Праведность и мир

Журнал / Школа / Святые ходатаи и наставники / Чествование иконы Божьей Матери Владимирской

 



БОЖИЕЙ МАТЕРИ ПЕРЕД ИКОНОЙ ЕЁ ВЛАДИМИРСКОЙ

И҆зъ слꙋ́жбы срѣ́тенӏ̈ю чꙋдотво́рныѧ ӏ҆кѡ́ны прест҃ы́ѧ, бцⷣы, ꙗ҆́же нарица́етсѧ влади́мӏ̈рскаѧ.

Тропа́рь

Дне́сь свѣ́тлѡ красꙋ́етсѧ сла́внѣйшӏ̈й гра́дъ москва̀, ꙗ҆́кѡ зарю̀ со́лнечнꙋю воспрӏ̈е́мши, влⷣчце, чꙋдотво́рнꙋю твою̀ ӏ҆кѡ́нꙋ, къ не́йже ны́нѣ мы̀ притека́юще, и҆ молѧ́щесѧ тебѣ̀, взыва́емъ си́це: ѽ пречꙋ́днаѧ влⷣчце бцⷣе, моли́сѧ и҆зъ тебє̀ воплоще́нномꙋ хрⷭ҇тꙋ̀ бг҃ꙋ на́шемꙋ, да и҆зба́витъ гра́дъ се́й, и҆ всѧ̑ гра́ды и҆ страны̑ хрⷭ҇тӏ̈а̑нскӏ̈ѧ невреди́мы ѿ всѣ́хъ навѣ̑тъ вра́жӏ̈ихъ, и҆ спасе́тъ дꙋ́шы на́шѧ ꙗ҆́кѡ милосе́рдъ.

Из службы чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, которая называется Владимирская  

Тропарь

Днесь светло красуется славнейший град Москва, как Зарю солнечную, восприняв, Владычице, чудотворную Твою икону. К ней же мы притекая и молясь Тебе, взываем: О Пречудная Владычице Богородице, молись из Тебя Воплощенному Христу Богу, да избавит град сей и все грады и страны христианские невредимыми от всех наветов вражьих и спасет души наши, яко милосерд.

Конда́къ.

Взбра́нной воево́дѣ побѣди́тєльнаѧ, ꙗ҆́кѡ и҆зба́вльшесѧ ѿ ѕлы́хъ прише́ствӏ̈емъ твоегѡ̀ честна́гѡ ѻ҆́браза, влⷣчце бцⷣе, свѣ́тлѡ сотворѧ́емъ пра́зднество срѣ́тенӏ̈ѧ твоегѡ̀, и҆ ѻ҆бы́чнѡ зове́мъ тѝ: ра́дꙋйсѧ, невѣ́сто неневѣ́стнаѧ.

Кондак

Сильная Воевода Побеждающая, как избавившиеся от злых пришествием Твоего честного образа, Владычице Богородице, светло творим празднество Сретения Твоего, обычно зовем: радуйся Невеста, не бывшая Невестой.

Подо́бенъ: Ꙗ҆́кѡ до́блѧ:

҆́кѡ свѣтоно́снаѧ пала́та, и҆ ѻ҆́дръ всезлаты́й бцⷣе влⷣчце: ты́ бо сло́во бж҃ӏ̈е во твои́хъ ложесна́хъ вмѣсти́ла є҆сѝ, и҆ ро́ждши на́мъ сл҃нце незаходи́мое, свѣ́тъ невече́рнӏ̈й: на̑ша пре́жде неразꙋ́мӏ̈емъ ѡ҆мрачє́ннаѧ сердца̀ благоразꙋ́мӏ̈емъ ѡ҆свѣти́ла є҆сѝ, и҆ льстѝ тмꙋ̀ разори́ла є҆сѝ.

Твои́мъ ржⷭ҇тво́мъ а҆́дова крѣ́пость разори́сѧ, и҆ всѐ человѣ́чество спасе́но бы́сть. ны́нѣ же твои́ми моли́твами врагѡ́въ на́шихъ шата́нӏ̈е низложѝ, и҆ крѣ́пость и҆́хъ сокрꙋшѝ, и҆ лю́демъ твои̑мъ побѣ̑ды на врагѝ да́рꙋй, да посра́мѧтсѧ всѝ ꙗ҆влѧ́ющӏ̈и рабѡ́мъ твои̑мъ ѕла̑ѧ.

Подобен. Яко доблестно

Как светоносная Палата и Одр всезлатой, Богородице Владычице, Ты ибо Слово Божие во Твоих ложеснах вместила и родила нам Солнце Незаходимое, Свет Невечерний. Наши, прежде неразумным помраченные, сердца благоразумием осветила и лести тьму разорила.

Твоим Рождеством ада крепость разорила и все человечество спасено было. Ныне же Твоими молитвами превозношение врагов наших низложи и крепость их сокруши. И людям Твоим победы над врагами даруй. Да посрамятся все делающие рабам Твоим зло.

Бцⷣе влⷣчце, держа́внаѧ помо́щнице, ѹ҆крѣпѝ сла́вѧщꙋю тѧ̀ странꙋ̀ на врагѝ: да ꙗ҆́коже дре́вле спасла̀ є҆сѝ ца́рскӏ̈й гра́дъ ѿ нахожде́нӏ̈ѧ пога́ныхъ, та́кѡ и҆ ны́нѣ спасѝ странꙋ̀ рѡссӏ́йскꙋю ѿ нахожде́нӏ̈ѧ вра́жӏ̈ѧ, ѿ междоꙋсо́бныѧ ра́ти, ѿ гла́да же и҆ трꙋ́са, дв҃о неискꙋсобра́чнаѧ. сегѡ̀ ра́ди тѧ̀ сла́витъ страна̀ рѡссӏ́йскаѧ человѣ́кѡмъ помо́щницꙋ.

Ны́нѣ страна̀ рѡссӏ́йскаѧ ѡ҆ тебѣ̀ хва́литсѧ и҆ весели́тсѧ, и҆мѣ́ющи тѧ̀ застꙋ́пницꙋ непосты́днꙋю и҆ стѣ́нꙋ нерꙋши́мꙋ, гра́дꙋ на́шемꙋ непоколеби́мое ѡ҆снова́нӏ̈е, стра́жа неꙋсы́пна землѝ рѡссӏ́йскӏ̈ѧ. не преста́й ны́нѣ твои́ми, гпⷭ҇жѐ, моли́твами и҆збавлѧ́ти тво́й гра́дъ и҆ лю́ди ѿ всѣ́хъ бѣ́дъ. Тебѣ̀ припа́даютъ, гпⷭ҇жѐ, ст҃и́телей сосло́вӏ̈е, и҆ собо́ри, совокꙋпле́нӏ̈е всѣ́хъ, мона́си и҆ простӏ́и, и҆ ве́сь наро́дъ ѹ҆ми́льнѡ молѧ́щесѧ, тебѣ̀ ны́нѣ кла́нѧющесѧ, и҆ любе́знѡ цѣлꙋ́юще тво́й ѻ҆́бразъ, и҆ молѧ́щесѧ глаго́лютъ: чтꙋ́щӏ̈й тѧ̀ гра́дъ всегда̀ спаса́й ѿ всѣ́хъ бѣ́дъ.

Богородице Владычице, державная Помощнице, укрепи славящую Тебя Страну на врагов. Да и, как в древности спасала царский град от нашествия язычников, так и ныне спаси страну Российскую от нашествия вражеского, от междоусобной брани, от голода же и землетрясения, Дево, не вкусившая брака. Поэтому славит Тебя страна Российская, человекам Помощницу.

Ныне страна Российская о Тебе хвалится и веселится, имея Тебя Заступницу Непостыжающую и Стену Нерушимую, Граду нашему непоколебимое основание, Стража Неусыпного земле Российской. Не переставай ныне Твоими, Госпоже, молитвами избавлять Твой град и людей Твоих от всех бед. Тебе припадает, Госпоже, святителей сословие и соборы, собрание всех, монахи и простые, и весь народ, умиленно молясь, Тебе ныне кланяясь и любезно целуя Твой образ, молясь глаголет: Чтущий Тебя град всегда спасай от всех бед.

И҆́ны стӏ̈хи̑ры. Подо́бенъ: Ѽ пресла́внагѡ чꙋдесѐ!

Ѽ пресла́внагѡ чꙋдесѐ! и҆́же невмѣсти́мый нб҃сы̀, и҆ а҆́гг҃лы сла́вимый, и҆ ѿ серафӏ́мѡвъ пое́мый, на зе́млю соше́дъ въ твою̀ ѹ҆тро́бꙋ вмѣсти́сѧ, и҆ ключа̀ дѣ́вства неразрꙋшѝ: на́ше є҆стество̀ дре́вле ѿ дӏ̈а́вола мꙋ́чимо и҆з꙽ѧ́тъ, и҆ ве́сь ро́дъ человѣ́ческӏ̈й свободѝ, тебе́ же, гпⷭ҇жѐ, застꙋ́пницꙋ на́мъ дарова̀. тѣ́мъ не преста́й сохранѧ́ти и҆ спаса́ти дꙋ́шы на́шѧ, ꙗ҆́кѡ милосе́рда.
Ѽ пресла́внагѡ чꙋдесѐ! сѐ застꙋпле́нӏ̈е прӏ̈и́де, сꙋпротивле́нӏ̈е низложи́сѧ. гра́дъ на́шъ спасѝ, врагѝ на́шѧ проженѝ, и҆ на́съ рабѡ́въ твои́хъ твое́ю ми́лостӏ̈ю возвеселѝ. ѽ бж҃ӏ̈ѧ сло́ва селе́нӏ̈е, ро́дъ человѣ́ческӏ̈й чтꙋ́щӏ̈й тѧ̀ всегда̀ спаса́й ѿ всѣ́хъ бѣ́дъ. Пода́ждь ѹ҆тѣше́нӏ̈е твои̑мъ рабѡ́мъ, чⷭ҇таѧ, напа́стьми ѡ҆держи̑мымъ, и҆ ро́гъ вѣ́рныхъ вознесѝ, бг҃ороди́тельнице марӏ́е, спасѝ моли́твами твои́ми гра́дъ тво́й неразрꙋши́мь, и҆ ва̑рварскаѧ шата̑нӏ̈ѧ низложѝ, и҆ на́съ рабѡ́въ твои́хъ, безневѣ́стнаѧ, хва́лѧщихъ тѧ̀ спасѝ.

Иные cтихиры. Подобен. О преславное чудо!

О преславное чудо! Как невместимый небесами и ангелами прославляемый, и серафимами воспеваемый, на землю сошел, в Твою утробу вместился и заключенного девства не разрушил. Наше естество, издревле мучимое, от диавола изъял и весь род человеческий освободил, Тебя же Госпожу Заступницу нам даровал. Потому же не переставай сохранять и спасать души наши, яко Милосердна.

О преславное чудо! Вот защита пришла, сопротивление низложено. Град наш спаси, врагов прогони и нас рабов Твоих милостью возвесели. О Слова Божия Храм, род человеческий, чтущий Тебя, всегда спасай от бед. Подай утешение Твоим рабам, Чистая, напастями одержимым. И рог верных вознеси, Бога Родительнице Марие, спаси молитвами Твоими град не разрушенным и варварские превозношения низложи, и нас рабов Твоих, Безневестная, хвалящих Тебя, спаси.

Сла́ва, и҆ ны́нѣ:

Прӏ̈иди́те, рѡссӏ́йстӏ̈и собо́ри, прӏ̈иди́те вѣ́рныхъ совокꙋплє́нӏ̈ѧ, въ срѣ́тенӏ̈е цр҃и́цы бг҃оѻтрокови́цы: се́ бо грѧде́тъ цр҃и́ца свои́мъ ѻ҆́бразомъ честны́мъ спастѝ гра́дъ и҆ лю́ди ѿ сопоста́тныхъ пога̑нъ невоева́ны.

ѽ чꙋ́до ве́лӏ̈е и҆ пресла́вное, и҆ пребо́льши ѹ҆ма̀! ка́кѡ прише́ствӏ̈емъ честна́гѡ є҆ѧ̀ ѻ҆́браза сопроти́внӏ̈и побѣжда́ютсѧ, и҆ ѻ҆те́чество на́ше ѹ҆твержда́етсѧ, но́щь ѹ҆праздни́сѧ, и҆ де́нь прибли́жисѧ. є҆гѡ́же ра́ди тебѐ винꙋ̀ спасе́нӏ̈ѧ на́шегѡ є҆стество̀ на́ше прӏ̈е́млетъ, и҆ всѧ̀ тва́рь воспѣва́етъ тѝ зовꙋ́щи: ра́дꙋйсѧ, предста́тельнице и҆ помо́щнице, и҆ спасе́нӏ̈е дꙋ́шъ на́шихъ.

Слава и ныне…

Придите российские соборы, придите верных собрания на встречу Царицы Богоотроковицы. Ибо вот грядет Царица Своим образом честным спасти град и людей от враждующих язычников не усмиренных.

О чудо великое и преславное, превыше ума! Как пришествием честного Её образа противники побеждаются, и Отечество наше утверждается, ночь упразднилась и день приблизился. Его же ради Тебя, причину нашего Спасения, естество наше принимает, и вся тварь воспевает Тебя, взывая: Радуйся, Защитнице и Помощнице, и спасение душ наших.

 

26 августа / 8 сентября

Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу (†1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода — древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.

Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси — через Киев, Владимир и Москву.

Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26 августа по ст. стилю). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа / 8 сентября, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. В эту же седмицу в воскресенье отмечается День города Москва.

В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану (память 16 сентября), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа. по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно.

В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова — первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.). В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена – 21 мая / 3 июня 1971 г. Исторические дни 21 мая, 23 июня и 26 августа, связанные с этой святой иконой, стали памятными днями Русской Православной Церкви.

(Настольная книга священнослужителя. Т.3. Месяцеслов. Март – август. Издание Московской Патриархии. 1979 г. С. 759,760)
 

21 мая / 3 июня

Празднество Владимирской иконе Божией Матери (21 мая / 3 июня) установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели.

В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери — главную святыню Москвы, — в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена.

Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.

(Настольная книга священнослужителя. Т.3. Месяцеслов. Март – август. Издание Московской Патриархии. 1979 г. С. 345)

 

23 июня / 6 июля

Празднество Божией Матери в честь Ее святой иконы Владимирской (23 июня / 6 июля) совершается в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата. В 1480 году при великом князе Иоанне III Васильевиче (1462—-1505) хан Золотой Орды Ахмат с громадными полчищами подошел уже к реке Угре, которую называют «поясом Богоматери», охраняющим Московские владения. Целый день войска хана и Московского князя стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям — «стояние на Угре». Вся Москва молилась своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий (1473—1489) и духовник князя, архиепископ Ростовский Вассиан, молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска. Митрополит писал князю соборное послание, в котором призывал его мужественно стоять против врага, уповая на помощь Матери Божией.

Пресвятая Богородица заступилась за Землю русскую. Князь приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать, сначала медленно, а ночью побежали, гонимые страхом. В благодарность за освобождение России от татар и был установлен праздник в честь Божией Матери (23 июня / 6 июля).

(Настольная книга священнослужителя. Т.3. Месяцеслов. Март – август. Издание Московской Патриархии. 1979 г. С. 471)

 

В этой статье читателям представлены молитвословия из службы чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Владимирской, с толковым переводом на русский язык, в памятование о Предстательнице земли русской и даруемых нам Пречистой Девой Марией Богородицей победах в молитвенном ходатайстве за нас Христу и Богу.

Почитание Заступницы нашей Пречистой Матери Божией неизменно ведет нас ко благам, назначенным каждому и всем созидателям и защитникам веры и единого святого Отечества. Руси Божией, пребывающей в границах, очерченных перстом Господним океанами, морями, горами и пустынями. Единого народа единой крови наших отцов из многих народностей, в единой культуре и вере Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Православной. В послушании отцам в семье и обществе, его местном и государственном управлении, его обретенным свыше законам и руководителям, действием вышней благодати познающим и утверждающим во всех и в каждом из нас веру, правду и закон, ведущим к реализации единых национальных интересов, а в этой реализации национальных интересов хранящим народ от совращения в погибельный нацизм, направляющим ко благам века сего и будущего, являющих во всем любовь Божию – совокупность совершенства в причастии Христу Спасителю и Богу, Его Церкви, порядку и миру, суду и милосердию, Его состраданию и сорадованию в отношениях с Богом и ближним.

И если бы кто искренне почтил мать любого из нас, не стал ли бы он первым другом? Так же и в почтении к Марии Деве Богородице. Почитающих Матерь Божию с любовью почитает и хранит Сын Божий и Бог. Потому просим, как честнейшую Херувим и славнейшую Серафим, Матерь Божию, а так же и всех святых ходатайствовать за нас пред Христом и Богом, и затем действием вышней в нас благодати наследуем их примеры угождения Христу и Богу, их хождению пред лицом Всевышнего, по Его Слову Божию и в Его Духе Святом, по Его правде и закону, Его вышним судом и милостью. Следуем также за Пречистой и Её Владимирским образом путем, из Иерусалима, через Царьград, вместе с Киевом, историческим регионом нашей единой Святой Руси, в ныне первопрестольный град нашей неделимой Родины – Москву. Куда и избираем в разумном и крепком народовластии своих представителей, в органы высшей государственной власти, во Христе и Святом Православии «мужей мудрых, разумных и испытанных» (Втор.1:13).

У Господа же спрашиваем, насколько достойны, чтобы Бог Отец Вседержитель, Творец и Промыслитель мира, Спаситель человека, созидал и хранил из наших Ему преданных душ Святое Отечество – Русь Божью. Насколько смирены Отцу Небесному, чтобы благодатно исполняться вышним совершенством, святостью и крепостью во Христе и Его Церкви Православной, Теле и Доме Господнем, спасительно двигаться от разрухи, страданий и смерти к истинным исцелениям, нескончаемому блаженству и жизни. И действием Божьей благодати спасаемся, на пути освящения во Христе Спасителе в смиренном покаянии приближаемся к Богу и совершенствуемся Им в святых молитвах и трудах, в движении ко благам века сего и будущего жизни вечной, во славу Божью.
 

С пожеланием мира и процветания, плодотворности и силы во славу Божью,
редактор журнала Калашников Юрий Викторович


 

Email: vcslk@ya.ru, sl@sancti.ru

Опубликовано: 2018.05.25
Редакция: 2018.09.08. 2023.09.09. 2024.07.06

Страница: http://sancti.ru/plus/tt/tt.htm  

ПРАВИЛА САЙТА

ШКОЛА ПРАВА ИМЕНИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА / ПРАВЕДНОСТЬ И МИР
© КАЛАШНИКОВ Ю.В. 2018 - 2024