ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА
православное богословие, культура, право и образование

Школа / Журнал / Путь спасения / Культура / Наука / Субъект, объект и предмет в реальности и науке

 

Субъект, объект и предмет в реальности и науке

Наука – это система упорядоченного знания о Творце, Его творении и совершаемом Им Промысле, а также деятельность по обретению  человеком этого знания и освоения своего удела. Это еще и социальный институт, занимающийся научной деятельностью. При этом всякая наука является истинно таковой, а значит приносящей человеку и обществу достаточное благо, если имеет свой предмет деятельности, исследования, находящийся в окружающем его объекте, и метод. Потому достаточно важным является точное понимание того, что такое объект и предмет в реальности, в том числе – науки и научного исследования.

В таком контексте, например, можем видеть исследование апостола Фомы Неверующего, категорически заявившего иным апостолам, что пока не вложит перста своего в раны на руках Христа Воскресшего и руки в ребра Его, то не поверит в то, что Он воскрес (Ин.20:25). После того, как Господь позволил Фоме сделать это, Фома сказал Господу в ответ: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:28). Объектом данного исследования апостола является тело Христа Спасителя, а предметом — раны от гвоздей на Его руках и прободение от копья на Его груди. Методом — визуальный осмотр и пальпация ран. При этом метод, аспект, точка зрения на объект, путь исследования в движении к какой-либо стороне объекта, выделяет из объекта определённый предмет. Можно сказать, что определённый предмет объекта требует своей точки зрения, созерцания, наблюдения, исследования, то есть своего общеупотребительного, философского или общенаучного, а также специфического, конкретно-научного метода исследования.

Апостол Фома в данном в исследовании Христа Воскресшего является субъектом, то есть лицом, производящим действие. Хотя инициатором и организатором труда апостола является Христос Спаситель, а значит, Он является главным субъектом апостольского исследования Своего тела в откровении Его Крестного подвига по спасению человека от смерти в жизнь вечную. Именно, Господь повелевает Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20:27). Так даруя всему миру познание Себя, как Бога – источника жизни и победителя смерти, явление торжества исходящей от Бога жизни вечной. Это познание Христа Спасителя и Бога является частью познания учрежденного и хранимого Богом порядка в Его творении, соответственно, и частью даруемого человеку примирения с Богом и ближним. Таким путем в практическом, по сути научном богословском исследовании открывая содержание Своего приветствия апостолам и ученикам: «Мир вам!» (Ин.20:26). Которое обращено и ко всему человечеству, по слову Спасителя: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

Когда Бог сотворил первого человека, Адама и Еву, то благословил их и сказал им : «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте (subicite) ею...» (Быт.1:28) [i]. А в Едемском саду, уточняя, повелел Адаму возделывать его и хранить его, от всякого дерева есть, только не от смертоносного древа познания добра и зла (Быт.2:15). От используемого в тексте книги Бытия слова «обладайте» (subicite) происходит русское слово субъект – подчиняющий себе, воздействующий на объект и владеющий им, обретающий от этого владения блага. Власть эта, быть субъектом, дается Богом смиренному Ему народу путем возрождения от Святого Духа в жизнь вечную, под власть Бога, действующего в послушных Ему душах силой Его Божественной благодати. О чем в контексте порядка и мира Божия говорит апостол Павел: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:19,20).

Противящихся спасению Божию нечестивцев Господь предупреждает: «Обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать (subiciemini) над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами (Лев.26:17). Потому что народ или человек, вышедший из-под власти Бога, как предупреждает Христос: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5), становится пустым и ничтожным, теряет свою субъектность, способность воздействовать на окружающий мир, и превращается в предмет воздействия, входящий наряду с иными предметами в содержащий его объект. Происходит это обессиливание не сразу, но постепенно, по мере потери в бессмысленной суете дарованной Богом силы и крепости. Финал этого обессиливания наступает в Последний Судный День. О чём предупреждает Господь падшего сатану: «Ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки» (Иез.28:19). Потому что смерть вторая нечестивых духов и людей ввергает их в вечные муки и необратимую смерть (Откр. 20:6,14; 21:8), а их влияние на Дом Божий века будущего сводится к нулю, то есть прекращается.

«Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются (non subicitur, в латинской Библии «Вульгате»), да и не могут» (Рим.8:7), - поясняет Господь устами верными апостола. То есть плотские помышления сами по себе не входят в состав совокупности покорных Богу, не являются предметом в рамках объекта, множества покорных Богу и наполняемых Им жизнью помышлений. «Господи! и бесы повинуются (subiciuntur) нам о имени Твоем» (Лук.10:17), - с радостью говорят Христу Спасителю семьдесят учеников, возвратившиеся из порученной им миссии. Откуда следует, что падшие духи в нынешнем веке являются частью Дома Божия, но мятежной, а значит, не имеющей власти над Богом и Его народом, потому что не способны лишить вечной жизни возрожденного во Христе Спасителе человека. С такой точки зрения являются предметом в объекте Дома Божия нынешнего века. Однако могут в границах Промысла Божия, как субъекты, злодейски влиять на спасенных в вечную жизнь людей. В латинском языке, словом «предмет» обозначается часть, подчинённая (subiciuntur) всей совокупности предметов, включенная в их множество. От этого слова происходит и современное английское слово subject, в русском языке в данном контексте используемое в значении — предмет.

Необходимо отметить, что приставка суб- (sub-) обозначает подчинённость, более низкое положение по отношению к объекту — тому, что движется впереди, имеет более высокое положение, значение. Потому слово subicite (обладайте) (Быт.1:28) имеет значение призыва к подчинению, то есть воздействию на вещь, называемую в терминологии науковедения предметом, включенным (subiciuntur) в объект. Но также – и объектом, в детализации рассмотрения в свою очередь имеющим определённое множество предметов. В то же время лицо, к которому звучит призыв «subicite» (обладайте), называется субъектом, то есть подчиняющим. Путем трансформации морфологии действительное причастие «подчиняющий» может становиться страдательным «подчиняемый», в первом случае лицо совершает действие, как субъект, во втором – лицо испытывает на себе действие, являясь предметом воздействия. В таком латинском происхождении, но собственном развитии английское слово «subject» имеет три значения: предмет, субъект и объект [ii], в русском языке, как видим обозначающиеся тремя разными словами.

В выше представленном размышлении получив генетическое, то есть исторически открывающееся в Святом Писании и Предании Православной Церкви определение понятий субъекта, объекта и предмета научного исследования, с некоторым описанием филологического построения и структуры этих терминов, в развитии порядка научного исследования можно перейти от конкретного их содержания к отвлеченному, абстрактному. Как принято в логике и математике, с использованием соответствующей методологии. Если в реальности каждый предмет обладает своим набором существенных признаков, то их осмысление человеком позволяет понимать такие предметы более основательно, по-другому сказать, позволяет иметь о каждом предмете понятие. В логике, понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках [iii]. То есть каждое понятие о предмете содержит в себе определённое множество существенных признаков этого предмета (содержание понятия), а также и – соответствующее множество входящих в его состав предметов (объем понятия).

Если изменяется содержание понятия, то соответственно в обратной пропорции изменяется и объем понятия. То есть, если добавляется в понятие количество существенных признаков, то естественно, уменьшается количество соответствующих им, существующих в реальности предметов. А в случае рассматривания включенного в его состав одного из множества предметов это понятие становится родовой частью нового понятия этого предмета с его видовым отличием соответственно его существенным признакам. Таким путём предмет в более детальном исследовании становится родовым объектом, с его составляющим множеством предметов. Например, если к понятию ценность добавить признак «духовно-нравственная», то понятие «ценность» становится родовым, а духовно-нравственная ценность – одним из предметов в множестве иных ценностей, наряду с материальными.

И наоборот, если уменьшать количество индивидуальных существенных признаков, то предмет становится объектом исследования. Например, если от определения яхты удалить признаки наличия киля и паруса, по получится более общее определение – плавательное средство. Предельно общим понятием, с максимальным объёмом, является категория. По Канту, априорное (доопытное) понятие рассудка, условие возможности мышления [iv]. Логический и метафизический термин, введённый в науку Аристотелем, происходящий от древнегреческого «κατηγορία» [v] - обвинение, высказывание, признак. У Аристотеля понятие, включающее всё то, о чем можно помыслить, множество из основных десяти признаков вещей (категорий), первой из которых является субстанция. У Канта по отношению к рассудку сокращающееся до четырёх: категории количества, качества, отношения и модальности. Ныне, как правило, это множество, состоящее из трех элементов: вещь, свойство, отношение.

«Ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший (κατήγορων) на них пред Богом» (Откр.12:10). По происхождению слово состоит из двух частей, κατά (на, сверху, через, против...) и ἀγορά (площадь, рынок, народное собрание) и имеет значение обвинения, в том числе ложного – клеветы, брани, порицания. По сути являющегося обобщенным мнением, высказыванием группы лиц. Отсюда и значение наиболее общего понятия. При этом истинным в полноте мнением, высказыванием и понятием обладает, как открывается далее в тексте, Христос Спаситель, кровью Которого омываются грехи и даруется победа над смертью всякому человеку, кающемуся в преступлениях и покоряющемуся Христу Спасителю – Истине.

«Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?» (Ин.8:10) – говорит Христос Спаситель приведённой на суд блуднице. Не пытавшейся убежать от правосудия, как её обвинители, а готовой принять от Христа любое решение. В устах Христа – самое общее из верных мнений и высшее в правосудии, происходящее от в полноте Бога и в полноте человека. По слову апостола Христова: «Ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота… ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.1:19; 2:9). По ветхозаветному пророчеству, «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (С нами Бог)» (Ис.7:14). От полноты же Божества во Христе обитает и полнота всего открываемого Им человеку спасительного знания, в том числе истинных понятий и их категорий в логике и справедливых решений в правосудии.

Понятия являются неотъемлемой частью научного, в том числе богословского познания. То есть познания, базирующегося не на склонном к ошибкам обыденном мышлении, а на мышлении научном, основанном на строгих законах логики. Поэтому в сформулированных определениях понятия максимально точно и истинно отражают изучаемые предметы, явления, процессы. Понятия же подразделятся на виды, поэтому с ними могут совершаться логические операции сравнения, ограничения и обобщения, деления, классификации, операции с классами. На основе понятий создаются суждения. В суждениях содержатся связи между определёнными понятиями в раскрытии связей их предметов с их признаками или с иными предметами, в утверждении или отрицании таких связей, в доказательстве истинности или ложности самих суждений. При этом в уточнении и углублении понимания окружающего мира рождаются новые суждения — суть новое истинное знание, как результат плодотворного научного труда.

В родовидовом формулировании понятий: субъект, объект и предмет в окружающей действительности, используем категорию – вещь, а из категорий: свойства и отношения, берём отдельные признаки, присущие описываемым разновидностям вещей.

Субъект – вещь, которая воздействует на иные вещи действительности, может подчинять их себе, преобразовывать их и преобразовываться в иные вещи, иметь иные результаты, в механике это имеющее значительную потенциальную или кинетическую энергию тело, в обществе это творческая личность или коллектив таковых в познании и освоении действительности.

Объект – вещь, на которую воздействует субъект, которая включает в себя определённое множество конкретных предметов, при обобщении, если не является категорией, может обретать свой родовой объект и становиться видовым предметом, является частью познаваемого и осваиваемого человеком окружающего мира.

Предмет – вещь, которая является частью объекта, элементом конечного множества иных элементов, предметов одного уровня обобщения, на которую целенаправленно воздействует субъект, которая при детальном рассмотрении становится родовым объектом с множеством включенных в него видовых предметов, является конкретной частью в общем объекте.

Наука и научная деятельность, в том числе научные исследования, являются частью окружающей действительности, множества её вещей, имеют свой субъект, объект и предмет с их соответствующими определениями, свойствами и отношениями.

Субъект науки – лицо или группа лиц, осуществляющих научную деятельность.

Объект науки – окружающая действительность или её часть, на которую направлена научная деятельность её субъекта.

Предмет науки – часть объекта науки, элемент множества иных элементов, предметов одного уровня обобщения, на который целенаправленно воздействует субъект научной деятельности, который при детальном рассмотрении становится родовым объектом с множеством включенных в него видовых предметов, является конкретной частью в общем объекте познаваемой и осваиваемой субъектом науки действительности.

Итак, на пути эффективной организации научных, в том числе богословских исследований в процессе познания и освоения человеком окружающей действительности необходимо ясное понимание и точные формулировки понятий субъект, объект и предмет реальности и науки, уточнение которых произведено в данной работе путем генетического и родовидового формирования понятий. Что весьма важно для достижения человеком и обществом поставленных Господом целей, обретения во Христе Спасителе и Святом Православии полноты приготовленных ему Богом благ века сего и будущего жизни вечной.


 

Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru

Опубликовано: 2023.07.21

 

Калашников Ю.В. Субъект, объект и предмет в реальности и науке. [Электронный ресурс] / Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/cult/cult-sub-sn.html, (дата публикации: 2023.07.21).

 

ПРАВИЛА САЙТА

ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ 
© КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2023 

 



[i] Терминология на латыни здесь и далее по тесту соответствует латинскому переводу Святого Писания (Вульгате).

[ii] ABBYY Lingvo x3. Электронный словарь.

[iii] Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических вузов. - Изд. 5-е. - М.: Юрист, 1998, - 256 с. С. 30.

[iv] Энциклопедический словарь [Текст] / под ред. проф. И. Е. Андреевского. - Санкт-Петербург : Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, 1890-1907. - 24 см. Т. 14а. - 1895. - II, 481-960 с.  С. 723. https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003924232?page=253, (дата обращения 19.07.2023).

[v] Терминология на греческом языке здесь и далее по тесту соответствует Новому Завету на греческом языке.