Христос - Мир наш / Каталог / Каталог Арт

 

 
Должно вам родиться свыше

 

Шишкин  Иван Иванович Утро в сосновом лесу 1889
Москва. Государственная Третьяковская галерея


 

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе,
если кто не родится от воды и Духа,

не может войти в Царствие Божие.
Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
Не удивляйся тому, что Я сказал тебе:

должно вам родиться свыше.
Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь,
а не знаешь, откуда приходит и куда уходит:

 так бывает со всяким, рожденным от Духа. (Иоан.3:5-8)

 

... При сем сказал им притчу:
никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.
И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие;
а иначе молодое вино прорвет мехи,

 и само вытечет, и мехи пропадут;
но молодое вино должно вливать в мехи новые;
тогда сбережется и то и другое.
И никто, пив старое [вино], не захочет тотчас молодого,
ибо говорит: старое лучше. (Лук.5:36-39)

 

 1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских.

2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. (Иоан.3:1,2)

Обычная для всех времён ситуация. Начальник народа, облеченный определённой властью, боясь своих же коллег руководителей, втайне приходит к учителю, явившемуся от Бога, можно сказать, к Ангелу Божьему или, в данном случае, к Самому Господу.

… Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию. (Иоан.12:42,43)

Получается, что Бога все эти начальники народа боялись меньше чем окружающих их людей? Тогда возникает вопрос, являются ли они действительно начальниками, впереди идущими, или всё же хвостом у беззакония и прихотей человеческих? Очевидно только, что их вера в Бога довольно искажена, потому что они не знают настоящей силы Творца Всемогущего и Вседержителя. Они не знают Бога сильного, поэтому и сами немощны поступать по своей вере, по правде и закону, и, в первую очередь, по-настоящему веровать. А ведь мы все начальники, большие или маленькие, поставленные Богом руководить, по меньшей мере, своей жизнью. Господь сразу же увидел эту проблему у Никодима.

 

Эта проблема страха и бессилия перед злом сопровождает, в большей или меньшей степени, каждого человека.

 

3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. (Иоан.3:3)

Выходом из плена страха перед грехом, беззаконием, всяким злом и злодейством является принятие гражданства и, соответственно, защиты Царства Божьего*. И есть только один способ стать гражданином этого Царства – родиться там, то есть родиться свыше, родиться от Духа Святого.

4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. (Иоан.3:4-6)

Рождение в Царстве Божьем не физическое явление, а духовное. Человеку не нужно возвращаться в лоно матери, ему нужно прийти к Богу Отцу, который, прикасаясь Духом Святым к духу человеческому, возрождает его от мертвого состояния к жизни вечной. Параллельно духовным идут и душевные процессы, когда Слово Божье, подобно воде, очищает разум человека от заблуждений сопротивления Богу и Его Слову правды и закона. Так рождается и начинает духовный рост дитя Божье*.

7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. (Иоан.3:7,8)

Если человек действительно желает быть свободным, то ему нужно смириться перед Богом, Его Словом, властью и законом, придя к Творцу с претензиями не большими, чем у раба, обрести Отца Небесного и стать Его свободным ребенком, получив возрождение от Духа Святого*. Затем начать жить под руководством Духа и Слова Божьего, а не падшего мира, сатаны или прихотей собственной плоти.

Чаще люди пытаются найти свободу во вседозволенности или став под абсолютную власть других более сильных людей или сообществ. И таким образом становятся рабами своей плоти и падшего мира. Есть заблуждения и другого рода, в желании взять в свои руки власти больше, чем даёт Господь, или извратить её по своему пониманию, а это значит, в реальности, потерять и ту власть, которая была до этих попыток утвердиться посредством самоволия и беззакония, пренебрежения Вседержителем, Его правдой и законом. Это ведет к потере Божьего благословения на руководство и к исчезновению дарованной Им на это силы, в конечном счете, превращая такого горе-руководителя в совсем бессильного на всякое дело добра и правды, подавленного и несчастного. Как, например, это было у учеников, лишившихся своего Господа.

… В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! (Иоан.20:19)

Ученики сидели за закрытыми дверями, пытаясь спастись от преследования, боясь всего и всех. Только, Христос, преданный ими, пришел к ним не со страхом или отмщением, а с миром. Но как пришел, так и ушел, а они снова остались в страхе.

… После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! (Иоан.20:26)

Они снова сидели за запертыми дверями. Потому что без Господа не имели силы противостоять злу окружающего мира. Они жили среди царства тьмы, будучи вдалеке от Царства Божьего, о котором так много учил Господь.

… Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?

7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,

8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. (Деян.1:6-8)

Основа нашей силы не в знании, которое конечно должно быть в нашем разуме и распоряжении, а в Духе Святом, однажды навсегда поселяющемся в сердцах всех, любящих Бога и людей. Только тогда мы становимся детьми Божьими и обретаем способность Его силой противостоять окружающему злу, греху и всякому беззаконию, словом и более всей своей жизнью свидетельствуя о Христе Спасителе Боге нашем.

 

- Господи! Творец неба и земли! Законодатель и Судия, Вседержитель вечный! Прости, что я жил до сего дня по своему разумению. Отныне Ты мой Господь и Бог. Вразуми и наставь меня на путь истины Словом Твоим. Оживотвори Духом Твоим. Соделай меня достойным Твоим дитям. Даруй понимания Твоей правды, закона и благодати. С победой проведи дорогой освящения. Исполни меня всякой благости и счастья. А я буду служить Тебе и славить Тебя вечно.

 

После такой молитвы, сказанной искренне, от сердца, Господь Духом Святым, прикасающимся к духу человеческому, возрождает его к вечной жизни. Так начинается спасение от проклятия и власти греха, обретение настоящей свободы и святости во Христе, исполнение силой Божьей и дерзновением на всякое доброе дело.

 

Как это может быть?

 

 … Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?

10 Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?

11 Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.

12 Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?

13 Никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,

15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Иоан.3:9-15)

Объясняя небесное, Господь говорил о земном, в частности, о том, что происходило при исходе из египетского рабства в Землю Обетованную.

… И стал малодушествовать народ на пути,

5 и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо [здесь] нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища.

6 И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых.

7 И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе.

8 И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив.

9 И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив. (Чис.21:4-9)

Поднятый в воздух на древке знамени медный змей символизирует уничтоженный Богом грех и проклятие за его совершение. Грех – это малодушие человека, недостаточно доверяющего Господу, пытающегося отступить от руководства Божьей правдой и Его законом, пробующего повернуть в «Египет» - царство греха и узаконенного злодейства. Проклятие – это следующая за всяким грехом разруха тела, души, семьи, всего общества и его составных частей или сфер. Распятый змей – это уничтоженное основание греха – руководство желаниями плоти, идеями падшего мира и сатаны, а также его последствия – болезнь и смерть. Чтобы избавиться от наказания за грех, человеку достаточно было с верой посмотреть на этого змея и получить своё прощение, исцеление и жизнь.

Наш грех и проклятие за него взял на себя Господь, пойдя на Голгофский крест, на страдания и смерть, во искупление наших грехов. И чтобы каждому из нас избавиться от греха и наказания за него нам нужно с верой посмотреть на распятого Христа Спасителя Господа нашего, как израильтянам однажды нужно было просмотреть на медного змея, поднятого на древке знамени.

… Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. (Евр.12:1,2)

Для нас приготовлено не только прощение грехов, совершенных в прошлом. Ведь невозможно воспользоваться чистой и самой лучшей водой, сидя по уши в болоте. Поэтому для спасения нам необходимо не только омываться от последствий греха, но и, прежде всего, уничтожить причину этой нечистоты - сам грех. Нужно, во-первых, выйти из грязи греха.

… Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?

4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.

5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения,

6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;

7 ибо умерший освободился от греха.

8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним… (Рим.6:3-8)

Для нас это значит, что мы должны не заниматься починкой своих греховных устремлений, приспосабливая их для новой жизни во Христе, а уничтожить их раз и навсегда, чтобы на этом месте родилось нечто новое – новый внутренний человек. Мы должны соединиться со Христом сначала в смерти, отправив ко Христу на крестную позорную смерть владевшие некогда нами греховные ценности и пути их достижения, навязанные сатаной и падшим миром, и соответствующие свои оценки, желания, требования, а затем слова и поступки. Чтобы потом вместе со Христом воскреснуть, возродиться от Духа Святого, прикасающегося к каждому смиренному перед ним сердцу, возродиться для новых ценностей*, желаний, слов, поступков* и для вечной жизни. И потом, еще не один раз в молитве идти со Христом на крест, неся туда свою буйную или расслабленную плоть, её оживающие вожделения и всё приходящее от падшего мира, пытающееся завладеть нами и повернуть в сторону обратную от святости, чистоты, силы, победы и вечных небесных обителей.

Спаситель же пришел, чтобы даровать нам всю эту благодать.

… Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;

20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,

21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. (Иоан.3:16-21)

Признаком спасения и возрождения человека к жизни вечной является его стремление к любящему его Богу, в Церковь Божью, к свету Божьей истины, к познанию правды Божьей, исполнению Его заповедей и закона, к чистоте и святости. А также к тому, чтобы светить этой истиной окружающему миру.

 

Однако, мы не всегда понимаем, как идти к свету и сиять истиной возрождённого человека?

 

… Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?

34 Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?

35 Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.

36 При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.

37 И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;

38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое.  (Лук.5:33-38)

Ученики фарисеев не понимали, почему ученики Христа не исполняют религиозные иудейские предписания, как это делают они? У них возникала мысль, а не являются ли последователи Христа грешниками и преступниками закона, развращающими народ? Господь отвечает на этот вопрос двумя притчами: о заплате и о винных мехах.

Попытаемся понять смысл этих поучений Господних и возможное для нас применение.

 

О заплатке

 

Посмотрим сначала в Ветхий Завет, на жизнь Иосифа, точнее, на апогей его служения фараону и результаты всего этого.

… Народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого.

22 Только земли жрецов не купил, ибо жрецам от фараона положен был участок, и они питались своим участком, который дал им фараон; посему и не продали земли своей.

23 И сказал Иосиф народу: вот, я купил теперь для фараона вас и землю вашу; вот вам семена, и засевайте землю;

24 когда будет жатва, давайте пятую часть фараону, а четыре части останутся вам на засеяние полей, на пропитание вам и тем, кто в домах ваших, и на пропитание детям вашим.

25 Они сказали: ты спас нам жизнь; да обретем милость в очах господина нашего и да будем рабами фараону. (Быт.47:21-25)

Так Иосиф воспользовался мудростью прорицателя, сначала сделав рабами фараону весь народ египетский, скупив за зерно во время голода у них землю и скот. А затем отдал им семена для посева, чтобы они могли трудиться, питаться, развиваться и платить фараону налог от своей прибыли. И не только народ египетский сделал рабами фараону, но и весь Израиль. … Если фараон призовет вас и скажет: какое занятие ваше? то вы скажите: [мы], рабы твои… (Быт.46:33,34)

Никогда Творец не делает людей рабами, как только за грех или для их испытаний. О ситуации же в Египте Господь так говорит фараону:

… Так как Я простер руку Мою, то поразил бы тебя и народ твой язвою, и ты истреблен был бы с земли: но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле… (Исх.9:15,16)

Чтобы каждый человек и весь народ были крепки, чтобы развивалось их хозяйство, нужны законы и порядок. Нужны мудрые, способные эти законы составить и утвердить, проконтролировать их исполнение, нужна и дальновидная стратегия и разумная тактика, отчасти такая, как у была у Иосифа. Нужна эффективная система налогообложения, законодательство и институты и механизмы его реализующие, стимулирующие народ трудиться и честно платить налоги, укреплять экономику, и собственную, и всего государства. Это то, что должно быть в каждом обществе, в том числе и нашем. Нужна также надёжная система социального страхования, как это было у Иосифа, наполнившего закрома фараона зерном, пригодившимся в трудную для народа годину. Нужно многое*, что изучает и знает современная наука о праве, экономике, политике, международных отношениях, безопасности и так далее… Но всего этого необходимого всё же недостаточно для стабильности процветания и успеха всего народа.

… Стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу. (Исх.2:23)

… В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота. И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль в [земле] Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца. (Исх.12:29,30)

… К утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали на встречу [воде]. Так потопил Господь Египтян среди моря. (Исх.14:27)

Вот такими стенаниями, поражением, разрухой и смертями закончились все реформы, важные и нужные, но которые делали людей рабами человеку, а не Богу. Поэтому Христос и сказал:Никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.

·  Новая заплата – это совершенный закон, «прилепленный» к никчемной одежде превозношения перед Богом, Его правдой и законом; заплата совершенства, приспосабливаемая к жалкому отрепью желаний делать людей своими рабами или становиться таковыми по собственной воле; попытка починить ни к чему не годные потуги владеть тем, что принадлежит другим, вместо того, чтобы трудиться: эффективно и качественно созидать и как следует охранять, помня о Божьих повелениях, чести и долге, о своих профессиональных обязанностях. Поэтому нам важно знать Бога и Его истину в целостности и неповреждённости, чтобы таким совершенством был наполнен наш разум, поступки, вся наша жизнь и её плоды. Нам нужна не новая заплата, а новая одежда, то есть новое естество, возрожденное от Духа Святого. А потом всё остальное, построенное на таком незыблемом основании как Бог и Его Слово в каждом нашем сердце и всей жизни, и личной, и общественной.

 

О старых мехах и молодом вине.

 

Не мудро пришивать к старой одежде заплату из новой ткани, потому что после стирки она даст усадку, перетянет эту часть одежды и быстро оторвется вместе с нею. Глупо пропадёт заплатка, одежда и труд починившего её. Также не мудро вливать молодое вино в старые мехи, кожаный бурдюк, который растягивается при брожении и созревании вина, но может выдержать только один такой цикл. Если же в растянутый однажды мех налить снова молодое вино, то он не перенесет второй растяжки и порвётся. При этом испортится сам и влитое в него вино.

 

·  «Молодое вино» – это человек или целое общество, наполненные их Творцом силой жизни и стремлением к свободе, которую невозможно запереть в старые рамки узаконенного злодейства разного масштаба: уровня одиночек, или их групп со своими правилами, или целого государства, как в случае правления египетским фараоном во времена Исхода. Все такие организации предопределены Господом к уничтожению, для предотвращения большей беды, если конечно, они сами себя не успеют разрушить до наступления профилактики или возмездия Господнего.

… Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном. (Фил.3:19)

… Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие,

2 ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.

3 Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.

4 Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.

5 Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит,

6 и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень. (Пс.36:1-6)

Бог никогда не забывает Своих обещаний и никогда не изменяется. Поэтому, когда, произведя казни над египетской властью и этим явив силу Своей мышцы и правды, Господь вывел Израильский народ из рабства в пустыню, первое, что Он сделал – дал Свой Закон, превратив горечь воды вседозволенности в настоящую сладость свободы (Исх.15:25). Для Израиля, наполненного Богом силой жизни и свободы, не мог быть поместительным Египет с его узаконенным злодейством и служением другим богам, которые суть не боги, а падшие ангелы, над которыми Господь продемонстрировал Свою власть и силу. Для народа Божьего нужна была новая оболочка, новый закон и правила, регулирующие их взаимоотношения как с Богом, так и с ближним. И Господь дал им эти новые мехи, которые должны были наполниться и растянуться под напором играющего вина свободы. Господь дал основания закона, который наполнялся мудростью людей в понимании заложенной в нем правды Божьей и благодати в его исполнении; укреплялся подзаконными актами и традицией; развивался практикой праведности в его применении.

·  «Новые мехи» – это новые правила взаимоотношений, во-первых, человека с вновь обретённым им Богом Отцом и, во-вторых, с окружающим его обществом. Невозможно в старое беззаконие втиснуть новую природу человека и общества, ведомых Вседержителем в Обетованную землю, наполненную Божьими благословениями. Нужны новые мехи: разум человека, обновлённый правдой Божьей; сбалансированная система законов, основанных на Слове Божьем; люди, счастливые от того, что в их сердце обитает Бог, в сознании – правда Божья, а в поведении – праведность.

 

На основании Декалога Моисея и других законов религиозной и гражданской жизни (Исх.20), при Господнем благословении, было разработано множество правил, уточняющих и способствующих реализации этих законов. В то же время, закон и подзаконные акты не учреждаются Господом как самоцель, а являются всего лишь инструментом в достижении основной цели – единства с Богом. Закон в своей сущности подобен указательным столбикам, ограничивающим путь Господень от пропасти греха*.

Одним из таких указателей в продвижении к единству с Богом является пост – внешнее проявление и символ внутреннего смирения человека, согрешившего перед Богом и этим удалившегося от Него, от Его милости и благодати, но в смирении стремящегося возвратиться к своему Творцу. Когда ученики были рядом с Господом, то, конечно же, не нуждались в посте. Такая необходимость возникнет у них только тогда, когда грех разделит их со Спасителем, и появится нужда в возвращении к Нему. Этого не могли понять книжники и фарисеи, наблюдавшие за Христом и Его учениками и обвинявшие их в нарушении закона и развращении народа.

… Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. (Матф.5:17)

Так отвечал им Христос, потому что Он пришел не разрушить законы религиозной жизни, а исполнить их:

… Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте.. (Евр.1:3)

 Господь совершил Собой на Голгофском кресте последнее жертвоприношение за грехи человечества, для очищения его от греха и проклятия, и  заменил Себе обитель, Храм рукотворный на храм души человеческой, сотворенный Им и Им же приготовленный Себе для обитания и жизни вечной для человека.

… Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. (1Кор.6:19,20)

Для христиан даны были заповеди Христа вместо Ветхозаветного церемониального религиозного закона, предназначенного для иудеев, воздвигнутого на вечных заповедях любви к Богу и к ближнему, и на Декалоге Моисея, раскрывающем суть выражения этой любви. Опираясь на них, и на всё Священное Писание, на Его и дух, и букву, христиане призваны были построить каноническое право, устав церкви и церковное служение, а также и правовую систему государства, правила, регулирующие взаимоотношения и в семье, и во всех других сферах и институтах общества.

… К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. (Гал.5:13,14)

Ветхозаветный закон, данный иудеям, не смог уже уместить развивающуюся свободу любить и творить, дарованную во Христе Иисусе, предназначенную для всех людей, независимо от их принадлежности к иудаизму, еврейскому народу, его укладу жизни и традициям. Поэтому он был заменён «новыми мехами» - новым правом и законом - Христианским. Но правда Божья и происходящие из неё заповеди Христа и закон, существуют не в абстрактных идеях или просто на бумаге, они неотъемлемая часть естества Бога, желающего обитать в наших сердцах. Поэтому-то Господь предупреждает нас о нераздельности нашей любви ко Христу, соблюдения Его Слова и единства с Богом, дарующего нам Его обильные благословения.

… Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. (Иоан.14:23)

·     «Новые мехи» – это также и новая природа возрождённого Духом Святым внутреннего человека, и Христианская Церковь, Её каноническое право, Устав и порядок церковной жизни. Предназначены же они для исполнения повеления, данного еще Аврааму, отцу всех верующих в Единого Бога Творца и Вседержителя.

 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. (Быт.12:1-3)

 

Выдержанное вино лучше молодого

 

Христос говорит также, что выдержанное вино лучше молодого.

… Никто, пив старое [вино], не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше. (Лук.5:39)

Это значит, что хороша вновь обретенная свобода в избавлении от злодейского египетского закона или в оставлении церемониального религиозного закона, данного однажды Богом Израилю и окончательно исполненного Христом. Но лучше та свобода, которая из вседозволенности уже вызрела в верховенство права и законность в общественных отношениях, в свободу, отрегулированную правдой и законом Божьим, наполненную Его милостью и благодатью.

·    «Выдержанное вино» – упорядоченная законом свобода, созревшая, чтобы ею можно было наслаждаться по-настоящему. Свобода от заблуждений некогда отделённого от Бога разума человека, в понимании всего величия Божия, силы Его любви и истины, правды и закона, суда и благодати, наказания и милости.

 

… Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.

18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,

19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,

20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,

21 повинуясь друг другу в страхе Божием. (Еф.5:17-21)

Возродившись однажды от Духа Святого, мы призваны исполняться Им, наслаждаться Его присутствием  в наших сердцах и во всей нашей жизни, радоваться Духу Святому:

- не затуманивающему разум, как это происходит от вина, а просветляющему его для понимания Бога, Его творения и всего происходящего в нём;

- не делающего наши помыслы и поступки распутными, как после горячительных напитков, а дисциплинирующему их;

- не затягивающего в наркотическое рабство, а дарующего истинную свободу;

- не толкающему в безответственность, а укрепляющему в понимании долга;

- вселяющему в человека не алкогольную бесшабашность, а истинную смелость на дела правды и добра;

- влагающему в наши сердца блаженный мир и покой, а в слова и поступки - спокойствие и терпение;

- несущему нам не проклятие безумных всплесков энергии и последующей разрухи, а силу, созидающую благословенные для всех плоды;

- дарующего достоинство детей Божьих и возможность всей своей жизнью славить Господа нашего и Бога Христа Спасителя.

 

Ø     Но чтобы достичь своей зрелости, нужно сначала родиться. Как невозможно восстановить, починить вот те сломанные бурей деревья, изображенные на полотне Ивана Ивановича Шишкина, так невозможно исправить человеческую плоть и падший духовный мир, исполнившие своё назначение и приготовленные к уничтожению. А также и всех, которые не оставили грех и нечестие, но прилепились к нему, а не к Спасителю и Его истине.

… Сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя.

11 Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей.

12 Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые… (Иуд.1:10-12)

А чтобы нашим душам не умереть и не быть исторгнутыми из рук Божьих, от Его благодати и милости в неугасимый огонь ада, каждому из нас нужно идти ко Христу со смиренным и раскаянным сердцем, за прощением греха, очищением от его проклятия, устремляясь к блаженству вечной жизни в нескончаемом присутствии Господнем.

1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;

2 о горнем помышляйте, а не о земном.

3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.

4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,

6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления,

7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. (Кол.3:1-7)

Плоть, то есть помыслы и желания тела человека (не само тело), невозможно переделать, их нужно только уничтожить, чтобы на этом месте появились новые благословлённые Богом устремления и цели, подобно как на месте гнилых пней и с корнями вырванных бурей деревьев должны появиться новые молодые побеги, которые со временем достигнут своей зрелости и плодоношения. Этого не понимает мир, живущий во власти сатаны, обманутый его ложью, стремящийся к достижению никчемных целей, пытающийся подреставрировать картоном и раскрасить в цвета жизни то, что давно прогнило. Для этого падшего духовного мира, страстно желающего своей тьмой поглотить нас и всё окружающее нас общество, христианские ценности являются пустотой.

… Мы как сор для мира, [как] прах, всеми [попираемый] доныне. (1Кор.4:13)

Для тех же, кто вкусил благодати Божьей, прикоснулся к великой сладости единства с Богом, поселяющегося в сердцах человеческих, кто может наслаждаться красотой и величием Его правды и закона, суда и благодати также потеряло свою ценность и значение то, что дорого для живущих по плоти, во власти мира греха и беззакония.

… Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… (Фил.3:8)

Так говорит апостол Павел о том, что велико в глазах мира, но ничтожно в глазах Христовых. Оценки Божьи и оценки падшего мира, ведомого сатаной, всегда прямо противоположны. Поэтому каждому человеку нужно однажды выбрать, какой шкалой ценностей и системой оценок пользоваться, Божьей или сатанинской, чьими методами* достигать поставленных целей.

… Праведный верою жив будет; а если [кто] поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но [стоим] в вере к спасению души. (Евр.10:38,39)

Христиане, все дети Божьи, спасённые от погибели и возрождённые для вечности с Господом, обласканные и согретые Его милостью и любовью, ведомые и воспитываемые Его рукой, чем-то похожи на тех медвежат, что изображены на картине. Резвящихся в ласковых согревающих своим теплом лучах уже высоко поднявшегося утреннего солнца. Осваивающих подаренный им мир, в свободе исследуя окружающее пространство и пробуя свои силы, но находясь до времени своего созревания под присмотром неусыпного любящего ока. Они в числе хранимых Богом, ведомых дорогой освящения и укрепления в праведности, чтобы однажды полностью вступить во взрослую жизнь, обрести ответственность за себя и за другие души, за то, что происходит в окружающем их обществе. А затем не страшась противников и всякого зла, но только Господа, с победой пройти назначенный Богом путь, с силой Духа Святого, укрепляющего на всякое благое и плодотворное дело, по Слову Божьему, освещающему наши стези, и во славу Христа Спасителя.

 

«Ратных прогони, мир утверди, страны укроти», а врагам «отгрози», - так Иларион в своей проповеди «Слово о законе и благодати» поучает народ и князей отражать нападения врага, укрощать строптивых, быть грозой для буйных и всем этим хранить мир. И не только поучает, а разрабатывает Церковный Устав, принимает участие в составлении первого отечественного свода законов «Русской Правды», участвует в разработке и проведении реформ в государстве, а 1051 году Ярославом Мудрым поставляется митрополитом в Святой Софии Киевской, первым из славян, а не из греков.

В наших же сердцах такие люди, как  митрополит Иларион, навсегда остаются примером служения Богу и обществу, достойным для подражания современным поколением, стремящимся не только к собственному успеху, но и не равнодушным к судьбам своих современников и соплеменников, к процветанию своего Отечества, к торжеству мира и справедливости во всех народах*. Так как это было в далёкие времена, в частности, в период расцвета Киевской Руси, начавшегося с принятия христианства, создания национальной письменности, формирования правовой системы, укрепления государственной власти, расширения территорий и распространения такого благотворного влияния далеко за границы державы.

 

Так бывает всегда, когда Господь поселяется в сердцах народа и его руководителей, укрепляя их руки на всякое благое дело. Когда находятся мудрые не набивать собственные карманы чужими плодами, а взращивать много новых и свежих, бережно хранить и рационально их использовать. Когда исполненные Духа Святого не разжигают братоубийственную рознь, а творят мир, созидая условия для сотрудничества, приносящего всем пользу и радость. Когда выстраивается не система злодейства, а укрепляется в обществе верховенство права и законность. Когда Церковь и государство идут рядом, плечом к плечу, являя собой прекрасную симфонию единого служения Богу, каждому человеку и всему обществу. Не остаются они без плода, ибо во всем этом прославляют Господа нашего и Бога Христа Спасителя.

 

… Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей. (Ис.41:10) 

Эти слова Божьи звучат для каждого человека, но в полноте реализуются только тогда, когда мы слышим, понимаем и правильно отвечаем на призыв Христа: 

… Должно вам родиться свыше… 

 

 

 

 

© Калашников Ю.В. 2008 Правила сайта