ПРАВЕДНОСТЬ И МИР 
журнал православного богословия, культуры и права

главная / назидание / путь спасения / От нацизма к служению Церкви и Отечеству

 

От нацизма к служению Церкви и Отечеству

Почитай отца твоего и мать твою,
чтобы продлились дни твои на земле,
которую Господь, Бог твой, дает тебе
Исход 20:12

Почитать отца и мать, а значит, относиться с уважением к своим братьям и сестрам, таким же детям своих родителей, предписывает всякому человеку и народу Господь в пятой заповеди вечного Десятисловия (Исх.20:1-17). В исполнении этой заповеди Божьей вышней благодатью рождается любовь к своей семье, народу и Отечеству, к его земле, которая приносит человеку уже не скорби от проклятия за грех Адама (Быт.3:17-23), а блага от её освящения во Христе Спасителе обитающим на ней святым народом Божьим. Однако вырастают еще на этой земле и посеянные лукавым плевелы зла, отступления от Бога и Его Церкви, Его любви, закона и милосердия. Это существующие в обществе отдельные сообщества, которые в заботе о своих интересах противопоставляют себя остальному окружающему их обществу. Таковыми являются преступные организации уголовного, националистического, нацистского или расистского типа.

Рождение в человеческом обществе первой такой преступной организации произошло во время грехопадения в Эдемском саду, когда «увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт.3:6). Такая греховная семья называется и преступной, потому что «всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1Ин.3:4). Беззаконие, во-первых, против Бога и Его Царства Божия, а также и против народа и государства, если в обществе существует государственная форма его организации. Среди первых потомков Адама и Евы после их жертвоприношений Богу возник первый конфликт интересов, когда «призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Быт.4:4,5). Каин попытался решить проблему в свою пользу вопреки наставлению Бога путем тягчайшего греха братоубийства, за что был Богом сурово наказан.

Во время строительства Вавилонской башни, чтобы прекратить погибельное возвеличивание своего имени человеком, «смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт.11:9). Так возникли различные языки общения и соответствующие народы, среди которых поныне непрерывно рождаются и гибнут преступные организации, в том числе особого рода, выражающие интересы нации или расы, нацистские или расистские. Следуя путем Каина, такие группы пытаются возвеличиваться одна над другой не только здравым путем собственного развития и совершенствования дарованных Богом талантов. Но, исчерпав возможности улучшения своих достоинств, переходят к сдерживанию развития и совершенствования противников, вплоть до полного их истребления. Так поступая на всех уровнях отношений от личных, до международных.

Такое поведение определяется с одной стороны заложенным Богом желанием служить своему коллективу, семье, а с другой стороны вложенным сатаной (богопротивником) методом реализации преимущественно собственных личных или круга лиц, корпоративных, национальных интересов, в ущерб таковых иных лиц, сообществ, народов, наций. Что в последовательном увеличении усилий в использования такого метода неизменно рождает коллективное злодейство, организованную преступность, нацизм. Причиной при этом является все тот же грех оставления Бога, как источника жизни, её силы и плодотворности, блаженства и вечности. Лишаясь значительного компонента силы Бога, обитающего в смиренном Ему человеке и народе, такой человек и народ пытается восполнить свое безбожное ничтожество путем укрепления ресурсами, принадлежащими ближнему. Агрессивные (разрушительные для противника) войны на этом пути являются естественным продолжением политики такого человека и общества.

Первым противником агрессоров всегда является Бог, Который хранит Его творение в определяемом Им порядке, при этом противостоя ничтожному в сравнении с Ним дьяволу, его падшим духам и ими водимым лицам, сообществам и народам. В первом псалме Господь указывает на истинного мужчину, его крепость и плодотворность в соблюдении закона Божия, указывает также и на ничтожность противящихся Богу беззаконных, развратных и нечестивых. А во втором псалме дополнительно предупреждает всех мятежников против Бога, и отдельных людей и все организации: «Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им» (Пс.2:4). Призывая так к разуму, мотивируя обретением благ, повелевает покориться Его Сыну Христу Спасителю и Царю: «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него» (Пс.2:12). И на горе Преображения, указывая на Христа, говорит гласом Отца Небесного апостолам и всем: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5).

В общении с книжниками, священниками и начальниками, задававшими Христу многие сложные, в том числе коварные вопросы, Христос делает вывод: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф.22:29). Откуда следует, что человеку для разумного, ясного понимания окружающего мира и достойной, мудрой в нем организации своей жизни необходимо знать Святое Писание и силу Божию, чтобы таким путем упорядочиваться и укрепляться в своих помыслах, словах и проступках. Полнота такого знания даруется человеку в причастии Христу Спасителю Богу и Его Церкви Православной, Телу Христа и Дому Божию. На пути понимания и исполнения воли Божией, силой даруемой Богом благодати. «В сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден» (1Тим.4:15), - наставляет епископа и духовного сына Тимофея апостол Павел.

В чем пребывать, и каков же конкретный должен быть успех человека и народа Божия? Краткий ответ виден в молитве, творимой перед началом учения.

Мл҃тва при нача́тӏ̈и ѹ҆че́нӏ̈ѧ ѻ҆трокѡ́въ:

Молитва перед началом учения отроков

Пребл҃гӏ́й гдⷭ҇и, низпослѝ на́мъ бл҃года́ть дх҃а твоегѡ̀ ст҃а́гѡ, да́рствꙋющагѡ и҆ ѹ҆крѣплѧ́ющагѡ дꙋшє́вныѧ на́шѧ си̑лы, дабы̀ внима́юще преподава́емомꙋ на́мъ ѹ҆че́нӏ̈ю, возраслѝ мы̀ тебѣ̀ на́шемꙋ созда́телю, во сла́вꙋ, роди́телємъ же на́шымъ на ѹ҆тѣше́нӏ̈е, цр҃кви и҆ ѻ҆те́чествꙋ на по́льзꙋ.

Преблагой Господи. Ниспошли нам благодать Духа Твоего Святого, дарующего и укрепляющего душевные наши силы, дабы внимая преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.

Пребывать необходимо в Боге, в Слове Божьем, явно упорядочивающем помыслы, слова и поступки человека, и в таинственно животворящем его Святом Духе. Который и дарует душевные, то есть жизненные силы для достижения в причастии Христу и Его Церкви спасения от смерти в жизнь вечную. И на этом пути подает труженикам ряд добрых плодов: утешение родителям, пользу Церкви и Отечеству, славу Богу.

Своим ученикам, всей Церкви Христос говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин.14:15-17). Утешителем в данном случае является Бог Святая Троица, Святым Духом приходящий к смиренно исполняющему Его заповеди человеку. А даруемое Им утешение по сущности используемого в Евангелии слова – это защита, ходатайство, умиротворение. Подаваемая во Святой Троице Богом Отцом защита от зла и смерти, совершаемое Христом Спасителем перед Отцом ходатайство о прощении грехов и обретаемое смиренными спокойствие жизни, наполненной во Святом Духе Животворящем благами Божьими века нынешнего и будущего.

В этом заключается интерес Бога, существующий во Святой Троице вечно, проявляющийся в мире сотворением человека, открывающийся человеку во Христе Спасителе, заключающийся в спасении человека в жизнь вечную, как величайшей драгоценности в глазах Божиих. По слову Христа: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). А для человека, спасенного во Христе Божией благодатью от смерти в жизнь самым драгоценным и величайшим интересом является Христос Спаситель Бог. Как об этом говорит апостол Павел, указывая на то, что было для него драгоценным, причастность к особому народу Божию, его крепости и благам, но стало ничтожным по сравнению с Тем, Который все это дарует: «Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Фил.3:7,8). Но при этом не уничижая и не отвергая свой народ, а истинно наполняя его благодатью во Христе Спасителе.

Это действие Бога Его благодатью приходит в жизнь человека, семьи и общества многими путями. В том числе приносит утешение в жизнь родителей, отцов Церкви и Отечества через наставленных ими в праведности их детей, послушников, подчиненных. О чем звучит прошение в молитве перед началом учения. При этом трудами смиренных Богу таких детей блага приходят в их семьи и коллективы, не нанося никакого ущерба Церкви и Отечеству. И более того, такой труд в сохранении его особых приоритетов совершается на пользу Церкви и Отечеству. Так же и в отношении окружающих народов и наций, находящихся внутри или вне Отечества. Труд благочестивого народа Божия совершается не в ущерб, а на пользу, приготовленную им Богом и в полноте обретаемую ими в причастии Христу Спасителю и Его Церкви Православной, приносимую посредством трудов Его народа.

Проблема окружающего праведников мира состоит в том, что он не видит действие в нем Святого Духа (Ин.14:17). А значит, отвергает Христа и Церковь, не угождает Богу или не понимает, как это делать правильно, в самоволии и бесполезной суете истощается и в конечном итоге через многие буйства, ничтожность и скорби идет в вечную смерть. Однако на этом пути находящийся вне ограды Церкви мир имеет действием предваряющей спасение благодати понимание насущных интересов. В том числе народовластия, прав и свобод человека, но понимание частичное, в отдельных случаях значительно, до противоположного искаженное. О представителях этого Богу противящегося мира апостол говорит: «Сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя» (Иуд.1:10). Национальные интересы таковых ими же извращаются, а затем после неизбежного от суеты истощения, позорного уничиженного состояния, в желании реванша перерастают в нацизм. Исторических примеров достаточно, в этом плане можно рассмотреть возникновение и последствия немецкого нацизма и Второй мировой войны.

Полнота же благ века нынешнего и будущего, называемых национальными интересами, приготовленных человеку и обществу Богом, обретается в причастии Христу Спасителю и Его Православной Церкви. Как предупреждает Христос: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Но обретаются эти плоды не в нацистских притязаниях на пользование чужим, а в служении ближнему силой Христа Бога, по Его слову: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). Как то было в упоминавшейся выше Второй мировой войне, в результаты которой решающий вклад внес исполненный Божией благодатью народ тысячелетней православной культуры, хотя и официально атеистического недавно возникшего тогда Советского Союза [i].

Как часть этой культуры, наполняемой силой Бога истинного и человеколюбивого, ныне в России в ст. 671 Конституции России указывается, что «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство, - и для осуществления такой преемственности, - государство создает условия, способствующие все стороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим» [ii]. А Законом РФ «О свободе совести...» уточняется «особая роль православия (деятельности Православной Церкви и её результатов, прим. авт.) в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» [iii].

Несомненно, заложенные в Конституции и указанном Федеральном Законе принципы и нормы должны быть отражены в производных нормативных актах, указывающих стратегические направления и конкретные мероприятия их реализации. Но важно, что они, как часть вероучения и жизни Православной Церкви, уже являются частью мировоззрения и убеждений большинства граждан России. Являются частью идеологии правовой системы общества, духовно-нравственной ее основой. Так же и основой воспитания учащихся всех уровней системы образования, в соответствии со статьей 87 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [iv] контролируемой Православной Церковью в процессе разработки и реализации образовательными организациями образовательных программ или их компонентов православного богословия и православной культуры.

Этими православными духовно-нравственными принципами и нормами руководствуется Россия в проведении Специальной военной операции на Украине, начавшейся 24 февраля 2022 г. [v], в соответствии с Постановлением Совета Федераций Федерального Собрания от 22 февраля 2022 г. [vi], направленной на освобождение Украины от воинствующего нацизма и агрессивного милитаризма. Политики преступного, действующего вопреки воле большинства граждан Украины режима её власти, часто потакающего разбойным захватам храмов Православной Церкви, угрожающего России оружием массового поражения на основе ядерных технологий. В попытках так реализовать свои интересы, весьма далекие от истинного человеколюбия и правового порядка.

Так в военной операции Россия направляет свои усилия на реализацию национальных интересов, то есть на обретение пользы Церковью и Отечеством, во утверждение порядка и справедливости, на поддержание мира между народами. Так же и во утверждение истинного во Христе, покоящегося на незыблемых духовно-нравственных православных основаниях народовластия, даруемых Богом прав и свобод человека с неотъемлемыми обязанностями и ответственностью. Как то вытекает из вероучения и жизни Православной Церкви и реализуется по молитвам Церкви и действием Божией благодати совместно жителями России и Украины в указанной операции, является в данном случае единственным ничем не заменимым средством обретения полноты приготовленных Господом благ, называемых интересами. Включая воссоединение единого народа Украины и России в одно государство на основании и в продолжение тысячелетнего развития совместной истории и православной культуры.

Итак, групповые интересы существуют вечно во Святой Троице, в мир входят вместе с сотворением Богом первого человека и семьи. С грехопадением человека эти интересы извращаются грехом, отклонятся от истины и искомых благ, становятся для человека источником зла и смерти. После Вавилонского столпотворения возникают народы, нации и их национальные интересы, реализация которых в своеволии противящегося Богу человека и общества порождает в последовательном развитии в конечном итоге человеконенавистнический нацизм, и вследствие этого – вечное посрамление и смерть. Необходимым и достаточным решением данной проблемы является причастие человека и общества Христу Спасителю и Его Церкви Православной, освобождающее от греха и смерти ко благам века нынешнего и будущего жизни вечной. К успеху в добрых делах спасительного и блаженного служении на пользу ближнему, Церкви и Отечеству силой благодати обитающего в человеке Духа Святого Утешителя Бога. Для процветания во Христе каждого народа и поддержания мира между народами, во спасение верных Христу в жизнь вечную, во славу Божию.

 

 

Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru

Опубликовано: 2022.03.02.

Калашников Ю.В. От нацизма к служению Церкви и Отечеству. [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/pr/holy-ghost-comforter.htm, (дата обновления: 2022.03.02).

© Калашников Ю.В. 2022. Правила сайта

 



[i] Калашников Ю.В. Православная культура: предмет, функции, динамика, методология. [Электронный ресурс] / Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. – 153 с. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/cult/lcultmn.pdf,

(дата публикации: 2021.05.17). С. 18.

[ii] Конституция Российской Федерации. ст. 67/1, URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/45704, (дата обращения: 2022.03.02).

[iii] ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/171640/paragraph/5, (дата обращения: 2022.03.02).

[iv] ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". / «Гарант». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1159, (дата обращения: 2022.03.01).

[v] Обращение Президента Российской Федерации Москва, Кремль  24 февраля 2022 года.  / Администрация Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/67843, (дата обращения: 2022.03.01).

[vi] Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 22 февраля 2022 г. N 35-СФ "Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации" / «Гарант».  URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1528985/, (дата обращения: 2022.03.01).