ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

Титул / Великие праздники / Преображение Господне

 

 ПРАВОСЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ И КУЛЬТУРЫ»

НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

ВВЕДЕНИЕ В ПРАВОСЛАВИЕ

Двунадесятые праздники. Урок

Святое Преображение Господа Бога нашего Иисуса Христа
(08.06 / 08.19)

Ст҃о́е преѡбраже́нӏ̈е гд҇а бг҃а и҆ сп҃са на́шегѡ ӏ҆и҃са хр҇та̀.
Мѣ́сѧца а҆́ѵгꙋста въ ѕ҃-й де́нь.

 

Тропaрь

Преѡбрази́лсѧ є҆сѝ на горѣ̀, хрⷭ҇тѐ бж҃е, показа́вый ѹ҆ч҃никѡ́мъ твои̑мъ сла́вꙋ твою̀, ꙗ҆́коже можа́хꙋ: да возсӏ̈ѧ́етъ и҆ на́мъ грѣ̑шнымъ свѣ́тъ тво́й присносꙋ́щный, моли́твами бцⷣы, свѣтода́вче, сла́ва тебѣ̀.

Тропарь

Преобразился на горе, Христе Боже, показавший ученикам Твоим славу Твою, яко же доступно им. Да воссияет и нам грешным Свет Твой, всегда сущий, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Тропарь

Что в преображении на горе показал Господь ученикам? Ин.17:4
Почему Христос смог явить ученикам и нам славу Божию? 1Тим.3:16
Что просим у Христа, как способного совершить это? Ин.1:4; 1Ин.1:5-9
Чьими молитвами открывается нам свет славы Христа и Бога?
Почему называем Христа – Светодавче? Ин.12:36; 2Кор.4:6,7; Еф.1:18 (15-19)
Когда увидим ничем не затмеваемую полноту света Христа и Бога в наших жизнях? 1Ин.3:2

Паримии праздника

а҃. И҆схо́да чте́нӏ̈е. Исх 24:12–18

в҃. И҆схо́да чте́нӏ̈е. Исх 33:11–23; 34:4–6, 8

г҃. Ца́рствъ тре́тӏ̈ихъ чте́нӏ̈е. 3 Цар 19:3–9, 11–13, 15–16

Исх 24:12–18

Зачем Господь призвал Моисея на гору? 24:12
Кто и зачем написал на Скрижалях каменных закон? 24:12; Втор.5:29; Ин.14:15-17
Сколько в молитвенном терпении ожидал Моисей гласа Господня? 24:16
Каков был вид славы Божий на вершине горы для Его народа? 24:17
Сколько дней был Моисей на вершине горы? 24:18

Исх 33:11–23; 34:4–6, 8

Как говорил Господь с Моисеем в скинии и как на горе Преображения? 33:11; Мф.17:3
Кто по замыслу Божию выводит народ из рабства греху? 33:14; Ин.15:5
По какому признаку определяется, благоволит ли Бог к какому-либо человеку или народу? 33:14-17
Как Господь показал Моисею славу Свою во время Исхода и как – во Христе Спасителе? 33:18-23; Ин.1:14,18; Мф.17:1-6
Почему и зачем Моисею понадобились новые каменные скрижали? 34:1-4; 32:1-19; Втор.10:1-5
Каков Бог сущий в Его естестве, провозглашенном Им Самим, открываемом в Его Сыне Христе Спасителе и в Его святом народе? 34:5-7
Как реагировал Моисей и ученики Христовы, на явление им Бога во славе? 34:8; Мф.17:6
3 Цар 19:3–9, 11–13, 15–16

Почему в жизнь святых Божьих душ иногда приходят скорби и как они исчезают? 19:4-8; Иак.5:17; Мф.14:29-32; 5:1-3
К кому приходит Господь в скорбях? 19:9,10; Суд.6:12-14; Мф.26:75 и Ин.21:1-4
Как, на примере пророка Ильи, говорит святым Бог, способный и землю потрясать? 19:11-13; Мф.17:3
Чем Бог ободряет того, кому кажется, что он остался один, чтущий Бога? 19:18; Мф.7:13,14; Рим.9:27; Ин.21:22

Конда́къ

На горѣ̀ преѡбрази́лсѧ є҆сѝ, и҆ ꙗ҆́коже вмѣща́хꙋ ѹ҆ч҃ницы̀ твоѝ, сла́вꙋ твою̀, хрⷭ҇тѐ бж҃е, ви́дѣша: да є҆гда́ тѧ ѹ҆́зрѧтъ распина́ема, страда́нӏ̈е ѹ҆́бѡ ѹ҆разꙋмѣ́ютъ во́льное, мӏ́рови же проповѣ́дѧтъ: ꙗ҆́кѡ ты̀ є҆сѝ вои́стиннꙋ ѻ҆́ч҃ее сӏ̈ѧ́нӏ̈е.

Кондак

На горе преобразился, и яко же могли воспринять ученики Твои, славу Твою, Христе Боже, созерцали. Да когда Тебя узрят распинаемого, страдание уразумеют добровольное, миру же проповедают, что Ты есть воистину Отчее сияние.

Что видят и слышат ученики на горе Преображения? Мф.17:2-5
Что должны уразуметь, видя затем Христа, распинаемого? Ис.53:7
Что после этого ученики Христа будут проповедовать миру? 1Ин.1:5
Почему Церковь называет Христа – Отчее сияние? Ин.1:1-9,14,18

Велича́ние

Велича́емъ тѧ̀, живода́вче хрⷭ҇тѐ, и҆ почита́емъ пречи́стыѧ пло́ти твоеѧ̀ пресла́вное преѡбраже́нӏ̈е.

Величание

Величаем Тебя, Живодавче Христе, и почитаем пречистой плоти Твоей преславное преображение.

Как и почему так, величая Христа, называем Его? Ин.1:4,11-13; 3:15,16,36; 6:47; 11:25
Что имеем, если почитаем Христа и Его Преображение, и следуем за Ним, неся свой крест? Рим.12:2; Фил.3:20,21

Вмѣ́стѡ Досто́йно:

Велича́й, дꙋшѐ моѧ̀, на ѳавѡ́рѣ преѡбрази́вшагосѧ гдⷭ҇а. Ржⷭ҇тво̀ твоѐ нетлѣ́ннѡ ꙗ҆ви́сѧ: бг҃ъ и҆зъ бокꙋ̀ твоє́ю про́йде, ꙗ҆́кѡ плотоно́сецъ ꙗ҆ви́сѧ на землѝ, и҆ съ человѣ́ки поживѐ. тѧ̀, бцⷣе, тѣ́мъ всѝ велича́емъ.

Вместо Достойно…

Величай, душе моя, на Фаворе преобразившегося Господа. Рождество Твое нетленно явилось: Бог из чрева Твоего прошел, как носитель плоти, явился на земле и с человеками пожил. Тебя, Богородице, потому все величаем.

Кто прошел к нам чрез чрево Пречистой Девы Марии? Мф.1:22,23; Ис.7:14
Почему в таком случае называем Марию Деву Богородицей, а не, просто, Христородицей, родившей, просто, человека – Помазанника Божия? 1Тим.3:16; Ин.1:1,14
Насколько же достойна величания Та, которая родила Сына Божия, в полноте Бога и в полноте человека? Лук.1:48,49

А҆пⷭ҇лъ, петро́ва посла́нӏ̈ѧ, зача́ло ѯ҃є. Зачало 65. 2 Петр 1:10–19

Е҆ѵⷢ҇лӏ̈е матѳе́а, зача́ло ѻ҃. От Матфея, зачало 70. Мф 17:1–9

2Петр.1:10–19

Как даровано нам всё потребное для жизни и благочестия? 1:1-3; Мф.16:28
Как обретаем всё даруемое нам от Божественное силы Господа нашего? 1:4-9
Что открывается нам в результате такого звания и избрания, быть народом Божьим? 1:10-11
Почему нам необходимы напоминания уже познанной истины? 1:12-15
Как возвестили нам Апостолы силу пришествия Христа Спасителя? 1:16-18
Что, по свидетельству Апостолов, повелевает нам Бог Отец? 1:17,18; Мф.3:17; 17:5
Какое еще драгоценное средство познания Истины и Бога мы имеем, кроме книг Нового Завета Евангелия и Апостола? 1:19; Лук.24:27; Ин.5:39; Деян.17:11

Мф.17:1–9

Что пообещал Христос ученикам перед Его Преображением? 16:28
Куда возвел Господь троих из учеников, чтобы показать им Грядущего во Царстве Его? 17:1
Как преобразился Христос на Фаворе? 17:2; Мар.9:3; Лук.9:29
Для чего явились Христу и Его ученикам (и нам) Моисей и Илья? 17:3
Что особое вещает нам Моисей? Исх.20:1-23; 34:6,7; Втор.32:1-44
Что особое вещает нам пророк Илья? 3Цар.19:4-12; 4Цар.1:1-2:15
Как связана демонстрация Царя и Царства в силе с принесшим от Бога народу закон Моисеем и наставлявшим в достойном исполнении этого закона Ильей? 17:3; 7:22-29; Ис.48:18; Втор.32:29,30; Мар.9:1
Что по этому поводу предложил Петр, и что повелел Бог Отец? 17:4,5
Каково основание и цель закона и пророков? Матф.22:36-40; Рим.13:8-10; 1Тим.1:5
Как связано послушание с достижением силы и благ Царства Божия? 17:6,7; 1Пет.5:5,6; 3:1-5; Еф.5:21-25; Ис.57:15; 66:2; Исх.20:12; Рим.12:10; Фил.2:3
Чему учит нас Христос устами Церкви ныне относительно наших тел и душ, являя нам Преображение Своей плоти? 17:9; Рим.12:2; 2Кор.3:18; Фил.3:21; 1Ин.3:2
С чего начинается преображение всего человека? Деян.2:37-43; Рим.6:13,19; 12:1,2
Какая цель преображения человека для века нынешнего и будущего? Еф.4;11-15; Мф.25:46

Задание урока

Выполнить задания в указанной последовательности.

Сотворить молитву на начало учения: из утреннего правила от начала до Отче наш, включительно, и молитву на начало учения.

Молитвослов см… ЦС азбука см…

Прочитать указанные в таблицах тексты читаемого на литургии Святого Писания: 2Петр.1:10–19, Мф.17:1–9.

Святое Писание см…

Прочитать комментарии:
Лопухин А.П. «Толкование на Евангелие от Матфея» Гл.17.
Феофилакт Блаженный, Архиепископ Болгарский «Толкование на Евангелие от Матфея» Гл.17.

Кратко ответить в Дневнике чтения Святого Писания на представленные в таблице вопросы по текстам: 2Петр.1:10–19, Мф.17:1–9. В качестве листа электронной тетради для ответов допустимо использовать данную страницу.

Прочитать:
праздничное поучение Григория Паламы из прилагаемой Хрестоматии. См…

Прочитать предлагаемые тексты праздничного богослужения, их толковый перевод, их основание в Священном Писании с комментариями святых отцов.

Научиться правильно читать богослужебные тексты на церковнославянском языке и объяснять смысл.

Учебное пособие по церковнославянской азбуке см

Кратко ответить в Дневнике на предлагаемые ко всем богослужебным текстам вопросы, с использованием Писания по указанным и иным ссылкам.

Проконтролировать чтение церковнославянских текстов, в том числе, в небольших группах или в парах в воскресной школе.

Обсудить ответы на все тексты в воскресной приходской школе, при необходимости откорректировать.

Повторить знание наизусть десяти пунктов начертанного перстом Бога закона Скрижалей Завета (Исх.20:1-19). В Катехизисе святителя Филарета часть 3-я «О любви», см…
Письменно ответить на следующие вопросы:

Объяснить суть и цель обещанного Богом наказания ненавидящим Его и обещанных Им благ – любящим Его (Исх.20:5,6; 34:6,7; Ин.14:15-18). В Катехизисе святителя Филарета Вопрос 164, 165, см…
Как при этом связано сияние преображенного Христа и сияние света, которое Господь требует от каждого послушного Богу человека? (Матф.5:16; Иоан.6:38)

Почему праздник называется Спасом? Ис.7:14; 9:6; Матф.1:21; 17:5; Тит.3:3-5
Какие три Спаса празднуются Православной Церковью в августе? Как говорится в прилагаемой Хрестоматии на Преображение / Происхождение Честных Древ. См…
Почему в эти праздники освящаются и жертвуются церкви начатки плодов нового урожая? Лев.23:10,11; Чис.28:26; Иез.44:30; Прит.3:9,10; Рим.11:16; Гал.6:6-8; Мар.6:41
Почему для обретения блага прежде материальных приношений в церковный приход должно посвятить свою жизнь и душу Христу Спасителю и Учителю и Его Церкви, при этом – в послушание священству и в святое братство? Ин.15:1-6; Деян.2:41-43; Рим.12:5; 1Пет.2:17; 5:6

Выучить наизусть тропарь праздника и текст Священного Писания:
«Се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Матф.17:5).

Написать небольшое эссе (при немощи, рассказать устно) на основании Святого Писания: «Как преображает меня созерцание Преображения Господня». Сдать свою работу на проверку преподавателю или обменяться мнениями с соучениками воскресной школы и в семье… Лучшие работы, испросив благословения у настоятеля храма, опубликовать в блоге, средствах массовой информации прихода, епархии или иных.

Дополнительно

Прочитать службу празднику по Праздничной минее на церковнославянском языке и, параллельно, в современном толковом переводе. Научиться пересказывать смысл.
- Найти в Священном Писании духовные основания богослужебных текстов.
- Определить значимость отдельных молитвословий и всей службы для личного духовного роста и спасения.

Описание урока

Урок Курса начал православной веры и жизни разработан в соответствии с богослужебными текстами Святого Писания и Минеи праздничной.

В уроке открываются элементарные основы понимания духовно-нравственного и богословского содержания двунадесятого праздника Преображения Господня, а также основные черты пути преображения и спасения человека вслед за Христом Спасителем нашим. В понимании явления нам закона и благодати посредством служения законодателя Моисея и пророка Ильи, а также всей Церкви Православной, открывающей и поясняющей закон Божий, благодатное использование этого даруемого свыше блага познания порядка и мира Божьего. В повелении человеку сиять окружающему миру добрыми делами во Христе и Его Церкви Православной, в состоянии преображения в образ Божий, на пути спасения от вечной смерти и мук в жизнь вечную, к полноте благ сего и будущего века.

На основании избранных текстов богослужения из Праздничной Минеи данного дня и мест Святого Писания, читаемых на богослужении и иных являющихся основанием рассматриваемых молитвословий, у учащихся формируется благоговейное отношение к освящающему и преображающему нас Христу Спасителю и Богу. А также побуждение к обретению единства со Христом и Его Православной Церковью, к служению Церкви и миру благодатной силой Божьей мудрости и любви.

В освоении материала урока предполагается активное исследовательское участие самих учащихся, а также рождение и укрепление при этом их стремления к полноценной приходской жизни Церкви Православной, в неизменной надежде на подаваемую при этом смиренным во Христе благодать Божию.

Божьей помощи в трудах.

Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru, csl@ukrpost.ua

Опубликовано: 2017.08.18
Редакция: 2017.08.25,31. 2018.08.19. 2019.08.15. 2020.08.17. 2021.08.18

Калашников Ю.В. Введение в Православие. Великие праздники. Преображение Господне. Урок. [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/min/0819-trfigur.htm, (дата обновления:  2021.08.18).

 

ПРАВИЛА САЙТА

ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ © КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2017 - 2021