ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

Школа / Журнал / Культура / Культура и домостроительство Божье

 

Культура и домостроительство Божье 

«Мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение» (1Кор.3:9), - говорит апостол Павел о народе Божием, о причастниках Христу и Его Церкви. Божия нива в данном тексте Библии на латыни (Вульгате) пишется «Dei agricultura», то есть Божественная культура, как аналогия возделывания земли, где агро – от лат. ager или греч. γεώργιον (георгион), поле, а культ – от лат. culter, нож, используемый и для заклания жертвенного быка, cultio – возделывание, разрезание, например, земли сохой. От этих латинских слов берут свое начало в русском и иных европейских языках некоторые производные слова в совокупности имеющие общее происхождение. Такие как культура сельскохозяйственная, с её возделыванием земли, растений или животных, культ религиозный, с его жертвоприношениями в почитании вышнего. Культура в обществе, как достижение его членами должного уровня социальной и духовной зрелости, в созидании и сохранении общественного порядка, согласия и мира.

Поясняя суть культуры, апостол Павел употребляет понятие Божьего строения или домостроительства, как процесса, в выражении «Вы Божия нива, Божие строение (греч. οικοδομή)» (1Кор.3:9). Здесь культура отождествляется со строением и продолжающимся созиданием. Слово οἰκοδομή, встречается еще у Гомера (VIII век до РХ), состоит из двух корней: οἶκος — греч. дом, семья и δῶμα — греч. кровля, здание, дом. В Новом Завете эти слова употребляются в разных формах, в общем обозначая: здание, созидание, назидание. «Бж҃їе тѧжа́нїе» (1Кор.3:9), - так словосочетание «Божья нива» пишется в Библии на славянском языке, обозначая ниву, пашню, как стяженный, для труда обретенный от Бога удел. Подобно тому как после сотворения первого человека «взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15). Так открывается сущность культуры, как происходящей от Бога и включающей Богасистемы с её материальными и духовными благами и ценностями, созидаемыми и передаваемыми следующим поколениям, во-первых, в назидании добрыми словами и примерами построения благих и плодотворных отношений с Богом, ближним и обществом.

Приступили однажды ко Христу ученики Его, «чтобы показать Ему здания (οικοδομας) храма» (Матф.24:1), указать Учителю на величие, красоту и благоустройство построенного народом храма. На что Господь ответил, что не останется там «камня на камне; все будет разрушено» (Матф.24:2). А затем указал на вечность и величие храма, творимого Богом, смиренного Ему человека. «Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный» (Мар.14:58), - говорит Спаситель о Его смерти и воскресении, о Его способности возвести плоть тленную и смертную в нетление и жизнь вечную. Человека из погибельного состояния возродить к жизни вечной, восстановить его по образу и подобию Божию, как первого Адама. «Небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня (οικον οικοδομησετε μοι)... Ибо все это соделала рука Моя... А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66:1,2). Так Господь указывает на место, где Он желает создать Его вечный храм — человека. А созидая смиренного Ему человека, как храм Божий, неизменно встраивает его Духом Святым в Единый Дом Божий — Церковь, и так возрожденные к вечной жизни души объединяет в вечное Тело Христа.

Христос Спаситель глава Тела ставит в нем «одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания (οικοδομην) Тела Христова» (Еф.4:11,12). Это созидание общего тела включает в себя множество частных случаев созидания отдельных его членов, спасающихся и освящающихся во Христе. Апостол Павел говорит о данной Богом священнослужителям власти над народом Божьим, предназначенной «к созиданию, а не к расстройству» (2Кор 10:8). Это созидание Церкви многообразно, но всегда происходит, во-первых в душах спасаемого народа и называется назиданием. При этом от каждого члена Церкви требуется «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Посему, отвергнув ложь, говорить истину... только доброе для назидания (οικοδομην) в вере» (Еф.4:22-29). Так в назидании человека, происходит созидание его веры и всего Тела Христова.

«Когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище (οἰκοδομή) на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2Кор.5:1), - учит апостол Павел. При этом земной наш дом, тленного человека и падшее в противлении Богу общество, его нынешнюю культуру, сравнивает с ветхой хижиной, ничтожным шалашом, и обещает в смиренной Христу и Богу части таинственно ввести в вечность, как часть творения Божьего, из века нынешнего простирающуюся в век будущий бесконечный. Этот небесный дом будущего века является взору человека Иоанном Богословом в Книге Откровения, как град Мира, о котором Господь говорит: «Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр.21:3). В этот град не войдет ничто нечистое, мерзкое и лживое, но только народ, избравший для себя стремление во Христе Спасителе к порядку Божию, миру и так — ко благам века и нынешнего, и будущего.

Для того чтобы процесс созидания в вышнем благоустройстве и мире святых душ и их Церкви, Тела Христа и Дома Божия, осуществления предвечного замысла Божия о мире и человеке был успешен и максимально эффективен, требуется достаточное им управление. В терминологии вероучения и жизни Православной Церкви этот термин звучит как «домостроительство Божие» и является частью «Промысла Божьего» о всем Его творении, в том числе о спасении человека. Святитель Григорий Богослов в Слове 45 отличает богословие, размышление о Боге и Его качествах, от Божьего домостроительства, размышления о Его управлении творением, в том числе, посредством Ему верных [1]. Как апостол Павел говорит о Церкви Христовой, в которой он призван быть служителем «по домостроительству (οικονομιαν) Божию» (Кол.1:25), вверенному ему. То есть управлением и властью Бога апостол получил управление и власть над Его народом, чтобы исполнить Его волю Божью. От этой власти Христа и апостолов по преемству получают власть все епископы Церкви Православной. При этом каждый из них должен быть «непорочен, как Божий домостроитель (οικονομον — гр. иконом)» (Тит.1:7).Как достойный руководитель в своей части дела вышнего Божьего управления Церковью, Домом Божьим, всем человечеством, его культурой.

Более чем за тысячу лет до Рождества Христова автор Божий Моисей описывает в первой книге Библии, как «взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать (עבד‎- евр. делать) его и хранить его» (Быт.2:15).Так это слово переводится и в славянском тексте. Однако в истории развития языка работа по возделыванию земли, как правило, производимая с помощью инструментов, для отличия от иного труда человека стала называться культивированием, от слова культ (лат. нож, соха), инструментов, широко используемых в сельском хозяйстве. Соответственно, слово «культура» впервые встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234-149 г. до РХ) «de agri cultura» (160 г. до РХ), одном из ранних памятников латинской прозы. Культура у автора является не простым возделыванием земли, а связана с понятием ценности и нравственности в отношении к земле и труду на ней, как обязательном условии получения доброго плода. Отсюда в латинском языке этот термин имеет еще и значение воспитания, образования, развития.

Потому развитая в современности культура неизменно включает в свои базовые нравственные принципыи патриотизм, почтительное отношение к Родине и Отечеству, народу одних отцов и земле, на которой этот народ родился и обитает. Как еще и в древности Марк Тулий Цицерон (106-43 до РХ) в «Тускуланских беседах» употребляет слово культура в контексте философии, называя её «культурой души». Далее, историк и юрист Самуэль Пупендорф (1632-1694) отличает человека культурного, образованного от естественного, необразованного. В 1782 г. выходит книга филолога Иоганна Аделунга «Опыт истории культуры человеческого рода», открывая термину культура путь в более широкий научный и повседневный оборот. Иммануил Кант (1724-1804) отмечает отрыв культуры производственной, технической, цивилизации, от культуры человека и общественных отношений и видит в этом причину многих бед человечества.

«Премудрость построила себе дом» (Прит.9:1), в Септуагинте: «Σοφία οἰκοδομησἑν ἑαυτη οἰκον». «Мы соработники у Бога, а вы Божия нива (агрикультура — лат.), Божие строение (θεου γεωργιον θεου οικοδομη εστε)» (1Кор.3:9). Так устами авторов Ветхого и Нового Заветов Господь открывает и утверждает истину о Божьем Доме, суть о Церкви и Культуре, о её простирающемся от сотворения мира и в вечность вынем управлении — домостроительстве, о её происхождении и развитии во Святой Троице от Бога и Богом Словом — Христом Спасителем Сыном Божьим. А также посредством труда и всей полноты Его Единой Святой Церкви с Его ангельским миром и с Его спасенным во Христе народом. Так открывается истина о происхождении и восприятии совокупности благих каждому человеку и всему обществу плодов этого чудного Промысла Божия. Где Бог является основным созидателем Его Дома — суть Церкви и Культуры, а человек – Его скромным сотрудником, с вкладом пропорциональным смирению Его вышней воле, правде и закону. Близость человека к Богу, Его истине и труду, соответственно приближает человека ко многим даруемым свыше плодам — благам нынешнего и будущего века.

Исходя из выше сказанного, на основании Святого Писания можно утверждать, что домостроительство Божие, то есть Божие управление Церковью на пути спасения человека во Христе в жизнь вечную является управлением Домом Божьим, который называется также и Культурой. Где различные термины: Дом Божий, Церковь и Культура имеют одно и то же значение. Применив обобщение и системный подход, можно сказать что, Православная Культура, как Православная Церковь, суть единственная и единая Церковь Христова, является системой с ее системообразущим фактором – Богом, а также многими ее элементами и связями, созданными Богом, как Творцом всего существующего, и поддерживаемыми в должном порядке Им, как Промыслителем всего, в определенных отношениях. Эти отношения регулируются и охраняются Богом в соответствии с Им же установленными и открываемыми в необходимой мере человеку законами должного существования всего творения, в том числе, человека и его общества.

Под культурой, в изъятом из вероучения и жизни Православной Церкви понимании, подразумевается часть свойств и функций Церкви. Каковым было понимание и использование термина культура в дохристианские времена в античном мире или во времена отхода общества от христианства в свободомыслие и безбожие в эпоху Просвещения. Или в случае использования термина в отдельных сферах бытия человека, его общества, хозяйства. Например, как культуры речи, культуры сельскохозяйственной, культуры отношений, культуры производства и так далее. В возвращении же общества к его духовным основаниям, в России после падения атеистического режима Советского Союза, к вероучению и жизни Православной Церкви, так же в науке и практике — к православному богословию и духовности, термин «культура» обретает более глубокий и широкий смысл.

На таком основании восстанавливается истинная спасительная во Христе и Боге вера и культура. Что в свою очередь ведет во Святом Православии к развивающемуся, неотступному духовному восстановлению и укреплению человека, его семьи и общества. Например, к единству народа и регионов бывшего Советского Союза и Российской империи в историческую Святую Русь, под омофор Патриарха Московского и всея Руси с её столицей Москвой. В процессе поражения, а затем и падения воинствующего атеизма официально безбожной власти Советского Союза его народ, несмотря на некоторые духовные свои отступления и происки враждебных сил, все более и более укрепляется во Святом Православии. Потому что свою жизнь, в том числе, правовую систему общества, начал строить не на пустой, заполняемой падшим духовным миром, в отрыве от Бога и Его Церкви идеологии, а на тысячелетия складывающемся духовном основании вероучения и жизни Православной Церкви.

По причине такой духовно-нравственной составляющей нашего народа и его законодателей в ст. 3 "Основ законодательства Российской Федерации о культуре" от 1992 г. [2] упоминаются духовные ценности и дается ряд определений из сферы культуры, таких как культурная деятельность, культурные блага, творческий работник, культурное достояние, как совокупность культурных ценностей, народов Российской Федерации, а также организации, учреждения, предприятия культуры. В ст. 671 Конституции России указывается на идеалы и веру в Бога, обретенную нами от предков [3]. В преамбуле Закона РФ «О свободе совести...» признается «особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» [4].

Используя определения указанных законов, на основании выше рассмотренных библейских текстов и вероучения Православной Церкви далее дается научно-богословское определение самой культуры, которое и в Святом Писании, и в законе отсутствует, но рассмотрено выше в генетическом аспекте и может быть сформулировано логическим родовидовым путем.

Культура – духовные и материальные ценности и блага, деятельность субъектов их создания, сохранения, освоения и распространения, передачи из поколения в поколение, которая совершается на основании определённых идеалов, норм и образцов поведения человека в обществе.

Это определение составлено в самом абстрагированном от действительности содержании. Соответственно может использоваться для описания всей системы Божьего творения и управления им, а также и для отдельных его частей и сфер, как то культура мышления, речи и так далее... Во всем же многообразии, полноте и вечно культура существует в Боге и является в мире Его Словом, творящим мир и человека для владения его уделом, как «сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему… и сотворил» (Быт.1:26,27). Затем даруется в заповеди Бога первому Адаму, когда Он взял человека, и «поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать (le cultiver — в фр. Библии) его и хранить его» (Быт.2:15). Всегда совершается мудростью и силой Бога, Его благодатью, действующей непосредственно и через контролируемый Им мир и, во-первых, через послушный Ему народ. Христос Спаситель вразумляет весь народ: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан.15:5).

Откуда следует, что культура, как уже и отмечалось, является системой, а Церковь, Тело Христово и Дом Божий, а также Культура в полном духовном смысле, как Нива Божия или Господень Виноградник являются названиями одной и той же вещи окружающего бытия. В итоге получается, что культурой совершенной, истинной, собственно культурой благодатью Божией ведущей человека и общество смиренных Богу к вечному единству во Христе с Богом и так к совершенству, является культура Православной Церкви. Именно в ней обретается полнота приготовленных Богом человеку благ нынешнего века и вхождение верных Христу и Его Церкви Православной в жизнь благую, совершенную и вечную века будущего.

В использовании краткого определения и отмечаемой православной основы, как научной богословско-философской методологии, формулируется точное распространенное определение культуры.

Культура – часть Божественного естества и творения, являющаяся миру Словом Божьим, Христом Спасителем, деятельностью Бога, смиренного Ему человека и ангельского мира — субъектов создания, сохранения, освоения, распространения и передачи из поколения в поколение, а также в вечность её духовных и материальных ценностей и благ, в совокупности всех элементов вечный Дом Божий и Тело Христово, Церковь Православная — носительница в её отношениях духовно-нравственных и эстетических идеалов, норм и образцов поведения, определяемых Богом и открываемых Им спасаемому в вечность человеку непосредственно и посредством вероучения и жизни полноты Церкви.
 


[1] Григорий Богослов. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского: Т. 1-2. - Санкт-Петербург : П.П. Сойкин, [1912]. - 2 т.; Т. 1. - С. 661. URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01004008516?page=669, (дата обращения: 2021.12.11).

[2] Закон РФ от 09.10.1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/104540/paragraph/53, (дата обращения: 2021.12.11).

[3] Конституция Российской Федерации. ст. 67 , URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/45704, (дата обращения: 2021.12.11).

[4] ФЗ РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/171640/paragraph/3, (дата обращения: 2021.12.11).

 

Статья написана на основании переработки и дополнения главы «Культура» из книги: Калашников Ю.В. «Православная культура: предмет, функции, динамика, методология» [Электронный ресурс] / Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. – 153 с. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/cult/lcultmn.pdf, (дата публикации: 2021.05.17).

 

Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru

Опубликовано: 2021.12.11

Калашников Ю.В. Культура и домостроительство Божье. [Электронный ресурс] / Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/cult/cult-building.htm (дата публикации: 2021.12.11).

 

ПРАВИЛА САЙТА

ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ 
© КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2021