Христос – Мир наш / Каталог / Размышления

Бог – наше сокровище

 

Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. 
И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали:
- Взгляни на нас.
И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. 
Но Петр сказал:
- Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. 
И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и, вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога. (Деяния 3:1-8)

Один из ключевых вопросов данного отрывка – ценности, то, что является для человека особенно значимым из всего окружающего, для чего он живёт, что может удовлетворить максимум его потребностей, в конечном итоге, то, что может сделать его счастливым. Что же является самым ценным для человека? Этот  вопрос для нас один из основных, центральных, стержневых. Не случайно, в философии существует даже целый раздел – теория ценностей (аксиология), от греческого слова «аксио» – стержень.  Достижение определённых ценностей – это основной движущий мотив любого человека, определяющий его жизненные установки, характер, формирующий его как личность. Можно перефразировать общеизвестную пословицу «скажи каковы твои ценности, и я скажу кто ты». Но что же является наивысшей ценностью, из всего, что строит нас, наш характер и определяет поведение?

Конституции многих стран, международные правовые акты определяют высшей социальной ценностью человека. Правда, люди в этом отношении часто бросаются в крайности – от понимания человека, как ничего не значащего винтика в огромной машине общества или, более того, государства, до высшей степени эгоизма, свободного от каких-либо обязанностей, способного продать всё, что только под силу, и мать родную и Отечество, и оптом и в розницу. Ясно, что нельзя ставить одного человека выше, унижая при этом другого, обладающего такими  же неотъемлемыми правами, или выше части, а то и целого общества. Поэтому и ценность одного человека, не может быть больше, в ряду таких же индивидуумов как он. Опять возникает вопрос, что же является тогда наивысшей ценностью?

Слово Божье относит человека к вершине Божьего творения в материальном мире. В Псалме 8 Давид,  прославляя Бога, говорит так:

Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его… (Псалом 8:6,7)

 Слава, честь, руководящая позиция на земле – всё это свидетельствует о высоком положении, подаренном человеку Богом. Красной нитью через всё Священное Писание проходит также безусловная любовь и уважение Бога к человеку, в том числе и отвергшему своего Творца, как Вседержителя, и потерявшему своё совершенство в духовном и физическом плане. Стоит, следовательно, задуматься о Том, Кто подарил  человеку всё, чем он является и чем может гордиться.

Возвратившись к событиям, описанным в прочитанном нами отрывке книги Деяний, можем пронаблюдать, как человек, сидевший при дверях храма, чтобы просить милостыню, надеялся получить, что-нибудь и от апостолов. Наверняка он не рассчитывал на многое, но получил значительно больше своих ожиданий. Он обрёл прикосновение Святого Духа, принёсшего с Собой физическое исцеление. Апостолы при этом были инструментом, который использовал Бог, для того чтобы восстановить полноту здоровья калеки. Несомненно, Пётр и Иоанн были очень важным и нужным, но всего лишь орудием в руках Бога, являющегося конечным и самым ценным благом для любого человека. Но не все и не всегда понимают это.

… Переменил ли какой народ богов [своих], хотя они и не боги? а Мой народ променял славу свою на то, что не помогает. Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды. (Иеремии 2:11-13)

 Устами пророка ужасается Господь глупости народа, который перепутал настоящую ценность – Бога Живого – источник жизни и всякого блага для человека с тем, что не представляет само по себе никакой ценности. Конечно, хромому у дверей храма нужно было сначала посмотреть на тех, кто был сосудом с Божьей благодатью, но как важно было, потом не остановиться близоруким взглядом на половине пути к источнику, из которого наполняется этот сосуд. Как важно и нам не остаться вне Божьего присутствия, а значит и блага, которое оно несёт. Как важно искать и ходить не столько перед лицом человека, ища его благосклонности или поддержки, сколько перед лицом Божьим, лицом того, который дарует каждому человеку и дыхание и жизнь, а затем и делает эту жизнь полноценной и наполненной всяким благом.

Что делать нам, часто «хромающим в жизни на обе ноги», где и как обрести самое ценное из всего существующего?

… Господня - земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней, ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее. Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно, - [тот] получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего. Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова! (Псалтирь 23:1-10)  

Здесь говорится о необычном роде людей, взошедших к высотам в Божье присутствие, стоящих на особом (святом) месте, получающих благословение и милость от Бога. Особенность этого рода людей в том, что они ищут лица Божьего. И они знают одно важное условие плодотворности таких поисков – невинность рук, чистота сердца и правда в устах.

Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? - Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? - Господь сил, Он - царь славы. (Псалом 23: 7-10)

Как сильный Царь-воин, требует от осаждённого города открыть (поднять) ворота и сдаться на милость победителя, так и Господь, обращаясь к нам, призывает в смирении перед Ним открыть свои сердца, чтобы впустить туда Вседержителя, как хозяина и Вечного Владыку, чтобы Он принёс с Собой благо в нашу жизнь, возвратив всю её полноту и ценность. Чтобы Он восстановил в нас Свой образ, изуродованный грехом, чтобы сделал из побеждённых победителей, из немощных – сильных в Боге на всякое доброе дело. Как победитель ада и смерти, Господь вошел в небеса по Своём воскресении, также Он должен войти и в наши раскаявшиеся и ищущие Его лица души, чтобы царствовать там вечно.

Апостолы попросили хромого сначала посмотреть на них. Важно, и нам внимательно наблюдать и слушать наших наставников, учителей, родителей, пасторов, руководителей которые поставлены Богом, чтобы научить нас мудрости и порядку – Божьей правде. Но важнее всего, самим нам искать понимания воли Господа, чтобы понять Его отношение к нашим поступкам и к нам и обрести Его благодать и милость. Важно также и всякому руководителю помнить о том, что его поставил на это место Господь, и его призвание, ходить перед лицом своего Владыки и учить этому своих подчинённых, учеников или последователей так, как это делали апостолы. Чтобы также как исцелённый хромой, получив благодать от Господа, каждый из нас, поблагодарив за труд человека, затем хвалил Бога и воздавал Ему всю честь и славу. И чтобы каждый из нас всегда помнил, что самым ценным сокровищем является наш Бог. Он, обитая в наших сердцах, ищущих Его лица и по правде ходящих пред Его очами, может сделать самыми благословенными и счастливыми из всех людей. Только бы мы слушали, могли услышать и понять, а затем и подчиниться призыву Господа:

 

Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные,
и войдет Царь славы!  Кто сей Царь славы?
- Господь сил, Он - царь славы.

 

 

 

 

 © Калашников Ю.В. 2006  Правила сайта