ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

Школа / Христос Целитель / Путь спасения / Святые / Пророк Самуил, судья израильский

 

Пророк Самуил, судья израильский (урок по празднику)

(20 августа / 2 сентября)

Житие пророка Самуила, судьи израильского

Пророк Самуил был пятнадцатый и последний судья Израильский, живший за 1146 лет до Рождества Христова. Он происходил от колена Левиина, был сыном Елканы из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой. Родился, испрошенный у Господа молитвами своей матери Анны (почему и получил имя Самуил, что значит "испрошенный"), и еще до рождения был посвящен Богу. Когда мальчику исполнилось 3 года, мать пошла с ним в Силом и по обету отдала его в скинию на попечение первосвященника Илия, который в то же время был и судьей над народом Израильским. Пророк возрастал в страхе Божием, и уже в 12 лет ему было откровение о том, что Бог покарает весь дом первосвященника Илия за то, что он не обуздывает своих нечестивых сыновей.

Пророчество сбылось, когда филистимляне, убив 30000 израильтян (среди них были и сыновья первосвященника Офни и Финеес), одержали победу и взяли Ковчег Божий. Услышав об этом, первосвященник Илий упал с седалища навзничь у ворот и, сломав хребет, умер. Жена Финееса, до которой слух о происшедшем дошел в тот час, когда рождался младенец, умерла со словами: "Отошла слава от Израиля, ибо взят Ковчег Божий" (1Цар.4,22).

По смерти Илия Самуил сделался судьей народа Израильского. При нем Ковчег Божий был возвращен из плена самими филистимлянами, а после обращения израильтян к Богу они вернули себе и все города, которые взяли филистимляне. Состарившись, пророк Самуил поставил своих сыновей Иоиля и Авию судьями над Израилем, но они не наследовали честности и правосудия отца, так как были корыстолюбивы. Тогда старейшины Израиля, желая, чтобы народ Божий был "как прочие народы" (1Цар.8,20), потребовали у пророка Самуила поставить им царя. Пророк Самуил увидел в этом глубокое падение народа, которым до того времени управлял Сам Бог, возвещая волю через святых избранников. Оставляя должность судии, пророк Самуил спрашивал народ, не обидел ли он кого в продолжение своего правления, но никто не нашел за ним ничего. После обличения первого царя Саула в непослушании Богу пророк Самуил помазал на царство святого Давида, который находил у него прибежище, спасаясь от преследований царя Саула. Пророк Самуил скончался, достигнув глубокой старости. Жизнь его описана в Библии (1Цар.; Сир.46:16-23). В 406 году мощи пророка Самуила были перенесены из Иудеи в Константинополь.

Настольная книга священнослужителя. Т.3. Месяцеслов (март – август). Издание Московской Патриархии, М. 1979, - С. 738-739.
Сайт Православного календаря Издательства РПЦ: http://calendar.rop.ru?svt=aug20-samuil.



Тропарь пророка Самуила

Проро́ка Твоего́ Саму́ила па́мять, Го́споди, пра́зднующе, тем Тя мо́лим: спаси́ ду́ши на́ши.

Толковый перевод тропаря

Проро́ка Твоего́ Саму́ила па́мять, Го́споди, празднуя, и в том Тебя молим: Спаси души наши.

Иной тропарь пророка Самуила

Дар многоче́стен дан бысть непло́дней утро́бе и принесе́н в же́ртву, я́ко   всесожже́ние благоприя́тно, Го́сподеви своему́, послужи́в Тому́ в преподо́бии и пра́вде, тем тя почита́ем, проро́че Бо́жий Саму́иле, я́ко моли́твенника о душа́х на́ших.

Толковый перевод тропаря

Дар великой чести дан был неплодной утробе и принесён в жертву, я́ко всесожжение благоприятное, Господу своему, послужив Тому в преподобии и правде. Тем тебя почитаем, пророче Божий Самуиле, я́ко моли́твенника о душах наших.

Кондак пророка Самуила:

Я́ко многоче́стный дар, пре́жде зача́тия вдан Бо́гу, и измла́да Тому́, я́ко А́нгел, послужи́л еси́, всеблаже́нне, и сподо́бился еси́ предбу́дущая веща́ти. Те́мже вопие́м ти: ра́дуйся, проро́че Бо́жий Саму́иле, архиере́ю вели́кий.

Толковый перевод кондака

Яко многоче́стный дар, прежде зачатия посвящен Богу, и от младенчества Тому́, я́ко Ангел, послужил, всегда и во всем блаженный, и удостоился будущее вещать. Потому же вопием тебе: радуйся, проро́че Божий Самуиле, архиерею великий.

Минея месячная. Месяц август.
Сайт Православного календаря Издательства РПЦ: http://calendar.rop.ru?idd=245.



Задание урока

Выполнить задания в предлагаемой последовательности. Вначале более кратко, а в следующих повторениях и в следующие годы более углублённо и подробно. При этом лучше делать это в семейном, с товарищами и приходском обсуждении и общении.

Сотворить молитву из утреннего правила от начала до Отче наш, включительно, и молитву на начало учения, а затем молитву по окончании учения.
Молитвослов см… ЦС азбука см…

Стать на путь спасения и утверждаться на нём в памятовании необходимости духовной зрелости для восприятия полноты истины, понимания и исполнения и воли Божией, сотворения добрых дел и соответственного обретения благ века сего и будущего.

Прочитать предлагаемый выше текст из Жития пророка Самуила.

Научиться читать на церковнославянском языке, молитвенно, с разумением тропарь и кондак пророка Самуила. По возможности и вдохновению выучить наизусть. Пересказывать на русском языке.

Прочитать из Библии 1 Книгу Царств. Составить развёрнутый план-структуру книги.

Ответить кратко на указанные ниже вопросы по житию пророка Самуила. В ответах по каждому вопросу сделать ссылки на их основание – Святое Писание, во-первых, 1 Книгу царств. Записать ответы в Дневник чтения Святого Писания или в аналогичную Тетрадь уроков по святым. Повторить указанные уроки по темам.

Вопросы по житию пророка Самуила

Каким по счету судьей был пророк Самуил в период судей, до периода царей?
Из какого колена был Самуил?
Чем занималось это колено?
Когда и при каких обстоятельствах Самуил был посвящен Богу?
Когда и какому первосвященнику был отдан?
Какое откровение было ему в 12 лет?
Как сбылось пророчество?
При каких обстоятельствах все узнали, что Самуил удостоен быть пророком Господним? 1Цар.3
Что пророчествовал Самуил о Христе Спасителе? Деян.3:24; Втор.18:15; Мф.17:5; 3:17
Как покарал Бог нерадивое, не наставляющее и не наставленное в порядке Божьем священство, а также и весь народ?
Какие наказания случаются в иных случаях? Лев.10:1,2; 1Пар.13:10; 2Пар.7:19-22; 1Цар.6:19; Иер.26:1-24; Лук.4:25,26; 13:35; 19:41-46; Деян.19:14-16
Что тем, которые пытаются присвоить Божий виноградник (Дом Господень, культуру православную) и его плоды (детей Божьих)? Мф.21:41; Ис.5:7; 1Кор.3:9; Ин.15:2

Изучить материалы Архиерейского Собора 1994 г. Составить краткий конспект Определения «О задачах Церкви в области религиозного образования». Официальный сайт Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/527249.html, (дата обращения: 2023.09.03).
Прочитать Устав Русской Православной Церкви. Законспектировать основные положения Главы XVII. Приходы: http://www.patriarchia.ru/db/text/133141.html.
Прочитать статью «День учителя», пройти тест.

Какой святыней завладели филистимляне? 1Цар.1-6
Как Господь утвердил Его власть над Его врагами, народом и святынями? 1Цар.1-7
Изучить Правила поведения в приходе. После каждого из пяти следующих посещений прихода вспомнить и исправить свое поведение в соответствии с Правилами.

Кем спасается народ Божий, в грехопадении караемый Богом? Мих.7:18; Ис.49:26; Деян.2:37-43
Кто учит детей страху Божию и вере при падении части священства или иных учителей? Мф.23:8; Еф.4:11; 6:4; Рим.1:19,20; Евр.1:1
Какая при этом роль женщин? Руф.1:16; 4:17,22; 1Цар.1:12; 1Пет.3:1-6; 1Кор.14:35; 2Тим.1:5; Прит.14:1

Просмотреть страницу «Путь спасения», отметить в Дневнике мероприятия, которые выполняются в домашнем и ином служении в дополнение приходского служения, как неотъемлемая часть воспитания православного человека, его духовного роста.

Посмотреть статьи «Образовательная среда», «Воспитание», «Культура и домостроительство Божье», определить пути взаимного дополнения в воспитании духовно и нравственно зрелого человека в Теле Христа и Доме Божьем.

Когда и при каких обстоятельствах народ восстановил свою власть над своим уделом? 1Цар.7:2-14
Когда Самуил стал судьей? 1Цар 7:1-17
Кто при этом был царём? 1Цар.7:3,17; Исх.15:18; 2Пет.1:11
Что требуется от судьи и каждого человека, старающегося здраво судить вначале свои помыслы? 2Пар.19:6,7
Что необходимо для восстановления человека и народа после грехопадения? Ис.1:19,27
Повторить урок «Уста Господни говорят» и «Закон добр».
Что является основанием закона, а значит, порядка, мира, плодотворности и благоденствия народа, его соблюдающего? Мф.22:35-40; Лук.10:25-37; Рим.10:4-11; Гал.3:24; Ин.14:6,15-18,23

Что и почему потребовал народ, бывшее у всех народов? 1Цар.8:7
Кого и по каким критериям избрал в цари народ, а кого и как — Бог? 1Цар.16:7
Как по Богу должно избирать в народовластии правителей? Втор.1:13
С чего начать избирателям в совершенствовании? Деян.2:37; 1Кор.4:5 и Евр.3:12; 1Пет.5:1-6
Что и зачем Господь повелевает сделать каждому царю? Втор.17:18; 2Тим.3:16; 1Тим.3:15
Каков особый грех царей и каждого человека? 1Цар.15:22,23
Как смиряет Бог Им устанавливаемых руководителей? 1Цар.31:4; Дан.4:1-34; Мф.2:19; Деян.12:23; Рим.13:4
К кому прибегают гонимые святые? 1Цар 19:18-24; 21:1; 22:20-23; 23:14
От чего хранят себя наученные Богом души? 1Цар.24:7; 26:9; Прит.24:21; 1Пет.2:17
Что требует Бог от каждого человека для его же блага и укрепления во власти? 1Пет.5:1-6; Иак.4:6-16
Повторить урок «Быть епископом своего удела», записать основные требования Божии к поставленному Им руководителю в дарованном Им уделе. Применить к своей жизни и своим уделам.
Чем отличается Божий руководитель своего удела от стремящегося ко власти нечестивого лидера? 3Ин.1:9; Мф.23:1-7; Лук.20:46,47; 11:43; 14:7-15; Ин.10:9-15

Когда мощи пророка Самуила были перенесены в Константинополь?

Ответить кратко на вопросы по указанным ниже текстам из праздничного богослужения памяти пророка Самуила. В ответах по каждому вопросу сделать ссылки на их основание – Святое Писание, записать ответы в Дневник чтения Святого Писания или в аналогичную Тетрадь уроков по святым.

Вопросы по тропарю пророка Самуила

Как отмечаем память пророка Самуила?
Что при этом делаем?
Что самое важное желаем для своих душ?
Почему так? Мф.16:26

Вопросы по тропарю иному пророка Самуила

Как неплодная Анна обрела ребёнка и на что посвятила?
Чем отличается жертва мирная от жертвы всесожжения?
Чем отличается жертвоприношение Богу животных от посвящения Богу человека? Рим.12:1-21; Мф.16:24; Ин.14:6
Как это было в жизни Самуила и его матери?
Почему и за что почитаем пророка Самуила?

Вопросы по кондаку пророка Самуила

Когда Самуил был посвящен Богу?
Что значит слово ангел?
Что вещал пророк Самуил?
Почему пророк называется во всём блаженным? Рим.8:28; Мф.5:3
Что даровал ему Господь относительно будущего?
Как обращаемся с пожеланием радости к святому Самуилу?
Что относится к его пророческому служению?
А что — к священническому, архиерейскому?

Выучить наизусть место Святого Писания: «И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть [такой же] грех, что волшебство, и противление [то же, что] идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем» (1Цар.15:22,23). Применяя цитату к своей жизни, в покаянном размышлении укрепиться в вышней мудрости и власти над полученными от Бога уделами своей души, семьи, Церкви и Отечества, поддержания мира между народами.

Повторить урок о любви, выполняя практическое задание два месяца, но творя и отмечая в дневнике добрые дела, во-первых, Богу, пред Его лицом, чтобы радовать Его и поэтому становиться и вместе с Богом более счастливыми, блаженными. Спасенными подобно Ною, который «был человек праведный и непорочный в роде своем... ходил пред Богом» (Быт.6:9). Знающими порядок и закон, суд и милость Божью, подобно пророку и судье Самуилу, который был «судьею Израиля во все дни жизни своей» (1Цар.7:15). Сделать это по ссылкам о добрых, богоугодных делах: Втор.10:12; Мих.6:8; Мф.25:31-46; Ис.58:3-12; Прит.12:10,11; Исх.20:1-17. Из учебного курса по Катехизису святителя Филарета, повторить Часть III. О любви, особенно обратив внимание на 1, 2 и 5-ю заповеди, о поклонении Богу и почтении к родителям и их замещающим лицам в обществе и Церкви, о неразрывном единстве спасительного, действенного и чудесного служения Царю и Отцу Небесному, и Царю (властям в народовластии) и Отечеству земному, в памятовании непреложных приоритетов и спасения в жизнь вечную.

Повторить библейские основы теории государства и Церкви.

Повторить учение о молитве. Из Катехизиса святителя Филарета, Молитва. Дополнительно, молитва.

Написать два эссе (при немощи, рассказать устно) на основании Святого Писания и жития пророка Самуила. 1-е — на тему важности воспитания человека в страхе Божьем и вышней любви для спасения его в жизнь вечную, обретения им и его обществом благ века сего и будущего, в неразрывном единстве служения Царю и Отечеству Небесному и Царю и Отечеству земному. 2-е — на тему соотношения церковного, школьного и домашнего воспитания человека, пребывающего в Теле Христа и Доме Божьем. Аргументированно описав этот процесс и приоритеты, при этом важность понимания спасения в жизнь вечную. Обсудить в воскресной школе. Если будет благословение, опубликовать.

Использовать при написании эссе параллельные уроки:
Икона Божией Матери «Троеручица»
Святой великомученик Георгий Победоносец
Святые сорок мучеников Севастийских
Семь святых Ефесских отроков
Святой Иоанн Воин

Содержание урока

Урок по житию и празднику памяти Пророка Самуила, судьи израильского, предназначен для обретения учащимися мудрости и силы в понимании важности духовно-нравственного воспитания на пути спасения в жизнь вечную, в служении Богу Отцу Царю Небесному, а также Отечеству и Царю (властям в народовластии) земным, действием вышней благодати и своими по воле Божией святыми молитвами и трудами. С рассмотрением приоритетов в служении Богу и Церкви, в реализации пред лицом Божьим духовно-нравственных оснований освящения своей души, построения и укрепления народовластия, эффективной и стабильной во Христе и Святом Православии системы семейного, народного и церковного образования, в направлении укрепления в обществе должного порядка, законности и мира, его развития, крепости и безопасности, в созидании и поддержании мира между народами, во славу Божью.

 

Опубликовано: 2023.09.02
Редакция: 2023.09.04

Калашников Ю.В. Пророк Самуил, судья израильский. Урок. [Электронный ресурс] Праведность и мир. ISSN 2218-032X. URL: http://sancti.ru/sl/lekary/st-samuil.html, (дата публикации: 2023.09.04).

 

ПРАВИЛА САЙТА

© КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2023
ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА. ПРАВЕДНОСТЬ И МИР