Дневник чтения
Священного Писания
титул  самостоятельная  реестр  дневник

 

Отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь (1Пет.2:1-3)

Для понимания сути этих размышлений и более того, для уяснения личного Откровения Господня, необходимо в благоговении и молитвенно читать предлагаемые Церковью места Священного Писания в контексте глав, книг, во свете Священного Предания, учения и служения Православной Церкви. Помня, что во Христе мы умираем для возвращения в суету непотребных дел, но тут же воскресаем со Спасителем, для умиротворенной в Нем жизни, для укрепления в Его могуществе и утверждения в Его вере, для дальнейшего непрестанного насыщения Словом Божиим и Духом Святым, понимания языка Господа Бога Творца и Промыслителя, для общения с Отцом Небесным и Его детьми, по образцу Святой Троицы, в Церкви Христовой Православной, для возрастания в меру отцовства и блаженного труда в заботе о ближнем, для вечного единения с Богом и всеми святыми, просиявшими в каждом уделе Божием, в Господней мудрости и любви, силе и славе.

18-я Неделя по Пятидесятнице
2013.10.27 (14) Память святых отцев VII Вселенского собора

Иоанна 20:1 – 10 Утр.

- Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его (Ин.20:2)

Это еще не Евангелие Царства, но уже семя слова, сеемого человеком в мире. Честным свидетелем, но только не понимающим духовного и горнего, удаленным от Истины, не знающим, как должно знать, Христа и Бога. Семя, как известно, дает плод, поэтому нужно следить за каждым своим словом и поступком, начиная из самых «потаенных» помыслов, чтобы плоды в жизни были Божьи. А для обретения их существует только один путь – призвать имя Господа и в молитве навсегда смириться в послушание Благому.

2Коринфянам 9:6 – 11 Лит.

-  Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. (2Кор.9:10,11)

Луки 8:5 – 15

- …Упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Лук.8:15)

Евреям 13:7 – 16 Святых Отцев

-  Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. (Евр.13:9)

«Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году, в гор. Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов.

Собор был созван против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре, который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре.

Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил - поставлять и полагать в св. храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, на них изображенным.

После 7-го Вселенского Собора, гонение на святые иконы снова было воздвигнуто последующими тремя императорами: Львом Армянином, Михаилом Бальбою и Феофилом и около 25 лет волновало Церковь.

Почитание св. икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году, при императрице Феодоре.

На этом Соборе, в благодарность Господу Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами и всеми еретиками, установлен праздник Торжества Православия, который положено праздновать в первое воскресенье Великого Поста и который празднуется и доселе во всей Вселенской Православной Церкви.» [i] [i]

Иоанна 17:1 – 13

- Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. (Ин.17:12)

И ныне, восседая одесную Бога, Христос хранит нас в жизнь вечную, если только не сыны погибели, но достойные сыны Божии и Святых Отцев Церкви.

Препрославлен еси, Христе Боже наш,
светила на земли отцы наши основавый
и теми ко истинней вере вся ны наставивый,
Многоблагоутробне, слава Тебе.
Тропарь Святых отцев VII Вселенского Собора

  

18-я Неделя по Пятидесятнице
2012.10.07 (24)

Иоанна 20:1 – 10 Утр.

… Итак ученики опять возвратились к себе (Ин.20:10)

2Коринфянам 9:6 – 11 Лит.

- Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело (2Кор.9:8)

Луки 5:1 – 11

И сказал Симону Иисус:
- Не бойся; отныне будешь ловить человеков (Лук.5:10)

Обогащает нас Господь Его присутствием, причастием Его Сына и спасенных душ Церкви Святой Православной, потому что это самое драгоценное в нашей жизни, и даруется это благо нам Богом. Обогащая святостью, Христос очищает нас от греха и всякого беззакония в послушание Отцу Небесному, а в Его благодати, правде и любви – еще и земным родителям и начальствующим, отцам и владыкам. «Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием» (Еф.5:20,21).

19-я Седмица по Пятидесятнице Понедельник
2013.10.28 (15)

Луки 12:8 – 12 Утр.

- Сказываю же вам:
всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;
а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими. (Лук.12:8,9)

Филиппийцам 1:1 – 7 Лит.

- Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (Фил.1:2)

В том и заключается благодать Божия – исповедать Христа своим Спасителем, чтобы стать причастником Его Тела и жизни вечной, на земле временной, на небесах – бесконечной.

Луки 9:18 – 22

Он же спросил их:
- А вы за кого почитаете Меня?
Отвечал Петр:
- За Христа Божия. (Лук.9:20)

И мы исповедуем вместе с Апостолом Петром Христа, как Сына Божия, рожденного в недре Отчем прежде создания мира, воспринявшего плоть человека тленную земную, чтобы возвести её в нетление и славу небесную Божию. Ныне став в строение Божие со всеми святыми и Петром, которому Господь говорит:
- Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. (Мф.16:17-19)

 

19-я Седмица по Пятидесятнице Понедельник
2012.10.08 (25)

Филиппийцам 1:1 – 7

- Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа, как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати (Фил.1:6,7)

Луки 4:37 – 44

- Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них. (Лук.4:42)

Вкусивший благодати Божией народ всегда ищет и хранит в сердце своем Господа, свою самую большую драгоценность, во Христе очищается от грехов и вразумляется истиной, с благодарением Богу принимает Его Духа Свята в свою душу, чтобы Он сотворил там Себе храм. А затем любовью Отца в причастии Сыну и силой Духа Божия идет и творит доброе, истинно ценное для Отца Небесного и всех Его детей.

 

19-я Седмица по Пятидесятнице Вторник
2013.10.29 (16)

Филиппийцам 1:8 – 14

- Молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала
в познании и всяком чувстве,
чтобы, познавая лучшее,
вы были чисты и непреткновенны в день Христов,
исполнены плодов праведности Иисусом Христом,
в славу и похвалу Божию. (Фил.1:9-11)

Господь желает исполнить наши жизни любовью, но не слащавым скоропроходящим вожделением удовлетворения собственных многих желаний, ведущим во мрак истощения и скверн, а познанием наилучшего, обретением плодов праведности, вхождением во славу и похвалу Божию. Путь в это чудное, вечно блаженное и святое состояние – Христос. Для принятия Его вышней любви Божией в наши души, во всей её красоте и славе, мы и отдаем все свои силы и души на служение Святому и Его Церкви, Богу и Его детям, суть всякому человеку, сотворенному же не падшим сатаной, а Творцом всего и Спасителем человека.

Луки 9:23 – 27

- Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. (Лук.9:24)

Умудряемся же местом наилучшей сохранности наших душ, не имеющей аналогов безопасностью человеку и его обществу сего и будущего века. Творим угодное Господу – учимся любви Божией, Его чистоте, святости и правде, и не в блудных сектах и расколах, а с верными Христовыми в Его Церкви Святой Православной.

19-я Седмица по Пятидесятнице Вторник
2012.10.09 (26)

Филиппийцам 1:8 – 14

- Молюсь о том,
чтобы любовь ваша еще более и более возрастала
в познании и всяком чувстве,
чтобы, познавая лучшее,
вы были чисты и непреткновенны в день Христов,
исполнены плодов праведности Иисусом Христом,
в славу и похвалу Божию (Фил.1:9-11)

Луки 5:12 – 16

- Великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих. Но Он уходил в пустынные места и молился (Лук.5:15,16)

Господь приходит к народу, чтобы даровать мудрость, здравие души и тела, и народ следует за Ним во множестве, обретая многоразличную благодать Божию. Христос же Сын Божий ведет нас к Отцу Небесному, будучи Богом истинно исцеляет, даруя единство в духе с Духом Святым. Ведет в непрестанное укрепление Словом Божиим, в познание Его правды, блаженное умиротворение. На созидание порядка Господня в каждом своем помысле и слове, поступке и всей жизни. Мы же учимся мыслить, говорить и поступать, как являет то нам Господь Спаситель, святые души Божии, вся Церковь Христова.

Апостол Павел молится Господу и наставляет нас любви, как выражению познания лучшего и результата принятия его в свое естество и жизнь. А это самое лучшее есть наш Бог, спасающий нас во Христе, ныне очищающий нас от скверных, погибельных помыслов, слов и поступков, а в Последний Судный день, дарует верным воскресение и преображение тел из тления в нетление жизни вечной. В наши дни Господь удаляет нас от власти и влияния глупых размышлений и действий, суть грехов наших, от блуда души и тела, в верность Богу и Святому Православию, Отцу Царю Небесному и отцам, начальствующим земным, семье Божией и человеческой, Христу и Его Церкви спасаемых душ. В День же Христов всех Своих верных навсегда избавит не только от власти и влияния, но и от присутствия рядом всякой скверны и греха, от любящих эти скверны нечестивых и от их злодеяний.

В земном служении Господь освобождал от проказы души и тела всех страждущих и с верой приходящих к Нему, ныне в небесном Ходатайстве поступает также, а в Пришествие Свое окончательно судить мир – навеки очистит в пламени Своей Святости от всего нечистого тех, кто ныне в этом веке возлюбил Его, Его чистоту и святость, Его правду и закон, суд и милость.

Будем же благодатью Божией очищаться ныне, чтобы Господь не очистил от нас в будущем Его Царство Небесное, сейчас же поспешим омываться от скверн и беззаконий, чтобы любя Господа, Его правду и закон, души Божии и Церковь Православную, стать навеки блаженными причастниками Христа Спасителя, Отца Небесного и Духа Свята, единой Троицы, Церкви Православной и славы Божией.

 

19-я Седмица по Пятидесятнице Среда
2013.10.30 (17)

Филиппийцам 1:12 – 20

- Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования… (Фил.1:12)

- Какова же причина большего успеха предприятия при казалось бы неблагоприятных обстоятельствах его совершения? – задаемся таким вопросом мы. И тут же в тексте находим ответ.
- Узы заключения на Апостола Павла в Риме были наложены за его труд Благовествования Христа. А Апостолом открывается непреложный закон такого успеха в его предыдущем Послании, но только Римлянам:

Любящим Бога, призванным по Его изволению,
все содействует ко благу (Рим.8:28)

Этот Закон о благе должно знать каждому человеку наизусть и силой благодати Божией в смиренном его познании также смиренно силой Божией мудрости и любви исполнять тот труд и на том месте, которые соответствуют воспринятому спасенным человеком призванию от неизменно любящего его Бога.

Луки 9:44 – 50

Пришла же им мысль:
- Кто бы из них был больше? (Лук.9:46)

Мысль не новая и не редкая в человеческом обществе, очень мягко говоря. Также и ученикам Христа, уже избранным Его Апостолам, устрашившимся спрашивать у Христа объяснений о Его предании в руки человеческие, она пришла, как к потерявшим из виду величие Божие и приступивших к поискам великих из своей среды. К чему же возвращает учеников Христос?

Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою и сказал им:
- Кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик. (Лук.9:47,48)

Так Господь возвращает нас к созерцанию Бога, Пославшего Христа в мир на служение и также посылающего нас на служение Ему и Его душам человеческим, детям Божиим. Хотя многие из них в духовном плане дети и не Бога, а порождения Его противника, сатаны (Ин.8:44), но также опекаемые Спасителем и служением Его святых, только соответствующим нечестивому состоянию их идущих в погибель душ. Не в выкармливая их на заклание сатане, а заботясь, во-первых, об окормлении вышним Словом, а затем и о тленной пище, истинной любовью, совокупностью страха и благодати Божьей, приводя в послушание Богу, Его правде, порядку и закону.

Размышляя же, кто больше среди человеков, как то свойственно величающимся детям, посмотрим на обычный парад войск. Там, кто ближе к командующему в общении, принятии приказов, докладе и построении, тот значит, и в звании выше. Так и в Царстве Небесном выше тот, кто способен смиренно и в благоговении слушать Бога,  спрашивать Его и отвечать на Его вопросы, а затем Его властью, силой, мудростью и любовью исполнять все, что поручено. Трудясь в мире среди детей Господних, и признавших Отца, и противящихся Ему, но не вычисляя в непрерывном соревновании помраченных, кто среди всех больше и величественнее.

- Не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас (Лук.9:50), - говорит Христос Иоанну, накануне с учениками запретившему человеку служить Богу и миру, именем Христа изгоняющему бесов, по причине того, что он не находится в их команде. Это любимый отрывок Писания у сектантов, раскольников и еретиков, пытающихся объяснить обществу и Церкви легитимность существования их домов и организаций толерантности. Однако ответ им дает лично Господь, говоря:
- Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф.7:23).

Вышедшими из подчинения Богу и Христу Главе Церкви, а значит Её священноначалию и православным канонам, называет Христос отступников от Его Слова, правды и закона, суда и милости, только на словах упоминающих имя Христа, но Его порядка злодеяниями отрекшихся. Являющихся такими же преступными против Бога и Церкви Христовой, как и иные преступные организации, создаваемые в противлении не только Церкви и Богу, но также и правовому порядку (правды и закона Божия), поддерживаемому государственной и местной властью, её законодательством и структурой.

Таковые погибельные отступники от власти и порядка Христа и Бога являются противниками государственных и местных органов народовластия смиренного Господу Его народа Божия, значит, и его Бога. А в случае египетского фараона и его государственной власти, преступной против Бога, Его правды и порядка, является вся государственная власть. Однако Господь истребляет не Его Божие установление – государственную власть, а только Его противников в ней, таким образом укрепляя Его институт власти, освобождая его для верных Ему душ (Исх.14:17; Иов.36:7).

- Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться… (Фил.1:18), - говорит Апостол Павел, и ему вторит Церковь Христова Православная, все мы, радующиеся звучащему во спасение в жизнь вечную Евангелию Царства. Извлекающему души из греховного погибельного болота на свет Божией чистоты, истины и вечного благого человеку порядка – мира и славы Божией.

 

19-я Седмица по Пятидесятнице Среда
2012.10.10 (27)

Филиппийцам 1:12 – 20

- Большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие (Фил.1:14)

Луки 5:33 – 39

- Никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут (Лук.5:36,37)

Господь дарует жизнь и укрепляет всякого человека, в особенности, смиренного Ему, дарует верную Господу семью и народ, Церковь Православную и Отечество, многие насыщающие его ресурсы. Однако за этой благодатью Божией человек часто перестает замечать Самого Даятеля Источник всякого блага. И только в отнятии всего, что есть у души благого, народ начинает отчетливо замечать обитающего в такой жизни Бога, всё также благодеющего нам и являющего в Его любви Его Всемогущество.

Крайним примером этому являются мощи святых, в которых уже почти нет никакой вещественной ценности, кроме почивающего на них Духа Свята. А также и освященные такими душами Господними предметы и даже тень апостола Павла (Деян.19:12; 5:15). Как то ныне Престол в православном храме, в антиминсе содержащий частицы святых мощей. Но освящаются Господом живые по плоти в жизнь вечную духовную, в единение Всевышнему и их единством с Ним, Господним отделением их от зла добру и их верным Господу трудом. Спасаются эти души в жизнь вечную очищением от скверн святостью Христовой, наполнением их Истиной Святого Православия. Со всем же этим приходят нам и многие горние дары, предназначаемые для дольней жизни и славы Божией (Мф.6:33).

От человека же требуется только одно – смиренное во Христе Богу сердце. Остальное творит Господь Его Всемогуществом, правдою и любовью. А как мы затем видим из Писания и жизни, и эта благодать обращения к Владыке есть Его дар всем нам, несовершенным от греха Адама (Рим.3:11; Еф.2:8), но совершенствуемым во Христе. В Истине Святого Православия, в Теле Христа Его Церкви, куда мы Духом Святым встраиваемся, как Его навеки живые органы. Им возрожденные к жизни вечной и к восприятию многих Его благ века нынешнего и грядущего.

Только в таком состоянии благодать Божия для нас является истинно благой, не разрушающей и истребляющей, как в случае с использованной ветхой одеждой и второгодними мехами. Такие одеяния рвутся новой крепкой заплатой, усаживающейся после стирки, а мехи, уже не способные к дальнейшему расширению, разрушаются бродящим в них молодым вином. Человек же, не смиренный Богу, Его правде и закону, суду и милости, в укреплении любыми ресурсами также только с новой силой начинает погибельно истреблять свою нечестивую жизнь, нанося при этом множество вреда также ближнему и до края земли.

- Если Ты поклонишься мне, то все будет Твое (Лук.4:7), - обещает сатана Христу во время Его искушения, а также и каждому из нас, пытаясь направлять на путь противления Богу, отвержения Его правды и порядка, благодати и мира, а значит в погибель души, в вечное посрамление, мучения и смерть.
- Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Лук.4:8), - отвечает Христос и всякая умудряемая Спасителем душа, обретая так милости Отца Небесного в веке нынешнем и будущем, навсегда воссоединяясь Богом.

«…Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф.4:11). Также и в жизни каждого из нас в нашем обращении служению Богу и Христу, Его Церкви и миру, Истине и Святому Православию, в исполнении Духом Святым непременно являются Ангелы небесные и земные. И затем вместе, вслед за Христом, одним народом, Им спасенным в послушании Господу, обновленным и исцеленным в единстве со Христом, уже в крепости Его, а не в погибельной ветхой натуре падших, идут служить Богу Вседержителю Творцу неба и земли. Его благодатью творя доброе ближнему и миру, воздавая своей святой жизнью, а потом даже и мощами, славу своему Спасителю Единому Богу Святой Троице Отцу и Сыну и Святому Духу.

 

19-я Седмица по Пятидесятнице Четверг
2013.10.31 (18)  Апостола и евангелиста Луки
 Обретение мощей преподобного Иосифа игумена Волоцкого чудотворца (1515)

Иоанна 21:15 – 25 Утр.

- Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. (Ин.21:15)

Филиппийцам 1:20 – 27 Лит.

- Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение. (Фил.1:21)

Любовь Божья во Христе возрождает человека к жизни вечной, простираясь Духом и Словом Божиим к смиренным Господу душам и поселяясь в их сердцах, сотворяя там Себе Храм Духа Святого. Поэтому Христос является жизнью всякому человеку Божию, всему миру – для сего века, а спасенным во Христе – и в веке будущем. Ныне не все принимают Христа и в свои сердца и в обители, потому что более возлюбили мир с его наслаждениями и сквернами, сами осуждая себя на смерть озера огненного.

Луки 9:49 – 56

…Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали:
- Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал:
- Не знаете, какого вы духа… (Лук.9:54,55)

Не истреблять пришел Господь идущих в погибель, но спасать в жизнь вечную. Однако совершает Свои суды и ныне каждую секунду Его Царской власти над миром, в том числе, и падшим, утверждая вечный порядок Божий. Когда, например, «сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей:
- Возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин.2:15,16).

Таковыми же верными являются и все Христовы ученики из всех народов и времен, в том числе, на Святой Руси Православной. Например, преподобный Иосиф Волоцкий, ревностно защищавший Церковь Божью от жидовских ересей, оставивший нам пример служения Богу, Церкви и Отечеству. И ныне молящийся Господу о душах наших, заступая народ Божий от вражьих нападок современных необузданных еретиков и других нарушителей канонов и порядка Церкви Православной.

Яко постников удобрение
и отцев красоту,
милости подателя,
разсуждения светильника,
вси вернии, сошедшеся, восхвалим
кротости учителя
и ересей посрамителя,
премудраго Иосифа,
российскую звезду,
молящася Господу
помиловатися душам нашим.
Тропарь преподобного Иосифа

Колоссянам 4:5 – 9 Апостола

- Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью,
дабы вы знали, как отвечать каждому. (Кол.4:6)

Луки 10:16 – 21

Семьдесят [учеников] возвратились с радостью и говорили:
- Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.
Он же сказал им:
- Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. (Лук.10:17-20)

По наставлению Христову лично и устами верных Его Апостолов всегда отвечаем на все жизненные ситуации упованием на Бога, подаваемую нам Его благодать силы, мудрости и любви, источаемую со Креста жизнь вечную и радостью на то, что имена наши уже вписаны Богом на небеса в книгу жизни, вместе с Богородицей Царицей Небесной и всеми святыми, сияющими на земле и уже однажды вошедшими в сияние славы Божией вечное.

Апостольских деяний сказателя
и Евангелия Христова светла списателя,
Луку препетаго,
славна суща Христове Церкви,
песньми священными святаго апостола похвалим,
яко врача суща,
человеческия немощи,
естества недуги и язи душ исцеляюща
и молящася непрестанно за души наша.
Тропарь апостола и евангелиста Луки

19-я Седмица по Пятидесятнице Четверг
2012.10.11 (28)

Филиппийцам 1:20 – 27

- При уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду,
но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда,
возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение (Фил.1:20,21)

Христос Спаситель Сын Божий оставил нам пример того, как жизнью и смертью нести благодать народу Божию и всему миру, а Бога Отца во всем этом славить. Так всегда созидали свою жизнь апостолы Христа и все святые во Христе души, и ныне так же поступают все истинные ученики Христовы, по правде и во славу Божию, в причастии Христу и Его Церкви, в обретении Истины в полноте Христа и Святого Православия, то есть учения, служения и всей жизни Православной Церкви. В таковых верных славится Господь Бог, в их жизни и смерти, и даже в мощах.

Луки 6:12 – 19

Весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех (Лук.6:19)

Благодать Божия жизни, её здравия и полноты, вовеки исходит во Христе всякой душе, устремляющейся в надеже к Господу. Впервые её мы видим в спасении от мгновенной смерти Адама и Евы, о которой предупреждает Бог, говоря:
- От дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт.2:17).
Но тут же Творец Его любовью во Христе и Спасает от погибели падших во грех, покрывая их кожаными одеждами животных, убитых за их преступления. Пролитая кровь их свидетельствует о неотвратимом наказании смертью за грех противления Вседержителю. Этот неизменный приговор исполняется Богом, но принимается Христом Его Сыном на Кресте, в «умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1Ин.2:2). Только полнота спасения из жизни временной земной в жизнь вечную воспринимается не всеми, а смиряющимися Христу и Богу, причащающимися полноте Христа и Его Церкви Православной (Кол.1:19; Еф.1:23).

Отец Небесный благодатью Его являет нам Его Эталон святости, чистоты и совершенства в восприятии Им плоти человеческой, тленной и поруганной. И так во Христе возводит её в совершенство и нетление, вводит в Царство Небесное и в жизнь вечную. В земном служении Христос источает эту благодать Божию всем прикасающимся к Нему с верой, совершает Свое служение на кресте позора, превращая его в Животворящий Крест славы Божией. Также и в служении небесном, по Его Ходатайству через Него Духом Святым исходит в наши жизни всё та же благодать Божия. И обретает её всякая душа, с верой и надеждой приходящая во имя Христа к Богу, молящаяся Ему и внимающая Его Слову, а затем Его силой, мудростью и любовью исполняющая Его правду и повеления.

Как Христос Спаситель однажды призвал двенадцать учеников и назвал их апостолами, а затем и семьдесят, так ныне избирает тысячи тысяч в Его служении Спасения человека от смерти в жизнь вечную, начиная от грехопадения Адама до Последнего Судного дня. Таким Его служением спасаются все, до пришествия Христа, чаявшие Его явления, а после вочеловечивания рождением от Духа Свята и Марии Девы, Крестного пути, смерти и Вознесения снова ожидающие Его Второго Пришествия на последний Суд падшего мира.

Чтобы же нам не быть осужденными с нечестивыми Христос Сын Божий, в полноте Бог и в полноте человек, являет нам в Себе образец святости. А чтобы объяснить её всему миру и даровать смиренным, Господь ставит Им избираемые души, Церковь с Её апостолами и пророками, епископами, пресвитерами и учителями (Мф.10:1; 28:19; Еф.4:11), со всеми Её вразумленными, наставляющими друг друга в истине и источающими таким образом друг другу спасительную благодать Божию (Рим.15:14; Кол.3:16; 1Фесс.5:11; Евр.3:13).

- Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного (Евр.10:25), - предупреждает Господь устами Апостола всякую душу и всю Церковь, храня от производящих разделения, от заблуждений разума и поступков. И ожидает возращения Его детей из погибельных блудных похождений по буйно-расслабленным шайкам, сектам и расколам, в причастие Его Истине и Телу Церкви Православной, в полноту Его правды и блаженства, жизни и успения, неизменно творимых Его силой и во славу Его.

Устремимся же от пустых и погибельных скверн падшего мира к обретению благодати Божией, к драгоценностям небесным, истинно освящающим во благо и всё земное, приготовленное нашим душам, всякой семье и Отечеству, исходящее от Отца ходатайством Сына и служением Духа, принимаемое посредством Его Церкви Православной, Её многообразием и полнотой служения, во святых мощах и словесах Господних, наполняющих нас во Христе истиной и жизнью вечной, силой и здравием, красотой и славой Божией.

 

19-я Седмица по Пятидесятнице Пятница
2013.11.01 (10.19)   

Филиппийцам 1:27 – 2:4

- Живите достойно благовествования Христова… в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую (Фил.1:27)

Луки 10:1 – 15

- В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему;
и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш,
а если нет, то к вам возвратится (Лук.10:5,6)

Евангелие и мир дарует Господь смиренным Ему душам, два неотъемлемых друг от друга начала, исходящих от единого Бога, содержащих Его любовь и святость, наполняющих не мерою спасенные души и проистекающих через них в общество, выражающих особый мир Святой Троицы и таковой же созидающий в 0441емье Детей Божиих, в Теле Христа Спасителя, в Его Церкви Святой Православной.

Призовем в молитве имя Господне и благодать Божью, и посмотрим подробнее дело Христово, творимое Им в жизни Его учеников, Спасительное и благодатное душам. И то, как же нам быть достойными учениками Христовыми.

- Как ученики оказываются вместе? Лук.10:1; Ин.1:41; Мф.6:33
- Сколько душ Господь отделяет на конкретный труд? :1; 9:1; Мф.11:2; Деян.19:22; Быт.2:18-24; Мф.16:18
- Куда и как посылает идти? :1; Исх.13:21; Чис.14:41; Ин.15:5; Нав.1:8,9; Мф.28:18-20
- Что есть жатва? :2; 1Кор.3:6-9; Мф.28:19
- Кто жнецы? :2; Деян.1:8; Мф.28:19; Еф.4:11-16; 1Фесс.2:11-23; 1Тим.5:17
- О чем и Кому нам молиться? :2; Деян.18:26; Ис.6:8
- Каковыми и как нам быть в злобном мире? :3; Фил.4:5; 1Тим.3:2-13; 2Кор.3:3; Мар.11:21; Рим.12:6-13:14
- Сколько и каких нужно ресурсов человеку, чтобы начать служить Христу и Богу? :4; Ис.66:1,2; 64:6-9; 1Ин.1:8,9; Ин.4:23; 3Цар.9:4,5; Пс.23:4,5; 50:12-15; Лук.8:15; Евр.10:21-25
- Можно ли в служении Христу величаться и славословить встречных? :4; Деян.12:23; 10:26; 14:14; Дан.4:27-34
- Что говорить и нести в сердцах, помыслах и словах труженикам Христовым, входя в дома и коллективы? :5; 2Фесс.3:5-16; Ин.2:3-11; 20:19-31; Еф.5:17-21;
- Как мир Божий действует у благочестивых и нечестивых? :6; Лук.19:47,48; Мф.14:28-36
- Чего достоин трудящийся Христов? :7; Евр.11:32-40; Иер.9:23,24
- Что принимать в пищу на пути служения Христу? :8; Фил.4:11-13; 1Тим.6:5-12
- Что нести душам в местах своего служения? :9; Ин.1:41-51; Деян.1:8; 1Цар.17:45-51; Деян.3:6; 17:29-31; Исх.15:24-27; 2Кор.3:2-12
- В чем и с Кем состоит исцеление, восстановление целостности человека? :9; Ис.59:1,2,17-21; Исх.15:24-27; Ин.5:14; 14:15-23
- Как реагировать на отказ в принятии учения Христова? :10; Иуд.1:20-25; Прит.22:15; 29:15-18; Деян.13:7-12; 2Тим.2:22-26
- Что приходит в жизнь отвергающих Евангелие Царства? :11-15; Рим.1:18-32; Быт.19:1-28; Ис.1:16-31; Деян.19:16; Мф.25:46; Откр.20:15

Все испытывайте, хорошего держитесь.
Удерживайтесь от всякого рода зла.
Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте,
и ваш дух и душа и тело во всей целости
да сохранится без порока
в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
(1Фесс.5:21-23)

19-я Седмица по Пятидесятнице Пятница
2012.10.12 (29)   

Филиппийцам 1:27 – 2:4

- Не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас - спасения. И сие от Бога (Фил.1:28)
- Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя (Фил.2:3)

Не страшиться нечестивых и не превозноситься ни перед кем – признак человека Божия, укрепленного во Христе Словом и Духом Святым, Божией силой, мудростью и любовью.

Луки 6:17 – 23

Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил:
- Блаженны… (Лук.6:20)

Господь радом с каждой душой, всегда в этом веке более или менее отличающейся от совершенства, являемого нам во Христе Сыне Божием, но по благодати Господней способной во имя Христа исполняться от Отца Духом Святым Христовым и становиться учеником Христа Спасителя. А если так, то для таких душ всегда звучит Христово – «Блаженны». И только по одной причине, потому что рядом со Христом.

Блаженство, как высшее счастье, приходит человеку не от собственных способностей и самомнения, не от внешнего окружения и обстоятельств, хороших или плохих, но от Бога Творца и Промыслителя Отца Небесного посредством ходатайства Христа и Духом Святым. А чтобы принять это благо, нужно всегда следовать за Христом, подобно тысячам душ, в земном служении Христа искавших Господа и прикосновения к Нему и исцелявшихся. Но следовать Спасителю должно нам не в суете бесплодных, бесконечных метаний по лицу земли в необузданности души и ветрености фантазий, а в смиренном слушании и непременном исполнении всего повелеваемого Господом.

- Только живите достойно благовествования Христова… в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую (Фил.1:27), - наставляет нас Господь устами апостола Павла, даруя веру, укрепляя ней и вразумляя беречь её, как твердыню нашего спасения. Веру, как верное понимание и неуклонное исполнение правды Божией, как непоколебимую опору жизни, созидания души и семьи, Отечества и Церкви Православной, спасения душ и сотворения мира до краев земли во Христе и Святом Православии.

А затем, предупреждая о смертельной опасности, Господь указывает на два важных обстоятельства нашей жизни, как на две обочины у любой дороги, с которой нас жаждет столкнуть сатана и всё его скопление блудных, лжецов и помраченных в разуме человекоубийц. Эти крайние обочины жизни – страх и обольщение.

- Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь (Нав.1:9), - говорит Господь всякой душе и народу, желающему иметь свободу и полноту жизни вечной, сего и будущего века. В независимости, во-первых, от погибельных заблуждений, а затем и их буйно-расслабленных нечестивых носителей. Для этого направляет наши очи и сердца к Источнику мудрости и силы, наставляет всегда внимать Его Слову и Святым Письменам, начертанным как на страницах Писания и Предания Церкви Православной, так и на скрижалях сердец учителей, отцов и матерей,  наставников и владык, всех верных Богу душ.

В этой науке Господь указывает на Его земную и небесную, Воинствующую и Прославленную Торжествующую Церковь и повелевает каждому из нас:
- Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно (Нав.1:8).

Только в таком исполнении познаваемой нами воли Бога, в утверждении Его правды и закона, суда и милости мы не страшимся противников. Обретаем такую способность по одной причине – потому что рядом и в наших сердцах всегда пребывает Господь Бог Вседержитель. И потому что мы являемся детьми Божиими, возрожденными от Духа Свята и Слова Истины, и имеем во Христе, в причастии Его Церкви жизнь вечную сего и будущего века, её наполнение мудростью и любовью Господа, Его многими дарами и плодами.

- Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною… (1Ин.3:18), - призывает нас апостол Иоанн. Господь же всегда дарует нам, как часть Его благодати и благословенный Его труд в каждом уделе человеческом в веке нынешнем. А всем верным в этом труде – еще и беспрепятственный вход в век будущий.  

В таких помышлениях о горнем, в осознании и созерцании реальной приходящей от Бога полноты жизни, силы и власти, многих талантов и способностей, человек хранится от падения с прямой дороги в кювет погибельного устрашения. Но тут же подвергается немалым потугам сатаны, желающего столкнуть его в другую сторону, непременно заражающего вирусами и бактериями «звездной болезни», прислуживанием и славословиями, возводящими душу на смертельно опасные высоты горделивого пренебрежения Творцом и всем Его творением.

- Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Мф.4:9), - говорит сатана Христу, в ниспосланных свыше испытаниях вознеся Его на высокую гору и показывая все царства мира. Лукавый всегда пытается так, обольстив демонстрацией своей силы и способностей, отвернуть, как тогда Спасителя, так и ныне каждую душу, от Бога, Его правды и закона, суда и милости. Будучи человекоубийцей и лжецом, погибельный старается лишить так человека благодати нынешнего века и жизни вечной,  ввергнуть его в никогда не заканчивающиеся муки, посрамление и смерть.

- Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф.4:10), - говорит обольстителю Христос и Ему вторят все следующие за Ним, ведомые Его пастырской рукой, Отчей мудростью и любовью.

А для них на этом пути звучат уже следующие повеления Христа Целителя:
- Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны… (Фил.2:2).
- Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других… (Фил.2:4).

Внемлем же словам жизни, не устрашимся и не возгордимся, воспримем от Бога спасение во Христе Сыне Его, и прежде чем куда-либо двигаться, чтобы не разносить свои скверны, страхи и обольщения от лукавого, станем истинными причастниками Тела Христова Церкви Православной, вечной жизни, Её чистоты и святости, успеха и плодотворности, неисчерпаемой для всех благодати и непреходящего в Ней блаженства и славы Божией.

 

19-я Седмица по Пятидесятнице Суббота
2013.11.02 (10.20) Димитриевская родительская суббота

1Коринфянам 15:58 – 16:3

- Братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом. (1Кор.15:58)

Дело Господне это дело Вседержителя неба и земли, совершающего Свой Промысел мира и Спасение человека. Те же, кто приобщается к этому труду являются детьми Божьими, взрослея, становятся в строй тружеников и воинства Христова, знающих своего Отца Небесного и Главнокомандующего. Руководствуются Словом Божиим, не уздой и палкой, как скот в упряжке, а обретаемой от Господа мудростью, благим порядком Церкви и Отечества.

Луки 7:7 – 10

…Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу:
- Сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры. (Лук.7:9)

Христос проповедует Евангелие Царства, несет миру Благую Весть от Царя Небесного о прощении грехов смиряющимся Ему душам.
- Кто же понимает более всего эту Весть?
- Несомненно, знающие дисциплину царской твердой власти. Хотя для необузданных это Царство видится огромной слащавой клоакой скверн и наслаждений, а Евангелие кажется еще одной возможностью взахлеб грешить, и более того, теперь уже с санкцией самого Бога. Но народ Божий не издалека видит Царство Божие и не понаслышке знает голос своего Спасителя Христа, а стоит с Ним в одном строю в одном Слове Божьем и Духе Святом, что бывает только после рождения в отечестве и гражданстве Небесного Отца и Вседержителя.

- Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия (Ин.3:3), - объясняет Христос условие созерцания духовного мира Божия Никодиму, учителю народа, но пришедшему к Спасителю, не в страхе Божьем и силе несокрушимого духом воина, а ночью – в страхе от буйных и бесноватых иудеев.

- Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5), - говорит Господь не только одному идущему ко Спасению учителю закона, но и каждому из нас, всем стоящим на пороге Церкви Православной. И продолжает:
- Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе:
                           - Должно вам родиться свыше. (Ин.3:6,7)

1Коринфянам 4:13 – 17 За упокой

- Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. (1Кор.4:14,15)

Иоанна 5:24 – 30

- Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. (Ин.5:24)

Через отцов Церкви верные Христа души происходит в мир Истина Евангелия, во всей красоте, святости и силе Божией, творящей в наших жизнях чудное, первое из которых – животворение Крестом Христовым в жизнь вечную.

- Не дивитесь сему; ибо наступает время,
в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
и изыдут творившие добро в воскресение жизни,
а делавшие зло - в воскресение осуждения (Ин.5:28,29), - наставляет нас в умиротворение жизни вечной Господь. Указывает на особое время, когда находящиеся в гробах, восприняв животворящее Слово изыдут в Воскресение нетления и преображения тел.

А мы, зная, что Глас Господень слышен смиренным уже сегодня и ныне уже возрождает нас в вечную жизнь, приобщаемся в бушующем страстями падшем мире к покою мира вышнего, в тленном – к нетленному, в немощном – к Всемогущему, в уничиженном – к славе Божией.

Происхождение Димитриевской родительской субботы

«Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники, славянское название — Солунь). Шел третий век христианства, римское язычество, духовно сломленное и побежденное сонмом мучеников и исповедников Распятого Спасителя, усиливало гонения. Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области.

Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства. Интересно, что среди угрожавших римлянам варваров важное место занимали наши предки славяне, особенно охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове. Существует мнение, что и родители Димитрия были славянского происхождения. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого. Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднических подвигов предоставляет он тайному подвижнику. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Составитель Жития, Метафраст, говорит, что он стал для Фессалоник в своей учительной ревности «вторым апостолом Павлом», потому что именно «апостол языков» основал когда-то в этом городе первую общину верующих (1 Фес., 2 Фес.), Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за святым апостолом Павлом и в мученической кончине.

Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул — христианин, и многих римских подданных, увлеченных его примером, обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христианами. Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему  верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: «Раздели богатство земное между ними — будем искать себе богатства небесного». А сам предался посту и молитве, готовя с ебя к принятию мученического венца.

Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему в узилище, утешая и укрепляя в подвиге. Между тем император предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец по имени Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению Димитрия, Нестор одолел, молитвами святого угодника, свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал христиан. Разгневанный повелитель приказал немедленно казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал стражу в темницу — пронзить копьями благословившего его на подвиг святого Димитрия.

На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитрия, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его. Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь.

Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика. С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира, в связи с чем великомученик Димитрий получает церковное именование Мироточивого. Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник.

Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым по преимуществу. С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны, по предуказанию Божию, первые же страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает летопись, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению — так сливался этот образ с душой русского народа.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов XI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в Крещении Димитрием (1078). Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее. В 1194—1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, «создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием» (т. е. фресками). Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира. Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве, в Третьяковской галерее. Она написана на доске от гроба святого великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого — фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублева.

Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду святого Александра Невского (память 23 ноября). Святой Александр назвал старшего сына в честь святого великомученика. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский (1303; память 4 марта), воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте воздвигнут Успенский собор.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей — с ними и я спасен буду, если погубишь – с ними и я погибну».

В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского (+ 1389) ч «Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского», написанное в 1393 году, как и другие древние источники, ублажает его как святого. Духовный сын и воспитанник Митрополита Алексия, святителя Московского (1378; память 12 февраля), ученик и собеседник великих молитвенников Русской земли — преподобных Сергия Радонежского (1392; память 25 сентября), Димитрия Прилуцкого (+1392; память 11 февраля), святителя Феодора Ростовского (1394; память 28 ноября), великий князь Димитрий «о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил».

Со времен построенного великим князем Димитрием белокаменного Кремля (1366) Москва стала называться Белокаменной. «Процвела земля Русская в лета княжения его», — свидетельствует названное «Слово». Молитвами своего Небесного покровителя, святого воина Димитрия Солунского, великий князь Димитрий одержал ряд блестящих военных побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368, 1373), разгромил на реке Воже татарское войско Бегича (1378), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 г., в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы), между реками Доном и Непрядвой. Куликовская битва, за которую народ назвал Димитрия Донским, стала первым общерусским национальным подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовные силы русского народа. Этому переломному событию русской истории посвящена «Задонщина», вдохновенная героическая поэма, написанная иереем Софонией Рязанцем (1381).

Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора — икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).» [ii]

- Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лук.20:38), - учит нас Христос о вечной жизни Его народа.
Поэтому мы совершаем в Димитриевскую субботу поминовение всех почивших защитников Святого Православного Отечества и Церкви, Божией правды и благого порядка, вышнего закона, суда и милости в земном уделе, не просто, как обращение взоров в далекую славную и прошедшую историю, но как нынешнее созерцание Христа и Его народа, обращение сердец к Богу и Его святым, ходящим рядом с нами, и святым, уже живущим на небесах, уже ныне пребывающим в особом умиротворении Господнем, приобщении к Телу Христову Его Церкви, к бесконечному Божиему естеству, жизни и славе.

Молите святые угодники Божии,
защитники Отечества и Православия о нас,
во укрепление душ наших супротив
нынешних супостатов и скверных,
дабы побеждать нам именем Господним
и спастись душам нашим.

 

19-я Седмица по Пятидесятнице Суббота
2012.10.13 (30)

1Коринфянам 15:58 – 16:3

- Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом. (1Кор.15:58)

Луки 5:17 – 26

- Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои (Лук.5:20)

Дело Божие нескольких душ было в том, чтобы им позаботиться о своем друге, заболевшем расслабленностью. Они были едины в своих намерениях, помыслах и действиях, иначе бы и не смогли доставить страждущего ко Христу, при том весьма изобретательным способом – через крышу дома, где находился Христос, и куда невозможно было пройти из-за многолюдства. Они были так же, как наставляет апостол, тверды и непоколебимы в своих действиях. И труд их не остался тщетным. Они увидели исцеление Господне, спасенную от расслабленности душу.

Таковыми непоколебимыми и едиными в служении Богу и ближнему должно быть и нам, чтобы так же наполнить свою жизнь не сквернами сатаны и его нечестивых, а дарами и плодами Божьими.

По вере неравнодушных Господь даровал человеку, уже не способному ничего ни мыслить, ни делать свободу движения. Благодать Божия, стяжаемая их верой, наполнила жизнью не только их самих, но распространилась и на их окружение. Они всеми своими силами и способностями несли ко Христу повергнутую грехом  душу Божию, и Господь не оставил их без плода, явил узреть Его чудную, до конца не постижимую нами, Его исцеляющую любовь и силу.

Так должно и нам поступать пред Богом – нести души ко Христу и в Святое Православие, на исцеление духа, души и тела, семьи и всякого Отечества. Наставлять в учении Христовом, укреплять в вере и труде Господнем.

- Прощаются тебе грехи твои, - говорит Господь расслабленному прежде чем повелеть ему встать и идти. Это важная последовательность указывает нам на причину болезненной немощи человеческой, происходящей от его грехов, его суетливой и буйной необузданности, а также объясняет и условие сотворения Христом многих чудес Божиих – Его святость и праведность. И не только Его, а и Его многих святых, творящих от создания мира великие дела Божии. Но не в цирке на потеху развращенной публике (Лук.23:8,9), а в труде Господнем, в попечении о всем дарованном человеку в его уделе Божием.

- О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет! Как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму, если бы Заступник их не предал их, и Господь не отдал их! (Втор.32:29,30). Так сокрушается Моисей, наблюдая разлагающийся во грехах народ.

-  О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих (Лук.19:42), - все также плачет Христос, о том же народе и о всем падшем мире, погибающем в необузданности и сквернах, а затем в расслабленности, помрачении разума и всей жизни.

Но Божией радости и любви всегда больше, потому что, как учит Христос, «на небесах более радости… об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лук.15:7), а тем более, радость о святых во Христе, всегда превосходит печаль о нечестивых, отвергнувших такую во Христе и Святом Православии благодать и неисчерпаемый мир Божий.

Смиримся же под чудную спасительную руку Господню, вразумимся Его правдой и законом, судом и милостью, оставим грехи и их истощающую суету, но обретем от Целителя душ благодатную силу творить доброе и не останемся без плода, во славу Божию.

 

 
 © Калашников Ю.В. 2012, 2013   Правила сайта 



[i] Серафим Слободской. Закон Божий. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. С. 497.

[ii] Настольная книга священнослужителя. Т.2. Месяцеслов. Издание Московской Патриархии. Москва 1978. С. 218-223.