ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

Школа / Христос Целитель / Путь спасения / Святые / Семь святых Ефесских отроков

 

 

Семь святых Ефесских отроков (урок по празднику)

(4 / 17 августа)

«Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили в III веке. Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей – сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства, и все состояли на военной службе. Когда император Декий (249–251) прибыл в Ефес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смертная казнь. По доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь ефесских отроков. Представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки воинского отличия – военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе. Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них – святой Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся и их ищут, чтобы представить на суд. Святой Максимилиан воодушевил друзей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд. Узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями. чтобы отроки умерли в ней от голода и жажды. Двое из сановников, присутствовавших при замуровывании входа в пещеру, были тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они вложили среди камней запечатанный ковчежец, в котором находились две оловянные дощечки. На них были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.

Но Господь навел на отроков чудный сон, продолжавшийся почти два столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408–450) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Одни из них говорили: «Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?» Другие утверждали: «Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха». Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.

Владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти 200 лет. Тела их и одежды были совершенно нетленны. Готовясь принять мучения, отроки поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое Имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришел в свой город. Расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился Ефесский епископ. Слушая недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере. У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена семи отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре сам император прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле. В ХII веке русский паломник игумен Даниил видел в пещере эти святые мощи семи отроков.

Вторично память семи отроков празднуется 22 октября. (По одному преданию, которое вошло в русский Пролог, отроки вторично уснули в этот день; по заметке греческой минеи 1870 года, они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22 октября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия – 1 сентября)».

Настольная книга священнослужителя. Т.3. Месяцеслов (март – август). Издание Московской Патриархии, М. 1979, - С. 658-659.
Сайт Православного календаря Издательства РПЦ: http://calendar.rop.ru/?svt=aug04-7.



Тропа́рь:

Ве́лїѧ вѣ́ры чꙋдесѐ въ пеще́рѣ ꙗ҆́кѡ въ черто́зѣ ца́рскомъ ст҃ї́и се́дмь ѻ҆́троцы пребы́ша, и҆ ѹ҆мро́ша безъ тлѝ, и҆ по мно́зѣхъ временѣ́хъ воста́ша ꙗ҆́кѡ ѿ сна̀, во ѹ҆вѣре́нїе воскресе́нїѧ всѣ́хъ человѣ́кѡвъ. тѣ́хъ моли́твами, хрⷭ҇тѐ бж҃е, поми́лꙋй на́съ.

Толковый перевод тропаря

Великие веры чудеса в пещере: яко в чертоге царском, семь отроков пребывали и умерли без тления, и по прошествии многих времён восстали, как ото сна. Во уверение воскресения всех человеков. Их молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Конда́къ:

Мї́ра сꙋщаѧ тлѣннаѧ презрѣ́вше, и҆ нетлѣнныѧ да́ры прїе́мше, ѹ҆ме́рше кромѣ̀ тлѣ́нїѧ пребы́ша. Тѣ́мже востаю́тъ по мно́гихъ лѣ́тѣхъ, всѐ погре́бше лю́тыхъ невѣ́рїе: ꙗ҆же во хвале́нїи дне́сь вѣ́рнїи восхвалѧюще, хрⷭ҇та̀ воспои́мъ.

Толковый перевод кондака

Мир сущий тленный презрев и нетления дары приняв, умерев, вне тления пребывают. Так же восстают после многих лет, погребая всё неверие лютых еретиков. Так же во хвалении днесь, верные, прославляяы, Христа воспоём.

Минея месячная. Месяц август. http://calendar.rop.ru/?idd=229

Молитва

О, пречу́днии святи́и седмичи́сленнии о́троцы, Ефе́са гра́да похвало́ и всея́ вселе́нныя упова́ние! Воззри́те с высоты́ Небе́сныя сла́вы на ны, любо́вию па́мять ва́шу чту́щия, наипа́че же на младе́нцы христиа́нския, ва́шему заступле́нию от роди́телей свои́х препоруче́нныя. Низведи́те на ня благослове́ние Христа́ Бо́га, ре́кшаго: оста́вите дете́й приходи́ти ко Мне. Боля́щия у́бо от них исцели́те, скорбя́щия уте́шите, сердца́ их в чистоте́ соблюди́те, кро́тостию испо́лните я́ и в земли́ серде́ц их зерно́ испове́дания Бо́жия насади́те и укрепи́те, во е́же от си́лы в си́лу им возраста́ти. И всех нас, святе́й ико́не ва́шей предстоя́щих, мо́щи же ва́ша с ве́рою лобыза́ющих и те́пле вам моля́щихся, сподо́бите Ца́рствие Небе́сное улучи́ти и немо́лчными гла́сы ра́дования та́мо прославля́ти великоле́пое И́мя Пресвяты́я Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Толковый перевод молитвы

О, пречудные святые в семи душах отроки, Ефеса града похвало и всей вселенной упование! Воззрите с высоты Небесной славы на нас, любовию память вашу чтущих, наипаче же на младенцов христианских, вашему заступлению от родителей своих препорученных. Низведите на нас благословение Христа Бога, рекшего: отпустите детей приходить ко Мне. Болящих из них исцелите, скорбящих утешьте, сердца их в чистоте соблюдите, кротостью исполните их и в земле сердец их зерно исповедания Божия насадите и укрепите, чтобы же от силы в силу им возрастать. И всех нас, святой иконе вашей предстоящих, мощи же ваши с верою лобызающих и тепло вам молящихся, сподобьте Царствие Небесное обрести и неумолкаемыми гласами радости там прославлять великолепное Имя Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, во веки веков. Аминь.

https://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-svjatym-semi-otrokam-vo-efese.html.

 

Задание урока

Выполнить задания в предлагаемой последовательности. Вначале более кратко, а в следующих повторениях и в следующие годы углублённее и подробнее. При этом лучше делать это в семейном, с товарищами и приходском обсуждении и общении.

Сотворить молитву из утреннего правила от начала до Отче наш, включительно, и молитву на начало учения, а затем молитву по окончании учения.
Молитвослов см… ЦС азбука см…

Стать на путь спасения и утверждаться на нём в памятовании необходимости духовной зрелости для восприятия полноты истины, понимания и исполнения и воли Божией, сотворения добрых дел и соответственного обретения благ века сего и будущего.

Прочитать предлагаемый выше текст из Жития святых Ефесских отроков.

Научиться читать на церковнославянском языке, молитвенно, с разумением тропарь, кондак, молитву семи святым Ефесским отрокам. По возможности и вдохновению выучить наизусть. Пересказывать на русском языке.

Ответить кратко на вопросы по указанным текстам из праздничного богослужения памяти семи святым Ефесским отрокам. В ответах по каждому вопросу сделать, по возможности, ссылки на их основание – Святое Писание, записать ответы в Дневник чтения Святого Писания или в аналогичную Тетрадь уроков по святым.

Житие семи святых Ефесских отроков во свете Святого Писания

Где и когда жили семь святых Ефесских отроков?
Чьими были детьми и на какой службе состояли?
Что требовал Император Деций для укрепления государства, покорности правитеям и закону?
Было ли и чем окончилось такое чудо во времена Ветхого Завета? Дан.3
Что было начертано для чего предназначалось на столпе царя Хаммурапи (18 в. до Р.Х.)?
Что даровал Бог Своему народу и Кому должно при этом поклоняться? Исх. 15:25-27; 20:1-17; Втор.10:1-5
Как поступили семь Ефесских отроков в возникшей затруднительной ситуации?
Какой был при этом замысел императора первоначальный и окончательный?
Что при этом сделали два сановника в память о подвиге отроков?

Что произошло почти через два столетия?
Почему арестовали младшего из отроков?
Что увидели посетители пещеры?
Как и до какого времени уснули отроки повторно?

Что чудного сотворил в жизни отроков Господь?
Как при этом были посрамлены еретики?

Какие пояса и кому отроки сдали, а какие и от кого получили? Еф.6:14; Ис.11:5; Ин.15:6,15-18
Как истинно послужили отроки своему царю и народу? Дан.12:3; Дан.3:28-33(98-100); 4:31-34; Лук.19:42-48
Кому должно повиноваться, чтобы достойно, в явлении силы Божьей служить Христу Спасителю Богу и Церкви, Отечеству и семье? Еф.6:1; 5:22; Втор.17:12; Евр.13:17; Рим.13:1,5; 1Пет.3:1-8; 5:1-6
В какие дни и почему так празднуется память святых отроков?

Тропарь семи святых Ефесских отроков

Какие и какого происхождения чудеса явились миру?
Описаны ли подобные случаи в Святом Писании? Мф.27:52,53
С какой целью Бог явил это чудо?
Где в Ветхом Завете предвозвещается о воскресении умерших? Иез.37:54-14; Дан.12:2; Иов.19:25-27; Ис.26:19
Кто и как их животворит?
Что говорит Господь в Новом Завете о воскресении мертвых? Мф.25:31-46; Ин.5:29; 1Фесс.4:16; Откр.20:13
Что ныне необходимо человеку для воскрешения в Последний Судный день? Ин.3:3-7; 1:12,13; Еф.2:1-10; Рим.6:5-23; 13:3,4; 2:7
Почему Господь милует нас молитвами именно святых? Прит.15:8; 28:9; Зах.7:11-13; Ин.15:7; Иов.42:8
Что говорится о воскресении мертвых в Никео-Константинопольском Символе веры?

Кондак семи святых Ефесских отроков

Что презрели и что обрели святые отроки? Фил.3:8; 1Кор.15:42-54; 2Тим.1:6-11
Какова по происхождению и сути бывает смерть: во славу Божью и жизнь блаженную, вечную (Лук.24:7; Ин.15:13; 1Пет.4:12-19), или позорная в вечные муки преисподней (Исх.20:13; 1Пет.4:12-18; 1Цар.15:23-29; 19:9; 31:4)?
Что святые отроки похоронили своим восстанием? Ин.11:45; Деян.4:14
Какой силой это сотворили святые? 1Кор.15:10; Кол.1:29
Какой силой мы ныне трудимся и воинствуем во славу Христа Спасителя и Бога? 2Пет.1:3-11
Для чего даруется человеку во Христе сила Божьей мудрости и любви? Мф.5:16; 25:31-46; 1Кор.3:9
Каков человек, надеющийся на Христа только в этом веке? 1Кор.15:19; Ис.1:2-31; Мф.22:29-32
Как святые обретают свободу от греха и зла и в том способствуют ближнему и обществу? Евр.2:14,15; 1Кор.15:50-57
А каков человек, надеющийся на Бога в полноте открываемой Им истины? Иер.17:5-8; Ис.40:28-31; 1:2-31; Ин.1:12,13; 15:5-8; 1Ин.4:4; 5:1-4

Молитва семи святых Ефесских отроков

Как и почему так величаем святых отроков?
Кого святые отроки упование? (Не путать в ответе древнюю «вселенную» — известную на то время территорию с её населением, с современным термином и его фантастическими инопланетянами)
Почему человечество надеется на святое воинство? Рим.13:3,4
Откуда взирают почившие святые воины? Рим.2:7; Дан.12:3; Мф.13:43; Откр.21:1-22:5
Как святое воинство входит в вечные Небеса? Ин.5:24,28,29; 15:13; Исх.32:30-34; Мф.25:31-46
Как побеждаем зло на этом пути? Кол.1:29; Рим.2:7; 12:1-13:14; 1Ин.4:4
Если святые не приходят на Последний Суд в качестве подсудимых, то в качестве кого? Мф.19:28; Лук.22:30; Откр.21:24
Каковым должно быть молящимся ко святым отрокам?
Почему должно особо почитать святых защитников Отечества? Исх.20:12; Прит.21:31; Пс.126:1; 1Тим.5:8
О чем просим святых отроков молиться?
Чему научаемся из их жизни?
Чему Бог научает нас, действуя в этих святых силой Его благодати? Ин.6:29-56; 1:12,13
Что особое делаем пред лицом Божьим в веке этом и будущем? Лук.19:37; 5:25; Пс.105:47; Иер.9:23,24; Гал.6:14; Откр.5:11-14

Выучить наизусть места Святого Писания: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр.2:14,15). «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим.6:8,9).

Повторить урок о любви (Лук.10:25-37), выполняя практическое задание месяц. Также – уроки: О надежде, Всеоружие Божие, Быть добрым воинством Христовым. Из учебного курса по Катехизису святителя Филарета, повторить Часть I О вере, особенно, Двенадцатый член, Часть II О надежде, Часть III О любви, особенно обратив внимание на 1, 2, 5 и 6-ю заповеди, о поклонении Богу и почтении к родителям и их замещающим лицам в обществе и Церкви, о неразрывном единстве спасительного, действенного и чудесного служения Царю и Отцу Небесному, и Царю (властям в народовластии) и Отечеству земному, в памятовании вечных приоритетов. Аргументированно описав этот процесс и приоритеты, при этом важность понимания спасения в жизнь вечную.

Повторить библейские основы теории государства.

Повторить учение о молитве. Из Катехизиса святителя Филарета, Молитва. Дополнительно, молитва.

Написать два эссе (при немощи, рассказать устно) на основании Святого Писания и жития семи святых Ефесских отроков. 1-е — на тему важности воскрешения и возрождения человека для спасения в жизнь вечную, обретения её благ века сего и будущего в неразрывном единстве служения Царю и Отечеству Небесному и Царю и Отечеству земному. 2-е — на тему отличия достойной во Христе смерти святых от позорного и греховного самоистребления. Для второго использовать со Святым Писанием и Преданием «Социальную концепцию Русской Православной Церкви». Обсудить в воскресной школе. Если будет благословение, опубликовать.

Использовать при написании эссе параллельные уроки:
Икона Божией Матери «Троеручица»
Святой великомученик Георгий Победоносец
Святые сорок мучеников Севастийских
Святой Иоанн Воин

Содержание урока

Урок по житию и празднику памяти семи святых Ефесских отроков предназначен для обретения учащимися вышней мудрости и силы в понимании истины о воскрешении из мертвых к жизни вечной, для служения Богу Отцу и Царю Небесному, а также Отечеству и Царю (властям в народовластии) земным, на пути спасения, действием вышней благодати, святыми молитвами и трудами. При этом в обретении благ века сего и будущего, приготовленных Богом всем верным Христу Спасителю Богу и Его Святой Православной Церкви. С рассмотрением приоритетов в служении Богу и человеку, в определении места учения о воскрешении и возрождении из мертвых в реализации духовно-нравственных оснований построения общественных отношений для укрепления в обществе должного порядка и законности, его развития, крепости и безопасности, в созидании и поддержании мира между народами, во славу Божью.

 

Опубликовано: 2023.08.26

Калашников Ю.В. Семь святых Ефесских отроков. Урок. [Электронный ресурс] / Праведность и мир. ISSN 2218-032X. URL: http://sancti.ru/sl/lekary/st-efes-otroki.html, (дата публикации: 2023.08.26).

 

ПРАВИЛА САЙТА

© КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2023
ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА / ПРАВЕДНОСТЬ И МИР