ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

Титул / ЭОИС / Электронный учебник

 

Электронный учебник

В связи с развитием на Святой Православной Руси духовного образования, как в Церкви [1], так и в обществе, при одновременном недостатке соответствующих квалифицированных преподавателей и развитии электронных информационных технологий существует возможность восполнения этого недостатка обеспечением особого качества учебным материалом, таким как электронные учебники. Также и применением открытой дистанционной формы образования, в помощь учащимся и преподавателям духовных школ и всем желающим познания Истины, возвещаемой миру Православной Церковью. В тесном сочетании такой формы образования с учебно-катехизаторским служением Православной Церкви. Что соответствует повелению Христа «Идите и научите все народы» Мф.28:19 и несомненно делает данный процесс более эффективным, на стадии обучения значительно экономичным, а также доступным в самых отдаленных от образовательных центров местах.

Основной информационной единицей такого образования является «электронный учебный материал», в частности, «электронный учебник». Эти термины имеют ряд определений, проанализировав которые сделаем по одному общему, отражающему их суть и важнейшие свойства.

Учебный материал — информация, подобранная, систематизированная и изложенная в соответствии с целями учебного курса, аудиторией, дидактическими требованиями и удобством изложения в учебном процессе.

Электронный учебник — учебник, изданный в электронном формате, в виде документа или электронной программы, скомпилированной из комплекта связанных ссылками и организационным единством документов, содержащий систематическое изложение учебной дисциплины или её раздела, соответствующий государственному стандарту, учебной программе и официально утвержденный в системе народного образования, в том числе, в духовной сфере – Православной Церковью.

К основным дидактическим требованиям такого материала относятся: соответствие Священному Писанию и Преданию (включая вероучение) Православной Церкви, научность, объективность, системность содержания, предназначение конкретного учебного курса соответственному уровню или их последовательности подготовки учащихся.

Общими чертами электронных обычных учебников является:

- Изложение содержания определённой области знаний.
- Использование информации современного уровня достижений науки.
- Создание системы учебно-информационных элементов завершенного произведения, со смысловыми связями, обеспечивающими целостность учебника.

К особенностям электронного учебника относится:

- Содержание материала имеет несколько уровней сложности и расположено на одном носителе электронной информации.
- Наличие статических (графических) и динамических (звук, видео) иллюстраций.
- Использование инструментов поиска, закладок и навигации по документами и их страницами.
- Создание быстрых переходов между страницами, разделами и документами.
- Интерактивность в освоении материала, при выполнении заданий и тестировании.
- Периодическое обновление и дополнение исходного содержания.

Учебные материалы создаются в различной форме и объеме комплексов, курсов, модулей, учебников, монографий, статей и уроков, но имеют одну общую систему компонентов и алгоритм её построения, а также и общие алгоритмы построения.

Стандартная схема создания электронного учебника включает ряд последовательных этапов:

1. Постановка целей и задач разработки.

2. Разработка структуры электронного учебника.

3. Создание и подбор материалов содержания.

4. Подготовка последовательностей отдельных элементов содержания.

5. Компоновка в систему электронных документов.

6. Компиляция в электронную оболочку единой программы.

7. Составление инструкции пользователя.

8. Апробация.

9. Корректировка содержания и структуры по результатам апробации.

Стандартная схема содержания электронного учебника, представленная далее, предназначается для ориентации в составлении электронных учебников и других электронных учебных материалов, а также для самостоятельной или внешней их оценки.

1. Цели

Определяют содержание учебных материалов и достижение учащимися компетенций. Излагаются в предисловии, адресуясь учащимся в виде конкретных результатов, которые они должны достичь вместе с авторами-преподавателями в конечном итоге образовательного процесса обретения учащимися знаний, умений и навыков по конкретной дисциплине, в соответствии с общими к ней требованиями. При этом, как и в обычном научном исследовании, описывается состояние сферы существования изучаемого предмета, указываются основные и типичные проблемы или задачи, требующие своего решения. Что делает осознанными усилия учащихся, направляемые на достижение ясно понимаемых целей, мотивирует к овладению предлагаемыми благами.

Как правило, качественный электронный учебник в своем содержании, максимально отвечающем требованиям учебно-методического комплекса предмета, включает в себя ряд функциональных частей, имеющих специфические цели:

- основной содержательный учебный материал;
- тренажер с наличием справочного материала;
- автоматизированная система контроля.

2. Рекомендации по использованию данного учебного материала

Излагаются обычно в предисловии учебников и учебных пособий или во введении практикумов, помогают планированию и работе с материалом. Отдельно составляется, в том числе, в виде файла помощи, инструкция пользователя учебником, как для содержания, так и для программы электронной оболочки.

3. Оглавление

Учебный текст всегда имеет определенную структуру, совокупность устойчивых связей между составляющими его информацию элементами, отраженную в его оглавлении. Эта структура определяется содержанием преподаваемого предмета, требованиями дидактики, возрастной психологии, а также особенностями конструирования электронного учебника.

4. Основное изложение  информации

Текст должен отвечать ряду требований, таких как:

Структура и содержание, теоретические сведения и иллюстрации соответствуют предварительно поставленным целям. Во-первых, вероучению Православной Церкви.

Материал излагается системно, в полном, но без избытка объеме, соответствующем программе и поставленным целям.

Выделен основной и дополнительный материал.

Открываются и описываются проблемы и задачи, даются их оптимальные решения. Обсуждаются варианты решений.

Указаны и описаны междисциплинарные связи.

Учебный материал связан с источниками информации, использование которых предполагается в будущей реальной работе.

Терминология вынесена в глоссарий, понятия имеют четкие определения, развернутое объяснение и взаимосвязи.

Информация представляется в разнообразном виде, с использованием таблиц, иллюстраций, схем, графиков, мультимедиа средств.

Даются ссылки на исходные, уточняющие и дополнительные материалы, содержащие информацию и программное обеспечение.

Используется соответствующий стиль, конкретность, лаконичность, ясность и образность изложения.

В достаточной степени используется иллюстративный материал:
- Последовательности изображений, демонстрирующие движение, развитие, причинные связи, структуру, процессы во времени и пространстве.
- Схематические изображения, чертежи, сечения.
- Представления числовых данных в графиках, таблицах, диаграммах.
- Географические и иные карты.
- Рисунки, фотографии, анимация, видео.

5. Дополнительные и поясняющие материалы

Дополнительные и поясняющие материалы имеют особое значение при самостоятельной работе учащихся, восполняют отсутствующего преподавателя. К ним относятся: глоссарии, разбор проблемных ситуаций, примеры решения задач с обсуждением типичных ошибок, ответы к заданиям, хрестоматии источников, справочная информация. При этом широко используются мультимедиа технологии.

6. Контрольные вопросы и задания

Блок, контролирующий усвоение материала, составляется к каждому параграфу и разделам выше.

Его содержание подбирается в соответствии с будущей предполагаемой  деятельностью, с её искомыми умениями и навыками, с поставленными и заявленными целями. Выделяются стандартные, сложные и творческие.

Предлагаются задания с использованием материалов смежных учебных дисциплин.

Предлагаются задания для выполнения в команде, под руководством наставников, консультантов, в причастии труду и жизни Православной Церкви.

Предлагаются особо выделенные задания повышенной сложности, с недостатком или избытком исходных данных, некорректно поставленными вопросами.

Предлагаются и обсуждаются различные варианты и способы решения одной задачи.

7. Контрольные тесты

Составляются для проведения исходного, текущего и итогового контроля.

Электронные тесты представляются в максимально требуемом разнообразии форм, в тренировочном и экзаменационном вариантах.

Имеют программную удобную оболочку с дополнительными статистическими возможностями.

Выделяются стандартные и повышенной сложности вопросы и задания.

8. Список литературы

В списке литературы выделяется основная и дополнительная литература. Приводится её аннотация.

9. Специальные средства, в частности, мультимедиа технологии

Используются в достаточном необходимом количестве статические и динамические мультимедиа технологии.

10. Оформление работы

Соответствует образовательным, библиографическим, издательским, гигиеническим и иным стандартам.

11. Авторство

В коллективных работах отдельным пунктом указывается участие и максимально точно конкретный вклад каждого из разработчиков программ и учебного контента.

Системность электронного учебника

Основные соотношения:
- Тема – структура родовидовых уровней и связей.
- Главные вещи – второстепенные.
- Элементы – смысловые связи.
- Связи – закономерности.
- Факты – размышления (анализ и синтез).
- Доводы (аргументы) – выводы.
- Тезаурус – определения.
- Краткость информации – полнота информации данного уровня детализации.
- Теория – практические примеры.

Требования:
- Системность, связанность, преемственность расположения и подачи материала.
- Полнота (детализация) информации определённого структурного уровня в основании и развитии.
- Ясная логическая структура.
- Достоверность и объективность.
- Точность, стандартность и однозначность определений и формулировок.
- Точность и однозначность оценок, их оснований и критериев.
- Однозначность перевода терминологии и наличие словарей.
- Ограничение и выделение предположительных формулировок.
- Совместимость различных представлений, расширений и протоколов данных.
- Четкая регламентация работы и эффективного освоения материала.
- Указание источников информации.
- Гипертекстовые связи различных уровней данных.
- Удобство и эргономика.

Недостатки электронного учебника

Значительная сложность и трудоемкость на стадии разработки.

Необходимость соответствующего программного обеспечения, электронного оборудования и в ряде случаев доступа к высокоскоростным компьютерным сетям.

Преимущества электронного учебника

Облегчает понимание материала за счет использования сочетания нескольких каналов подачи информации: зрительного, слухового, интерактивного.

Может адаптироваться к уровню подготовки и способностям усвоения материала учащимися, к их особым целям и возможностям, обладая недостижимым для человека достоинствами «многотерпеливого наставника», способного бесконечно повторять темы, уроки или иные учебные действия в соответствии с потребностями, пожеланиями и возможностями учащегося. 

Облегчает понимание сути изучаемых предметов с постепенным углублением в подробности осваиваемого материала.

За счет автоматизации ряда рутинных процессов позволяет освоить большее количество материала, запомнить информации, отработать умений и навыков, рассмотреть примеров, решить задач.

Освобождает преподавателя для более творческого и, как правило, незаменимого личного общения в качестве консультанта и наставника.

Позволяет проводить личный и внешний контроль усвоения материала на всех уровнях его изучения.

Выводы

Использование электронных учебников, эффективных методик их создания и применения, в настоящее время является насущным и востребованным в образовании Православной Церкви и общества. Поэтому интенсивно Божией благодатью и в мире Христовом осваивается Церковью и обществом, духовными школами и народным образованием, разработчиками программ и учебных материалов, преподавателями и учащимися.

 

E-mail: sl@sancti.ru,   csl@ukrpost.ua

 

Опубликовано: 2013.06.24.
Редакция: 2013.07.07.

Калашников Ю.В. Электронный учебник. [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/lmc/e-s.html (дата обновления: 07.07.2013). 

ПРАВИЛА ПОРТАЛА

ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ  © КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2013

 



[1] - Концепция высшего духовного образования Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] //  Официальный сайт Учебного комитета РПЦ. URL: http://www.uchkom.info/images/stories/konc_do.doc, (дата просмотра: 24.06.2013). 

  - Концепция высшего духовного образования Украинской Православной Церкви [Электронный ресурс] //  Официальный сайт Украинской Православной Церкви. URL:

http://orthodox.org.ua, (дата просмотра: 24.06.2013). 

  - Концепция дальнейшего реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата РПЦ. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1434901.html, (дата просмотра: 24.06.2013).