ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА / Проекты

Титул / Проекты / Влияние Православной Церкви на историю развития правовых учений Руси

 

Влияние Православной Церкви

на историю развития правовых учений Руси X-XX вв.

(аспект национальных интересов и безопасности)  
проект научно-богословского исследования

Исполнитель проекта магистр права Калашников Ю.В. имеет стаж и опыт научно-педагогической работы в вузе. Ныне является директором Школы права, организованной с целью разработки и реализации образовательных программ православного компонента для вузов, URL: http://sancti.ru/sl/intr/pl-sch.htm. На научно-богословском образовательно-информационном портале «ПРАВЕДНОСТЬ И МИР» опубликован ряд его статей.

Написана и опубликована в бесплатном доступе книга «Основы Православия», имеющая гриф Издательского Совета РПЦ «Допущено…», ныне редактируется и дополняется для следующего издания, URL: http://sancti.ru/th/k1.htm. В книге изложены духовные основания науки и образования, понимания и содержания догм вероучения Православной Церкви.

Информация о проекте

Актуальность

Актуальность, общественная значимость исследования данной темы определяется особой ролью Православной Церкви и Её служения в обществе, во-первых, на исторической территории Руси. При этом открываемой Богом правды о Нем, как о Творце, и о Его творении, о закономерностях существования созданной Им природы и человеческого общества, а также конкретного труда, возлагаемого на каждого человека и народ в его уделе. Всё это, Бог и человек, правда Божия и порядок, а также плоды труда Господа, Церкви Православной Тела Христова и всего общества составляют Православную культуру, которая немыслима без стройной и прочной правой системы, её идеологии, правового учения.

Движущими мотивами человека и общества является осознание восполнения его нужд и обретения искомых ценностей, реализации личных и общественных интересов, благ, таких как человеколюбие, здоровье, свобода, безопасность его личная, его семьи и окружающего общества, внешний и более внутренний комфорт, мир, счастье. Одной из таковых ценностей является понимание правового порядка, ведущего человека к совокупности благ, реализации национальных интересов и безопасности. Этими ценностями наполняет человека и общество Господь через Его Церковь. А принять их, сберечь и передать будущим поколениям может только вразумленный правдой Божией человек и общество, в смирении созидающие порядок, мир Божий, начиная от своей души, в своей семье и Отечестве, и продолжая до краев земли. Включая, и правовую систему общества, в том числе, и каноническую правовую систему Православной Церкви.

Проблематика

Проблема современного общества заключается в потере нравственных и духовных христианских норм поведения, хранимых Православной Церковью, в отступлении от правды Божией и Господних беспрекословных императивов, соответственном пренебрежении святостью и праведностью, искажении правосознания, правотворчества, правопорядка и использования всего права. От этого, в первую очередь, происходит неспособность обретать, хранить и рационально использовать таланты и значительные национальные ресурсы, щедро даруемые Богом Отечеству, каждой душе и всему народу.

Частью этих проблем является отсутствие понимания истинных ценностей и благ, противопоставление в обществе личных, групповых, корпоративных и национальных интересов. В результате происходит потеря прочных оснований и действенных методов формирования стабильной и благой человеку правовой системы и порядка, как в государстве, так и в международных отношениях, в общем, потеря безопасности. При этом и правовая система Православной Церкви также нуждается в её укреплении и развитии, с использованием для этого богословской научной методологии. Одним из важных компонентов которой является учение о сущности и форме права, понимание истории его формирования, использовании его, как инструмента в достижении интересов Отечества и безопасности.

Объект

Объектом исследования является история правовых учений.

Предмет

Предметом исследования является влияние Православной Церкви на историю развития правовых учений Руси X-XX вв., используемых в процессе построения и функционирования правовой системы нашего общества, являющихся частью нашего понимания ценностей Православной культуры, в общем, национальных интересов и, во-первых, безопасности, их реализацию и укрепление в Отечестве и в миролюбивых отношениях между народами.

Цель исследования

Уточнение влияния Православной Церкви на историю развития правовых учений Руси X-XX вв. Что необходимо для понимания и использования неповторимых, проходящих и вечных ценностей Православной культуры в формировании правовой системы общества, в достижении таким путем максимальной реализации национальных интересов и безопасности, как собственного Отечества и каждого в нем человека, так и международных отношений.

Задачи исследования

Описать и объяснить основные направления влияния Православной Церкви на историю развития правовых учений Руси X-XX вв., касающиеся понимания права и закона, открываемых и хранимых ими ценностей и общественных интересов, построения правой системы и безопасности.

Описать и объяснить суть и соотношение национальных интересов и безопасности, их связь с ценностями и правовой системой общества. Использовать результаты, в построении исследования истории правовых учений Руси X-XX вв.

Уточнить используемую при этом основную терминологию, определяющую процессы построения правовой системы, её структуру и свойства, уравновешивание и объединение интересов личности, отдельных групп населения и всего общества, восстановления и укрепления единства народов и республик Святой Православной Руси, мира между народами.

Установить ранее неизвестные или недостаточно изученные факты исследуемой сферы истории правовых учений в ключе православного мировоззрения, с использованием богословской и естественнонаучной методологии.

Изучить место, форму и суть влияния Православной Церкви, открывающегося в указанном промежутке истории развития правовых учений, в построении правовой системы, его соотношение в правовом порядке с национальными интересами и безопасностью.

Выявить в существующих исследованиях возможную неполноту содержания и объема, а также иррациональность атеистических, «рационалистических» и относительных в понимании истины объяснений, препятствующих эффективному построению и функционированию правовой системы, стабильности и процветанию всего общества.

Обосновать применение предлагаемой терминологии и положений правовой теории в оптимизации построения правовой системы, способствующей более эффективному использованию человеческих и других ресурсов, укреплению Отечества, его духовного, интеллектуального, человеческого и научно-технического потенциала. Путем восстановления православной духовности общества, использования методологии построения правовой системы, включающей в свою основу истинное понимание, принятие и утверждение ценностей Православной культуры.

Преодолеть определенные трудности в процессе объединенного использования богословской и естественнонаучной методологии научного познания и практики созидания правовой системы, как основополагающей части общества, его хозяйства и культуры, реализации его интересов и достижения безопасности.

Наметить направления дальнейшего развития исследований для решения открывающихся новых проблем.

Источники исследования

Священное Писание и Предание Православной Церкви, как Откровение Божие и собрание исторических документов.

Документы истории и теории права и государства, включая, методологию построения правовой системы общества.

Нормативно-правовая база правовой системы общества, включая, каноническую правовую систему Православной Церкви.

Документы, определяющие дефиницию, сущность и содержание национальных интересов общества.

Хронологический период исследования

От времени Крещения Руси святым равноапостольным Владимиром до конца XX-го века, с прогнозированием развития процессов в исследуемой правовой системе общества.

Методы исследования

Общефилософские методы:

Богословское осмысление истории правовых учений, формы и содержания порядка и закона, благ и ценностей, элементов одной системы правды и благодати Божией в обществе, понимаемых во свете учения Православной Церкви, на основании её Святого Писания и Предания.

Философское абстрагирование от конкретного к категориям, которыми являются категории истории, права и ценностей. Иная общефилософская методология.

Общенаучные методы:

Подбор, изучение и систематизация документов, сравнение различных точек зрения и научных школ, практические исследования в области истории формирования правовых учений и правовой системы.

Анализ полученных материалов и данных, выявление общих существенных черт, сущности и функций Православной культуры и её ценностей в правовой системе.

Формулирование дефиниций основной используемой терминологии.

Структурно-генетический анализ формирования и реализации индивидуальных и коллективных интересов и безопасности в построении и функционировании правовой системы общества, исторической роли в этом процессе Православия и его основных ценностей. Уточнение причинно-следственных связей.

Исторический метод в исследовании развития правовой системы общества и роли в этом процессе Православия. Использование при этом аналогий в оценке фактов истории и современности, в прогнозировании развития отечественной правовой системы.

Специальные богословские, исторические и правовые методы:

Использование в качестве аргумента в доказательствах выдвигаемых положений: православных догм, цитирования текстов Священного Писания и Предания, объяснение исследуемых фактов во свете учения Православной Церкви, имеющих непререкаемый авторитет в построении православной веры и практики жизни.

Историческое развитие правового учения, его детализация и узаконивание в нормативно-правовых актах.

Правовое регулирование общественных отношений в сфере реализации национальных интересов и безопасности.

Научная новизна

Научная новизна определяется изучением развития созидательного и упорядочивающего влияния служения Православной Церкви на процессы и состояния, происходящие в душах и в обществе, во-первых, в его правовой системе и правовых учениях её построения функционирования, включая каноническую правовую систему Православной Церкви.

Выявляются пробелы в нормативно-правовой базе, включая недостаточное развитие богословско- и научно обоснованной методологии построения этой базы и всей правовой системы. Во-первых, отсутствие развитого правового учения, основанного на вероучении и святых канонах Православной Церкви, отсутствие соответственных дефиниций основной ценностной терминологии.

Для решения указанной проблемы в качестве метода построения правовой системы предлагается развитие использования православного богословского понимания ценностей православной культуры в формировании правовой системы, наилучшим образом обеспечивающей реализацию интересов, правового порядка и безопасности общества.

На исторических фактах обосновывается необходимость такого развития методологии доказательством соответствия ценностей Православной культуры всему комплексу интересов каждого человека и всего народа. Вместе с этим рассматриваются факторы, сдерживающие такое развитие и предлагаются пути их преодоления.

Теоретическая значимость работы

Прежде всего, теоретическая значимость работы выражается в расширении знаний о влиянии Православной Церкви на историю развития правовых учений, в том числе, об истинных ценностях, которые несёт в себе Православная культура и которые поэтому составляют основу национальных интересов, а также единственно надежный базис построения стабильной правовой системы и безопасности. Такое понимание исторического влияния Православия на общество и право способствует укреплению его духовности и культуры, в том числе, правовой, реальному восприятию действительности и целенаправленному, сплоченному и плодотворному участию народа в созидании духовных нерушимых основ правовой системы, процветания и крепости своего Отечества и отношений между народами. Всё это является частью труда человека в понимании правды Божией и в спасительном деле Христа.

Практическая значимость работы

Материалы диссертации могут использоваться в:

- В учебном процессе по ряду курсов, таких как «История политических и правовых учений», «Теория государства и права», «Православная культура», «История канонического права», и других правовых, духовных и культурологических предметов.

- Для дальнейшего углубленного научно-богословского изучения данного предмета. Подготовки публикаций в научных, богословских и научно-популярных изданиях, преподавательской деятельности, разработки нормативно-правовых актов Православной Церкви и государства.

- В практике созидания правовой системы общества, включая, каноническую правовую систему Православной Церкви.

- В иной практике правовых отношений.

Рабочая гипотеза

Православная Церковь исторически оказывает системообразующее влияние на развитие всего общества, в том числе, правовых учений Руси X-XX вв. При этом православные ценности и соответствующее правовое учение являются в совокупности выражением в высшей степени сбалансированных национальных интересов, в том числе, безопасности, в ясных и четких дефинициях терминологического аппарата и развитой теории правового учения представляют собой наилучшую основу методологии формирования и функционирования правовой системы общества, включая каноническую правовую систему Православной Церкви. К таковым относятся определения основополагающего ценностного терминологического аппарата: благо (интересы), человеколюбие, свобода, право и порядок, безопасность, а также целеполагающие в построении правовой системы теоретические положения путей реализации национальных интересов и построения безопасности.

Вопросы предмета и методологии исследования

1.      Церковь.

1.1.   Определение и особенности Православной Церкви.

1.2.   Структура Православной Церкви.

1.3.   Влияние Православной Церкви на человека и общество, его общественные отношения.

2.      Правовая система общества.

2.1.   Структура.

2.1.1.     Субъекты.

2.1.2.     Идеология.

2.1.3.     Система нормативно-правовых актов.

2.1.4.     Юридическая практика.

2.2.   Цели правовой системы общества.

2.2.1.     Реализация национальных интересов.

2.2.2.     Безопасность.

2.3.   Пути достижения целей правовой системы общества.

2.3.1.     Правовой порядок.

2.3.2.     Рациональная методология формирования.

3.      Правовые учения.

3.1.   Определение правового учения, его структура.

3.2.   История развития правовых учений Руси X-XX вв.

3.3.   Особенности правовых учений Руси X-XX вв.

План исследования

1.      Обзор научной литературы и документов по теме исследования.

2.      Определение влияния Православной Церкви на правовые учения Руси X-XX вв.

2.1.   Сопоставление особенностей правовых учений Руси X-XX вв. с влиянием Православной Церкви на человека и общество, его мышление и регулирование общественных отношений.

2.2.   Выявление причинно-следственных связей между особенностями правовых учений Руси X-XX вв. в сфере реализации национальных интересов общества (Отечества) и служением Православной Церкви миру.

3.      Выводы о влиянии Православной Церкви на правовые учения Руси X-XX вв.

4.      Рекомендации по применению результатов работы в построении правовой системы общества, максимально реализующего национальные интересы и безопасность, при этом последовательно созидающего мир и взаимоуважение между народами во Христе и Святом Православии.

 

 


Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru, csl@ukrpost.ua

Опубликовано: 2015.03.14
Редакция: 2015.10.14

Калашников Ю.В. Влияние Православной Церкви на историю развития правовых учений Руси X-XX вв. (аспект национальных интересов и безопасности).  Проект научно-богословского исследования. [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/prjct/influ.html (дата обновления: 14.10.2015).

ПРАВИЛА САЙТА

ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ © КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2015