ПРАВЕДНОСТЬ И МИР  электронные материалы журнала  лицевая/культура/ЦПШ/план

 

 

В новолетие 2011 года со школой в каждом приходе

 
Итак идите, научите все народы,
крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
уча их соблюдать все, что Я повелел вам;
и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
(Мф.28:19,20)

Когда Я скажу беззаконнику: "смертью умрешь!",
а ты не будешь вразумлять его и говорить,
чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был,
то беззаконник тот умрет в беззаконии своем,
и Я взыщу кровь его от рук твоих.
(Иез.3:18)
  

Учиться и учить – благая и ответственная воля Божья

 

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. (Быт.1:27,28)

С первых страниц Священного Писания видим, что Господь Бог сотворил всё видимое и невидимое Словом Своим. И этим же Словом Он наставляет первого человека Адама и Еву, объясняя, как им нужно распорядиться обретенной жизнью, талантами и возможностями, а также и уделом творения Божьего, полученным для заботы и ухода. Здесь уже видим, что первым Учителем человека является Господь Бог. Поселив Адама в саду Едемском, Господь наставляет «возделывать его и хранить его» (Быт.2:15). Здесь же труженику заповедует употреблять в пищу плоды этого сада, а также запрещает принимать в свою жизнь зло. После грехопадения человека, не оставляет его Господь, но приходит к каждому, как к поникшему лицом Каину и также научает: «если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:7).

Господствовать над грехом не значит возглавить какую-либо шайку преступников, но в точности исполнять повеления Господни, Его Слово, научающее правде и победе над злом, основой которого является грех противления Богу. То есть господствовать над грехом, значит запретить в свои помыслы войти греху властелином, отвращающим от правды Божьей, значит – не позволить своей душе во грехе воспротивиться Вседержителю. А господствуя так над грехом в своей жизни, привести в послушание Богу всякую душу, которую Господь ставит рядом с верным его тружеником и воином Христовым.

«Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы», - говорит Апостол Павел, указывая на сферу разума и духа, где находится основное поле сражения, а также на необходимое для победы оружие – правду Божью, знание цели и сути воинствования – покорять помыслы человека под власть Христа Бога Спаса нашего, «…всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2Кор.10:4,5). «В чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке» (2Кор.6:6,7). Таким видит Господь наученное и вооруженное воинство Свое, исполненное силы Божьей мудрости, благости, правды и любви. Благоразумие является тем, что Господь творит в душе человека, влагая в его помыслы знание, несущее ему и окружающему его обществу истинные блага Господни.

Иногда человек, ведомый сатанинским обманом, думает, что можно обогатиться, присваивая чужое. В то время как Господь предупреждает, что за этот грех исходит проклятие «на лице всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен… и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет…» (Зах.5:3). Погибель – конечный результат воровства у ближнего материальных благ или истины. Но мудрость Божья, которою Господь всё сотворил и поддерживает, несет человеку настоящие блага Божьи, обращаясь устами Церкви Святой, открывает истину, зовет за собой на пути любви и труда, процветания и успеха, объясняя: «Я хожу по пути правды, по стезям правосудия, чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю» (Прит.8:20,21).

«Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня; богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда; плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра» (Прит.8:17-19), - не устает повторять мудрость Божья, призывая человека и всё общество к познанию её Владыки Бога, источника мудрости и всякого другого блага, первое из которых – единство с Ним, Даятелем жизни, здравия, её полноты в веке сем и будущем. Зовет мудрость ко многим дарам и плодам земной жизни и небесной, «к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас» (1Пет.1:4).

«Ели мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1Кор.15:19), - предупреждает Апостол верных христиан, чтобы те не ограничились временными благами и «близорукими» мечтами, но в полноте знали путь Господень и уже в этой жизни приобщились к благам вечных небес. Которые  проистекают в наши души во Христе Иисусе, наполняя непреходящим блаженством восприятия Слова Божьего и Духа Святого, понимания и исполнении правды Божьей, неиссякаемой силой жизни вечной, вливающейся в наши сердца уже сейчас, в этом веке. Даруя здравие и крепость жизни Божьей, которые не у мудрых врачей тела, но в руке Христа Целителя. Говрящего нам: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лук.4:18,19).

В миг обращения к этому Врачевателю и Проповеднику, ко Христу Спасителю, существование человека наполняется благом. Для этого подходяще всякое время, и оно становится благоприятным, потому что в его течении приходит освобождение от греха и разрухи, оторванное от Бога сердце воссоединяется со своим Творцом и Отцом Небесным, нищие получают самое ценное Божье даром, по милости Господней. Бог становится Руководителем такой души. Тогда и в непостыжаемой надежде звучат слова: «Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс.15:11).

«Я - Господь, Я не изменяюсь; посему вы…», - говорит Спаситель всякому народу, «не уничтожились. Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и я обращусь к вам» (Мал.3:6,7). Потому что не изменяется Отец Небесный в заботе о человеке, хотя и давно отступившем в непослушание и грех, но все же находящемся в Его любви и милости. Со дней творения во все времена не перестает Господь обращаться к Своим детям, научая их мудрости, заблудших призывая возвратиться к Нему, в послушание и на пути Его правды, а упорствующих наказывая и ввергая в смерть вечного посрамления и мук.

«Знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего» (Втор.8:5). Господь дает человеку и каждому народу все, жизнь и удел для неё, а также и вразумляет, то есть влагает в разум понимание того, как же ему распорядиться всем полученным от Творца и Вседержителя. «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян.17:26,27). Говорит Апостол Павел, проповедуя в Афинском ареопаге, научая истине многих учителей и философов, также как и Господь – весь род человеческий. Такой труд является учительством, а дающий знание – учителем.

«А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы – братья» (Мф.23:8), - говорит Спаситель, осуждая лицемеров, любящих величаться, в том числе, и  званием учитель, и вразумляет Своих учеников о существовании более достойного для них звания – братья. Учителем же истинным среди братий является тот, кто передавая ученикам знание, получает его вначале от Бога и не просто передает информацию, а помогает научиться общению с Учителем учителей, слушанию и исполнению повелений Божьих. Чтобы, идя по жизни, не уклониться от указываемого пути, а уклонившись, уметь милостью и десницей Господа Наставника возвращаться на верную дорогу.

О Боге в Книге Иова говорится, что «Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» (Иов.33:16-18). Господь первый, Кто исправляет пути человека, чтобы сохранить его от поражения, скорбей, погибели и укрепить в силе разума и мышцы. «Бог высок могуществом Своим, и кто такой, как Он, наставник?» (Иов.36:22) – задет риторический вопрос мудрый юноша Иову, указывая на высоту, с которой всегда виднее путь и то место, куда он приведёт. У Бога это не просто возможность видеть реальность в пространстве, но Он знает конец всякого пути и во времени. И открывает это всем способным слушать Его. По обещанию Христа Сына Божия умолить Отца, чтобы Он послал Духа Святого. А когда Он придет, Говорит Господь, «Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин.16:13).

Отец Небесный научает Своих Детей прежде всего через их благочестивых родителей. К ним же первым и обращается: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Прит.22:6). А всякий мудрый родитель, получив особый дар от Бога – ребенка, приносит Его перед лице Господне, совершая Таинство Крещения, и вместе с восприемниками обещает воспитать его в вере Христовой православной. Конечно, вразумляясь всегда прежде у Господа, прося себе мудрости для воспитания, а также и хороших учителей, которые могли бы также мудро с любовью, как то делает Господь, наставлять их детей на пути Божии.

Всякому человеку, в уповании обращающемуся к Всевышнему, Он отвечает: "Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою". И предупреждает о необходимости смиренного послушания, чтобы Господу не приходилось его буйствующего, как лошака неразумного брать в узду: "Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе" (Пс.31:8,9). Всякая же душа, видящая собственное несовершенство и способность заблуждаться, а также и благость Божью, Его высокое ведение и желание помочь человеку быть успешным в добрых делах, вместе с псалмопевцем обращается к Благому, Всезнающему и Любящему Наставнику: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс.138:23,24).

Наставление Господне и образование предназначается не для использования в злодействе и не для диплома или престижа, или еще чего-либо, далекого от Божьих повелений, но для того, чтобы помышления человека соответствовали помыслам Господним. Чтобы его мысль, слово и поступок двигались в направлении движения воли Божьей, наполняясь силой Слова Божьего и Духа Свята и принося плод, который созидает Вседержитель. Мудростью и силой, которою Он сотворил небо и землю, которою содержит всё в благоустройстве и порядке Божьем. Которую являл в Сыне Своем Христе Иисусе, Самом Боге, воспринявшем плоть человеческую и показавшем эталон чистоты и святости человека, а также силу смирения перед Отцом Небесным. Словом Божьим оживляя из мертвых, избавляя от болезней, наполняя здоровьем и жизнью, обуздывая буйство природы, падших духов и заблудших душ.

Даруя человеку благо исцеления, Господь предупреждает: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14). Показывая тем, что здравие ума и тела, жизни человека и общества, зависит от их отношения ко греху, который есть противление воле и правде Божьей. Если отвергается грех, то исцеляются отношения с Богом, и наполняется здравием душа и тело. А если человек противится Богу, пытается идти против движения Господня, бороться с Духом Святым и Словом Божьим, противопоставляя Господу силу своего слова и движения, то всегда оказывается поверженным в разруху и погибель. О чем через пророка Исаию предупреждает Господь, говоря: «Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: "что ты делаешь?" и твое дело [скажет ли о тебе]: "у него нет рук?"» (Ис.45:9).

Устами пророка Иеремии Господь отрывает Себя, как Создателя и Воспитателя каждого человека и народа, говоря: «Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке» (Иер.18:6). А Апостол Павел задет вопрос: «Ты кто, человек, что споришь с Богом?"» (Рим.9:20). Умудрившиеся же в смирении, благоговейном страхе и радости славословят Господа, говоря: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это» (Пс.138:13,14). Господь, творящий всё прекрасным, может также и чудно восстанавливать поврежденное. Он не является причиной греха или какого-либо несовершенства и имеет предел долготерпения в ожидания покаяния души. Может отправлять упорствующих во грехе в помрачение разума. Всех, заменивших славословие Творцу упрямым поклонением творению, похотям и глупостям, предает Господь, перед их погибелью, на видимое для всех осквернение самих себя, «в похотях сердец их нечистоте» (Рим.1:24).

«Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин.13:13-15). Из этого наставления Господь открывается нам, не сквернящим человека и его жизнь, а очищающим от его собственных и собранных в падшем мире нечистот. Очищение же, преподаваемое Учителем и Господом заключается не просто в омытии тел, но, во-первых, в освобождении душ от глупостей и заблуждений, в наставлении на пути правды и в смирение Отцу Небесному, во вразумлении словом и собственным примером.

Вначале Господь избирает двенадцать учеников, учит их и посылает к погибающим душам в народ, приказывая: «Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Мф.10:7). Не уходя далеко от дома и от простого вразумления о Боге властвующем, наставляющем на пути правды и милостиво освобождающем смиряющихся от болезней и нечистых духов. Показывая то, как начинается служение каждого человека Божьего. С Его души, семьи и ближнего, но всегда в присутствии и действии Господнем, Его мудростью и силой.

А далее, перед вознесением к Отцу в небесные обители, Господь повелевает своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:18-20). Всегда присутствуя рядом со Своими тружениками и воинством, совершенствуя их Духом Святым и Словом Божьим, действуя в их жизнях силою Его мудрости и любви Божьей. Как Вседержитель, наделяет Своих учеников властью идти и до края земли учить все народы.

Для совершения духовного служения и труда Царства Божьего необходима сила, которую Христос Господь обещает ученикам перед вознесением, говоря: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:8). Поэтому каждый православный христианин, причастник Христа, Его Слова и Духа, наблюдает действие Господне в своей жизни и в окружающем мире и не может не говорить об этом. Потому что им движет Господь, являющий Себя миру, как Спаситель.

О свидетельстве силы верности, мудрости и любви Христовой в жизни христианина говорит Святитель Тихон Задонский: «После Причащения нужно исправление, свидетельство о любви к Богу и ближнему,  благодарение, усердное стремление к новому, святому и непорочному житию. Словом, прежде Причащения нужны истинное покаяние и сердечное сокрушение; после покаяния нужны плоды покаяния, добрые дела, без которых истинного покаяния не может быть. Следовательно, христианам необходимо жизнь свою исправить и начать новую, богоугодную, чтобы не в суд и во осуждение было им Причащение»[1].

«Всякого, кто исповедает меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10:32), - предупреждает Господь Своих учеников о необходимости исповедания веры Божьей перед людьми, сердечного свидетельства словами и более делами человека Божьего, исполненного силы Духа Свята и Слова Божьего. Епископ Феофан Говоров, например, как и каждый архиерей, вразумляет верные души в исповедании веры Христовой своим усилием святого слова и поступка присоединиться к служению Православной Церкви, научающей человека спасительной истине. «Какой труд», - спрашивает он, «сказать, когда требуется, что Господь наш Иисус Христос есть Единородный Сын Божий и Бог, Который ради нас пришел на землю, воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился, был распят, пострадал, погребен, воскрес в третий день, восшел на Небеса, и сидит одесную Бога Отца, и опять придет судить живых и мертвых; что Он послал Духа Святого на святых апостолов, силою Его устроивших на земле Святую Церковь, которая, научая истине и освящая Таинствами, правильным путем ведет всех верных чад своих в Царство Небесное? Все это мы повторяем всякий раз, когда слышим и читаем Символ веры. Так возьми эти истины, запечатлей их в сердце своем и будь готов, не боясь никакого человеческого лица, заявить, что так, а не иначе нужно веровать, чтобы спастись… Заграждай уста учителей лжи и хулителей христианства словом истины и получишь то, что обетовано Господом. Ты исповедуешь Его Богом и Спасителем перед людьми, а Он перед Богом Отцом исповедует, что ты верный Его последователь и исповедник»[2].

«Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая [обязанность] моя, и горе мне, если не благовествую!» (1Кор.9:16) – говорит Апостол Павел о непреложной обязанности провозглашать Благую Весть любви и спасения Божьего, приходящего нам во Христе Иисусе. А также упоминает и о большой беде, если человек не исполняет этого повеления Господня.

«Когда Я скажу беззаконнику: "смертью умрешь!", а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих» (Иез.3:18), - предупреждает Господь пророка Иезекииля. А вместе с ним и всякую душу, поставленную на страже правды, порядка и закона, в Церкви Божьей, государстве, семье… Повелевает в послушании Богу вразумлять души, предостерегая их от погибельных опасностей. Верностью Творцу и долгу спасая и себя.

К нерадивому священнику Илию, не научавшему порядку и не смирявшему в буйстве своих сыновей, через пророчество человека Божия обращается гневающийся Господь, говоря: «Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены. Вот, наступают дни, в [которые] Я подсеку мышцу твою и мышцу дома отца твоего, так что не будет старца в доме твоем… и не будет в доме твоем старца во все дни, Я не отрешу у тебя [всех] от жертвенника Моего, чтобы томить глаза твои и мучить душу твою; но все потомство дома твоего будет умирать в средних летах. И вот тебе знамение, которое последует с двумя сыновьями твоими, Офни и Финеесом: оба они умрут в один день» (1Цар.2:30-34). По приговору Господню сыновья Илия погибли, сам он «упал с седалища навзничь у ворот, сломал себе хребет и умер» (1Цар.4:18), умерла также и невестка при родах, «И назвала младенца: Ихавод, сказав: "отошла слава от Израиля"» (1Цар.4:21). Так покидает Господь, Его сила, мудрость и любовь каждого нерадивого в исполнении долга, не вразумляющегося правдой Божией и пренебрегающего вразумлением порученных Господом душ.

«Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать. И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть» (Ис.56:10-12), - обличает Господь нечестивых стражей порядка через пророка Исаию. Собирая при этом рассеянные, но смиряющиеся души под покров своей благодати лично и через верных Ему тружеников слова и дела. «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте [небес] и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис.57:15).

«Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих» (Ос.4:6), - предупреждает Господь о погибели народ, оставивший вразумление Законом Божьим и служение Всевышнему, уклонившийся в бесплодную греховную суету. «И что будет с народом, то и со священником; и накажу его по путям его, и воздам ему по делам его. Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу» (Ос.4:9,10).

«Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный? не Он ли Отец твой, [Который] усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?» (Втор.32:6), - сокрушается Моисей буйством оставившего вразумление правдой Божией народа, упрямого, разжиревшего в милостях Господних, собственной лени и злодействах, повернувшего на пути погибели, в лютые бедствия и многие скорби. Взывая к мудрости и разуму народа, говорит: «О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет! Как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму, если бы Заступник их не предал их, и Господь не отдал их!» (Втор.32:29,30).

«Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас», - говорит пророк, вдохновляемый Духом Святым, предсказывая времена, когда останется народ «без Бога истинного, и без священника учащего, и без закона», - когда придут на него скорби и стеснения многими злодействами и его же беззакониями, возвращающимися на его голову. Но также и ободряет Евангелием любви и милости Божьей, «когда он обратится в тесноте своей к Господу Богу Израилеву и взыщет Его, Он даст им найти Себя» (2Пар.15:2-4).

Православная Церковь и народ всегда с особым уважением относятся к священству, получившему власть учить, поставленному Господом для духовного окормления душ, но также строго наказывает пренебрегающих вразумлением паствы Словом Божьим. В Правилах Святых Апостолов П. 58 говорится о взыскании с таковых: «Епископ, или пресвитер, нерадящий о причте и о людех, и не учащий их благочестию, да будет отлучен. Аще же останется в сем нерадении и лености: да будет извержен»[3].

С приходом в мир Христа Спасителя, предупреждавшего об этом во многих пророчествах, великий Свет воссиял среди народа, находящегося в смертной тьме греха, в противлении Богу и свету Его истины. «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4:16,17), - повествует Евангелист Матфей. Этот Свет Господень засиял вместе со Словом Христа о приблизившемся Царстве Божьем. А принявшие Его, Свет и Царство, уверовавшие во Христа Спасителя, Сына Божия и человеческого, получили «власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:12,13).

Власть без поддерживающей её силы является фикцией, выдумкой и бесплодной фантазией. «Ибо Царство Божие не в слове, а в силе» (1Кор.4:20). Реально же иметь эту власть, содержащую в себе силу Божью, можно только, смиренно приняв в свое сердце повеления Господни, а вместе с ними и Самого Бога, с условием обещающего: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23).

«Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор.4:15), - говорит Апостол Павел христианам Коринфской церкви, а также и всем душам, принимающим возрождающее к вечной жизни Слово Божье со страниц Посланий Апостола в устах Святой Церкви Христовой. Нужно понимать, что мы, как возрожденные от Отца Небесного - все братья во Христе (в это братское семейное число входят и сестры). Но братья, уподобившиеся Отцу в Его служении душам возрождающим Словом, по статусу истинных учителей также называются и отцами. Эти отцы являются духовными, в полноте служения Церкви Христовой несущими в смиренные сердца жизнь, силу и власть Слова Божьего и Духа Святого.

Эту полноту служения и Церкви можно видеть с самого Её рождения в День Пятидесятницы, после сошествия Духа Свята и первой проповеди Слова Божьего Апостолом Петром. Тогда «Охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян.2:41,42). Учение Апостолов, общение, таинства и молитва – суть основа всей жизни Церкви Христовой. Где на первом месте стоит учение Апостолов, без которого душа не может быть частью Тела Христа Слова Божьего, но может только называться таковой. До прихода в её жизнь служителей Слова, Которое, входя в сердца, и дает верным истинную любовь Божию – «называться и быть детьми Божиими» (1Ин.3:1).

В такой полноте Господь всегда являет Свою чудную силу и власть, влагая в души благоговение. Как был и в то время «страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов» (Деян.2:43). К такой полноте служения и заботы о душах Господь прилагает спасаемых, приводит их на возрождение и оставляет на воспитание, как самый совершенный Отец, не где угодно, а там, где о них могут позаботиться самым лучшим образом. Сейчас, как и тогда Господь «ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян.2:47).

«От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» (1Кор.4:2). То есть от тружеников, созидающих Дом Божий, Церковь Соборную, местную общину, храм Божий, в душе обитель Духа Святого, требуется правильное понимание и преданное исполнение руководства Божия. Таковым спасенным душам, для укрепления их в мудрости, верности и силе, Господь повелевает: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко» (1Пет.2:2). Призывая научаться истине Слова Христова, укрепляться ею и укреплять братий, чтобы устраивать «из себя дом духовный, священство святое» (1Пет.2:5).

Христос, восседающий одесную Отца, Глава Церкви «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф.4:11). Он определяет верным труд «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф.4:12). Направляет «в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13). Открывает причину и важность труда, во исполнение воли Бога, научающего истине, «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф.4:14). Указывает методы и суть труда, влагая в руки совершеннейший инструмент созидания мира Божьего и Тела Христова, чтобы «истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос» (Еф.4:15). Показывает участок строительных работ, Церковь Божью и мир, также души Господни, спасенные и еще буйствующие и расслабленные, нуждающиеся слышать Слово Божье во спасение и непреходящий мир с Богом, даруемый в Церкви Христа, «из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф.4:16).

«Занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим.4:13-16), - наставляет своего ученика Апостол Павел, а также и каждого из нас, учиться и учить, так, чтобы успех был очевиден у учеников и учителей, детей и родителей, жен и мужей, подчиненных и руководителей, Отечества и Православной Церкви, во спасение душ, во славу Божью.

«Говорит ли кто, [говори] как слова Божии» (1Пет.4:11), - наставляет Апостол Петр в истине и силе Слова Божьего, Которое призваны принять, а потом нести далее миру верные души. Реализуя первый принцип христианского назидания и жизни – ничего лишнего и все, что повелел Господь. Как тому научает и являет Своей жизнью Христос, говоря: «ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю» (Ин.8:28).

Целый год Апостол Павел и Варнава учили в церкви немалое число людей, и тогда «ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян.11:26). Так и во все времена, должно назваться христианами учащимся у Христа. Исключительным же правом преподавать учение Христово в и от имени Церкви Православной принадлежит епископу и благословляемым им верным душам. Как то вытекает, например, из Правила Апостольского 80, «От языческого жития пришедшего и крещеннаго, или от порочного образа жизни обратившегося, несть праведно вдруг производить во епископа. Ибо несправедливо еще не испытанному быти учителем других: разве только по благодати Божией сие устроится»[4].

Братия же призываются Господом принимать из уст Церкви Его Слово и в смирении перед Богом, в уважении к ближнему помогать друг другу в понимании и исполнении правды и воли Божьей. Всегда помня святоотеческое назидание Григория Богослова: «Говорить о Боге - великое дело, но гораздо больше - очищать себя для Бога»[5]. «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол.3:16), - ободряет к взаимному назиданию Апостол Павел. Чтобы народ Божий возрастал в вере, укрепляясь лично и укрепляя ближнего, так совершая первостепенной важности труд Господень, - учиться и учить тому, как же распорядиться огромным даром Божьим, полученной от Него своей жизнью.

«И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?
И я сказал: вот я, пошли меня…» (Ис.6:8). Так, по примеру призванных и верных, слушают и отвечают дети Божьи.

А каждый из нас задает себе вопрос.
- Слышит ли моя душа призыв Господень – учиться и учить?
- Отвечает ли, как отвечали верные?
- Обретает ли блага Божии, красоту, власть и силу детей, тружеников и воинства Господня?
- Достаточно ли сил, чтобы исполнить обещанное?

«Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4Цар.2:9), - просит ученик Елисей у пророка Ильи, передающему восприемнику свое служение в момент перед его взятием в огненном вихре в небеса. Открывая Словом мудрости, что Дух Божий в наших сердцах, возрождающий к жизни вечной, научающий Словом Божьим путям спасения и полноты жизни, ведущий к успеху века сего и вводящий в вечное Божие присутствие века будущего, является самым важным обретением, которое только может иметь человек.

«Препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их» (Иер.1:17), - предупреждает Господь каждого Своего труженика, призванного нести в мир истину Христову. Наполняет его Божьей любовью, не попустительствующей греху наносить вред душам Отца Небесного, но несущей истинную свободу от греха, скорбей и пагубы, свободу обретения полноты жизни, труда и благ Божьих.

«Христос в вас, упование славы, Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно» (Кол.1:27-29). Приобщаясь к труду Господню, слушаем и помним Апостольское наставление о том, что проповедать Христа, являть любовь и правду Божью, учиться и научать истине можно только Божией силой, без которой никогда не было и не будет успеха. Но нею Господь наполняет смиренные сердца, способные принимать и нести далее в мир эту великую благодать мудрости и действия Творца и Промыслителя, по Его образу и подобию Божию совершенствует каждую душу во Христе, ведёт в вечное блаженство и жизнь, во славу Божью.

Всегда Господь пребывает вместе с обращенной к Спасителю душою, обитает в верном сердце, находится в помысле и слове, труде и отдыхе, в каждом поступке и во всей жизни человека Божия. И никогда не перестает звучать Его неотразимый и благодатный призыв к праведным и верным:

Дана Мне всякая власть на небе и на земле
Итак идите, научите все народы,
крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
уча их соблюдать все, что Я повелел вам;
и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Мф.28:18-20)

 

 

 

Опубликовано: 2011.05.21. Редакция: 2011.05.22

праведность и мир, © Калашников Ю.В. 2011 правила сайта     Страница http://sancti.ru/clt/school/p1vilgod.htm  



[1] Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Приложение к магистерской диссертации: «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» доцента архимандрита Иоанна Маслова. Загорск, 1981, Т. 1—5. С. 1667—1668. В книге Настольная книга священнослужителя Том 6. Издание Московской Патриархии  Москва, 1988, С. 44.

[2] Епископ Феофан Говоров. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. М., 1890, С. 176. В книге Настольная книга священнослужителя Том 6. Издание Московской Патриархии  Москва, 1988, С. 163.

[3] Епископ Никодим (Милош) Правила Святой Православной Церкви с толкованиями. Часть 1. С. 83.  "Православие и современность. Электронная библиотека."  URL:  http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikodim_milosh/rules1/rules1.pdf (дата обращения 19.12.2010).

[4] Епископ Никодим (Милош) Правила Святой Православной Церкви с толкованиями. Часть 1. С. 102.  "Православие и современность. Электронная библиотека."  URL:  http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikodim_milosh/rules1/rules1.pdf (дата обращения 19.12.2010).

[5] Григорий Богослов. Слово 32 О соблюдении доброго порядка  С.4 / МДА URL: http://www.mpda.ru/publ/avtor/57403.html (дата обращения 08.04.2011).