатью, молитвами Пречистой Девы Марии и всех святых привести смиренные души к Богу и в Его вечную жизнь и славу. Как и учит Господь, предупреждая: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6).

Размышляя над данной темой, прикасаясь к Истине Святого Писания и Предания Церкви, человек непременно начинает лучше понимать пути служения Господа и Его народа, Божией благодатью достойно, счастливо и с победой нести по жизни свой Крест и Божью славу. Уже не завидуя более успешным в катом-то деле, а тем более, во грехе, а радуясь благодати Божьего прощения себя и недавних грешников. Счастливо слушая следующие слова Отца.

«Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лук.15:31,32).

Был мёртв и потерян. Для кого? Конечно для отца, для него же и ожил, для него и нашелся. Но не сам по себе. Сыну хватило разума на то, чтобы не забыть дом и дорогу к нему, а всё остальное сделано отцом. Он воспитывал и отпускал, ждал и молился, принимал и благодарил Бога. Всё это делал с великой Божией мудростью и любовью и получил сына, принявшего в свою жизнь Христа Спасителя и Бога, единственный Источник вечной мудрости, любви и жизни.

И к нам Божия мудрость не устает обращаться и всегда призывает искать её, говорит: «У меня совет и правда; я разум, у меня сила. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли. Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня…» (Прит.8:14-17). Поэтому никому не должно обмануться насчет прелестей вседозволенности или организации жизни по своим похотям, а не по Слову Божьему, чтобы не пожать разруху и вечную смерть в никогда не проходящем посрамлении и муках. Среди погибающего мира нужно вовремя «прийти в себя», как однажды блудный сын, и начать узаконивать правду Божью в своей душе и жизни, а затем и далее в своём окружении. Обрести во Христе и Святом Православии истинную свободу, а потом благодатью Божией нести её в мир.

Подражая Христу и Богу, Его благодатью и любовью, и вот этой мудростью отец управлял семьёй и хозяйством, близкими и работниками, ею узаконил правду Божью в своей семье и в самой её глубине – в сердцах своих детей. Теперь, его сыновья поняли, что нужно не убегать от порядка в обманчивую вседозволенность (современный либерализм), а созидать свою жизнь по Слову Божьему, радоваться о ближнем в зрелости отцов. Укрепляться мудростью Божией так, чтобы быть способными достойно с победой пройти любые испытания, быть успешными и счастливыми в добрых делах, быть побеждающими грех и во всём славить Господа Христа нашего Спаса и Бога.

Живущий под кровом Всевышнего
под сенью Всемогущего покоится,
говорит Господу: "прибежище мое и защита моя,
Бог мой, на Которого я уповаю!"
Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
перьями Своими осенит тебя,
и под крыльями Его будешь безопасен;
щит и ограждение - истина Его... (Пс.90:1-4).

 

Главный редактор журнала «Праведность и мир»
Калашников Юрий Викторович

 

Страница в журнале:  http://sancti.ru/pr/revel.htm.    Правила сайта

© Калашников Ю.В. 2007-2021. Редакция: 2015.07.19. 2018.02.03. 2020.02.15. 2021.02.27


[1] Святитель Василий Великий «О том, что Бог не виновник зла».

[2] Святитель Афанасий Великий «Толкование на Псалмы». Псалом 15.

[3] Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. Т. 11. 2-е изд., СПб., 1905. С.118.

[4] Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова (Гимн 42). Сергиев Посад, 1917.

[5] Преподобного Симеона Нового Богослова слова. 2-е изд. М., 1892. Вып. 2. С. 135.

[6] В книге: Священник Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской веры. Опыт катехизической хрестоматии. СПб., 1900. С. 492.