ПРАВЕДНОСТЬ И МИР 
журнал православного богословия, культуры и права

главная / назидание / путь спасения / Блажен муж

 

 Блажен муж
(размышление по 1 Псалму)

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых
и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
но в законе Господа воля его,
и о законе Его размышляет он день и ночь! (Пс.1:1,2)

Блаженства и достоинства ищет каждый человек, если только еще не разочаровался во всем окружающем мире и в себе. Известно же от всех разочарований одно средство – Божией благодатью ничем не очаровываться, а попав в ловушку чародейства, то есть во власть своей или чужой ищущей благ, но противящейся Богу воли, смиренно просить у Христа прощения и свободы, а затем смиряться воле действительно благого Отца Небесного. При этом не ходить в советы противников Бога, не избирать греховных целей и таких же средств их достижения. Не поступать так погибельно самому и ни словами, ни действиями не совращать к разрухе и смерти неутвержденные во Христе и Боге души.

«В законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс.1:1,2), - поет псалмопевец со страниц Святого Писания и вся Церковь Православная на богослужении, вещая открываемое свыше условие и состояние блаженства и достоинства человека, во-первых, мужчины. И Слово Божие со словами песнопений навечно входит в души и жизни смиренных Христу Спасителю и Церкви душ. Преображает их по образу Творца, уподобляет Христу Спасителю Сыну Божию, делает Его святыми и блаженными.

В законе Господа воля человека находится подобно пассажиру в транспортном средстве, от которого требуется немного здравого разума, чтобы не выпасть за его борт и достичь поставленной цели, пройдя множество остановочных и безостановочных пунктов – целей промежуточных. «Ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5), - предупреждает Христос. Но при этом не обещает сделать должную работу вместо человека, а только – вместе с Ним, смиренным Богу тружеником. В этом труде помыслы и чувства человека наполняются помыслами и чувствами от Христа и Бога, а его воля сливается с волей Божией. Только о таком послушном Христу праведнике Господь говорит: «во всем, что он ни делает, успеет» (Пс.1:3).

Воля же человека формируется его размышлениями о себе и окружающем мире, Боге Творце и Его Творении, о своих пред Богом совершаемых путях и их желанных целях. В достижение слияния ищущей благ воли человека с ведущей ко благам волей Божией Апостол повелевает: «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф.5:17), а затем объясняет, как это делать: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя…» (Еф.5:18,19). То есть не вводя себя в состояние обманутого собственной же ложью алкоголя или иными уводящими от реальности способами, а исполняясь Святым Духом, Который немыслим без Слова Божия, как суть единый Бог. Который и наставляет человека устами, во-первых, родителей и Церкви, а также и праведного общества, в понимании открываемой Им спасительной и благой человеку правды и закона, а также и Его воли относительно поступков конкретного человека.

«Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда…» (1Фесс.4:3), - далее объясняет нам Апостол суть основного и неизменного желания Бога относительно каждого человека – его освящение, возвращение от греха в единство и послушание Богу Отцу. И Божией благодатью, Его вышней силой, мудростью и любовью, сохранение себя в этом единстве от нелепых блужданий разума и тела по окружающему миру, для блудных весьма опасному его злом, а более – обратно возвращающимся злом самого блудного человека или целого народа. «… Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой, и как олень - на выстрел…» (Прит.7:22), - предупреждает Мудрость тех, кто вслед блудных телом и душою уходит от Бога, от данного Им супружества и семьи, от Православной Церкви и Отечества, от Божия порядка во всем этом, от вышнего закона в духовном мире и от его продолжения в земном устройстве человеческого общежития.

- Но разве не бывает так, что живут ныне нечестивые в большем достатке, чем смиренные Богу души? – задается вопросом каждый человек.
- Бывает по попущению Господню, для испытания в вере верных. Но нечестивых при этом Господь предупреждает: «золото и серебро, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь… плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания» (Иак.5:3-5). Для предупреждения и спасения смиренных Ему Господь метит содомскими и иным помраченными желаниями нечестивых на их погибельном пути, позорящем их Творца. Как объясняет Апостол: «они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства» (Рим.1:28). Чтобы даже очень простому, но здравому в разуме человеку была понятна их глупость противления Богу Его правде и закону, суду и милости.

Народ же Божий, славящий в добрых словах и делах своего Господа, ведется Святым Духом вслед за Христом в Его воле и земных трудах и вслед за Ним уходит в небеса. Во Второе Пришествие Христа все мертвые воскреснут, а из них все благочестивые во Христе будут восхищены «на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будут» (1Фесс.4:17). «Не так - нечестивые; но они - как прах, возметаемый ветром» (Пс.1:4), сначала несутся к «высотам» беззаконий, затем прах – к праху, а после Судного дня – в вечное посрамление, муки и смерть озера огненного. Подобно стаду заселенных нечистыми духами свиней, которое после изгнания из бесновавшегося устремилось «с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море» (Мар.5:13).

В то время спасенный от разрушительной власти падших духов некогда бесноватый, в котором был их легион, выздоровел и не отходил от Христа, внимая Его несущим жизнь и свободу словам. Соплеменники исцеленного увидели, что он «сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились» (Мар.5:15), но не расположились рядом со Христом Спасителем, а просили Его отойти от их пределов… Кто пыль, возметаемая ветром, а кто древо, посаженное у потока вод, кто блажен и мужествен, а кто скверный фантазер и погибельное буйное ничтожество, теперь может каждый сказать о обитателях Гадаринской страны. Но должно каждому человеку знать прежде свое положение и состояние относительно Христа Спасителя, и вместе с псалмопевцем однажды в благоговейной радости начать молиться: «сердце мое говорит от Тебя: "ищите лица Моего"; и я буду искать лица Твоего, Господи. Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!» (Пс.26:8,9).

Поэтому будем в уповании на вышнюю милость пребывать в правде и законе Божием, чтобы при этом быть нам в неизреченном блаженстве и достоинстве Божиих детей во Христе и Его Церкви Теле и Доме Божием, у Животворящего Креста Господня. Сделаем это в нынешнем веке, чтобы нам и в веке будущем навсегда остаться спасенными во Христе причастниками того же потока «чистой реки воды жизни, светлой, как кристалл, исходящей от престола Бога и Агнца» (Откр.22:1). Ныне же обратимся ко Христу и Богу, откроем для потоков Его жизни души и смиренно войдем в Его вечную жизнь и славу Божию.

Скажем молитвенно, например, вместе с Апостолом Петром, чтобы вместе с ним увидеть и ответ Господень (на своем месте, в таком же глубоком смирении, не делая и шагу без воли Божией):
- Господи! спаси меня.
Иисус тотчас простер руку,
поддержал его и говорит ему… (Мф.14:30,31).

 

. Главный редактор журнала «Праведность и мир»
Калашников Юрий Викторович

 

© Калашников Ю.В. 2015. страница в журнале  http://sancti.ru/pr/btvir.htm;  Опубликовано 2015.06.21     правила сайта