Крест Животворящий ПРАВЕДНОСТЬ И МИР

журнал православного богословия, культуры и права

Журнал / Школа / спасение / Образование / Татьянин день – День российского студенчества

Татьянин день – День российского студенчества



Никто да не пренебрегает юностью твоею;
но будь образцом для верных в слове,
в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте
(1Тимофею 4:12)



Святая мученица Татьяна

Творец! покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи
И что угодно пред тобою
Всегда творити научи,
И, на твою взирая тварь,
Хвалить Тебя, бессмертный Царь.

Так к Господу в стихотворении «Утреннее размышление о Божием величестве» обращается известный во всем мире ученый, достойный гражданин своего Отечества и верный Христу муж Божий Михаил Васильевич Ломоносов. Ступивший на школьную стезю с несколько отдаленного от центра государства и канонического просвещения Севера, с двумя подаренными учебниками, математики и словесности, напитавшийся затем православной истиной в двух духовных академиях, Московской и Киевской, естествознанием в нескольких европейских университетах, так же и в Санкт-Петербургском, послуживший науке и образованию не только Российского государства. И оставивший потомкам хороший пример для подражания духовности, наполненной знанием как Творца, так и Его творения. Он не хвалился и не лгал на истину, но по Христовым заповедям в служении ближнему, Церкви и Отечеству, во славу Божию нёс полноту этой истины жаждущим мудрости сердцам.

Занимаясь созданием непрерывной системы образования, ученый и педагог Михаил Васильевич видел её основание в познании Бога во свете учения Православной Церкви. В формировании христианского мировоззрения, начинающегося с гимназии, совершенствующегося в университете и академии, и никогда уже не отворачивающего так умудренных очей от Источника познаваемой истины – Бога Отца Вседержителя. Что было, несомненно, испрашиваемо у Бога, соответствовало вероучения и святым канонам Церкви и возведено в ранг государственного закона. На основании чего в § 75, 76 составленного ученым в 1758 г. Проекта регламента Академической гимназии дано следующее предписание: «…Кроме десяти заповедей и церковных заповедей, эти узаконения состоят в следующем. При наблюдении заповедей Божиих в десятисловии и заповедей церковных, коими обеими к Богу и ближнему и началам премудрости страха Господня научаемся, следует первая гимназистов должность, чтобы к наукам простирать крайнее прилежание и никакой другой склонности не внимать и не дать в уме усилиться, чтобы рачение к учению урон или малое ослабление потерпело».

Эти строки не потеряли своего значения и в наши дни для современных учащихся, на каком бы уровне они не находились, и в каком бы заведении не занимались, в светском, наполненном Божественной истиной или духовном, особо образующем служителей этой Истины. Потому что везде только таким «смиренным дает благодать» (Иак.4:6) Бог в науках и трудах, вразумляя истинному пониманию и верному исполнению всего Им повелеваемого и единственно ведущему спасаемые души ко благам жизни вечной сего и будущего века.

Вели всегдашню брань с наукой лицемеры,
Дабы она, открыв величество небес
И разность дивную неведомых чудес,
Не показала всем, что непостижна сила
Единого Творца весь мир сей сотворила…

Такими стихотворными строками обращается Михаил Васильевич Ломоносов в письме генерал-адъютанту и первому куратору Московского университета Шувалову «О пользе стекла», сплетая воедино личное расположение к царскому двору императрицы Елисаветы и преданность делу, теорию и практику промышленного производства, поэзию и науку души, веру и знание культуры. Отстаивая в апологетике язычеству Православие и один из инструментов его познания и созидания – науку. Указывая на источник силы человека и общества — Бога, действующего Его благодатью в верных Ему душах, так укрепляя Церковь и Отечество вышней правдой и полнотой её плодов в научном и остальном на его основании труде.

Сам же Михаил Васильевич трудился так, как то свойственно сильным в Боге, бескомпромиссным в вере и поступках, хотя и всегда только совершенствующимся мужам. При этом он противостоял не только внешним нападкам на Церковь, но и её внутренним духовным проблемам, ещё достаточно живучему противлению образованию со стороны некоторых лиц, иногда доходящему до крайнего обскурантизма и помрачения разума в обольщении духовностью. Поэтому и сам в минуты душевного рвения при некотором душевном ослабевании позволял себе, не совсем мягко и корректно выражаясь, призывать к мудрости и таковых духовных наставников, говоря, например:

Василий, Златоуст, церковные столпы,
Учились долее, как нынешни попы.

Что привело тогда к реальному ощущению угрозы нависшего над этой горячей головой церковного прещения (наказания), не реализованного только по причине авторитета ученого и несовершенства самого лица в священном сане, «воспитателя», и его «увещевания», включавшего в себя требование отказаться от признания достижений того времени астрономии относительно гелиоцентричности солнечной системы и существования иных галактик. О чем писал ученый поэт, воздавая должное научным открытиям, в том числе, Коперника:

В средине всех планет он солнце положил,
Сугубое земли движение открыл…
… Во зрительных трубах Стекло являет нам,
Колико дал Творец пространство небесам.
Толь много солнцев в них пылающих сияет,
Недвижных сколько звезд нам ясна ночь являет…

Тогда все обошлось благополучно. Господь и Церковь всегда полнотой любви и соборным разумом хранит верные спасаемые Христом души и дарует им достигать так в гармонии общения и непрестанного труда многих плодов, всегда более для своего народа. В том числе, и подписания императрицей Елизаветой Петровной, по разработанному Михаилом Васильевичем проекту, указа об учреждении Московского университета 12 (25) января 1755 г. В день, сначала отмечаемый как день рождения университета, а затем и как праздник российского студенчества и интеллигенции. Который с 2005 г. в соответствии с Указом Президента России* официально отмечается в России, как День российского студенчества.

По Промыслу Божию учреждение университета, ныне МГУ им. М.В. Ломоносова, случилось в день чествования мученицы Татьяны, что, однако, не омрачает этот день, но еще раз направляет наши взоры на Церковь Мать, на её терпение и любовь с которой Она переносит боль от ран, наносимых внешними, но более печалящими душу, если причиняются собственными верными, однако всегда еще только совершенствующимися детьми. Особое же благоговейное торжество в сердца влагает созерцание в описании жизни святой Татьяны великой правды и всемогущества Божия, способного, например, в действительно страшных муках умертвив, смирить языческого похотливого жреца, который пытался осквернить верную Христову душу Татьяну, обратить в покаяние её мучителей, даровать льву наслаждение лизать в цирке при всеобщем обозрении её ноги, как сладчайшего человека Божия, и затем растерзать язычника, пытавшегося загнать прирученного Божией благодатью зверя в клетку.

Потому всегда в созерцании чудес и естественной жизни святых умиротворяемся любовью и необыкновенным прощением Небесного Отца и Церкви Матери, объемлющей всех детей Божиих Духом Святым, как Пречистая Богородица Дева Мария Младенца всем естеством обнимала Богомладенца Иисуса Христа. Грела и питала, наполняя мудростью и любовью, верностью и способностью совершить весь труд, назначенный Богом Отцом. Научая умению прощать обиды и приходить с покаянием, не терзать претензиями, но блаженно служить, не отрывая от Тела Христова, но возвращая в единство Христу и Богу многие заблудшие души. Именно таковые, увлеченные ложью, уходят в поисках правды и лучшего места приложения сил, но вышней благодатью и некогда вложенной им истиной однажды отрезвляются, а всепрощающей любовью влекутся обратно к Отцу. Не творя при этом мерзких Богу разделений между братьями, а созидая и восстанавливая все угодное Богу, например, для нашего времени и места – единое святое Отечество, Русь Божию.

«Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор.5:16). По этой заповеди Господней поступил генерал-адьютант Иван Шувалов, когда в день святой Татианы 12 (25) января 1755 г. подал проект Московского университета и получил одобрение императрицы Елизаветы Петровны (1709-1761). Это был день именин его матери Татьяны Родионовны Ратиславской, которую он почтил таким богоугодным делом, порадовав при этом и своим назначением императорским указом на должность куратора этого университета. На территории университета вскоре была освящена церковь в честь святой мученицы Татианы, а святая объявлена покровительницей российского студенчества. Так доброе, всем благочестивым обществом творимое воспитание детей во Святом Православии делает их достойными гражданами своего Отечества, приносящими пользу Церкви и Родине, мир и радость их родителям и славу через Христа Богу Отцу.

Евангелием Царства Небесного и скромными усилиями верных Господу, их истинной верой Божьей обретается познание Бога Творца и Его творения, Его мудрости и любви, великой силы и славы Божией, действием его благодати в верных побеждается грех и обретаются блага. Подвигом Воинствующей Церкви земной и Торжествующей Церкви небесной является вечная жизнь и слава Божья. На этом пути неизменно звучит призыв к покаянию и обращению к Богу, к даруемому Им спасению от тления в нетление, от смерти в жизнь. К обращению в смирение детей родителям, жен – мужьям, мужей – отцам и владыкам Церкви Православной, подчиненных – начальствующим в обществе, «повинуясь друг другу в страхе Божием» (Еф.5:21). Чему мы наставляемся и еще одной строкой, вышедшей из-под пера Михаила Васильевича Ломоносова, одного из призванных Христом мужей, ставших причиной многих благ Святой Православной Руси, и сегодняшнего студенческого праздника:

Что ныне нам гласит от лика горних сил.
На милость Вышнего, на Истину склонитесь,
И к Матери своей вы Церкви примиритесь…

Примириться во Христе с Богом и Церковью, значит в то же время и противостать падшему миру. К чему призывает нас и пример подвига святой мученицы Татьяны, явившей в своём противостоянии языческому миру великую силу Божию. Ставшую и для студентов, и для их преподавателей добрым примером святого труда и воинствования, особенно, вместе со своим отцом, воспитавшим её во Святом Православии и положившим жизнь за Христа вместе со своей святой дочерью. Примером того, как, какой силой и насколько быть верными Христу Спасителю и Его Церкви Православной, а значит и своему Отечеству, в нем вышнему порядку и миру, благоденствию и процветанию, крепости, обороноспособности и безопасности для себя и окружающих душ и народов. Как силой вышней благодати быть истинными миротворцами своей души, семьи, Церкви и Отечества и до краёв земли. Во исполнение слова Спасителя: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф.5:9).

Вот так истинно примирившись с Церковью, внимательно с благоговейной молитвой и размышлением прочитав житие святой Татьяны, конечно, начинаем радоваться окружающему нас миру Божьему, его святым труженикам и воинству, плодам их трудов – процветанию и миру нашего единого от одних отцов Отечества, каждого человека и народа, и миру между народами. И уже не способны позволить себе в этот святой праздник и каждый последующий день разгульное празднество с безумными увеселениями и ничтожным пьянством. Не по причине запретов Церкви, родителей или какой-либо администрации, а в соответствии с действительно умиротворившимся во Христе и Святом Духе состоянием своей души, влекущим человека не в гущу истощающей и поэтому погибельной суеты, а в тишину и спокойствие животворящего храма Божия, к святым образам и глубокой молитве, в сияние свечей и нетварного Света Бога, просвещающего и согревающего нас в окружающем весьма несовершенном, в значительной степени злодейском и погибельном падшем мире. И так в вышнем Свете, молитвами Пречистой Девы Марии Богородицы и всех святых, действием благодати Божией и во всём любовью утверждаемся на пути спасения в познании Всемогущего, Благого Бога и красоты Его чудного творения, в движении ко святому и чистому пред Его лицом поведению, сильным в причастии Христу, Его Церкви, культуры и духовности, к истинно добрым делам, на познание и исполнение всегда и во всем открывающейся нам воли Божией, на служение Христу и Богу, Церкви и миру, своей душе, семье, Отечеству и миру между народами, ко благам сего и будущего века блаженной и вечной жизни.

Све́тло во страда́нии твое́м возсия́ла еси́, страстоте́рпице, от крове́й твои́х преиспещре́на, и, я́ко кра́сная голуби́ца, к Небеси́ возлете́ла еси́, Татиа́но: те́мже моли́ при́сно за чту́щия тя.
Кондак мученицы Татианы

Светло во страдании твоем воссияла, страстотерпице, от кровей твоих украшена, и, яко прекрасная голубица, к Небесам взлетела, Татиано: той же силой моли всегда Господа за чтущих тебя.
Толковый перевод кондака мученицы Татианы

Смотрим в глубину смысла, неизменно, в святых молитвах, и по всем ссылкам в тексте!
 

Житие святой мученицы Татианы

«Святая мученица Татиана родилась в знатной римской семье – ее отец трижды избирался консулом. Он был тайным христианином и воспитал дочь преданной Богу и Церкви. Достигнув совершеннолетия, Татиана не стала выходить замуж и все свои силы отдала Церкви. Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов и служила Богу, в посте и молитве ухаживая за больными и помогая нуждающимся. Праведность свою Татиане предстояло увенчать венцом мученичества.

Когда Римом начал править шестнадцатилетний Александр Север (222–235), вся власть сосредоточилась в руках злейшего врага и гонителя христиан Ульпиана. Кровь христианская полилась рекой. Схвачена была и диакониса Татиана. Когда ее привели в храм Аполлона, чтобы заставить принести жертву идолу, святая помолилась – и внезапно произошло землетрясение, идола разнесло на куски, а часть храма обрушилась и придавила жрецов и многих язычников. Бес, обитавший в идоле, с воплем бежал от того места, при этом все видели пронесшуюся по воздуху тень.

Тогда стали бить святую деву, выкололи ей глаза, но она терпела все мужественно, молясь за своих мучителей, чтобы Господь открыл им духовные очи. И Господь внял молитве Своей рабы. Палачам открылось, что четыре Ангела окружили святую и отводили от нее удары, и им слышан был Глас с небес, обращенный к святой мученице. Все они, восемь человек, уверовали во Христа и пали к ногам святой Татианы, прося отпустить им их грех против нее. За исповедание себя христианами они были подвергнуты пыткам и казнены, приняв Крещение кровью.

На другой день святую Татиану вновь предали мучениям: ее обнажили, били, стали резать бритвами ее тело, и тогда из ран вместо крови истекло молоко и в воздухе разлилось благоухание. Мучители изнемогли и заявили, что кто-то невидимый бьет их самих железными палками, девять из них тут же умерли. Святую бросили в темницу, где она молилась всю ночь и с Ангелами воспевала хвалы Господу. Настало новое утро, и святую Татиану вновь привели на суд.

Пораженные мучители увидели, что после стольких страшных мучений она явилась совершенно здоровой и еще более сияющей и прекрасной, чем прежде. Ее стали уговаривать принести жертву богине Диане. Святая сделала вид, что согласна, и ее привели к капищу. Святая Татиана перекрестилась и стала молиться, – и вдруг раздался оглушительный удар грома, и молния испепелила идола, жертвы и жрецов.

Мученицу снова жестоко истязали, а на ночь опять бросили в темницу, и снова к ней явились Ангелы Божии и исцелили ее раны. На следующий день святую Татиану привели в цирк и выпустили на нее голодного льва; зверь не коснулся святой и стал кротко лизать ее ноги. Льва хотели загнать обратно в клетку, и тут он растерзал одного из мучителей.

Татиану бросили в огонь, но и огонь не повредил мученице. Язычники, думая, что она чародейка, остригли ей волосы, чтобы лишить ее волшебной силы, и заперли в храме Зевса. Но силы Божией нельзя отнять. На третий день пришли жрецы в окружении толпы, готовясь принести жертвы. Отворив храм, они увидели поверженного в прах идола и святую мученицу Татиану, радостно призывающую Имя Господа Иисуса Христа. Все пытки были истощены, ей вынесли смертный приговор, и мужественная страдалица была усечена мечом. Вместе с ней, как христианин, был казнен и отец святой Татианы, открывший ей истины веры Христовой».

Источник Жития святой Татьяны — официальный сайт Русской Православной Церкви:
http://www.patriarchia.ru/db/text/909638.html.

Публикация: 2015.01.25.
Редакция: 2021.01.25, 26. 2023.01.25.

С пожеланием мира Божия, главный редактор журнала «Праведность и мир»
Калашников Юрий Викторович



Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru.

Опубликовано: 2015.01.25, http://sancti.ru/privatedits/think/jr/vvv.html#x150125.
Редакция: 2021.01.25,26. 2023.01.25. 2024.01.25

Калашников Ю.В. Татьянин день – День российского студенчества. [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/pr/tatiandey.htm, (дата обновления: 2024.01.25).



Журнал «Праведность и мир». © Калашников Ю.В. 2015 - 2025. Правила сайта