Блажен муж
(размышление
по 1 Псалму)
Блажен муж, который не ходит
на совет нечестивых
и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
но в законе Господа воля его,
и о законе Его размышляет он день и ночь! (Пс.1:1,2)
Блаженства и достоинства ищет каждый человек, если только еще не
разочаровался во всем окружающем мире и в себе. Известно же от всех
разочарований одно средство – Божией благодатью ничем не очаровываться, а
попав в ловушку чародейства, то есть во власть своей или чужой ищущей благ, но
противящейся Богу воли, смиренно просить у Христа прощения и свободы, а затем
смиряться воле действительно благого Отца Небесного. При этом не ходить в
советы противников Бога, не избирать греховных целей и таких же средств их
достижения. Не поступать так погибельно самому и ни словами, ни действиями не
совращать к разрухе и смерти неутвержденные во Христе и Боге души.
«В законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и
ночь!» (Пс.1:1,2), - поет псалмопевец со страниц Святого Писания и вся Церковь
Православная на богослужении, вещая открываемое свыше условие и состояние
блаженства и достоинства человека, во-первых, мужчины. И Слово Божие со
словами песнопений навечно входит в души и жизни смиренных Христу Спасителю и
Церкви душ. Преображает их по образу Творца, уподобляет Христу Спасителю Сыну
Божию, делает Его святыми и блаженными.
В законе Господа воля человека находится подобно пассажиру в
транспортном средстве, от которого требуется немного здравого разума, чтобы не
выпасть за его борт и достичь поставленной цели, пройдя множество остановочных
и безостановочных пунктов – целей промежуточных. «Ибо без Меня не можете
делать ничего» (Ин.15:5), - предупреждает Христос. Но при этом не обещает
сделать должную работу вместо человека, а только – вместе с Ним, смиренным
Богу тружеником. В этом труде помыслы и чувства человека наполняются помыслами
и чувствами от Христа и Бога, а его воля сливается с волей Божией. Только о
таком послушном Христу праведнике Господь говорит: «во всем, что он ни делает,
успеет» (Пс.1:3).
Воля же человека формируется его размышлениями о себе и окружающем
мире, Боге Творце и Его Творении, о своих пред Богом совершаемых путях и их
желанных целях. В достижение слияния ищущей благ воли человека с ведущей ко
благам волей Божией Апостол повелевает: «Не будьте нерассудительны, но
познавайте, что есть воля Божия» (Еф.5:17), а затем объясняет, как это делать:
«Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
назидая самих себя…» (Еф.5:18,19). То есть не вводя себя в состояние
обманутого собственной же ложью алкоголя или иными уводящими от реальности
способами, а исполняясь Святым Духом, Который немыслим без Слова Божия, как
суть единый Бог. Который и наставляет человека устами, во-первых, родителей и
Церкви, а также и праведного общества, в понимании открываемой Им спасительной
и благой человеку правды и закона, а также и Его воли относительно поступков
конкретного человека.
«Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда…»
(1Фесс.4:3), - далее объясняет нам Апостол суть основного и неизменного
желания Бога относительно каждого человека – его освящение, возвращение от
греха в единство и послушание Богу Отцу. И Божией благодатью, Его вышней
силой, мудростью и любовью, сохранение себя в этом единстве от нелепых
блужданий разума и тела по окружающему миру, для блудных весьма опасному его
злом, а более – обратно возвращающимся злом самого блудного человека или
целого народа. «… Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой, и как олень -
на выстрел…» (Прит.7:22), - предупреждает Мудрость тех, кто вслед блудных
телом и душою уходит от Бога, от данного Им супружества и семьи, от
Православной Церкви и Отечества, от Божия порядка во всем этом, от вышнего
закона в духовном мире и от его продолжения в земном устройстве человеческого
общежития.
- Но разве не бывает так, что живут ныне нечестивые в большем
достатке, чем смиренные Богу души? – задается вопросом каждый человек.
- Бывает по попущению Господню, для испытания в вере верных. Но нечестивых при
этом Господь предупреждает: «золото и серебро, и ржавчина их будет
свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь… плата, удержанная
вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха
Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца
ваши, как бы на день заклания» (Иак.5:3-5). Для предупреждения и спасения
смиренных Ему Господь метит содомскими и иным помраченными желаниями
нечестивых на их погибельном пути, позорящем их Творца. Как объясняет Апостол:
«они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму -
делать непотребства» (Рим.1:28). Чтобы даже очень простому, но здравому в
разуме человеку была понятна их глупость противления Богу Его правде и закону,
суду и милости.
Народ же Божий, славящий в добрых словах и делах своего Господа,
ведется Святым Духом вслед за Христом в Его воле и земных трудах и вслед за
Ним уходит в небеса. Во Второе Пришествие Христа все мертвые воскреснут, а из
них все благочестивые во Христе будут восхищены «на облаках в сретение Господу
на воздухе, и так всегда с Господом будут» (1Фесс.4:17). «Не так - нечестивые;
но они - как прах, возметаемый ветром» (Пс.1:4), сначала несутся к «высотам»
беззаконий, затем прах – к праху, а после Судного дня – в вечное посрамление,
муки и смерть озера огненного. Подобно стаду заселенных нечистыми духами
свиней, которое после изгнания из бесновавшегося устремилось «с крутизны в
море, а их было около двух тысяч; и потонули в море» (Мар.5:13).
В то время спасенный от разрушительной власти падших духов некогда
бесноватый, в котором был их легион, выздоровел и не отходил от Христа, внимая
Его несущим жизнь и свободу словам. Соплеменники исцеленного увидели, что он
«сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились» (Мар.5:15), но не расположились
рядом со Христом Спасителем, а просили Его отойти от их пределов… Кто пыль,
возметаемая ветром, а кто древо, посаженное у потока вод, кто блажен и
мужествен, а кто скверный фантазер и погибельное буйное ничтожество, теперь
может каждый сказать о обитателях Гадаринской страны. Но должно каждому
человеку знать прежде свое положение и состояние относительно Христа
Спасителя, и вместе с псалмопевцем однажды в благоговейной радости начать
молиться: «сердце мое говорит от Тебя: "ищите лица Моего"; и я буду искать
лица Твоего, Господи. Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба
Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже,
Спаситель мой!» (Пс.26:8,9).
Поэтому будем в уповании на вышнюю милость пребывать в правде и
законе Божием, чтобы при этом быть нам в неизреченном блаженстве и достоинстве
Божиих детей во Христе и Его Церкви Теле и Доме Божием, у Животворящего Креста
Господня. Сделаем это в нынешнем веке, чтобы нам и в веке будущем навсегда
остаться спасенными во Христе причастниками того же потока «чистой реки воды
жизни, светлой, как кристалл, исходящей от престола Бога и Агнца»
(Откр.22:1). Ныне же обратимся ко Христу и Богу, откроем для потоков Его жизни
души и смиренно войдем в Его вечную жизнь и славу Божию.
Скажем молитвенно, например, вместе с Апостолом Петром, чтобы
вместе с ним увидеть и ответ Господень (на своем месте, в таком же глубоком
смирении, не делая и шагу без воли Божией):
- Господи! спаси меня.
Иисус тотчас простер руку,
поддержал его и говорит ему… (Мф.14:30,31).
. Главный редактор журнала
«Праведность и мир»
Калашников Юрий Викторович
|