Христос – Мир наш / Каталог /

 

 

Идём к свободе

размышляя над притчею Христа о блудном сыне

по тексту Евангелия Луки 15:11-32

 

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. (Лук.15:11,12)

Наследство обретается только после смерти его владельца. Значит, потребовав свою часть богатства, младший сын как бы сказал отцу: «Ты умер для меня и ничего уже не значишь». Это звучит горьким оскорблением для родителей. Хотя в римском праве и существовал институт эмансипации (от манус – рука), то есть освобождения сына из-под властной руки отца – домовладыки, что требовалось в случае, например, избрания его на руководящую должность в органы государственной власти. Но при этом эмансипированному сыну не выделялось никакое имущество. Кроме того что отец стерпел оскорбление, он еще пошел на нарушение закона того времени, за что мог быть наказан своими односельчанами, свято чтившими порядок.

По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. (Лук.15:13)

Его отец не был тем, кто не уважает закон. Имея больше хозяйство, он эффективно управлял им. Там была дисциплина и благоустройство. Это как раз и смущало молодого отпрыска. Имея свою часть наследства, ему хотелось распорядиться ею по своему усмотрению, в свободе от традиций и закона, от хозяйственного порядка, который единственно ведет к успеху, плодотворности и процветанию. Но, находясь в доме отца, он не мог реализовать свои «новаторские планы» и провести хозяйственные «прогрессивные эксперименты». На либеральную революцию дома у него не хватало сил, и поэтому он ушел осваивать новые территории.

Вернёмся все же к основному вопросу:

- Почему отец позволил всё это, хотя вполне мог воспрепятствовать такому повороту дел?

Ответ вытекает с понимания сущности любви.

Любовь Божья и Отцовская. Что это значит? Как не… в высшей степени уважение к личности, даже ребёнка, желание сделать его не бессмысленным существом, безропотно подчиняющимся чужим приказам и собственным животным инстинктам, а думающим, умеющим делать осознанные поступки, предвидеть их последствия и нести личную ответственность за их результаты. Так поступил однажды Господь Бог с первым человеком.

И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Быт.2:15-17)

Творец всего не оградил древо познания добра и зла непреодолимым препятствием, а заповедал Адаму не вкушать плода его и хранить его. Также и мудрый отец не наказал взбунтовавшегося младшего, но уже достигшего совершеннолетия, сына, оскорбляющего его требованием наследства у живого, как после умершего. Он умалил действие Своего всемогущества, чтобы возвеличить важнейшее – ЛЮБОВЬ, и в этом открыл Его истинную силу.

Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться… (Лук.15:14)

Распутная, беспорядочная жизнь бесплодна по определению. Она похожа на раковую опухоль в теле человека, разрастающуюся за счет живущего, но уже потерявшего иммунитет, организма и уничтожающую его своей бесполезностью, истощая его ресурсы и не давая существовать нормально, по правилам, установленным Творцом и заложенным Им в генах. Если к такому больному организму не прикоснётся рука врача, то он, в конце концов, превратится в сплошную гнойную массу. Так происходит и в обществе, отвергающем Бога и Его правду, забывающем святость и незыблемость законов, установленных для человеческих отношений их Творцом. Нищета духовная, пренебрежение Богом и Его силой, правдой и любовью, заповедями и законом, после истощения ресурса, заработанного отцами, всегда заканчивается нищетой разума и тела, семьи, государства и всего общества.

За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона. (Мал.2:9)

Люди могут сочинять страшилки, чтобы добиваться от других удовлетворения своих вожделений. Только Господь не выдумщик, а Творец всего Источник всякой мудрости и ведения, наделяющий человека и общество талантами и огромными ресурсами, но не позволяющий использовать их на погибель всего народа. Как Он предупреждает, так и поступает в Его Промысле всего мира и Спасении верных. Так случилось с блудным сыном, так происходит и с каждым, отвергающим Бога и Его правду, неизменно попадающим в разруху и ничтожество.

… И пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. (Лук.15:15,16)

Любовь падшего мира. Что это? Как не... в высшей степени эгоизм, стремящийся к собственным удовольствиям за счет ближнего, которого таким образом «любят». Но такого рода «восторг» мудростью, красотой, предприимчивостью, добротой, особенной щедростью… прекращается вместе с истощающимися богатствами «кумира». Поросят еще только откармливали рожками, чтобы потом употребить в пищу, а «юную звезду» уже использовали сполна. Людей там, к счастью, не ели, поэтому и к свиному корыту «блудного сына» уже не допускали. Он мог питаться только тем, что находил вместе со свиньями на пастбище.

- Произнося или слыша особенное в нашей жизни слово – ЛЮБОВЬ, как же не перепутать благодатную любовь Божью с рожками мирского себялюбия, откармливающего себе того, кого еще можно как-то "употреблять в пищу"?

- Очень просто. Нужно только смотреть не на красивые обертки сверкающей и манящей витрины греха, а немного глубже, и не просто в сальных фантазиях под одежды или в современном оснащении под кожные покровы, разглядывая и внутренние органы, но смотреть на отвратительную суть греховной фальши, скверн и беззакония. И видеть, к тому же, грядущее проклятие и смерть. И не у имиджмейкеров брать уроки натянутых улыбок, а учиться радоваться и любить у Отца Небесного и совершеннейшего педагога и человека – Христа Спасителя.

Чтобы ребёнок не вылил на себя чайник кипятка, мудрые и любящие родители позволяют ему слегка прикоснуться к этому горячему сосуду, показывая, как это будет больно, если небрежно относиться к нему. Позволив случиться малой беде и немного пострадав вместе с «несчастным» ребёнком, таким способом его научают правильному поведению, поведению по правилам, по закону, чтобы предотвратить большую беду и не вкусить настоящего горя, и не лить потом слёзы долгие годы, если не всю жизнь, обвиняя в проблемах кого угодно, только не себя.

Так делают, чтобы продемонстрировать цель закона – сохранность от разрухи и смысл его соблюдения – достижение настоящей безопасности и успеха. Так ребёнок учится соблюдению правил, по личному убеждению, всегда хранимому в своём сердце, а не по чьим-то приказам, «мешающим» реализовать подаренную Богом свободу. Хотя не редкость и действительное покушение на свободу. Но в том и мудрость, чтобы научиться отличать свободу от вседозволенности.

Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. (Лук.15:17-19)

Это был поворотный первый верный шаг к пониманию свободы и правил пользования ею.

К сожалению, не редки случаи, когда родительский дом не является тем местом, куда хотелось бы возвращаться. Не так было у отца того «блудного сына». Порядок, справедливые законы, поддерживаемые силой любви и мудрости домовладыки, приносили достаток в хозяйство, а любовь не к этому достатку, а к сыну, ради зрелости которого отец-то и пожертвовал частью своего имения, влекла сердце мятежника домой. Теперь он убедился, что порядок в доме – не продукт прихотей отца, а отражение правды Божьей, наполняющей их семью Божьими благословениями.

Горечь осознания своего омерзительного положения, не столько запаха свинарника и вероломства нечестивых, сколько коварства собственных греховных нечистот, как это бывает, сладковато подташнивая и тяжко сжимая грудь, поворачивала его полный слёз взгляд домой, теперь уже в смирении, раскаянии и с надеждой. Позади оставались «прелести» вседозволенности, надменности и беспечности. Теперь он знал, куда нужно идти. Да и выбора другого не было. Впереди лежала дорога в отчий дом.

Встал и пошел к отцу своему… (Лук.15:20)

А что же отец? Наверняка, каждый из нас, хотя бы один раз, испытывал чувство долгого ожидания.

… Залаял пёс во дворе – и глаза уже в окошке, не долгожданный ли гость явился?
... Нет, просто пробежал кот.

… Громыхнул где-то на первом этаже лифт – и слух со всем естеством уже у двери…
... Звонок!!! Но к соседям.

Так и в той далекой степи. Утром ли, выходя на работу, в жаркий ли полдень, после сытного обеда, или когда по небосводу уже рассыпались звёзды, всякий раз взгляд отца устремлялся туда, где в дали пыльной дороги, однажды, скрылся его сын. Ушел туда, где царствует зло и обман, где долг и честь ценятся как ничто, где если и сострадают и любят то больше себя, откуда в живых возвращаются не часто. Может быть проходили дни, месяцы и годы, а дорога была пуста… Лишь изредка могло проскольнуть перекати поле или промчаться стая сайгаков. И только однажды… после уже ставшего привычным взгляда на край горизонта, что-то вдруг ёкнуло в груди, старческие дальнозоркие глаза прикипели к небольшой точечке, превращавшейся на извилинах дороги в знакомый силуэт… и через мгновение ноги уже сами неслись по утоптанной земле.

… И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. (Лук.15:20)

В памяти промелькнули бессонные ночи у детской кроватки, сбитые в кровь колени ребёнка, радость видеть окрепшую стать взрослеющего юноши, затем боль расставания… И вот, счастье снова обнимать родную кровинку.

«Прости отец согрешил я против неба и пред тобою…», - шептали дрожавшие потрескавшиеся губы. Худоба, благоухание «ароматов» совместного пребывания в коллективе поросят, потёки грязного пота. Язвы неухоженного тела и аппликации не розовых лепестков, а экскременты его полевых сотоварищей, взбитая копна какой-то растительности на голове, уже обжитой насекомыми. Всё это может смутить и оттолкнуть кого угодно, только не счастливого отца, обнимавшего и целовавшего вернувшегося сына.

Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. (Лук.15:21)

Первое, что понял сын – Божественное происхождение порядка, правил, закона, и что нарушение всего этого – грех, во-первых, перед Господом неба и земли.

Второе - что он совершил по отношению к отцу скверный предосудительный, нечестивый проступок непослушания и неуважения.

Третье - что у него уже нет никаких сыновьих прав, не говоря уже о каких-то претензиях.

Это небольшая поучительная для нас история о том, как воспитывать детей свободными от греха, как ждать, как возвращаться и как встречать данных Господом близких и любимых. Но это история не только о взаимоотношениях между людьми, это еще и иллюстрация того, как Великий Бог принимает своих заблудших детей, живущих вдалеке от Того, Кто любит и ждёт по настоящему, откуда до сих пор часто звучат слова Христа Спасителя:

… Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Лук.13:34)

И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих… (Лук.19:41,42)

А что обо мне? Радуется Господь, обнимая, или до сих пор плачет, ожидая из далёких странствий?

Одно можно сказать точно – Творец и Отец наш Небесный любит и принимает каждого из нас, как своего ребёнка. Его взор всегда в ту сторону, где всё еще бродит своими путями Его блудное дитя.  

Отец ждёт.

Мы же, когда идём к Богу как к Царю, «с повинной», то оказываемся в объятиях Отца, дождавшегося своих заблудших некогда детей. Если наоборот, приходим с претензиями сына или проходим мимо, вообще не обращая внимания, то это значит, что еще не все таланты и дары Отцовские мы растратили на пустое времяпрепровождение, не все силы пустили на ветер. Это значит, что такому «свободной» душе с её «правами человека» в руках, как с водительским удостоверением, но только для передвижения в гнойном болоте греха, еще только предстоит побывать у своего «корыта».

Хорошая же новость во всём этом, что ещё есть время и шанс возвратиться. Говорят, лучше учиться на чужих ошибках, в реальности же выглядит так, что хорошо бы… не повторять своих… и десятки раз подряд. А Благая Весть, Евангелие Царства, в том, что очнувшаяся от глупости душа может прийти обратно из мятежа к Царю, но в покаянии и в одеждах святости, полученных со Креста Христова.  

В сердце же Царя и Отца Небесного всего одно желание, видеть и принимать возвращающихся некогда блудных сыновей и дочерей.         

… И начали веселиться. (Лук.15:22-24)

Радость – это результат долгожданной встречи, достижения давно поставленной цели и конца трудного к ней пути. Радость может быть обманчива и быстротечна, сродни надменности и, безусловно, ведёт к падению, когда в ней нет Бога и перед Ним смирения. Но она никогда не заканчивается и называется блаженством, если венчает встречу человека с его Творцом, Который помогает во Христе и Его Церкви пронести это счастье единения через все препятствия и падения, трудности и скорби… и, конечно же, через все победы нашего земного пути.

Это блаженство единства с Богом, обретаемое в жизни нынешнего века, движит каждого из нас через все её испытания, земные радости и горести, чтобы однажды ввести в полноту неизреченной и неописуемой радости вечных небесных обителей. И нам предназначено не только самим вкушать это наслаждение хождения в Боге, но и указать путь истины всякому жаждущему и ищущему, часто, еще идущему в противоположном направлении. Мы призваны проповедать Евангелие спасения каждому, во имя Господа нашего Христа Спасителя.

«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет, - говорит Иоанн, созерцающий святый Небесный город Мира и наши взоры направляющий туда же, с пути земного на город, - новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. – Евангелист душа Божия, слушающий Христа и наши души научает слышать Его глас, - се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. - Говорит Господь пророку и каждому из нас, - Напиши; ибо слова сии истинны и верны. - Всем же верным слышны вечные слова Христа, звучащие с Креста, - Совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.21:1-8).

Вечная радость небесных обителей начинается здесь и сейчас. Но, как мы уже заметили, рядом с нами два типа радости, вернее, радость истинная, совершенная и её заменитель, подделка. И нам нужно сделать правильный выбор. Потреблять суррогаты в упаковке, притягивающей взор, ласкающей самолюбие, возбуждающей амбиции или принять, с первого взгляда, невзрачное повествование о вечной жизни во Христе и Его Церкви, но в будущих плодах – истинную драгоценность.

Рядом с каждым человеком, кроме Евангелия спасения, всегда достаточно звучит странных голосов. И сладких, и властных, зовущих к «свободе» от традиций и закона, и к новому порядку, к «прогрессивным» экспериментам в отношениях с ближним и к модернизации жизни Церкви, к современному общению с Богом. Источник их нам не безызвестен, это тот, который однажды подумал, что быть Богом, значит делать всё, что придёт в голову. И ему захотелось поставить свой трон и падший разум на одном уровне с Божьим. О нём устами пророка Иезекииля говорит Господь:

… Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония.
От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней.
От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор.
Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя.
Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки... (Иез.28:15-19)

Это сатана, богопротивник, совращающий детей Божьих с путей истины и правды Божьей во вседозволенность беззакония и греха, ведущего к проклятию. У него достаточно последователей.

… И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства,
так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,
злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.
Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют. (Рим.1:28-32)

Они могут даже называть себя пастырями Божиими, однако растят народ не по красоте Христа, спасающего человека от власти греха и беззакония, а калечат, особенно молодые, еще неутверждённые души, по образцу своей собственной необузданности и душевного уродства, извращенного понимания свободы и благодати Божьей во Христе. Ведут не в Церковь Христову Православную, а в сеты блудных от Неё, ушедших на вольные хлеба и туда же увлекающих не утвержденные в Боге души, в конечном итоге, неизменно, к «свиным рожкам» и их коллективам сего или будущего века.

Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. (Лук.15:1,2)

Совместная трапеза в древности обозначала больше, чем просто приём пищи в одном месте разными людьми, она свидетельствовала об их уважении друг к другу, миролюбивых отношениях и устремлениях. Поэтому фарисеи удивлялись, как человек, называвший себя Сыном Божьим, может есть вместе с грешниками, людьми, противящимися Божьим повелениям. Будучи ревнителями закона, они уничижали тех, кто не был такими «совершенными», как они, забывая, что полнота совершенства в любви к ближнему и к Богу, инструментом проявления и достижения которой является закон. Но для многих из них Закон Божий был инструментом уничтожения ближнего, его чести, достоинства и самой жизни.

Христос Спаситель же приходит к грешникам, чтобы даровать им святость от Творца, прощение за грех с Голгофского Креста, и чтобы вернуть их на пути истины и жизни. А когда спасается хотя бы одна душа, то об этом радуются все небеса. О чем свидетельствует всё Писание. Например, притча о найденной овце:
- Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. (Лук.15:3-7)

О найденной драхме:
- Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся. (Лук.15:8-10)

О и нами переживаемой сейчас радости при встрече блудного сына, возвратившегося домой, в послушание Отцу, Его любви правде и закону.

Лицемеры, прикрывающие свою любовь к беззаконию, ненависть к людям и непослушание Богу маской фарисейства, также легко и расстаются с ней, меняя её на лозунги «свободы во Христе», чтобы уже не стесняясь и с полным набором «прав», открыто идти в компанию грешников. Только не для того, чтобы нести туда чистоту и святость послушания Богу, как это делает Христос Спаситель, а чтобы, уже не таясь, утолять жажду по зловонной жиже греховного болота. Делают это они сами ненасытно и других активно приглашают разделить с ними их эту радость, в их, как иногда говорят, «динамичном», а точнее, буйном и разнузданном, «служении», подобно безумной силе динамита, рушащего порядок духовного, в том числе, церковного устройства и его благословения для детей Божьих.

Им суд у Господа готов, но речь сейчас о нас, о нашем выборе и радости, которую мы ищем. Что вожделенно для нас? Безрассудно «радуясь» расходовать подаренные Творцом таланты, пренебрегая заповедями и порядком Божьим, и потом пожать разруху глупости, или употребить всё, данное нам Господом, по Его воле, правде и закону, на благо ближнего и во славу Божью, и так обрести Отцовские благословения и радость вечную?

Господь ожидает и принимает нас такими, как мы есть сейчас, потому что улучшаться своими силами не получалось ни у кого и никогда. Только Отец может простить наш грех, подарить чистоту и святость, созиждить праведность. И ожидает нас смиренными принять Его труд и дары.

Отец сказал рабам своим:
- Принесите лучшую одежду и оденьте его (Лук.15:22)

Только у Отца Христа Сына Божия есть для нас чистая и самая лучшая одежда, облачения праведности, которую Он дарует Своим возвращающимся детям.

… Придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят (Ис.1:16-20).
Так от века Господь призывает нас к Себе на беседу, чтобы очистить от грязи грехов, спасти от неизбежной после них разрухи и за них кары и даровать возможность наслаждаться благами земли. Это есть радость совершенная и путь послушания Богу, на котором она обретается.

Иисус же одет был в запятнанные одежды и стоял перед Ангелом, который отвечал и сказал стоявшим перед ним так: снимите с него запятнанные одежды. А ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные. (Зах.3:3,4)
Так Ангел Господень переодевает ветхозаветного священника Иисуса, меняя его запятнанные грехом одежды на одежды торжественные, одежды чистоты и праведности, и восстанавливая в его священническом служении народу, вернувшемуся из вавилонского плена.

Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. (Гал.3:26,27)
Так и мы отдаём в покаянии свои запачканные грехом одежды проклятия на крест Христу, облекаясь в подаренную Им чистоту праведности и благословения, чтобы жить в радости и счастье служения Богу и людям. Всегда внимая словам Христовым в апостольских устах:
«Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» (Откр.3:5).
Чтобы затем в каждый миг покаяния каждому из нас можно было непременно созерцать себя, одетого в одежды Царства Божия, и пребывать в них пред лицом Господним вечно.

… И дайте перстень на руку… (Лук.15:22)

Этот перстень, даруемый Отцом вернувшемуся сыну, не просто украшение, а личная печать Домовладыки, предназначенная для удостоверения всех заключаемых Им сделок. И свидетельствует этот дар о полученной от Отца власти, представлять Его в обществе и совершать от Его имени труд. Что было в замысле Отца от сотворения мира и затем прозвучало в Его заповеди: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28).

Так Творец наделил Адама и Еву, а в их лице и всё человечество, властью над всем Своим творением. Но первый человек захотел более данного ему Богом, пожелав стать как Бог. В результате, он стал не как Бог, а как сатана, накануне также подумавший о себе более, подаренного ему Создателем. Он не достиг желанного, а потерял и то, что имел, а потом увлек ложью за собою и Адама, с аналогичным результатом.

Смотря на одного и другого, а также на всякую отступившую от Бога душу, Господь говорит:
- В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви - покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему" (Ис.14:11-14).
Это, во-первых, о падшем ангеле, пожелавшем превознестись над окружающим его творением Божьим, но очутившимся в самой глубине нечистот.

И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни. (Быт.3:23,24)
А это уже об Адаме, то же самое и с тем же результатом, что и у его нового, в отвержении Бога, руководителя.

Далее видны не лучшие картины.

Как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. (Рим.3:10-12)

И о современном мире у Господа мнение не лучше. Но если мы не верны Богу, то Он всегда остаётся верен нам. «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис.49:15), - уверяет всякую душу Господь и прикасается к нам Духом Своим и Словом. В готовности всегда принять любого грешника с покаянием, чтобы омыть, очистить от греха, укрепить силой мудрости и любви,  наделить властью над своей жизнью и над теми уделами в обществе, где нам должно употребить её по Божьим правилам, для исполнения порученного Им труда, во имя и славу Христа Спасителя и Бога.

- А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин.1:12,13), - повествует Евангелист Иоанн.

Стать детьми Божьими, восстановленными Христом в сыновьих правах, - это первый шаг жизни и последующего взросления, начинающегося с покаяния и возрождения от Духа Свята. Чтобы затем из желторотого с огромным клювом птенца, умеющего только  хорошо просить и властно требовать, однажды возрасти в ответственного труженика, похожего на своего Отца Творца и Промыслителя. И, в своей зрелости, из Его рук не только беззаботно питаться, но и получить власть творить Его волю и труд в своей жизни, во всех её сферах. Взять из рук Божьих всё, не больше и не меньше, но чтобы ходить в присутствии и благословении Божьем сейчас и во всей вечности, достойно исполняя Его дело.

А отец сказал рабам своим… дайте перстень на руку его и обувь на ноги… (Лук.15:22-24)

Если перстень является инструментом власти, то обувь позволяет комфортно и легко передвигаться в процессе её реализации и труда. И то и другое вернувшийся сын получил только потому, что теперь отец был уверен в его послушании.
- Но чем же предстояло ему заниматься?
- Судя по максимально возможным полномочиям – ему предстояло быть «правой рукой» отца-домовладыки, чтобы приумножать и укреплять хозяйство, а тем самым и распространять добрую славу об отце, которая в любом порядочном обществе является одним из главных условий процветания и успешного труда.
- Что делать дальше, куда и как двигаться? - Подобные размышления были и у апостолов, когда они находились рядом с воскресшим Иисусом Христом, учившим их о Царстве Божьем.

Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря:
- Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
Он же сказал им:
- Не ваше дело знать времена или сроки,
которые Отец положил в Своей власти,
но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой;
и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. (Деян.1:6-8)

Из слов Христа вытекает, что сила, как ни странно, оказывается, происходит не от собственного царствования и властного положения в обществе, а от Духа Святого, наделяющего верных от Его Всемогущества полномочиями власти и способностями для её реализации. Чтобы в исполнении труда Христова, всей своей жизнью мы могли свидетельствовать о Спасителе, о Его чудных качествах и благих делах для человеков. Тем самым жизнью проповедовали Евангелие Царства Божьего.

Бог сотворил это Царство Словом Своим, по Своей воле и сейчас поддерживает в соответствии со Своим Законом, открывая  людям высокие стандарты отношений в обществе, между собой, и со своим Творцом. Исполнить эти требования и достичь совершенства, эталона чистоты и святости, не удавалось еще никому, поэтому все достойны осуждения и смерти, по своим делам. Но это не Евангелие Царства, это – часть Закона Царства, а Евангелие (Благая весть) Царства в том, что можно избежать этой кары по любви и милости Царя Бога Вседержителя, служением Христа на Кресте и одесную Отца. Нужно только вернуться под Его власть «смирёнными сынами» и еще раз услышать заповедь, данную Творцом Адаму в подаренном ему Едемском саде, «возделывать его и хранить его» (Быт.2:15).

Возделывать – на латыни звучит как «культивировать», то есть упорядочивать, созидать культуру. Для нас это значит возделывать порядок в нашей жизни, внутри и вне нас, хранить его от возможных разрушителей, ведомых духами падшего мира. Получать плоды и вкушать от них, чтобы жить и трудиться далее.

… Приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться… (Лук.15:24)

Отец, наделяя сына властью и ответственностью за исполнение возложенного на него труда, оснащает еще его и соответствующими необходимыми ресурсами. Откормленный телёнок – хорошее подкрепление, чтобы и повеселиться не на пустой желудок и затем, восстановив силы, идти и трудиться. Также происходит и в нашей жизни. Только нужно еще понимать, как обрести и достойно потребить хлеб насущный, посылаемый нам Господом по нашим молитвам?

Сына пригласил на пир отец, и нас зовёт мудрость Божия вкусить её плодов.

Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских:
- Кто неразумен, обратись сюда!" И скудоумному она сказала: "идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума. Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого - пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание. Начало мудрости - страх Господень, и познание Святаго - разум; потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни. (Прит.9:1-11)

Как это странно ни выглядит, но далеко не все откликаются на приглашение Господа, прийти к Нему и к Его мудрости на пир. Но и приходя после достойно трудов, затем могут уничижать явившихся туда несовершенных.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. (Лук.15:25-32)

Подобные истории часто происходят и в нашей жизни. Отчасти, потому что Бог видит сердце человека и может сразу определить произошли там перемены к лучшему или нет. Для окружающих людей же это закрыто. Грешник, покаявшись перед Богом, мгновенно получает у Него прощение и чистоту в отношениях с Ним, превращаясь из преследуемого Им преступника (грешника) в Его дитя, обогретое Отцовской любовью и защитой. Между прощенным человеком и Богом остаётся чистый лист, омытый Господом от длинного списка грехов и проклятия.

Но перед окружающими обратившемуся к Богу грешнику еще много предстоит потрудиться, чтобы переписать свой «послужной лист», как бы висящий на груди, и заслужить доверие и уважение, которые можно потерять в одно мгновение, а восстанавливать приходится подчас всю жизнь. Только размышляя так, человек смиряется с недоверием к нему общества, потому что и сам, не достигнув духовной зрелости, склонен превозноситься над теми, кто поступает еще не так верно, как следует в соответствии со Словом Божьим.

Христос предупреждает нас и о такой крайности:
- Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лук.18:9-14)

В этих словах Господа открывается как бы программа минимум – не превозноситься над падшим грешником, но быть рядом с ним, как Христос Спаситель с нами, и намного выше его греха, как Святый и Превознесенный в Небесах. Сам Спаситель пришел к нам участвовать не в наших греховных делах, а в нашей жизни, чтобы спасти нас от греха и следующего за ним проклятия. Этого как раз и не могли понять фарисеи. Да и чем же они тогда отличались бы от блудников по плоти, разуму и делам, если не внешним видом и демонстративным отделением от тех, которые делали то же, но открыто? О них Господь Говорил:

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. (Мф.23:27,28)

У Христа было всё наоборот, как и в Его Церкви Православной, если от внешнего присмотреться пристальнее, – «ни вида, ни величия», но немеркнущее в веках сияние внутренней красоты, любви и заботы о душах Отца и о нас с вами. Что можно видеть не только на страницах Священного Писания, но и рядом, в тех людях, сердца которых являются обителями Духа Христова. С которыми всегда тепло, если не отворачиваться от Господа к другим «источникам», и светло, если смотреть в одном направлении – ко Христу и Его жизни вечной. Вернувшийся сын, это уже понял, он был рядом с Отцом, в его объятиях и за одним столом, вкушая самое лучшее, что было у Отца. И сиял Его славой. Как и Церковь вечно сияет вышнею красотой, смиренным открывающейся шаг за шагом её глубиной, силой, мудростью и любовью Божией.

Раздумывая над затронутой темой, пытаясь стать на разные точки зрения в подобных ситуациях, каждый из нас может задать себе и о себе длинный ряд вопросов. А найдя на них Библейские ответы, непременно станет лучше понимать пути Господа и тех, которые служат Ему, обязательно сможет достойно, счастливо и с победой пронести по жизни свой Крест и Божью славу. И с Богом, не завидуя, более успешным в катом-то деле, а тем более, во грехе, или благодати Божьего прощения недавних грешников. Слушая слова Отца:
- Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. (Лук.15:31,32)

Был мёртв и потерян. Для кого? Конечно для отца, для него же и ожил, для него и нашелся. Но не сам по себе. Сыну хватило разума  только на то, чтобы не забыть дорогу домой, а всё остальное сделал отец: воспитывал, отпускал, ждал и принимал. Всё это сделал с великой мудростью и получил сына, перенявшего её в свою жизнь.

И к нам Божия мудрость не устает обращаться и всегда призывает искать её:
- У меня совет и правда; я разум, у меня сила. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли. Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня… (Прит.8:14-17)

Вот этой мудростью отец и управлял и начальствовал в хозяйстве, где было много работников, ею узаконил правду Божью в своей семье, и в самой её глубине – в сердцах своих детей. Теперь, некогда заблуждавшийся сын понял, что нужно не убегать от порядка в обманчивую вседозволенность, так называемый либерализм, а созидать свою жизнь по Слову Божьему так, чтобы быть готовым достойно с победой пройти любые испытания, быть плодотворным и счастливым и во всём этом славить своего Небесного Отца.

Нам бы тоже не обмануться насчет прелестей вседозволенности или организации жизни по своим похотям, а не по Слову Божьему, чтобы не пожать разруху проклятия и вечную смерть в никогда не проходящем посрамлении и муках. Нужно только вовремя «прийти в себя», как однажды блудный сын, и начать узаконивать правду Божью в своей душе и жизни, а затем и далее в своём окружении, обрести во Христе и Святом Православии истинную свободу, а потом благодатью Божией нести её в мир, быть успешными и плодотворными, побеждающими и во всём славить Господа Бога Христа Спаса нашего.

 

В завершение размышления присоединимся к словам псалмопевца:
- Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!" Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен;
щит и ограждение - истина Его... (Пс.90:1-4).

 

 

 Редакция 2012.02.12; 2013.03.04

 © Калашников Ю.В. 2008, 2012, 2013  Правила сайта