ПРАВЕДНОСТЬ И МИР  электронные материалы журнала  лицевая/культура/ЦПШ/план

 

 

 

В новолетие 2011 года со школой в каждом приходе

 
Итак идите, научите все народы,
крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
уча их соблюдать все, что Я повелел вам;
и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
(Мф.28:19,20)

 

Калашников Ю.В. Главный редактор журнала «Праведность и мир».

 

Продукт Божий

Строим православное образование как труженики Христовы

 

Соответствие Божьей воле
Соответствие Божьей правде, порядку и закону
Содержание продукта
Форма и вид продукта
Поддержка продукта
Делегирование уделов и полномочий, лицензирование

 

… Каждый смотри, как строит.
Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, -
каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. (1Кор.3:10-13)

Каждому человеку Господь вручает удел, больший или меньший, но всегда по силам, для его возделывания и хранения, а также для вкушения полученных плодов и даров Божьих. Программа православного духовного образования является таким же уделом, также наполняется Господом строителями её здания и плодами их труда. Она может быть более или менее общей, специальной, для разных групп и возрастов, но должна нести в себе действие Слова Божьего и Духа Святого, иметь в каждом случае целостность, истинно православное наполнение, единые принципы построения, позволяющие ей выдержать неизбежные испытания и устоять, исполнив свое предназначение спасения многих душ и прославления Бога.

Господь оснащает строителей всем необходимым для Божьего труда и обретения запланированного результата. Одним из первых инструментов, необходимых для этого, является мудрость, понимание того, что нужно делать и как, к каким стремиться  результатам конечным и промежуточным, как этими результатами будет пользоваться общество, и какое место они займут в системе общественного воспроизводства, потребления и обмена, как ко всему этому относится Сам Господь, в общем и по частным елементам. 

Соответствие Божьей воле

Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? (Деян.9:6)

С такого вопроса началось христианское служение Савла, гнавшего Церковь Божью по своему ревностному, но не от Бога полученному рвению. Он был остановлен и повержен Христом наземь, но не уничтожен, а направлен на истинное служение Господу и человеку, своему народу и языкам до края земли. Будучи искренним и весьма дисциплинированным он накануне встречи со Христом «пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим» (Деян.9:1,2). Савл пытался защитить отеческие традиции, однако не спросил на свое дело благоволения у Бога. Поэтому и был остановлен Им.

«Он теперь молится» (Деян.9:11), - говорит Господь в видении Анании, посылаемому возложить на обратившуюся к Богу душу руки для исцеления и благословения на труд. Таким образом показывая нам, с чего начинается истинный труд Божий – с молитвы и слушания Промыслителя. Так поступал и всегда поступает народ Господень, истинно желающий служить Творцу и Его творению и иметь в этом многие блага и щедроты Божьи, Его дары и плоды благословляемого Им труда.

Православные христиане, учась молиться Богу, всегда «становятся» рядом с псалмопевцами и многими святыми, оставившими нам в наследие свои молитвы в псалмах и молитвенных правилах. А также вместе с ними и слушают Бога, отвечающего нам со страниц Священного Писания и Предания, во всем учении Православной Церкви, стяжаемом смиренными и верными Господу от создания мира до наших дней. Мудрые учатся понимать Бога и по книгам, и более общаясь с мудрыми и духовными братьями и сестрами, учеными и практиками, почитая и слушая родителей и отцов Церкви, трудясь на благо ближнего и семьи, во укрепление Церкви Христовой Православной и Отечества, а также мира во всем мире.

Первым всегда к нам является Спаситель, а вразумленный Им народ Господень прежде всякого дела обращается ко Христу за очищением от скверн и грехов, чтобы в Его присутствии и освящающем действии наполниться Божьей силой, мудростью и любовью. Если же кто-то пытается трудиться по своему разумению или по заблуждениям падшего мира, то оказывается идущим против воли Божьей, против Самого Вседержителя. Что весьма неразумно и пагубно для человека и мятущегося такого общества.

Но умудряясь знанием Святого Православия, всегда помним несущее здравие и крепость вразумление Христа: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). А зная Бога Вседержителя, всегда прибегаем к Нему за благословением на всякое задуманное дело.

Относительно Божьей воли на развитие курса Православной культуры и организации церковно-приходской школы в данном разделе представлены две краткие работы:
- Учиться и учить – благая и ответственная воля Божья
- Благодать Слова и Таинства Церкви Христовой

 

Соответствие Божьей правде, порядку и закону

Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь. (Нав.1:8,9)

Непреложным является повеление и обетование данное Богом Иисусу Навину, относящееся к каждому труженику Господню, призванному понимать Господни повеления, необходимые для успешного труда, о том, что, как, зачем нужно делать … и многое другое. Во-первых, осознать необходимость постоянного пребывания в благом присутствии находящегося рядом Бога. Человеку также нужно знать законы, по которым существует творение Божье, как минимум, в данной сфере приложения сил, но и в понимании системы, где этот удел находится, в конечном итоге, необходимо знание всего Царства Божьего. Включая духовные законы, открываемые Господом в Священном Писании и Предании, в учении Православной Церкви, регулирующие отношения человека, как с Творцом, так с Его творением, ближним и окружающим обществом. Такое общее знание правды Божьей и Самого Бога является необходимым основанием для познания конкретной воли Господней для каждого определенного случая и последующего верного исполнения полученного труда.

«У меня совет и правда; я разум, у меня сила. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду» (Прит.8:14,15), - говорит Мудрость Божья, Слово Господне, Которым всё устроено и существует. Это Слово, просвещая разум человека, открывает ему истину об окружающем творении, живом, неживом, человеке, обществе, позволяет замечать закономерности, а затем выводить законы той или иной сферы бытия. А руководствуясь этими законами и понимая окружающий мир во свете истины науки и православия, делать правильные решения и быть весьма плодотворными в труде.

Законы, регулирующие существование природы, учеными открываются в результате научных исследований окружающего мира. Законы же, регулирующие общественные отношения, открывает нам Господь только посредством Слова Божьего, научающего нас тому, как должно относиться к Отцу Небесному, сотворенному Им человеку и обществу. Эти законы являются произведением Божьим, поэтому и Самим Богом, во-первых, утверждаются и поддерживаются. И если общество не перечит им, но соответствует в усилиях всего праведного народа, в том числе, и правового государства, тогда является процветающим, плодотворным и наполненным счастьем. Если же противится Божьему порядку и устройству, то является неразумным, потому что тратит свои силы на войну с Богом, которую всегда проигрывает, впадая в разруху и конечную погибель.

В частности, для плодотворности преподавания Православной Культуры учебному курсу, как его содержанию, так и организации педпроцесса, необходимо соответствие существующему законодательству. А учитывая историческую реальность промысла Господня на Православной Руси, уже тысячелетие смиренно служащей Христу, необходимо также внесение ряда дополнений в действующие законы. Во-первых, в те, которые регулируют религиозные отношения и образование. А затем необходимо принятие и соответствующих подзаконных нормативно-правовых актов.

Для решения указанных выше задач разработан «Проект развития взаимодействия Православной Церкви и государства в области образования». Он направлен Митрополиту Донецкому и Мариупольскому Илариону на рассмотрение и благословение на дальнейшее развитие и реализацию.

Необходимо отметить, что уже в условиях нынешнего законодательства вполне возможно успешное во всей системе образования начало введения курса Православной культуры в светских учебных заведениях всех уровней. Не общеобязательного пока, но факультативного, проводящегося по заявлению родителей или совершеннолетних учащихся, студентов.

Каноническим правом и учением Православной Церкви обуславливается обязательное создание в каждом приходе школы определённого уровня аккредитации, соответствующего её возможностям.

 

Содержание продукта

«Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мф.7:24). Спаситель научает нас, что основанием всего, созидаемого человеком в его жизни, должно быть Слово Божье. А для этого, как выше отмечалось, необходимы, во-первых, молитва и понимание благословения Господня на труд, а также и понимание Божьего удела, в котором этот труд совершается, в данном случае, всей православной культуры, системы образования и души человека. На этой основе происходит построение самого продукта – учебной программы, содержание которой также должно выстраиваться на непоколебимом основании Слова Божьего, Священного Писания и Предания, всего учения Православной Церкви. Говоря научным языком, с использованием базисной богословской православной методологии.

«Ты взвешен на весах и найден очень легким» (Дан.5:27), - говорит Господь нечестивому, надменно ругающемуся над святостью Храма царю Валтасару, вынося ему погибельный приговор. «Беда за бедою: вся земля опустошается, внезапно разорены шатры мои… Это от того, что народ Мой глуп, не знает Меня: неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют» (Иер.4:20-22). А так устами пророка Иеремии сетует Господь на Свой народ, потерявший смысл, по причине того, что отвернулся от Бога и утратил познание своего Создателя, а вместе с этим и мудрости и способность совершения добрых дел.

Но даже если человек имеет хорошее образование, энциклопедические знания, острый ум, развитый интеллект, а Апостол Павел еще добавляет: «Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1Кор.13:2). Потому что «любовь… есть совокупность совершенства» (Кол.3:14), а если нет у человека любви, то он не просто не обладает совершенством, но и ущербен до ничтожества. Полнота же внутреннего содержания души представляет собой «мир Божий», - говорит Апостол, указывая также  на то, что мы призваны к нему «в одном теле» (Кол.3:15). Что приходит этот особый мир гармонии и красоты Божьей в смиренные сердца вместе со Спасителем, любовью воссоединяющим обратившихся с Телом Христовым – Его Церковью, несущей душам истину Православия и жизнь.

«Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга… во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол.3:16), - отвечает Апостол на возникающий в наших размышлениях вопрос о том, как же обрести любовь и мир Божий, а в этом и полноту содержания души, а также и производимой ею продукции. В таком состоянии – во исполнение правды Божьей, на благо обществу, во спасение многих душ и во славу Господню. И если мы хотим иметь полноценность смысла в своих жизнях и продуктах труда, то должны обратиться к Богу, наполниться Его Словом, силой, мудростью, любовью и приобщиться к Его добрым, по-настоящему добротным делам.

Слово Божье представляет собой особый Свет Божией правды. «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин.1:9). Этот Свет наполняет мудростью Божьей разум смиренных, делает его способным понимать окружающее Господне творение и Творца, как понимает всё это Сам Творец. При этом Свет правды Божьей наполняет всякую мысль и душу истинным смыслом Господним, делает мышление полноценным, а души полновесными, плодотворными и блаженными.

Итак, Слово Божье, мудрость и любовь Господня являются основанием всей жизни спасенного во Христе человека. Так же должно быть и в его труде и во всяком продукте им производимом, имеющем свое Божье предназначение, в том числе, в учебных программах, школах и во всякой наполняющей их мысли.

В качестве основания построения православных курсов в данном разделе предлагается «Общая программа предмета Православная культура». А также примерный трехгодичный План занятий ЦПШ.

 

Форма и вид

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. (Быт.1:31)

Так на «весьма хорошо» оценил Господь Свое творение. Это при том, что Он проницает Своим разумом и зрением всё, понимая и созерцая внутренне содержание и внешние формы всех существующих вещей, Им созданных совершенно, предназначенных быть образцом безупречности для созидания подобного человеком в его уделе. Обязательно в гармонии внутреннего содержания и внешнего вида. «Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том. Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» (Еккл.3:10,11), - говорит Проповедник истины Божьей, наставляя человека на труд по вразумлению и примеру Отца Небесного.

Однако не так всё происходит в падшем мире. «И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2Кор.11:14,15). От сатаны, ушедшего из послушания Вседержителю и от совершенства, поддерживаемого Им, произошло наполнение формы вещей испорченным содержанием. Поврежденные помыслы возгордившегося ангела, привели к разрухе в его разуме и существовании, к поражению глупостью слов и поступков. При этом желаемые нечестивыми результаты их усилий так и остаются всего лишь пожеланиями, превращаясь в фантазии, и к тому же приносят испорченные плоды. А в конечном итоге ведут к полному разрушению и погибели, как личности, так и дела, которое она совершает.

Поэтому Христос предупреждает любителей построения декораций, вместо истинного наполнения вещей смыслом и соответствующим видом, в том числе, и собственных душ: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф.23:27). Господь не только констатирует проблемные факты, но и исправляет поврежденное, избавляет от скверн нечистое, упорядочивает разрушенное, наполняет силой немощное. Всегда начиная с души человека, а не его внешности, тому же научая и праведников, и лицемеров, говоря: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф.23:26). Обращается Господь устами Апостола и ко всему народу: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2Кор.13:5).

Чтобы сделать человека тем, кем его запланировал видеть Творец, через пророка Иезекииля Господь обещает: «Сердце новое, и дух новый дам вам… Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих» (Иез.36:26,27). А тайному Своему ученику Никодиму Христос говорит: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин.3:6,7). Таким образом предваряя о необходимости внутреннего духовного единения человека с Богом, Духом Святым и Словом Божьим возрождающим к жизни вечной и непреходящему единству со своим Творцом и Спасителем.

Всякому увидевшему благость Божью и смирившемуся в исполнении заповедей под Его крепкую руку, Христос обещает: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23). А входя в сердца смиренных детей Божьих и творя там обитель, наполняя Своим содержанием, Господь укрепляет их на понимание и исполнение Его правды, начинает действовать через них Его великой и чудной силой. Имеющим единение с Богом в помыслах и поступках, совершающим труд под руководством и силой Божьей, во славу Его, Господь повелевает, отчасти просто ободряюще констатируя факт: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16).

Так внутреннее содержание человека изменяет его внешнее выражение в словах и поступках, преображая даже внешность, тело, наполняя крепостью и здравием, семью – любовью Божьей, место труда и жизни – правдой и порядком. Освящая даже землю, на которой находятся стопы праведных, подобно Моисею, стоящему перед несгорающей купиной и лицом Господа и слышащего предупреждение Божье: «Место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх.3:5). Так должно святым содержанием души человека освятиться всё в его окружении, в том числе, и продукты труда, их внутренне содержание и внешнее выражение.

Внутреннее содержание всегда, рано или поздно, проявляется во внешней форме плодами своего существования, по которым и познаётся человеком скрытое от него до времени. Бог, все видящий и знающий во времени и пространстве, нас ограниченных научает определять тайное по его проявлению, говоря: «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду» (Мф.12:33). Поэтому внешнее мы должны строить посредством внутреннего сущностного содержания, а не прикрывая нечто отличающееся от демонстрируемого снаружи. Так, чтобы, используя наш продукт или какое-либо изделие, потребитель получил искомый им, радующий его душу и глаз, полезный ему и обществу, угодный Богу и задекларированный нами в назначении продукта плод.

Возвращаясь к конкретным учебным программам и школе, мы отмечаем необходимость соответствия их определённым стандартам и формам. Например, разработанным для учебников или учебных пособий, для занятий и подготовки к ним, для богословского, духовного, научного, литературного, библиографического оформления работ, для санитарно-гигиенических норм учебных заведений, эргономики педагогического труда и т.д. Не прикрывающим непонятное содержание, а являющимся выражением его истинности и соответствия красоте и гармонии преподаваемого Православия.

 

Поддержка употребления продукта

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. (Быт.1:27,28)

Так с самого начала создания человека Господь находится рядом с ним, чтобы истиной вразумлять на добрые дела, поддерживать Словом и Духом, наполнять силой мудрости и любви.
«Где ты?» (Быт.3:9) – взывает Господь Бог к павшему в грех Адаму, не оставляя его во грехе на погибель, но спасая от смерти, дает шанс ему и его потомкам обратиться к своему Создателю и обрести благодать жизни вечной.
«Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею» (Быт.9:13), - говорит Господь спасенному от потопа праведному Ною и его роду.
«Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт.12:3), - обещает Вседержитель верному Аврааму и таким же душам из всех народов, призванных Господом во Христе в Его общение и жизнь.
«Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить» (Исх.4:12), - укрепляет Сущий Моисея обетованием Своего присутствия и Слова наставления.
«Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: "не бойся, Я помогаю тебе"» (Ис.41:13), - обращается Господь к каждой душе, верой и надеждою устремляющейся к своему Господу и смиренно исполняющей Его повеления.
«Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин.14:16-18). Обещает Христос Спаситель, в полноте Бог и в полноте человек. Как человек и Сын Божий, ходатайствующий перед Отцом Небесным, а как Бог, Духом Святым и Словом Божьим приходящий к нам, чтобы сотворив обитель в верном сердце, никогда его не оставить, но укрепить мудростью и любовью на добрые угодные Ему и благие человеку дела.

«Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их» (Ин.10:11,12), - говорит Господь о Своем служении попечения о душах человеческих, которые все суть творение Божье, все нуждаются в помощи Творца и Вседержителя, но не все смиряются под Его благую и любящую руку. В эту благодать послушания и единства с Отцом Небесным и спасает Господь заблудших. Также поступают и верные дети Божьи, труженики Христовы, не торгуясь с Отцом, как наемники, не предавая Отцовские души, как злодеи, но служа им силой Божьей мудрость и любви, отдавая, если Господь то повелевает, свои жизни за их спасение в жизнь вечную.

«Паси агнцев Моих» (Ин.21:15), - повелевает Господь верному Петру, хотя и не совершенному, предававшему, но любящему своего Учителя и Христа Спаса Сына Божия, а значит любящего и Его народ Божий. И делает Господь его Своим сопастырем, тружеником Отцу Небесному, наставником на пути правды и спасения душ Божьих.
«Пастырей ваших умоляю я, сопастырь…», - обращается к Церкви Апостол Петр, повелевая каждой душе, поставленной в её малом или большем уделе: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример» (1Пет.5:1-3).

Не желание господствовать или гнусная корысть движут на служение истинных пастырей и верных христиан, но сила любви Божьей, наполняющая жизнью сердца верных. А в этом служении, смиряя души под благую руку Божью, они и сами не остаются без благодати Господней и пропитания, которой достоин каждый трудящийся. Также и вразумляющий народ: «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал.6:6,7). Глупость не рождает мудрости и никакого прибытка. Отсюда следует, что поддержка системы образования, во-первых, начиная с духовного православного, и непрерывное образование человека в течение всей его жизни является неотъемлемым условием процветания и успеха, как каждой души, так и всего общества, во славу Божью.

В общем, нужно отметить, что важным компонентом качества, особенно, наукоемкого и высокотехнологичного продукта является поддержка его использования в сервисном обслуживании, в обеспечении расходными материалами и запасными частями, ремонтной базой и квалифицированными для этого кадрами. В частности, в системе образования также необходимо заботиться о достаточном развитии и обеспечении необходимыми материалами и справочными данными педагогических коллективов, а также привлекать самих педагогов к научно-исследовательской и практической опытно-конструкторской работе по созданию и апробации курсов, программ и уроков, лекций, семинаров, практических занятий.

Незаменимыми в данном случае являются интернет технологии с использованием CMS или СУБД (систем управления базами данных), позволяющими привлекать к разработке и тестированию программ и уроков многих специалистов, богословов, научных работников и практиков, непосредственно находящихся на рабочих местах, организовывать их общение и совместное решение возникающих проблем и поставленных задач, быстрое распространение полученных результатов и необходимых учебных материалов. Актуальным является создание общедоступных электронных образовательных ресурсов, в том числе, дистанционных, библиотек.

Дело такое является общественно значимым, поэтому должно поддерживаться всем народом, государством и Православной Церковью, системой образования. Которые, в свою очередь, призваны к взаимодействию и взаимной поддержке. Начало развития таких отношений и законодательное их закрепление предлагается в Проекте развития взаимодействия Православной Церкви и государства в области образования.

 

Делегирование уделов и полномочий, лицензирование

Сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте… (Быт.1:27,28)

Так Господь передает человеку Свои полномочия по управлению частью Его творения. Объясняя суть владычества над полученным уделом, заключающегося в том, чтобы «возделывать его и хранить его» (Быт.2:15). Узаконивает это повеление в строках Священного Писания, в учении и каноническом праве Православной Церкви и государственной правовой системе. От одной крови Адама Господь производит всё человечество для заселения всей земли и назначает «предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян.17:26), разделяя также и полученную над каждым уделом власть.

Апостол называет человечество «родом Божиим» (Деян.17:29), призванным искать своего Небесного Отца, единства и общения с Ним, как с Господом, во Христе обретать восстановление отношений со своим Творцом и даруемую Им жизнь вечную, её силу и власть. «Ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:27,28), - объясняет нам Апостол Павел, указывая на Источник жизни и Того, Который наполняет её энергией, - на Бога. Что позволяет нам понять пагубность отступления от Господа Вседержителя, Его правды и закона, суда и милости.

«Братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу» (Деян.6:3), - так происходит передача части власти народа, знающего Бога, исполненного Его силой и властью, в приходе, избирающем себе на служение диаконов, уполномочивающем их от имени Бога и всего прихода совершать определённые действия, поддерживающем их словом, делом и молитвой. Другой библейский пример делегирования полномочий в народовластии смиренных Богу душ происходит по слову Моисея, обращающегося к народу: «Изберите себе по коленам вашим мужей мудрых, разумных и испытанных, и я поставлю их начальниками вашими» (Втор.1:13). Таким образом через совместное с Господом и всем народом управление, избрание из его рядов верных начальствующих, их взаимный контроль и поддержку происходит укрепление правопорядка и благоустройства в обществе, превращение его в процветающее и успешное, крепкое и способное противостоять многим опасностям даже мирной жизни.

Также происходит и при использовании любого продукта, когда производитель, потребитель и вспомогательные лица выполняют каждый свою часть работы по созданию и сохранению или даже улучшению качеств общественно полезной вещи. О формировании и поддержке системы такого порядка и труда должны заботиться все, распределяя функции, узаконивая и созидая необходимые механизмы реализации законов, поставленных целей и задач.

В частности, при реализации учебного курса «Православной культуры» происходит делегирование его образовательной части светской системе. При этом, как предмет, так и преподаватели полного курса с духовной практикой молитвы и участия в богослужении, должны иметь соответственные лицензии Православной Церкви. При этом светская система образования также делегирует свои полномочия и контроль образовательного процесса в части духовного и богословского компонентов программы Православной Церкви, отвечающей перед Богом и народом за его соответствие истине Православия.

Таким образом формируется совместное участие Православной церкви, государства, местного самоуправления, педагогических коллективов и школы, самих учащихся и их родителей, в истинном просвещении народа животворящим действием Слова Божия и Духа Свята, жизнеутверждающей истиной Православия. Созидается правопорядок и благоустройство душ и всего общества, происходит спасение и освящение смиренных и верных человеков в жизнь вечную, во славу Божью.

 

Как живые камни, устрояйте из себя дом духовный,
священство святое, чтобы приносить духовные жертвы,
благоприятные Богу Иисусом Христом. (1Пет.2:5)

 

 

 

 

 

 

Опубликовано 2011.06.07

праведность и мир  © Калашников Ю.В. 2011 правила сайта     Страница http://sancti.ru/clt/school/p1bld.htm