Крест Животворящий ПРАВЕДНОСТЬ И МИР

журнал православного богословия, культуры и права

Журнал / Школа / спасение / Культура / Любовь делом и истиной: упражнения в благочестии

Любовь делом и истиной

практические упражнения в благочестии

Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде,
затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия?
Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною
1 Иоанна 3:17,18

Введение в практику благочестия

Упражнения в благочестии

Воздаяние века сего и будущего



Введение в практику благочестия

Дарует Господь Бог каждому человеку жизнь, и вместе с ней правила, как достойно, по замыслу Отца Небесного ею пользоваться. Как первого Адама, «создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2:7), так дарует и каждому из нас дыхание и жизнь. Как Адама «взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15), так поручает каждому из нас, во-первых, удел своей души, а также и всё остальное, что по силам человеку, что будет ему во благо и во славу его Отцу Небесному. Как то же повелевает Христос всем людям, во-первых, Своим ученикам, народу Божию: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16).

«Буду, как мой папа», так думают и говорят своим товарищам дети, желая быть такими же сильными и справедливыми, заботливыми и в меру строгими… И упражняются. Да и все мы желаем быть достойными отцами для своих детей, если, конечно, есть здравость в разуме. Хотелось бы чтобы и наши отцы, в том числе и заменяющие родителей в Отечестве руководители в разных сферах и всех уровней были таковыми настоящими, не как в иные времена суть чучела ряженые, по предупреждению Христа: «Горе вам... что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф.23:27), а по истине и красоте формы и содержания. И чтобы такие желания не перешли в разряд фантазий, то начинаем с себя в своих уделах, как поставленных в них Богом руководителей. Начинаем с упражнений, и, желательно, под руководством хороших тренеров, мастеров своего дела. Каковым является, например, первый из всех учителей — Христос Учитель, а также и Его апостолы Церкви, и все Христовы истинно от Бога учителя.

«Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1Тим.4:7,8), - повелевает Христов апостол Павел своему духовному сыну, рукоположенному им священнослужителю. Не запрещает и не говорит о ничтожности упражнений для тела, а указывает на нечто большее, что должно быть приоритетом в упражнениях — на благочестие. Противоположностью чего являются бабьи басни. Есть просто басни, содержащие множество хороших поучений, но в которых отсутствует упоминание о Боге, и которые сами по себе не являются частью спасительного вероучения Православной Церкви. Но есть басни, именуемые апостолом «бабьи», весьма скверные и богопротивные, развращающие разум и всю жизнь наставления в разрушительных и погибельных грехах и беззакониях, происходящие из области оккультной, криминальной субкультуры. Как противоположность достойного мужам, о которых говорит псалмопевец: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс.1:1,2).

Мужи, пребывающие не в человеческих помрачённого разума сочинениях и своеволиях, а в слове и воле Бога знают истинные ценности, могут ставить благие цели и достигать их наиболее эффективными путями, совершая всё это силой благодати обитающего в них, наполняющего их силой и руководящего ими Бога. Господь удостоверяет, что каждый такой человек будет, «как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Пс.1:3). К такому совершенству и плодам праведной жизни вышней благодатью ведёт система упражнений духа, души и тела, приоритетом в которой являются упражнения в благочестии, суть воздаянии чести благому Богу.

Как о таком воздаянии Богу говорит Феофан Затворник: «"Благочестием" называет Апостол жизнь в духе веры христианской. Хотя жизнь сия обнимает не одно достодолжное отношение к Богу, что собственно есть благочестие, но и всякие подвиги и весь круг доброделания; но так как и эти две стороны ее, или части, блюдутся христианами ради Бога и Ему посвящаются, так что «живот их всецело сокровен есть со Христом в Боге» (Кол. 3:3), то Апостол и назвал всю жизнь по вере благочестием. «"Упражняй себя в благочестии", – то есть в вере чистой и жизни праведной упражняйся, к наилучшему поведению настраивай себя; потому что в этом состоит благочестие» (святой Златоуст). "Оно есть с правою верою соединенное ревностное тщание о жизни богоугодной" (Экумений)»i.

Итак, упражняемся во всей полноте теории и практики, зная приоритет — укрепление в благочестии, и цель — жизнь вечную во Христе и Святом Православии, во славу Божию.

Опубликовано: 2022.10.23.

(Статья далее в разработке)

Упражнения в благочестии

Служение Богу

«Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу» (Нав.24:15).

Служение себе, как храму Святого Духа

Служение себе, как храму Святого Духа, в заботе о духе, душе и теле человека Божия

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1Кор.3:16,17). «Как днем, будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим.13:13,14).

Служение родителям и семье

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20:12). «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8).

Служение в супружестве

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф.5:22-29).

«Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор.7:3-5).

Служение Церкви Православной

«Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: "Чем обкрадываем мы Тебя?" Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?
Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф» (Мал.3:8-12).

Служение своему Отечеству

Служение своему Отечеству в покорности местному и государственному управлению

«Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1Пет.2:13-17).

Служение нуждающимся ближним

Служение нуждающимся ближним во имя Христа, как Самому Христу Спасителю

«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.25:34-36).

Воздаяние века сего и будущего

«Телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. Слово сие верно и всякого принятия достойно» (1Тим.4:8,9).

(Продолжение следует)





Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru

Опубликовано: 2022.10.23.
Редакция:

Калашников Ю.В. Любовь делом и истиной: упражнения в благочестии (Развивающаяся статья). [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: https://sancti.ru/pr/opver.html, (дата обновления: 2022.10.23).

© Калашников Ю.В. 2022. Правила сайта



iФеофан Затворник. Толкование на 1 Тимофею. / Азбука.ру: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-timofeju/3_5_1, (обращение 2022.10.22.).