ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

Школа / Христос Целитель / Святые / Путь спасения / Икона Божией Матери «Троеручица»

   

 

Икона Божией Матери «Троеручица» (VIII)

(28 июня / 11 июля)
(12 / 25 июля) 

 

Дне́сь весе́лое наста̀ ны́нѣ твоѐ торжество̀ бг҃ома́ти пречⷭ҇таѧ, всѝ вѣ́рнӏ̈и и҆спо́лнишасѧ ра́дости и҆ весе́лӏ̈ѧ, ꙗ҆́кѡ сподо́бльшесѧ и҆зрѧ́днѡ воспѣ́ти преди́вное ꙗ҆вле́нӏ̈е чⷭ҇тна́гѡ ѻ҆́браза твоегѡ̀ и҆ ро́ждшагосѧ и҆з̾ тебѐ млⷣнца, и҆́стинна же бг҃а, є҆го́же двѣма̀ рꙋка́ма ѡ҆б̾е́млеши, и҆ тре́тӏ̈ею ѿ напа́стей и҆ бѣ́дъ на́съ и҆зыма́еши и҆ и҆збавлѧ́еши ѿ всѣ́хъ ѕѡ́лъ и҆ ѡ҆бстоѧ́нӏ̈й.

Днесь радостное настало Твое торжество, Богомати Пречистая, все верные исполнились радости и веселия, яко удостоились изрядно воспеть предивное явление почитаемого образа Твоего и родившегося из Тебя Младенца, истинного же Бога, Его же двумя руками объемлешь, и третей от напастей и бед нас изымаешь и избавляешь от всех зол и козней. (Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Троеручица», адаптированный текст)  

«В VIII веке, во время иконоборчества, за ревностное почитание святых икон преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 780; память 4 декабря) был оклеветан императором Львом III Исавром (717-740) перед Дамасским калифом в государственной измене. Калиф приказал отсечь кисть руки преподобного и повесить ее на рынке. К вечеру святой Иоанн, испросив у калифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Преподобный просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы он задремал и увидел во сне, что Пречистая обращается к нему, обещая скорое исцеление. При этом Матерь Божия повелела ему без лени трудиться этой рукой. Пробудившись от сна, преподобный Иоанн увидел, что рука невредима. В благодарность за исцеление святой приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название «Троеручица». По преданию, преподобный Иоанн написал благодарственную песнь Матери Божией «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», которая является задостойником в литургии святого Василия Великого.

Святой Иоанн Дамаскин принял иночество в Лавре преподобного Саввы Освященного и передал туда чудотворную икону. Лавра даровала икону «Троеручицы» в благословение святителю Савве, архиепископу Сербскому († 1237; память 12 январям). Во время нашествия турок на Сербию христиане, желая сохранить икону, поручили ее попечению Самой Матери Божией. Они возложили ее на осла, который без погонщика пришел на Афон и остановился перед Хилендарским монастырем. Иноки поставили икону в соборном храме. Во время разногласий при выборе настоятеля Матерь Божия благоволила Сама принять настоятельство, и Ее святая икона заняла игуменское место в храме. С тех пор в Хилендарской обители избирается только наместник, а иноки, по монастырскому обычаю, получают от святой иконы благословение на все послушания».*

Днесь всеми́рная ра́дость возсия́ нам ве́лия: дарова́ся Святе́й Горе́ Афо́нстей цельбоно́сная Твоя́, Влады́чице Богоро́дице, ико́на, со изображе́нием тричи́сленно и неразде́льно пречи́стых рук Твои́х в прославле́ние Святы́я Тро́ицы, созыва́еши бо ве́рных и моля́щихся Тебе́ о сем позна́ти, я́ко двема́ Сы́на и Го́спода держи́ши, тре́тию же яви́ на прибе́жище и покро́в чту́щим Тя, от вся́ких напа́стей и бед избавля́ти, да вси, притека́ющии к Тебе́, ве́рою прие́млют неоску́дно от всех зол свобожде́ние, от враго́в защище́ние, сего́ ра́ди и мы вку́пе со Афо́ном вопие́м: ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю. (Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Троеручица»)

Днесь всемирная радость воссияла нам великая: даровался Святой Горе Афонской целебная Твоя, Владычице Богородице, икона, со изображением тройственно и нераздельно пречистых рук Твоих в прославление Святой Троицы, созываешь ибо верных и молящихся Тебе о сем узнать, яко двумя Сына и Господа держишь, третью же явила нам, как прибежище и покров чтущим Тебя, чтобы от всяких напастей и бед избавлять. Да все притекающие к Тебе, верою приемлют неистощимо от всех зол освобождение, от врагов защиту, сего ради и мы вкупе со Афоном вопием: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. (Адаптированный текст тропаря)

Однажды в истории Господь в Его Промысле перенёс икону Божьей Матери из одного места в иное, а ныне с использованием современных интернет технологий этот образ можно созерцать во всех краях земли. Вразумляться наставлением, преподанным Господом посредством служения святого Иоанна Дамаскина и молиться Марии Деве Богородице о заступлении пред Богом в совершении Его вышнего правосудия, в явлении Его славы в Его несокрушимой правде. Так что и третья рука на иконе «Троеручице» сотворена Иоанном Дамаскиным во славу Бога Святой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, второй Своей ипостасью Сына Божия воспринявшего плоть человека, вочеловечившигося. При этом Марию Деву сотворившего подобием небес, как носившую во чреве Христа Спасителя мира, в полноте Бога и в полноте человека, а Её утробу и колени — престолом Божиим, как державшую на Своих руках Христа Царя и Бога. О чем вещается в благодарственной песне Богородице, составленной, как говорит предание, Иоанном Дамаскиным:

О Тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́р и челове́ческий род, освяще́нный хра́ме и раю́ слове́сный, де́вственная похвало́, из нея́же Бог воплоти́ся и Младе́нец бысть, пре́жде век Сый Бог наш. Ложесна́ бо Твоя́ престо́л сотвори́. И чре́во Твое́ простра́ннее небе́с соде́ла. О Тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва Тебе́.

О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь: Ангельский собор и человеческий род. Освященный храм и рай словесный, девственности похвала. Из Неё же Бог воплотился и Младенцем стал, прежде веков Сущий Бог наш. Утробу ибо Твою престолом сотворил. И чрево Твое пространнее небес сделал. О Тебе радуется, Благодатная, всё творение, слава Тебе. 

Третья рука на иконе «Троеручица», это еще и символ вечного торжества вышнего правосудия, справедливости и любви Отчей, возводящей души во Христе Спасителе и Его Церкви Православной от греха к праведности, из тления в нетление, из смерти в жизнь вечную. Восстанавливающей к целостности и жизни разрушаемое сатаной и им водимыми нечестивцами. Любви, в восстановлении и просвещении разума человека дарующей познание истины всем смиренным Богу, способность отличать сокрытое коварством зло и ложь от истинного добра и правды Божией, хранящей так от ненавидящего правду дьявола, смертоносного клеветника на души человеческие.

В окружающем нас злобном мире спасти же от бед и напастей к безопасности, от смерти в жизнь может только Бог действием Его силы, как Всемогущего. Что мы и видим в чудесном, неподвластном человеку приращении усеченной руки Иоанна Дамаскина. Так хранит Бог всякую душу по мере Его дара в веке нынешнем, а в век будущий вводит смиренный Ему народ, призывающий Имя Христа Спасителя и Бога, жизнь свою созидающий и хранящий действием вышней благодати в причастии Христу и Его Церкви Православной, Его правде и закону, труду и воинствованию, суду и милости. С предупреждением: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).

В благое единство со Христом ведёт Господь устами верными апостола, указывая на таинство Крещения, в котором верные умирают со Христом для греха и со Христом воскресают для жизни вечной (Рим.6:3-12). И в таком возрожденном в жизнь состоянии обретают способность слушать и понимать Бога, в том числе Его повеление: «Не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим.6:13). Третья рука на иконе Богородицы «Троеручица», это есть член тела святого человека, предавшего себя во власть Христа Спасителя Бога, являющего видимо всем Бога, не видимого никакими плотскими очами, но созерцаемого просвещенными Его светом душами. Посредством смиренного Ему народа совершающего Ему угодный труд. Как о том говорит апостол Павел: «Я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор.15:10).

Промыслом Божьим в сочетании дат нынешнего православного календаря 12 / 25 июля, когда совершается празднование «Иконы Богородицы "Троеручица"», отмечается и День сотрудника органов следствия Российской Федерации. В день профессионального праздника вышним действием Бога обращающим всех, в том числе следователей, на путь истинно правды и спасения, в послушание Христу Спасителю и Богу, в спасительное лоно Церкви Христовой. Так к совершенствованию в профессионализме, наилучшим результатам в работе, к явлению в правосудии неотвратимого наказания за грех, суть беззаконие или преступление закона, к утверждению вышнего, от Бога правопорядка, мира и благоденствия. Движением следователей и всех по пути освящения во Христе Спасителе, которые по Слову Божию представили свои члены в рабы праведности на дела святые (Рим.6:19).

С соответствующими результатами труда Бога и смиренного Ему человека, утверждением в мире правды и любви Божией, спасением в жизнь вечную, ко благам века сего и будущего, во славу Божью, своих и иных душ, встречающихся на пути, в профессиональной деятельности, затем говорящих «спасибо» следователям и всем, кто остановил их в злодеяниях и направил ко богоугодным добрым делам. Вселил в Дом Божий, Церковь Православную, и её культуру, в виноградник Божий, в руки виноградаря – Отца Небесного. К Которому, обращаясь на архиерейской службе, владыка каждый раз возносит прошение: «Благослови Господи виноградник сей, его же насадила десница Твоя». А Бог, призывая всех к миру с Собой, говорит: «Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него. Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне [в нем] волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем» (Ис.27:3,4).

«Исследуйте Писания, - говорит Христос Спаситель, - ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин.5:39). О Христе, открывающем человеку во Святом Православии посредством Святого Писания и Предания Церкви путь к Богу, к познанию Его и Его творения, ко крепости человека, способного действием в нем благодати Божьей навести порядок в своем от Бога полученном уделе, во многих его сферах. «Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный» (Соф.2:1), - призывает Господь каждого человека и каждый народ начать следствие над собой, чтобы не стать подследственным преступником у Бога, но быть миренным орудием в Его руке Отчей на сотворение добра и блага себе и ближнему, своей семье, Отечеству и Церкви. Каждому человеку и народу до краёв земли и мира между народами.

«Как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму, если бы Заступник их не предал их, и Господь не отдал их!» (Втор.32:30), - сокрушается Моисей о народе, оставившем своего Бога и так ставшим ничтожным. А об упорствующих в злодеяниях, как уста Господни, говорит: «Когда изострю сверкающий меч Мой, и рука Моя приимет суд, то отмщу врагам Моим и ненавидящим Меня воздам; упою стрелы Мои кровью, и меч Мой насытится плотью, кровью убитых и пленных, головами начальников врага» (Втор.32:41,42). Это о всех оставивших Бога, как Источник мудрости, крепости и силы, во всём любви. Предупреждает Господь о горе для извращающих правду, правосудие, за взятки оправдывающих виновных, а правых лишающих законного. «За то, как огонь съедает солому… так истлеет корень их… потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго… возгорится гнев Господа на народ Его… и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится» (Ис.5:24,25).

Однако цель Бога Отца Вседержителя не истребить грешников, а спасти от греха и смерти, даровав способность услышать и исполнить слово Господне. «Исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2Кор.13:5), - повелевает Господь каждому исследовать себя, свои помыслы, слова и поступки, и очистить их от грехов, чтобы быть настоящим человеком Божьим, не казаться по виду, а быть по существу. Чтобы Господь действовал посредством такого человека, его просвещённого разума и крепкой мышцы, несокрушимой во Христе организации семьи, Родины и Церкви Божией. «Говорить о Боге – великое дело, но гораздо больше – очищать себя для Бога, потому что "в лукавую душу не войдет премудрость" (Прем.1:4)», - наставляет на путь к истинной духовной зрелости святитель Григорий Богослов (Слово 32, О соблюдении порядка…), к чистоте от зла и беззакония собственной души. Как основе духовности, нравственности и всякого профессионализма в понимании окружающего мира, его Творца и Промыслителя, достойного в нем поведения и труда, всей Богом хранимой жизни.

В наставлении о посте смиренный Богу пророк Исаия указывает на истинное его содержание, не простое ущемление себя в качественной пище и жизни, тем более её бесцельное, греховное истощение, а на должную при этом заботу о себе и ближнем, о своей семье и Отечестве, в смиренном послушании Богу в причастии Христу и Его Церкви. В исполнении Его попечения о свободе ближнего от унижения и угнетения, о питании, одежде и жилище, об общении и участии в нуждах, во-первых, своего единокровного. До способности за друзей своих, веру и Отечество даже и душу свою положить. Тогда Господь обещает: «Откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя… ты воззовешь, и Господь услышит… скажет: "Вот Я!"… свет твой взойдет во тьме, и мрак твой [будет] как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают. И застроятся [потомками] твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения» (Ис.58:8-12).

Молитвами перед иконой Богородицы «Троеручица» Господь дарует откровение истины и мудрость её восприятия всем смиренным исследователям Бога Творца, Его творения и Промысла, всего происходящего в мире, открываемого по воле Божией святым для сотворения ими всего угодного Богу и благого человеку, для обретения верными благ века сего и будущего. Отпадших от истины и жизни Господь исцеляет в единство с Его Телом и Домом Божьим, Православной Церковью. Делает руками Христа Спасителя и Бога, уподобляя третьей руке на «Троеручице», как возрожденных для познания и исполнения воли Божией, Господня труда и воинствования, во спасение наших и ещё многих душ в жизнь вечную, во славу Божью.

Велича́ем Тя, Пренепоро́чная Де́во, и чтим чудеса образа свята́го Твоего, трех пречи́стых рук Твои́х явле́ние в славу Божества, в Троице Бога нашего. (Величание Божией Матери)

Величаем Тебя, Пренепорочная Дева, и чтим чудеса образа святого Твоего, трех пречистых рук Твоих явление во славу Божества, в Троице Бога нашего. (Адаптированный текст величания)

 

Задание урока

Выполнить задания в предлагаемой последовательности.

Сотворить молитву из утреннего правила от начала до Отче наш, включительно, и молитву на начало учения, а затем молитву по окончании учения.

Молитвослов см ЦС азбука см

Прочитать предлагаемые выше тексты из Жития святых (истории иконы).

Научиться читать на церковнославянском языке, молитвенно, с разумением тропарь, кондак, величание и благодарственную песнь Богородице. По возможности выучить наизусть. Пересказывать на русском языке.

Ответить кратко на вопросы по текстам Жития Иоанна Дамаскина (4 / 17 декабря), Истории иконы «Троеручица» (12 / 25 июля) и Святого Писания, записать в Дневник чтения Святого Писания.

- Какое чудо произошло в жизни святого Иоанна Дамаскина?
- Что чудесного было в истории иконы «Троиручица»?
- Что говорится в тропаре и кондаке о Христе Спасителе, Богоматери и третьей руке на иконе, а также о народе Христа и Бога?
- Где и почему ныне мы можем творить молитвы перед иконой «Троиручица»?
- О чем говорится в благодарственной песне Богородице Иоанна Дамаскина?

- Почему третья рука на иконе «Троеручица», является символом торжества вышнего правосудия, справедливости и любви Отчей?
- Кто, как и почему в окружающем нас злобном мире может спасти нас от бед и напастей? (Ин.3:16; 15:5)
- Как попадаем в спасительное единство со Христом и Богом? (Ин.1:12; 14:14-18; Рим.6:3-19)
- Как соотносится должное состояние человека и чудо с третьей рукой на «Троиручице»? (Рим.6:13,19; 12:1-3; 1Кор.12:1-13:13)

- С чего начинается совершенствование человека и общества? (Деян.2:37-47)
- Чем продолжается и заканчивается? (Мф.25:31-46; 2Пет.3:7-15)
- Что и как желает открыть человеку Творец в окружающей действительности? (Еф.1:15-23; 3:16-21; 2Пет.1:3)
- Когда человек в полноте познает Бога? (1Кор.13:12; 1Ин.3:2,3; Откр.22:1-5)
- С чего начинается развитие талантов человека, включая исследовательские в науке, богословии, профессиональной и обыденной деятельности? (Мф.25:14-30; 2Кор.13:5; Григорий Богослов. Слово 32, О соблюдении порядка; Кол.3:1-17)
- В чем полнота спасительной жизни и труда человека? (Ин.17:3,4; Мф.7:21)

- Какое отношение имеют третья рука «Троеручицы» и День сотрудника органов следствия Российской Федерации? (История иконы; Рим.13:1-8)
- Кто и как в окружающем нас бытии и обществе хранит его порядок и благоденствие, православную культуру? (Пс.126; Ис.27:3,4; Мих.7:18; Ин.3:16)
- Как формируется народовластие Божье? (Исх.18:19-26; Втор.1:9-17)
- Кем и как вышняя правда вводится в ранг закона? (Прит.8:15; Мф.7:21-29)
- Как следователи входят в число воинства Господня? (Рим.6:3-13,19)
- Какие особые требования к воинству Господню? (Лук.3:12-14)
- Как Бог наказывает преступников среди воинства Господня? (Деян.12:23; Чис.14:39-45; Нав.7:1-26)
- Каково воинство Господне в истинной крепости? (Рим.12:5; 1Кор.12:27; Мар.3:24)
- Каково должно быть правосудие и его часть, следствие? (2Пар.19:6)
- На чем должно основываться внутреннее убеждение при принятии решений? (Мф.7:21-29)
- Каковы результаты святой жизни тружеников и воинства Господня в веке нынешнем и будущем? (Ис.58:8-12; Исх.14:15-31; Втор.32:30; Евр.11:32-40; Ин.15:5,20; 1Фесс.4:17; Мф.25:34; Откр.21:7; 22:1-5; 1Кор.15:19)
- Откуда у святых чудесная сила и плоды деятельности? (Зах.4:6; 2Пар.14:11; 4Цар.6:17; Пс.32:16-22; Ис.11:2-4; Иез.37:11-14 и Ин.1:12; 3:7; 1Кор.2:4; 1Ин.4:4; 5:4; Ин.5:3-14)

- Что является основанием закона, порядка и мира Божия, блаженной и вечной во Христе и Святом Православии жизни? (Мф.22:36-40; Втор.6:4-12; 10:12; Рим.13:8)

Повторить урок о любви (Лук.10:25-37), выполняя практическое задание 3 месяца.

Стать на путь спасения в памятовании о необходимости духовной зрелости для восприятия полноты истины, понимания и исполнения и воли Божией.

Ознакомиться с библейскими основами теории государства.

Повторить учение о молитве. Из Катехизиса святителя Филарета, Молитва. Дополнительно, молитва.

Написать небольшое эссе (при немощи, рассказать устно) на основании Святого Писания и Истории иконы на избранную лично тему, например по одному из вопросов. Обсудить в воскресной школе. Если будет благословение, опубликовать.

 

* Икона Божией Матери, именуемая «Троеручица». Настольная книга священнослужителя. Т.3. Месяцеслов. Издание Московской Патриархии. М. 1979 г. - С. 487.

 

Опубликовано: 2023.08.03

Калашников Ю.В. Икона Божией Матери, именуемая «Троеручица». Урок. [Электронный ресурс] / Праведность и мир. ISSN 2218-032X. URL: http://sancti.ru/sl/lekary/tt-triru.html, (дата публикации: 2023.08.03).

 

ПРАВИЛА САЙТА

© КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2023
ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА / ПРАВЕДНОСТЬ И МИР