ХРИСТОС - МИР НАШ / КАТАЛОГ  / исследования

Богословие права

… Приобретай мудрость, приобретай разум:
не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.
Не оставляй ее, и она будет охранять тебя;
люби ее, и она будет оберегать тебя.
Главное - мудрость: приобретай мудрость,
и всем имением твоим приобретай разум.
Высоко цени ее, и она возвысит тебя;
она прославит тебя, если ты прилепишься к ней;
возложит на голову твою прекрасный венок,
доставит тебе великолепный венец...
(Прит.4:5-9)

… Кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы,
и пребудет в нем, тот,
будучи не слушателем забывчивым,
но исполнителем дела,
блажен будет в своем действии…
(Иак.1:25)


Содержание

 Часть первая

Введение в богословие права

Содержание на странице или в фрейме слева

 Часть вторая

Богословие права

Онтология права

 

Порядок – Мир Божий

Следующие статьи редактируются

 

Царство Божье

Отечество Божье

Власть Божья

Определение власти

Сущность власти Божьей

Благость

Всемогущество

Инструменты власти Божьей

Рука Господня

Природа

Ангелы

Человек

Общество

Методы руководства Божьего  

Благословения

Проклятия

Правда Божья

Истина

Закон

Суд

Благодать

Власть детей Божьих

Происхождение
Сущность
Субъекты
Объект

 

 

 (Проект)


Гносеология права
Аксиология права
Методология права
Антропология права
Социология права
Прикладное значение права

Дублирование содержания (фрейм слева)

 

 

Часть вторая

Богословие права


... Ныне, независимо от закона,
явилась правда Божия,
о которой свидетельствуют закон и пророки,
правда Божия через веру в Иисуса Христа
во всех и на всех верующих...
(Рим.3:21,22)

... Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего
всем сердцем твоим и всею душею твоею
и всем разумением твоим:
сия есть первая и наибольшая заповедь;
вторая же подобная ей:
возлюби ближнего твоего, как самого себя;
на сих двух заповедях утверждается
весь закон и пророки.
(Матф.22:37-40)

 

Правда Божья, Его любовь и Заповеди о любви к Творцу и всему творению - фундамент, надёжное основание, на котором утверждается закон и совершают своё служение пророки, объясняющие и корректирующие использование этого закона, проверяющие его применение на соответствие правде Божьей, о которой закон свидетельствует своей сущностью и действием. Во всём Священном Писании Господь открывает, что правда Божья не зависит от закона, но является первичной по отношению к нему и воплощается в его сущности и бытии, как регуляторе общественных отношений, открывающем истинные ценности, ведущем человека к счастью, а всё общество к процветанию и успеху во славу Божью.


Онтология права

… Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз:
ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда,
и жители ее также вымрут; а Мое спасение пребудет вечным, и
правда Моя не престанет.
Послушайте Меня,
знающие правду,
народ, у которого в сердце закон Мой!
Не бойтесь поношения от людей,
и злословия их не страшитесь.
Ибо, как одежду, съест их моль и, как волну, съест их червь; а
правда Моя пребудет вовек,
и спасение Мое - в роды родов... (Ис.51:8)

Наблюдая окружающую жизнь, человек всегда соприкасается с возникновением и исчезновением различных процессов, явлений и вещей. Эти изменения, так или иначе, затрагивают его интересы и поэтому всегда волнуют и заставляют задуматься о том, что значит быть или не быть; что такое бытие и небытие; в чем их схожесть и различие; что может существовать, а что нет; какова сущность чего-либо и каковы причины и условия этого существования или ухода в небытие. В процессе нахождения ответов на поставленные вопросы и сформировалась часть философии под названием онтология.

Онтология (от греч. онтос — сущее и логос — слово, учение), раздел философии, учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности, в частности, в области права, - основы, принципы, структура и закономерности бытия права. Этот термин введен был немецким философом Р. Гоклениусом (1613), хотя сами вопросы бытия возникли задолго до этого, ещё во времена сотворения человечества, и всегда были актуальными в процессе его развития.

... И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею:
Я есмь Сущий.
И сказал: так скажи сынам Израилевым:
Сущий [Иегова]
послал меня к вам. (Исх.3:13,14)

С именем Сущий открылся Бог Моисею. То есть - как Существующий, а не вымышленный, живущий не в человеческой фантазии, а в реальном бытии, и более того, сотворивший всё остальное существующее духовное и физическое. Но и до, и после этого разными другими путями Господь открывался и открывается избранным Божьим, ответившим на Его призыв и посылаемую благодать. Как, например, Савлу, в искреннем служении Богу, возводящему гонения на христиан.

... Он сказал:
кто Ты, Господи?
Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь.
Трудно тебе идти против рожна.
Он в трепете и ужасе сказал:
Господи! что повелишь мне делать?
и Господь [сказал] ему: встань и иди в город;
и сказано будет тебе, что тебе надобно делать... (Деян.9:5,6)

Вторым, самым важным, после осознания существования и присутствия рядом Бога, является вопрос:

Господи! что повелишь мне делать?

И далее, какова же воля и правда Божья, и часть правды Божьей, которую мы называем правом, его сущность и форма, структура и соотношение компонентов, внутренние и внешние связи?

Для успеха в делах и для обретения Божьих благословений, как Его служителям, работникам и детям, нам нужно также знать и то, как Вседержитель регулирует Своей правдой жизнь каждого человека и всего общества, в частности, систему законодательства и власти, и всё пространство правовой реальности. Основная часть этих вопросов рассматривается онтологией философии и богословия права и открывается Творцом каждому, кто уже однажды спросил: «Господи! что повелишь мне делать?» и затем взор свой обратил на Творца.


Бог, созидающий порядок - Мир Божий

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. (Быт.1:1,2)

Ветхозаветное слово, переведённое на русский язык — «Бог», звучит как «Элохим», стоит во множественном числе и так используется в Библии более двух тысяч раз. Основой его является буквосочетание «Эл», по сути, обозначающее нечто сильное и существующее изначально, во множестве оттенков соотношения их значений. Без сомнения, из контекста всего Священного Писания можно видеть, что Бог — это не множество богов, а Бог Единый, и не нечто обезличенное, а Личность разумная, мыслящая, чувствующая и волевая. Личность особенная, Божественная, бесконечная в Своём ведении и могуществе, нераздельно и неслиянно триединая, Отец Сын и Дух Святой, Творец всего существующего, созданного по Его воле, замыслу и правилам.

Всё видимое и не видимое создал Господь из ничего (ex nigilo), постепенно упорядочивая Своё творение, вкладывая в него Свою силу, правду и совершенства, гармонию и красоту, доведя до состояния, когда, посмотрев, Сам смог оценить всё на «весьма хорошо».

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. (Ин.1:1-3)

Инструментом созидания у Бога было Его Слово (греч. λογος - логос). В обычном значении это – слово, выражение, изречение, дело, речь, рассказ. В научном обороте термин «логос» и соответствующее философское понятие появляется в трудах Гераклита (540-480 до Р.Х.), влагавшего в него смысл принципа разумного упорядочивания и единения мира, путём смешивания противоположных начал, находящихся в вечной борьбе и рождающих новые явления. Этот древнегреческий философ считал, что всем космосом правит высший закон логос, и никто не вправе нарушать поддерживаемый им строй. Преступников же этого закона настигают эринии - блюстители мира и порядка. При этом человеческие законы должны быть подчинены высшему могущественному божественному логосу. Разум же человека и логос имеют общую природу, происхождение, но логос отличается тем, что существует вечно и управляет космосом, включающим в себя и человека.

Общаясь к нам через апостольское слово, Господь в первых строках Евангелия Иоанна, в то же время, как бы, ведёт диалог и с выше упомянутым Гераклитом, одним из представителей греческой философии, объясняя, что Слово (Логос) является не просто инструментом, но Творцом всего, отражающим и воплощающим в творении Его Божественный замысел, сущность и качества триединого Бога, созидающего порядок во всей вселенной.

... Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф - имя Ему. (Иер.31:35)

Этими словами Иеремия в Пророках возвещает народу правду настоящего и будущего от имени Бога, создавшего все существующее и управляющего Своим творением по уставу, то есть по закону, в соответствии с которым Он наводит порядок. Для чего Он применяет силу Своего всемогущества, подобную той, которая колеблет волны морские. Во-первых, созидая гармонию всех вещей, а во-вторых, разрушая всё несоответствующее Его плану и намерениям. Имя этого Вседержителя, кроме Творца, еще и Господь Саваоф, что значит Господь воинств, Верховный главнокомандующий сил небесных.

Первый раз о воинствах неба и земли упоминается в книге Быт.2:1, как о части творения Божьего. В Исходе 7:4 Господь воинством называет также Свой народ, выводимый из Египта в Землю Обетованную для совершения там Божьего правосудия. Первый раз к Творцу, называя Его Саваофом, обращается Анна в молитвенной просьбе о сыне, обещая посвятить его на служение Богу (1Цар.1:11). И Господь дарует ей сына Самуила, который впоследствии становится пророком Божьим, в своё время, первым из воинов в земном ополчении Господа Саваофа, потому что именно он давал впоследствии народу указания Божьи относительно войны и мира.

... И было слово Самуила ко всему Израилю. И выступили Израильтяне против Филистимлян на войну... (1Цар.4:1)

Это первое пророческое слово Самуила подняло народ на войну. Но конечно со страниц всего Священного Писания нужно видеть Бога Саваофа, во-первых, как Творца и Промыслителя, даже в брани созидающего порядок и совершенство. Делающего это лично или используя воинство небесное и земное, но всегда неизменно совершающего всё по правде Его и во благо благочестивому человеку и всему обществу. То первое, по слову Самуила, сражение хотя и инициировано было Богом, но закончилось поражением. Чтобы народ уразумел, что нужно не просто идти «восстанавливать справедливость», подобно шайке разбойников, но совершать войну в присутствии Господнем, в полном смирении под Его руководящей и укрепляющей рукой, созидающей правопорядок, мир Божий. Как всегда и в начале всего.

... Взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. (Быт.2:15)

Господь творит Своим Словом, и таким же творцом видит человека, поручая ему возделывать и хранить Его сад. Слово культура (от лат. возделывание, воспитание), по существу, обозначает упорядочивание отношений в обществе, делающее его и цветущим, и плодоносящим, в том числе, и умеющим хранить как саму культуру, полученную от Творца и предыдущих поколений, так и её плоды, разумно их используя и приумножая, совершенствуя собственные знания и умения. Такое состояние души и общества в Священном Писании называется мир Божий, а в обществе, даже может быть отходящем от оснований Слова Божия, но все равно созидающем, - культурой. Словом, тоже имеющим в своей сути библейское происхождение, но более от названия процесса упорядочивания, чем от его результата – порядка и мира Божьего.

1 Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?
2 Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите.
3 Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.
4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. (Иак.4:1-4)

Итак, не процесс сам по себе важен, а результат, к которому он приводит. Необходимо не просто что-то делать, а исполнять волю Божию, утверждая Его правду и созидая мир. Отец же Небесный всегда рядом с нами, чтобы исправлять наши помыслы, слова и поступки. Как то, например, было во время преображения Христа перед Его учениками.

… Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. (Мар.9:5-7)

Слушаем Господа Христа Бога нашего, чтобы поняв Его волю относительно себя, стать Его сотрудниками, верно исполняющими порученное каждому из нас дело. И так как проблема не в терминологии, не начинаем очередной спор о том, какой термин лучше отражает название того, что созидается Богом и человеком - «культура» или «мир Божий», а точно исполняем всё порученное нам.

... Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. (Еф.6:10-13)

Становясь на службу Вечному и Неизменному Богу, христианин вступает в Божье ополчение, но воинствует, по существу и в конечном итоге, не против человека. А против духов греха и зла, уничтожающих у человека благо Божьего совершенства и ведущих к проклятию разрухи. И начинается эта война, в первую очередь, с очищения от скверны своей собственной души и жизни. Для этого Господь и вооружает, и облекает силой Своих детей и воинов. Как основное из орудий всегда вручая Слово Божье* и исполняя непобедимой, созидающей всякое добро и благо силой – любовью.

... Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем.
4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы
5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу... (2Кор.10:3-5)

Познание человеком Бога, творящего порядок, и смирение в послушание Христу, уничтожающего грех, а не людей, отдающего за других Свою жизнь, а не отнимающего чужие, - вот цель и путь воинствования каждого из христиан. Так начинается и происходит созидание мира Божьего, порядка в разуме человека. Где затем появляются мудрые мысли, откуда после происходят добрые слова и плодотворные, благословляемые Богом поступки.

Однако воинство Христово, сражаясь, во-первых, мечом Слова Божьего, в соответствии с Законом, Пророками, по Слову Христа Иисуса и апостольскому вразумлению применяет также и физическое оружие.

... Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;
37 ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.
38 Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно. (Лук.22:36-38)

Здесь уже речь идёт об оружии, не Слова для разума, а розги для тела, в разнообразных вариантах физического воздействия и принуждения, во всех, без исключения, сферах нашего общества, по причине того, что всегда довольно тех, на кого слово увещевания не оказывает достаточного или вовсе никакого воздействия. В далеко зашедших случаях, не вразумляющихся и строгим наказанием.

… Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло.
6 От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.
7 Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими... (Ис.1:5-7)

Вот так с сожалением и скорбью, переполненный глубокими отцовскими чувствами и состраданием, говорит Господь о буйных детях, отвергнувших Отца Небесного, Его любовь, заботу, правду и порядок, в своём неразумии и беззаконии доведших до разрухи как отношения с Творцом, так и все, что их окружает. Наказываемых Господом, но все равно к Богу и Его порядку не желающих возвращаться. Но Отец никогда не устает вразумлять детей:

1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
4 ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. (Рим.13:1-4)

Как в Ветхозаветные времена у Господа были ополчения Его народа, так и в современности существует установленная Богом власть (законодательная, судебная и исполнительная) и служители порядка, призванные «не зря» носить меч. Поменялся только объект приложения смиряющих и наводящих порядок сил. Вместо нечестивых народов под карающую руку Божью попадают нечестивые (преступные) сообщества, организации, группировки, отдельные злодеи... Независимо от национального или другого признака, но только по их пренебрежению учреждённым Богом правопорядком.

Господь любит каждого человека, и не на словах, а создавая условия для труда, процветания и счастья, даруя каждому обратившемуся от зла к Богу человеку жизнь, притом вечную. Поэтому Вседержитель жестко наказывает всякого, противящегося Его благой и совершенной воле, воплощенной в порядке всего Творения, включая, и человеческое общество.

... И сказал Бог Ною:
16 выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою;
17 выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле.
18 И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним;
19 все звери, и все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега. (Быт.8:15-19)

Спастись от уничтожения в водах потопа смогли только те, кто внимал наставлениям Господним и в соответствии с ними приводил в порядок свою жизнь, стройным порядком входил в ковчег спасения и так же по родам и чинно выходил из него. Подобным образом происходит и сейчас в спасительном служении Церкви Христовой, современного ковчега, аналогично будет и в последний Судный день.

... Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. (1Кор.15:22,23)

Но вот так за Христом, в воскресение вечной жизни и в Небесные обители, войдут только те, кто в послушании правде Божьей стал на этот путь уже сейчас.

... Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
54 Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.
55 Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?
56 Жало же смерти - грех; а сила греха — закон.
57 Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!
58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом. (1Кор.15:53-58)

Смерть, то есть разрушение организма, тогда будет побеждена, когда организм облечется в бессмертие, состояние, в котором будет невозможным наступление беспорядка. Закон, в этом процессе, открывает эталон совершенства и порядка Божьего, одновременно показывая несоответствие ему человека и всего общества, являясь основанием для вынесения Богом смертного приговора и уничтожения всего этого несовершенства.

Но Благая Весть Христа Спасителя открывает путь избавления от смерти за преступление закона, дарует возможность, осознав своё жалкое греховное состояние и смирившись перед Творцом, получить вместо кары благодать Его прощения и жизнь вечную. Каждый человек может сейчас, сказав Господу слова покаяния, получить прощение грехов и, став на путь освящения и совершенствования, войти в Его Церковь, в Порядок Божий, воинствующий с греховной разрухой и идущий во Славу Небес.

... А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.
14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,
15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,
16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.
17 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким... (Еф.2:13-17)

Бог Сам спасает человека и всё общество от хаоса и разрухи, восстанавливая мир человека с его Творцом и с ближним, кровью Христа, пролитой на Голгофе очищая Своих детей от греха и приближая в святости к Себе и друг к другу.

... Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. (1Кор.12:13)

Как погружается человек во время водного крещения в жидкость физическую, так при покаянии перед Богом, он попадает в реальность духовную. Святой Дух облекает спасаемого человека снаружи, а также входит и в сердце, соединяя его с огромным вселенским духовным Телом Христовым, где ему определяется личное особенное место в порядке Божьего творения.

Символом Духа Святого, облекающего человека Его присутствием, мудростью и силой, является помазание маслом. Так было в ветхо- и новозаветные времена, такая духовная практика существует и в Таинствах современной  Церкви Христовой, совершающей Свое служение волею и благодатью Божией.

… И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею, а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя… (3Цар.19:15,16)

Это пример повеления пророку Илье помазать маслом, то есть облечь силою свыше представителей из народа на служение ему и Богу.

… И возьми елей помазания, и возлей ему на голову, и помажь его… (Исх.29:7), - таковым был приказ Моисею относительно помазания на служение священников. Для этого использовалась специально приготовленная благовонная масляная смесь, называемая миро, составляемая по рецепту, данному Моисею и записанному в Законе в кн. Исх.30:25.

… И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. (Матф.3:16,17)

Христа Иисуса, принявшего крещение от Иоанна, помазал Сам Отец Небесный непосредственно Духом Святым на служение Царя, Священника и Пророка. Так же, по ходатайству Христа, Отцом Небесным помазываются и все христиане, становясь не просто покрытыми, но исполненными Духа Святого, воссоединяющего всех детей Божиих в единую Церковь Христову, и творящего в каждой возрожденной душе Храм Божий. «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас [есть] Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор.1:21,22).

При этом такой, исполненный красотой Божией истины, человек также начинает благоухать, как и после помазания священным миром. Как, например,  «…Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира» (Ин.12:3). Также и каждая верная Богу душа может сказать вместе с апостолом Павлом … Благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих… (2Кор.2:14,15)

В Православной Церкви Миропомазание является одним из Таинств, в котором передаются верующему дары Духа Святого, совершаемое один раз в жизни человека после его Крещения, укрепляющее мудростью и силой на совершение добрых дел и труда Господня. Миро приготавливается из благовонных веществ и елея, освящается на литургии в Великий Четверток главою Поместной Православной Церкви, и кроме помазания крещенных душ, как храма Духа Святого, используется еще и при освящении храма поместной церкви. В прошлые времена на Руси миром также помазывались и цари при короновании, для обретения дополнительной благодати Духа Святого на управление народом для укрепления и процветания Отечества, во славу Божию.

Название священного миро является также и этимологическим корнем слова «мир». Произошедшее от греческого μυρον – «миро, мазать миром». Которое получило название от σμυρνα (04753), смирны – благовонной древесной смолы, используемой в рецепте приготовления миро, записанного в Законе. … Сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной (04753 רמ мор или רומ море) … и сделай из сего миро для священного помазания… (Исх.30:22-25). В свою очередь, слово под номером 04753 в словаре Стронга произошло от (04843 ררמ мара – горький), очевидно, от горького вкуса, но при этом благоухающего запаха смолы смирны.

Также как и мудрость, начинающаяся с горечи страха Божия, в смирении перед Господом заканчивается полнотой любви и благодати Его. Как и христианская жизнь, начинающаяся в покаянии, трудах и бдениях, непременно ведет к блаженствам Христовым. Как то точно подметил и известный русский полководец, верный христианин и сын своего Отечества Суворов, говоривший: «Тяжело в учении - легко в бою».

А далее, благоухание миро в служении Христа Спасителя и в добрых делах Церкви Христовой дало смысл и название особому состоянию общества с отношениями, характеризующимся гармонией, необычным спокойствием, блаженством и любовью – называющемуся словом – «мир». В славянском языке, обозначающим еще и сельскую общину, и часть, вместе с клиром, Церкви Христовой. А в более широком значении, и всё творение Господне, как мироздание, где единственным Владыкой всегда был, есть и будет Господь Вседержитель, Духом Святым во Христе Спасителе несущий нашим сердцам и всему обществу истинный мир. Не Ирении, миротворцы и блюстители порядка, как в размышлениях Гераклита, но Сам Единый Бог Творец и Промыслитель, многообразно и многими инструментами действующий в окружающем нас бытии.

Значительно отличается Творец от Своего творения – мира (греч. 2889 κοσμος космоса), оставаясь всегда Владыкой всего созданного и его заботливым Промыслителем. Даже когда мир далек от благоухания смирной и порядком, а находится в смертной тени греха и всякого беззакония душ, «мертвых по преступлениям и грехам вашим» (Еф.2:1), подобно лежащему в пещере телу Лазаря, о котором его сестра говорит Христу: «Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? (Ин.11:39,40).

Отсюда следует, что не от праха земного или человека дышащего истинное благоухание, а от Слова Божьего и Духа Святого животворящего, обещанного Спасителем всем верно исполняющим служение ближнему и Богу, зрящим на этом пути силу и славу Божию.

… Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Мир (ирени) оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир (космос) дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. (Ин.14:26,27)

«… Почему же так сказал Христос? Потому что мир человеческий легко бывает нарушаем и подвержен многим изменениям; а Его мир тверд, непоколебим, крепок, постоянен, бессмертен, бесконечен, хотя против него повсюду воздвигаются бесчисленные гонения и ежедневно строится множество козней. Всесильное слово Его устроило и это вместе со всем прочим», - объясняет Иоанн Златоуст[1]. К тому же, служение Богу, Церкви Христовой, всему обществу, в том числе, и миру падшему, требует мудрости, силы и смелости, непоколебимости, постоянства, которые человек может обрести только от Творца и Вседержителя, став Его работником и дитём, питаемым и укрепляемым на всякое доброе дело, приходящим к нему всегда неотделимо действующим Духом Святым и Словом Божиим*. Необходимо только уточнить, что служение христианина падшему человеку совершается не по желаниям помраченного разума и буйствующей плоти, а по спасающему Слову Божьему, выводящему человека на свет Божией истины, в свободу от греха для обретения благодати жизни тленной и вечной, но начинающейся уже сейчас, на земле.

… Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир (ирени). В мире (космосе) будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (космос). (Ин.16:33)

Победителями мы можем быть только в побеждающем Христе, спасающем наши души от разрухи греха в жизнь вечную, преображающем в истинное подобие Божие, утверждающем Царство Божие, как в сердцах людей, так и во всем обществе. Господь творит Своим Словом и таким же творцом видит человека, поручая ему добросовестно возделывать и хранить Его «сад», не ограничиваясь словами, вернее, надутым пустословием, как это бывает в современном мире, а мысля, говоря и поступая, как того желает Господь. Чтобы деятельность его была суть трудом Господа, творящего мир, то есть культурной, наводящей порядок, и её результатом был бы мир Божий внутри человеческого сердца и в окружающем его пространстве, без границ, до краёв земли, смотря по духовным силам души труженика.

… Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. (Мф.5:9), - говорит Господь в Нагорной проповеди.

… Всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Фил.4:6,7), - вторит Христу апостольское наставление. Потому что порядок в жизни отдельного человека и окружающего его общества всегда начинается с его собственного сердца, открытого для мира, Божьего порядка. Чтобы затем, посредством вот таких умиротворённых Духом Святым душ, порядок Божий распространялся дальше в общество, блудящее в потёмках противления Богу, Его правде и закону.

... Бог не есть [Бог] неустройства, но мира. Так [бывает] во всех церквах у святых. (1Кор.14:33), - еще раз напоминает Апостол. И так мир Божий непрестанным ручьём течет к человеку Словом Божьим, как духовное молоко, которым вскармливает детей Церковь мать. А когда дети послушны Своему Отцу Небесному, тогда их жизнь наполняют Божьи благословения. Так было всегда, во все времена, и в ветхо- и в новозаветные. Конечно же, и современные – не исключение.

...И сделали сыны Израилевы все, что повелел Господь Моисею: так становились станами при знаменах своих и так шли каждый по племенам своим, по семействам своим... (Чис.2:34)

… Их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти.
15 И сделали так, и рассадили всех.
16 Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу.
17 И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов. (Лук.9:14-17)

Христос рассаживает народ уже не по племенам, как Моисей, но когда упование на Бога сопровождается таким же послушанием Ему и угодным Ему порядком, тогда в жизнь человека и общества приходит благословенные Господом плоды и блага.

«… Убеждайте же друг друга стоять так, как стоите; а кто уклонится от порядка, того старайтесь удержать, чтобы, получив двойную награду, и за собственное усердие и за попечение о братьях, вы могли с большим дерзновением изливать моления, и умилостивить Бога, и получить здешние и будущие блага, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа…», - в пастырском окормлении наставляет Церковь Иоанн Златоуст[2], заботясь об истинном процветании и успехе каждой души, Церкви Христовой и всего народа.

… Духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа (Кол.2:5), - с довольством отмечает Апостол Павел.

И как Создатель радовался, впервые созерцая красоту Своего творения, и сейчас радуется преображению в Его образ и подобие спасаемых душ, так радуются все святые, взирая на результаты труда, производимого Промыслителем через Церковь Христову всегда и в наше время, созидающего мир Божий в верных сердцах и во всём обществе, там, где до краёв земли простираются стопы и звучат слова праведных.

 

Творцом всего является Бог, сотворивший Своим могуществом всё из ничего, а теперь промыслом Своим устраивает правопорядок и благоустройство всего бытия.

Одной из основных черт сущности Бога является порядок, мир Божий, наполняющий гармонией правды и закона всё Его творение, живое и неживое, человека и общество. В том числе, и рассматриваемое нами право, как часть правды Божьей, приходящей к нам Словом и Духом Святым, провозглашаемой Церковью Христовой, воспринимаемой смиренными сердцами, обитающей в спасенных душах, благоухающей их добрым отношением к Творцу и всему Его творению.

  

Мироточение икон и мощей – чудо,
а благоухание мира живых душ
 – великая благодать Божия

 

Бог, созидающий порядок - Мир Божий
Следующая статья выбирается в оглавлении книги или в фрейме слева

 

 



[1] Иоанн Златоуст. «Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог». В книге: Иоанн Златоуст. Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста: в 12 Т. : Пер. / Иоанн Златоуст. – Репринт 1898 г. – М.: Православ. Кн.,Бр. Т. 1. Кн. 2., 1991. - С. 619.

[2] Иоанн Златоуст. Слово «О непостижимом и о том, что даже снисхождение Божие невыносимо для серафимов». Там же. С. 523. 

 

 

© Калашников Ю.В. 2009, 2010   Редакция 25.05.2010  Правила сайта