ПРАВЕДНОСТЬ И МИР  электронные материалы журнала  лицевая / культура / ЦПШ / орг / план

 

 

В новолетие 2011 года со школой в каждом приходе

Курс 1. Основания веры

Модуль 1. Слово Божие (Методическая разработка)

(12 часов аудиторной 55 часов самостоятельной работы)

 

 

Введение

Тема 1. Слово Божие – Бог и Божие Откровение

Тема 2. Слово Божие – Священное Писание

Тема 3. Слово Божие – Священное Предание

Тема 4. Слово Божие – славящее Бога Его творение

Тема 5. Слово Божие – нисшедший с небес Сын Божий

Тема 6. Слово Божие – говорящий в верных Дух Святый

 

 

 

Введение

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. (Ин.1:1-4) 

Творец всего видимого и невидимого создал всё из ничего, наполнил посредством Своего Слова и Духа Свята особым содержанием жизни всё существующее. И сейчас, как Вседержитель и Отец Небесный, совершает попечение обо всём Его создании, пребывая везде и пронизывая всё, но не сливаясь с творением, а упорядочивая и наполняя его жизнью, особой энергией и светом. Также созидается и человек, призванный Создателем всегда быть с Ним, во Свете Его присутствия и благ вечной жизни.

Увидеть, понять, приблизиться и обрести единство со своим Творцом и Спасителем, Небесным Отцом должен каждый человек. Заботится же об этом Сам Бог, открывая Себя через Церковь Свою Тело Христово, научающую души вере и жизни во Святом Православии, и всё творение Божие, являющее славу Господню. Сделать первый шаг в этом направлении, а для кого-то укрепиться в нем, помогает разработанный в рамках Базисного учебного плана «Основы Православия» модуль «Слово Божье».

Построен он на основании Священного Писания и Предания Православной Церкви. В процессе освоения данного модуля предлагается чтение Священного Писания, Творений Отцов и Просветителей Церкви, использование современной вспомогательной методической литературы, выполнение самостоятельной работы, участие в семинарских занятиях с обсуждением предложенных рабочих вопросов, проработка и сдача тестов, написание самостоятельной творческой работы и сдача экзамена.

В перспективе предполагается дополнение учебного материала назидательными лекциями по каждому из предложенных рабочих вопросов в виде аудио и видео записей, учебных пособий, тестов в полном объеме тем, в том числе, с мультимедиа компонентом.

К разработке и усовершенствованию модулей приглашаются преподаватели светских и духовных заведений, студенты, опекающиеся душами служители и весь горящий служением Богу и человеку народ Господень. Принимаются, как всегда, замечания и предложения, работы, соответствующие тематике и требованиям журнала работы.

Электронная почта sl@sancti.ru, csl@ukrpost.ua

С пожеланиями успехов в учебе и преподавательской деятельности, главный редактор журнала «ПиМ» Калашников Юрий Викторович.

 

Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею,
да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим.
Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что
Я - Господь, творящий милость, суд и правду на земле;
ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь. (Иер.9:23,24)

 

Тема 1. Слово Божие – Бог и Божие Откровение

Время: 2 учебных аудиторных часа. 7 и более часов самостоятельной работы.

Начать урок с молитвы Богу:

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже души наша.

Преблагий Господи ниспошли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго смысл и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимая преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе нашему Создателю во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.

 

Цель: Приступить к созерцанию Бога, Его дел и качеств, открывающихся человеку Словом Божиим.

Задачи:

Знания:
. Знание Бога Слова, открывающегося человеку многими путями.
. Знание определений терминов, сути предложенных по данной теме вопросов и текстов Священного Писания и Предания.
. Знание основных путей, условий, человеческих усилий и благодати понимания Откровения Божия.
. Знание необходимости, но ограниченности человеческого разума и классической логики  в понимании Откровения Божиего.

Умения:
. Принимать Откровение Божие о Боге и себе во свете учения Православной Церкви.
. Познавать волю Божью для понимания и преодоления возникающих проблем.
. Участвовать в дискуссии.

Навыки:
. Формулирования ответа на поставленные вопросы в двух аспектах: общем и личном.
. Первоочередного внимания к содержанию собственной души, слов и поступков.
. Богословствования, труда и учительства в очищении себя для Бога.

 

Литература для чтения учащимся:

1.      Пространный Катехизис, Составленный Митрополитом Московским Филаретом. Введение. О Божественном откровении. О первом члене Символа веры. / МПДА. Электронная библиотека. URL: http://www.mpda.ru/data/2011/02/03/1234404615/Prostrannii_katikhizis_v_dostupnom_izlozhenii.pdf

2.      Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) Руководство к изучению христианского православно-догматического богословия. Москва, 1913, 412 стр., (эл.вар.: СПб.: Аксион эстин, 2006) С.14-15 ((39-82)) / Электронная библиотека СПбДА. URL: http://www.spbpda.ru/biblio/bulgakov_m_guide_to_orhtodox_dogmatic_theology_studies_1913_%5Baxion.org.ru%5D.djvu

3.      Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) Введение в православное богословие СПб, 1847, 532 стр., (эл.вар.: СПб.: Аксион эстин, 2006) С.39-82 / Электронная библиотека СПбДА. URL: http://www.spbpda.ru/biblio/bulgakov_m_introduction_to_orthodox_theology_1847_%5Baxion.org.ru%5D.djvu

4.      Протоиерей Николай Малиновский Православное догматическое Богословие. Т. 1. Сергиев Посад, 1910 г. (эл.вар.: СПб.: Аксион эстин, 2006) С. 74-76 (Божественное откровение) / Электронная библиотека СПбДА. URL: http://www.spbpda.ru/biblio/malinovsky_n_orthodox_dogmatic_theology_vol.1_1910_%5Baxion.org.ru%5D.djvu

5.      Святитель Григорий Богослов Слово 32. О соблюдении доброго порядка. / МПДА. Электронная библиотека. URL:  http://www.mpda.ru/publ/avtor/57403.html.

6.      Святитель Григорий Богослов Слово 27 Против евномиан и о богословии первое или предварительное / МПДА. Электронная библиотека URL: http://www.mpda.ru/data/553/629/1234/Slovo%2027.pdf

7.      Григорий Богослов Слово 20. О поставлении епископов и о догмате Святой Троицы / МПДА. Электронная библиотека URL: http://www.mpda.ru/data/560/629/1234/Slovo%2020.pdf

8.      Святитель Василий Великий Беседы. Беседа 16. На слова: «В начале было Слово» (Ин. 1, 1). "Православие и современность. Электронная библиотека." URL:  http://lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/vasily/talks/talks.pdf

9.      Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн.1. Гл. 1-4 О постижении Бога. Гл.9. О том, что приписывается Богу. / Православие и современность. Электронная библиотека. URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/09i/ioanndam/ioanndam1/ioanndam1.pdf

10.  Никодим Святогорец Невидимая брань. Ч.1, Гл.1-6 О надежде на единого Бога, Гл.10-14. Как искать волю Божью. / Православие и современность. Электронная библиотека. URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikodim/fight/fight.pdf

11.  Протоиерей Серафим Слободской Закон Божий. Свято-Троицкая Сергиева Лавра (О естественном и сверхъестественном откровении) / Электронная библиотека ПСТГУ. URL: http://pstgu.ru/download/zakon_bojii.pdf

12.  Калашников  Ю.В. Православная культура. Определение Православия / Журнал «Праведность и мир». Электронное приложение. URL: http://sancti.ru/clt/cult-01-def.htm

13.  Калашников Ю.В. «Вера Христова Православная» Гл. Откровение Божье, Гл. Благодать Божья Чудеса / Журнал «Праведность и мир» Электронное приложение URL: http://sancti.ru/th/credo.htm. Места Священного Писания, указанные в тексте относящиеся к рабочим вопросам.

Преподавателю.

. Помочь учащимся найти необходимую литературу.
. В случае необходимости, повести дополнительные консультации, возможно с привлечением специалистов, по использованию интернет ресурсов.
. Ознакомить со структурой Библии и работой с ней. Объяснить особенность этой Книги, как святыни Божией и необходимость соответствующего к ней отношения.

Ученику ответить на каждый вопрос письменно, используя прочитанные тексты и предложенные места Священного Писания, дома и затем дополнить в классе, по двум параметрам:
- Что это значит?
- Как, исходя из этого, я мыслю, говорю, поступаю, соответствую истине Божией?

1.      Слово Божье – Бог, открывающийся человеку Его правдою.
Ин.1:1-12; Еф.1:15; Ис.65:1; Прит.2:6; 8; Пс.18; 110:3; Рим.3:21; 1Кор.2:9,10

2.      Откровение Божие в пророках, творении и Сыне Божием Христе Спасителе.
Мф.11:27; Ис.9:6; 2Пет.1:19-21; Рим.1:20; 3:22; 5:18; Лев.17:2; Иер.1:17; 1Кор.9:16

3.      Откровение Божье – благодать для спасения человека. Что Бог открывает нам?
Ин.16:8-11; Нав.1:9; Еккл.7:19; Пс.36:28; Ис.51:7-8; 58:9; Рим.1:16

4.      Откровение Божье – источник Православия.
Мф.16:18; 21-12; 23:38; Ин.2:19-21; Еф.2:19-22; 3:14-21; 1Тим.3:15

5.      Условия получения человеком Откровения Божьего.
Ин.14:21-23; Пс.24:14; Прит.3:32; Иов.23:12; 28:28; Ис.57:15; 58; Иер.33:3; Мф.11:28

6.      Труд Бога и усилия человека в восприятии Откровения Божьего.
Мф.11:28-29; Фил.2:13-16; 1Пет.1:3; 2Кор.3:5; Еф.2:8; Иак.1:16-18; Дан.12:3; 1Фесс.5:8-24

7.      Логика в понимании Откровения. Достаточно ли разума человека и классической логики для полного познания Бога, Его качеств и дел? Нужно ли использовать законы логики в понимании Откровения?
Ин.16:12; Еккл.3:11; Иов.37:23,24; 42:4; Прит.8:25-32; См. Раздел «Логика»

8.      Отвержение благодати Откровения Божьего и его результаты.
Ин.3:19; Мф.25:44-46; Рим.1:18, 22-32; Еф.5:6; Лев.26:18-39; Прит.8:36; 5:22; Ис.1:20; Откр.21:8

9.      Полнота познания человеком истины и ограничения Божии.
Ин.14:6-27; 2Пет.1:1-3; Кол.1:19:23; 2:6-10; Пс.130:1; Рим.12:16; Быт.2:17; 4:7; Ис.8:20; Деян.19:19

10.  Чудеса.
См. Раздел «Чудеса»

 

Преподавателю.

Здешние были благомысленнее Фессалоникских:
они приняли слово со всем усердием,
ежедневно разбирая Писания, точно ли это так… (Деян.17:11,12)

. Объяснить правила и порядок благомысленного обсуждения вопросов.
. Организовать обсуждение каждого вопроса.
. Выслушать, по возможности, ответы всех учащихся.
. Поощрять к высказыванию стеснительных и мягко, но уверенно останавливать слишком много говорящих.
. Стимулировать к предварительному обдумыванию и последующей формулировке точного, полного, но лаконичного ответа.
. Не позволять никому перебивать отвечающего. В исключительных случаях позволять только реплики.
. Всегда оставаться руководителем дискуссии, направлять размышления в русло вопроса и истины.
. Поощрять собственным примером к использованию в ответах текстов Священного Писания и Предания, как эталона истины.
. Направлять учащихся к пониманию сути обсуждаемого предмета и к построению, в соответствии с открываемой Господом истиной, их мышления, слов и поступков, формируя таким образом благочестивый характер православного христианина. 
. Задавать наводящие, требующие решения и другие необходимые вопросы.
. При затруднениях, предлагать варианты ответов.
. Подытожить все выступления, исправив ошибки, дополнив пробелы в ответах, указав на важные моменты.
. Ответить на возникшие вопросы.
. Перейти в обсуждению следующего вопроса.
. Помнить, что нет преподавателя, который смог бы исчерпывающе ответить на все вопросы, но при этом необходимо указать направление и пути поиска ответа и постараться найти ответ к следующему уроку.

. При необходимости и по возможности, предоставить или  указать дополнительные источники духовной православной информации: благословляемые Православной Церковью проповеди, лекции и т.д., учитывая необходимость на данном этапе назидательного в вере компонента, но не специально-богословского или требующего зрелого сложного специального православного критического исследования и анализа.

. Проконтролировать наличие рабочей тетради и периодически бегло проверять качество её заполнения, делая соответствующие пометки.

. Предупредить учеников, что для получения аттестации по программе курса необходимо наличие подписанной и заполненной рабочей тетради.

. При необходимости, по желанию учащихся, возможности школы назначать дополнительные часы на урок для более полного и глубокого усвоения темы.

 

Ученику обсудить ответы на выше предложенные вопросы в группе, с близкими, друзьями.

Преподавателю.

Напомнить учащимся о необходимости внеурочных размышлений над вопросами, их обсуждения с ближними и применения открывающейся истины в практике жизни.

 

Ученику проработать и сдать тест, добившись максимального результата.

Преподавателю.

Ознакомить учащихся с тестами, их структурой, типами.
Проконсультировать по методике работы с тестами в учебной форме.
Проконсультировать по методике работы с тестами в экзаменационной форме.
Рассмотреть вопросы теста при обсуждении основных вопросов темы.
Ответить на возникающие вопросы по тестам.
Организовать тестирование в классе:
а. Используя печатную форму и цифровое обозначение тестов и ответов.
б. Используя, при возможности, компьютерную технику.

 

Ученику читать по Плану Священное Писание, делать каждый день записи в дневнике чтения.

Преподавателю.

. Ознакомить учеников с Планом чтения Священного Писания. Предоставить образец формы дневника. Периодически проверять наличие записей. Дать возможность по очереди нескольким ученикам поделиться своими мыслями с группой. Предупредить о личном, нестандартном, но в рамках православного учения, характере откровения, получаемом каждой душой в чтении и размышлении над определёнными местами Священного Писания.
. Учитывая личный характер записей дневника (не рабочей тетради), читать в аудитории и обсуждать только те записи, которые пожелает сам ученик. В таком случае личная часть откровения для чтения учеником обобщается по его желанию.
. Дневники на проверку никем не должны собираться, если только сам ученик не пожелает поделиться размышлениями со своим духовным наставником.
. Предупредить учеников, об обязательном ведении дневника ежедневного годового чтения Священного Писания, необходимого для получения аттестации за пройденный курс.

 

Ученику задать возникшие вопросы.

Преподавателю.

Ответить на возникшие вопросы.
Дать домашнее задание учащимся.

Завершить урок молитвой.

Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего.

 

Тема 2. Слово Божие – Священное Писание

Время: 2 учебных аудиторных часа, 7 и более часов самостоятельной работы.

 

Все Писание богодухновенно и полезно
для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
да будет совершен Божий человек,
ко всякому доброму делу приготовлен. (2Тим.3:16,17)

 

Начать урок с молитвы Богу:

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже души наша.
 
Преблагий Господи ниспошли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго смысл и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимая преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе нашему Создателю во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.

 

Цель: Принять Священное Писание, как богодуховенное, авторитетное, безошибочное, полное и достаточное Откровение Божье.

Задачи:

Знания:
. Знание Бога Слова, воплощенного в Священном Писании и открывающегося смиренным душам.
. Знание свойств и состава Священного Писания, краткой истории формирования канона, языков и переводов.

Умения:
. Мыслить о Боге, себе и окружающем мире в соответствии с истиной Священного Писания во свете учения Православной Церкви.
. Работать со Священным Писанием и вспомогательной литературой в поиске ответов на возникающие вопросы.
. Участвовать в дискуссии.

Навыки:
. Формулирования ответа на поставленные вопросы в двух аспектах: общем и личном, на основании Священного Писания.
. Первоочередного внимания к содержанию собственной души, слов и поступков, рассматриваемых во свете Священного Писания.
. Богословствования, труда и учительства в очищении себя для Бога.
 

Ученику прочитать:

1.      Пространный Катехизис Составленный Митрополитом Московским Филаретом. Введение. О Священном Предании и Священном Писании. О Священном Писании. О первом члене Символа веры. / МПДА. Электронная библиотека. URL: http://www.mpda.ru/data/2011/02/03/1234404615/Prostrannii_katikhizis_v_dostupnom_izlozhenii.pdf

2.      Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) Введение в православное богословие СПб, 1847, 532 стр., (эл.вар.: СПб.: Аксион эстин, 2006) С. 258-338. (О священном Писании) / Электронная библиотека СПбДА. URL: http://www.spbpda.ru/biblio/bulgakov_m_introduction_to_orthodox_theology_1847_%5Baxion.org.ru%5D.djvu

3.      Протоиерей Николай Малиновский Православное догматическое Богословие Т. 1. Сергиев Посад, 1910 г. (эл.вар.: СПб.: Аксион эстин, 2006) С. 76-81 (О Священном Писании) / Электронная библиотека СПбДА. URL: http://www.spbpda.ru/biblio/malinovsky_n_orthodox_dogmatic_theology_vol.1_1910_%5Baxion.org.ru%5D.djvu

4.      Иоанн Златоуст Толкование на святого Матфея Евангелиста Беседа I. / Библиотека православного христианина. ВЭБ-Центр "Омега". URL: http://www.wco.ru/biblio/books/ioannz7_1/main.htm , http://www.wco.ru/biblio/zip/ioannz7_1.zip

5.      Иоанн Златоуст Беседы на послание к Римлянам. Предисловие (Беды от незнания Писания) / Библиотека православного христианина. ВЭБ-Центр "Омега". URL: http://www.wco.ru/http://www.wco.ru/biblio/books/ioannz9_2/Main.htm , http://www.wco.ru/biblio/zip/ioannz9_2.zip

6.      Никодим Святогорец Невидимая брань. Ч.1, Гл.7-9 Как упражнять ум свой. / Православие и современность. Электронная библиотека. URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikodim/fight/fight.pdf

7.      Протоиерей Серафим Слободской Закон Божий. Свято-Троицкая Сергиева Лавра (О Священном Писании) / Электронная библиотека ПСТГУ. URL: http://pstgu.ru/download/zakon_bojii.pdf

8.      Калашников Ю.В. «Вера Христова Православная» Гл.  Священное Писание / Журнал «Праведность и мир» Электронное приложение URL: http://sancti.ru/th/credo.htm. Места Священного Писания, указанные в тексте относящиеся к рабочим вопросам.

Преподавателю уточнить доступность рекомендованной ученикам литературы и помочь решить возникшие проблемы.

 

Ученику ответить на вопросы письменно, используя прочитанные тексты и предложенные места Священного Писания, дома и затем дополнить в классе, по двум параметрам:
- Что это значит?
- Как, исходя из этого, я мыслю, говорю, поступаю, соответствую истине Божией?

1.      Откровение Слова Божьего – Священное Писание. Библия.

2.      Откровение Слова Божьего в Ветхом и Новом Завете.

3.      Богодухновенность Священного Писания.

4.      Непогрешимость и абсолютный авторитет Священного Писания, неизменного Слова Божия, предназначенного Богом для построения веры и практики жизни.

5.      История формирования канона Библии. Канонические и не канонические книги.

6.      Завершенность и полнота Священного Писания, как эталона истины для спасения человека.

7.      Толкование текста Священного Писания.

8.      Принятие Священного Писания и его блага.

9.      Отвержение Священного Писания и его последствия.

Преподавателю.

Здешние были благомысленнее Фессалоникских:
они приняли слово со всем усердием,
ежедневно разбирая Писания, точно ли это так… (Деян.17:11,12)

. Правила и порядок благомысленного обсуждения вопросов посмотреть в уроке № 1.
. Организовать соответственное обсуждение в группе.
 

Ученику обсудить ответы в группе, с близкими, друзьями.

Преподавателю.

Напомнить учащимся о необходимости внеурочных размышлений над вопросами, их обсуждения с ближними и применения открывающейся истины в практике жизни. Можно дать конкретное задание, а потом обсудить результаты в группе.

 

Ученику читать по Плану Священное Писание, делать каждый день записи в дневнике чтения.

Преподавателю.

. Периодически проверять наличие записей. Дать возможность по очереди нескольким ученикам поделиться своими мыслями с группой и кратко обсудить их. Предупредить о личном, нестандартном, но в рамках православного учения, характере откровения, получаемом каждой душой в чтении и размышлении над определёнными местами Священного Писания.
 

Ученику проработать и сдать тест, добившись максимального результата дома.

Преподавателю.

Напомнить ученикам о работе с тестами, их структуру, типы.
Проконсультировать по методике работы с тестами в учебной форме.
Проконсультировать по методике работы с тестами в экзаменационной форме.
Рассмотреть вопросы теста при обсуждении основных вопросов темы.
Ответить на возникающие вопросы по тестам.
Организовать тестирование в классе:
а. Используя печатную форму и цифровое обозначение тестов и ответов.
б. Используя, при возможности, компьютерную технику.

 

Завершить урок молитвой.

Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего.

 

Тема 3. Слово Божие – Священное Предание

Время: 2 учебных аудиторных часа, 7 и более часов самостоятельной работы.

 

… Итак, братия, стойте и держите предания,
которым вы научены или словом или посланием нашим.
Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш,
возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати,
да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом. (2Фесс.2:15-17)

 

Начать урок с молитвы Богу:

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже души наша.
 

Преблагий Господи ниспошли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго смысл и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимая преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе нашему Создателю во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.

 

Цель: Принять Священное Предание, как Откровение Божье, результат действия Духа Святого в жизни Церкви, сформировавшее Священное Писание и возрастающее на Его основании домостроительством Церкви во Святом Православии.

Задачи:

Знания:
. Знание Бога Слова, обитающего в Священном Предании и открывающегося полнотой жизни Православной Церкви.
. Знание свойств и состава Священного Предания, краткой истории формирования Священного Предания, Его структуры и благодати, соотношения со Священным Писанием.

Умения:
. Мыслить о Боге, себе и окружающем мире в соответствии с истиной Священного Писания и Предания во свете учения Православной Церкви.
. Воспринимать истину Священного Предания и находить  ответы на возникающие вопросы веры и практической жизни.
. Участвовать в дискуссии.

Навыки:
. Нахождения ответа на поставленные вопросы в двух аспектах: общем и личном, на основании Священного Писания и Предания.
. Первоочередного внимания к содержанию собственной души, слов и поступков, рассматриваемых во свете Священного Писания и Предания.
. Богословствования, труда и учительства в очищении себя для Бога.
 

Ученику прочитать:

1.      Пространный Катехизис Составленный Митрополитом Московским Филаретом. Введение. О Священном Предании и Священном Писании. / МПДА. Электронная библиотека. URL: http://www.mpda.ru/data/2011/02/03/1234404615/Prostrannii_katikhizis_v_dostupnom_izlozhenii.pdf

2.      Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) Введение в православное богословие СПб, 1847, 532 стр., (эл.вар.: СПб.: Аксион эстин, 2006) С. 339-362. (О Священном Предании) / Электронная библиотека СПбДА. URL: http://www.spbpda.ru/biblio/bulgakov_m_introduction_to_orthodox_theology_1847_%5Baxion.org.ru%5D.djvu

3.      Протоиерей Николай Малиновский Православное догматическое Богословие Т. 1. Сергиев Посад, 1910 г. (эл.вар.: СПб.: Аксион эстин, 2006) С. 81-94 (О Священном Предании) / Электронная библиотека СПбДА. URL: http://www.spbpda.ru/biblio/malinovsky_n_orthodox_dogmatic_theology_vol.1_1910_%5Baxion.org.ru%5D.djvu

4.      Никодим Святогорец Невидимая брань. Ч.2, Гл.1-7 О Пресвятом Таинстве Евхаристии. / Православие и современность. Электронная библиотека. URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikodim/fight/fight.pdf

5.      Протоиерей Серафим Слободской Закон Божий. Свято-Троицкая Сергиева Лавра (О Священном Писании и Предании) / Электронная библиотека ПСТГУ. URL: http://pstgu.ru/download/zakon_bojii.pdf

6.      Калашников Ю.В. Вера Христова Православная Гл. Священное Предание  / Журнал «Праведность и мир». Электронное приложение URL: http://sancti.ru/th/credo.htm. Места Священного Писания, указанные в тексте относящиеся к рабочим вопросам.

Ответить на вопросы письменно, используя прочитанные тексты и предложенные места Священного Писания и Предания, дома и затем дополнить в классе, по двум параметрам:
- Что это значит?
- Как, исходя из этого, я мыслю, говорю, поступаю, соответствую истине Божией?

1.      Священное Предание – откровение Слова Божьего.

2.      История формирования Священного Предания.

3.      Действие Священного Предания

4.      Состав Священного Предания.

5.      Соотношение Священного Предания со Священным Писанием.

6.      Завершенные догмы и развивающееся богословие.

7.      Уровни истинности и авторитета слова и текстов.

8.      Акривия и экономия в Православной Церкви.

Преподавателю.

. Правила и порядок благомысленного обсуждения вопросов посмотреть в уроке № 1.
. Организовать соответственное обсуждение в группе.

 

Ученику обсудить ответы в группе, с близкими, друзьями.

Преподавателю.

Напомнить учащимся о необходимости внеурочных размышлений над вопросами, их обсуждения с ближними и применения открывающейся истины в практике жизни. Можно дать конкретное задание, а потом обсудить результаты в группе.

 

Ученику читать по Плану Священное Писание, делать каждый день записи в дневнике чтения.

Преподавателю.

Периодически проверять наличие записей. Дать возможность по очереди нескольким ученикам поделиться своими мыслями с группой и кратко обсудить их. Предупредить о личном, нестандартном, но в рамках православного учения, характере откровения, получаемом каждой душой в чтении и размышлении над определёнными местами Священного Писания.

 

Ученику проработать и сдать тест, добившись максимального результата дома.

Преподавателю.

Проконсультировать по методике работы с тестами в учебной форме.
Проконсультировать по методике работы с тестами в экзаменационной форме.
Проконтролировать понимание  учеников работы с тестами, их структуры, типов.
Рассмотреть вопросы теста при обсуждении основных вопросов темы.
Ответить на возникающие вопросы по тестам.
Организовать тестирование в классе:
а. Используя печатную форму и цифровое обозначение тестов и ответов.
б. Используя, при возможности, компьютерную технику.

 

Завершить урок молитвой.

Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего.

 

Тема 4. Слово Божие – славящее Творца Его творение

Время: 2 учебных аудиторных часа, 7 и более часов самостоятельной работы.
 

Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество,
от создания мира через рассматривание творений видимы… (Рим.1:20)
 

Начать урок с молитвы Богу:

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже души наша.
 

Преблагий Господи ниспошли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго смысл и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимая преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе нашему Создателю во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.

 

Цель

Принять творение Божье, как Откровение Творца и Промыслителя, являющее человеку часть славных качеств и дел Божиих.

Задачи

Знания:
. Знание Бога Слова, отражающегося в Своем творении и открывающегося наблюдательным.
. Знание сути процесса сотворения Богом мира и попечения о нем.
. Знание установленного порядка Божия, его благости.
. Знание сущности Божией славы, красоты, мудрости, силы и любви.
. Знание основных понятий Православной культуры.

Умения:
. Мыслить о Боге Творце и себе, человеке, как части Его творения.
. Распознавать в творении отражение качеств Творца и особенностей Его труда.
. Строить плодотворное общение.

Навыки:
. Нахождения ответа на вопросы в двух аспектах: общем и личном.
. Первоочередного внимания к содержанию собственной души, слов и поступков в построении гармонии со всем творением Божиим, во свете Священного Писания и Предания Православной Церкви.
. Богословствования, труда и учительства в очищении себя для Бога.

 

Прочитать:

1.      Пространный Катехизис Составленный Митрополитом Московским Филаретом. О Божественном откровении. О первом члене Символа веры. / МПДА. Электронная библиотека. URL: http://www.mpda.ru/data/2011/02/03/1234404615/Prostrannii_katikhizis_v_dostupnom_izlozhenii.pdf

2.      Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) Руководство к изучению христианского православно-догматического богословия. Москва, 1913, 412 стр., (эл.вар.: СПб.: Аксион эстин, 2006) С.61-124 / Электронная библиотека СПбДА. URL: http://www.spbpda.ru/biblio/bulgakov_m_guide_to_orhtodox_dogmatic_theology_studies_1913_%5Baxion.org.ru%5D.djvu

3.      Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) Православно-догматическое богословие. Т. 1. СПб, 1883, 645 стр., (эл.вар.: СПб.: Аксион эстин, 2006). С. 351-376. (О творении) / Электронная библиотека СПбДА. URL: http://www.spbpda.ru/biblio/bulgakov_m_orthodox_dogmatic_theology_vol_1_1883_%5Baxion.org.ru%5D.djvu

4.      Василий Великий. Беседы на шестоднев. Беседа 1. В начале сотворил Бог небо и землю. / Православие и современность. Электронная библиотека. URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/vasily/shestodnev/shestodnev.pdf

5.      Иоанн Златоуст Беседы на послание к Римлянам. Беседа 3 (Природа проповедует Творца) / Библиотека православного христианина. ВЭБ-Центр "Омега". URL: http://www.wco.ru/

6.      Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн.1. Гл. 3 Доказательство, что Бог есть. Кн.2. Гл.2 О творении. / Православие и современность. Электронная библиотека. URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/09i/ioanndam/ioanndam1/ioanndam1.pdf

7.      Никодим Святогорец Невидимая брань. Ч.1, 35-42. О порядке стяжания добродетелей. / Православие и современность. Электронная библиотека. URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikodim/fight/fight.pdf

8.      Протоиерей Серафим Слободской Закон Божий. Свято-Троицкая Сергиева Лавра (О мире. ВЗ Сотворение мира. Назначение человека. О естественном откровении) / Электронная библиотека ПСТГУ. URL: http://pstgu.ru/download/zakon_bojii.pdf

9.      Калашников  Ю.В. Православная культура. Введение. Объект и предмет. Определения. Метод. / Журнал «Праведность и мир». Электронное приложение. URL: http://sancti.ru/clt/cult-f.htm

10.  Православная культура. Схемы. / Журнал «Праведность и мир». Электронное приложение. URL: http://sancti.ru/sh/in-sh.htm

11.  Калашников  Ю.В. Вера Христова Православная Гл. Творение Божье / Журнал «Праведность и мир». Электронное приложение. URL: http://sancti.ru/th/credo.htm. Места Священного Писания, указанные в тексте относящиеся к рабочим вопросам.

Ответить на вопросы письменно, используя прочитанные тексты и предложенные места Священного Писания, дома и затем дополнить в классе, по двум параметрам:
Что это значит? Как, исходя из этого, мне мыслить, говорить и поступать?
Или ответить на задаваемый вопрос и свое соответствие его истине.

1.      Откровение Божие в Его творении из ничего.

2.      Откровение Божие в Его порядке.

3.      Откровение Божие в Его промысле и православной добродетели.

4.      Откровение Божие в человеческом уделе творения – Православной культуре.

5.      Творение, как проявление и слава Божией красоты, мудрости и силы (эстетика).

6.      Творение, как проявление и слава Божией благости, правды и любви (этика).

7.      Человек, как проявление и слава Божьей благости, красоты, правды и любви.

8.      Творение Божие или теория эволюции, замысел или цепь случайностей.

9.      Апофатическое и катафатическое богословие, Любомудрие и заблуждения мудрствований.
Иов.11:7-12; Ис.55:8-11; Лук.7:6-10; Рим.10:20,21

10.  Богословие, философия и наука, единство и различие, границы.

Преподавателю.

. Правила и порядок благомысленного обсуждения вопросов посмотреть в уроке № 1.
. Организовать соответственное обсуждение в группе.

 

Обсудить ответы в группе, с близкими, друзьями.

Преподавателю.

Напомнить учащимся о необходимости внеурочных размышлений над вопросами, их обсуждения с ближними и применения открывающейся истины в практике жизни. Можно дать конкретное задание, а потом обсудить результаты в группе.

 

Ученику читать по Плану Священное Писание, делать каждый день записи в дневнике чтения.

Преподавателю.

Периодически проверять наличие записей. Дать возможность по очереди нескольким ученикам поделиться своими мыслями с группой и кратко обсудить их. Предупредить о личном, нестандартном, но в рамках православного учения, характере откровения, получаемом каждой душой в чтении и размышлении над определёнными местами Священного Писания.

 

Ученику проработать и сдать тест, добившись максимального результата дома.

Преподавателю.
Проконтролировать понимание  учеников работы с тестами, их структуры, типов.
Рассмотреть вопросы теста при обсуждении основных вопросов темы.
Ответить на возникающие вопросы по тестам.
Организовать тестирование в классе:
а. Используя печатную форму и цифровое обозначение тестов и ответов.
б. Используя, при возможности, компьютерную технику.

 

Завершить урок молитвой.

Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего.

 

Тема 5. Слово Божие – нисшедший с небес Божий Сын

Время: 2 учебных аудиторных часа, 7 и более часов самостоятельной работы.

 
… Се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий:
Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение;
Его слушайте. (Мф.17:5)

Начать урок с молитвы Богу:

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже души наша.
 

Преблагий Господи ниспошли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго смысл и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимая преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе нашему Создателю во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.

 

Цель

Принять Сына Божия Христа Иисуса, как Откровение Отца Небесного, являющее в Евангелии Царства спасительную для человека мудрость и любовь Божию.

Задачи

Знания:
. Знание Бога Слова, любовью открывающегося в Его воплощении – Христе Иисусе Сыне Божием.
. Знание цели восприятия Богом плоти человеческой, для явления полноты Божества телесно.
. Знание сущности Божиего замысла и процесса земного служения Христа.
. Знание процесса откровения Бога в Его Сыне Христе Иисусе.
. Знание служения Христа, как Пророка, Священника и Царя, послушного Отцу Учителя. 

Умения:
. Созерцать Бога, говорящего и спасающего в Сыне Своем Христе Иисусе.
. Распознавать во Христе отражение качеств Отца Небесного Его правды и любви, суда и милости.
. Строить плодотворное братское во Христе общение.

Навыки:
. Нахождение ответа на вопросы в двух аспектах: общем и личном.
. Первоочередного внимания к содержанию собственной души, слов и поступков в единстве со Христом Сыном Божиим, во свете Священного Писания и Предания Православной Церкви.
. Богословствования, труда и учительства в очищении себя для Бога.

 

Ученику прочитать:

1.      Пространный Катехизис Составленный Митрополитом Московским Филаретом. О втором – седьмом члене Символа веры. / МПДА. Электронная библиотека. URL: http://www.mpda.ru/data/2011/02/03/1234404615/Prostrannii_katikhizis_v_dostupnom_izlozhenii.pdf

2.      Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) Введение в православное богословие СПб, 1847, 532 стр., (эл.вар.: СПб.: Аксион эстин, 2006) С. 159-178. (ВЗ пророчества о Христе), С. 196-232 (Божественное Откровение во Христе) / Электронная библиотека СПбДА. URL: http://www.spbpda.ru/biblio/bulgakov_m_introduction_to_orthodox_theology_1847_%5Baxion.org.ru%5D.djvu

3.      Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) Руководство к изучению христианского православно-догматического богословия. Москва, 1913, 412 стр., (эл.вар.: СПб.: Аксион эстин, 2006) С.163-191 (Откровение Бога в служении Христа) / Электронная библиотека СПбДА. URL: http://www.spbpda.ru/biblio/bulgakov_m_guide_to_orhtodox_dogmatic_theology_studies_1913_%5Baxion.org.ru%5D.djvu

4.      Никодим Святогорец Невидимая брань. Ч.2, Гл.1. О Пресвятом Таинстве Евхаристии. / Православие и современность. Электронная библиотека. URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikodim/fight/fight.pdf

5.      Калашников Ю.В. Вера Христова Православная. Гл. Иисус Христос Сын Божий / Журнал «Праведность и мир». Электронное приложение. URL: http://sancti.ru/th/credo.htm. Места Священного Писания, указанные в тексте и относящиеся к рабочим вопросам.

Ученику ответить на вопросы письменно, используя прочитанные тексты и предложенные места Священного Писания, дома и затем дополнить в классе, по двум параметрам:
Что это значит? Как, исходя из этого, мне мыслить, говорить и поступать?
Или ответить на задаваемый вопрос и свое соответствие его истине.

1.      Бог, говорящий в Сыне Своем, рожденном прежде творения и от Девы Марии.

2.      Сын Божий Христос Спаситель в Откровении Ветхого Завета.

3.      Сын Божий Христос, являющий послушание Отцу Небесному.

4.      Сын Божий Христос, умерший, воскресший, восседающий на небесах, ходатайствующий и грядущий на последний суд.

5.      Сын Божий Христос, пророчествующий и научающий.

6.      Сын Божий Христос освящающий.

7.      Сын Божий Христос царствующий.

Преподавателю.

. Правила и порядок благомысленного обсуждения вопросов посмотреть в уроке № 1.
. Организовать соответственное обсуждение в группе.

 

Ученику обсудить ответы в группе, с близкими, друзьями.

Преподавателю.

Напомнить учащимся о необходимости внеурочных размышлений над вопросами, их обсуждения с ближними и применения открывающейся истины в практике жизни. Можно дать конкретное задание, а потом обсудить результаты в группе.

 

Ученику читать по Плану Священное Писание, делать каждый день записи в дневнике чтения.

Преподавателю.

Периодически проверять наличие записей. Дать возможность по очереди нескольким ученикам поделиться своими мыслями с группой и кратко обсудить их. Предупредить о личном, нестандартном, но в рамках православного учения, характере откровения, получаемом каждой душой в чтении и размышлении над определёнными местами Священного Писания.

 

Ученику проработать и сдать тест, добившись максимального результата дома.

Преподавателю.

Проконсультировать по методике работы с тестами в учебной форме.
Проконсультировать по методике работы с тестами в экзаменационной форме.
Проконтролировать понимание  учеников работы с тестами, их структуры, типов.
Рассмотреть вопросы теста при обсуждении основных вопросов темы.
Ответить на возникающие вопросы по тестам.
Организовать тестирование в классе:
а. Используя печатную форму и цифровое обозначение тестов и ответов.
б. Используя, при возможности, компьютерную технику.

 

Завершить урок молитвой.

Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего.

 

Тема 6. Слово Божие в Духе Святом

Время: 2 учебных аудиторных часа, 7 и более часов самостоятельной работы.

 
… Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его;
а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. (Ин.14:16,17)

Начать урок с молитвы Богу:

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже души наша.
 
Преблагий Господи ниспошли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго смысл и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимая преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе нашему Создателю во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.

 

Цель

Принять Духа Святого, как Откровение Отца Небесного, являющее в Его действии спасительную для человека силу, мудрость и любовь Божию.

Задачи

Знания:
. Знание Бога Слова, Силы мудрости и любви Святой Троицы, открывающейся Духом Святым в творении и в Церкви Теле Христовом.
. Знание труда Духа Свята в нисхождении от Небесного Отца.
. Знание особого единения в Духе истины человека с Богом и Телом Христовым.
. Знание тайного и явного в действии Божием.
. Знание сущности духовных обольщений и освобождения от них. 

Умения:
. Созерцать Бога, говорящего и спасающего Духом Святым в Его Церкви Теле Христовом.
. Распознавать в таинственном действии Духа Свята отражение качеств Отца Небесного Его правды и любви, суда и милости.
. Молиться по Слову Божию и в уповании на Духа Святого.
. Общаться с ближним Словом Божиим и в Духе Святом.
. Отличать православную духовность от духовных обольщений.
. Обретать и хранить во Христе и Духе Святом свободу от духовного обольщения.
. Строить плодотворное духовное братское общение.

Навыки:
. Нахождения ответа на вопросы в двух аспектах: общем и личном.
. Первоочередного внимания к содержанию собственной души, слов и поступков в единстве со Духом Святым, во свете Священного Писания и Предания Православной Церкви.
. Богословствования, труда и учительства в очищении себя для Бога.

 

Прочитать:

1.      Пространный Катехизис Составленный Митрополитом Московским Филаретом. Ч.1 О восьмом члене Символа веры, Ч.2 О Молитве. / МПДА. Электронная библиотека. URL: http://www.mpda.ru/data/2011/02/03/1234404615/Prostrannii_katikhizis_v_dostupnom_izlozhenii.pdf

2.      Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) Введение в православное богословие СПб, 1847, 532 стр., (эл.вар.: СПб.: Аксион эстин, 2006) С. 233-252. (Откровение в Духе Святом) / Электронная библиотека СПбДА. URL: http://www.spbpda.ru/biblio/bulgakov_m_introduction_to_orthodox_theology_1847_%5Baxion.org.ru%5D.djvu

3.      Святитель Григорий Богослов Слово 32. О соблюдении доброго порядка. / МПДА. Электронная библиотека. URL:  http://www.mpda.ru/publ/avtor/57403.html.

4.      Святой Дионисий Ареопагит. О Таинственном Богословии Дионисия Ареопагита, епископа Афинского, к Тимофею епископу Ефесскому / МПДА. Электронная библиотека. URL: http://www.mpda.ru/data/830/628/1234/O%20taistvennom%20bogoslovii.pdf

5.      Никодим Святогорец Невидимая брань. Ч.1, Гл. 46-53 О молитве. Ч.2, Гл.4-6. О причащении духовном. / Православие и современность. Электронная библиотека. URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikodim/fight/fight.pdf

6.      Протоиерей Серафим Слободской Закон Божий Свято-Троицкая Сергиева Лавра (Молитва) / Электронная библиотека ПСТГУ. URL: http://pstgu.ru/download/zakon_bojii.pdf

7.      Калашников Ю.В. Вера Христова Православная. Гл. Молитва, Духовное обольщение / Журнал «Праведность и мир» Электронное приложение URL: http://sancti.ru/th/credo.htm. Места Священного Писания, указанные в тексте и относящиеся к рабочим вопросам.

 

Ответить на вопросы письменно, используя прочитанные тексты и предложенные места Священного Писания, дома и затем дополнить в классе, по двум параметрам:
Что это значит? Как, исходя из этого, мне мыслить, говорить и поступать?
Или ответить на задаваемый вопрос и свое соответствие его истине.

1.      Слово Божие и Дух истины.
Быт.1:1-3; Мф.4:1-11

2.      Слово Божие и общение с Богом, молитва в Духе Святом.
Мф.6:9-13; Еф.6:17,18

3.      Слово Божие и общение с ближним, язык, единство и сотрудничество.
Быт.2:19; Быт.11:7; Деян.2:4-8

4.      Действие Божие таинственное и явное, трансцендентность и имманентность Бога.
Ин.14:23; Исх.33:20;  Ис.57:15

5.      Исихазм и труд Господень.
Мф.11:28-30; Ис.48:18,19; Пс.118:165; Рим.14:17

6.      Духовное обольщение: рационализм и харизматия. Их суть и последствия.
Мф.16:6-12; Чис.14:40-45; Деян.19:13-16

7.      Защита и освобождение от духовного обольщения.
Ин.8:32-36; 16:13; Мф.4:11

Преподавателю.

. Правила и порядок благомысленного обсуждения вопросов посмотреть в уроке № 1.
. Организовать соответственное обсуждение в группе.
. По возможности, предоставить или  указать дополнительные источники информации: благословляемые Православной Церковью проповеди, лекции и т.д., учитывая необходимость на данном этапе назидательного компонента, но не специально-богословского или требующего зрелого сложного специального православного критического анализа.
 

Ученику читать по Плану Священное Писание, делать каждый день записи в дневнике чтения.

Преподавателю.

Периодически проверять наличие записей. Дать возможность по очереди нескольким ученикам поделиться своими мыслями с группой и кратко обсудить их. Предупредить о личном, нестандартном, но в рамках православного учения, характере откровения, получаемом каждой душой в чтении и размышлении над определёнными местами Священного Писания.
 

Сдать тест, добившись максимального результата.

Преподавателю.
Проконтролировать понимание  учеников работы с тестами, их структуры, типов.
Рассмотреть вопросы теста при обсуждении основных вопросов темы.
Ответить на возникающие вопросы по тестам.
Организовать тестирование в классе:
а. Используя печатную форму и цифровое обозначение тестов и ответов.
б. Используя, при возможности, компьютерную технику.

 

Проконсультировать учеников по методике проведения итогового по данной теме экзамена.
 

Завершить урок молитвой.

Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего.

 

А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей,
молясь Духом Святым,
сохраняйте себя в любви Божией,
ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни. (Иуд.1:20,21)

 

 

Итоговый экзамен по модулю

Цель

Проконтролировать освоенность учениками предложенного учебного материала.

Задачи

. Объяснить учащимся содержание и методику проведения экзамена.
. Подготовить необходимые для экзамена материалы.
. Определить дату, место проведения экзамена, состав экзаменационной комиссии и её председателя.
. Организовать проведение экзамена.

Методика

Для оценки «Сертификат»

Проверить рабочую Тетрадь:
. Аккуратность заполнения и соответствие стандартам рукописного или печатного листа.
. Полноту количества предложенных вопросов.
. Удовлетворительное, как минимум, соответствие тематическому материалу ответа на каждый рабочий вопрос.

Проверить наличие Дневника ежедневного чтения Священного Писания.
. Наличие ежедневных записей с даты начала курса по дату экзамена.
. Соответствие прочитанного текста предложенному календарному Плану чтения Священного Писания.
. Проверка Дневника производится непосредственно в присутствии ученика только по указанным параметрам. Содержание личных записей дневника не проверяется. Дневники на проверку не сдаются.

Провести тестирование.
. Отобрать х % тестов по каждой теме.
. В электронном виде провести тестирование по экзаменационной форме теста.
. В обычном виде тестирования использовать цифровой код и письменные ответы.
. Удовлетворительным является 85% правильных ответов.

 

Для оценки «Диплом»

Проверить рабочую Тетрадь по параметрам:
. Аккуратность заполнения и соответствие стандартам рукописного или печатного листа.
. Полноту количества предложенных вопросов.
. Удовлетворительное, как минимум, соответствие тематическому материалу ответа на каждый рабочий вопрос.

Проверить наличие Дневника ежедневного чтения Священного Писания.
. Наличие ежедневных записей с даты начала курса по дату экзамена.
. Соответствие прочитанного текста предложенному календарному Плану чтения Священного Писания.
. Проверка Дневника производится непосредственно в присутствии ученика только по указанным параметрам. Содержание личных записей дневника не проверяется. Дневники на проверку не сдаются.

Провести тестирование.
. Отобрать х % тестов по каждой теме.
. В электронном виде провести тестирование по экзаменационной форме.
. В обычном виде использовать цифровой код и письменные ответы.
. Удовлетворительным является 95% правильных ответов.

Предварительно самостоятельно выполненная работа по одному из рабочих вопросов Раздела подается Экзаменационной комиссии в двух печатных экземплярах. Проверяется непосредственно на экзамене (с предварительным ознакомлением или без). По тексту и теме задаются вопросы.
Защитывается  работа, выполненная на оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» по обычным экзаменационным стандартам.

Для устного экзамена предлагается три вопроса по жребию номера темы и номера рабочего вопроса.
Экзамен считается принятым при оценке «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» по обычным экзаменационным стандартам.

 

Для оценки «Диплом с отличием»

Необходимо:
. 99% правильных ответов на вопросы экзаменационного теста.
. Отличная оценка рабочей тетради.
. Отличная оценка письменной работы и устного экзамена.

 

Возможны пересдачи тестов, выполнение письменной работы по новой теме и проведение повторных собеседований с экзаменационной комиссией, с целью повышения усвоения и оценки пройденного раздела. Проводится при согласовании с экзаменационной комиссией, не раньше чем через три срока, необходимых для полного прохождения Модуля, из расчета суммы часов курса и восьмичасового рабочего дня.

 

 

А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей,
молясь Духом Святым,
сохраняйте себя в любви Божией,
ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни. (Иуд.1:20,21)

 

 

 

 

Опубликовано: 2011.08.24
Редакция: 2011.09.01,08

праведность и мир   © Калашников Ю.В. 2011  правила сайта     Страница http://sancti.ru/clt/school/s1/01mtd.htm