ПРАВЕДНОСТЬ И МИР электронные материалы журнала лицевая/культура/ЦПШ/план
В новолетие 2011 года со школой в каждом приходе
Калашников Ю.В. Главный редактор журнала «Праведность и мир».
Продукт Божий Строим православное образование как труженики Христовы
Соответствие Божьей воле
… Каждый смотри, как строит. Каждому человеку Господь вручает удел, больший или меньший, но всегда по силам, для его возделывания и хранения, а также для вкушения полученных плодов и даров Божьих. Программа православного духовного образования является таким же уделом, также наполняется Господом строителями её здания и плодами их труда. Она может быть более или менее общей, специальной, для разных групп и возрастов, но должна нести в себе действие Слова Божьего и Духа Святого, иметь в каждом случае целостность, истинно православное наполнение, единые принципы построения, позволяющие ей выдержать неизбежные испытания и устоять, исполнив свое предназначение спасения многих душ и прославления Бога. Господь оснащает строителей всем необходимым для Божьего труда и обретения запланированного результата. Одним из первых инструментов, необходимых для этого, является мудрость, понимание того, что нужно делать и как, к каким стремиться результатам конечным и промежуточным, как этими результатами будет пользоваться общество, и какое место они займут в системе общественного воспроизводства, потребления и обмена, как ко всему этому относится Сам Господь, в общем и по частным елементам. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? (Деян.9:6) С такого вопроса началось христианское служение Савла, гнавшего Церковь Божью по своему ревностному, но не от Бога полученному рвению. Он был остановлен и повержен Христом наземь, но не уничтожен, а направлен на истинное служение Господу и человеку, своему народу и языкам до края земли. Будучи искренним и весьма дисциплинированным он накануне встречи со Христом «пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим» (Деян.9:1,2). Савл пытался защитить отеческие традиции, однако не спросил на свое дело благоволения у Бога. Поэтому и был остановлен Им. «Он теперь молится» (Деян.9:11), - говорит Господь в видении Анании, посылаемому возложить на обратившуюся к Богу душу руки для исцеления и благословения на труд. Таким образом показывая нам, с чего начинается истинный труд Божий – с молитвы и слушания Промыслителя. Так поступал и всегда поступает народ Господень, истинно желающий служить Творцу и Его творению и иметь в этом многие блага и щедроты Божьи, Его дары и плоды благословляемого Им труда. Православные христиане, учась молиться Богу, всегда «становятся» рядом с псалмопевцами и многими святыми, оставившими нам в наследие свои молитвы в псалмах и молитвенных правилах. А также вместе с ними и слушают Бога, отвечающего нам со страниц Священного Писания и Предания, во всем учении Православной Церкви, стяжаемом смиренными и верными Господу от создания мира до наших дней. Мудрые учатся понимать Бога и по книгам, и более общаясь с мудрыми и духовными братьями и сестрами, учеными и практиками, почитая и слушая родителей и отцов Церкви, трудясь на благо ближнего и семьи, во укрепление Церкви Христовой Православной и Отечества, а также мира во всем мире. Первым всегда к нам является Спаситель, а вразумленный Им народ Господень прежде всякого дела обращается ко Христу за очищением от скверн и грехов, чтобы в Его присутствии и освящающем действии наполниться Божьей силой, мудростью и любовью. Если же кто-то пытается трудиться по своему разумению или по заблуждениям падшего мира, то оказывается идущим против воли Божьей, против Самого Вседержителя. Что весьма неразумно и пагубно для человека и мятущегося такого общества. Но умудряясь знанием Святого Православия, всегда помним несущее здравие и крепость вразумление Христа: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). А зная Бога Вседержителя, всегда прибегаем к Нему за благословением на всякое задуманное дело. Относительно Божьей воли на развитие курса Православной культуры и
организации церковно-приходской школы в данном разделе представлены две
краткие работы:
Соответствие Божьей правде, порядку и закону Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь. (Нав.1:8,9) Непреложным является повеление и обетование данное Богом Иисусу Навину, относящееся к каждому труженику Господню, призванному понимать Господни повеления, необходимые для успешного труда, о том, что, как, зачем нужно делать … и многое другое. Во-первых, осознать необходимость постоянного пребывания в благом присутствии находящегося рядом Бога. Человеку также нужно знать законы, по которым существует творение Божье, как минимум, в данной сфере приложения сил, но и в понимании системы, где этот удел находится, в конечном итоге, необходимо знание всего Царства Божьего. Включая духовные законы, открываемые Господом в Священном Писании и Предании, в учении Православной Церкви, регулирующие отношения человека, как с Творцом, так с Его творением, ближним и окружающим обществом. Такое общее знание правды Божьей и Самого Бога является необходимым основанием для познания конкретной воли Господней для каждого определенного случая и последующего верного исполнения полученного труда. «У меня совет и правда; я разум, у меня сила. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду» (Прит.8:14,15), - говорит Мудрость Божья, Слово Господне, Которым всё устроено и существует. Это Слово, просвещая разум человека, открывает ему истину об окружающем творении, живом, неживом, человеке, обществе, позволяет замечать закономерности, а затем выводить законы той или иной сферы бытия. А руководствуясь этими законами и понимая окружающий мир во свете истины науки и православия, делать правильные решения и быть весьма плодотворными в труде. Законы, регулирующие существование природы, учеными открываются в результате научных исследований окружающего мира. Законы же, регулирующие общественные отношения, открывает нам Господь только посредством Слова Божьего, научающего нас тому, как должно относиться к Отцу Небесному, сотворенному Им человеку и обществу. Эти законы являются произведением Божьим, поэтому и Самим Богом, во-первых, утверждаются и поддерживаются. И если общество не перечит им, но соответствует в усилиях всего праведного народа, в том числе, и правового государства, тогда является процветающим, плодотворным и наполненным счастьем. Если же противится Божьему порядку и устройству, то является неразумным, потому что тратит свои силы на войну с Богом, которую всегда проигрывает, впадая в разруху и конечную погибель. В частности, для плодотворности преподавания Православной Культуры учебному курсу, как его содержанию, так и организации педпроцесса, необходимо соответствие существующему законодательству. А учитывая историческую реальность промысла Господня на Православной Руси, уже тысячелетие смиренно служащей Христу, необходимо также внесение ряда дополнений в действующие законы. Во-первых, в те, которые регулируют религиозные отношения и образование. А затем необходимо принятие и соответствующих подзаконных нормативно-правовых актов. Для решения указанных выше задач разработан «Проект развития взаимодействия Православной Церкви и государства в области образования». Он направлен Митрополиту Донецкому и Мариупольскому Илариону на рассмотрение и благословение на дальнейшее развитие и реализацию. Необходимо отметить, что уже в условиях нынешнего законодательства вполне возможно успешное во всей системе образования начало введения курса Православной культуры в светских учебных заведениях всех уровней. Не общеобязательного пока, но факультативного, проводящегося по заявлению родителей или совершеннолетних учащихся, студентов. Каноническим правом и учением Православной Церкви обуславливается обязательное создание в каждом приходе школы определённого уровня аккредитации, соответствующего её возможностям.
«Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мф.7:24). Спаситель научает нас, что основанием всего, созидаемого человеком в его жизни, должно быть Слово Божье. А для этого, как выше отмечалось, необходимы, во-первых, молитва и понимание благословения Господня на труд, а также и понимание Божьего удела, в котором этот труд совершается, в данном случае, всей православной культуры, системы образования и души человека. На этой основе происходит построение самого продукта – учебной программы, содержание которой также должно выстраиваться на непоколебимом основании Слова Божьего, Священного Писания и Предания, всего учения Православной Церкви. Говоря научным языком, с использованием базисной богословской православной методологии. «Ты взвешен на весах и найден очень легким» (Дан.5:27), - говорит Господь нечестивому, надменно ругающемуся над святостью Храма царю Валтасару, вынося ему погибельный приговор. «Беда за бедою: вся земля опустошается, внезапно разорены шатры мои… Это от того, что народ Мой глуп, не знает Меня: неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют» (Иер.4:20-22). А так устами пророка Иеремии сетует Господь на Свой народ, потерявший смысл, по причине того, что отвернулся от Бога и утратил познание своего Создателя, а вместе с этим и мудрости и способность совершения добрых дел. Но даже если человек имеет хорошее образование, энциклопедические знания, острый ум, развитый интеллект, а Апостол Павел еще добавляет: «Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1Кор.13:2). Потому что «любовь… есть совокупность совершенства» (Кол.3:14), а если нет у человека любви, то он не просто не обладает совершенством, но и ущербен до ничтожества. Полнота же внутреннего содержания души представляет собой «мир Божий», - говорит Апостол, указывая также на то, что мы призваны к нему «в одном теле» (Кол.3:15). Что приходит этот особый мир гармонии и красоты Божьей в смиренные сердца вместе со Спасителем, любовью воссоединяющим обратившихся с Телом Христовым – Его Церковью, несущей душам истину Православия и жизнь. «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга… во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол.3:16), - отвечает Апостол на возникающий в наших размышлениях вопрос о том, как же обрести любовь и мир Божий, а в этом и полноту содержания души, а также и производимой ею продукции. В таком состоянии – во исполнение правды Божьей, на благо обществу, во спасение многих душ и во славу Господню. И если мы хотим иметь полноценность смысла в своих жизнях и продуктах труда, то должны обратиться к Богу, наполниться Его Словом, силой, мудростью, любовью и приобщиться к Его добрым, по-настоящему добротным делам. Слово Божье представляет собой особый Свет Божией правды. «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин.1:9). Этот Свет наполняет мудростью Божьей разум смиренных, делает его способным понимать окружающее Господне творение и Творца, как понимает всё это Сам Творец. При этом Свет правды Божьей наполняет всякую мысль и душу истинным смыслом Господним, делает мышление полноценным, а души полновесными, плодотворными и блаженными. Итак, Слово Божье, мудрость и любовь Господня являются основанием всей жизни спасенного во Христе человека. Так же должно быть и в его труде и во всяком продукте им производимом, имеющем свое Божье предназначение, в том числе, в учебных программах, школах и во всякой наполняющей их мысли. В качестве основания построения православных курсов в данном разделе предлагается «Общая программа предмета Православная культура». А также примерный трехгодичный План занятий ЦПШ.
И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. (Быт.1:31) Так на «весьма хорошо» оценил Господь Свое творение. Это при том, что Он проницает Своим разумом и зрением всё, понимая и созерцая внутренне содержание и внешние формы всех существующих вещей, Им созданных совершенно, предназначенных быть образцом безупречности для созидания подобного человеком в его уделе. Обязательно в гармонии внутреннего содержания и внешнего вида. «Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том. Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» (Еккл.3:10,11), - говорит Проповедник истины Божьей, наставляя человека на труд по вразумлению и примеру Отца Небесного. Однако не так всё происходит в падшем мире. «И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2Кор.11:14,15). От сатаны, ушедшего из послушания Вседержителю и от совершенства, поддерживаемого Им, произошло наполнение формы вещей испорченным содержанием. Поврежденные помыслы возгордившегося ангела, привели к разрухе в его разуме и существовании, к поражению глупостью слов и поступков. При этом желаемые нечестивыми результаты их усилий так и остаются всего лишь пожеланиями, превращаясь в фантазии, и к тому же приносят испорченные плоды. А в конечном итоге ведут к полному разрушению и погибели, как личности, так и дела, которое она совершает. Поэтому Христос предупреждает любителей построения декораций, вместо истинного наполнения вещей смыслом и соответствующим видом, в том числе, и собственных душ: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф.23:27). Господь не только констатирует проблемные факты, но и исправляет поврежденное, избавляет от скверн нечистое, упорядочивает разрушенное, наполняет силой немощное. Всегда начиная с души человека, а не его внешности, тому же научая и праведников, и лицемеров, говоря: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф.23:26). Обращается Господь устами Апостола и ко всему народу: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2Кор.13:5). Чтобы сделать человека тем, кем его запланировал видеть Творец, через пророка Иезекииля Господь обещает: «Сердце новое, и дух новый дам вам… Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих» (Иез.36:26,27). А тайному Своему ученику Никодиму Христос говорит: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин.3:6,7). Таким образом предваряя о необходимости внутреннего духовного единения человека с Богом, Духом Святым и Словом Божьим возрождающим к жизни вечной и непреходящему единству со своим Творцом и Спасителем. Всякому увидевшему благость Божью и смирившемуся в исполнении заповедей под Его крепкую руку, Христос обещает: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23). А входя в сердца смиренных детей Божьих и творя там обитель, наполняя Своим содержанием, Господь укрепляет их на понимание и исполнение Его правды, начинает действовать через них Его великой и чудной силой. Имеющим единение с Богом в помыслах и поступках, совершающим труд под руководством и силой Божьей, во славу Его, Господь повелевает, отчасти просто ободряюще констатируя факт: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). Так внутреннее содержание человека изменяет его внешнее выражение в словах и поступках, преображая даже внешность, тело, наполняя крепостью и здравием, семью – любовью Божьей, место труда и жизни – правдой и порядком. Освящая даже землю, на которой находятся стопы праведных, подобно Моисею, стоящему перед несгорающей купиной и лицом Господа и слышащего предупреждение Божье: «Место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх.3:5). Так должно святым содержанием души человека освятиться всё в его окружении, в том числе, и продукты труда, их внутренне содержание и внешнее выражение. Внутреннее содержание всегда, рано или поздно, проявляется во внешней форме плодами своего существования, по которым и познаётся человеком скрытое от него до времени. Бог, все видящий и знающий во времени и пространстве, нас ограниченных научает определять тайное по его проявлению, говоря: «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду» (Мф.12:33). Поэтому внешнее мы должны строить посредством внутреннего сущностного содержания, а не прикрывая нечто отличающееся от демонстрируемого снаружи. Так, чтобы, используя наш продукт или какое-либо изделие, потребитель получил искомый им, радующий его душу и глаз, полезный ему и обществу, угодный Богу и задекларированный нами в назначении продукта плод. Возвращаясь к конкретным учебным программам и школе, мы отмечаем необходимость соответствия их определённым стандартам и формам. Например, разработанным для учебников или учебных пособий, для занятий и подготовки к ним, для богословского, духовного, научного, литературного, библиографического оформления работ, для санитарно-гигиенических норм учебных заведений, эргономики педагогического труда и т.д. Не прикрывающим непонятное содержание, а являющимся выражением его истинности и соответствия красоте и гармонии преподаваемого Православия.
Поддержка употребления продукта И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. (Быт.1:27,28) Так с самого начала создания человека Господь находится рядом с
ним, чтобы истиной вразумлять на добрые дела, поддерживать Словом и Духом,
наполнять силой мудрости и любви. «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их» (Ин.10:11,12), - говорит Господь о Своем служении попечения о душах человеческих, которые все суть творение Божье, все нуждаются в помощи Творца и Вседержителя, но не все смиряются под Его благую и любящую руку. В эту благодать послушания и единства с Отцом Небесным и спасает Господь заблудших. Также поступают и верные дети Божьи, труженики Христовы, не торгуясь с Отцом, как наемники, не предавая Отцовские души, как злодеи, но служа им силой Божьей мудрость и любви, отдавая, если Господь то повелевает, свои жизни за их спасение в жизнь вечную. «Паси агнцев Моих» (Ин.21:15), - повелевает Господь верному Петру,
хотя и не совершенному, предававшему, но любящему своего Учителя и Христа
Спаса Сына Божия, а значит любящего и Его народ Божий. И делает Господь его
Своим сопастырем, тружеником Отцу Небесному, наставником на пути правды и
спасения душ Божьих. Не желание господствовать или гнусная корысть движут на служение истинных пастырей и верных христиан, но сила любви Божьей, наполняющая жизнью сердца верных. А в этом служении, смиряя души под благую руку Божью, они и сами не остаются без благодати Господней и пропитания, которой достоин каждый трудящийся. Также и вразумляющий народ: «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал.6:6,7). Глупость не рождает мудрости и никакого прибытка. Отсюда следует, что поддержка системы образования, во-первых, начиная с духовного православного, и непрерывное образование человека в течение всей его жизни является неотъемлемым условием процветания и успеха, как каждой души, так и всего общества, во славу Божью. В общем, нужно отметить, что важным компонентом качества, особенно, наукоемкого и высокотехнологичного продукта является поддержка его использования в сервисном обслуживании, в обеспечении расходными материалами и запасными частями, ремонтной базой и квалифицированными для этого кадрами. В частности, в системе образования также необходимо заботиться о достаточном развитии и обеспечении необходимыми материалами и справочными данными педагогических коллективов, а также привлекать самих педагогов к научно-исследовательской и практической опытно-конструкторской работе по созданию и апробации курсов, программ и уроков, лекций, семинаров, практических занятий. Незаменимыми в данном случае являются интернет технологии с использованием CMS или СУБД (систем управления базами данных), позволяющими привлекать к разработке и тестированию программ и уроков многих специалистов, богословов, научных работников и практиков, непосредственно находящихся на рабочих местах, организовывать их общение и совместное решение возникающих проблем и поставленных задач, быстрое распространение полученных результатов и необходимых учебных материалов. Актуальным является создание общедоступных электронных образовательных ресурсов, в том числе, дистанционных, библиотек. Дело такое является общественно значимым, поэтому должно поддерживаться всем народом, государством и Православной Церковью, системой образования. Которые, в свою очередь, призваны к взаимодействию и взаимной поддержке. Начало развития таких отношений и законодательное их закрепление предлагается в Проекте развития взаимодействия Православной Церкви и государства в области образования.
Делегирование уделов и полномочий, лицензирование Сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте… (Быт.1:27,28) Так Господь передает человеку Свои полномочия по управлению частью Его творения. Объясняя суть владычества над полученным уделом, заключающегося в том, чтобы «возделывать его и хранить его» (Быт.2:15). Узаконивает это повеление в строках Священного Писания, в учении и каноническом праве Православной Церкви и государственной правовой системе. От одной крови Адама Господь производит всё человечество для заселения всей земли и назначает «предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян.17:26), разделяя также и полученную над каждым уделом власть. Апостол называет человечество «родом Божиим» (Деян.17:29), призванным искать своего Небесного Отца, единства и общения с Ним, как с Господом, во Христе обретать восстановление отношений со своим Творцом и даруемую Им жизнь вечную, её силу и власть. «Ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:27,28), - объясняет нам Апостол Павел, указывая на Источник жизни и Того, Который наполняет её энергией, - на Бога. Что позволяет нам понять пагубность отступления от Господа Вседержителя, Его правды и закона, суда и милости. «Братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу» (Деян.6:3), - так происходит передача части власти народа, знающего Бога, исполненного Его силой и властью, в приходе, избирающем себе на служение диаконов, уполномочивающем их от имени Бога и всего прихода совершать определённые действия, поддерживающем их словом, делом и молитвой. Другой библейский пример делегирования полномочий в народовластии смиренных Богу душ происходит по слову Моисея, обращающегося к народу: «Изберите себе по коленам вашим мужей мудрых, разумных и испытанных, и я поставлю их начальниками вашими» (Втор.1:13). Таким образом через совместное с Господом и всем народом управление, избрание из его рядов верных начальствующих, их взаимный контроль и поддержку происходит укрепление правопорядка и благоустройства в обществе, превращение его в процветающее и успешное, крепкое и способное противостоять многим опасностям даже мирной жизни. Также происходит и при использовании любого продукта, когда производитель, потребитель и вспомогательные лица выполняют каждый свою часть работы по созданию и сохранению или даже улучшению качеств общественно полезной вещи. О формировании и поддержке системы такого порядка и труда должны заботиться все, распределяя функции, узаконивая и созидая необходимые механизмы реализации законов, поставленных целей и задач. В частности, при реализации учебного курса «Православной культуры» происходит делегирование его образовательной части светской системе. При этом, как предмет, так и преподаватели полного курса с духовной практикой молитвы и участия в богослужении, должны иметь соответственные лицензии Православной Церкви. При этом светская система образования также делегирует свои полномочия и контроль образовательного процесса в части духовного и богословского компонентов программы Православной Церкви, отвечающей перед Богом и народом за его соответствие истине Православия. Таким образом формируется совместное участие Православной церкви, государства, местного самоуправления, педагогических коллективов и школы, самих учащихся и их родителей, в истинном просвещении народа животворящим действием Слова Божия и Духа Свята, жизнеутверждающей истиной Православия. Созидается правопорядок и благоустройство душ и всего общества, происходит спасение и освящение смиренных и верных человеков в жизнь вечную, во славу Божью.
Как живые камни, устрояйте из
себя дом духовный,
|
Опубликовано 2011.06.07
праведность и мир © Калашников Ю.В. 2011 правила сайта Страница http://sancti.ru/clt/school/p1bld.htm