Дневник чтения
Священного Писания
титул  самостоятельная  реестр  дневник

 

Отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь (1Пет.2:1-3)

Для понимания сути этих размышлений и более того, для уяснения личного Откровения Господня, необходимо в благоговении и молитвенно читать предлагаемые Церковью места Священного Писания в контексте глав, книг, во свете Священного Предания, учения и служения Православной Церкви. Помня, что во Христе мы умираем для возвращения в суету непотребных дел, но тут же воскресаем со Спасителем, для умиротворенной в Нем жизни, для укрепления в Его могуществе и утверждения в Его вере, для дальнейшего непрестанного насыщения Словом Божиим и Духом Святым, понимания языка Господа Бога Творца и Промыслителя, для общения с Отцом Небесным и Его детьми, по образцу Святой Троицы, в Церкви Христовой Православной, для возрастания в меру отцовства и блаженного труда в заботе о ближнем, для вечного единения с Богом и всеми святыми, просиявшими в каждом уделе Божием, в Господней мудрости и любви, силе и славе.

25-я Неделя по Пятидесятнице
2013.12.15 (2) Прор. Аввакума

Марка 16:9 – 20 Утр.

- Кто будет веровать и креститься, спасен будет;
а кто не будет веровать, осужден будет (Мар.16:16)

Спасает же Господь Христос, вводя человека в мир Божий, особое спокойствие в равновесии сил и воссоединении движения и жизни смиренных с таковыми Бога. По Слову Господню, звучащему народу с пророческой башни наблюдения за вышней правдой и соответствием ей жизни общества, скорбному для не слышащих Его нечестивых и ободряющему всем святым во Христе душам Божиим:

- …Вот, душа надменная не успокоится,
а праведный своею верою жив будет… (Авв.2:4).

Но только во Христе Спасителе, в причастии Его Телу и жизни, Церкви Божией, Её труда и воинствования. Не отрываясь в погибельные секты и шайки нечестивых, не уходя в ереси и расколы, не обольщаясь пустыми фантазиями человеческого энтузиазма, но любовью возвращая души в единство с неизменно Любящим и Благодеющим всем сотворенным Им душам. Всегда – в единство с Единым. Потому что…

Ефесянам 4:1 - 6 Лит.

- Одно тело и один дух,
как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
один Господь, одна вера, одно крещение,
один Бог и Отец всех, Который над всеми,
и через всех, и во всех нас. (Еф.4:4-6)

Луки 18:18 – 27

- Что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог… (Лук.18:19), - отвечая, спрашивает Христос мудрого учителя, задает вопрос ему о Его Божественной сущности. На который отвечает Его народ Церковь Христова:
- Христос истинный Бог и жизнь вечная, Благо Спасения всему миру, во всех народах и во все времена (1Ин.2:2), только не всем в жизнь вечную, а тем которые приняли Его дар Спасения и жизни блаженной не имеющей конца (Ин.1:12, 2:18). Что не сокрыто от смиренных Господу в веках прошедших, настоящих и будущих. О чем говорит пророк Аввакум, сокрушаясь среди зла и плача о приближающейся беде его нечестивому народу, но радуясь и торжествуя Богу его спасения от скверн и обретения благодати вечной жизни в непреходящем процветании души и славе Божией:

- Хотя бы не расцвела смоковница
и не было плода на виноградных лозах,
и маслина изменила, и нива не дала пищи,
хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах,
- но и тогда я буду радоваться о Господе
и веселиться о Боге спасения моего.
Господь Бог - сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя
и на высоты мои возведет меня! (Авв.3:17-19)

Восстановленные же из погибельных скверн в святость небес, возведенные к горним обителям перед писанные благословенной рукой образа и перед созижденные рукой Спасителя лики святых, укрепляемые на понимание и исполнение всякого доброго и угодного Богу дела, блаженно и с умиротворенными во Христе сердцами мы поем в нынешний день в единой благодарности и хвале Богу:

Возгласивый вселенней от юга пришествие Божие от Девы,
Аввакуме богоглаголиве,
и на Божественней стражи предстоянием
слышания от светоносна Ангела
Христово Воскресение возвестил еси миру,
сего ради весело зовем ти:
радуйся, пророков светлая доброто.
Кондак пророка Аввакума

 

25-я Неделя по Пятидесятнице
2012.11.25 (12)

Марка 16:9 – 20 Утр.

- Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мар.16:15)

Ефесянам 4:1 - 6 Лит.

- Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны (Еф.4:1)

Луки 10:25 – 37

- Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим,
и ближнего твоего, как самого себя (Лук.10:27)

- Господь призывает нас в Его Отцовское присутствие, исключительно по Его любви к нам и милости. Наполняет Его благодатью и посылает явить её в мир. Его правду и любовь, открытые во Христе Сыне Его, умершем за наши грехи для оправдания нашего, в третий день воскресшего, восшедшего на небеса  и ходатайствующего ныне за всякую душу, призывающую имя Его во свое спасение.

По закону греха, каждый нарушивший Закон Бога Царя Вседержителя неба и земли должен умереть (Быт.2:17; Гал.3:10). А это все мы (Рим.3:23). По Закону же духа жизни и человеколюбию Царя и Отца Небесного мы оправдываемся смертью и воскресением Христа Сына Божия, если веруем в Него и принимаем Его, как Спаса нашего (Рим.8:2). Это краткая истина называется Благая Весть или Евангелие Царства.

Эту истину мы призваны нести в мир, проповедав Её устами, а более продемонстрировав в своей жизни, по отношению к Богу в исполнении Его заповедей и воли и по отношению к ближнему своим участием в восполнении его истинных нужд. Но только не погибельных вожделений и притязаний, чтобы не быть соучастниками действия в его жизни человекоубийцы сатаны. Ближним является в нашей жизни тот, кого Господь ставит рядом с нами, кому может прикоснуться наша душа и помощь в нуждах.

Осознание и достойное исполнение призвания быть во Христе детьми и тружениками единого Бога дарует человеку многие блага, но и имеет условия. Любить ближнего, как любит его Господь, обретать для этого силу от Бога, иметь в этом долготерпение и смиренномудрие, сохранять единство духа и мир Божий в сердцах и между собой.

- Так поступай, и будешь жить (Лук.10:28), - обещает всем смиренным Богу Христос и всегда Духом Своим Христовым, верным народом и ангелами пребывает с нами рядом, как истинный ближний и совершенно заботящийся о нас Сын Божий.

 

26-я Седмица по Пятидесятнице Понедельник
2013.12.16 (3)

1Тимофею 1:1 – 17

- Цель же увещания есть любовь
от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры,
от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие,
желая быть законоучителями,
но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.
А мы знаем, что закон добр,
если кто законно употребляет его… (1Тим.1:5-8)

Закон Божий – суть в его полноте основание, содержание и границы любви, как совокупности вечного совершенства Божия (Кол.3:14).

Луки 20:27 – 41

- Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. (Лук.20:38)

Бог вечен, не имеет начала и конца, не имеет границ, но творит все в Его порядке и мере. Особым творением Господь создает человека, по Своему образу и подобию, для вечности с его Творцом, спасает в грехопадении, так как не может отречься Своих намерений и Своего вечного. Если только человек не отрекается Бога, то обретает и в своем несовершенстве причастие Божьему совершенному и бесконечному. Но не в нарушение вечного непреложного Закона, в том числе, закона греха и смерти (Рим.6:23), а в исполнении его на Кресте Сыном Божиим Христом Спасителем.

Чтобы было, как учит Христос: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек, - а затем спрашивает каждого из нас, - Веришь ли сему?» (Ин.11:25,26). Его словам, произнесённым во Христе Сыне Божием, ныне звучащим в устах Церкви Христовой, научающим правде и любви, ведущим к крепости и совершенству, от века изрекаемым во пророках, например Софонией:

Господь Бог твой среди тебя,
Он силен спасти тебя;
возвеселится о тебе радостью,
будет милостив по любви Своей,
будет торжествовать о тебе с ликованием (Соф.3:17)

Господь силен спасать человека в вечную жизнь, но обретают это Спасение, только те, кто ныне предает Ему свою душу, на молитву и слушание Его Слова, в обретение Его мудрости и любви, на исполнение Его благодатью Его правды и закона, суда и милости. На служение Церкви, ходящей перед образами и ликами Вечного Живого и Его вечных и живых, в неизменном причастии Его Церкви в нынешнем веке Воинствующей, а в вечности уже Торжествующей (Евр.12:23) и Прославленной (2Кор.3:11).

26-я Седмица по Пятидесятнице Понедельник
2012.11.26 (13) Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского (407)

Иоанна 10:1 – 9 Утр.

- И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. (Ин.10:4,5)

Евреям 7:26 – 8:2 Лит.

- Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек (Евр.8:1,2)

Иоанна 10:9 - 16

- Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. (Ин.10:10,11)

Господь собирает смиренный во Христе народ в семью детей Божиих, Отечество непреходящее Церковь Тело Христа. Христос есть Глава Церкви (Еф.1:22). Он же посредством мудрого спасенного во Христе и вразумленного в Святом Православии народа поставляет начальствующих в обществе, в Церкви, семье, в местном и государственном управлении, на предприятиях и в учреждениях народного хозяйства. Как первых учителей и организаторов порядка Господня. Они призываются благодатью Божией вести народ на праведный труд и воинствование, ко многим дарам и плодам Господним, к крепости душ, семей, всякого Отечества во Христе и Святом Православии.

Народ же призван знать голос своего Пастыря Господа Христа, не путая его с голосами слащавых и грозных бесноватых, коварных и простых, буйных и расслабленных злодеев и нечестивцев. Только зная Господа, народ познает голоса и лица верных Его душ Господних, истинных отцов и руководителей общества. Говорит же Христос Словом Божиим из Святого Писания и Предания Церкви Православной, также поступает и Его верный народ в своих, в своих душах и Церкви, семьях и Отечестве, в международных отношениях общаясь универсальным языком Божьим – Его любовью.

- Не безрассудно ли учить детей искусствам, посылать их в училище, ничего не жалея для такого их образования, а о воспитании их в наказании и учении Господнем не заботиться? За то-то сами мы и пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержанными, непослушными, развратными! Не будем же поступать таким образом и послушаем увещания блаженного Павла: станем воспитывать детей своих в наказании и учении Господнем, подадим им пример благочестия, заставим их с раннего возраста упражняться в чтении Священного Писания. Ах! Я постоянно говорю это; только мне думается, не напрасно ли я теряю слова свои? Но при всем том я не перестану говорить об этом: это - мой долг. Так учит нас Иоанн Златоуст в его «Уроках о воспитании», и вся Церковь Христова в Её служении человеку и миру.

- Итак, не будьте нерассудительны,
но познавайте, что есть воля Божия.
И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство;
но исполняйтесь Духом, назидая самих себя
псалмами и славословиями и песнопениями духовными,
поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
благодаря всегда за все Бога и Отца,
во имя Господа нашего Иисуса Христа,
повинуясь друг другу в страхе Божием. (Еф.5:17-21)

Будем же по вразумлению апостольскому в послушании Отцу Небесному и, как Он повелевает, в почтении к родителям и к ближнему, к Святым Отцам и просветителям прошлого, нынешним отцам и владыкам Церкви, начальствующим в обществе, особенно, к говорящим Словом Божьим и поступающим благодатной Его силой, мудростью и любовью Христовой во Святом Православии. В молитвах Богу и Его святым, в неизменных  славословиях и благодарении Всевышнему.

Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать
вселенную просвети:
не сребролюбия мирови сокровища сниска,
высоту нам смиренномудрия показа,
но, твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте,
моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.

1Тимофею 1:1 – 7 Ряд.

- Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры… (1Тим.1:5)

Луки 14:12 – 15

- Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! (Лук.14:15)

Блажен кто рядом со Христом Спасителем Царем нашим (Мф.5:2; 25:34; Дан.7:13,14; 1Кор.15:27), внимающий Его мудрости и совершающий Его труд любви, вкушающий в Его Царстве и насыщающий силой и благодатью Божией все души Господни, Словом Божиим Хлебом нетленным – во укрепление души и духа, и пищей тленной – во укрепление плоти нашей на сотворение всего по Слову Божию, доброго и угодного Отцу Небесному. Возвращая души из погибельных гадючьих сатанинских гнезд, шаек нечестивых, сект, расколов (Мф.3:7; 12:34; 23:33; Лук.3:7; Ин.8:42; Ис.59:5) в единую семью детей Божиих (Ин.1:12,13; 3:3-17; Мф.6:9), в полноту Христа (Кол.2:9-13) во Святую Церковь Православную. Силой благодати Божией распространяясь душой до крав земли, служа ближнему и всему миру, храня свое сердце, семью, Отечество и мир между народами от нечестивых и беспорядочных (Мф.7:6; 25:34-46; Прит.4:23; 2Кор.6:13-18; 2Фесс.3:2), для Христа и в Нем блаженства жизни вечной сего и будущего века.

 

26-я Седмица по Пятидесятнице Вторник
2013.12.17 (4)

Матфея 24:1 – 13

- …По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. (Мф.24:12,13)

От непрерывного созерцания беззаконий и глупостей падшего мира приходит поглощение души болотом зла, а от созерцания Бога и Его Слова – мудрость просвещенного здравого разума, добро и благо жизни.

1Тимофею 1:8 – 14

- Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего,
что Он признал меня верным, определив на служение,
меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик,
но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии;
благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе. (1Тим.1:12-14)

Спасительное же ведение Истины и способность видеть Бога, действующего Его великой силой любви в мире, приходит от учителей, научающих полноте правды Божией во Христе Спасителе. Апостол Павел имел учителем Самого Христа, вразумлявшего его Истине лично, через иудейских законников и фарисеев, через тех, кто проповедовал ему, гонителю Церкви Христовой, подписываясь под Словом Божиим своей кровью, проливаемой как семя спасительной веры Церкви Христа.

Явление плодов такого семени и есть чудо Спасения душ человеческих Кровью Христа и Его Словом, действующих в устах и жизнях верных Богу учителей.

Луки 21:12 – 19

- Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам... (Лук.21:15)

Господь обещает это Его верным труженикам, непрестанно пребывающим в Слове Божием, Его понимании и исполнении. Это Слово поселяется в верных Христу и Богу душах и говорит их устами и более того – всей их святой Христу жизнью. Как объясняет Апостол Павел: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:19,20). И далее наставляет…

Галатам 3:23 – 29 Вмц.

- До пришествия веры мы заключены были под стражею закона,
до того [времени], как надлежало открыться вере.
Итак закон был для нас детоводителем ко Христу,
дабы нам оправдаться верою (Гал.3:23,24)

Такой закон чистоты обитает в жизни святой Варвары, воспитанной вдали от мирского разврата. Он же благодатью Божией в наставлении Церкви приводит её душу в веру Христову и жизнь вечную, действием Христа Спасителя являет миру и ныне великие чудеса её земной и небесной жизни, наказывает по Закону нечестивых и благотворит по вере смиренных Богу во Христе и Его Церкви.

«Святая великомученица Варвара жила и пострадала при императоре Максимиане (305—311). Отец ее, язычник Диоскор, был богатым и знатным человеком в г. Илиополе Финикийском. Рано овдовев, он сосредоточил всю силу душевной привязанности на своей единственной дочери. Видя необыкновенную красоту Варвары, Диоскор решил воспитать ее, скрывая от посторонних глаз. Для этого он построил башню, где, кроме Варвары, пребывали только ее языческие учителя. С башни открывался вид горнего и дольнего мира Божиего. Днем можно было смотреть на лесистые горы, на быстротекущие реки, на равнины, покрытые пестрым ковром цветов; ночью согласный и величавый хор светил являл зрелище невыразимой красоты. Вскоре девушка стала задавать себе вопрос о Причине и Создателе столь гармоничного и прекрасного мира. Постепенно она укрепилась в мысли, что бездушные идолы — творение рук человеческих, которым поклоняются ее отец и учителя, не могли столь мудро и великолепно устроить окружающий мир. Желание познать истинного Бога так захватило душу Варвары, что она решила посвятить этому жизнь и провести ее в девстве.

А слава о ее красоте распространилась в городе, и многие домогались ее руки, но она, несмотря на ласковые уговоры отца, отказывалась от брака. Варвара предупредила отца, что его настойчивость может окончиться трагически и разлучить их навсегда. Диоскор решил, что характер дочери изменился от замкнутой жизни. Он позволил ей выходить из башни и дал полную свободу в выборе друзей и знакомых. Девушка встретила в городе юных исповедниц веры Христовой, и они раскрыли ей учение о Творце мира, о Троице, о Божественном Логосе. Через некоторое время Промыслом Божиим в Илиополь приехал из Александрии под видом купца священник. Он совершил над Варварой таинство Крещения.

В то время при доме Диоскора строилась роскошная баня. По приказу хозяина рабочие готовились сделать в ней два окна на южную сторону. Но Варвара, пользуясь отсутствием отца, упросила их сделать третье окно, во образ Троичного Света. Над входом в купальню Варвара начертала крест, который прочно запечатлелся на камне. На каменных ступенях бани остался «лед ее ноги, из которого забил источник, явивший впоследствии великую целебную силу, которую Симеон Метафраст, описывая страдания святой мученицы, сравнивает с животворной силой струй Иордана и источника Силоамского. Когда Диоскор вернулся и выразил недовольство нарушением плана постройки, дочь рассказала ему о познанном ею Триедином Боге, о спасительной силе Сына Божия и о тщетности поклонения идолам. Диоскор пришел в ярость, обнажил меч и хотел поразить ее. Девушка побежала от отца, и он бросился за ней в погоню. Путь им преградила гора, которая расступилась и скрыла святую в расселине. С другой стороны расселины был выход наверх. Святой Варваре удалось скрыться в пещере на противоположном склоне горы. После долгих и безуспешных поисков дочери Диоскор увидел на горе двух пастухов. Один из них указал ему пещеру, где скрывалась святая. Диоскор жестоко избил дочь,, а затем заключил ее под стражу и долго морил голодом. Наконец он предал ее правителю города Мартиану. Святую Варвару жестоко пытали: ее бичевали воловьими жилами, а раны растирали власяницей. Ночью в темнице святой деве, горячо молившейся своему Небесному Жениху, явился Сам Спаситель и уврачевал ее раны. Тогда святую подвергли новым, еще более жестоким пыткам.

Среди толпы, стоявшей близ места истязаний мученицы, находилась жительница Илиополя, христианка Иулиания. Сердце ее преисполнилось сочувствием к добровольному мученичеству красивой и знатной девушки. Иулиания также пожелала пострадать за Христа. Она начала громко обвинять мучителей. Ее схватили. Святых мучениц очень долго пытали: терзали крючьями тело, отрезали сосцы, обнаженными водили по городу с издевательствами и побоями. По молитвам святой Варвары Господь послал Ангела, который светозарной одеждой прикрыл наготу святых мучениц. Твердые исповедницы веры Христовой святые Варвара и Иулиания были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор. Возмездие Божие не замедлило постичь обоих мучителей, Мартиана и Диоскора: они были сожжены молнией.

В VI в. мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь. В XII в. дочь византийского императора Алексея Комнина (1081 —1118), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, перевезла их в Киев. В Киевском Владимирском соборе они покоятся и теперь.» [i]

Марка 5:24 – 34

- Кто прикоснулся к Моей одежде? (Мар.5:30)

И ныне Христос спрашивает нас: «Кто прикоснулся к Моей одежде?».
И ныне души прикасаются Его одежд, сокрушенным и трепещущим перед Его Словом сердцем простираясь в небесные выси перед образами, со крестным знамением исповедания веры Христовой дотрагиваются Его чудных животворящих со креста и одесную Бога Отца небесных одежд.
И ныне также смиренным неизменно исходит благодать мудрости и силы Божией, исцеления тел и душ, семей и всякого уповающего на Христа Отечества.

Всегда таковым касающимся Христа сокрушением сердец, погрязших во многих грехах и нечистотах мира, от Его Божественной святости и чистоты Агнца со Креста Христова даруется восстановление чистоты и святости тел и душ человеческих.

От века таковые и сами становятся источником благодати Божией, по слову Господню: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт.12:3).

Посему и молимся Пречистой Марии Деве Богородице и всем святым небесным Христовым, и святой Варваре, по плоти однажды великомучинице, а по душе и духу вечно блаженной святой и непорочной красе Божией, то же чудное несущей и в наши жизни.

Агнице всеблаженная Варваре,
Божественне озарившися Светом
Святыя Троицы Трисолнечным
и в купели утвердившися,
в побеждение лести отеческия
веру исповедала еси Христову.
Тем, всечестная, свыше благодать тебе дарова Бог
исцеляти недуги и болезни вся.
Егоже моли, великомученице,
да спасет души, наша.
Тропарь великомученицы Варвары

 

26-я Седмица по Пятидесятнице Вторник
2012.11.27 (14)

1Тимофею 1:8 – 14

- Мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его (1Тим.1:8)

Луки 14:25 – 35

- Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником. (Лук.14:27)

Господь Спаситель наш благодатью Отца избавляет от власти падшего мира духов и людей, от греха и смерти, дарует жизнь вечную. А на пути в небеса возлагает ответственность исполнения Закона Божия и Заповедей Христовых, но исполнения не своими силами, а благодатью Божией, которая непрестанно во Христе очищает смиренных от грехов (1Ин.1:9) и укрепляет на сотворение правды Божьей (Ин.15:5), во всей её полноте, открываемой нам во Христе Спасителе нашем. Это Божией благодатью блаженное познание и исполнение верными во Христе правды, закона, суда и милости Божией есть дарованный нам Крест Христов Животворящий.

Творцом человеку открыто Его Творение и содержащее в вышнем порядке его множество законов, которые позволяют видеть происходящие в окружающем нас мире Божием процессы, установленные Богом, как Творцом, и поддерживаемые Им, как Промыслителем. В духовном, невидимом мире и в видимой природе, в человеческой душе и обществе. Всю эту совокупность законов Божиих человеку нужно познавать и исполнять так, чтобы не нарушать ни один из них. Для этого необходимо использовать их в правильном соотношении, иерархии и последовательности, в соответствии с условиями их окружения во времени и пространстве. При этом учитывая, во-первых, Промысел Господень. И зная, что не человек для закона, но закон, открываясь, даруется Богом человеку для исполнения Его воли и правды.

Такие размышления проясняют светом Истины наш разум и жизнь, но также и озадачивают необходимостью много знать, чтобы не запутаться в исполнении воли Бога, в том числе, в применении Его законов, их соответствия быстро текущему времени и изменяющейся ситуации. А выход из этой сложной ситуации в том, чтобы всегда начинать с самого основного. Познания Заповеди Господней:

Господь, Бог наш, Господь един есть;
и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим,
и всею душею твоею и всеми силами твоими (Втор.6:4,5).

Так звучит исповедание веры Ветхого Завета, так с единого Бога начинается и Никео-Цареградский Символ Веры Православной Церкви.

- При начатии всякаго и слова и дела наилучший чин есть от Бога начати, и с Богом оканчивати, по глаголу Богослова, - гласит 1-е Правило Трульского VI Вселенского Собора Православной Церкви. Оно основано на 1 Правиле Декалога (Исх.20:2,3) и на учении Христа о несении человеком Креста Животворящего. И должно быть воспринято нами как наилучший путь обретения искомых нами благ. Во-первых, в призывании имени Бога, а затем в исполнении Его благодатью всего открываемого нам Его Словом для понимания.

Проблемы-то и возникают тогда, когда человек или общество нарушает порядок Божий в познании Его законов и в движении в окружающем нас бытии. Например, некоторые фарисеи отказывались должным образом заботиться о родителях, якобы используя имеющееся блага для Бога и Его Храма, и были осуждаемы Христом (Мар.7:11) в нарушении пятой Заповеди Декалога о почтении к родителям (Исх.20:12). С другой стороны, если человек, погибельно начинает заботиться о своей семье более чем об исполнении благой воли Божией, то опять спасительно обличается Христом в отпадении от Бога, Его жизни вечной и благ сего и будущего века.

Законное же употребление закона, как учит апостол Павел, дарует человеку правовой порядок и благоволение Бога. Укрепляет во Христе благодатью на понимание и исполнение с помощью закона воли Божией, очищает от заблуждений и восстанавливает силой Божией на путях правды, труда и плодов Божиих. Во Христе наполняет истинной верностью, мудростью и любовью и отправляет с этим «багажом» в семью, в супружество, в заботу о родителях и детях, а также и в Отечество небесное и земное, в Церковь Тело Христа и общество, на сотворение силой Божией во Христе и Святом Православии всего доброго и угодного Господу. Для обретения многих даров и плодов Божиих, во спасение многих душ и во славу Божию.

- Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником (Лук.14:33), - еще раз предупреждает Христос о силе жизни даруемой нам со Креста Христова. А если не так, то человек, даже слоняясь в своих вожделениях и грехах рядом с верными и трудящимися в Церкви Христовой Православной, пыжащийся и рисующийся духовным, но не знающий, как эта духовность обретается и как ему употребить дарованные Господом таланты, уподобляется глисту в здоровом организме или потерявшей вкус соли, которая «ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лук.14:35). А кто слышит Христа, обращается к Его источающему жизнь Кресту и никогда уже не оставляет Его вечных благ и славы Божией.

 

26-я Седмица по Пятидесятнице Среда
2013.12.18 (5)  Прп. Саввы Освященного

Луки 6:17 – 23

- …Пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. (Лук.6:18,19)

Высшее же здравие, которое дарует человеку Господь – блаженство. Особое состояние исцеления человека в причастии его Христу и Его Церкви, в вечную целостность и единство с Богом. От этого состояния приходят духовные плоды невидимого и видимого мира.

Галатам 5:22 – 6:2 Лит.

- Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. (Гал.5:22,23)

Эти плоды растит в жизни человека Христос Спаситель, обитая в душе человека Словом Божиим и Духом Святым, Его властью Вседержителя.

Матфея 11:27 – 30

- Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть… (Мф.11:27)

Сын же желает открыть путь Спасения всему миру, потому что «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин.2:2). Но не все души и сообщества принимают полноту здравия Христа и Спасение в жизнь вечную, а только причастники Его Церкви Тела и Дома Божия. А в Доме Божием – вышнего порядка, начиная от души, семьи, Церкви и Отечества и продолжая до краев земли в мире Христовом и Святом Православии.

«Преподобный Савва Освященный родился в V веке, в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. Одаренный ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Напрасно родители уговаривали святого Савву вернуться в мир и вступить в брак.

В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений. Проведя десять лет в обители Флавианы, преподобный отправился в Иерусалим, а оттуда в обитель преподобного Евфимия Великого. Но преподобный Евфимий (память 20 января) направил святого Савву к авве Феоктисту, настоятелю близлежащего монастыря со строгим общежительным уставом. В той обители пробыл преподобный Савва послушником до 30-летнего возраста.

После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере: лишь в субботу святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в Богослужении и принимал пищу. Через некоторое время преподобному разрешили совсем не оставлять затвора, и святой Савва подвизался в пещере в течение 5 лет.

Преподобный Евфимий внимательно следил за жизнью юного инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув (у Мертвого моря). Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели Ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.

Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу († 473), святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского († 475; память 4 марта). Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь.

Преподобный Савва основал еще несколько обителей. Многие чудеса были явлены по молитвам преподобного Саввы: среди Лавры забил источник, во время засухи пролился обильный дождь, происходили исцеления больных и бесноватых. Преподобный Савва написал первый устав церковных служб, так называемый «Иерусалимский», принятый всеми Палестинскими монастырями. Святой мирно преставился к Богу в 532 году.» [i]

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,
и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,
и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Савво, отче наш,
моли Христа Бога спастися душам нашим.
Тропарь преподобного Саввы

1Тимофею 1:18 – 20, 2:8 – 15 Ряд.

- Преподаю тебе, сын мой Тимофей,
сообразно с бывшими о тебе пророчествами,
такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними,
как добрый воин, имея веру и добрую совесть,
которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере;
таковы Именей и Александр, которых я предал сатане,
чтобы они научились не богохульствовать. (1Тим.1:18-20)

Благоговейный порядок Божий, Словом и Духом благодати свыше воспринимаемый Церковью, на прочном основании развиваемый, без повреждений и отступлений хранимый Нею, является основой успеха во всяком труде и воинствовании, в сотворении истинно доброго, даже не всегда приятными методами, иногда и истреблением противника физически или духовно, но всегда в сотворении всего, что только полезно для спасения человеку и обществу, смиряющемуся Богу, Его правде и закону, суду и милости. Вплоть до последнего Судного дня.

Луки 21:5 – 7, 10 -11, 20 – 24

- …Это дни отмщения, да исполнится все написанное (Лук.21:22)

Это дни наступления Судного Дня. Устрашимся же погибельности грехов в тот Последний День уже не подлежащих истреблению из жизни человека Крестом Христовым, но истребляемыми в озеро огненное вместе с полюбившим их нечестивым Богу человеком (2Пет.3:7-15). А ныне, «если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1:8,9).

 

26-я Седмица по Пятидесятнице Среда
2012.11.28 (15) Начало Рождественского поста

1Тимофею 1:18 – 20, 2:8 – 15

- Сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть (1Тим.1:18,19)

Луки 15:1 – 10

- Бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лук.15:10)

Господь Бог Главнокомандующий всех воинств небесных и земных ведет Свою армию к победе к освобождению душ Им творимых из под погибельной власти падшего мира в свободу детей Божиих в из необузданности лошаков в дисциплину народа Божия. Когда душа спасается от греха и находится у Господа, Церковь земная и небесная ликует победу, радуются ангелы, народ поет песнь и возносит славословия Всевышнему.

Человек же призван воинствовать, как добрый воин, не слащавый задолиз и не человекоугодник развратных, но в силе Христа Сына Божия, несущего от Отца истинную благодать смиренным Ему душам. Исполненный верой Божией, всей правдой, открываемой Господом и принимаемой внимающим Ему народом. Той верой, которая истинно укрепляет в свободе и благодати тружеников Божиих, точно и искренне исполняющих повеления Господни и обретающих Его чудные дары и плоды.

Первым шагом в воинствовании является, в прямом и переносном смысле, молитва, от первых вздохов проснувшегося организма и от первых помыслов о Господе во всяком деле человеческом. Просьбы Богу прикоснуться Его благой рукой к каждой душе до края земли, и каждому даровать благо, в соответствии с его смирением и по милости Божией. Господь же знает, что является самым лучшим для каждого человека. Он желает, чтобы спаслись все. Только не все принимают этот дар Спасения во Христе и Святом Православии, заблуждаясь в помыслах и поступках, в ценностях и путях их достижения.

- С чего начать?

Всякому мужчине нужно начать возносить молитвы Богу, не в лицемерной демонстрации (Мф.6:5), но и не в тайне от всего мира, стыдясь исповедать Христа Спасителя и Веру Православную (Лук.9:26). Чтобы не быть постыженными в своем гордом ничтожестве, но быть причастниками труда, плодов и славы Божией. Молиться же нужно о всех людях, до края земли и о начальствующих в семье, Церкви, в местном и государственном управлении, в народном хозяйстве, о руководителях прошлых, нынешних и будущих. А молиться нужно, исповедав Господу свои грехи, пребывая в чистоте и силе, мудрости и любви Христовой, в наполненности нею своих душ, помыслов слов и поступков.

Всякой женщине должно же не только молиться, но и украшать себя приличной одеждой, помогающей ближнему видеть красоту души, а не тела, направляющей взоры не в погибельные похотливые помыслы, а в источающие жизнь горние выси (Кол.3:1). Более же должно украшать себя добрыми благочестивыми во славу Божию делами, во-первых, в своей семье, ухоженным мужем и воспитанными во Святом Православии детьми, а далее и в Церкви, и в Отечестве. Не поучая своего мужа и тем более чужих, а научаясь у мудрых и являя собой пример непреодолимой женской красоты нетленного и кроткого духа Христова, Божией мудрости и любви (1Пет.3:1-4).

Сама же Мудрость книги Притч научает и мужей, и жен:
- Не царям пить вино, и не князьям – сикеру… (Прит.31:4)
- Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов… (Прит.31:10)
- Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. (Прит.31:30)

Радуется Господь, видя внимающих Его Слову и в блаженстве детей Божиих творящих Его труд, и также с особой радостью вступающих в начавшийся Рождественский пост, в Божией истине и добрых делах, в предвкушении многих плодов и наступающего праздника Рождества Христова.

26-я Седмица по Пятидесятнице Четверг
2013.12.19 (6)  Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца

Иоанна 10:9 – 16 Утр.

-  Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец (Ин.10:11)

Христос Спаситель наш Сын Божий в полноте человек и в полноте Бог есть наш добрый Пастырь. А если наш Пастырь и Отец таков, то и дети Его неизбежно наследуют Его качества, предназначенные для пастырства в своей душе среди помыслов, слов и поступков, в своей семье и Отечестве в данных Богом уделах, в Церкви Святой Православной и до краев земли в восприятии и сохранении мира Божия от Христа и во Христе и Его Церкви.

Евреям 13:17 – 21 Лит.

-  Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью… (Евр.13:17)

Благодатью Бога в смирении Ему обретаем от Него наставников и повинуемся им в страхе Божьем (2Цар.23:3; Еф.5:21; 2Кор.7:1), и тем, которые рядом с нами ныне, и тем, которые уже в небесах возносят Богу за нас молитвы и славословят Всевышнего, едино достойного хвалы и славы вечной. Так и сами обретаем власть истинных детей Божьих, настоящих управителей Господних в своих уделах, умеющих и повиноваться, и руководить, в отношениях, во-первых, с Богом, а затем Его силой и властью, мудростью и любовью – и с человеком.

«Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.

Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал на двигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабелыцик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.

Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим €го вернуться на родину. Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое». В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь — омофор.

И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий — святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям. Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284—305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым.

По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника. Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария.

В пылу обличения святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже заушил лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрствование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению. Он был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солию премудрости.

Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую славу доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть. Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу (+ 345—351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бар, где почивают и поныне (о перенесении мощей см. 9 мая).

Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма. Во имя святителя Николая чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин (+ 882). Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга (память 11 июля) воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве…

Главные соборы были посвящены святителю Николаю в Изборске, Острове, Можайске, Зарайске. В Новгороде Великом один из главных храмов города — Николо-Дворищенская церковь (XII), ставшая позже собором. Прославленные и чтимые Никольские храмы и монастыри есть в Киеве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске. Москва славилась несколькими десятками храмов, посвященных святителю, три Никольских монастыря находились в Московской епархии: Николо-Греческий (Старый) – в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской. Чаще всего ставились храмы святителю на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Иногда они получали в народе именование «Николы Мокрого». Множество сельских храмов на Руси посвящено чудотворцу Николаю, свято чтимому крестьянами милостивому предстателю перед Господом о всех людях в их трудах. И святитель Николай не оставляет своим заступничеством Русскую землю.

Древний Киев хранит память о чуде спасения святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышав скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника, ночью вынул младенца из воды, оживил его и положил на хорах храма святой Софии перед своим чудотворным образом. Здесь и был найден утром спасенный младенец счастливыми родителями, прославившими со множеством народа святого Николая чудотворца. Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Это и древний Византийский поясной образ святителя (XII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в XIII веке новгородским мастером. Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского — в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского — тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой – в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения вражия. Невозможно перечислить все благодатные иконы святителя Николая. Каждый русский город и каждый храм благословлен такой иконой по молитвам святителя.» [i]

Луки 6:17 – 23

- И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. (Лук.6:19)

Христос Сын Божий в полноте Бог и в полноте человек источает силу жизни, от Отца исходящую. Если верные Христовы носители Слова и Духа Божия наследуют качества Своего Отца и Бога, то и через них, как в Сыне Божием Христе Спасителе происходит чудное насыщение смиряющихся Богу душ Его благодатью. Если только они делают добрые и угодные Господу дела во имя и во славу Его, смиряя души в послушание Христу Спасителю и Богу, заботясь о Божием, опекаются Его народом.

Будем же по хорошим примерам, оставленным нам Христом и Его пастырями, и мы таковыми, умеющими в причастии Христу и Его Церкви Телу и Дому Господню повиноваться и руководить, обретая в свои души и источая в мир чудную и многоразличную благодать и славу Божью, вышнюю красоту и порядок, мудрость и любовь. Всё остальное рядом с нами самым совершенным и святым образом сотворит Своим Промыслом и Спасением Господь.

Правило веры и образ кротости,
воздержания учителя
яви тя стаду твоему
Яже вещей Истина.
Сего ради стяжал еси смирением высокая,
нищетою богатая,
отче священноначальниче Николае,
моли Христа Бога,
спастися душам нашим.
Тропарь святителя Николая

 

26-я Седмица по Пятидесятнице Четверг
2012.11.29 (16) Рождественский (Филиппов) пост

1Тимофею 3:1 – 13

- Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен… (1Тим.3:1,2)

Луки 16:1 – 9

- Сыны века сего догадливее сынов света в своем роде (Лук.16:8)

Господь созидает каждую душу человеческую, ведет к праведности, но не отымает свободу вернуться к Отцу в народ Божий или отпасть в род погибельный. В своем роде сыны тьмы, сатаны человекоубийцы (Ин.8:44), бывают догадливее сынов Света в том, как достигать успеха в обретении скоропроходящих плодов, часто весьма грешных. В своих рассуждениях они используют дар Божий иметь Его образ человека мыслящего, но как знаем (Рим.1:21), в отступлении от Бога во грехи скоро помрачающийся и ведущий в уподоблении бессловесным в вечные скорби, посрамление и погибель.

Сынов Света Господь также наставляет использовать свой разум, но только правильно, по воле Бога, Его правде и закону, суду и милости, в достижении Его истинных ценностей и благ в веке нынешнем и будущем. Содержа в своих душах Духа Свята и имея поэтому способность насыщать ближнего и нетленным Словом Божиим, и пищей тленной. Как трудящихся для Отца Небесного в заботе о Его душах земных. Таковыми в семье являются отцы и все верные Христу, в Церкви – священство и святые, в обществе – хорошо начальствующие и починяющиеся, всегда – Сам Господь Бог Творец и Вседержитель Единый, делающий нас совершенными Его Отцовской мудростью и любовью.

А чтобы нам наследовать качества Отца и воспринять всё даруемое Им, мы в причастии Христу и Церкви Телу  Дому Божию внимаем Слову и Духу, всегда Святому Писанию и Преданию Церкви, словесам мудрых и верных, преображаемся Божией благодатью и Духом Святым в достойных детей Божиих, имеющих жизнь вечную сего и будущего века.

 

26-я Седмица по Пятидесятнице Пятница
2013.12.20 (7)  Прп. Нила Столобенского

1Тимофею 4:4 – 8

- Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно,
если принимается с благодарением,
потому что освящается словом Божиим и молитвою.
Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал. (1Тим.4:4-6)

Словом Божиим и молитвою всё освящается, а скверниться соответственно словами, далекими от Бога, и упованием на что угодно, только не на Вседержителя и Христа Спасителя нашего. И служители истинно добрыми (добротными и благодатными) являются тогда, когда питаются словами веры и учением Святого Православия. Если же нет, то и сами впадают в погибельные скверны, и других туда за собой влекут.

Повторим же эту открываемую нам Святым Писанием мудрость и уразумеем путь Слова Божия – крепости и процветания всякой такой души и Отечества.

Луки 21:37 – 22:8

- Днем Он учил в храме,
а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою.
И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его. (Лук.21:37,38)

Чтобы укрепиться в Слове Божием и, научая Истине ближнего, нести Его благодать миру, это Слово нужно сначала обрести в свою жизнь, смирившись Его благому, животворящему действию в причастии Христу Спасителю и Его Церкви Телу и Дому Божию. У Спасителя учиться, как Он и молиться, и слушать Небесного Отца (Мф.14:23 и 7:21, 6:10; Мар.6:46; Лук.6:12; 9:28 и 11:2; 22:42; Ин.6:38). Вышнее Слово при этом неизменно входит в сердце такого человека Божия (Ин.14:15-23) и начинает Само говорить в его жизни (Мф.10:19; Лук.12:12; 21:15; Мар.12:36; Ин.16:13; 2Цар.23:2; Деян.6:10; 1Пет.1:12; Гал.2:20), в нужное время устами и всегда всем его естеством, уповающим на Бога и творящим Его волю, являющим Его Божью мудрость, любовь, святость и славу.

Яко светильник всесветел,
явился еси во острове Селигера озера,
преподобне отче Ниле,
ты бо, крест Христов от юности своея на рамо взем,
усердно Тому последовал еси,
чистотою Богови приближився,
отонудуже и чудес дарованием обогатился еси.
Тем и мы, притекающе к раце мощей твоих, умильно глаголем:
отче преподобне,
моли Христа Бога
спастися душам нашим.
Тропарь преподобного Нила Столобенского

26-я Седмица по Пятидесятнице Пятница
2012.11.30 (17)   

1Тимофею 4:4 – 8

- Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою (1Тим.4:4,5)

Луки 16:15 – 18, 17:1 – 4

- С сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него (Лук.16:16)

Господь делает нас Его служителями, исполнителями Его труда, совершаемого для пользы человека, каждой души, семьи, Отечества. Целью Христова служения является освящение душ от погибельного греха в праведность Божию и жизнь вечную, в причастие спасенных такому же служению Богу и Его душам, каждой, в соответствии с её потребностями. Во-первых, духовными, которые есть суть смирение Богу в возрождение Его Духом Святым от смерти в жизнь.

Для этого Христос оснащает Его верных тружеников всем необходимым. И это все необходимое, не более и не менее, становится также святым, то есть отделённым на дело Божие. Это пища, питие, семейные отношения, домашний очаг, народное хозяйство, все потребное человеку. В таком случае, оно «всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1Тим.4:4,5).

Это нам должно уяснить и тому же научить других, укрепляя в вере Божией Православной, питаясь Словом веры и вот таким добрым всякой душе учением. Упражняя себя в благочестии, то есть регулярно делая упражнения в почтении к Богу и Сыну Его Христу Спасителю, всегда на духовное и материальное благо ближнего и общества. Не забывая здорового физического образа жизни, не разрушая его псевдодуховностью, но наполняя Духом истины и жизни.

Упражнения для тела полезны и должны быть частью физической культуры человека, но они всего лишь инструмент для достижения большего чем телесное здравие – для здравия духовного, открывающего наши жизни спасительной благодати Божией, дарующей нам настоящие Божии блага жизни нынешней и будущей. Поэтому попечение о плоти является важным, в её питании и уходе, в поддержании в здравии, но никогда для детей Божиих не являются первой целью, а всего лишь дарованным Господом инструментом сотворения доброго для свой души и ближнего (Рим.13:14).

Царствие Божие – вот цель, которую нам открывает Бог в Его Сыне Христе Спасителе и Церкви Православной, то чудное, о чем падший мир не может и мечтать своим удаленным от Бога и Его правды, помраченным в сквернах разуме.
- Как же это увидеть и понять?
- Достаточно стать под куполами православного храма, возвести очи ввысь и тут же узреть себя в окружении Небесного Царства. А если не остановиться взором на писанных благодатной рукой художника образах, но продолжить смиренное движение души в горние Божии выси, то это усилие и шаги становятся движением в Царстве Божием. А если осознать себя не только частью народа, стоящего рядом, но еще и народа, молящегося за нас в горних обителях, то это место становится местом святой небесной души Божией. Только не в фантазиях, а в реальном Причастии Христу и Его Телу Церкви, Его труду добродетели и воинствованию со грехом, Его молитве и познанию Слова Божия.

- Скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет (Лук.16:17), - предупреждает Господь всех идущих в Его Царстве, чтобы сохранить усилия их пути от направления в погибель беззакония и необузданности.
- Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует (Лук.16:18), - поясняет Господь земную разметку вышнего движения Божия. Начинает с самого близкого каждому человеку, спасенному или еще идущему в вечную погибель, с его тела и семьи.

А указывая на сердца наши, во-первых, на множество пытающихся поселиться там предательских помыслов, а затем и поступков отступления от верности Богу и ближнему, Господь призывает ко Его Кресту Животворящему. К обретению плода Его усилий вхождения в Царство Божие, но не Самого, как Сшедшего с небес и также в одиночестве Восходящего, а возвращающегося с Его спасенным народом Церковью Христовой. Со Креста напояемой благодатью Божией, смиренными сердцами обретающей очищение и святость Христову, Отцовскую жизнь вечную.

Усилием Христос победил то, чему ныне не возможно не прийти в нашу жизнь, соблазнам греховных поступков. Его силой и благодатью Божией мы также побеждаем эти соблазны, если являемся причастниками Его жизни Божией, Его блаженного нам труда и воинствования, Божией милости к нам, омываемым от грехов заступничеством и кровью Христа (1Ин.1:7), наполняемым Его светом истины и любви.

А если Господь очищает нас в жизнь от скверн и многих погибельных грехов, то каковыми же должны быть Его труженики, истинные дети Божии?
- Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему (Лук.17:3), - отвечает нам Господь. Показывает истинный источник радости прощения – Его труд по спасению душ от грехов, в нашем причастии Его жизни и науки. Дарует радость видеть общие с Ним плоды – освящающийся народ Божий, спасающийся от того, что страшнее чем, «если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море», от соблазнения во грех еще младенцев детей Божиих (Лук.17:2).

Конец соблазнителей – вечное посрамление, муки и смерть. Спасенные же в причастии Телу и труду Спасителя, Божией Истине и Святому Православию имеют вечную жизнь сего и будущего века, её непреходящее блаженство и славу Божию.

Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал. (1Тим.4:6)

 

26-я Седмица по Пятидесятнице Суббота
2013.12.21 (8)

Галатам 3:8 – 12

- …А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им (Гал.3:12)

Закон дарован человеку у горы Хорива, начертан перстом Божиим на Каменных Скрижалях, положен Моисеем и священством в Ковчег Завета, как особая святыня. И ныне Закон, в Десятисловии и всей его полноте Священного Писания и Предания Православной Церкви, является такой же святыней Богу. Частично, в церемониальной части жертвоприношений, Закон исполнен Христом Совершенным и Непорочным Агнцем Божиим, а в Десятисловии – остается действующим и всех обязывающим к его исполнению благодатью Божией и во Свете Предания Православной Церкви.
- …Кто исполняет его, тот жив будет им… (Гал.3:12).

Проблема возникает тогда, когда этот Закон начинает исполняться в извращенном его понимании. Первым пунктом которого является нарушение его первой и второй заповедей в превозношении Закона выше его Подателя – Самого Бога. В таком случае он становится частью буйства нечестивых и неверных Богу и получает название «закон не по вере» (Гал.3:12). А если не по вере Божией, то в лишении его исполнителя вышней Божией благодати, и более того – в наказании от Бога за возведение Закона в ранг идола, в попытке заменить мертвой буквой живого Бога.

Кроме Закона, верному Моисею и всем имеющим веру и чистую во Христе совесть Господь Сущий Бог дарует Духом Святым видеть не только Его Закон, но и Его славу. Когда «прошел Господь пред лицем его и возгласил:
- Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх.34:6,7).

А что от Господа открывается тем, которые ныне не видят, и не слышат, и не желают видеть и слышать ни Бога, ни Его Закон, ни Его Евангелие Царства?

Отвечает Спаситель, указывая на Последний Судный день, когда нечестивым и беззаконным…

Луки 13:18 – 29

…Он скажет:
- Говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.
Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. (Лук.13:27,28)

Это слова Христа и Бога на Последнем Суде в День Всеобщего Воскресения, когда пред Его лицом соберутся все народы. Затем верные Богу во Христе и Его Церкви возносятся Духом во Сретение Христу на облака (1Фесс.4:17), а нечестивые, услышав слова Христа: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:23), уносятся овладевающими ими нечистыми духами в озеро огненное, место их вечного посрамления, мук и смерти. Как во время освобождения одержимого, из которого «нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море» (Мар.5:13).

Это устрашающее слово учения Православной Церкви спасительным зерном истины от века и в эти мгновения входит в сердца слышащих его людей, всех без исключения сотворенных Богом и Им во Христе и Его Церкви спасаемым. И будучи Словом Божиим, рождает там Его мир и Царство Божие. О чем Христос, объясняя нам рождение и развитие этого Царства в наших жизнях, говорит:
- Чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?
- Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его. (Лук.13:18,19)

Это Царство ныне открывается нам в Церкви Христовой. В Его Царские Врата в православном храме на литургии ныне видимо входит священник с Евангелием Царства. Так же каждая святая Богу душа призывается смиренно следуя Христу Спасителю и Его священству войти к Небесному Царю в Святом Православии, с тем же Евангелием и Законом Царства. Со Святым Писанием, начертанным Духом и Словом Божиим на страницах своего сердца, составляющим со всей жизнью спасенного во Христе человека вечное единство с Богом Отцом Вседержителем. В верном Христу и Его Церкви труде и воинствовании, в сотворении всего доброго, предписанного и указываемого нам Богом, ведущего нас в Его вечную жизнь и славу.

Потому каждый день, как минимум, в утреннем и вечернем молитвенном правиле благоговейно и блаженно поем:

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины,
Иже везде сый и вся исполняяй,
Сокровище благих и жизни Подателю,
прииди и вселися в ны,
и очисти ны от всякия скверны,
и спаси Блаже души наша
 

26-я Седмица по Пятидесятнице Суббота
2012.12.01 (11.18)

Галатам 3:8 – 12

- А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет (Гал.3:11)

Луки 9:57 – 62

- Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел (Лук.9:57)

Господь учредил Его порядок во всем Его творении, Он поддерживает и хранит его, истребляет всё выходящее из-под Его власти и наполняет Его жизнью смиренное (Ин.15:2-11). В руке Господней вся жизнь всякого человека, Им созданного хранимого и спасаемого при его смирении Христу и Богу в жизнь вечную. Жизнь же Божья принимается человеком верою в Его Откровение Себя и Его правды, воссоединением с Его жизнью во Христе Спасе нашем, в причастии Телу Христа Его Церкви, в истине Святого Православия.

Закон в жизни человека является частью правды Божией, её узаконением (Прит.8:15), введением в ранг нормативно-правового акта, поддерживаемого Господом и Его верными душами, всем Его народом. Будучи частью правды Божией, а не Богом, закон, конечно, не может сам по себе спасать или вообще что-либо делать. Хотя никогда Богом и не уничижается, как произведение Господне (Пс.18:8; Рим 7:12), если не является сочинением помраченного разума человеческого. Закон есть инструмент понимания и сотворения правды Божией, а также и спасения человека (Иак.1:25).

Сущность Закона – любовь Божия (Мф.22:37). Строгостью и непорочностью Закона хранится порядок Божий и вечная жизнь смиренных Господу душ, а скверных – истребляется (Откр.21:8). По закону духа жизни (Рим.8:2) также спасаются Богом (не законом) и смиряющиеся Ему души, приобщающиеся Его порядку, вразумляющиеся Его правдой, воссоединяющиеся с Его жизнью.

Желающим идти к Богу за Христом, в жизнь вечную сего и будущего века, Господь объясняет первые принципы этого пути.

- Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. (Лук.9:58)
- Мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. (Лук.9:60)
- Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия. (Лук.9:62)
- Будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь. (Нав.1:9)
- Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. (Мф.28:20)

Это не является чем-то новым, ранее неведомым человеку, но напоминанием Истины, уже открытой однажды Богом и во Христе ведущей в жизнь. Другими словами говорящей:

- Сам Господь Бог Творец и Промыслитель всего является истинной, вечной и незаменимой опорой и покровом человеку, но ни что земное, его дом или что-либо из творения Господня (Иер.17:5-8; Ин.15:5).
- Господь, во-первых, заботится о жизни вечной каждой души, а не о её погребении, даже достойном. Тому же научает и нас, и во время погребения помнить и говорить о вечном Царстве Божием, приготовленном Спасителем для смиренных и надеющихся на Него (Пс.72; Мф.25:31). Тогда и молитвы святых небесных несут благо для святых земных, а земные истинно движутся к святости Божией.
- Ищущий верного и смелого исполнения во всем воли и правды Царя и Отца Небесного, благодатью Божией направляющий ко Христу и в Его Церковь ближнего, а не пытающийся опекать его своими собственным усилиями, становится носителем истинного блага человеку и обществу (Быт.12:3; Мф.6:33). Тогда и закон принимается и становится совершенным инструментом сотворения благого (1Тим.1:8), ведущим смиренных Богу в Его Царство и жизнь вечную, наполняющим многими благами Божиими его жизнь века сего и будущего.

Смиримся же Господу и Его благодатью, следуя за Христом во Святом Православии, воспримем Его особый чудный дар – Закон Божий и созидаемую Им этим инструментом вечную жизнь и славу Божию.

 

 


 © Калашников Ю.В. 2012, 2013   Правила сайта


[i] Настольная книга священнослужителя. Месяцеслов. М. Издание Московской Патриархии, 1978 г . С. 356-358


[i] Там же С. 363-364.


[i] Там же С.366-369