праведность и мир электронные материалы журнала домашняя / богословие /

 

 

 

Особенности оценки диссертаций
по православному богословию

Калашников Юрий Викторович, магистр права,
редактор журнала «Праведность и мир»

 

Калашников Ю.В. Особенности оценки диссертаций по православному богословию. (Препубликация) [Электронный ресурс] // Электронные материалы журнала «Праведность и мир» ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/th/dissert.htm (дата обновления: 22.09.2018)

Опубликована: 2018.09.21
Редакция:
2018.09.22. Предложен механизм формирования теологии, как науки, и получения достаточного количества членов диссертационных советов по теологии ВАК путем развития философии науки и науковедения на основе методологии вероучения Православной Церкви.

Электронная почта: vcsl-k@ya.ru, sl@sancti.ru, csl@ukrpost.ua

Аннотация

Богословие в полном смысле этого слова является познанием Бога в обретении о Нем информации и практическом с Ним общении через Христа в таинстве духовной жизни Православной Церкви. При этом непостижимость Бога и таинство духовной жизни налагает ограничения на научно-богословские исследования, особенно, с использованием методологии только светской науки, исключая методологию таинств. Исходя из этого, обоснованно предлагается присуждать ученые степени по богословию диссертационным советом ВАК, как формальные, а диссертационным советом Православной Церкви, как церковные. Предложен также механизм формирования православной теологии, как науки, и получения достаточного количества членов диссертационных советов по православной теологии ВАК путем развития философии науки и науковедения на основе методологии вероучения и жизни Православной Церкви.

 

«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его» (Откр.22:13,14). Так в Книге Откровения Иоанна Господь говорит о Себе и о спасаемом человеке, призванном к блаженному единству с Богом Началом и Завершением всего существующего, в том числе, и создаваемого каждым смиренным Богу человеком в начинании и завершении угодного Ему дела. Первым Правилом Трульского Собора эта Евангельская истина утверждается в каноническом праве Православной Церкви: «При начатии всякого и слова и дела наилучший чин есть от Бога начать, и с Богом оканчивать, по глаголу Богослова». Исполнение этого правила демонстрирует, во-первых, Христос, а также и Его пророки и апостолы, как один из основных принципов благого человеку его мышления и поведения. Которое служением Церкви распространяется на человека и должно стать основой его помыслов, слов и поступков, наполненных в исполнении заповедей Христа благодатной силой Его мудрости и силы, во всем любви Божией. Таковым должно быть, во-первых, наше и обыденное, и научное мышление. Что только и может человека, спасаемого во Христе и причастии Церкви Православной, истинно наполнить благами века нынешнего и будущего. Достичь наилучших результатов в труде, и во-первых, в образовании, в том числе, и в подготовке кадров вышей квалификации.

В движении по такому указываемому Христом пути спасения Церковь мыслит о богословии, как о единстве науки и практики познания Бога, несмотря на всегда восстающие против познания истины разного рода религиозные, атеистические ил гносеологические заблуждения. При том что Господь, учреждая институт науки, образования и практики (сродни научно-производственному комплексу), с начала сотворения преподает первому человеку Адаму правила отношения к полученному из рук Творца уделу Эдемского сада, заповедуя, «возделывать его и хранить его» (Быт.2:15). А также насыщаться от всякого плода, кроме – обретаемого злодейским путем. То есть насыщаться, не преступая своевольно закон Божий, чтобы не отпасть от Бога и Его вечной, благой жизни. Далее в процессе истории Господь в непрестанном попечении о человеке, уже впавшем во грех, открывает правду о Творце и Его творении верным в познании и исполнении вышнего откровения пророкам и апостолам, решениями соборов и их правилами фиксирует в канонах Святого Писания и Предания Церкви. Открывает так человеку порядок должных отношений с Вседержителем и окружающим обществом, а также и со всем Его творением. Восприняв плоть человека, приходит в Сыне Божием, как единственный совершенный Учитель (Мф.23:8-10), в Святой Троице Духом Святым смиряет человека Отцу Небесному (Мф.7:21; 12:50). Научает устами Православной Церкви восприятию во Христе благодати и спасения Божия.

Верно познавшими и так же описавшими открывающегося человеку Бога Слова из всех святых Церковь определила троих мужей, удостоившихся именоваться богословами. Евангелиста Иоанна Богослова, из двенадцати учеников Христа[1], святителя Григория Богослова[2] и преподобного Симеона Нового Богослова[3]. Именно они вслед за Иоанном Богословом, хотя и жили в последующие века, могли верно сказать: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, - ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам… чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом» (1Ин.1:1-3). Откуда ясно видно, что конечной целью богословских (теологических) исследований является конечно же не документ о приобретенной квалификации и даже не сумма научно упорядоченной информации о Боге, а общение со святыми Церкви Православной и с Самим Христом и Богом Словом (Ин.1:1-14). Такой результат требуется от истинного богослова, как, например, от диссертанта научная разработка, удостоверенная справкой о внедрении её в практике.

Но такое внутреннее единство человека с Богом в полноте знает только Бог. По внешнему виду окружающие не всегда могут удостоверить, что человек «храм Божий, и Дух Божий живет в нем» (1Кор.3:16). И более того, от таких поверхностных оценок предостерегает Апостол экспертов и судей, говоря: «Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Кор.4:5). А исследуемых даже самими Апостолами предупреждает: «Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть» (2Кор.13:7).

Если же Бог является единственным совершенным Сердцеведцем, то и Учителем мудрости. «Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы – братья» (Мф.23:8), говорит Христос. Тем не менее, мы, являясь детьми Божьими и братьями, всегда учениками Христа, можем называться и быть учителями, притом поставленными Христом (Еф.4:11). Так же и относительно богословских исследований, можем по аналогии называться богословами соответствующего уровня квалификации, который должно определять по стандартам, полученным от Бога, удостоверенным Православной Церковью и доступным разумному человеку. По слову Христа: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин.7:24). То есть мы должны совершать экспертизу и суд действиям и квалификации человека, но не поверхностно, не по наружности. А также и не переходя в суде и экспертизе границы непостижимости Бога, а значит и степени духовности человека, в котором Святой Дух обитает, которого животворит и просвещает, как идущего путем познания Бога Слова. Значит, не можем достоверно сказать и о его степени, как богослова.

В таком случае, границами богословия, как науки, будет открываемая человеку Самим Богом правда Божья о всем Его творении, которою человек жив, за отвержение которой наказывается Богом, которая является через рассматривание человеком окружающего творения, которая не опровержима, в отступлении от которой человек помрачается сердцем и, называя себя мудрым, становится безумным (Рим.1:17-22). А в таком безумии отступления от Бога предается Им во всем явные скверны содомско-гоморских и иных греховных отношений (Рим.1:23-28). Здравые в разуме пытаются отговорить таковых от нечестивых их поступков, а они с мраком в сердце не только совершают их, но еще и одобряют делающих то же других (Рим.1:29-32). Следовательно, существует познание Бога, проверяемое практикой духовной жизни, виде научного его представления именуемого «богословием» или «теологией». Границы собственно богопознания могут в открытой Богом части быть проверены на соответствие искомым результатам в жизни человека и общества. Каждый человек обязан знать и не преступать эти границы, чтобы не оставить разумность и не подвергнуться разрушению и смерти, но чтобы во Христе обрести жизнь вечную и её блага этого и будущего века.

Ныне Православная Церковь, суть единственная и Единая Святая Соборная и Апостольская, имеет конкретную, открытую Богом и принятую её соборным разумом систему знаний о Боге, состоящую из Святого Писания и Предания Церкви. Из этой совокупности – Святое Писание, объясняемое во свете Святого Предания, Никео-Цареградское Вероисповедание, семь Вселенских и десять Поместных Соборов, избранные творения тринадцати святых отцов являются основным образцом и мерилом истины в вере и жизни Православной Церкви[4]. Эта совокупность знаний определенна, как изволилось Святому Духу и святым Вселенских Соборов Православной Церкви, является непреложной истиной, предназначенной для использования её в решении богословских, практических и иных задач духовной жизни Церкви. В том числе, и в процессе выполнения и защиты квалификационных работ в системе светского и духовного образования и науки. Используемое при этом научно-богословское познание отличается от познания обыденного наличием строгой и четкой системы его инструментов, то есть методологи научно-богословских  исследований. Аксиомами в случае таких исследований является обозначенная система эталонов истинного знания Бога, принятая Православной Церковью, относящаяся к богословской (богословско-философской) части методологии научных исследований.

Эта базисная в мировоззрении и жизнедеятельности человека и общества часть из всей научной методологии неизменно должна в научном труде дополниться обще- и специально-научной её частью. К общенаучной относятся, во-первых,  общеупотребительные законы классической логики, использующие строгую математическую формализацию. При этом в случае соприкосновения научных богословских исследований с непостижимостью Бога, например, в Его бесконечном Всемогуществе или Всеведении, используется понятие «бесконечного», с древних времен изучаемое богословием, математикой и философией. Например, в соединении математики и мистики Пифагором, так же и Аристотелем в бесконечных процессах, а с появлением в европейской философии понятия бесконечного Бога христиан, от Августина, как бесконечного объекта.

Практическое соприкосновение с понятием «бесконечного» во Христе и Боге имеет Православная Церковь, в созидании отношений праведности и святости во Христе и Боге, бесконечном в Его сущности и возможностях. При этом свидетельством освоения инструментов праведности и святости является причастие человека Христу и духовной жизни Церкви, Её таинствам, молитве, общению и порядку. И более того, особым таким инструментом является вхождение человека в отношения с Богом, когда он не просто овладел инструментами (в том числе, и научного труда), предлагаемыми Богом, но сам предоставил члены свои «Богу в орудия праведности» (Рим.6:13). Григорий Палама говорит о таком познании непостижимого Бога: «Боговидцы причастны непостижимому Духу, который им заменяет и ум, и глаза, и уши и благодаря которому они и видят и слышат и понимают… у них успокаивается всякое действие ума, то чем ангелы и равные ангелам люди (Лк.20:36) видят Бога… силой Духа»[5].

Поэтому полноту богословского причастия человека Христу – Богу Слову в жизни и таинствах Церкви возможно исследовать, только приобщившись духовной во Христе жизни, но и в причастии такой жизни можно её понять и оценить только частично, благо и здраво дойдя до границ тайны Бога и Его животворящего обитания в человеке. По слову псалмопевца: «Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое» (Пс.130:1). При этом можно обработать имеющимися научными методами богословские тексты и иные объекты и предметы области жизни Православной Церкви и получить искомые, проверенные на истинность результаты научного труда. А созданную в процессе этого исследования научную квалификационную работу успешно защитить с получением научной степени и диплома кандидата или доктора православного богословия. При этом, учитывая наличие для познания открытой и таинственной (мистической) части духовной жизни Церкви, диплом может быть двух видов, формального (государственного признания) и церковного.

Научная степень кандидата или доктора наук по православной теологии может быть присвоена и выдан формальный диплом на основании государственной научной аттестации в случае соответствия диссертации критериям Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки РФ (ВАК) и положительного решения её диссертационного совета по теологии. В состав этого совета по закону РФ должны в обязательном порядке входить специалисты по богословию, назначаемые Православной Церковью. Такой формальный диплом может получить даже атеист, но при неукоснительном следовании в работе православной богословской методологии, которая должна контролироваться, как указывалось, диссертационными советами из специалистов, рекомендованных Православной Церковью. Работа в соответствии с предъявляемыми законодательством требованиями должна иметь, как обычно, «важное политическое, социально-экономическое, культурное или хозяйственное значение, либо… новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие страны»[6]. В духовном плане такие работы, кроме вклада в развитие богословия, для не членов Православной Церкви будут еще и миссионерскими, направляющими соискателей научной степени к познанию спасительной Истины.

Не формальная, а церковная научная степень кандидата или доктора наук по православной теологии может быть присвоена и выдан диплом Православной Церкви только Православной Церковью и только её членам. По правилу 45 Правил святых Апостолов: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви: да будет извержен». Из этого правила следует, что действовать в статусе научно-богословских работников и учителей Церкви могут только её члены, смиренные её власти слова, священнодействия и организации. Поэтому соискатели богословского научного звания должны иметь свидетельство о крещении и участии в таинствах Церкви, что возможно только, как минимум, при обычном добром свидетельстве о соответствующем духовным стандартам их поведении, то есть о их практическом познании Бога Слова. При этом необходим академический уровень богословской и иной подготовки, определяемый Православной Церковью. Такой вид защиты диссертации будет гарантировать необходимый уровень соответствия научных богословских работ полноте православной веры и жизни, а также научно-богословской православной методологии, даже в случае затруднений по этим параметрам защиты в диссертационном совете ВАК.

Получаются такие научные степени и соответствующие дипломы в зависимости от намерений и возможностей их соискателей. То есть соискатель может получить по теологии только государственную или только церковную научную степень и диплом, а также в любой последовательности обе степени в соответствии с разработанными механизмами ВАК и Православной Церкви. С двумя диссертационными советами или с одним, в зависимости от текущей ситуации и решения Церкви. При этом государственный диплом будет иметь отчасти ограниченное признание Церковью, а церковный диплом не может признаваться государством без его аналога, полученного в ВАК. Наличие у научно-богословского работника одного и другого дипломов будет свидетельствовать о полноте соответствия квалификационной работы требованиям ВАК и Церкви.

Поэтому научно-педагогические работники Православной Церкви должны стремиться, а соответствующие структуры Церкви стимулировать этих работников к получению двух таких дипломов по одной квалификационной работе. Что соответствует принятой Священным Синодом РПЦ «Концепции дальнейшего реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви», в которой указывается на необходимость «совместимости системы духовного образования со светскими системами образования в странах, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви»[7]. При этом квалификационные работы должны приниматься Церковными диссертационными советами в соответствии с требованиями, соответствующими таковым у ВАК, но не умаляя компонент исследования таинства духовной жизни Тела Христа и Дома Божия – Православной Церкви и в случаях затруднительной интеграции духовной и формальной оценки отдельных богословских работ ограничиваясь одним церковным дипломом. Планируя в дальнейших научно-богословских исследованиях решение обнаруженных проблемных вопросов.

В нынешней ситуации, когда возможность формирования диссертационных советов по православной теологии ВАК не может быть реализована по причине отсутствия достаточного количества соответствующих специалистов высшей квалификации, кандидатов и докторов наук, необходимо достаточно разработать, как науки, построенные на основании православной методологии, философию науки и науковедение. В качестве православной методологии взяв вероучение и жизнь Православной Церкви, её систему вероучительных канонов Святого Писания и Предания. В соответствии со структурой данных наук провести полный комплекс научно-богословских исследований и подготовить по темам достаточное количество диссертаций. Вероятно, в ВАК необходимо добавить к имеющемуся паспорту по «Философии науки и техники» еще и паспорт научной специальности «Науковедение». С использованием уже имеющихся специалистов в данной сфере провести экспертизу и защиту диссертаций с присуждением научным работникам ученых степеней по философии науки и науковедению по профилю «Православная теология».

Таким путем можно эффективно соединить православное богословие со светской наукой, взаимно обогатив их стройностью и полнотой системы, начиная с интеграции теологии с философией науки и с науковедением с. По определению, только овладев дисциплинами философии науки и науки о науке, специалист может состояться, как ученый, подтвердив, во-первых, знание философии (православного богословия) науки на первом кандидатском экзамене. Таким путем можно получить, во-первых, достаточное для формирования диссертационных советов по православной теологии количество кандидатов и докторов, специалистов по теологии, а также и философии (православного богословия) науки и православного науковедения. Необходимо также определить принципы оптимального формирования диссертационных советов по православной теологии для эффективного соотношения науки и духовности в определении соответствия представляемых диссертаций должным критериям присуждения ученых степеней.

Так восстановив звание философии, в том числе, и методологической функции, от той, ветрами учений и пустым обольщением которой не следует увлекаться (Кол.2:8), к той, которая является любовью к истинной мудрости хождения по пути правды и правосудия, обретения любящими её существенного блага и радости пред лицом Божьим (Прит.8:20,21,31). По слову Григория Богослова: «Памятовать о Боге необходимее, нежели дышать, и, если можно так выразиться, кроме сего не должно и делать ничего иного… - и наставлению, - Не побежим далее цели, как горячие и неудержимые кони, сбросив с себя всадника – разум, и отринув добрую узду – благоговение, но станем любомудрствовать (философствовать, прим авт.), не выступая из назначенных христианину пределов»[8]. В таком состоянии храня свои души от обольщения духовностью или рационализмом, то есть – от оставления разумности в попытках быть духовными или от умствования в пренебрежении Богом и Его действием в мире и в нас Святым Духом. А богословие, при этом, защищая от повреждения механицизмом[9] и схоластикой[10].

Необходимо отметить, что наука тесно связана с образованием по происхождению от одного Христа Учителя и Бога. При этом, как исследования в сфере богословских наук, так и духовное образование в Православной Церкви осуществляется самой Церковью, что естественно и для любого научно-производственного комплекса в обществе, например, в первую очередь, в медицине. Тем более, в духовной сфере подготовка будущих лекарей душ и общества должна проводиться в единстве служения Церкви и образовательной работы духовной школы, в Божией благодати благолепия церковного устройства и послушания. Поэтому непреложными являются требования контроля Православной Церковью, как науки теологии, так и духовного богословско-философского и практического православного компонента всех уровней образования, для получения выпускниками образования и квалификации необходимого качества и полноты.

Исходя из этого и в соответствии со Ст. 87 Закона РФ об образовании[11] к педагогической деятельности в образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы с компонентом теологии, допускаются лица, которые имеют рекомендацию, выдаваемую на определённый срок Православной Церковью. При лицензировании теологических программ, проверяется достаточность соответствующего научно-педагогического состава. Так же к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса привлекается Православная Церковь. Примерные программы образовательного компонента православной духовности и культуры проходят экспертизу Православной Церкви и затем учитываться образовательными организациями при разработке собственных программ. Для того чтобы документ образовательного уровня в части духовно-нравственного или теологического компонента был не только формальным, но еще и церковным, образовательные организации и педагогические работники, реализующие такие программы, могут по Закону и должны в стремлении к совершенству и достаточной авторитетности в области теологии получить общественную аккредитацию Православной Церкви.

В заключение, можно сделать ряд выводов.
- Богословие, в полном смысле этого слова, является познанием Бога, не только в обретении о Нем информации, в том числе, и научно и богословски упорядоченной, но и в практическом единении и общении с Ним через Христа и Его Церковь в таинстве духовной жизни православного христианина.
- Непостижимость Бога и таинство духовной жизни в единении с Ним человека налагает ограничения на научно-богословские исследования и Бога, и человека, а также соответствующих духовных состояний и процессов. Что только отчасти может описываться в математике и философии с применением понятия «бесконечного», относительно бесконечного существа и таких же возможностей Бога.
- Ограниченность в познании Бога человеческого разума и используемой научной методологии, хотя и на основании вероучения Православной Церкви, но без методологии её таинств, позволяет только формально утверждать определённого уровня научные степени в системе светской науки и образования. Например, по итогам аттестации научных работ диссертационным советом ВАК, состав которого формируется из членов, имеющих соответствующую квалификацию и рекомендацию Православной Церкви.
- Если к исследовательской методологии, оторванной в светском образовании и науке от таинства духовной жизни Православной Церкви, добавить эту духовную, церковную часть, то в дополнение к формальной экспертизе и соответствующему формальному диплому государственного образца можно добавить научную степень и диплом Православной Церкви.
- Ныне стоящая проблема формирования диссертационных советов по православной теологии ВАК, заключающаяся в недостаточном количестве специалистов, может быть решена путем разработки на основании православной методологии наук: философии науки и науковедения. С использованием для этого вероучения и жизни Православной Церкви, системы её вероучительных канонов Святого Писания и Предания. С дальнейшим проведением полного комплекса научно-богословских исследований по данным наукам, с защитой по темам достаточного количества диссертаций и подтверждения научных степеней необходимых специалистов в области православной теологии, как науки.

В таком ключе видится дальнейшее развитие духовного образования и богословских исследований с их интеграцией в систему народного образования и науки. В преодолении возникших в прошлом столетии отступлений отечественного образования и науки от цельности научного восприятия окружающего мира в естествознании, общественных и точных науках на основании православной веры и культуры. Путем такого восстановления является богословское научное осмысление этих процессов и принятие решений, соответствующих строго научному и богословскому подходу.

 



[1] Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов  / Православный календарь на 2018 г. Месяцеслов. Издательство Московской патриархии РПЦ. URL: https://calendar.rop.ru/?svt=may08-ioann-bogoslov. https://calendar.rop.ru/?svt=sep26-ioann, (дата обращения: 22.09.2018).

[2] Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский / Православный календарь на 2018 г. Месяцеслов. Издательство Московской патриархии РПЦ. URL: https://calendar.rop.ru/?svt=jan25-grigori, (дата обращения: 22.09.2018).

[3] Преподобный Симеон Новый Богослов / Православный календарь на 2018 г. Месяцеслов. Издательство Московской патриархии РПЦ. URL: https://calendar.rop.ru/?svt=mar12-simeon-novyj, (дата обращения: 22.09.2018).

[4] Митрополит Макарий (Булгаков Михаил Петрович; митр. Московский и Коломенский; 1816-1882.).

Введение в православное богословие / Соч. архим. Макария, инспектора и проф. богословск. наук в С.-Петерб. духовной акад. - 4-е изд. - Санкт-Петербург, 1871. Стр. 251-153. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003571523#?page=132, (дата обращения: 22.09.2018).

[5] Григорий Палама. 3-я часть ТРИАДЫ I. О свете, Божием просвещении, священном блаженстве и совершенстве во Христе. 18.

[6] Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. N 842 "О порядке присуждения ученых степеней" (с изменениями и дополнениями). Положение о присуждении ученых степеней.  II. Критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней. / Система ГАРАНТ: URL: http://base.garant.ru/70461216/#ixzz5RZKA9Dvf, (дата обращения: 22.09.2018).

[7] Концепция дальнейшего реформирования системы духовного образования РПЦ. Принята на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 марта 2011 года (журнал № 11). / Патриархия.ru. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1434901.html, (дата обращения: 22.09.2018)

[8] Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Слово 27. Против евномиан и о богословии первое или предварительное.

[9] Механицизм – искаженный метод познания, принимающий за объективную истину только механическое движение, недопустимо сводящий сложные, в том числе, духовные процессы к излишне упрощенным, механическим.

[10] Схоластика (от греч. ученая беседа, школа) – рационалистическое объяснение духовных вопросов, положительное в построении логической системы богословия, отрицательное в оторванном от глубины божественной истины упрощенном понимании сложных предметов веры или даже пустое умствование.

[11] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования / Система ГАРАНТ: URL: http://base.garant.ru/70291362/79e0d49c57eaf00b360953ced8a4e94f/#friends, (дата обращения: 21.09.2018)

 

© Калашников Ю.В. 2018                Правила сайта