|
ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА Журнал / Школа / Путь спасения / Великие праздники / Воздвижение Честного и Животворящего Креста |
ПРАВОСЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ И КУЛЬТУРЫ»
НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
ВВЕДЕНИЕ В ПРАВОСЛАВИЕ
Великие двунадесятые праздники. Урок
Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста
(09.14 / 27)
Всемӏ́рное воздви́женӏ̈е честна́гѡ и҆ животворѧ́щагѡ
крⷭ҇та̀.
Мѣ́сѧца септе́мврӏ̈а въ д҃ӏ-й де́нь.
Тропáрь Спасѝ гдⷭ҇и, лю́ди твоѧ̑, и҆ благословѝ достоѧ́нӏ̈е твоѐ, побѣ̑ды правосла́внымъ хрӏ̈стӏ̈а́номъ на сопроти̑вныѧ да́рꙋѧ, и҆ твоѐ сохранѧ́ѧ крⷭ҇то́мъ твои́мъ жи́тельство. |
Тропарь Спаси, Господи, людей Твоих и благослови достояние Твое, победы православным христианам над противниками даруя и Твоих жителей сохраняя Крестом Твоим. |
||
Кого просим у Господа спасти, благословить и одарить победой? |
|||
Паримии праздника а҃. И҆схо́да чте́нӏ̈е. Исх 15:22–27; 16:1 в҃. При́тчей чте́нӏ̈е. Притч 3:11–18 г҃. Прⷪ҇ро́чества и҆са́ӏ̈ина чте́нӏ̈е. Ис 60:11–16
Исх 15:22–27; 16:1 Куда вел Господь Моисея и его народ? Исх.15:22; 3:6-8 Притч 3:11–18 Как благоволит Бог к Его народу, и как народу истинно принять
блага от Отца Небесного? 3:11,12; Ис 60:11–16 О вратах какого Иерусалима (Города Мира и Блаженства) говорит
пророк? 60:1,11; Гал.4:26; Откр.21:1,2; 22:1-5 |
|||
Конда́къ Вознесы́йсѧ на крⷭ҇тъ во́лею, тезоимени́томꙋ твоемꙋ̀ но́вомꙋ жи́тельствꙋ, щедрѡ́ты твоѧ̑ да́рꙋй, хрⷭ҇тѐ бж҃е. возвеселѝ си́лою твое́ю вѣ̑рныѧ лю́ди твоѧ̑, побѣ̑ды даѧ̀ на́мъ на сопоста́ты, посо́бӏ̈е и҆мꙋ́щымъ твоѐ ѻ҆рꙋ́жӏ̈е ми́ра, непобѣди́мꙋю побѣ́дꙋ. Вмѣ́стѡ же Трист҃а́гѡ: Крⷭ҇тꙋ̀ твоемꙋ̀ покланѧ́емсѧ влⷣко, и҆ ст҃о́е воскрⷭ҇нӏ̈е твоѐ сла́вимъ. |
Кондак Вознесшийся на Крест добровольно, одноименному Твоему новому сообществу щедроты Твои даруй, Христе Боже. Возвесели силою Твоею верных людей Твоих, победы давая нам над супостатами, имеющим пособие Твое, оружие умиротворения, непобедимую победу. Вместо же Трисвятаго: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим. |
||
Почему говорим, что Христос добровольно исполнил на Кресте волю
Отца? Ис.53:7; Мф.26:39,42; Лук.22:42 Вместо Трисвятого Кого и что славим, поклоняясь Кресту Христову Животворящему? |
|||
Велича́нӏ̈е Велича́емъ тѧ̀, живода́вче хрⷭ҇тѐ, и҆ чти́мъ крⷭ҇тъ тво́й ст҃ы́й, и҆́мже на́съ сп҃слъ є҆сѝ ѿ рабо́ты вра́жӏ̈ѧ. |
Величание Величаем Тебя, Живода́вче Христе́, и чтим Крест Твой святой, им же нас спас от порабощения врагам. |
||
Кого величаем, почитая Крест Христов? |
|||
Вмѣ́стѡ Досто́йно: Велича́й, дꙋшѐ моѧ̀, пречестны́й крⷭ҇тъ гдⷭ҇ень. И҆ пое́мъ ӏ҆рмо́съ: Та́инъ є҆сѝ бцⷣе, ра́й, невоздѣ́ланнѡ возрасти́вшӏ̈й хрⷭ҇та̀, и҆́мже кре́стное живоно́сное на землѝ насади́сѧ дре́во. тѣ́мъ ны́нѣ возноси́мꙋ, покланѧ́ющесѧ є҆мꙋ̀, тѧ̀ велича́емъ. |
Вместо Достойно… Величай, душе моя, Пречестной Крест Господень. Ирмос: Таинственен, Богородице, Рай, невозделанно взрастивший Христа, Им же крестное жизнь несущее на земле насадилось древо. Им, ныне возносимым, поклоняющиеся ему, Тебя величаем. |
||
Кому поклоняемся, почитая и величая Крест Христов? Мф.4:10;
Исх.20:2-6 |
|||
А҆пⷭ҇лъ къ корӏ́нѳѧнѡмъ, зача́ло рк҃є. Послание к Коринфянам, зачало 125. 1 Кор 1:18–24 Е҆ѵⷢ҇лӏ̈е ѿ ӏ҆ѡа́нна, зача́ло ѯ҃. Евангелие от Иоанна, зачало 60. Ин 19:6Б-11А, 13–20, 25–28А, 30Б-35А 1 Кор 1:18–24 Каково слово о Кресте для погибающих и каково для спасаемых от
смерти в жизнь вечную? 1:18,24 Ин 19:6Б-11А, 13–20, 25–28А, 30Б-35А Какое мнение о Христе высказал Пилат? 18:38; 19:5,12-14 |
|||
Чтение прилагаемой к уроку хрестоматии История Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня Как язычники пытались уничтожить память о святых местах? Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Почему святые могут раскланиваться в приветствии при встрече?
Быт.1:26; Кол.3:10; Еф.4:24 Определение VII Вселенского Собора Что определено Собором относительно честных и святых икон и
честного Животворящего Креста? |
|||
Задание урока Выполнить задания в указанной последовательности. Сотворить молитву: из утреннего
правила от начала до Отче наш, включительно, и молитву на начало учения. Определиться на пути спасения. Просмотреть материал по ведению дневника (рабочей тетради по урокам). Прочитать указанные в таблицах тексты читаемого на литургии
Святого Писания: 1 Кор 1:18–24; Ин 19:6Б-11А, 13–20, 25–28А, 30Б-35А. Прочитать комментарии к текстам Святого Писания: Лопухин А.П. «Толкование на Евангелие от Иоанна» Гл. 19. Кратко ответить в Дневнике чтения Святого Писания на представленные в таблице вопросы по текстам: Кор 1:18–24; Ин 19:6Б-11А, 13–20, 25–28А, 30Б-35А. В качестве листа электронной тетради для ответов допустимо использовать данную страницу или её тексты. Прочитать поучения сегодняшнего дня: краткую историю Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и иные тексты на этот праздник из прилагаемой хрестоматии, см… Ответить на представленные в таблице вопросы по текстам из хрестоматии на сегодняшний праздник. Прочитать предлагаемые тексты праздничного богослужения, их толковый перевод, их основание в Священном Писании с комментариями святых отцов. Научиться правильно читать тексты на церковнославянском языке и объяснять смысл. Учебное пособие по церковнославянской азбуке см… Кратко ответить в Дневнике на предлагаемые ко всем богослужебным текстам вопросы, с использованием Писания по указанным и иным ссылкам. Проконтролировать чтение церковнославянских текстов, в том числе, в небольших группах или в парах в воскресной школе. Выучить наизусть: Двум человекам, в молитве испрошенным у Господа, рассказать наизусть заданные тексты, хорошо – взаимно, с объяснением и обсуждением. Выполнить электронные тесты (готовятся). Повторить уроки Великого поста: «Поклонение Честному и Животворящему Кресту» и «Неделя торжества православия». Написать эссе небольшого размера (при немощи, рассказать
устно) по данной теме на основании Святого Писания или истории Воздвижения
Честного и Животворящего Креста. В том числе на одну из тем: Ответить кратко письменно на все темы-вопросы по эссе. Ответить подробно письменно на вопрос «Как обретаются блага Господни, во-первых, мудрость и сила, со Креста Животворящего, и почему некоторые не могут этого сделать?» (по тексту Втор.30:1-47). Осветить аспект способности человека Божия в причастии Христу и Его Церкви суверенно управлять своим от Бога уделом, во всех его аспектах души, семьи, Церкви и Отечества, способности положить душу свою за други своя, за веру и Отечество, в заботе о развитии и спасении каждого человека и народа, о созидании и поддержании мира между народами. Использовать материалы этого урока и иных, в том числе 1-го урока Великого поста, ссылки на Новый Завет, Жития святых и творения Святых отцов. Использовать в ответе на предыдущий вопрос, по желанию, дополнительные материалы Конституции России, уставов ООН и ЮНЕСКО в части должного стремления к развитию каждого человека и народа, к миру между народами, как детьми единого Отца Небесного, к свободному на этом пути обмену информацией в поисках единой истины и всеобщего блага. В помощь использовать монографию «Православная культура». Сдать свою работу на проверку преподавателю и обменяться мнениями с соучениками воскресной школы и в семье… Лучшие работы, испросив благословения у настоятеля храма, опубликовать в блоге, средствах массовой информации прихода, епархии или иных. Сохранять материалы своих ответов по урокам для ежегодного дополнения, при этом для наблюдения своего духовного развития и роста, для использования в наставлении своих детей, внуков и правнуков, учеников и воспитанников, на сколько Господь дарует лет жизни и уделов для труда. Как часть наилучшего наследия для потомков, даже самого малого, но источающего благодать Божью до тысячи родов всем любящим Христа Спасителя и Бога, и Его Святую Церковь Православную. Участвовать в богослужении праздника, начиная с вечерни накануне праздничного дня, с пониманием текстов и открывшихся таинственных истин пройденного урока. Дополнительно Прочитать и пересказать Слово на день Воздвижения Честного и Животворящего Креста святителя Андрея Критского и Слово иное на Всеславное Воздвижение Креста святителя Андрея Критского. Прочитать службу празднику по Праздничной минее на
церковнославянском языке и, параллельно, в современном толковом переводе.
Научиться пересказывать смысл. В ответе на отдельный вопрос по тексту Втор.30:1-47 использовать материалы уставов ООН и ЮНЕСКО в части должного стремления к развитию каждого человека и народа, к миру между народами, детьми единого Отца Небесного, к свободному на этом пути обмену информацией в поисках единой истины и всеобщего блага. |
|||
Описание урока Урок разработан на основании богослужебных текстов Минеи месячной (сентябрь), в том числе, читаемых текстов Священного Писания. В уроке открываются элементарные основы понимания духовно-нравственного и богословского содержания двунадесятого праздника Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Креста, на котором был распят Христос, воспринявший на Себя грехи всего мира и пригвоздивший Собою их к этому орудию позорной казни. Так искупив человека от проклятия за грех, то есть от наказания за грех смертью. Христос и поныне источает всем со Креста жизнь, а смиренным Богу во Святом Православии – жизнь вечную. О чем народ Божий радуется, в блаженном покании удаляясь погибельных грехов и подвигаясь к познанию и исполнению благой и совершенной, ведущей в жизнь вечную воли Божьей. Поклоняясь возносимому над миром Кресту, поклоняемся распятому на нём Христу Спасителю и Богу нашему. Так укрепляемся в верности Христу и Святому Православию и обретаем в исцелении духа, души и тела победу над восстающими на Истину противниками, спасаемся в причастии Христу и Его Церкви Православной от вечной смерти и мук в вечную жизнь и славу Божью, в полноту благ века сего и будущего. На основании избранных текстов богослужения из Праздничной Минеи данного дня и мест Святого Писания, читаемых на богослужении и иных являющихся основанием рассматриваемых молитвословий, в уроке у учащихся формируется благоговейное и благое человеку отношение к Кресту Животворящему и Христу Спасителю, распятому на нем, умершему, но и воскресшему в третий день по Писанию, явившему торжество нетления над тлением, жизни над смертью. В процессе выполнения заданий учащиеся побуждаются к покаянным молитвам Христу и Богу перед Крестом Животворящим и иконами для обретения даруемой свыше силы, здравия и праведности жизни вечной. Единства со Христом и Богом, и Его Церковью, терпеливого и смиренного благодатной силой Божьей освящения и совершенствования в мудрости и любви на пути служения Христу и Богу, Церкви и миру. В освоении материала урока предполагается активное исследовательское участие самих учащихся, что рождает и укрепляет стремление и любовь человека ко Христу Спасителю и Богу, Святому Писанию и Преданию Церкви, дарует личное духовное познание Бога, внутреннее приобщение к полноценной приходской жизни Церкви Православной, в неизменной надежде на подаваемую при этом смиренным во Христе со Креста Христова благодать Божию. Божьей помощи в трудах.
|
|||
Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru Опубликовано: 2017.09.24 Калашников Ю.В. Введение в Православие. Великие двунадесятые праздники. Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста. Урок. Проект. [Электронный ресурс] / Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/min/0927-exalt.htm, (дата обновления: 2024.09.26).
ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО
РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА. |
|||