ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

Школа / Журнал / Путь спасения / Богослужения Триоди постной / Неделя 1-я Великого поста, Торжества Православия

 

 ПРАВОСЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ И КУЛЬТУРЫ»

НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

ВВЕДЕНИЕ В ПРАВОСЛАВИЕ

Богослужения Триоди постной. Урок

НЕДЕЛЯ ПЕРВАЯ СВЯТОГО ПОСТА

В ней же Православие вспоминается. Бдение обычное.

Недѣ́лѧ пе́рваѧ ст҃а́гѡ поста̀.

Въ ню́же правосла́вӏ̈е воспомина́етсѧ. Бдѣ́нӏ̈е ѻ҆бы́чное.

В субботу вечера на малой вечерне

Въ сꙋббѡ́тꙋ ве́чера на ма́лѣй вече́рни:

Творе́нӏ̈е нӏ̈кола́а, гла́съ а҃.
Подо́бенъ: Нбⷭ҇ныхъ чинѡ́въ:

Ны́нѣ бл҃гоче́стӏ̈ѧ свѣ́тлость всѣ̑мъ распростре́сѧ, разгонѧ́ющи ле́сть нече́стӏ̈ѧ ꙗ҆́кѡ ѻ҆́блакъ, просвѣща́ющи же сердца̀ бл҃гочести́выхъ: прӏ̈иди́те всѝ припаде́мъ, бл҃гочестивомꙋ́дреннѡ честны̑мъ ӏ҆кѡ́намъ хрⷭ҇тѡ́вымъ покланѧ́ющесѧ правосла́внӏ̈и.

Сщ҃енноѡбра́зными ӏ҆кѡ́нами ны́нѣ ѹ҆краша́етсѧ, ꙗ҆́кѡ невѣ́ста ѹ҆кра́шена хрⷭ҇то́ва цр҃ковь, и҆ всѣ́хъ созыва́етъ дх҃о́внѡ пра́здновати: сни́демсѧ во є҆диномы́слӏ̈и и҆ вѣ́рѣ, ра́достнѡ велича́юще гдⷭ҇а.

Мӏ́ре ве́сь весели́сѧ: се́ бо гдⷭ҇ь низложѝ съ высоты̀ нече́стӏ̈ѧ держа́вꙋ неизрече́ннымъ промышле́нӏ̈емъ. и҆ смире́ннӏ̈и вознесо́хомсѧ дне́сь къ вѣ́рѣ правосла́вӏ̈ѧ, бл҃гочести́вою цари́цею наставлѧ́еми.

Къ первоѡбра́зномꙋ но́ситсѧ, глаго́летъ васӏ́лӏ̈й, че́сть ӏ҆кѡ́ны: сегѡ̀ ра́ди въ любвѝ почита́емъ ӏ҆кѡ́ны сп҃са хрⷭ҇та̀, и҆ ст҃ы́хъ всѣ́хъ: да си́хъ собра́вше, никогда́же ны́нѣ ѕлоче́стӏ̈емъ ѿведе́мсѧ.

Творение Николая, глас 1.
Подобен. Небесных чинов

Ныне благочестия светлость всем распростерлась, разгоняя лесть нечестия, как облако, просвещая же сердца благочестивых: «Придите все припадем, благочестиво и мудро, к честным иконам Христовым, поклоняясь, православные».

Священно написанными иконами ныне украшается, как невеста убранная, Христова Церковь, и всех созывает духовно праздновать: «Сойдемся во единомыслии и вере, радостно величая Господа».

Мире, весь веселись, ибо вот Господь низложил с высоты нечестия власть неизреченным Промыслом. И смиренные вознесемся сегодня к вере православия, благочестивою царицею наставляемые.

К Первообразу возносится, глаголет Василий, честь иконы. Сего ради в любви почитаем иконы Спаса Христа и всех святых. Да их, собрав, никогда же злочестием не отвлечемся.

Сла́ва, и҆ ны́нѣ: бг҃оро́диченъ. Подо́бенъ:

Безнача́льнымъ и҆ бж҃е́ственнымъ є҆стество́мъ неви́димый, человѣ́къ ви́дѣнъ бы́сть ѻ҆трокови́це, ѿ чи́стыхъ твои́хъ крове́й, за кра́йнее бл҃гоꙋтро́бӏ̈е: є҆гѡ́же пло́ти написа́вше подо́бӏ̈е, че́стнѡ покланѧ́емсѧ всѝ вѣ́рнӏ̈и, и҆ бл҃гоче́стнѡ велича́емъ.

Слава, и ныне: Богородичен. Подобен:

Безначальным и Божественным естеством невидимый, как Человек увиден был, Отроковице, от чистых Твоих кровей, по великой Его милости. Его же плоти написав подобие, честно́ покланяемся, все верные, и благочестиво величаем.

Ныне благочестия …

Как явилось благочестия сияние?
Кто и как ныне украшен красотой Божьей?
О чем ныне веселится мир?
Как возносимся к Первообразу Богу перед святыми образами? Пс.5:8; 51:10; 3Цар.8:29-61; Дан.6:10; Ин.14:7,9

Безначальным и Божественным естеством …

Как Невидимый был увиден? Ис.7:14; 9:6,7; Ин.1:14,18; 1Тим.3:16
Как поклоняемся через написанные образа Христу и Богу? Пс.2:12; Ин.5:23
Почему почтение к образам является истинным поклонением Первообразу Богу? Ин.14:7,9

На утрени

На ѹ҆́трени.

Въ тебѣ̀ ны́нѣ ра́дꙋетсѧ цр҃ковь чл҃вѣколю́бче женисѣ̀ и҆ созда́телѣ свое́мъ, сӏ̈ю̀ во́лею бг҃олѣ́пною ѿ ӏ҆́дѡльскӏ̈ѧ ле́сти и҆зба́вльшемъ, и҆ себѣ̀ ѡ҆брꙋчи́вшемъ честно́ю кро́вӏ̈ю, свѣ́тлѡ прӏ̈е́млющи сщ҃е́нное возставле́нӏ̈е ӏ҆кѡ́нъ, и҆ ра́дꙋющисѧ тѧ̀ пое́тъ, и҆ сла́витъ вѣ́рнѡ.

Стӏ́хъ: И҆сповѣ́мсѧ тебѣ̀ гдⷭ҇и, всѣ́мъ се́рдцемъ мои́мъ, повѣ́мъ всѧ̑ чꙋдеса̀ твоѧ̑.

Пло́ти и҆з̾ѡбраже́нӏ̈е твоѐ возставлѧ́юще гдⷭ҇и, любе́знѡ лобыза́емъ, вели́кое та́инство смотре́нӏ̈ѧ твоегѡ̀ и҆з̾ѧснѧ́юще: не мнѣ́нӏ̈емъ бо, ꙗ҆́коже глаго́лютъ бг҃обо́рнӏ̈и дѣ́ти ма́нентѡвы, на́мъ ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ чл҃вѣколю́бче, но и҆́стиною и҆ є҆стество́мъ пло́ти, тобо́ю возводи́ми къ твое́й любвѝ, и҆ жела́нӏ̈ю.

В Тебе ныне радуется Церковь, Человеколюбче, Женихе и Создателе своем, Её волею Боголепною от идольской лести избавившем, и Себе обручившем честно́ю кровью, (Церковь) светло приемля священное поставление икон и радуясь, Тебя воспевает, и славит верно.

Стих: Исповедаю Тебя Господи, всем сердцем моим, поведаю все чудеса Твои.

Плоти изображение Твое возставляя, Господи, любезно лобызаем, великое таинство Смотрения Твоего изъясняя. Не мнением ибо, как говорят богоборные дети Манентовы, нам явился, Человеколюбче, но истиною и естеством плоти, Тобою возводимые к Твоей любви и воле.

Стӏ́хъ: Возвеселю́сѧ и҆ возра́дꙋюсѧ ѡ҆ тебѣ̀, пою̀ и҆́мени твоемꙋ̀, вы́шнӏ̈й.

Де́нь ра́достный, и҆ весе́лӏ̈ѧ и҆спо́лненный ꙗ҆ви́сѧ дне́сь: свѣ́тлость бо догма̑тъ и҆́стиннѣйшихъ блиста́етъ, и҆ сӏ̈ѧ́етъ цр҃ковь хрⷭ҇то́ва ѹ҆кра́шена возставле́ньми ӏ҆кѡ́нъ ст҃ы́хъ ны́нѣ, и҆ и҆з̾ѡбраже́нӏ̈й сӏ̈ѧ́ньми, и҆ є҆диномы́слӏ̈е быва́етъ вѣ́рныхъ бг҃опочте́нное.

Та́же глаго́лемъ стӏ́хъ, гла́съ ѕ҃: Воскрⷭ҇нѝ гдⷭ҇и бж҃е мо́й, да вознесе́тсѧ рꙋка̀ твоѧ̀, не забꙋ́ди ѹ҆бо́гихъ твои́хъ до конца̀.

И҆ пое́мъ самогла́сенъ днѐ, гла́съ ѕ҃: Мѡѷсе́й во вре́мѧ воздержа́нӏ̈ѧ зако́нъ прӏ̈ѧ́тъ, и҆ лю́ди привлечѐ: и҆лӏ̈а̀ пости́всѧ нб҃са̀ заключѝ: трӏ̈е́ же ѻ҆́троцы а҆враа́мстӏ̈и, мꙋчи́телѧ беззако́ннꙋюща поще́нӏ̈емъ побѣди́ша. и҆́мже и҆ на́съ сп҃се сподо́би воскрⷭ҇нӏ̈е ѹ҆лꙋчи́ти, си́це вопӏ̈ю́щихъ: ст҃ы́й бж҃е, ст҃ы́й крѣ́пкӏ̈й, ст҃ы́й безсме́ртный, поми́лꙋй на́съ.

Стих: Возвеселюсь и возрадуюсь о Тебе, пою имени твоему, Вышний.

День радостный, и веселия исполненный явился днесь, светлость ибо догматов истиннейших блистает. И сияет Церковь Христова, украшенная восставленными иконами святых ныне и изображений сиянием. И единомыслие пребывает верных, Бога почитающее.

Также глаголем стих, глас 6: Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забудь убогих Твоих до конца.

И поем самогласен дне, глас 6: Моисей во время воздержания закон принял и народ к нему привлек; Илия, постившись, небеса заключил, три же отрока Авраама, мучителя беззаконничающего постом победили. Ими же и нас, Спасе, сподобь Воскресение получить, так вопиющих: Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.

На литургии

На лӏ̈тꙋргӏ́и.

Тропа́рь пра́здника, гла́съ в҃:

Пречⷭ҇томꙋ ѡ҆́бразꙋ твоемꙋ̀ покланѧ́емсѧ бл҃гӏ́й, просѧ́ще проще́нӏ̈ѧ прегрѣше́нӏ̈й на́шихъ хрⷭ҇тѐ бж҃е: во́лею бо бл҃говоли́лъ є҆сѝ пло́тӏ̈ю взы́ти на крⷭ҇тъ, да и҆зба́виши, ꙗ҆̀же созда́лъ є҆сѝ, ѿ рабо́ты вра́жӏ̈ѧ. тѣ́мъ бл҃года́рственнѡ вопӏ̈е́мъ тѝ: ра́дости и҆спо́лнилъ є҆сѝ всѧ̑ сп҃се на́шъ, прише́дый сп҃стѝ мӏ́ръ.

Тропарь праздника, глас 2

Пречистому образу Твоему покланяемся, Благой, прося прощения прегрешений наших, Христе Боже, добровольно ибо благоволил плотью взойти на Крест, да избавишь, кого же создал, от рабства вражеского. Тем благодарственно вопием Тебе: «Радости исполнил всех, Спасе наш, пришедший спасти мир».

Конда́къ, гла́съ в҃. Самогла́сенъ:

Неѡпи́санное сло́во ѻ҆́ч҃ее, и҆з̾ тебѐ бцⷣе ѡ҆писа́сѧ воплоща́емь: и҆ ѡ҆скве́рншӏ̈йсѧ ѡ҆́бразъ въ дре́внее воѡбрази́въ, бж҃е́ственною добро́тою смѣсѝ. но и҆сповѣ́дающе сп҃се́нӏ̈е, дѣ́ломъ и҆ сло́вомъ, сӏ̈ѐ воѡбража́емъ.

 Кондак, глас 2. Самогласен

Неописуемое Слово Отчее, из Тебя, Богородице, описалось в воплощении и осквернившийся образ в первозданное вообразило, Божественною добротою соединив. Но исповедуя спасение, делом и словом сие приводим в образ.

Пречистому образу…

Кому поклоняемся?
Чьему образу поклоняемся в поклонах перед образами – иконами?
Как поклоняемся Христу и Богу?
Как Христос взошел на Крест?
От чего избавляет нас Крестом Христос Спаситель?
Что поэтому сердечно говорим Спасителю?

Неописуемое Слово Отчее…

Каково Слово Божие?
Как непостижимое Создателя описалось Его созданию человеку?
Что Спаситель делает с осквернившимся в человеке Его образом и подобием?
Как восстанавливает Господь потерянный человеком образ Божий?
Что требуется от человека в процессе восстановления в нем образа и подобия Божия?

Прокӏ́менъ, гла́съ д҃. Пѣ́снь ѻ҆тцє́въ:

Бл҃гослове́нъ є҆сѝ гдⷭ҇и бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ, и҆ хва́льно и҆ просла́влено и҆́мѧ твоѐ во вѣ́ки.
Стӏ́хъ: Ꙗ҆́кѡ првⷣнъ є҆сѝ ѡ҆ всѣ́хъ, ꙗ҆̀же сотвори́лъ є҆сѝ на́мъ.

Прокимен, глас 4. Песнь отцев

Благословен Господи Боже отцов наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки.
Стих: Яко праведен во всем, что сотворил нам.

Каков наш Бог и Его имя?
Каков Бог в том, что сотворил нам?

А҆по́столъ къ є҆вре́ємъ, зача́ло тк҃ѳ ѿ полꙋ̀. Апостол к Евреям, зачало 329 от части, Евр.11:24-26; 32-12:2.

В какой возраст привел Господь Моисея, чтобы он сменил звание сына дочери фараона на звание сына народа Божьего? 11:24-29; Исх.2:1-4:17; Еф.4:13-16
В чем Бог изменил его нравственность? 11:24-26; Иер.17:5-8
Как Моисей оставил сокровища египетские и вел народ к Богу? 11:27,6
Сколько и каких чудес даровал Господь, являя Его благость и силу? 11:32-35; Ин.21:25
Что Господь предусмотрел для иных? 11:35-40; Ин.15:9-15
Как мы можем пройти положенное нам Спасителем поприще? 12:1,2
Как нам не истощиться на этом пути? 12:3
Как истребляются нечестивые в любостяжании, пересекающиеся со святыми этого пути? Иак.5:1-6
Что дарует Господь тем, кто оставляет желание быть почитаемым людьми и не ищет благодарности окружающего мира, но ходит пред лицом Божиим? 12:3; Лук.17:5-10; Гал.1:10; Ис.40:31; Мф.25:34; 2Пет.1:11

А҆ллилꙋ́ӏ̈а, гла́съ и҃.

Стӏ́хъ: Мѡѷсе́й и҆ а҆арѡ́нъ во ӏ҆ере́ехъ є҆гѡ̀, и҆ самꙋ́илъ въ призыва́ющихъ и҆́мѧ є҆гѡ̀. Стӏ́хъ: Призыва́хꙋ гдⷭ҇а, и҆ то́й послꙋ́шаше и҆́хъ.

Аллилуйя, глас 8.

Стих: Моисей и Аарон во иереях Его, и Самуил в призывающих имя Его. Стих: Призывали Господа, и Он слушал их.

Что было в отношениях с Богом у Моисея, Аарона и Самуила? Исх.33:11; 3Цар.19:8-13; Чис.16:46; 1Цар.8:7
Какое благо для святых, в том что Бог слушает их? Ин.14:15-17,23; 1Пет.3:12

Е҆ѵⷢ҇лӏ̈е ѿ ӏ҆ѡа́нна, зача́ло є҃. Евангелие от Иоанна, зачало 5, Ин 1:43–51.

Как и какое Бог Слово несет благо человеку? 1:1-13; 1Ин.3:1,2
Как Бог Слово являет миру благого Бога? 1:14-18; Мф.5:16; Иов.42:8; 2Кор.3:3; Гал.4:19
Кто и как свидетельствует о явлении в мир Христа Спасителя и Бога? 1:19-34
Как Иоанн предтеча ведет своих учеников ко Христу? 1:23,26,34-37
Хотели ли ученики увидеть Дом Господень, суть Церковь Божию? 1:38
Показал ли Христос Свою обитель земную? 1:39
Что сначала увидели ученики? 1:39,46

Как особым образом Бог открыл Себя человеку? Ин.1:14,18; 1Тим.3:16
Что обещает Господь открыть более того и открывает? 1:50,51; 14:3,6, 15-17, 23; Мар.14:62; Быт.28:12; Дан.7:13; Деян.7:56

Куда направлял взоры и сердца учеников Христос в Его земном служении? 1:51; Мар.6:41; Ин.6:32…
Куда Господь направляет взоры и сердца ныне смиренно молящихся перед образами? Евр.13:8

Кто однажды увидит Христа Царя во славе? Мф.24:30; 26:64; Откр.20:11
Кто пребудет пред лицом Господним блаженно и вечно? 8:12; Мф.25:34; Быт.6:8,9; 17:1; 1Фесс.4:17; Откр.20:15-22:5

Прича́стенъ: Хвали́те гдⷭ҇а съ нб҃съ, хвали́те є҆го̀ въ вы́шнихъ. Дрꙋгӏ́й: Ра́дꙋйтесѧ првⷣнӏ̈и ѡ҆ гдⷭ҇ѣ: пра̑вымъ подоба́етъ похвала̀.

Причастен: Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Другий: Радуйтесь, праведные, о Господе, правым подобает похвала.

Что делаем, причастившись благодати Таинств Господних?

Последование молебного пения в Неделю Православия

Послѣ́дованӏ̈е моле́бнагѡ пѣ́нӏ̈ѧ въ недѣ́лю правосла́вӏ̈ѧ.

И҆ настоѧ́щыѧ тропарѝ:

Гла́съ д҃: Бл҃года́рни сꙋ́ще недосто́йнӏ̈и рабѝ твоѝ гдⷭ҇и, ѡ҆ твои́хъ вели́кихъ бл҃годѣѧ́нӏ̈ихъ на на́съ бы́вшихъ, сла́вѧще тѧ̀ хва́лимъ, бл҃гослови́мъ, бл҃годари́мъ, пое́мъ, и҆ велича́емъ твоѐ бл҃гоꙋтро́бӏ̈е, и҆ ра́бски любо́вӏ̈ю вопӏ̈е́мъ тѝ: бл҃годѣ́телю сп҃се нашъ, сла́ва тебѣ̀.

Сла́ва, гла́съ г҃: Твои́хъ бл҃годѣѧ́нӏ̈й и҆ дарѡ́въ тꙋ́не, ꙗ҆́кѡ рабѝ непотре́бнӏ̈и сподо́бльшесѧ, влⷣко, къ тебѣ̀ ѹ҆се́рднѡ притека́юще, бл҃годаре́нӏ̈е по си́лѣ прино́симъ, и҆ тебѐ ꙗ҆́кѡ бл҃годѣ́телѧ и҆ творца̀ сла́вѧще, вопӏ̈е́мъ: сла́ва тебѣ̀, бж҃е преще́дрый.

И҆ ны́нѣ, гла́съ д҃: Ꙗ҆́кѡже вы́шнӏ̈ѧ тве́рди бл҃голѣ́пӏ̈е, и҆ ни́жнюю споказа́лъ є҆сѝ красотꙋ̀ свѧта́гѡ селе́нӏ̈ѧ сла́вы твоеѧ̀, гдⷭ҇и, ѹ҆твердѝ сӏ̈ѐ во вѣ́къ вѣ́ка, и҆ прӏ̈имѝ на́шѧ въ не́мъ непреста́ннѡ приноси̑маѧ тебѣ̀ молє́нӏ̈ѧ бцⷣею, всѣ́хъ животѐ и҆ воскр҃се́нӏ̈е.

И настоящие тропари

Глас 4-й: Благодарные недостойные рабы Твои, Господи, за Твои великие благодеяния, на нас бывшие, славя Тебя, хвалим, благословляем, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и смиренно любовью вопием Тебе: «Благодетелю, Спасе наш, слава Тебе».

Слава, глас 3-й: Твоих благодеяний и даров туне, яко рабы непотребные, сподобившиеся, Владыко, к Тебе усердно притекая, благодарение по силе приносим и Тебе яко Благодетеля и Творца славя, вопием: «Слава Тебе, Боже Прещедрый».

И ныне, глас 4-й: Яко же вышней тверди благолепие, и нижнюю показал красоту святого народа славы Твоей, Господи, утверди сие во век века и прими наши в нем непрестанно приносимые Тебе моления, Богородицею, всех Жизнь и Воскресение.

Благодарные недостойные…

Каковы пред Господом благочестивые люди?
Что говорим Спасителю?

Твоих благодеяний…

Как идем ко Христу и Богу?

Яко же вышней…

Что Господь показал нам?
Что просим Бога утвердить и принять?

А҆по́столъ къ ри́млѧнѡмъ, зача́ло рк҃а. Апостол к Римлянам, зачало 121 от полу, Рим 16:17–20.

Чего нам должно остерегаться и от чего уклоняться? 16:17
Кому служат творящие разделения в Церкви и везде? 16:18
Кому мы должны быть покорны? 16:19; Мф.26:39; 17:5; Еф.4:11; 5:21-25; 6:1; Рим.13:1-5; 1Пет.5:1-6
Кто при этом сокрушит сатану? 16:20; Мар.5:7
Откуда нам приходит благо? 16:20; Иак.1:16,17

Є҆ѵⷢ҇лӏ̈е ѿ матѳе́а, заⷱ҇ ѻ҃є. Евангелие от Матфея, зачало 75, Мф 18:10–20.

Как святым должно относиться ко всем детям Божиим и своему желанию властвовать? 18:1-9; 1Пет.5:1-6; Еккл.12:14
Можно ли презрительно относиться к какому-либо человеку? 18:10; Рим.12:10,11
Почему нельзя? Деян.17:24-28; Мф.5:22
Как Бог относится к падшим во многие смердящие скверны? 18:11
На что похожа такая забота Бога о Его детях, в том числе, падших и заблудших? 18:12,13; Лук.15
В чем благая воля Божия в отношении к таким малым? 18:14; 1Тим.2:4
Каков порядок вразумления согрешающего брата? 18:15-17
Какой статус дается человеку, воспротивившемуся Церкви? 18:17
Как должно относиться к противящимся Церкви? 18:17; Тит.3:10; 2Кор.6:12-18

Какую власть дарует Бог во Христе Церкви? 18:18
Кого Бог слушает, дарует просимое и укрепляет в мудрости и силе? 18:19,20; Ин.14:6,15-17; 15:5-8
Кого Бог не слушает, отворачивая Его лицо? Ис.59:1-15
Куда попадают в конечном итоге противящееся Богу? Мф.25:46; Откр.20:15
Что обретают в конечном итоге благочестивые, смиренные Богу? Мф.25:34,46; Откр.21:1-22:5

Ли́къ: Сла́ва тебѣ̀, гдⷭ҇и, сла́ва тебѣ̀.

 Лик. Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Кого и как славим всегда и всей своей жизнью? Мф.5:16

Послѣ́дованӏ̈е моле́бнагѡ пѣ́нӏ̈ѧ въ недѣ́лю правосла́вӏ̈ѧ.
Последование молебного пения в Неделю Православия

Также возносит диакон ектению…

О чем просит и говорит Церковь Христу и Богу?

Иерей возносит молитву…

О чем просит и говорит в ней Церковь Богу?

После этого диакон, став на приготовленное место, возглашает…

Что возглашает Церковь в Неделю Торжества Православия и всегда?

После это иерей глаголет молитву…

О чем говорит в молитве иерей?

Песнь хвалебная…

О чем поет Богу Церковь?

 а҃. Вѣ́рꙋю во є҆ди́наго бг҃а ѻ҆ц҃а̀, вседержи́телѧ, творца̀ нб҃ꙋ и҆ землѝ, ви̑димымъ же всѣ̑мъ, и҆ неви̑димымъ.
в҃. И҆ во є҆ди́наго гдⷭ҇а ӏ҆и҃са хрⷭ҇та̀, сн҃а бж҃ӏ̈ѧ, є҆диноро́днаго, и҆́же ѿ ѻ҆ц҃а̀ рожде́ннаго пре́жде всѣ́хъ вѣ̑къ: свѣ́та ѿ свѣ́та, бг҃а и҆́стинна ѿ бг҃а и҆́стинна, рожде́нна, не сотворе́нна, є҆диносꙋ́щна ѻ҆ц҃ꙋ̀, и҆́мже всѧ̑ бы́ша.
г҃. На́съ ра́ди человѣ́къ, и҆ на́шегѡ ра́ди сп҃се́нӏ̈ѧ сше́дшаго съ нб҃съ, и҆ воплоти́вшагосѧ ѿ дх҃а ст҃а и҆ мр҃ӏ́и дв҃ы, и҆ вочл҃вѣ́чшасѧ.
д҃. Распѧ́таго же за ны̀ при понтӏ́йстѣмъ пӏ̈ла́тѣ, и҆ страда́вша, и҆ погребе́на.
є҃. И҆ воскр҃сшаго въ тре́тӏ̈й де́нь по писа́нӏ̈ємъ.
ѕ҃. И҆ возше́дшаго на нб҃са̀, и҆ сѣдѧ́ща ѡ҆деснꙋ́ю ѻ҆ц҃а̀.
з҃. И҆ па́ки грѧдꙋ́щаго со сла́вою, сꙋди́ти живы̑мъ и҆ мє́ртвымъ, є҆гѡ́же црⷭ҇твӏ̈ю не бꙋ́детъ конца̀.
и҃. И҆ въ дх҃а ст҃а́го, гдⷭ҇а, животворѧ́щаго, и҆́же ѿ ѻ҆ц҃а̀ и҆сходѧ́щаго, и҆́же со ѻ҆ц҃е́мъ и҆ сн҃омъ спокланѧ́ема и҆ ссла́вима, гл҃го́лавшаго прⷪ҇ро́ки.
ѳ҃. Во є҆ди́нꙋ свѧтꙋ́ю, собо́рнꙋю и҆ а҆пⷭ҇льскꙋю цр҃ковь.
ӏ҃. И҆сповѣ́дꙋю є҆ди́но кр҃ще́нӏ̈е, во ѡ҆ставле́нӏ̈е грѣхѡ́въ.
а҃ӏ. Ча́ю воскрⷭ҇нӏ̈ѧ ме́ртвыхъ:
в҃ӏ. И҆ жи́зни бꙋ́дꙋщагѡ вѣ́ка. А҆ми́нь.

1. Верую во единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимого же всего и невидимого.
2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, иже от Отца рожденного прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, Которым всѐ произошло.
3. Нас ради, людей, и нашего ради спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося.
4. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного.
5. И воскресшего в третий день, по Писаниям.
6. И восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца.
7. И снова грядущего со славою, судить живых и мртвых, Его же Царству не будет конца.
8. И в Духа Святого, Господа, Животворящего, иже от Отца исходящего, иже со Отцом и Сыном равно обретающим поклонение и прославление, говорившего пророками.
9. Во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых
12.
и жизни будущего века. Аминь.

Сӏ̈ѧ̀ вѣ́ра а҆пⷭ҇льскаѧ, сӏ̈ѧ̀ вѣ́ра ѻ҆те́ческаѧ, сӏ̈ѧ̀ вѣ́ра правосла́внаѧ, сӏ̈ѧ̀ вѣ́ра вселе́ннꙋю ѹ҆твердѝ.

Всѣ̑мъ правосла̑внымъ хрⷭ҇тӏ̈а́нѡмъ, пра́вѡ содержа́щымъ сп҃си́тельнꙋю вѣ́рꙋ и҆ повинꙋ́ющымсѧ хрⷭ҇то́вой цр҃кви, пода́ждь, гдⷭ҇и, ми́ръ, бл҃годе́нствӏ̈е, и҆з̾ѻби́лӏ̈е плодѡ́въ земны́хъ, и҆ мнѡ́гаѧ лѣ̑та.

Ли́къ: Мнѡ́гаѧ лѣ̑та, три́жды.

Сия вера Апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди.

Всем православным христианам, правильно содержащим спасительную веру и повинующимся Христовой Церкви, подай, Господи, мир, благоденствие, изобилие плодов земных и многие лета.

Лик. Многие лета. Трижды.

Какая наша вера?
Что утверждается верой?
Как человеку утвердиться в жизни?
Каковыми нам должно быть, чтобы обрести просимые многие и благие лета?
Каков состав результатов веры православной?

Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры

Глава XVI (89). Об иконах

Почему святые могут раскланиваться в приветствии при встрече? Быт.1:26; Кол.3:10; Еф.4:24
Почему кладут поклоны святым небесным? Лук.20:38
Кому, по слову Василия Великого, переходит при этом честь? (Василий Великий, О Святом Духе)
Что такое первообраз?
Как относился народ к Скинии, носившей небесный образ? Исх.26:30; Деян.7:44; Евр.8:5
Кому и доныне поклоняются святые, кланяясь перед храмом Божьим? Пс.5:8; 137:2; 3Цар.8:29; Дан.6:10,11
Почему во времена Ветхого Завета не изображали Бога? Втор.4:12,15-19
Когда являлся Бог человеку в образе человека во времена Ветхого Завета? Быт.18:1-3; 19:1; Нав.5:13
Когда явился Бог, восприняв плоть человека, соединив полноту Бога с полнотой человека? Мф.1:18-25; Лук.1:27-35; 1Тим.3:16
Кто явил образ Божий, который изображается Православной Церковью на иконах? Ин.1:18,23; Ис.40:3-5
Почему и для чего, по мнению отцов, изображаются славные подвиги?
Что вспоминаем при виде Распятия?
Чем является поклонение Кресту?
Как в истории с царем Авгарем Христос Спаситель утвердил употребление в Церкви икон?
Почему почитаемый в Воздвижении честной Крест Господень является для нас Животворящим? Ин.3:14,15; Рим.6:3-11; Откр.22:1
Кому воздается честь, оказываемая Богоматери?
Кому переходит честь, воздаваемая образу?

Определение VII Вселенского Собора (отрывок о почитания икон и Креста)

Что определено Собором относительно честных и святых икон и честного Животворящего Креста?
Из чего и как должны быть сделаны иконы и крест?
Где могут находиться иконы и крест для поклонения?
Кто может изображаться на иконах?
Какова цель почитания икон и креста?
Какая особенность почтения и поклонения иконам и образам, во избежание идолопоклонства?
Кому воздается честь поклонами иконе и её образам?
Позволительно ли священным вещам давать обыденное употребление?
Какое накладывается наказание на отвергающих или искажающих утвержденное Собором Церкви данное Определение?

Анафематствование (отлучение от Церкви), совершаемое в первую неделю Великого поста

Что такое анафема, и как она применялась в Церкви до 9 в.?
Что и кого анафематствовала Церковь на Вселенских Соборах и после?
Какие особенности анафематствования в Русской Православной Церкви с 14 в.?

Задание урока

Выполнить задания в предлагаемой последовательности.

Сотворить молитву из утреннего правила от начала до Отче наш, включительно, и молитву на начало учения.
Молитвослов см… ЦС азбука см…

Прочитать указанные в таблицах тексты Святого Писания, Святое Писание см…
С комментариями:
Иоанн Златоуст «Толкование на святого Апостола Евангелиста Матфея».
Феофилакт Блаженный, Архиепископ Болгарский «Толкование на Евангелие от Иоанна».
Лопухин А.П. «Толкование на Евангелие от Матфея» и «Толкование на Евангелие от Иоанна».

Кратко ответить на вопросы по текстам Святого Писания письменно в Дневнике чтения Святого Писания. В качестве листа электронной тетради для ответов допустимо использовать данную страницу.

Прочитать богослужебные тексты дня с переводом.
Кратко ответить в дневнике на вопросы, используя дополнительные тексты Святого Писания по ссылкам.

Научиться правильно читать богослужебные тексты на церковнославянском языке и объяснять их смысл.
Учебное пособие по церковнославянской азбуке см…

Проконтролировать чтение церковнославянских текстов, в том числе, в небольших группах или в парах в воскресной школе.

Выучить наизусть текст Никео-Цареградского Символа Веры на церковнославянском языке. Учебник церковнославянской азбуки, см…

Повторить уже выученные наизусть тексты, в том числе, Отче наш… и молитву Ефрема Сирина, из молитвослова см….

Прочитать Поучение в Первую Неделю Православия. Триодь постная. Ч. 2. – М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2002. – 384 с. (Чтения Триоди постной). Уставные чтения приводятся в сокращении по творениям «Преподобного и Богоносного Отца нашего Феодора, игумена Студийской обители. Огласительные поучения и завещание», изд. Введенской Оптииой пустыни, М., 1872. В приложении.

Прочитать тексты:
- Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры» и «Определение VII Вселенского Собора» из Хрестоматии праздничных чтений (На праздник Воздвижения Честного Креста. Об иконах), см…
- Никольский К.Т. (1824-1910). Анафематствование (отлучение от Церкви), совершаемое в первую неделю Великаго поста: [соч.] Константина Никольскаго, священника церкви Успения Пресвятыя Богородицы. - С.-Петербург. 1879. – 314 с. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01009794433.

Написать в дневнике ответы на вопросы по этим текстам.

Выполнить электронные тесты (готовятся).

Обсудить ответы на все тексты в воскресной приходской школе, при необходимости откорректировать.

Написать небольшое эссе (при немощи, рассказать устно) на основании Святого Писания и иных богослужебных текстов на одну из тем сегодняшнего дня.

Сдать свою работу на проверку преподавателю, обменяться мнениями с соучениками воскресной школы и в семье… Лучшие работы, испросив благословения у настоятеля храма или у уполномоченного на то преподавателя, опубликовать в блоге, средствах массовой информации прихода, епархии или иных.

Участвовать в богослужении праздника, начиная с вечерни накануне воскресного дня. На литургии вслух со всей Церковью исповедать веру православную, можно читать текст Никео-Цареградского Символа Веры, как и читаются все богослужебные тексты в Церкви, чтобы в волнении не ошибиться.

Дополнительно

Прочитать службу празднику по Триоди постной на церковнославянском языке и, параллельно, в современном толковом переводе. Научиться пересказывать смысл текстов. Обратить внимание на содержание синаксаря богослужения.
Найти в Священном Писании духовные основания богослужебных текстов.
Определить значимость отдельных молитвословий и всей службы для личного духовного роста и спасения.

Описание урока

Урок разработан на основании текстов Триоди постной и текстов Священного Писания, с использованием иной православной литературы. Рассматривается суть богослужения в 1-ю Неделю Великого поста, Торжества Православия. Созидается отношение к Богу, как к Благому, во Христе Спасителе даровавшему смиренным Ему созерцать Себя, Первообраз Небесный, посредством святых образов (икон) земных.  Так пребывая в красоте и силе вероучения и жизни Святой Православной Церкви. Урок состоит из избранных текстов богослужения дня, в том числе, Святого Писания, заданий и тестов.

Предназначается для взрослых и старшего школьного возраста, приступивших к освоению основ Православия. Предполагается активное исследовательское участие учащихся в изучении материала всего курса и урока.

 

Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru

Опубликовано: 2018.02.23
Редакция: 2019.03.16. 2020.03.03. 2021.03.20. 2022.03.19. 2023.03.04

Калашников Ю.В. Триодь постная. Неделя Торжества Православия. Урок. [Электронный ресурс] / Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/tri/1f-pravoslavie.htm (дата обновления: 2023.03.04).

 

ПРАВИЛА САЙТА

© КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2018 - 2023
ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА. ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ