|
ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА Школа / Христос Целитель / Путь спасения / Святые / Семь святых Ефесских отроков |
Семь святых Ефесских отроков (урок по празднику) (4 / 17 августа) «Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили в III веке. Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей – сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства, и все состояли на военной службе. Когда император Декий (249–251) прибыл в Ефес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смертная казнь. По доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь ефесских отроков. Представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки воинского отличия – военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе. Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них – святой Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся и их ищут, чтобы представить на суд. Святой Максимилиан воодушевил друзей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд. Узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями. чтобы отроки умерли в ней от голода и жажды. Двое из сановников, присутствовавших при замуровывании входа в пещеру, были тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они вложили среди камней запечатанный ковчежец, в котором находились две оловянные дощечки. На них были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти. Но Господь навел на отроков чудный сон, продолжавшийся почти два столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408–450) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Одни из них говорили: «Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?» Другие утверждали: «Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха». Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков. Владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти 200 лет. Тела их и одежды были совершенно нетленны. Готовясь принять мучения, отроки поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое Имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришел в свой город. Расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился Ефесский епископ. Слушая недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере. У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена семи отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре сам император прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле. В ХII веке русский паломник игумен Даниил видел в пещере эти святые мощи семи отроков. Вторично память семи отроков празднуется 22 октября. (По одному преданию, которое вошло в русский Пролог, отроки вторично уснули в этот день; по заметке греческой минеи 1870 года, они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22 октября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия – 1 сентября)». Настольная
книга священнослужителя. Т.3. Месяцеслов
(март – август). Издание Московской
Патриархии, М. 1979, - С. 658-659.
Минея месячная. Месяц август. http://calendar.rop.ru/?idd=229
https://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-svjatym-semi-otrokam-vo-efese.html.
Задание урока Выполнить задания в предлагаемой последовательности. Вначале более кратко, а в следующих повторениях и в следующие годы углублённее и подробнее. При этом лучше делать это в семейном, с товарищами и приходском обсуждении и общении. Сотворить молитву из
утреннего правила
от начала до Отче наш, включительно,
и молитву на
начало учения, а затем молитву по
окончании учения. Стать на путь спасения и утверждаться на нём в памятовании необходимости духовной зрелости для восприятия полноты истины, понимания и исполнения и воли Божией, сотворения добрых дел и соответственного обретения благ века сего и будущего. Прочитать предлагаемый выше текст из Жития святых Ефесских отроков. Научиться читать на церковнославянском языке, молитвенно, с разумением тропарь, кондак, молитву семи святым Ефесским отрокам. По возможности и вдохновению выучить наизусть. Пересказывать на русском языке. Ответить кратко на вопросы по указанным текстам из праздничного богослужения памяти семи святым Ефесским отрокам. В ответах по каждому вопросу сделать, по возможности, ссылки на их основание – Святое Писание, записать ответы в Дневник чтения Святого Писания или в аналогичную Тетрадь уроков по святым. Житие семи святых Ефесских отроков во свете Святого Писания Где и когда жили семь святых
Ефесских отроков? Что произошло почти через два
столетия? Что чудного сотворил в жизни
отроков Господь? Какие пояса и кому отроки
сдали, а какие и от кого получили?
Еф.6:14; Ис.11:5; Ин.15:6,15-18 Тропарь семи святых Ефесских отроков Какие и какого происхождения
чудеса явились миру? Кондак семи святых Ефесских отроков Что презрели и что обрели
святые отроки? Фил.3:8; 1Кор.15:42-54;
2Тим.1:6-11 Молитва семи святых Ефесских отроков Как и почему так величаем
святых отроков? Выучить наизусть места Святого Писания: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр.2:14,15). «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим.6:8,9). Повторить урок о любви (Лук.10:25-37), выполняя практическое задание месяц. Также – уроки: О надежде, Всеоружие Божие, Быть добрым воинством Христовым. Из учебного курса по Катехизису святителя Филарета, повторить Часть I О вере, особенно, Двенадцатый член, Часть II О надежде, Часть III О любви, особенно обратив внимание на 1, 2, 5 и 6-ю заповеди, о поклонении Богу и почтении к родителям и их замещающим лицам в обществе и Церкви, о неразрывном единстве спасительного, действенного и чудесного служения Царю и Отцу Небесному, и Царю (властям в народовластии) и Отечеству земному, в памятовании вечных приоритетов. Аргументированно описав этот процесс и приоритеты, при этом важность понимания спасения в жизнь вечную. Повторить библейские основы теории государства. Повторить учение о молитве. Из Катехизиса святителя Филарета, Молитва. Дополнительно, молитва. Написать два эссе (при немощи, рассказать устно) на основании Святого Писания и жития семи святых Ефесских отроков. 1-е — на тему важности воскрешения и возрождения человека для спасения в жизнь вечную, обретения её благ века сего и будущего в неразрывном единстве служения Царю и Отечеству Небесному и Царю и Отечеству земному. 2-е — на тему отличия достойной во Христе смерти святых от позорного и греховного самоистребления. Для второго использовать со Святым Писанием и Преданием «Социальную концепцию Русской Православной Церкви». Обсудить в воскресной школе. Если будет благословение, опубликовать. Использовать при написании
эссе параллельные уроки: Содержание урока Урок по житию и празднику памяти семи святых Ефесских отроков предназначен для обретения учащимися вышней мудрости и силы в понимании истины о воскрешении из мертвых к жизни вечной, для служения Богу Отцу и Царю Небесному, а также Отечеству и Царю (властям в народовластии) земным, на пути спасения, действием вышней благодати, святыми молитвами и трудами. При этом в обретении благ века сего и будущего, приготовленных Богом всем верным Христу Спасителю Богу и Его Святой Православной Церкви. С рассмотрением приоритетов в служении Богу и человеку, в определении места учения о воскрешении и возрождении из мертвых в реализации духовно-нравственных оснований построения общественных отношений для укрепления в обществе должного порядка и законности, его развития, крепости и безопасности, в созидании и поддержании мира между народами, во славу Божью.
Опубликовано: 2023.08.26 Калашников Ю.В. Семь святых Ефесских отроков. Урок. [Электронный ресурс] / Праведность и мир. ISSN 2218-032X. URL: http://sancti.ru/sl/lekary/st-efes-otroki.html, (дата публикации: 2023.08.26).
© КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2023 |