|
ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА Журнал / Школа / Спасение / Великие праздники / Преображение Господне |
ПРАВОСЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ И КУЛЬТУРЫ»
НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
ВВЕДЕНИЕ В ПРАВОСЛАВИЕ
Двунадесятые праздники. Урок
Святое Преображение Господа Бога нашего
Иисуса Христа
(08.06 / 08.19)
Ст҃о́е преѡбраже́нӏ̈е гдⷭ҇а бг҃а и҆ сп҃са на́шегѡ ӏ҆и҃са хрⷭ҇та̀.
Мѣ́сѧца а҆́ѵгꙋста въ ѕ҃-й де́нь.
На великой
вечерне псалом Блажен муж… |
|||||
Дне́сь хрⷭ҇то́съ на горѣ̀ ѳавѡ́рстѣй а҆да́мово премѣни́въ ѡ҆чернѣ́вшее є҆стество̀, просвѣти́въ бг҃осодѣ́ла. |
Днесь Христос на горе Фаворской, Адамово переменив почерневшее естество, просветив, божественным соделал. |
||||
Что воспринял Бог во Христе Спасителе? Ин.1:14; Евр.2:14;
1Тим.3:16 |
|||||
Тропaрь Преѡбрази́лсѧ є҆сѝ на горѣ̀, хрⷭ҇тѐ бж҃е, показа́вый ѹ҆ч҃никѡ́мъ твои̑мъ сла́вꙋ твою̀, ꙗ҆́коже можа́хꙋ: да возсӏ̈ѧ́етъ и҆ на́мъ грѣ̑шнымъ свѣ́тъ тво́й присносꙋ́щный, моли́твами бцⷣы, свѣтода́вче, сла́ва тебѣ̀. |
Тропарь Преобразился на горе, Христе Боже, показавший ученикам Твоим славу Твою, яко же доступно им. Да воссияет и нам грешным Свет Твой, всегда сущий, молитвами Богородицы, Свет Источающий, слава Тебе. |
||||
Тропарь Что в преображении на горе показал Господь ученикам? Ин.17:4 |
|||||
Паримии праздника а҃. И҆схо́да чте́нӏ̈е. Исх 24:12–18 в҃. И҆схо́да чте́нӏ̈е. Исх 33:11–23; 34:4–6, 8 г҃. Ца́рствъ тре́тӏ̈ихъ чте́нӏ̈е. 3 Цар 19:3–9, 11–13, 15–16 Исх 24:12–18 Зачем Господь призвал Моисея на гору? 24:12 Исх 33:11–23; 34:4–6, 8 Как говорил Господь с Моисеем в скинии и как на горе Преображения?
33:11; Мф.17:3 Почему в жизнь святых Божьих душ иногда приходят скорби и как они
исчезают? 19:4-8; Иак.5:17; Мф.14:29-32; 5:1-3 |
|||||
Крⷭ҇тъ начерта́въ мѡѷсе́й, впрѧ́мѡ жезло́мъ чермно́е пресѣчѐ, ӏ҆и҃лю пѣшеходѧ́щꙋ, то́же ѡ҆бра́тнѡ фараѡ́нѡвымъ колесни́цамъ ѹ҆да́ривъ совокꙋпѝ, вопрекѝ написа́въ непобѣди́мое ѻ҆рꙋ́жӏ̈е: тѣ́мъ хрⷭ҇тꙋ̀ пои́мъ бг҃ꙋ на́шемꙋ, ꙗ҆́кѡ просла́висѧ. |
Крест начертав, Моисей прямо жезлом Красное море рассек Израилю, пеше идущему; то же море фараоновым колесницам, ударив жезлом, сомкнул обратно, явив так непобедимое оружие (Крест). Потому Христу поем, Богу нашему, ибо Он прославился. |
||||
Как преодолел Моисей со всем народом Красное море? Исх.14:21-31 |
|||||
Конда́къ На горѣ̀ преѡбрази́лсѧ є҆сѝ, и҆ ꙗ҆́коже вмѣща́хꙋ ѹ҆ч҃ницы̀ твоѝ, сла́вꙋ твою̀, хрⷭ҇тѐ бж҃е, ви́дѣша: да є҆гда́ тѧ ѹ҆́зрѧтъ распина́ема, страда́нӏ̈е ѹ҆́бѡ ѹ҆разꙋмѣ́ютъ во́льное, мӏ́рови же проповѣ́дѧтъ: ꙗ҆́кѡ ты̀ є҆сѝ вои́стиннꙋ ѻ҆́ч҃ее сӏ̈ѧ́нӏ̈е. |
Кондак На горе преобразился, и яко же могли воспринять ученики Твои, славу Твою, Христе Боже, созерцали. Да когда Тебя узрят распинаемого, страдание уразумеют добровольное, миру же проповедают, что Ты есть воистину Отчее сияние. |
||||
Что видят и слышат ученики на горе Преображения? Мф.17:2-5 |
|||||
Велича́ние Велича́емъ тѧ̀, живода́вче хрⷭ҇тѐ, и҆ почита́емъ пречи́стыѧ пло́ти твоеѧ̀ пресла́вное преѡбраже́нӏ̈е. |
Величание Величаем Тебя, Живодавче Христе, и почитаем пречистой плоти Твоей преславное преображение. |
||||
Как и почему так, величая Христа, называем Его? Ин.1:4,11-13;
3:15,16,36; 6:47; 11:25 |
|||||
Вмѣ́стѡ Досто́йно: Велича́й, дꙋшѐ моѧ̀, на ѳавѡ́рѣ преѡбрази́вшагосѧ гдⷭ҇а. Ржⷭ҇тво̀ твоѐ нетлѣ́ннѡ ꙗ҆ви́сѧ: бг҃ъ и҆зъ бокꙋ̀ твоє́ю про́йде, ꙗ҆́кѡ плотоно́сецъ ꙗ҆ви́сѧ на землѝ, и҆ съ человѣ́ки поживѐ. тѧ̀, бцⷣе, тѣ́мъ всѝ велича́емъ. |
Вместо Достойно… Величай, душе моя, на Фаворе преобразившегося Господа. Рождество Твое нетленно явилось: Бог из чрева Твоего прошел, как носитель плоти, явился на земле и с человеками пожил. Тебя, Богородице, потому все величаем. |
||||
Кто прошел к нам чрез чрево Пречистой Девы Марии? Мф.1:22,23;
Ис.7:14 |
|||||
А҆пⷭ҇лъ, петро́ва посла́нӏ̈ѧ, зача́ло ѯ҃є. Зачало 65. 2 Петр 1:10–19 Е҆ѵⷢ҇лӏ̈е матѳе́а, зача́ло ѻ҃. От Матфея, зачало 70. Мф 17:1–9 |
|||||
2Петр.1:10–19 Как даровано нам всё потребное для жизни и благочестия? 1:1-3;
Мф.16:28 Мф.17:1–9 (Лук.9:28-36; Мар.9:1-8) Кем назвал Бог Христа Иисуса? 16:13-17 Куда и кого возвел Господь, чтобы показать Грядущего во Царстве?
17:1 Где открывается нам Христос во славе Его и Царстве? 17:2; Ис.6:1;
Иез.1:25-28; Откр.1:16; 21:23 Что в достижении этой славы предложил в опрометчивости Петр? 17:4; Каково основание и цель закона и пророков? Мф.22:36-40;
Рим.13:8-10; 1Тим.1:5 |
|||||
Выполнить задания в указанной последовательности. Сотворить молитву из утреннего правила от начала до Отче наш, включительно, и молитву на начало учения, а затем молитву по окончании учения. Прочитать указанные в таблицах тексты читаемого на литургии Святого Писания: 2Петр.1:10–19, Мф.17:1–9. Святое Писание см… Прочитать комментарии: Кратко ответить в Дневнике чтения Святого Писания на представленные в таблице вопросы по текстам: 2Петр.1:10–19, Мф.17:1–9 (используя параллельные тексты: Лук.9:28-36; Мар.9:1-8). В качестве листа электронной тетради для ответов допустимо использовать данную страницу. Прочитать: Прочитать предлагаемые тексты праздничного богослужения, их толковый перевод, их основание в Священном Писании с комментариями святых отцов. Научиться правильно читать богослужебные тексты на церковнославянском языке и объяснять смысл. Учебное пособие по церковнославянской азбуке см… Кратко ответить в Дневнике на предлагаемые ко всем богослужебным текстам вопросы, с использованием Писания по указанным и иным ссылкам. Определить каждому по чтению и вопросам Псалма «Блажен муж…» на каком участке пути преображения души, от нечестивого, подобно пыли, до святого и благочестивого, подобно древу при потоках вод, он находится. Стать на путь освящения и преображения во Христе и Святом Православии в состояние истинно блаженного мужа Божия, в слушании и исполнении наставлений Христа Спасителя, Слова Божия, по повелению Бога Отца: «Его слушайте» (Мф.17:5). Начать ежедневно с записями в Дневнике читать Жития святых, Святое Писание и молитвы, так научаясь слушать Христа Спасителя. Проконтролировать чтение церковнославянских текстов, в том числе, в небольших группах или в парах в воскресной школе. Обсудить ответы на все тексты в воскресной приходской школе, при необходимости откорректировать. Повторить знание наизусть десяти пунктов начертанного
перстом Бога закона Скрижалей Завета (Исх.20:1-19). В Катехизисе святителя
Филарета часть 3-я «О любви», см…
Объяснить суть и цель обещанного Богом наказания ненавидящим Его и
обещанных Им благ – любящим Его (Исх.20:5,6; 34:6,7; Ин.14:15-18). В
Катехизисе святителя Филарета Вопрос 164, 165, см… Почему праздник называется Спасом? Ис.7:14; 9:6; Матф.1:21; 17:5;
Тит.3:3-5 Выучить наизусть тропарь праздника и тексты Священного
Писания: Написать небольшое эссе (при немощи, рассказать устно) на основании Святого Писания на тему «Как преображает человека (меня) созерцание Преображения Господня» или подобную. Сдать свою работу на проверку преподавателю или обменяться мнениями с соучениками воскресной школы и в семье… Лучшие работы, испросив благословения у настоятеля храма, опубликовать в блоге, средствах массовой информации прихода, епархии или иных. Практически приступить к ежедневному чтению Святого Писания и Жития святых, с заполнением дневника, в движении по пути спасения и преображения в образ Божий во Христе и Святом Православии, по слову Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5), во славу Божью. Дополнительно Прочитать службу празднику по Праздничной минее на
церковнославянском языке и, параллельно, в современном толковом переводе.
Научиться пересказывать смысл. |
|||||
Описание урока Урок Курса начал православной веры и жизни разработан на основании богослужебных текстов и Святого Писания и Предания, в том числе Минеи праздничной. В уроке открываются элементарные основы понимания духовно-нравственного и богословского содержания двунадесятого праздника Преображения Господня, основные черты пути преображения и спасения человека в следовании за Христом Спасителем и Богом нашим. При этом важности слушания и исполнения Слова Христа Спасителя и Бога. В познании закона и благодати посредством служения законодателя Моисея и пророка Ильи, а также всей Церкви Православной, открывающей и поясняющей закон Божий, восприятие даруемого свыше блага познания Бога, Его порядка и мира, во всем любви. В повелении человеку сиять окружающему миру добрыми делами во Христе и Его Церкви Православной, в состоянии преображения в образ Божий, спасения от вечной смерти и мук в жизнь вечную, к полноте благ сего и будущего века. В процессе изучения избранных текстов богослужения у учащихся формируется благоговейное отношение к освящающему и преображающему нас Христу Спасителю и Богу, открывающему человеку его сущее и должное состояние, а также путь преображения, совершенствования души и всей жизни. Развивается побуждение к обретению единства со Христом и Его Православной Церковью, к служению Церкви и миру, душе, семье и Отечеству, миру между народами. В освоении материала урока предполагается активное исследовательское участие самих учащихся, развивающее стремление к полноценной духовной жизни в причастии Христу и Его Церкви Православной, в неизменной надежде на подаваемую при этом смиренным благодать Божию, мудрость и любовь. Божьей помощи в трудах. |
|||||
Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru Опубликовано: 2017.08.18 Калашников Ю.В. Введение в Православие. Великие праздники. Преображение Господне. Урок. [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/min/0819-trfigur.htm, (дата обновления: 2024.08.18).
|
|||||
ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА |
|||||