ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

Титул / Великие праздники / Рождество Пресвятой Богородицы

 

 ПРАВОСЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ И КУЛЬТУРЫ»

НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

ВВЕДЕНИЕ В ПРАВОСЛАВИЕ

Великие двунадесятые праздники. Урок

Рождество Пресвятой Славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
(09.08 / 09.21)

Ржⷭ҇тво̀ прест҃ы́ѧ сла́вныѧ влⷣчцы на́шеѧ бцⷣы и҆ приснодв҃ы марӏ́и.
Мѣ́сѧца септе́мврӏ̈а въ и҃-й де́нь.

 

Тропáрь

Ржⷭ҇тво̀ твоѐ бцⷣе дв҃о, ра́дость возвѣстѝ все́й вселе́ннѣй: и҆зъ тебє́ бо возсӏ̈ѧ̀ сл҃нце пра́вды, хрⷭ҇то́съ бг҃ъ на́шъ, и҆ разрꙋши́въ клѧ́твꙋ, дадѐ благослове́нӏ̈е, и҆ ѹ҆праздни́въ сме́рть, дарова̀ на́мъ живо́тъ вѣ́чный.

Тропарь

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвестило всей вселенной: из Тебя ибо воссияло Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, упразднив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Что возвестило вселенной Рождество Богородицы Девы?
Почему возрадовалась вся вселенная? Ис.6:3; 7:14; 9:6,7; Лук.2:9-14
Кто воссиял из Пречистой Девы? Мал.4:2; Мф.4:16,17; Лук.1:78
Что разрушил и что даровал Рожденный Пречистой Девой Христос Бог наш? Гал.3:13,14; 2Тим.1:8-10; 1Кор.15:53

Паримии праздника

а҃. Бытӏ̈ѧ̀ чте́нӏ̈е. Быт 28:10–17

в҃. Прⷪ҇ро́чества ӏ҆езекӏ̈и́лева чте́нӏ̈е. Иез 43:27; 44:1–4

г҃. При́тчей чте́нӏ̈е. Притч 9:1–11

 

Быт 28:10-17

Что увидел Иаков во сне? 28:10-17
Почему родившуюся во сне лестницу Иакова называют прообразом родившейся Матери Божьей? Мф.1:18-23

Иез 43:27; 44:1-4

Какой жертвы ныне ожидает от человека Бог? 43:27; Пс.50:19; Рим.12:1,2; 1Тим.2:1-4
Почему врата святилища храма из пророчества Иезекииля  называют прообразом приснодевственности (всегдадевственности) Марии Девы Богородицы? 44:1-3
Почему слава Господня Дома Божии напоминает нам славу, наполнившею Матерь Божью? Лук.1:35; 2:9-17

Притч 9:1–11

Какова Премудрость Божья, и чему доброму она научает? 9:1–11
Почему говорится, что эта Премудрость является суть Матерью Божьей Марией Девой? Ин.2:5-11; 14:15-17,23
Что является началом мудрости, и почему? 9:10,11; Лук.2:8-20

Конда́къ

Ӏ҆ѡакӏ́мъ и҆ а҆́нна поноше́нӏ̈ѧ безча́дства, и҆ а҆да́мъ и҆ є҆́ѵа ѿ тлѝ сме́ртныѧ свободи́стасѧ пречⷭ҇таѧ, во ст҃ѣ́мъ ржⷭ҇твѣ̀ твое́мъ. то̀ пра́зднꙋютъ и҆ лю́дӏ̈е твоѝ, вины̀ прегрѣше́нӏ̈й и҆зба́вльшесѧ, внегда̀ зва́ти тѝ: непло́ды ражда́етъ бцⷣꙋ, и҆ пита́тельницꙋ жи́зни на́шеѧ.

Кондак

Иоаким и Анна от поношения бесчадия и Адам и Ева от тления смертного освободились, Пречистая, во святом Рождестве Твоем. То празднуют и люди Твои, вины прегрешений избавившись, взывая Тебе: «Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашей».

От чего освободились Иоаким и Анна, а также Адам и Ева Рождеством Богородицы? 1Кор.15:42-57
Кого и от чего избавляет Сын Божий Христос Спаситель по молитвам Богородицы? 1Пет.2:24; Ис.53:4-6; 1Ин.1:7-2:3
Кого рождает неплодная Анна?

Велича́нӏ̈е

Велича́емъ тѧ̀, прест҃а́ѧ дв҃о, и҆ чти́мъ ст҃ы́хъ твои́хъ роди́телей, и҆ всесла́вное сла́вимъ ржⷭ҇тво̀ твоѐ.

Величание

Величаем Тебя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим Рождество Твое.

Кого величаем, кого чтим, что славим и почему?

Вмѣ́стѡ Досто́йно:

Велича́й дꙋшѐ моѧ̀, пресла́вное ржⷭ҇тво̀ бж҃ӏ̈ѧ мт҃ре.

Ӏ҆рмо́съ:

Чꙋ́жде мт҃ремъ дѣ́вство, и҆ стра́нно дв҃амъ дѣторожде́нӏ̈е, на тебѣ̀ бцⷣе, ѻ҆боѧ̑ ѹ҆стро́ишасѧ: тѣ́мъ тѧ̀ всѧ̑ племена̀ земна̑ѧ, непреста́ннѡ велича́емъ.

Вместо Достойно…

Величай, душе моя, преславное Рождество Божьей Матери.

Ирмос…

Чуждо матерям девство, и странно девам деторождение; на Тебе, Богородице, всё это устроилось. Тем Тебя, все племена земные, непрестанно величаем.

Что и почему величаем?
Кто устроил Рождество Марии Девы Богородицы и еще более чудное и великое Рождество Нею Сына Божия? Пс.17:33; Евр.3:4
Что чуждо матерям и что не могут девы?
Кто это чуждое обычному естеству сотворил в жизни Богородицы? Лук.1:35

А҆пⷭ҇лъ къ фӏ̈лӏ̈пписӏ́ємъ, зача́ло с҃м. Послание к Филиппийцам, зачало 240. Флп.2:5–11

Е҆ѵⷢ҇лӏ̈е лꙋкѝ, зача́ло н҃д. Евангелие от Луки, зачало 54. Лк.10:38–42; 11:27–28

Флп.2:5–11

Как должно человеку относиться к ближнему, чтобы вместе с Марией Девой возрастать в духовности и святости? 2:2-4
Чему учил Христос учеников в отношении к ближнему? Ин.15:13
Какой пример в этом подал Сам? Ин.1:29; Рим.5:8; 1Ин.3:16
Какие, в таком случае, должны быть в нас чувства к Богу и ближнему? 2:5; Кол.3:14; 1Ин.4:7-9
Какие в нас должны бить чувства по отношению к Богородице? 2:5; Лук.1:46-49
Каков является Христос по отношению к Богу? 2:6
Кем стал Бог, воплотившись в тленное, но не потеряв по сущности Своего достоинства? 2:7; 1Тим.3:16
Как и Кому смирил себя Сын Божий? 2:8; Лук.22:42; Ин.6:38
Как и кому нам должно смиряться и смирять ближнего? 1Пет.5:2-6
Куда нас ведет Христос? Ин.14:6,2; 17:24; 1:51; 1Фесс.4:17
В чем нам нужно помогать на этом пути ближнему, служа Христу? Ин.14:15-17; Рим.6:13,19; 12:1,2
Что обрел Христос от Отца? 2:9-11; 1Пет.5:6
Что принес Христос Отцу? 2:9-11; Ин.17:4; 10:27-29; Мф.25:34
Знаем теперь, каковыми были Иоаким и Анна, что Господь удостоил их быть родителями Богородицы?

Лк.10:38–42; 11:27–28

О чем заботилась Мария и о чем – Марфа, приняв Христа в свой дом?
Почему Христос укорил Марфу в суете?
Почему многое, сверх потребного, угощение или что-либо иное является бесполезной, а часто разрушительной или даже погибельной суетой?
Что из всего потребного человеку является самым важным и незаменимым, в чем Господь похвалил Марию? 10:42; Мф.6:33

Почему послушание Богу лучше самовольного труда или иной даже искренней жертвы? 1Цар.15:22,23; Исх.19:5; Еккл.4:17; Прит.21:3; Пс.50:18,19

Имена Мария и Марфа обозначают – Госпожа, но как человеку быть истинно руководителем (господином) в своем уделе семьи, Отечества? 1Петр.5:1-6; 3:1-9; 2:17; Еф.6:1-4; Рим.6:13,19

Как Мария Дева обрела высшую во все времена честь – быть Матерью Божией и Заступницей рода человеческого перед Христом и Богом? Лук.1:38,48-53

Почему Господь посетил именно этот дом из множества других, и каковыми быть нам, чтобы подобно Иоакиму и Анне удостоиться от Бога посещения и достойных пред Ним детей?

Что кроме мудрости, силы, власти и плодов в своем уделе дарует Бог внимательно слушающим и соблюдающим Слово Божье? 11:27,28

Чем человеку должно, во-первых, питаться, чтобы, питая, блаженно растить своих детей во святые угодники Божьи? 11:27,28; 4:4

История Рождества Марии Девы Богородицы

Какое по нравственности и вере было время рождения Пресвятой Владычицы и Приснодевы Марии?
Как и почему Богом была избрана именно Мария Дева для Рождения Христа Спасителя?
Где родилась Мария Дева Богородица?
Кто были Её родители?
Достигнув преклонных времен, чего и на каком основании еще надеялись святые Иоаким и Анна?
Какая обида была нанесена Иоакиму, что он в скорби пошел особенно молиться Богу?
Каковы были святые Иоаким и Анна, что Бог удостоил их быть родителями Марии Девы Богородицы?
Кто принес им радостную весть о рождении ребенка?
Что сказал Архангел Гавриил Иоакиму и Анне об особенности дарованного им ребенка?

Слово святителя Андрея Архиепископа Критского

Почему этот праздник является началом праздников?
Почему этот праздник является началом радости?
Почему ныне торжество на небе и на земле?
Кто же эта Дева и от каких произошла родителей?
К чему призывается народ Божий?

 Задание урока

Выполнить задания в указанной последовательности.

Сотворить молитву на начало учения: из утреннего правила от начала до Отче наш, включительно, и молитву на начало учения.
Молитвослов см… ЦС азбука см…

Прочитать указанные в таблицах тексты читаемого на литургии Святого Писания: Флп.2:5–11; Лк.10:38–42; 11:27–28.
Святое Писание см…
Прочитать комментарии к текстам Святого Писания
:

Лопухин А.П. «Толкование на Евангелие от Луки» Гл.10,11.
Феофилакт Блаженный, Архиепископ Болгарский «Толкование на Евангелие от Луки» Гл.10,11.

Кратко ответить в Дневнике чтения Святого Писания на представленные в таблице вопросы по текстам: Флп.2:5–11; Лк.10:38–42; 11:27–28. В качестве листа электронной тетради для ответов допустимо использовать данную страницу.

Прочитать поучения сегодняшнего дня:

краткую историю рождения Марии Девы Богородицы и праздничное поучение из прилагаемой Хрестоматии, см…

Ответить на представленные в таблице вопросы по тексту Беседы.

Прочитать предлагаемые тексты праздничного богослужения, их толковый перевод, их основание в Священном Писании с комментариями святых отцов.

Научиться правильно читать тексты на церковнославянском языке и объяснять смысл.
Учебное пособие по церковнославянской азбуке см…

Кратко ответить в Дневнике на предлагаемые ко всем богослужебным текстам вопросы, с использованием Писания по указанным и иным ссылкам.

Проконтролировать чтение церковнославянских текстов, в том числе, в небольших группах или в парах в воскресной школе.

Выучить наизусть:
тропарь праздника и текст Священного Писания:
«Одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лук.11:27,28).

Двум человекам, в молитве испрошенным у Господа, рассказать наизусть заданные тексты, хорошо – взаимно, с объяснением и обсуждением.

Выполнить электронные тесты (готовятся).

Написать эссе небольшого размера (при немощи, рассказать устно) по данной теме на основании Святого Писания или истории рождения Марии Девы Богородицы. В том числе на одну из тем:
- Как на основании слов Христа из Евангелия от Луки (11:27,28) человеку быть блаженным? (Ин.14:5-17; 15:5; Мф.25:31-46)
- Какой пример жизни оставили для меня святые и праведные Иоаким и Анна?
- Какие чудеса сотворила в моей жизни Богородица?
- Как смиренные Христу и Богу души по молитвам Богородицы обретают блага?

Сдать свою работу на проверку преподавателю и обменяться мнениями с соучениками воскресной школы и в семье… Лучшие работы, испросив благословения у настоятеля храма, опубликовать в блоге, средствах массовой информации прихода, епархии или иных.

Участвовать в богослужении праздника, начиная с вечерни накануне праздничного дня, с пониманием текстов и открывшихся таинственных истин пройденного урока.

Дополнительно

Прочитать службу празднику по Праздничной минее на церковнославянском языке и, параллельно, в современном толковом переводе. Научиться пересказывать смысл.
- Найти в Священном Писании духовные основания богослужебных текстов и истории рождения Пренепорочной Марии Девы Богородицы.
- Определить значимость отдельных молитвословий и всей службы для личного духовного роста и спасения.

Описание урока

Урок разработан на основании богослужебных текстов Минеи месячной (сентябрь), в том числе, читаемых текстов Священного Писания.

В уроке открываются элементарные основы понимания духовно-нравственного и богословского содержания двунадесятого праздника Рождества Пресвятой Славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, как произведшей Спасителя миру Солнце Правды, упразднившего смерть и даровавшего нам жизнь вечную. О чем радуемся, в блаженстве удаляясь погибельных грехов и подвигаясь к познанию и исполнению благой и совершенной, ведущей в жизнь вечную воли Божьей. При том в долготерпении добрых дел во Христе и Его Церкви Православной, совершаемых по примеру святых Иоакима и Анны, а также Марии Девы Богородицы и всех святых. В просьбах к Марии Деве Богородице Её заступнических перед Христом и Богом молитв, дарующих верным Христу и Святому Православию победы над восстающими на Истину противниками, спасающих во Христе от вечной смерти и мук в жизнь вечную, к полноте благ сего и будущего века.

На основании избранных текстов богослужения из Праздничной Минеи данного дня и мест Святого Писания, читаемых на богослужении и иных являющихся основанием рассматриваемых молитвословий, формируется благоговейное и благое человеку отношение к Пречистой Деве Марии и Рожденному Нею Христу Спасителю и Богу, к смиренному во Христе труду, не остающемуся Божьей благодатью без благих плодов. Учащиеся побуждаются к молитвам Богородице и иным святым для укрепления единства со Христом и Его Церковью, для терпеливого и смиренного благодатной силой Божьей совершенствования в мудрости и любви на пути освящения во Христе, служения Христу и Богу, Церкви и миру.

В освоении материала урока предполагается активное исследовательское участие самих учащихся, а также рождающееся и укрепляющееся при этом их стремление к полноценной приходской жизни Церкви Православной, в неизменной надежде на подаваемую при этом смиренным во Христе благодать Божию.

Божьей помощи в трудах.

 

Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru, csl@ukrpost.ua

Опубликовано: 2017.09.19
Редакция: 2017.09.24. 2018.08.19; 09.20. 2019.09.13. 2020.09.20

Калашников Ю.В. Введение в Православие. Великие двунадесятые праздники. Урок. Рождество Пресвятой Богородицы. Проект. [Электронный ресурс] / Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/min/0921-tt.htm, (дата обновления:  2020.09.20).

ПРАВИЛА САЙТА

ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ 
© КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2017, 2018, 2019, 2020