ПРАВЕДНОСТЬ И МИР
журнал православного богословия, культуры и права

Журнал / Школа / Путь спасения / Культура / Церковнославянский язык / Введение

 

Ꙗ҆́кѡ а҆пⷭ҇лѡмъ є҆динонра́внӏ̈и и҆ слове́нскихъ стра́нъ ѹ҆чи́телӏ̈е,
кѷрӏ́лле и҆ меѳо́дӏ̈е бг҃омꙋ́дрӏ̈и, влⷣкꙋ всѣ́хъ моли́те,
всѧ̑ ꙗ҆зы́ки словє́нскӏ̈ѧ ѹ҆тверди́ти въ правосла́вӏ̈и и҆ є҆диномы́слӏ̈и,
ѹ҆мири́ти мӏ́ръ, и҆ сп҃стѝ дꙋ́шы на́шѧ.
Тропа́рь ст҃ы́хъ ѻ҆тє́цъ на́шихъ равноапⷭ҇льныхъ меѳо́дӏ̈а и҆ кѷрӏ́лла,
ѹ҆чи́телей слове́нскихъ

введение в проект
разработки электронного компонента церковнославянского языка

«И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исх.31:18). Современные методы компьютерного набора текстов на церковнославянском языке, во-первых, перстами народа Божия, смиренного своему Отцу Небесному, живущего по правде и воле Божией, познающего и вещающего истину, являются продолжением спасительного дела Господня. «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Евангелие от Матфея 28:19,20). Этим повелением и обещание Христа Спасителя движется разработка шрифтов и раскладок клавиатуры для компьютерного набора и обработки текста на церковнославянском языке, в развитии труда святых равноапостольных Кирилла и Мефодия просветителей словенских, на пути восприятия, умножения и сохранения культурного наследия Святой Православной Руси, полученного нами от Бога Отца и предков, прародителей и родителей, почтения и любви к Богу и Церкви. В соответствии со Ст. 68.4 Конституции России, где отмечается, что «культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством»1. В понимании, что церковнославянский язык является, как отмечается в Ст. 3 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре», особой частью культуры, культурных ценностей России и всемирного наследия. А работа по данной теме проводится в реализации Федерального Закона «О государственном языке Российской Федерации», обеспечивающего защиту и развитие языковой культуры. В том числе и в сфере духовно-нравственных ценностей нашей более чем тысячелетней культуры со времён создания славянской письменности, обретения так всеми находящимися со славянами в тесном общении народами Святого Писания Православной Церкви, их приобщения к многотысячелетнему святоотеческому духовному и всему из него происходящему наследию.

Фото 1. Фрагмент Евангелия. Москва, Синодальная типография, XIX в., мини формат. Из наследства моего деда Пантелея Семёновича Булавина всем наследникам спасения во Христе и Святом Православии.

Михаил Васильевич Ломоносов в «Предисловии о пользе книг Церковных в российском языке» так пишет о важности нашего церковнославянского языка и дарованного нам Богом на этом языке Святого Писания и Предания Православной Церкви: «Рассудив таковую пользу от книг церковных славянских в российском языке, всем любителям отечественного слова беспристрастно объявляю и дружелюбно советую, уверяясь собственным своим искусством, дабы с прилежанием читали все церковные книги, от чего к общей и к собственной пользе воспоследует:
1) По важности освящённого места Церкви Божией и для древности чувствуем в себе к славянскому языку некоторое особливое почитание, чем сочинитель великолепные мысли сугубо возвысит.
2) Будет всяк уметь отличать высокие слова от подлых и употреблять их в приличных местах по достоинству предлагаемой материи, наблюдая равность слога.
3) Таким старательным и осторожным употреблением сродного нам коренного славянского языка вместе с российским отвратятся дикие и странные слова нелепости, входящие к нам из чужих языков... Оные неприличности ныне небрежением чтения книг церковных вкрадываются к нам нечувствительно, искажают собственную красоту нашего языка, подвергают его всегдашней перемене и к упадку преклоняют. Сие все показанным способом пресечется, и российский язык в полной силе, красоте и богатстве переменам и упадку не подвержен утвердится, коль долго Церковь Российская славословием Божиим на славянском языке украшаться будет.
Сие краткое напоминание довольно к движению ревности в тех, которые к прославлению отечества природным языком усердствуют…»2.

Ѹ҆подо́билсѧ є҆сѝ кꙋпцꙋ̀, и҆́щꙋщемꙋ до́брагѡ би́сера, славнодержа́вный влади́мӏ̈ре,
на высотѣ̀ стола̀ сѣдѧ̀ ма́тере градѡ́въ, бг҃оспаса́емагѡ кӏ́ева:
и҆спытꙋ́ѧ же и҆ посыла́ѧ къ ца́рскомꙋ гра́дꙋ ѹ҆вѣ́дѣти правосла́внꙋю вѣ́рꙋ,
ѡ҆брѣ́лъ є҆сѝ безцѣ́нный би́серъ хрⷭ҇та̀, и҆збра́вшаго тѧ̀ ꙗ҆́кѡ втора́го па́ѵла,
и҆ ѿтрѧ́сшаго слѣпотꙋ̀ во свѧтѣ́й кꙋпѣ́ли дꙋше́внꙋю вкꙋ́пѣ и҆ тѣле́снꙋю:
тѣ́мже пра́зднꙋемъ твоѐ ѹ҆спе́нӏ̈е лю́дӏ̈е твоѝ сꙋ́ще.
молѝ спасти́сѧ держа́вы твоеѧ̀ рѡссӏ́йскӏ̈ѧ нача́льникѡмъ и҆ мно́жествꙋ владо́мыхъ.
Тропа́рь ст҃а́гѡ равноапⷭ҇ла, вели́кагѡ кнѧ́зѧ влади́мӏ̈ра.

Говоря о пользе русской православной культуры для собственного Отечества, для каждого человека и народа за его границами, неизменно действуем по апостольскому от Бога вразумлению: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1Фесс.5:21). Как и поступил однажды святой равноапостольный князь Владимир, исследовав все религии и совместно с боярами, ответственными, образованными и находящимися у власти представителями народа, выбрал Православие. Как то было во времена князей Аскольда и Дира, святой равноапостольной княгини Ольги. Как было в жизни упомянутого учёного Михаила Ломоносова, окончившего ряд российских и зарубежных высших учебных заведений, и предупреждавшего о вреде беспорядочного внедрения в российскую культуру иностранного, даже доброго, но неуместного, а значит разрушительного и погибельного. «По благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира» (Лук.1:78,79), - говорит о причине и цели прихода в мир дарующего всем свет и разум Христа Спасителя, к благодати Которого Русь начала особенно приобщаться со времён благословения её с Киевских гор апостолом Христовым Андреем Первозванным. «Видите ли горы эти? Так на этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей. И взойдя на горы эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев», - повествуется в «Повести временных лет» о том, как однажды святым словом из святых уст зажжено было Христом сияние благодати Божией для еще одного удела Христова. В этом сиянии нетварного Света Русь видит благость культуры не только своего православного Отечества, но и всего всемирного культурного наследия, являющегося ей в обогащение и украшение, во славу Божию. В этом Свете мудрости и любви Божией к взаимному обогащению в приобщении ко всемирной культуре, происходящей суть от Единого Бога в её совершенной части, призван каждый народ. Чтобы совершать это посредством своего смиренного во Христе, движимого силой вышней благодати труда, во-первых, народа Божия. При этом всякую ценность исследуя на истинность через её соответствие вероучению и жизни Православной Церкви, истине её Святого Писания и Предания, как об этом учит и в чем подаёт добрый пример Церковь Православная.

Дне́сь свѣ́тлѡ красꙋ́етсѧ сла́внѣйшӏ̈й гра́дъ москва̀,
ꙗ҆́кѡ зарю̀ со́лнечнꙋю воспрӏ̈е́мши, влⷣчце, чꙋдотво́рнꙋю твою̀ ӏ҆кѡ́нꙋ,
къ не́йже ны́нѣ мы̀ притека́юще, и҆ молѧ́щесѧ тебѣ̀, взыва́емъ си́це:
ѽ пречꙋ́днаѧ влⷣчце бцⷣе, моли́сѧ и҆зъ тебє̀ воплоще́нномꙋ хрⷭ҇тꙋ̀ бг҃ꙋ на́шемꙋ,
да и҆зба́витъ гра́дъ се́й, и҆ всѧ̑ гра́ды и҆ страны̑ хрⷭ҇тӏ̈а̑нскӏ̈ѧ невреди́мы
ѿ всѣ́хъ навѣ̑тъ вра́жӏ̈ихъ, и҆ спасе́тъ дꙋ́шы на́шѧ ꙗ҆́кѡ милосе́рдъ.
Тропа́рь срѣ́тенӏ̈ю чꙋдотво́рныѧ ӏ҆кѡ́ны прест҃ы́ѧ бцⷣы, влади́мӏ̈рскаѧ.

«Казалось бы, совершенно гуманитарная тема — слово, лингвистика, святые Кирилл и Мефодий, жившие в далеком IX веке; но все это соотносится с сегодняшним днем. Оттуда наша духовная и интеллектуальная сила, а мы сегодня стали сильными, мы сегодня обеспечиваем независимое, суверенное развитие нашего государства... Конечно, в формировании нашего суверенитета — огромный труд и ученых, и военных, и государственных деятелей; но все началось со славянского слова, которое положило основу для независимого от прочих культур развития славянской культуры», - отмечает Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в обращении к молодежи в День чествования святых Кирилла и Мефодия3. При том укрепляемся мы не для преступного разграбления окружающих народов, не для возвеличивания своего имени, как то было на позор при Вавилонском столпотворении, а во славу Божью, для служения ближнему в вышнем порядке до краёв земли. Являясь частью православной культуры, способные понимать и исполнять заповедь Христову, «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). Как указывается в Уставе получившей жизнь от Бога трудами православного и всего боголюбивого и миролюбивого народа Организации Объединённых Наций4 и её подразделения ЮНЕСКО на «необходимость предоставления всем людям полных и равных возможностей для получения образования, беспрепятственных исканий объективной истины и свободного обмена мыслями и знаниями… в целях взаимного понимания и приобретения более точного и ясного представления о жизни друг друга»5. По апостольскому наставлению: «Скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак.2:18).

Именно так, в сохранении истоков письменной речи славян, а значит и истоков славянской православной культуры, процветания и крепости, во славу Божию и во укрепление авторитета России единой Святой Руси, на пользу Церкви и Отечеству, каждому человеку и народу, ведётся и данная скромная разработка инструментов компьютерной обработки текстов церковнославянского языка. В честь святого целителя Пантелеимона и в светлую память Пантелея Семёновича Булавина, деда и первого учителя церковнославянского языка Юрия Викторовича Калашникова, разработчика данного продукта, назван произведённый шрифт. В честь святой Анны, матери Пренепорочной Марии Девы Богородицы, и в добрую память моей матери Анны Пантелеевны с отцом Виктором Федоровичем Калашниковым, обеспечившими нашими семейными ресурсами, названа схема раскладки церковнославянского языка. Трудами пребывающих в достоинстве детей Божиих, движимых действием вышней благодати по пути спасения, всех святых небесных и земных, всех спасающихся и всех стремящихся к благочестивой жизни тружеников и воинства Господня, верно совершающих труд, каждый на своём от Бога обретённом месте.

«Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:1-4). В исполнение этой от Бога заповеди, в молитвах и стремящейся к миру жизни данный проект реализуется для познания Истины и спасения смиренных Богу душ в вечную блаженную жизнь, к обретению её благ века сего и будущего, во славу Божию.

Слава Богу за всё, спасибо труженикам и воинству за поддержку,
и всем Божией помощи в трудах.
Редактор журнала «Праведность и мир», Калашников Юрий Викторович



_____________________________________________________



Е-почта для замечаний и предложений sl@sancti.ru, vcsl-k@ya.ru.

Опубликовано: 2023.03.21.
Редакция: 2013.03.24

Калашников Ю.В. Церковнославянский язык. Введение в проект [Электронный ресурс] // Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/patr/soft/font/inslavonic.htm (дата обновления: 2023.03.24.).

Праведность и мир © Калашников Ю.В. 2016 - 2023. Правила сайта



1Конституция Российской Федерации. / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/41644, (дата обращения 17.03.2023)

2Покойнаго статскаго советника и профессора Михайлы Ломоносова Собрание разных сочинений в стихах и в прозе. - [Москва] : В Типографии Императорскаго Московскаго университета, 1778. Кн. 1. С. 39-41. / РГБ. https://viewer.rsl.ru/ru/rsl02000026644?page=39, (дата обращения 17.03.2023)

3Святейший Патриарх Кирилл посетил концерт на Красной площади, посвященный Дню славянской письменности и культуры. / Официальный сайт Московского Патриархата. http://www.patriarchia.ru/db/text/5929117.html, (дата обращения: 2023.03.17).

4Калашников Ю.В. Православная культура: предмет, функции, динамика, методология. [Электронный ресурс] / Школа права. Элек- тронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078- 8932. – 153 с. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/cult/lcultmn.pdf, (дата публикации: 2021.05.17). С. 68.

5Устав ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000261751_rus.page=6, (дата обращения: 2023.03.17).