Крест Животворящий

ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

Титул / Великие праздники / Успение Пресвятой Богородицы

 

 ПРАВОСЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ И КУЛЬТУРЫ»

НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

ВВЕДЕНИЕ В ПРАВОСЛАВИЕ

Великие двунадесятые праздники. Урок

Успение Пресвятой Славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

(08.15 / 08.28)

Ѹ҆спе́нӏ̈е прест҃ы́ѧ сла́вныѧ влⷣчцы на́шеѧ бцⷣы и҆ приснодв҃ы марӏ́и.

Мѣ́сѧца а҆́ѵгꙋста въ є҃ӏ-й де́нь.

 

Тропáрь

Въ ржⷭ҇твѣ̀ дѣ́вство сохрани́ла є҆сѝ, во ѹ҆спе́нӏ̈и мӏ́ра не ѡ҆ста́вила є҆сѝ, бцⷣе, преста́виласѧ є҆сѝ къ животꙋ̀, мт҃и сꙋ́щи живота̀: и҆ моли́твами твои́ми и҆збавлѧ́еши ѿ сме́рти дꙋ́шы на́шѧ.

Тропарь

В Рождестве Христа девство сохранила, во успении мира не оставила, Богоро́дице. Преставилась к жизни, Мать сущей Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

Что и как сохранила в зачатии и после Рождества Пренепорочная Мария Дева? Мф.1:18; Лук.3:23; Ин.6:42; Иез.44:2
Что говорится ныне о молящейся за весь мир Марии Деве Богородице?
Почему говорим, что Дева Мария является Матерью Жизни? Лук.1:35; Быт.2:7; 1Тим.3:16
Почему говорим, что Дева Марии преставилась не в смерть, а к жизни? Лук.20:38; Ин.5:24; 8:51
По чьим примерам, как и от чего избавляет наши души Матерь Божия? Деян.9:38,39; Лук.7:13

Паримии праздника

а҃. Бытӏ̈ѧ̀ чте́нӏ̈е. Быт 28:10–17

в҃. Прⷪ҇ро́чества ӏ҆езекӏ̈и́лева чте́нӏ̈е. Иез 43:27; 44:1–4

г҃. При́тчей чте́нӏ̈е. Притч 9:1–11

Быт 28:10-17

Что увидел Иаков во сне? 28:10-17
Почему лестницу Иакова называют прообразом Матери Божьей? Мф.1:18-23

Иез 43:27; 44:1-4

Что желает от человека Бог? 43:27; Рим.12:1,2; 1Тим.2:4
Почему врата святилища храма из пророчества Иезекииля  называют прообразом приснодевственности Марии Девы Богородицы? 44:1-3 (присно – всегда, вечно)
Почему слава Господня Дома Божии напоминает нам славу, наполнившею Матерь Божью? Лук.1:35; 2:9-17

Притч 9:1–11

Какова Премудрость Божья, и чему доброму она научает? 9:1–11
Почему говорится, что эта Премудрость является суть Матерью Божьей Марией Девой? Ин.2:5-11; 14:15-17,23

Конда́къ

Въ моли́твахъ неꙋсыпа́ющꙋю бцⷣꙋ и҆ въ предста́тельствахъ непрело́жное ѹ҆пова́нӏ̈е, гро́бъ и҆ ѹ҆мерщвле́нӏ̈е не ѹ҆держа́ста: ꙗ҆́коже бо живота̀ мт҃рь, къ животꙋ̀ преста́ви, во ѹ҆тро́бꙋ всели́выйсѧ приснодѣ́вственнꙋю.

Кондак

В молитвах не усыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержало. Ибо же, как Жизни Матерь, преставилась к Жизни Вселившегося во утробу приснодевственную.

Какова Богородица в молитвах и предстательстве перед Богом?
Почему не смог удержать Матерь Божью гроб и смерть?
Почему Богородицу называют Матерь Жизни, и почему Она преставилась не к смерти, а к жизни? Иоан.3:36; 5:24
К чьей жизни преставилась Матерь Божья по успении? 1Кор.15:22; Еф.2:5

Велича́нӏ̈е

Велича́емъ тѧ̀, пренепоро́чнаѧ мт҃и хрⷭ҇та̀ бг҃а на́шегѡ, и҆ всесла́вное сла́вимъ ѹ҆спе́нӏ̈е твоѐ.

Вмѣ́стѡ Досто́йно:

А҆́гг҃ли, ѹ҆спе́нӏ̈е пречⷭ҇тыѧ ви́дѣвше, ѹ҆диви́шасѧ, ка́кѡ дв҃аѧ восхо́дитъ ѿ землѝ на нб҃о.

Величание

Величаем Тебя, Пренепорочная Матерь Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.

Вместо Достойно…

Ангелы, Успение Пречи́стой видевши, удивились, как Дева восходит от земли на Небо.

Почему величаем Пренепорочную Марию Деву?
Почему славим Её Успение?

Задостойник

Чему удивлялись Ангелы, видевшие Успение Богородицы?

А҆пⷭ҇лъ къ фӏ̈лӏ̈пписӏ́ємъ, зача́ло с҃м. Послание к Филиппийцам, зачало 240. Флп.2:5–11

Е҆ѵⷢ҇лӏ̈е лꙋкѝ, зача́ло н҃д. Евангелие от Луки, зачало 54. Лк.10:38–42; 11:27–28

Флп 2:5–11

Как должно человеку относиться к ближнему? 2:2-4
Чему учил Христос учеников в отношении к ближнему? Ин.15:13
Какой пример в этом подал Сам? Ин.1:29; Рим.5:8; 1Ин.3:16
Какие, в таком случае, должны быть в нас чувства к Богу и ближнему? 2:5; Кол.3:14; 1Ин.4:7-9
По какому примеру в нас должны быть все эмоции и чувства относительно всего нас окружающего? 2:5
А какие чувства должны быть у нас к Матери Божией, чтобы нам угодить Христу Сыну Божию и Богу? Лук.2:51; Еф.6:2
Почему мы в разуме и чувствах относимся к Марии Деве, как к Богородице? Ис.7:14; 9:6; Мф.1:23; Лук.1:35; 1Тим.3:16
Каков является Христос по отношению к Богу? 2:6
Кем стал Бог, воплотившись в тленное, но не потеряв по сущности Своего достоинства? 2:7; 1Тим.3:16
Как и Кому смирил себя Сын Божий? 2:8; Лук.22:42; Ин.6:38
Как и Кому нам должно смиряться и смирять ближнего? 1Пет.5:2-6
Куда нас ведет Христос? Ин.14:6,2; 17:24; 1:51; 1Фесс.4:17
В чем нам нужно помогать на этом пути ближнему, служа Христу? Ин.14:15-17; Рим.6:13,19; 12:1,2
Что обрел Христос от Отца? 2:9-11; 1Пет.5:6
Что принес Христос Отцу? 2:9-11; Ин.17:4; 10:27-29; Мф.25:34

Лк 10:38–42; 11:27–28

О чем заботилась Мария и о чем – Марфа, приняв Христа в свой дом?
Почему Христос укорил Марфу в суете?
Почему многое, сверх потребного, угощение или что-либо иное является бесполезной, а часто разрушительной или даже погибельной суетой?

Что из всего потребного человеку является самым важным и незаменимым, о чем Господь похвалил Марию? 10:42; Мф.6:33

Почему послушание Христу и Богу лучше самовольного труда или иной даже искренней жертвы? 1Цар.15:22,23; Исх.19:5; Еккл.4:17; Прит.21:3; Пс.50:18,19; Мф.17:5

Имена Мария и Марфа обозначают – Госпожа, но как человеку быть истинно руководителем (господином) в своем уделе семьи, Отечества? 1Петр.5:1-6; 3:1-9; 2:17; Еф.6:1-4; Рим.6:13,19

Как Мария Дева обрела высшую во все времена честь – быть Матерью Божией и Заступницей рода человеческого перед Христом и Богом? Лук.1:38,48-53

Что кроме мудрости, силы и власти в своем уделе дарует Бог внимательно слушающим и соблюдающим Слово Божье? 11:27,28

Что такое блаженство во Христе? Пс.72:25-28; 41:2,3; Ин.6:68; 21:5-14; Мар.14:22-26; Откр.21:3-22:5

Краткая история жизни и успения Марии Девы Богородицы

На чье попечение оставил Господь Свою Матерь? Ин.19:27
Каково было отношение Богородицы к Апостолам и Церкви?
Где пребывала Матерь Божья с начала гонений на Христиан в Иерусалиме?
Какие свидетельства о Матери Божьей оставили святые отцы, древние писатели?
Куда прибыла Мария Дева Богородица ко времени Своего Успения?
Кто и как возвестил Матерь Божью о скором переселении в жизнь Небесную?
Кого и как Господь собрал к готовящейся к успению Богородице?
Как в присутствии Христа и Ангелов чудесно совершилось Успение?
Какие чудеса совершались при погребении тела Богородицы?
Что было со священником Афонией, после того как Ангел отсек ему руки за нечестивое прикосновение к погребальному одру Богородицы?
Как Апостолы убедились в дивном вознесении тела Пресвятой Девы на Небо?
Как доныне Церковь чтит всеславное Успение Пресвятой Марии Девы Богородицы?

Задание урока

Выполнить задания в указанной последовательности.

Сотворить молитву на начало учения: из утреннего правила от начала до Отче наш, включительно, и молитву на начало учения.
Молитвослов см… ЦС азбука см…

Прочитать указанные в таблицах тексты читаемого на литургии Святого Писания: Флп.2:5–11; Лк.10:38–42; 11:27–28.
Святое Писание см…
Прочитать комментарии к текстам Святого Писания
:
Лопухин А.П. «Толкование на Евангелие от Луки» Гл.10,11.
Феофилакт Блаженный, Архиепископ Болгарский «Толкование на Евангелие от Луки» Гл.10,11.

Кратко ответить в Дневнике чтения Святого Писания на представленные в таблице вопросы по текстам: Флп.2:5–11; Лк.10:38–42; 11:27–28. В качестве листа электронной тетради для ответов допустимо использовать данную страницу.

Прочитать поучения сегодняшнего дня:
Прочитать «Историю жизни и успения Пречистой Марии Девы Богородицы» и «Беседу святителя Григория Паламы архиепископа Фессалоникийского на всеблаженное Успение Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии» в Хрестоматии текстов, см…

Ответить на представленные в таблице вопросы по тексту Беседы.

Прочитать предлагаемые тексты праздничного богослужения, их толковый перевод, их основание в Священном Писании с комментариями святых отцов.

Научиться правильно читать тексты на церковнославянском языке и объяснять смысл.
Учебное пособие по церковнославянской азбуке см…

Кратко ответить в Дневнике на предлагаемые ко всем богослужебным текстам вопросы, с использованием Писания по указанным и иным ссылкам.

Проконтролировать чтение церковнославянских текстов, в том числе, в небольших группах или в парах в воскресной школе.

Выучить наизусть:
- тропарь праздника «Въ ржⷭ҇твѣ̀ дѣ́вство сохрани́ла…» и кондак праздника «Въ моли́твахъ неꙋсыпа́ющꙋю бцⷣꙋ…»;
- текст Священного Писания: «Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук.20:35-38).

Двум человекам, в молитве испрошенным у Господа, рассказать наизусть заданные тексты, хорошо – взаимно, с объяснением и обсуждением.

Выполнить электронные тесты (готовятся).

Обсудить ответы на все тексты в воскресной приходской школе, при необходимости откорректировать.

Написать эссе небольшое (при немощи, рассказать устно) на основании Святого Писания или истории жизни и успения Марии Девы Богородицы. В том числе на одну из тем:
- Каково состояние почивших в вере в будущего, приходившего и всегда сущего Христа Спасителя и Бога (Лук.20:35-38)?
- Какой пример жизни оставила для меня Мария Дева Богородица?
- Какие чудеса сотворила в моей жизни Богородица?
- Как смиренные Христу и Богу души по молитвам Богородицы обретают блага?
- Как на примере этого всеславного Успения мне относиться к успению ближних благочестивых и нечестивых, и к своему будущему преставлению к жизни века будущего?  

Сдать свою работу на проверку преподавателю или обменяться мнениями с соучениками воскресной школы и в семье… Лучшие работы, испросив благословения у настоятеля храма, опубликовать в блоге, средствах массовой информации прихода, епархии или иных.

Участвовать в богослужении праздника, начиная с вечерни накануне праздничного дня, с пониманием текстов и открывшихся таинственных истин пройденного урока.

Дополнительно

Прочитать службу празднику по Праздничной минее на церковнославянском языке и, параллельно, в современном толковом переводе. Научиться пересказывать смысл.
- Найти в Священном Писании духовные основания богослужебных текстов и истории жизни и Успения Пренепорочной Марии Девы Богородицы.
- Определить значимость отдельных молитвословий и всей службы для личного духовного роста и спасения.

Описание урока

Урок разработан на основании богослужебных текстов Минеи месячной (август), в том числе, читаемых текстов Священного Писания.

В уроке открываются элементарные основы понимания духовно-нравственного и богословского содержания двунадесятого праздника Успения Пресвятой Славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, а также основные черты пути спасения человека со Христом Спасителем нашим в жизнь вечную. В понимании явления нам успения Богородицы, как примера вхождения всех спасенных в жизнь вечную, но в особенности по успении нетленного вознесения Богородицы в небеса в жизнь века будущего. В умиротворении человека для добрых дел во Христе и Его Церкви Православной, совершаемых по благодати обретаемой во Христе со Креста животворящего, по примеру Марии Девы Богородицы и всех святых силы духа, души и тела, семьи и всего народа Божьего. В спасении во Христе от вечной смерти и мук в жизнь вечную, к полноте благ сего и будущего века.

На основании избранных текстов богослужения из Праздничной Минеи данного дня и мест Святого Писания, читаемых на богослужении и иных являющихся основанием рассматриваемых молитвословий, формируется благоговейное и благое человеку отношение к Пречистой Деве Марии и Рожденному Нею Христу Спасителю и Богу. Учащиеся побуждаются к молитвам Богородице и святым для укрепления единства со Христом и Его Церковью, для совершенствования благодатной силой Божьей мудрости и любви на пути освящения во Христе, служения Христу и Богу, Церкви и миру.

В освоении материала урока предполагается активное исследовательское участие самих учащихся, а также рождающееся и укрепляющееся при этом их стремление к полноценной приходской жизни Церкви Православной, в неизменной надежде на подаваемую при этом смиренным во Христе благодать Божию.

Божьей помощи в трудах.

 

Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru

Опубликовано: 2017.08.25
Редакция: 2017.08.31. 2018.08.19. 2019.08.25. 2020.08.27. 2021.08.25. 2022.08.28

Калашников Ю.В. Великие двунадесятые праздники. Успение Пресвятой Богородицы. Урок. Проект. [Электронный ресурс] / Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/min/0828-tt.htm (дата обновления: 2022.08.28).

 

ПРАВИЛА САЙТА

ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ © КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2017 - 2022