|
ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА |
Электронный учебник В связи с развитием на Святой Православной Руси духовного образования, как в Церкви [1], так и в обществе, при одновременном недостатке соответствующих квалифицированных преподавателей и развитии электронных информационных технологий существует возможность восполнения этого недостатка обеспечением особого качества учебным материалом, таким как электронные учебники. Также и применением открытой дистанционной формы образования, в помощь учащимся и преподавателям духовных школ и всем желающим познания Истины, возвещаемой миру Православной Церковью. В тесном сочетании такой формы образования с учебно-катехизаторским служением Православной Церкви. Что соответствует повелению Христа «Идите и научите все народы» Мф.28:19 и несомненно делает данный процесс более эффективным, на стадии обучения значительно экономичным, а также доступным в самых отдаленных от образовательных центров местах. Основной информационной единицей такого образования является «электронный учебный материал», в частности, «электронный учебник». Эти термины имеют ряд определений, проанализировав которые сделаем по одному общему, отражающему их суть и важнейшие свойства. Учебный материал — информация, подобранная, систематизированная и изложенная в соответствии с целями учебного курса, аудиторией, дидактическими требованиями и удобством изложения в учебном процессе. Электронный учебник — учебник, изданный в электронном формате, в виде документа или электронной программы, скомпилированной из комплекта связанных ссылками и организационным единством документов, содержащий систематическое изложение учебной дисциплины или её раздела, соответствующий государственному стандарту, учебной программе и официально утвержденный в системе народного образования, в том числе, в духовной сфере – Православной Церковью. К основным дидактическим требованиям такого материала относятся: соответствие Священному Писанию и Преданию (включая вероучение) Православной Церкви, научность, объективность, системность содержания, предназначение конкретного учебного курса соответственному уровню или их последовательности подготовки учащихся. Общими чертами электронных обычных учебников является: - Изложение содержания определённой области знаний. К особенностям электронного учебника относится: - Содержание материала имеет несколько уровней сложности и
расположено на одном носителе электронной информации. Учебные материалы создаются в различной форме и объеме комплексов, курсов, модулей, учебников, монографий, статей и уроков, но имеют одну общую систему компонентов и алгоритм её построения, а также и общие алгоритмы построения. Стандартная схема создания электронного учебника включает ряд последовательных этапов: 1. Постановка целей и задач разработки. 2. Разработка структуры электронного учебника. 3. Создание и подбор материалов содержания. 4. Подготовка последовательностей отдельных элементов содержания. 5. Компоновка в систему электронных документов. 6. Компиляция в электронную оболочку единой программы. 7. Составление инструкции пользователя. 8. Апробация. 9. Корректировка содержания и структуры по результатам апробации. Стандартная схема содержания электронного учебника, представленная далее, предназначается для ориентации в составлении электронных учебников и других электронных учебных материалов, а также для самостоятельной или внешней их оценки. 1. Цели Определяют содержание учебных материалов и достижение учащимися компетенций. Излагаются в предисловии, адресуясь учащимся в виде конкретных результатов, которые они должны достичь вместе с авторами-преподавателями в конечном итоге образовательного процесса обретения учащимися знаний, умений и навыков по конкретной дисциплине, в соответствии с общими к ней требованиями. При этом, как и в обычном научном исследовании, описывается состояние сферы существования изучаемого предмета, указываются основные и типичные проблемы или задачи, требующие своего решения. Что делает осознанными усилия учащихся, направляемые на достижение ясно понимаемых целей, мотивирует к овладению предлагаемыми благами. Как правило, качественный электронный учебник в своем содержании, максимально отвечающем требованиям учебно-методического комплекса предмета, включает в себя ряд функциональных частей, имеющих специфические цели: - основной содержательный учебный материал; 2. Рекомендации по использованию данного учебного материала Излагаются обычно в предисловии учебников и учебных пособий или во введении практикумов, помогают планированию и работе с материалом. Отдельно составляется, в том числе, в виде файла помощи, инструкция пользователя учебником, как для содержания, так и для программы электронной оболочки. 3. Оглавление Учебный текст всегда имеет определенную структуру, совокупность устойчивых связей между составляющими его информацию элементами, отраженную в его оглавлении. Эта структура определяется содержанием преподаваемого предмета, требованиями дидактики, возрастной психологии, а также особенностями конструирования электронного учебника. 4. Основное изложение информации Текст должен отвечать ряду требований, таких как: Структура и содержание, теоретические сведения и иллюстрации соответствуют предварительно поставленным целям. Во-первых, вероучению Православной Церкви. Материал излагается системно, в полном, но без избытка объеме, соответствующем программе и поставленным целям. Выделен основной и дополнительный материал. Открываются и описываются проблемы и задачи, даются их оптимальные решения. Обсуждаются варианты решений. Указаны и описаны междисциплинарные связи. Учебный материал связан с источниками информации, использование которых предполагается в будущей реальной работе. Терминология вынесена в глоссарий, понятия имеют четкие определения, развернутое объяснение и взаимосвязи. Информация представляется в разнообразном виде, с использованием таблиц, иллюстраций, схем, графиков, мультимедиа средств. Даются ссылки на исходные, уточняющие и дополнительные материалы, содержащие информацию и программное обеспечение. Используется соответствующий стиль, конкретность, лаконичность, ясность и образность изложения. В достаточной степени используется иллюстративный материал: 5. Дополнительные и поясняющие материалы Дополнительные и поясняющие материалы имеют особое значение при самостоятельной работе учащихся, восполняют отсутствующего преподавателя. К ним относятся: глоссарии, разбор проблемных ситуаций, примеры решения задач с обсуждением типичных ошибок, ответы к заданиям, хрестоматии источников, справочная информация. При этом широко используются мультимедиа технологии. 6. Контрольные вопросы и задания Блок, контролирующий усвоение материала, составляется к каждому параграфу и разделам выше. Его содержание подбирается в соответствии с будущей предполагаемой деятельностью, с её искомыми умениями и навыками, с поставленными и заявленными целями. Выделяются стандартные, сложные и творческие. Предлагаются задания с использованием материалов смежных учебных дисциплин. Предлагаются задания для выполнения в команде, под руководством наставников, консультантов, в причастии труду и жизни Православной Церкви. Предлагаются особо выделенные задания повышенной сложности, с недостатком или избытком исходных данных, некорректно поставленными вопросами. Предлагаются и обсуждаются различные варианты и способы решения одной задачи. 7. Контрольные тесты Составляются для проведения исходного, текущего и итогового контроля. Электронные тесты представляются в максимально требуемом разнообразии форм, в тренировочном и экзаменационном вариантах. Имеют программную удобную оболочку с дополнительными статистическими возможностями. Выделяются стандартные и повышенной сложности вопросы и задания. 8. Список литературы В списке литературы выделяется основная и дополнительная литература. Приводится её аннотация. 9. Специальные средства, в частности, мультимедиа технологии Используются в достаточном необходимом количестве статические и динамические мультимедиа технологии. 10. Оформление работы Соответствует образовательным, библиографическим, издательским, гигиеническим и иным стандартам. 11. Авторство В коллективных работах отдельным пунктом указывается участие и максимально точно конкретный вклад каждого из разработчиков программ и учебного контента. Системность электронного учебника Основные соотношения: Требования: Недостатки электронного учебника Значительная сложность и трудоемкость на стадии разработки. Необходимость соответствующего программного обеспечения, электронного оборудования и в ряде случаев доступа к высокоскоростным компьютерным сетям. Преимущества электронного учебника Облегчает понимание материала за счет использования сочетания нескольких каналов подачи информации: зрительного, слухового, интерактивного. Может адаптироваться к уровню подготовки и способностям усвоения материала учащимися, к их особым целям и возможностям, обладая недостижимым для человека достоинствами «многотерпеливого наставника», способного бесконечно повторять темы, уроки или иные учебные действия в соответствии с потребностями, пожеланиями и возможностями учащегося. Облегчает понимание сути изучаемых предметов с постепенным углублением в подробности осваиваемого материала. За счет автоматизации ряда рутинных процессов позволяет освоить большее количество материала, запомнить информации, отработать умений и навыков, рассмотреть примеров, решить задач. Освобождает преподавателя для более творческого и, как правило, незаменимого личного общения в качестве консультанта и наставника. Позволяет проводить личный и внешний контроль усвоения материала на всех уровнях его изучения. Выводы Использование электронных учебников, эффективных методик их создания и применения, в настоящее время является насущным и востребованным в образовании Православной Церкви и общества. Поэтому интенсивно Божией благодатью и в мире Христовом осваивается Церковью и обществом, духовными школами и народным образованием, разработчиками программ и учебных материалов, преподавателями и учащимися.
E-mail: sl@sancti.ru, csl@ukrpost.ua
Опубликовано: 2013.06.24. Калашников Ю.В. Электронный учебник. [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/lmc/e-s.html (дата обновления: 07.07.2013). |
ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ © КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2013 |
[1] - Концепция высшего духовного образования Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] // Официальный сайт Учебного комитета РПЦ. URL: http://www.uchkom.info/images/stories/konc_do.doc, (дата просмотра: 24.06.2013).
- Концепция высшего духовного образования Украинской Православной Церкви [Электронный ресурс] // Официальный сайт Украинской Православной Церкви. URL:
http://orthodox.org.ua, (дата просмотра: 24.06.2013).
- Концепция дальнейшего реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата РПЦ. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1434901.html, (дата просмотра: 24.06.2013).