ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

православное богословие, культура, образование и право

Школа / Журнал / Путь спасения / Недели Триоди постной / Размышления о Лествице святого Иоанна


ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ И КУЛЬТУРЫ

Недели Триоди постной. Урок

Размышления по Лествице святого Иоанна Лествичника

(на 4-й Неделе Великого поста)

Часть первая



Ибо воля Божия есть освящение ваше
1Фесссалоникйцам 4:3

Оглавление

Введение

1. Об отречении от жития мирского

2. О беспристрастии, то есть, отложении попечений и печали о мире

3. О странничестве, то есть, уклонении от мира

4. О блаженном и приснопамятном послушании

5. О попечительном и действительном покаянии и также о житии святых осуждённых и темнице



Введение

«Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда» (1Фесс.4:3), - указывает нам апостол Христов на содержание пути нашего спасения, воздержание от заблуждений, во-первых, разума, а затем и всей жизни человека Божия. И это требование освящения относится не только к священству и монашествующим, но и ко всякому христианину. Недоумевающим о возможности святой жизни среди отдалённого от Бога мира, имеющим семейные и иные общественные обязанности и попечения преподобный Иоанн в Слове 1:24 говорит просто: «Все доброе, что только можете делать, делайте; никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосерды, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой части, будьте довольны жёнами вашими. Если так будете поступать, то не далеко будете от Царствия Небесного». В продолжение такого подхода использования необходимой, но не искажающей истину простоты, как начало понимания глубоких мыслей произведения преподобного Иоанна публикуются данные размышления. На основании Святого Писания, которое крайне важно читать по предлагаемым ссылкам в контексте, чтобы в святых молитвах и трудах получать наставление не от несовершенного человека, а от совершенствующего его, освящающего в приближении к Богу Христа Спасителя. «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие (1Фесс.5:23,24).

1. Об отречении от жития мирского

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33), - повелевает нам Господь, направляя нас ко Христу Спасителю и Богу. От послушания Которому, как Отцу и Царю Небесному, необходимо начинать в определении всякого своего помысла и вытекающего из него поступка, потому что только Он, Творец и Промыслитель мира, Спаситель человека, знает, что является самым лучшим для каждого человека и общества. Как об этом учит и апостол Христов Павел, говоря: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9). От человека требуется только любить Бога и пребывать в Его любови, наполнять этой вышней любовью свои отношения с ближним. А «что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки» (1Ин.5:2,3).

Соответственно, пребывающий в любви Божьей человек должен всегда действовать в рамках вышнего порядка в отношениях между человеком и Богом, так же в человеческом обществе, по отношению к ближнему и ко всему обществу, во всех без исключения его сферах, как и во всем творении Божьем. На этом пути человеком по воле родителей и Отца Небесного начинают познаваться и исполняются правила и закон. По слову Мудрости: «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет... и спасешь душу его от преисподней» (Прит.23:13,14). И по слову апостола Христова: «Сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает» (Евр.12:5,6). Так в исполнении заповедей и законов, по мере созревания к отцовскому возрасту, человеком познаются нормы и принципы поведения в построении отношений с родителями и с Богом Отцом, с отдельными лицами общества и со всем обществом Затем приходит понимание благости такого состояния, осознание ценности закона, порядка и мира Божия. На этой основе происходит формирование мотивов отвращения беспорядка и стремления к праведному, упорядоченному в вышний порядок поведения народа Божия, построения и поддержания благой всем правовой системы в обществе.

Где первым из всех правил является требование смиренного единства со Христом Царём и Богом в страхе Божьем, откуда начинается мудрость, приходит сила и благоденствие (Прит.9:10,11). Как это было, например, у Закхея, начальника мытарей, принявшего в свой дом Христа Спасителя и счастливо пообещавшего: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лук.19:8). Такое единение с Богом требуется первыми двумя, весьма строгими в содержании и наказании за нарушение, заповедями Десятисловия: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх.20:2-6). Чтобы упорядочено, а значит, умиротворённо, идти путём обретения от Бога благ века сего и будущего жизни вечной, во славу Божию.

Первая ступень к зрелости человека Божия — отречение от жизни по правилам и образцам падшего мира к закону (заповедям) и образцам Христа Спасителя и Его Церкви Православной.

2. О беспристрастии, то есть, отложении попечений и печали о мире

Требование Бога к человеку, ведущее человека ко благам, заключается не просто соблюдать заповеди Его, а при этом любить своего Небесного Отца. Как о том говорится во Второзаконии: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор.6:5). Как звучит из уст Самого Христа: «Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мар.12:29-31). То есть от человека требуется не только соблюдать заповеди Господни, но любить своего Бога и ближнего, что значит наслаждаться единством с Богом и быть сострадательным и милосердным к ближнему. Уметь вместе с Богом радоваться и печалиться, и так же сорадоваться и сострадать ближнему, но всегда оставаясь душою и сердцем с Богом, чтобы радоваться и печалиться здраво, как то делает Бог о всякой ситуации, мудро оценивая её, её и благости, и опасности, разумно отделяя дарующее радость и жизнь от несущего разрушения, горе и смерть. Что по апостольскому слову свойственно «совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр.5:14).

Что начинается с понимания Евангелия Царства и глубокого искреннего смирения пред Христом Спасителем и Богом. Как то было, например, у стоящего на молитве мытаря, каявшегося перед Богом в своих грехах и несовершенствах, в присутствии фарисея, красовавшегося пред мытарем и хвалившегося перед Богом своими достижениями. Чтобы отрекаясь от жизни мирской, во грехах удалённой от Христа, Бога и Церкви, привести её в единство с Богом и наполнить её благами, многими приготовленными Богом плодами и истинными радостями жизни по Богу, во Христе и Святом Православии. При этом отвращаясь страстных, противных Богу желаний , а от Бога, силой Его благодати наполняясь Его мудростью, истиной и убеждениями, эмоциями и чувствами относительно всего, о чем должно знать человеку на его пути спасения. И затем этой силой любящего нас Всемогущего Бога служить ближнему, своей семье, Церкви и Отечеству, миру между народами до краёв земли блаженно и вечно.

Вторая ступень — оставление страстного единения с чем-либо из творения Божьего в движении к высшему блаженству принадлежности Христу Спасителю и Богу.

3. О странничестве, то есть, уклонении от мира

«Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лук.14:26). Так учит любящий нас Христос, но не настраивая против своей семьи и общества, чтобы наносить ему вред, а изменяя у человека руководство и источник его жизни, чтобы сделать человека послушником Богу и носителем Его вышней благодати, Им источаемой в мир через святые души. Но не зловонных потоков нажитого преступным, ведущим к смерти путём, а благоухающей реки жизни, её святости и любви в единстве со Христом и Богом, в милосердном исполнении Его заповедей. Чтобы оставив и даже возненавидив для Христа всё в своей жизни, от Христа наполниться Его любовью и затем нести её обратно, в свою семью, в супружество и отношения детей и родителей, сестер и братьев, в коллектив тружеников и воинства, в своё Отечество и Церковь Дом Божий, и до краёв земли в вышнем порядке и мире Святого Православия.

Но при этом Господь повелевает относительно лиц и сообществ ведомых богопротивником сатаной: «Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас» (2Кор.6:17). «...Отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней...» (Прит.9:18),- наставляет мудрость относительно женщин, призывающих к воровству и всякому беззаконию, сладостному, но неизменно ведущему их скудоумных послушников в погибель. «Как вол идет на убой, и как олень — на выстрел, - говорится о входящих к блудницам и даруется предупреждение, - Да не уклоняется сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям ее, потому что многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею: дом ее - пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти» (Прит.7:22-27). И еще: «Ели будут склонять тебя грешники, не соглашайся… сын мой! не ходи в путь с ними… Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им» (Прит.1:19). «Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся» (Прит.24:21). «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33), - предупреждает апостол весь народ Божий о ничтожности и опасности коллективов, удалённых и удаляющих от Бога, Его порядка, мира и благ. И просит молиться о нем и его спутниках, о всей Церкви Православной, «чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера» (2Фесс.3:2).

Не с первого раза получается такое уклонение и избавление человека и народа Божия от истощающегося и погибающего в бесплодной суете мира. Чаще только от свиного корыта, из которого уже не дают есть благочестивым сами погибающие. Как то было у вернувшегося к Отцу Небесному и отцу земному блудного сына. Потому что действия даже и падших Бог силен обратить Его народу на благо. При этом, конечно же, ни Христос Спаситель, ни Его народ не оставляет без увещевания, любви и Евангелия спасения, погибающих, ведомых демонами на смерть обманутых детей Божьих. Но не полагаясь безумно на таковых в планировании и исполнении труда Христова. Если и общаясь с грешниками и злодеями, то исключительно в причастии Христу, Его силе и праведности, в продолжении Его труда, в уповании на действие Его благодати, по Его слову: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мар.2:17). При этом святые не впитывают в себя погибельную заразу греха, а, будучи ведомы силой благодати Божьей, источают в окружающий мир праведность и жизнь.

«Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евр.11:8-10). Подобно Аврааму и мы, народ Божий Христов православен, странники и пришельцы в этом мире, созидаем и храним удел Божий, данный всему человечеству, каждый на своём месте, в своём уделе, но знаем, что вся земля и все дела на ней сгорят в Последний Судный День (2Пет.3:7-13). Вечна только Православная Культура, в части её единства с вечным Телом Христовым и Домом Божьим. И начинается эта вечная часть в наших душах, спасаемых к вечной, блаженной жизни в причастии Христу и Его Церкви Православной, а продолжается в жизнь после Второго пришествия Христа, чтобы судить мир и спасти верных. «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:46), - говорит Христос. И учит, что начало этого шествия в жизнь у каждого человека и народа начинается и продолжается ныне действием благодати Божией в стремлении к Богу и уклонении от мира так, чтобы не быть подельниками падшим в их ведущих в смерть словах и делах, но причастниками Христу и Его Церкви, народу Божию в их ведущих в блаженную и вечную жизнь святых молитвах и трудах.

Третья ступень — уклонение от скорбного падшего мира на путь блаженного спасения во Христе Спасителе и Боге.

4. О блаженном и приснопамятном послушании

В таком размышлении понимаем, как важно иметь в своей жизни хороших руководителей, и то — что совершеннейшим из них является Христос Спаситель и Бог (Мф.23:8-10). А в человеческом обществе — Богом руководимые послушники Божьи, во-первых, пророки и апостолы Святого Писания, святые отцы, оставившие нам духовное литературное наследие, святые просветители и все святые Православной Церкви. Где беспорочным эталоном поведения является Христос, и абсолютным авторитетом — Он же, как Слово Божье (Ин.1:1-4). Святым же и всем Богом поставленным для нас лицам подражаем и подчиняемся по апостолу Павлу, умоляющему нас: «подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4:16). То есть подражаем несовершенным святым только в части их соответствия совершенствам Христовым, учимся у них определённому Христом пути спасения. Так же и в послушании. Как требующим от апостолов Петра и Иоанна, и других не учить о Христе Спасителе первосвященникам и начальствующим апостолы отвечают: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян.5:29). При этом человеку в противостоянии лицам, отдающим греховные и преступные приказы, важно не возомнить себя уже мудрым и духовным, и не уподобиться неразумному ребёнку, которому взрослые здраво, например, повелевают учить уроки или запрещают выходить из автомобиля на скоростной дороге и до его остановки.

По закону Ветхого Завета непослушные родителям и расточающие их имение дети наказывались и в случае упорства предавались после суда обществом смерти, но при этом учитывались условия этого непослушания: «буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница» (Втор.21:20). То есть, если родители или какие-либо начальствующие требовали что-либо от сына, который трудился на пользу семьи, Церкви и Отечества, был трезвомыслящим и мудрым в поведении, но активно противился руководителям, мешающим этому, своими действиями попирающими порядок мышления и поведения, отвергающими мудрость и наносящими вред сыну, своей семье, Церкви и Отечеству, то уже сын должен был искать защиты у начальствующих в Церкви и Отечестве, у истинных от Бога отцов. Таковым, например, был святой прекрасный Иосиф, любящий порядок Божий и доносивший своему отцу Иакову о безобразиях старших братьев, был любим отцом и стал для своей семьи, а также и для всего Египта, фараона и народа, полюбившего Иосифа, спасителем от голода, а для нас примером послушания и святости, пути укрепления наших семей и Отечества, его местного и государственного управления, экономики, обороноспособности и безопасности для себя и окружающих народов (Быт.37:2-50.26).

Для начальствующих, пытающихся нечестиво наказать подчинённых, как и для всякого человека, ложно обвиняющего своего брата, существует закон Ветхого Завета: «Сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и так истреби зло из среды себя» (Втор.19:19). Так царь Дарий бросил в ров нечестивых, строивших козни добросовестному государственному служащему пророку Даниилу, всех вместе с их детьми и жёнами, «и они не достигли до дна рва, как львы овладели ими и сокрушили все кости их» (Дан.6:24). Первосвященники и начальники, запрещавшие апостолам говорить об имени Христа, не арестовывали их прилюдно, потому что «боялись народа, чтобы не побили их камнями» (Деян.5:26). Так же и относительно Христа Спасителя, обличавшего фарисеев в лицемерии и противлении Богу, которые «старались схватить Его, но побоялись народа» (Мф.21:46). Господь не останавливал народ, готовый таким способом, не превышая необходимой меры обороны, готов был отстаивать вышний порядок в обществе, на который покушались злодеи при власти, извращающие закон и правосудие, навлекающие на себя истребляющий гнев Господень. Но, если же и весь народ отвращался от порядка Божия, то весь был наказываем Богом, как, например, после воровства среди воинов при входе в Землю обетованную (Нав.7:1-26), или блуда при выходе народа из египетского рабства (Чис.25:1-9).

Явно, что не являются признаком разума и мудрости поиски себе подельников, покорных для исполнения глупостей и беззаконий, послушников, не способных самостоятельно и праведно мыслить., потому что является подобным колдовству и идолопоклонству своеволием (1Цар.15:23), всегда противно Богу и наказуемо Им. Да и в сложных условиях такие послушники никогда не смогут в полноте и качественно выполнить даже доброе поручение, потому что легко становятся исполнителями преступных приказов иных встречающихся на пути лиц, при этом неизменно становясь предателями своих командиров, коллективов и народов. Потому необходимо, во-первых, в себе воспитывать праведность и верность Христу Богу и всему Им предписываемому, и так своим добрым примером вести в свободе от греха к процветанию, крепости и силе своих детей, учеников, воспитанников, всё общество и Отечество. По слову апостольскому пастырям и всем руководителям: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1Пет.5:1-3). С повелением младшим и всем: «Повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1Пет.5:5,6).

Четвёртая ступень — блаженное послушание во Христе Спасителе Богу Отцу и Им поставленным лицам.

Публикация: 27.03.2023.

5. О попечительном и действительном покаянии и также о житии святых осужденников, и о темнице

«...Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14). Эти слова звучат исцеленному Христом от расслабленности, которой он страдал 38 лет. Пребывая в состоянии ограничения силы движений, он находился как бы в темнице, в заточении от мира, в лишении возможности действовать. Но при этом он не терял надежды на исцеление, ожидая милости от Бога, ближние могли ему помочь тем, что доносили его к купальне, но когда необходимо было добраться до края воды, и он только собирался с силами это сделать, то остальные уже возвращались обратно. А исцеление получал только один, первый прикоснувшийся к возмущенной ангелом Господним воде.

«Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор.11:31,32). Так апостол предупреждает нас о необходимости человеку быть способным самому судить себя, останавливая себя в греховном движении, которое неизменно ведёт к болезням, немощи и смерти, особенно в стремлении прикоснуться к Богу, обрести от Него силу жизни. Совершать такое над собой правосудие необходимо, во-первых, в должной подготовке к Причастию, чтобы в приближении к Освящающему Богу не быть истреблённым вместе со своими мерзкими для Бога и погибельными для человека грехами. Потому апостол Христов призывает нас в приближении к непоколебимому Царству Небесному хранить вышнюю благодать и нею «служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий» (Евр.12:28,29).

Основное содержание и цель такого благоговейного страха и самоосуждения заключается в смирении человека Богу, своей воли — в волю Божию. В понимании, что Бог, строго наказывающий нечестивых, любит миловать кающихся и радуется спасению Его детей от смерти в жизнь, от ущербности к полноте обретения приготовленных Им человеку благ и совершенства. Инструментом такого смирения является пост — благоговейное самоограничение в потребляемых благах и совершаемых действиях, с использованием освободившихся усилий и времени для познания и исполнения воли Божией. О чем, например, предупреждает Господь устами верными пророка Исаии, как это можем видеть и понимать мы в размышлении над текстом пророчества, в перемене приоритетов от внешнего, лицемерного благочестия, сопровождающегося своеволием и грехами, к внутреннему, в действительной его заботе о ближнем, о пользе Церкви и Отечеству, о мире для каждого человека, народа и между народами.

«Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф.6:10), - так учит нас Христос Спаситель Сын Божий молиться. А затем показывает пример смирения являемой Богом Отцом Его воли на совершение угодного Ему и дарующего блага Его детям поведения, говорит перед восхождением на Крест за грехи всего мира: «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф.26:42). В обращении от смерти на путь за Христом Спасителем в жизнь блудный сын, очнувшись у свиного корыта, кается пред Богом и решает возвратиться в дом своего отца со словами: «Недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лук.15:19). Заключает себя в состояние сына с ограниченной свободой и тем обретает от отца настоящую свободу и власть смиренного мудрому отцу его умнеющего сына. По слову: «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе» (Пс.31:9).

Итак, Христос в исполнении воли Отца пострадал за грехи наши. Нам же должно призывать в помощь Христа Спасителя и Бога, каяться в грехах своеволия, ограничивать себя в благах и действиях, чтобы сохранить себя от совершения безумных, ведущих к немощи и смерти поступков. При этом необходимо познавать и исполнять заповеди и волю Христа Спасителя и Бога, быть в послушании родителям и их заменяющим в Церкви и Отечестве начальствующим, действием Его благодати в нас начинать мудро заботиться о себе и ближних, так обретая полноту от Бога благ века сего и будущего жизни вечной.

Пятая ступень духовного роста — заключение себя в темницу лишения погибельной необузданности для обретения во Христе Спасителе свободы вечной жизни, её благ века сего и будущего.

Задание

В контексте самоограничения свободы поразмышлять по текстам событий библейской истории: 2Цар.11:1-12:24. Ион.3:1-10. Иов.42:1-13. Лук.22:41-24:48; Деян.13:2-52.

Ответить на вопросы: кто, почему, по какому поводу, как, с каким результатом ограничивал себя, постился.

Повторить урок об угодном Богу посте, по Ис.58 гл.

Публикация: 03.04.2023.

(Продолжение планируется, совершается благодатью Божьей по вашим молитвам)


Электронная почта: vcsl-k@ya.ru, sl@sancti.ru

Опубликовано: 2023.03.27.
Редакция: 2023.04.03.

Калашников Ю.В. Размышления по Лествице святого Иоанна Лествичника. Часть первая. [Электронный ресурс] / Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/tri/lestvinhvn.html, (дата обновления: 2023.04.03).



ПРАВИЛА САЙТА

ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА. ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ.
© КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2023