Христос - Мир наш / Каталог / Каталог Арт

 

Сретение со Христом 

 

Рибера Хусепе "Сретение (Симеон с младенцем Иисусом)" 1647


 

Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя.

Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;
не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах;
трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине;
не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова. (Ис.42:1-4)

 

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. (Лук.2:29-32)

Симеон дождался спасения Господнего, встретился со Христом и ушел в только что обрётённый им вечный мир с Богом.

 

А вот как о сретении говорил, предположительно, архиепископ иерусалимский Кирилл.

 

КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ
СЛОВО НА СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО И СПАСИТЕЛЯ ИИСУСА ХРИСТА
И НА СИМЕОНА БОГОПРИИМЦА



1. Ликуй от радости, дщерь Сиона (Зах.9:9); Радуйся: проповедуй радость, дочери Иерусалима: ликуйте люди града Божия (Пс. 47, 2): взыграйте врата и стены Сиона, и вся земля, возопийте горы (Ис. 44, 23), и холми в восторгах взыграйте (Пс. 113, 6): реки восплещите руками (Пс. 97, 8), и люди Сион обойдите (Пс. 47, 13), видя в нем пришествие Бога. Да соединят свой ныне глас небесные жители с земными, и да воспоет горний с дольным Иерусалимом, ибо здесь Христос Небесный и земной пребывает. Окрест Небесного, Силы мудрости ликуйте, земного, земнородные с Ангелами воспойте.

2. Ибо ныне явился Бог богов в Сионе (Пс. 83, 8). Славное возвещается о тебе, град Божий! (Пс.86:3), Иерусалим град Царя великого (Пс. 47, 3). Отверзи (Пс. 23, 7) врата Тому, Кто всем отверз врата небесные, и отворил всем райские двери Тому, Кто отверз врата гробные (Мф. 27, 12) на Кресте (вися), кто сокрушил адовы (Пс. 106, 16; Иов 38, 17) вереи вечные и заключил преславно девические двери. Ныне Тот, кто древле с Моисеем беседовал на горе Синайской Боголепно (Исх. 20, 1), исполняет закон, под законом находясь (Гал. 4, 4) раболепно. Ныне Бог от Фемана (Авв. 3, 3) в Сион приходит: ныне Жених Небесный, с Богоматерним чертогом, во храме является. Дщери Иерусалима (Песн. 3, 11), идите в сретение Ему. Светильники светло свету истинному возожгите, ризы душевные Жениху Христу (Мф. 25, 6) благоукрасите.

3. С Cиoном люди языков, светильники нося, выйдем во сретение: войдем во храм, купно со Храмом, Который есть Бог и Христос. С Ангелами воскликнем песнь Ангельскую: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полны небо и земля славы Его (Ис. 6, 3): полны концы мира благости Его, исполнена вся тварь хвалы Его: исполнено все человечество снисхождения Его. Небесная, земная и преисподняя, полны суть благоутробия Его: полны милости Его, полны щедрот, полны даров, полны благодеяний Его.

4. Итак, все языцы восплещите руками (Пс .46, 2): все концы земли придите и увидите дела Божии (Пс. 66, 5), всякое дыхание да хвалит Господа (Пс. 150, 6), вся земля да поклонится (Пс. 66, 4), и всяк язык да поет, всяк да воспевает, всяк да славословит Отрока Бога, сорокадневного и предвечного, Отрока малое и ветхое днями (Дан. 7, 9): Отрока сущее и Творца веков (Евр. 1, 2). Младенца вижу, Бога моего познаю, Младенца сущего, и мир питающего, Младенца плачущего, и миру жизнь и радость дарующего, Младенца повиваемого, и меня от пелен греховных избавляющего, Младенца в объятиях матерних, с плотью истинно и неотлучно, на земле, и Того же в недрах Отчих, истинно и неотлучно на небесах.

5. Младенца вижу от Вифлеема в Иерусалим входящего, и никак от горнего Иерусалима не отлучающегося. Младенца вижу по закону во храме жертву приносящего на земле, и Того же на небесах приемлющего благочестивые всех жертвы; Сего на руках старца по смотрению, и Того же на Херувимских престолах Боголепно (Пс. 79, 2); Сего приносимого и очищаемого, и Того же всё освящающего и очищающего. Сам дар, и Сам храм есть: Сам Архиерей, Сам жертвенник, и Сам очищающий, Сам и приносящий, Сам и приносимый за мир в жертву, Сам и древо жизни и ведения (Быт. 2, 9). Сам Агнец, и Сам огнь; Сам всесожжение (Быт. 22, 6, 7, 9, 10, 13); Сам и нож духовный (Еф. 6, 17); Сам и Пастырь, Сам и овца; Сам жрец, и Сам жертва; Сам приносимый, и Сам жертву приемлющий; Сам закон и Сам ныне под законом пребывающий (Гал. 4, 4).

6. Но послушаем о дне сем и от Священных Евангелий. Ибо дивный Лука о Христе сказал: А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу…(Лук.2:22,23). Хотя и Самуил, и Исаак, и вместе Иаков, также Иосиф, и другие, родившиеся от неплодности сверх надежды, и разверзшие неплодные ложесна матерей, святыми Господними нареклися, но Христос, Един (Единого Отца Единородный Сын) от Единой Девы родившийся, и Девственных врат не разверзший, не только Свят Господу, но Святый Святых (Дан. 9, 24), и Господь господ (1 Тим. 6, 15), и Бог богов, и Первороден первородных, и Князь князей, и Царь царствующих (Апок. 19, 16). И наречется, и верою исповедан будет, и покланяем будет, и ныне во Храме от Симеона проповедан будет.

7. Был, говорит Евангелист, человек во Иерусалиме, ему же имя Симеон: И человек сей праведен, и Дух Божий Свят был в нем. И было ему обещано Духом Святым не видеть смерти, прежде чем увидит Христа Господня. И приведен Духом в церковь. И когда привели родители Отрока Иucyca, сотворить с ним по обычаю законному о Нем, и сей (Симеон) приняв Его на руку своею, и благослови Бога, и рече: ныне отпущаеш раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видели очи мои спасение Твое, еже ecu уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение язычникам, и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 25–32). Кто возглаголет силы Господни! слышаны сотворит вся хвалы Его (Пс. 105, 2)? Содержай всю землю дланию (Ис. 40, 12), во объятиях старца вмещается и носится, нося всё глаголом силы Своей (Евр. 1, 3).

8. Да радуется Адам, чрез Симеона ко Христу говорящий: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром (Лк. 2, 29): ныне разрешаешь меня от вечных уз: ныне разрешаешь меня от тления: ныне разрешаешь меня от смерти: ныне разрешаешь меня от печали, о Сыне мой и Боже! Сего во храме Симеон, взяв на руки, и чудную открывшуюся тайну всем язычникам и иудеям благовествуя, играет и радуется: и светлым и ясным гласом о Нем взывая, говорит: Сей есть Сущий, и прежде Сущий, и Отцу соприсносущный: Единородный, Единопрестольный, Единославный, Единосильный, Равномощный, Всесильный, Безначальный, Несозданный, Неизменный, Неописанный, Невидимый, Неизреченный, Непостижимый, Неосязаемый, Недомыслимый, Неограниченный.

9. Сей есть Отчей славы сияние (Евр. 1, 3): Сей есть начертание существа всех вещей. Сей Свет светов, из Отеческих недр воссиявший. Сей Бог богов (Пс. 49, 1) и от Бога Бог познаваемый. Сей источник жизни (Пс. 35, 10), от источника, жизни Отчей происходящий. Сей река Божия (Пс. 45, 3, Пс. 64, 10), от бездны Божией исходящая, но не разлучающаяся. Сей сокровище благости Отчей и бесконечного блаженства. Сей вода жизни (Ин. 4, 14), и жизнь миру дарующая. Сей есть луч несозданный; от первосветного Солнца рождающийся, но не заканчивающийся.

10. Сей есть Бог Слово (Ин. 1, 1), словом единым из небытия в бытие все вещи составившее. Сей есть денница прежде денницы устроившая бесплотные Силы Небесных, бестелесных (Иов. 38, 7), невидимых воинств и чинов. Сей есть npoсmepшuй небо един (Иов. 9, 8), и ходящий по морю, как по земле. Сей есть мглою noвивший бездну (Иов. 38, 9).Сей есть утвердивший землю на водах (Пс. 135, 6). Сей есть оградивший море песком (Иов. 38, 10, 11). Сей есть Тот, Который свет разделил от тьмы (Быт. 1, 4). Сей есть Тот, Который составил круги звезд. Сей есть Тот, Который весь, видимый и мысленный, мир премудростью сотворил. Сей есть Тот, Который руками нерукотворенными из брения сложил и изобразил человека (Быт. 2, 7). Сей есть Тот, Который по образу Божию создал нас, и ныне Сам По образу нашему сделался человеком. Человек, но вместе с тем и Бог. Человек видимый, весь как и я сам, и с частями, которые меня составляют, чтобы очистив, спасти меня, Бог же, разумеваемый, совершенный от совершенного Отца Существо имеющий. Иже во образе Бога Владыки Сущий (Флп. 2, 6.7), ныне принял образ раба: не умалив достоинство Божества, но освятив смешение моего естества. Горе весь, и доле весь Тот же познаваемый, в вышних безлетно, и в дольных бессеменно. Горних Творец яко Бог, и в дольних творение яко человек.

11. Услышьте сия вcе языцы (Пс. 48, 2): Слыши Израилю: Господь Бог твой Сей есть, Которого я, твой Священник Симеон, на руках нося, великим проповедаю гласом, народу во храме свидетельствуя. Посему внемлите люди Мои слову Моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст Моих (Пс. 77, 1). Cиe Отрок есть, о Коем Исаия предвозвестил говоря: яко Отрок родился нам, сын и дался нам: и нарицается имя Его, великого Совета (Отчего), Ангел - Чуден, Советник, Бог крепок, Властелин, (Израиль!) Князь мира, Отец будущего века (Ис. 9, 6). И если Бог крепкий сей Отрок, то явствует, что о Нем Давид сказал: явится Бог богов в Сионе (Пс. 83, 8). О сем Отрочати Иеремия вопиет: яко Бог на землю явится, и с человеками поживе.

12. Cиe Отроча есть, Которое рассекло Израилю древнее море (Исхода 14. 21), а Фараона потопило, и закон дало Израильтянам, и манну одождило, и столпом огненным Еврейский род водило, и камень разверзло (Чис. 20, 8), и купину от огненосного пламени сохранило неопально (Исх. 3, 2). Cиe Отроча соделало сорокалетнего Моисея губителем Египетского народа (Исх. 2, 11), и в течение сорока лет его Пастырем овец показало (Исх. 3, 1) и в течение сорока лет вождем Израилю поставило, и сорока дней поститься его укрепило (Исх. 24, 18): как и само cиe Отроча, по крещении, сорок дней постилось (Мф. 4, 2), и после сорока дней Своего из мертвых Воскресения (Деян. 1, 3, 9, 11), в горний Иерусалим вознеслося: и после сорока дней Своего от Девы рождения, ныне в земный Иерусалим входит.

13. О сем Отрочати Аввакум предвозвещая говорил: Бог от Фемана, то есть, от Юга приидет (Авв. 3, 3). Ибо от Южные страны, от Вифлеема ныне в Сион вниде. О сем Отрочати Моисеи вам засвидетельствовал говоря: яко Пророка вам возставит Господь Бог от братии вашея: и всяк иже не послушает Его, истребится душа его (Втор. 18, 15, 20, Деян. 3, 22). О сем Отрочати Пророк Давид молился, говоря: сидящий на Херувимах, явился (Пс. 79, 2): воздвигни силу Твою, и прийди во еже спасти нас (там же, 3). И паки: скоро да предварят нас щедроты Твоя, Господи (Пс. 78, 8). И паки: Господи преклони небеса, и сниди (Пс. 143, 5). И еще: Ты Господи, Боже сил: вонми nocеmumь вся языки (Пс. 58, 6). Сего ради разумейте языцы и покоряйтеся (Ис. 8, 9).

14. Видите иудеи, и веруйте, яко Cиe Отроча воспевают Ангели: Сему покланяются Архангели: Сего трепещут Власти: Cиe славославят Силы: Сему служат Херувимы: Cиe богословят Серафимы. Сему работает солнце: Сему служит луна: Сему послушны стихии: Сему подчиняются источники. Cиe Отроча узревши, врата адовы сокрушились: врата же небесные отверзлись (Иов. 38, 17), и ад видя, вострепетал. Cиe Отроча смерть упразднило, диавола посрамило: проклятие разрешило: печаль пресекло: змия стерло (Быт. 3, 15), преграду разрушило (Еф. 2, 14): сопротивное нам рукописание грехов разодрало (Кол. 2, 14): грех попрало, лесть разорило, тварь восстановило. Cиe Отроча Адама избавило, Еву воссоздало, язычников призвало, мир просветило.

15. Итак, придите и вы, Христолюбцы и Боголюбцы, во сретение Господа и Владыки. С радостью и в чистоте придите, не законным обрядом, но духовно, не чрева сладостям работая, но духом играя: не вином упивающиеся, но духом горящие (Рим. 12, 11). Так днесь будучи светлыми, украсим светильники светло: так, как сыны света (Ин. 12, 36), свет истинному Свету Христу принесем: понеся свет во откровение язычникам (Лк. 2, 32) миру явился. Почему яко свет от света, паче снега очистимся, паче млека просветимся, паче камня сапфира возблистаем (Плач. 4, 7): паче голубиц чистых (Ис. 60, 8) взлетев на небеса, таким образом во сретение Господне выйдем.

16. Все ныне и всегда праздничные возопием песни: с Ангелами возликуем (Лк. 2, 13) с Пастырями светом озаримся (Лк. 2, 9): с Волхвами поклонимся (Мф. 2, 2): с Вифлеемом да празднуем: с Cиoном сретим (Песн. 3, 11): со храмом освятимся: с Девою величая, возрадуемся (Лк. 1, 46, 47): с Иосифом принесем, аки две горлицы (Лк. 2, 24), душу и тело: с Симеоном Христа в объятия приимем, и со Анною исповедуем (Лк. 2, 28, 38): да так в наслаждение небесных благ войдем, благодатию, щедротами, и человеколюбием Господа, и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: Коему слава и держава, с Отцом и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

 

Святитель Кирилл, Архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноведственные. 1822 г. [Репр. изд.: М.: Синодальная библиотека Московского Патриархата, 1991. — с. 358-366.]

Частично откорректировано в соответствии с современным русским языком.
 

 

Аббате Никколо  "Обращение апостола Павла" Ок.1552

 

 ... И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его:

се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий... (Лук.2:34)

 

... Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.
Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?
Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.
Он в трепете и ужасе сказал:
Господи! что повелишь мне делать?

и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. (Деян.9:3-6)

 Что повелишь мне делать*?

Таков единственно верный вопрос, который мы можем задать Христу,

который однажды обязательно встретит нас на пути.

Чтобы потом слушать  Господа, искать Его лица и Его воли, ходить не перед человеком, а по правде Божьей, не по вымыслам людским, а по вечному и  истинному Слову Божьему, быть водимыми не похотями падшего мира, а Духом Святым, обитающим в наших сердцах, творя доброе, прекрасное и славящее нашего Творца и Спасителя.

 

 

 

© Калашников Ю.В. 2008 Правила сайта