праведность и мир электронные материалы журнала домашняя / культура /

 

 


 

православная КУЛЬТУРА

УЧЕНИЕ О МИРЕ бОЖЬЕМ

объект и предмет

Калашников Юрий Викторович. Редактор журнала «Праведность и мир».
Калашников Юрій Вікторович. Редактор журналу «Праведність і мир».
Kalashnikov Yuriy Viktorovich. Editor of journal  «Праведность и мир».

Аннотация
Систематическое изложение основ христианской православной культуры.

Анотація
Систематичний виклад основ християнської православної культури.

 Summary

Systematic a statement of fundamental of the Christian Orthodox culture.

Ключевые слова: христианство, православие, богословие, культура, культурология, объект культурологии, предмет культурологии.

 (Предварительная публикация глав неоконченной работы
с периодическим обновлением)

 

... И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском,
чтобы возделывать его и хранить его. (Быт.2:15)

 

Объект и предмет культуры

Объект культуры

Предмет культуры

Объект и предмет культуры

И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Быт.2:15-17)

Местом, куда был помещен Адам, является Эдемский сад, сотворенный Богом и существующий вне и независимо от Адама. В философской терминологии называющийся объектом, то есть вещью, явлением или предметом, на который направлено действие или обращено состояние субъекта. Для конкретизации точки приложения определённых усилий в объекте выделяется ряд предметов. Как, например, в саду различные деревья, одни приносящие жизнь и блага, а древо познания добра и зла – смерть.

В свою очередь, и дерево, как объект, состоит из ряда предметов: ствола, ветвей, корней, веток, листьев и плодов. То есть объекты всегда подразделятся на предметы, а те, становясь объектами, могут далее дробиться в структуре элементов. И наоборот, Эдемский сад, будучи объектом жизнедеятельности Адама, является предметом в ряду подобных вещей творения и Царства Божьего.

Объект и предмет в научном познании соотносится как род и вид, абстрактное и конкретное, общее и частное. В таком ключе будет рассмотрена и православная культура.

Объект православной культуры - Царство Творца и Промыслителя

В начале сотворил Бог небо и землю. (Быт.1:1)
Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. (Ин.5:17)

Творцом всего из нечего открывает нам Себя Бог через Священное Писание. Которое говорит, что всё существующее произведено Словом Божьим путём постепенного усложнения структуры от неживого до биологического и, в конечном итоге, создания венца творения – человека. Создав же всё и обозрев, Господь оценивает это на «хорошо весьма» (Быт.1:31).

Но и после создания не оставляет Господь Свое творение без попечения, а является единственным источником, двигателем и регулятором всех существующих в нем процессов. Особой заботой окружает Господь человека, опекаясь его жизнью, предназначенной для вечности с Творцом. Бог, обладающий абсолютным суверенитетом, наделяет человека свободой принять приготовленное Вседержителем руководство и благодатное Его попечение, ведущее в жизнь вечную или, в противлении воле Божьей, отвергнуть его, ввергая себя в смерть вечного посрамления и мук. В любом случае, принимает ли какая душа владычество Божие или отвергает его, всегда абсолютным властителем всего творения остается его Творец.

Но и отступивших в превозношении и гордости людей Господь не уничтожает при первой возможности, как то присуще сатане, последовавшим ему нечистым духам и нечестивым человеческим душам, но трудится, вразумляя и направляя на путь совершенствования в состояние детей Божьих. Часто наказывая и уничижая, дабы показать человеку всю его несостоятельность в противлении Богу, Его правде и закону, суду и милости.

… По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество - владычество вечное, и Которого царство - в роды и роды. (Дан.4:31)

Каждая согрешившая и наказанная за свое превозношение перед Господом душа, как, например, упомянутого выше царя Навуходоносора, возомнившего себя великим созидателем устройства Вавилона, с верою устремив свой взор покаяния в небеса и в молитве исповедав свой грех, получает прощение и силу во вразумленном состоянии славить Единого и Вечного владыку, и не столько славословиями речей, сколько послушанием Богу в своих поступках, а вначале – в помыслах и словах. Не может только человек, удалённый за свои грехи от Творца, самостоятельно понять правду Божью и, тем более, её исполнить. Тогда Сам Господь, восприняв плоть человеческую, приходит к своему народу, чтобы укрепить его на всякое доброе дело. Предупреждая вначале об этом в Своих пророках.

… Младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. (Ис.9:6)

Необыкновенным Чудным Советником называет пророк Исаия грядущего в мир Христа Спасителя – Единого Бога Крепкого и Всемогущего, создавшего пространство, и время, и всё, Вечного Руководителя всего видимого и невидимого. Созидающего в окружающем нас бытии особое состояние гармонии, красоты и благолепия, называемое миром Божьим. И верные Ему души Господь делает такими же миротворцами. Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом (2Кор.5:20), -говорится в апостольском наставлении, призывающем, во-первых, к миру с Богом, а затем под Его руководством и к созиданию мира в своих сердцах и в окружающем нас Его творении.

Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. (Дан.7:13,14)

Таким пророк Даниил видел Сына Божьего Христа Спасителя, получающего от Отца власть и вечное, нерушимое владычество над всем творением. Являющего нам истину в Своем Слове, в полноте Божественном, и в Своем естестве, в полноте человеческом. Научающего народ Божий молиться так же, как это делает Он: … Твое есть Царство и сила и слава во веки… (Мф.6:13). Вразумляя нас самих подчиниться Творцу неба и земли Вечному Царю и затем подчинять в послушание Ему все дышащее.

Видите ныне, что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей. Я подъемлю к небесам руку Мою и говорю: живу Я во век! (Втор.32:39,40) - предупреждает Господь всякую душу и народ, что в Его власти жизнь и смерть, здравие и болезнь, разрушение и созидание. И чтобы человеку принять из Его руки приготовленные любящим Его блага, нужно смирится перед Его благой волей, обратиться от зла к Господу. Совершая доброе и созидая угодное Богу, в порядке, предписанном Творцом, обретать вечные Его милости. Потому что, «… Бог не есть [Бог] неустройства, но мира. Так [бывает] во всех церквах у святых» (1Кор.14:33).

Являясь Богом мира и устройства, источником истинного блага, Господь творит в смиренных сердцах и благочестивом обществе состояние благоустройства. Научает народ Свой правде и закону, суду и милости, вразумляет созиданию порядка, несущего в себе неиссякаемые блага Господни.

… Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
22 Иуда - не Искариот - говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?
23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. (Ин.14:21-23)

Не падший мир, отвергающий Бога, обретает благодать Его присутствия, а в верные Господу души, верно – правильно, понимающие Слово Божие и верно – не изменяя долгу, исполняющие его. В таких сердцах творит Господь храм для Своего обитания, такие души преображает по Своему образу, образу Божию, посредством такого народа растит добрые плоды во всяком уделе, где почитается Его имя – Творца Вседержителя и Отца Небесного.

Скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. (Мф.25:34)

Бог является Творцом и Промыслителем, сотворившим всё совершенным и опекающимся поддержанием благоустройства всего творения. Он является Царем Вечным, обладающим абсолютным суверенитетом, правящим посредством Сына Своего Христа Иисуса и посредством человека, имеющего свой удел в Царстве Божьем. Результатом правления Божьего является особое состояние гармонии, правопорядка и благоустройства всего Его Царства и удела человеческого – мир Божий.

Объект культуры – Царство Божие, открывающееся в устройстве и порядке всего творения Божьего и, в том числе, удела, данного в управление человеку. 

Царство Божье – территория подвластная Царю.
Царство Божье – благое правление Царя Небесного этого и будущего века.
Царство Божье – жители на территории и под вечным правлением Царя Небесного.

Предмет культуры - удел человека в Царстве Божьем

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Быт.1:26,27)
Вот так Господь планирует и осуществляет Свой замысел относительно человека. А затем Творец и Владыка всего наделяет человека, как особое Свое творение, властью, приготовленной для него еще до его создания. Властью – то есть силой духа, разума и тела для определённого целенаправленного управляющего чем-либо воздействия. А вместе с силой дает Господь человеку также и удел из Своего Царства для руководства им: И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт.2:15).

Поселил – то есть разместил в определенной точке вселенной для жительства. В данном случае указывается место – Эдемский сад, участок земли со всем, что создал и насадил там Бог. И не только удел земли даруется человеку, а во-первых, - прикосновение Божьего дыхания жизни и душа человеческая живая: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт.2:7). Вот эта душа для Бога и человека важнее удела земли и важнее тела, созданного из праха, в который оно и возвратится в свое время. «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Прит.4:23), - предупреждает автор книги Притч. А Господь Христос Иисус задаёт риторический вопрос, с заранее известным ответом: «Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Мф.6:25).

Однако, считая душу важнее тела, и отвергая заблуждения гностицизма, пренебрегающие материальным, относя его ко злу, достойному только пренебрежения и уничтожения, православие, в соответствии с библейским учением, предписывает также заботу и о теле, как храме Духа Святого, при постоянном памятовании о приоритете духовного. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] – вы» (1Кор.3:16,17), - предупреждает нас Господь в апостольском наставлении. Поэтому важно так человеку построить свою жизнь в смирении перед Богом и Его повелениями, чтобы в душе его обитал Дух Святой, а не духи падшего мира, и тело это было ухожено с такой любовью, как только возможно в уважении к живущему в нем Богу.

Слово «возделывать» сад, обозначает ухаживать за ним, поддерживая там учреждённый и созданный Богом порядок, приносящий обильные плоды. «Хранить» - содержать в состоянии, защищенном от нанесения возможного вреда, в безопасности, то есть без опасности получить повреждение. Но, как видим из Слова Божьего и происходящих вокруг событий, первая опасность всегда исходит от самого человека, допускающего в свои поступки грех, противление порядку и повелениям Господним, тем самым ввергающего в разруху всё, что даровано Господом для владения, в том числе, и свою душу. И только облекшись во всеоружие Божие, в том числе, «броню праведности» (Еф.6:14), человек может побеждать грех. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:16,17), - так дает Господь человеку вместе с уделом и правила поведения, определяющие, что есть добро, а что есть зло, что ему необходимо делать для обретения блага и что запрещено, потому что ведет к разрушению, а также и наказуемо Господом. Возделывать и хранить сад, вкушать от плода доброго и не принимать в свою жизнь зла, жить так в послушании Богу вечно – таковым является предназначение человека, полученное им от создавшего его Творца.

Садом для нас является всё внутреннее и внешнее в нашей жизни, что может приносить плод. Все это, подобно грядке с сельскохозяйственной культурой, нужно приводить в состояние, создающее наилучшие условия для выращивания плодов полезных каждому человеку и всему обществу, способствующее спасению душ в жизнь вечную и препятствующее развитию плодов, наносящих вред чему-либо из творения, а наипаче ценнейшему из всего душам человеческим.

Итак, владычество, вручаемое человеку, заключается в обязанности возделывать и хранить всё данное Богом, начиная от собственной души и жизни – до душ на краю земли, нуждающихся в слушании свидетельства о Христе и истине, от собственного участка, семьи и Отечества – до молитвы и посильного участия в утверждении мира между народами.

Вместе с уделом и правилами по наведению правопорядка и благоустройства человеку дается еще и относительная свобода, определённая независимость действий от непосредственного управления Богом. Человек создан Господом не марионеткой, бездумной куклой, движимой нитками кукловода, а свободно избирающим исполнение благой воли Творца и Вседержителя, открываемой Им в Его любви, правде, суде и милости. Если же человек отвращается смиренного исполнения повелений Бога, то, как отвратившийся от благ Господних, попадает в разруху и погибель, ввергается Вседержителем в избранную им смерть и муки вечные, всегда находясь под давлением собственных грехов, глупостей и беззакония и еще под карающей рукой гневающегося Господа.

… Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. (Быт.3:17-19)

После грехопадения Адама труд, заповеданный Богом, но совершаемый без благого присутствия Божия, без послушания Господу и в противлении Его порядку, стал приносить человеку скорби. Это еще одно подтверждение того, что создан человек, чтобы быть счастливым, но возможно это только в присутствии Божием и в послушании Ему. Когда же человек в противлении заповедям Господним теряет Бога, то вместе с Господом уходят из жизни основные блага и счастье, предназначенные Богом для каждого человека и его потомков. Потому-то от согрешившего Адама каждый человек получает в наследство греховную противящуюся Богу натуру, восстанавливаемую к праведности и блаженству только во Христе Иисусе Спасителе нашем. В соответствии со Словом Божьим, научающим нас, что, «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор.15:22,23).

Даже если человек отворачивается от Бога, то Творец созданные Им души не покидает в греховном болоте, а всегда находится рядом Духом Святым и Словом Божьим, чтобы спасать. Восприняв плоть человеческую, приходит во Христе Иисусе к нам, чтобы избавить нас от проклятия греха и отпустить на свободу обретения благ Господних и усыновления у Бога Отца. …Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин.1:12,13). Во Христе Иисусе, возродившись от действия Духа Свята и Слова Божия в жизнь вечную, человек получает возможность возвратиться обратно в Божие присутствие, под власть Творца, Его правды и закона, и так во Христе Спасителе обрести потерянное в Эдеме счастье быть возделывающим, хранящим и вкушающим от плода. А чтобы не лишиться его снова, нужно понимать к чему призывает нас Господь, каковы Его повеления относительно нашей жизни, что нам делать, каждому в своём уделе, дарованном нам, как и Адаму, в попечение.

- Что ожидал Господь увидеть в жизни Адама?
- Что должно было быть результатом нашей жизнедеятельности?

Если мы находим ответы на эти вопросы, то можем не только избежать Божиих наказаний, как богопротивники, но и в полноте обрести блага, приготовленные Отцом для благочестивых и спасенных в Сыне Его Христе Иисусе.

Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии?
Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. (Ин.6:28,29)

Веровать в приходящего к нам Бога, воспринявшего плоть человеческую, умершего во искупление грехов наших, дарующего нам благодать жизни вечной. Веровать так, как тому научает нас Сам Господь в Своём Слове Священном Писании и Предании, как вразумляет Церковь Святая Христова Православная, как то мы исповедуем устами в Никео-Цареградском Символе веры. И как то, услышав и поняв, мы воплощаем в словах и поступках, совершая дело Божие и обретая плоды: мудрости и ответственности, духовной и социальной зрелости, достижений в науке и технике, производстве и сельском хозяйстве, образовании и медицине… Умея и созидать, и хранить полученное от собственных трудов и в наследие отцов и предыдущих поколений.

В Древнем Риме, на просторах которого происходили описываемы события, процесс выращивания сельскохозяйственных растений (культур) обозначался словом culture - «культура». Затем этим же словом стало, по аналогии, обозначаться воспитание и рост человека, его духовное, социальное и физическое созревание. Римский общественный деятель Катон Младший (1в. до Р.Х.), упоминая в своих речах слово культура, имел в виду возделывание земли. Его современник видный римский философ и юрист Цицерон (106 - 43 гг. до Р.Х.) говорил и о культурном (ухоженном подобно грядке с овощами) человеке, как человеке истинном, гуманном, движимом совершенством и благородством традиционных римских добродетелей, в противопоставлении его варвару, человеку, водимому низменными, естественными и необузданными страстями. В труде «Тоскуланские беседы» термин «культура» употребляется им для характеристики философии как «культуры ума». Однако вплоть до 18 века этот термин не имел широкого употребления, а упорядоченная противоположность варварству называлась цивилизованностью и цивилизацией. Словом, производным от лат. civilis  гражданский, государственный, то есть исходящий от государственного порядка. Термином, явно имеющим оттенок светского происхождения, хотя и отражающий правду и порядок Царства Божьего, часто, в буйстве помраченного разума, отвергаемого гражданами и их государствами.

За пять столетий после снисхождения Духа Святого на апостолов и рождения творимой Господом от начала Церкви Христовой любовь Божья, действующая в верных Спасителю душах, покорила Римскую империю. Византийский император Юстиниан (482-565) в Указе «Deo auktore» (О составлении Дигест) отмечал важность власти законов, упорядочивающих дела по отношению к Богу и людям, утверждающих правопорядок и созидающих благоустройство общества. «Воздев руки к небу и призвав вечную Помощь… положившись во всём на Бога» приказывал провести обработку огромной массы законов, накопившихся со времён основания Рима, освободив их от лишних повторений и противоречий, и скомпоновать в форме удобной для изучения и применения во благо всем людям. «И так как этот материал будет собран по Божьей милости, то …» этим сможет «…освятить особый и святейший храм правосудия» [1], а вместе с этим и каждую верную Богу душу и всё благочестивое общество.

Так происходило становление современного европейского права и культуры, основанием которых было христианское понимание истины и порядка, исходящих от Божественного разума и воли. В отличие от древнего греко-латинского философского натурализма с обожествлённой природой и религией политеизма, Бог христиан, о котором говорит Юстиниан, трансцендентен (находится вне) по отношению к природе и человеку, которые Он сотворил и поддерживает в соответствии со Своим замыслом и законом. А источник правопорядка и благоустройства общества, соответственно, находится во Всемогущем Боге и Его правде, открываемой в пророках и апостолах, во Христе Иисусе, собранной в книгах Священного Писания и Предания Церкви Христовой Православной.

В средние века (5-15 вв.) получила дальнейшее развитие духовная и интеллектуальная культура, сформировалось мировоззрение человека на основе библейского учения о мироздании. Наука, право, общественный порядок воспринимались в свете Божественной истины учения Христианской Церкви. В частности, трудами святых просветителей Кирилла и Мефодия составлена была славянская азбука и на славянский язык переведено Священное Писание и основные богослужебные книги. Ко Христу обратилась Русь и стала Святой Православной.

Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы (Еккл.7:29). И эта беда была замечаема не только во времена Экклезиаста проповедника.

Ренессанс (13-16 вв.) – возрождение античности, воспринимавшееся отступниками от Бога, Его правды и закона, как прогресс общественного развития, на самом деле, было шагом назад на пути к возрождению и дальнейшему освящению человека и общества, происходящих по истине только от Духа Свята и Слова Божия. В искусство возвратилось любование телом человека, а не христианскими добродетелями его души. Происходило бурное отступление от христианского богословия в заблуждения философий. Вместо Бога на трон владыки начал возводиться воспитанный «культурный» человек. Умами общества овладевал гуманизм – учение, во главу угла ставящее человека и его возможности познания и совершенствования себя и окружающего мира.

Следующее, по исчислению гуманистов, за Средневековьем Новое время (16-19 вв.) отмечалось расцветом науки и светских элементов культуры. Типично существовавшим тогда идеям, немецкий юрист С. Пуфендорф (1632-1694) рассматривал культуру как совершенствование натуры, природы человека и общества, соответственно, противопоставляя культуру – их нетронутому природному естеству. Истина о Боге Творце и Промыслителе при этом отвергалась.

Эпоха Просвещения (17-18 вв.), в её идеологии, движущей силой культурных преобразований определила человеческий разум и «просвещающую» его науку, одновременно, отвергая существование Бога, просвещающего душу человека Духом Святым и Словом Божьим. Эти идеи имели значительное влияние на общественную мысль того времени. не обойдя вольтерьянством и свободомыслием также и Россию 18 века. Проявляясь даже в  убеждениях и мотивах государственных решений, например,  императрицы Екатерины ΙΙ, предложившей издать в Риге осужденную и запрещенную за безбожие в Париже энциклопедию Вольтера и Дидро, а также произведшей изъятие в государственную казну монастырских и церковных земель.

Однако перед смертью покаявшийся в богоотступничестве Вольтер, увидевший на склоне лет в своем возвышенном свободомыслии обычную падшую необузданность души, а также и явная для всякого мало-мальски здравого разума порочность любого человека, его неспособность к самоусовершенствованию, заставила философскую мысль искать другие источники сил и механизмы, движущие историю и культуру.

К. Маркс (1818 - 1883) в философском осмыслении бытия, перешедший от идеализма Гегеля к материалистическому пониманию истории, а значит и культуры, в совместных с Ф. Энгельсом (1820 - 1895) трудах систематически изложил свое понимание совершенствования общества. Согласно разработанной ими социальной философии не сознание определяет бытие человека и общества, его существование и развитие, а материальное бытие (состояние) человека и общества определяет сознание. Основанием общественного устройства, в соответствии с данной теорией, являются производительные силы находящихся в распоряжении общества, освоенных им природных и интеллектуальных ресурсов. Исходя из их качества и количества, по мнению материалистов, формируется надстройка – идеология, политика и т.д.

Частная собственность, определяемая Марксом, как источник зла, в процессе развития общественного капиталистического производства, дискредитировав себя периодическими кризисами, должна перейти в общественную, более рациональную и справедливую. Теоретически предполагая как бы эволюционный, от капитализма к коммунизму, путь развития экономики и общества, Маркс, тем не менее, считал движущей силой прогресса борьбу классов и революцию. А трудился в одной команде в Ф. Энгельсом, значительная часть работ которого уделялась вопросам военного дела, стратегии и тактике ведения боевых действии, анализу сражений в прошедших войнах. Наличие такого подхода к социальным преобразованиям, идей диктатуры пролетариата и их  участия в неудачной революции явно свидетельствуют о теоретической подготовке к предполагаемому насильственному (революционному) пути достижения общественного культурного идеала… Под началом «бродящего по Европе призрака коммунизма».

Все же призрака! Не Ангела Господня, не Христа Спасителя и не Бога, отвергнутого ослепленным разумом возгордившегося в фантазиях идей гуманизма человека. И не силы материальных ресурсов. А, в прямом смысле, как это вытекает из истины Слова Божьего, духа, падшего вместе с сатаной, ввергающего человеческий разум, ищущий правды, в бесплодную суету бессмысленного движения противоречивых, а значит саморазрушительных помыслов, слов и поступков. Человека же  и общество приводящего в состояние далёкое от справедливости и заповеданного для созидания им мира Божьего.

Материя на определённом этапе своего развития порождает сознание, - философский тезис Ф.Энгельса весьма созвучен основанию учения о человеке австрийского психоаналитика З. Фрейда (1856-1939), считавшего силой, движущей и управляющей поведением (сознанием) человека, его сексуальные влечения (либидо). А значит, являющийся и силой, движущей историю и культуру. Такие наблюдения не лишены основания, подтверждаются также и Священным Писанием, которое однако предлагает человеку не его плоть и окружающую природу, а другой источник силы для управления разумом и телом, совершенствования личности и общества – Господа Бога.

Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек. (1Ин.2:15-17)

Похоть, желания тела и заблуждения разума, не контролируемые послушанием правде Божьей, а подстрекаемые падшими духами, противящимися Богу, в реализации своих целей могут доставлять человеку и обществу быстропроходящие удовольствия, но в конечном итоге ведут к разрухе и в вечную погибель. Также происходит и в культуре. Гуманистическое понимание культуры как некой вещи, отличающей цивилизованного человека от дикаря, представляющей собой как сам процесс совершенствования души и общества, так и его результаты, связанные с развитием высших духовных способностей человека, в конечном итоге ведут к еще большей дикости и разрушению человечности, как отдельной личности, так и всего общества. Только по одной причине, которой является – противление Богу, Его правде и закону, суду и милости.

21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
22 называя себя мудрыми, обезумели,
23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, -
24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте… (Рим.1:21-24)

Не смирившись перед Богом, не прославив Его как Творца, Вседержителя и Спасителя душ наших человек тем самым отворачивается от источника света для его разума, тепла для его сердца и силы для укрепления его тела, а также при этом еще и ввергается гневающимся Господом во тьму, скверну и ничтожество разума и тела. Об этом предупреждает Слово Божье. К таким результатам приводит человека и общество последовательное «развитие» гуманистических заблуждений.

Подтверждением  выше сказанному является философия иррационализма (отвержения разума), возникшая как результат разочарования в способности человеческого ума и науки к действительному совершенствованию человека и преобразованию общества. Пессимизм А. Шопенгауера (1788-1860) относительно состояния окружающего общества, которое он считал наихудшим из возможных, и относительно содержания душ, не способных творить добро, родил учение о воле к жизни, преобладающей в мотивах поведения человека, погружающий общество в войну всех против всех и так разрушающей должную культуру. Идеи волюнтаризма заложенные философией Шопенгауера были развиты его почитателем Ф. Ницше (1844-1900), критиковавшим мораль, по его мнению, сковывающую свободу личности, христианство называвшим наихудшим из всех зол и религией неудачников, а любовью к ослабевшим считавшим их уничтожение. Движущей силой в поведении человека он находил волю к власти. Последовательность в отвержении разума и предпочтения волевого начала в теории привела в практике жизни этого философа в психиатрическую лечебницу, где он, так и не возвратившись к здравию ума, скончался.

Только культ «сильной волевой» личности не умер вместе с лишившимся разума философом, а был взят за основу теории социал-дарвинизма, на практике воплощенную нацистами в попытках выведения идеальной высшей человеческой расы. Или, аналогично, идеального интернационального класса в практическом воплощении идей диктатуры пролетариата. Также и в заблуждениях толкования Священного Писания, якобы открывающего наступление перед Вторым приходом Христа Тысячелетнего Царства, политической власти верных Богу. Руководствуясь которыми сребро- и властолюбивые души, усиленные религиозным фанатизмом богоизбранности в великие и особенные, рвутся к политической и финансовой власти, попирая Божью правду и закон, далёкие от любви Божьей, но суть ведомые бесами в погибель.

Результаты «последовательного труда» гуманистов в созидании культуры появились в Новейшее, как они считают, время, начавшееся с Октябрьской революции 1917 года. Десятки миллионов жизней, уничтоженных тоталитаризмом в концентрационных лагерях, бедствия народа, живущего в системе, а вернее, в присутствии весьма дурно пахнущего болота беззакония. Нюрнбергский процесс и позорное осуждение преступников Второй мировой войны. Падение и разруха всего строившегося в противлении Богу и Его повелениям, крушащего или превращавшего Храмы Божьи в конюшни. Таков итог «культурных подвигов» гуманизма.

Несмотря на всё нечестие и буйство падшего мира, сотворенный Богом человек, даже в заблуждениях, но всё же в присутствии благодати Божией, изливающейся через верные души Церкви Христовой, понимает, более или менее, свое предназначение – творить, подобно Отцу Небесному. Ученые и практики, вооруженные теориями или простой любовью к ближнему, созидают доброе, укрепляют правопорядок, отстаивают справедливость. Используемые при этом, принципы свободы, равенства и братства, социальной справедливости и ответственности, несущие в себе силу правды Божьей, ведут к успехам и приносят свои плоды. Таковой была победа человеколюбия над нацизмом. Достижения в науке, технике, экономике, образовании, венчающие усилия трудящихся Советского Союза. Устранение острых противоречий капиталистического способа производства в развитых странах. Развиваются исследования в области организации общественной жизни и культуры. Американским социологом Уайтом (1900-1975) вводится в научный оборот термин «культурология». В социалистическом лагере разрабатываются теории построения светлого справедливого будущего.

Усилия науки и практики в построении стабильного и процветающего общества неизменно приносят свои плоды, как во внутреннем устройстве государств, так и в международных отношениях. Примером тому является Лига Наций (1919-1946) и, позднее, ООН, созданная в 1945 г. в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами. Создание ряда военно-политических блоков, стабилизирующих международные отношения. Образование Европейского Союза, Содружества независимых государств, после развала Советского Союза, и других.

Но какими бы значительными ни были успехи в общественной организации и в культуре, если они обретаются не на основании правды и силы Божьей, не в уповании на милость и любовь Отца Небесного, не во славу Божью, то неизменно будут разрушены, как собственным грехом и беззаконием, так и карающей рукой Господней. Тысячелетия подряд предупреждает об этом Слово Божье, и святые не перестают удивляться упорству идущих в погибель нечестивых.

… Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.  "Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их". Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. (Пс.2:1-4)

Неотвратимым, в соответствии со словом Божьим, является разрушение нечестивых союзов, противящихся Творцу, в том числе, и распад социалистического лагеря, в своей идеологии отвергавшего правду Божью. Таким же неотвратимым будет конец каждого «культурного» строительства, пренебрегающего Богом, Его правдой и законом, заповедями и посвящением всего созидаемого славе Божьей. История открывает нам достаточно убедительных примеров, от семьи Адама и строительства Вавилонской Башни до рассматриваемых нами событий Новейшего Времени.  Независимо от того какие бы то ни были мотивы добра и цели светлого и справедливого будущего, без Бога конец такого движения один – разруха и погибель вечная.

Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!
Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом.
Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути [вашем], ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него. (Пс.2:10-12)

Блажен каждый человек, уповающий на Господа, независимо от других внешних, даже самых неблагоприятных, обстоятельств, а также процветающе и общество, состоящее из таких вот исполненных благами Господними душ. Во время сошествия на Апостолов Святого Духа, возрождающего к жизни вечной, и рождения Церкви Христовой, созидаемой Господом от начала века, среди верующих начали формироваться такие социальные отношения, которых не добивалась ни одна власть, ни тоталитарная, ни либеральная. Путём насилия или вседозволенности пытавшаяся создать то, что возможно только Богу, великой силой любви и мудрости творящему в верных душах и обществе порядок Царства и Мира Божьего.

41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
44 Все же верующие были вместе и имели все общее.
45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.
46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. (Деян.2:41-47)     

Огромные человеческие и природные ресурсы, материальный и научно-технический потенциал не смогли уберечь от разрушения систему противления Богу бывшего СССР. Исчерпавшая себя руководящая и направляющая партия оставила после себя идеологическую пустоту, деморализованные души, потерявшие основание и цели, некогда влекущие на трудовые и ратные подвиги. Канула в лету и карающая инакомыслие система устрашения, на время, широко открыв двери для различных философских и псевдо духовных учений, наносящих часто непоправимый вред душам, общественной морали и порядку, всему народному хозяйству, экономике, внутренней и внешней политике.

Единственным стабильным основанием как всегда остается Святая Христова Православная Церковь, немало пострадавшая от воинствующего атеизма, однако верно хранящая Христово учение и никогда не перестающая нести своё служение Богу и ближнему, своему Отечеству и каждой душе до края земли. Призывая возвратиться к истине, непрестанно от века возвещаемой миру,  гласом Христа вразумляющей народы: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:31,32).

Свободными от заблуждений и беззакония.
Свободными для утверждения правды Царства Божьего и обретения Господних милостей и благ, силы на понимание и исполнение всякого доброго дела. Для созидания в верных сердцах и благочестивом обществе Мира Божьего, того, что в истории общественных преобразований стали называть культурой.

Для современного человека «Эдемский сад», предмет приложения сил, – это окружающий мир, во всём многообразии его бытия и достижимости для человеческого воздействия. И удел, и повеления Господни остаются те же – возделывать, хранить и вкушать от доброго плода, во спасение своих и многих душ, во славу Божью.

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6:33).

Бог Творец и Промыслитель, Царь Вечный наделяет каждого человека и всё общество соответствующими уделами в Своем Царстве для попечения о них, поддержания порядка и созидания благоустройства, а также блаженствующего состояния души, как в самом труде, так и в обретении плодов, в совокупности духовного, душевного и материального, личного и общественного составляющих – Мир Божий, в истории общественных преобразований названный культурой.

Предмет культуры – удел человека в Царстве Божьем, его фундаментальные свойства: происхождение, понятие, сущность, смысл, ценность, роль в жизни человека и общества.

 

ВВЕДЕНИЕ  < НАЗАД / ОГЛАВЛЕНИЕ СПРАВА / ВПЕРЁД > ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

 

© Калашников Ю.В. 2009, 2010, 2011

опубликовано 13.08.2010.  редакция: 2010.10.17; 10.21; 11.12; 11.13; 11.14; 11.15; 11.20; 11.30; 12.02,03,12,17,19,20,23,26,28. 2011.01.02, 04.
http://sancti.ru/clt/cultura.htm  (архив)

http://sancti.ru/clt/cult-04-obj.htm обновление: 2011.01.09,18

правила сайта



[1] Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. – М.: Зерцало, 1997. – С. 153.