Крест Животворящий ПРАВЕДНОСТЬ И МИР

журнал православного богословия, культуры и права

Журнал / Школа / спасение / Культура / Наука / Православная методология в определениях педагогики

Православная методология в определениях педагогики

Реферат по дисциплине «Педагогика»


Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

Иоанна 1:8,9



Оглавление

Введение

Глава 1. Определение термина «образование»

Глава 2. Определение термина «педагог»

Глава 3. Определение термина «воспитание»

Заключение

Список использованной литературы

Список использованных нормативно-правовых актов

Введение

На пути восстановления Россией исторически сложившегося в последнее тысячелетие суверенитета, крепости, безопасности и авторитета одного из ведущих государств на международной арене, в весьма напряженной современной ситуации внутренних и международных отношений, первоочередной задачей является духовно-нравственное укрепление народа России, соответственное построение идеологии развития и базирующейся на ней внутренней и внешней политики. Что реализуется в нашей стране на основании вероучения и жизни Православной Церкви, при поддержке государства в соответствии с одной из принятых поправок в Конституцию России 2020 г., где в Ст. 67.1 указывается на веру в Бога и обязанность государства содействовать дальнейшему преемственному духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим1. С уточнением в преамбуле Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», где говорится о признании особой роли православия (деятельности Православной Церкви и ее результатов, - прим. автора) в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры2.

Именно эта православная духовность и культура не только соответствует, но представляет собой источник и базис для укрепления и использования основных международных норм, принятых и поддерживаемых ООН3, закрепленных в ее уставе4. Поэтому естественным является то, что православие, как основание культуры России и всего мирового сообщества, должно быть основанием науки и образования, во-первых, Российской Федерации. «Как сформируются дети, так они сформируют общественную жизнь, жизнь народа и государства в будущем. Если мы хотим, чтобы традиции Святой Руси передавались из поколения в поколение, чтобы Отечество наше всегда было суверенным, независимым, способным само определять путь своего исторического развития, храня веру и традиции, мы должны об этом молиться Господу»5, — сказал Предстоятель Русской Церкви на молебне перед началом учебного года, что обязывает нас и молиться Богу, и учиться быть настоящим народом Божьим.

При этом существует проблема достаточного использования в образовательном процессе методологии, основанной на вере в Бога, соответствующей вероучению и жизни Православной Церкви, православной культуре и конституционно-правовым основаниям правовой системы России.

Объектом данной исследовательской работы является применение православной богословско-философской методологии в науке и образовании в Российской Федерации. А предметом — применение православной богословско-философской методологии в формулировании ряда основных определений педагогики: образования, воспитания и педагогической деятельности.

Целью работы является составление с использованием православной богословско-философской методологии основных определений педагогики: образования, воспитания и педагогической деятельности.

На пути достижения этой цели ставится две основные задачи, составление с использованием православной богословско-философской методологии определений: образование, педагог и воспитание.

    1. Определение термина «образование»

Жизнь человека, ее содержание и результаты, внешний и внутренний комфорт, зависит от того, насколько человек сумел познать окружающий его мир, научился в нем ориентироваться, понимает его ценности, в том числе нормы поведения, необходимые для построения порядка и мира в душе и обществе, способен ставить приоритетные цели, определять пути их достижения и обретать искомые блага. Всему этому необходимо учиться в процессе всей своей жизни, в освоении культуры воспринимая от предыдущих поколений знания и опыт, совершенствуя и умножая их, и передавая следующим поколениям. Для этого в обществе существует институт образования, который помогает человеку и всему обществу достигать наилучших результатов наиболее эффективными путями, укрепляясь при этом мудростью в построении своей жизни, в ней деятельности и поведения, на пользу себе, своей семье, своим коллективам и всему обществу.

Слово «образование» происходит от слова «образ», в соответствии с которым, как образцом, необходимо совершенствоваться в процессе восприятия человеком необходимых ему для жизни знаний, умений и навыков. Потому что по образу и подобию Божию сотворен был Богом первый человек Адам (Быт.1:27)6, а в отступлении от Бога в греховное поведение потерял дарованное Богом от Его образа. Однако Бог не оставил отпавшего от Него человека, а во Христе Спасителе открыл ему Свой совершенный образ и даровал возможность возвратиться к должному первозданному состоянию. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18), - говорит о Христе Спасителе Евангелист Иоанн, указывая не на плотской, а на духовный образ, потому что Бог по сущности является духовной личностью. Откуда следует, что совершенствоваться необходимо не по плотскому, а по духовному эталону, который открывает человеку Сам Бог в спасительной полноте посредством Православной Церкви, её священнослужителей, учителей и всех верных. Христос Спаситель ставит в Церкви учителей (Еф.4:11), но и предупреждает, чтобы никто не назывался учителем, потому что существует только один совершенный Учитель, носитель неповрежденной истины — Христос (Ин.14:6). И действует Он посредством Им призванных на служение учителей, как смиренных инструментов, находящихся в руке Божией (Рим.6:13).

Соответственно тому, что в Православной церкви обитает полнота истины и возможности донести её человеку, а также соответственно Ч. 3 Ст. 87 Закона «Об образовании в Российской Федерации» основные образовательные программы в части учебных предметов, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной православной культуры, должны проходить экспертизу в Православной Церкви на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям Церкви в соответствии с ее внутренними установлениями7. А в соответствии с Ч. 5 Ст. 87 этого Закона учебные предметы в области православной теологии должны преподаваться педагогическими работниками из числа рекомендованных Православной Церковью.

В П. 17 Ст. 2 Закона образовательной называется деятельность по реализации образовательных программ. Это в обществе, а у Бога для каждого человека такая программа сокрыта в Его Промысле и открывается в процессе спасения8 и освящения9 этого человека действием вышней благодати во Христе, как поясняет апостол: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9). А это самое лучшее от Отца Небесного. Как от сотворения мира и в нем первого человека, когда сказал Бог: «Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию» (Быт.1:26,27). И когда посмотрел на Свое творение, то оценил его весьма хорошим (Быт.1: 31).

Чтобы и человеку видеть себя и все окружающее творение, как видит его Бог, ему нужен особый свет. Наподобие ультрафиолета, используемого для проверки денежных купюр на подлинность по светящемуся люминесцентному компоненту красок. Таким светом для человека является Сам Бог, поселяющийся внутри человека Святым Духом и просвещающий Своим присутствием его разум. Как поясняет апостол Павел, что только душевный, не имеющий Духа человек «не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1Кор.2:14). Мудрость человека, отвергающего Бога, необходимость личного познания Бога в мере его откровения человеку10, хотя и практически или научно познавшего что-либо из Его творения, не является светом, есть «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин.1:9). Это Христос Спаситель, в молитве говорящий Богу Отцу: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3). Он наполняет жизнью и светом каждого смиренного Ему во Святом Православии человека и так дарует творить в полноте добрые и спасительные дела, видя которые народ прославляет Отца нашего Небесного (Мф.5:16).

«Образование наших князей было религиозное, оно-то и делало их людьми великих доблестей, светлого ума, высокого патриотизма; вырабатывало из них "страдальцев за русскую землю", покровителей просвещения, устроителей школ... Русь является во всем особенною. Особенным способом приняла она христианство, особенным способом развила в себе просвещение и устроила школы. Во всем свобода духа, единств, согласие князей и народа. Это единство истекало из Церкви, ею освящалось, на ней утверждалось, в ней черпало силу»11. Так о Церкви, как источнике просвещения и культуры, единства, процветания и крепости Руси, говорит представитель русской педагогики Сергей Иринеевич Миропольский (1842-1907). Что указывает нам на Православную Церковь и отечественную педагогику, как на неизменные основания образования и воспитания учащихся и в современной школе.

Созвучно пониманию образования Церковью, в Законе «Об образовании в Российской Федерации» дается его более общее определение: «Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов»12.

Используя вероучение Православной Церкви, можно наполнить это определение несколько большим духовным содержанием. Образование — совершаемый Богом лично, а также посредством Православной Церкви, всего общества и творения процесс духовного возрождения, просвещения и освящения в движении человека к зрелости в познании Бога и открываемой Им истины, в причастии учителей и учащихся Христу Спасителю и Его Церкви Православной, имеющий конечной целью восстановление в человеке образа и подобия Божия для вечной жизни, в обретении всех приготовленных особо каждому человеку благ века нынешнего и будущего, во славу Божью.

    2. Определение термина «педагог»

Применяя в качестве высшего уровня методологии в науке образования вероучение Православной Церкви, рассмотрим библейское основание понимания термина педагог. Андрей Первозванный, первый призванный Христом на проповедь Евангелия, после того, как побывал у Христа в Его доме, нашел своего брата Петра «и привел (ἄγω греч. — аго) его к Иисусу» (Ин.1:41,42). Так апостол Андрей стал в буквальном смысле педагогом для апостола Петра, потому что привел его, как вожатый ребенка, к Спасителю. «Закон был для нас детоводителем (παιδαγωγός греч. — педагогос) ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал.3:24). Это говорит уже апостол Павел, указывая на закон, как на педагога, детоводителя человека к вере Божией и к Богу. Следовательно, только знающие порядок и закон Божий являются настоящими детоводителями учащихся к познанию истины и обретению благ, в отличие от не знающих Бога, относительно которых Христос говорит: «Оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14).

Указывая еще на одно отличие полноценных детоводителей к познанию Истины, апостол Павел отмечает, что у нас тысячи попечителей (παιδαγωγός — педагогов), ведущих к познанию окружающего мира, но мало отцов, и говорит: «Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор.4:15). Чем являет истинное призвание педагога, не просто научить чему-либо полезному, при том туманно рассказать о существовании какого-то Христа, и даже сделать это не только в точных богословских определениях, но сделать это, так излагая и поясняя материал, собственным примером показывая практическую часть и вдохновляя на труд обитающим в душе Святым Духом, чтобы в результате привести учеников в послушание и единство Христу и Церкви. Помогая им в исполнении заповедей Христовых обрести своим внутренним человеком Святого Духа, Который-то и возрождает смиренных Христу и Богу в жизнь вечную (Ин.1:13; 14:15-18), исключительно, как причастников жизни и таинств Христа Спасителя и Его Церкви Православной13. Как и предупреждает Всемогущий: «Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего» (Быт.17:14). В Церкви Нового Завета обрезание христиан совершается во Христе Спасителе нерукотворно (Кол.2:11), посредством таинства Крещения и последующего воспитания детей в православной вере. Взрослые дети, их родители и замещающие родителей в обществе лица14, например, педагоги, нарушившие этот непреложный Завет Бога, со времен Авраама истребляются из народа Божия15, а исполнившие — идут со Христом в вечную жизнь, во славу Божию, ко благам века нынешнего и будущего Царства Божьего.

В тексте (1Кор.4:15) апостол Павел указывает на особый инструмент педагогики — Евангелие, Благую Весть о прощении Богом грехов человека, нисходящей со Креста Христова Животворящего благодатью избавляющего от смерти за грех и дарующего смиренным во Христе Спасителе жизнь вечную. Святитель Феофан Затворник (1815-1894) так поясняет суть и процесс духовного рождения человека: «Благовестием начинается вера, а потом, при действии благодати, и завершается им же; верующий крещается и получает новую жизнь о Христе; затем новый сей человек помазуется Духом чрез возложение рук (ныне Миропомазание). И вот совершенный христианин, то есть помазанный Духом и ставший духовно Христовым»16. При этом у учителей Церкви имеется особый статус, как действующих по благословению иерархов Церкви — замещающих в образовании родителей, способствующих возрождению Словом Божьим в жизнь вечную своих от Бога полученных учеников. «Какие суть ещё начальствующие, которых должно почитать после родителей, по подобию их? Те, которые вместо родителей пекутся о нашем воспитании, то есть начальствующие в училищах и наставники...»17, - так святитель Филарет указывает учащимся на должное почтению к учителям, а учителя — на родительскую ответственности за учеников.

После духовного возрождения дети Божьим, ученики Христа и Его учителей, ведутся Богом и Его Церковью в состояние зрелости, доколе не изобразится в них Христос (Гал.4:19). То есть духовный образ Христа, в полноте человека и в полноте Бога, который является конечной целью роста человека, возвращающегося в образ и подобие Божие. «Вот предел, до которого ревнителям о спасении других должно доводить руководимых ими и доведши до которого они могут с уверенностию сказать, что те поставлены ими на ноги!»18, - говорит Феофан Затворник. А Симеон Новый Богослов, задавая вопрос о том, в какой части тела вообразится Христос, в лице или теле, отвечает: «В сердце нашем воображается Он и не телесно, а бестелесно и как подобает Богу»19.

Не противореча пониманию Церкви, в П. 21 Ст. 2 Закона об образовании дается обобщенное определение педагогического работника. «Педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности»20. Во свете вероучения Православной Церкви это определение относительно православного педагога можно расширить так. Православный педагог — лицо, являющееся верным причастником Христа и Его Церкви Православной, осуществляющим деятельность по призванию Христа Спасителя и благословению священства Православной Церкви, выполняющим обязанности по обучению и воспитанию или организации образования, являясь носителем Святого Духа, неизменно ведущим учащихся к познанию Бога, познанию и исполнении Его воли и всего угодному Ему, что дарует учащимся блага вечной жизни века сего и будущего, во славу Божью.

    3. Определение термина «воспитание»

В соответствии с вероучением Православной церкви и Законом об образовании в обязанности педагога входит воспитание и обучение учащихся. В П. 2 Ст. 2 Закона дается определение воспитания, это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства...». А в П.3 Ст. 2 Закона — определение обучения, которым является «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни».

Из сравнения этих определений можно сделать вывод, что основным отличием воспитания от обучения является его результат — совершенствование личности человека, всего человека в его причастии к культуре общества, его порядку и миру. Результатом же обучения является обретение учащимся знаний, умений, навыков, совершенствование отдельных способностей для выполнения определенных видов профессиональной и иной деятельности, в их совокупности, необходимой для повседневной жизни, как части воспитания.

Сущностью же воспитания, которая открывается из происхождения самого термина, является полноценное, возвышенное питание, насыщение человека всем необходимым для его сбалансированного роста. Ведущего к зрелости его духа, души и тела, как вытекает из Святого Писания, наставляющего отцов так: «Не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4). Слово воспитывайте ἐκτρέφετε с древнегреческого оригинала можно перевести «питайте из», то есть питайте из учения и наставления Господня. Что указывает на особый состав и качество питания, насыщение разума наставлением в вере, даруемой Хриcтом Богом, Который единственно может каждого человека насытить совершенно. Как Сам и предупреждает: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).

Это питание происходит свыше и в движении ввысь, к Богу, имеет соответственную в русском языке приставку «вос-». Ведет оно в вечную жизнь и происходит от смирения человека под власть Бога в причастии Христу и Его Церкви Православной. А любящим Его и исполняющим Его заповеди Господь обещает: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины... Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин.14:16,17). Так в любви ко Христу Спасителю ученики Христовы насыщаются Святым Духом, обретают власть быть детьми Божьими, ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога рождаясь (Ин.1:13). Этим рождением свыше становятся на путь духовной зрелости и жизни вечной, который начинается со страха Господня, продолжается смиренным исполнением закона и воли Бога, пониманием Его благости, как Отца Небесного. При этом в осознании истинных ценностей рождается и поддерживается в здравии нравственность, которая вышней благодатью движет человека в богоугодном поведении к совершенству в жизнь вечную. «Где страх – там соблюдение заповедей; где соблюдение заповедей – там очищение плоти – этого облака, омрачающего душу и препятствующего ей ясно видеть Божественный луч; но где очищение – там озарение; озарение же есть исполнение желания для стремящихся к предметам высочайшим или к Предмету Высочайшему, или к Тому, Что выше высокого»21, - учит Григорий Богослов относительно познания Бога и возвышенного питания всем Им даруемым человеку.

Направляя помыслы к горнему, Господь устами апостола Павла и напоминает, что никогда здравый человек «не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф.5:29), так же обходится с нежностью муж по отношению к жене, человек — с уважением к детям, родителям, ко всякому ближнему. Слово «питает» здесь в древнегреческом оригинале — ἐκτρέφετε, аналогично в латинской Вульгате — nutrit, здесь и в 1Тим.4:6 «питаемый словами веры и добрым учением». Особое значение плоть человека имеет в отношении обитающего во внутреннем его человеке Святого Духа. О чем напоминает апостол: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор.3:16), а затем предупреждает о каре Божией, постигающей разрушителей такого храма Божия. В том числе наказывающего разрушающих и свое тело собственным пренебрежением заботы о нем или злым во вред себе умыслом. Предостерегает Господь и от иной крайности, от впадения под власть плотских вожделений, наставляя: «Попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим.13:14), и повелевает облечься во Христа, то есть как в одежде укрыться в Боге, Его заботе о каждом смиренном Ему человеке. Относительно приоритетов культуры воспитания духа, души и тела, указывает на большую пользу упражнений не для тела, а для души, для благочестия помыслов, а затем слов и поступков, дарующих человеку блага во славу Божью (1Тим.4:8).

Если же человек или народ оставляет питающего и хранящего его Бога, то впадает в весьма плачевное состояние. Устами пророка Исаии Господь говорит, сокрушаясь о таковых: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго» (Ис.1:2-4). Оставление питающего человека и народ Бога, Его заповедей и ценностей, неизменно приводит к потере разума и всего даруемого Небесным Отцом, ставит такой народ в очах Божьих по мудрости ниже скотов. А чтобы возвратиться человеку к приготовленному ему Богом уровню, Господь призывает падших к добрым делам и к Себе на воспитательную беседу. Обещает смирившимся блага земли, а продолжающим упорства истребление (Ис.1:16-20). Покаявшихся в причастии Христу Спасителю и Церкви устами апостола наставляет: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол.3:1,2). И затем повелевает и далее освобождаться от влияния плоти под власть свыше питающего Христа Бога, Его закона и всех Им поставленных для руководства лиц. Более же всего призывает облечься в любовь, как совокупность совершенства, беспорочного и милосердного понимания и исполнения закона Божия, ведущего человека и народ к соответствующему порядку и миру. С призыванием на человека благодати Божьей в его воспитании: «Да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны» (Кол.3:15).

Святое Писание учит, «наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах» (Пс.126:3-5). За прошедшие тысячелетия ничего нового в отношениях в обществе не произошло. «Древнерусская школа, не ограничивалась только обучением, но имела живой воспитательный характер, основанный на евангельском учении. Грамотность и книжное образование были не целью, а средством в достижении высших задач религиозно-нравственного воспитания»22. Поэтому соответственно древним наставлениям и примерам в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию23. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации, созвучно открываемому Православной Церковью пониманию, «приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины»24.

Для Христа и Его Церкви целью воспитания человека является его вышней благодатью спасение в причастии Христу и Православной Церкви, Телу и Дому Божию, православной культуре, в сотворении всего доброго и угодного Богу, ко благам века нынешнего и будущего вечной жизни, во славу Божию.

Заключение

В процессе восстановления и укрепления исторически сложившегося суверенитета России, как единого на постсоветском пространстве Отечества, его авторитета на международной арене и мира между народами, особое внимание в обществе ныне уделяется повышению эффективности духовно-нравственного воспитания, основанного на идеологии, а также соответствующей внутренней и внешней государственной политике, использующей в значительной части православную философско-богословскую методологию её реализации, при необходимом и достаточном уважении иных существующих подходов. Соответственно и в образовательной сфере развивается использование такой методологии, основанной на вере в Бога, вероучении и жизни Православной Церкви и конституционно-правовых основаниях правовой системы России. В частности, в построении основных определений в педагогике: образования, воспитания, деятельности педагога.

Слово «образование» происходит от слова «образ» Божий, по которому был сотворен первый Адам, который открывается миру во Христе Спасителе для возвращения падшего во грех человека к должному первозданному состоянию. Является этот образ не плотским, а духовным, потому что Бог по сущности является духовной личностью. Христос Бог, как единственно совершенный Учитель, в процессе восстановления образа Божия действует в жизни каждого человека лично, а также посредством Церкви, всего творения и нем общества, особенно, посредством Им призванных на служение учителей, смиренных инструментов в Его руке Божией.

Чтобы и человеку видеть себя и все окружающее творение в полноте, как видит его Бог на пути спасения, ему нужен особый свет, которым является Сам Бог, поселяющийся внутри человека Святым Духом, просвещающий Своим присутствием его разум и всю жизнь. Мудрость человека, отвергающего Бога, хотя практически и научно познавшего что-либо из Его творения, не является светом, достаточным для познания полноты истины. Человеку всегда нужен Бог, наполняющий его жизнью и светом познания окружающего мира и так дарующий творить добрые дела. Полнота познания мира и сотворения добрых, спасения человека в жизнь вечную, во славу Божию, возможна только в причастии человека Христу и Его Церкви Православной.

Поэтому и основанная преимущественно на вероучении и жизни Православной Церкви отечественная педагогика является неизменным и органическим основанием образования и воспитания учащихся в современной школе России. Соответственно этому понимается и образование, как совершаемый Богом во Христе Спасителе лично и посредством Его Православной Церкви, всего общества и творения процесс духовного возрождения, просвещения и движения человека к зрелости в познании Бога и открываемой Им истины, имеющий конечной целью восстановление в человеке образа и подобия Божия, в обретении всех приготовленных на этом пути лично каждому человеку и всему обществу благ века нынешнего и будущего вечной жизни, во славу Божью.

Так же с применением православной богословской методологии формулируется определение термина «педагог». Андрей Первозванный, первый призванный Христом на проповедь Евангелия апостол, привел (ἄγω греч. — аго) своего брата Петра ко Христу Богу, так став для него в буквальном смысле педагогом, детоводителем. Как о педагоге, детоводителе человека к вере Божией и к Богу говорит Святое Писание о законе. Следовательно, только в достаточной мере знающие Христа Бога, Его порядок и закон педагоги могут быть настоящими детоводителями учащихся к полноте познания ими истины и обретения благ. Не знающих Бога поводырей Христос повелевает оставить, как слепых вождей слепых, чтобы с ними не упасть в яму.

При том что истинным призванием педагога является не простое научение чему-либо полезному, а такое изложение и пояснение материала, демонстрация собственным примером и вдохновение на труд, которое приводит учеников в послушание и единство Христу Богу, возрождает их в жизнь вечную, как причастников жизни Христа Спасителя и Его Церкви Православной. Соответственно можно сформулировать определение. Православный педагог — лицо, верный причастник Христа Спасителя и Церкви Православной, осуществляющий деятельность по призванию Христа и благословению священства Православной Церкви, выполняющий обязанности по обучению, воспитанию или организации образования, носитель Святого Духа, неуклонно ведущий учащихся к познанию Бога, познанию и исполнении Его воли и всего Ему угодного, что ведет учащихся к обретению благ вечной жизни века сего и будущего, во славу Божью.

Особенностью воспитания является то, что оно занимается совершенствованием всей личности человека в его причастии к культуре общества, его порядку и миру. Отчасти оно включает в себя и обучение, в процессе которого учащиеся обретают знания, умения, навыки, совершенствуют отдельные способности для выполнения определенных видов профессиональной и иной деятельности, в их совокупности, необходимой для повседневной жизни. Сущностью же воспитания является полноценное, возвышенное питание, насыщение человека всем необходимым для сбалансированного роста и зрелости его духа, души и тела.

Полнота этого питания происходит свыше, от Бога во Христе и Православной Церкви, и в движении ввысь, обратно к Богу в жизнь вечную века будущего. Рождением свыше, от Святого Духа, человек становится на путь духовной зрелости и жизни вечной, который начинается со страха Господня, продолжается смиренным исполнением закона и воли Бога, пониманием Его благости, как Отца Небесного. При этом в осознании истинных ценностей рождается и поддерживается в здравии нравственность, которая вышней благодатью и внутренними мотивами движет человека в богоугодном поведении к совершенству в жизнь вечную.

Направляя помыслы к мудрости и духовной жизни, Господь указывает и на важность попечения о плоти человека, являющейся, храмом Святого Духа. Напоминает о наказании Божием, постигающем его разрушителей, в том числе разрушающих свое тело злым действием или бездействием. Предостерегает от крайности впадения под власть похотей и повелевает как в одежде укрыться в Боге, Его заботе о каждом смиренном Ему человеке. Приоритет в культуре воспитания духа, души и тела отдается упражнениям для души, благочестия её помыслов, а затем слов и поступков, дарующих блага во славу Божью. Если же человек или народ искажает приоритеты и, более того, оставляет питающего и хранящего его Бога, то впадает в весьма плачевное состояние потери разума и затем всего даруемого Небесным Отцом.

Так падших Господь Благой Вестью (Евангелием) призывает возвратиться должному состоянию посредством обращения к добрым делам и покаянной воспитательной беседы во Христе Спасителе с Богом. Смирившимся Бог обещает блага века нынешнего и будущего, а упорствующим в злодействах — истребление в вечную смерть. Ставших на путь спасения призывает облечься в любовь, как совокупность совершенства, беспорочного и милосердного понимания и исполнения заповедей и полноты воли Божией, ведущей человека и народ к благому порядку и миру.

Особым чудным наследием от Господа являются дети, добрый от Бога дар родителям и всему обществу, потому воспитание детей в России, как во всяком благочестивом народе, является стратегическим общенациональным приоритетом. При этом основной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, действием благодати Божией понимающей истинные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и мира в международных отношениях. Спасающейся в причастии Христу Богу и Его Церкви Православной к полноте благ века нынешнего и будущего вечной жизни, во славу Божию.

Список использованной литературы

Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен перед началом учебного года. / Официальный сайт СОРОиК РПЦ. https://pravobraz.ru/svyatejshij-patriarx-kirill-sovershil-moleben-pered-nachalom-uchebnogo-goda/, (дата обращения: 2022.07.14).

Григорий Богослов (329-389). Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского : Т. 1-2. - Санкт-Петербург : П.П. Сойкин, [1912]. - 2 т.; 23. Т. 1. - 680 с. https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01004008516, (дата обращения: 2022.07.21).

Филарет (Дроздов) Митрополит Московский, святитель. Пространный катехизис Православной Церкви [Электронный ресурс] // Школа права. - 139 с. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/filaret.pdf, (дата обновления: 2020.05.15).

Филарет (Дроздов), святитель. Толкование на Книгу Бытия. - М.: Лепта-Пресс, 2004. - 831 с.

Макарий (Булгаков, митр. Московский и Коломенский; 1816-1882). Православно-догматическое богословие митрополита Московского и Коломенского Макария. T. 2. Изд 4. - С-Петербург : Тип. Р. Голик, 1883. - 673 с.

Сильвестр (Малеванский). Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов) архимандрита Сильвестра, доктора богословия, ректора Киевской духовной академии [Текст]. - Киев : тип. Корчак-Новицкого, 1892. Т. 1. - 317 с.

Сильвестр (Малеванский). Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов) архимандрита Сильвестра, доктора богословия, ректора Киевской духовной академии [Текст]. - Киев : тип. Корчак-Новицкого, 1897. Т. 4. - 583 с.

Миропольский С. И. Очерк истории церковно-приходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени. Вып. 1, Т. 1. - Санкт-Петербург: Синод. Тип., 1894. - 63 с.

Калашников Ю.В. Православная культура: предмет, функции, динамика, методология. [Электронный ресурс] / Школа права. ISSN 2078-8932. – 153 с. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/cult/lcultmn.pdf, (дата публикации: 2021.05.17).

Калашников Ю.В. Православная культура: предмет, методология, канонические и правовые основы преподавания [Электронный ресурс] / Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. – 173 с. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/cult/lcultur.pdf, (дата публикации: 2020.10.05).

Список использованных нормативно-правовых актов

Конституция Российской Федерации. ст. 67 / Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/45704, (дата обращения: 2022.06.23).

Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". / Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/104540/paragraph/37616, (дата обращения: 2022.06.23).

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (с изменениями и дополнениями). URL: http://ivo.garant.ru/#/document/135919/paragraph/31, (дата обращения: 2022.06.23).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/8, (дата обращения: 2022.06.23).

ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" / Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/171640/paragraph/5, (дата обращения: 2022.06.23).

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. / Администрация Президента России. http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046, (дата обращения 2022.07.21).

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. No 996-р. / Сайт Правительства России. http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf, (дата обращения 2022.07.18).

Устав ООН / Официальный сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text, (дата обращения: 2022.06.23).



Электронная почта: vcsl-k@ya.ru; sl@sancti.ru

Опубликовано: 2022.07.21.
Редакция:

Калашников Ю.В. Православная методология в определениях педагогики. Реферат по дисциплине «Педагогика». [Электронный ресурс] // Школа права. Электронные материалы журнала «Праведность и мир». ISSN 2078-8932. URL: http://sancti.ru/cn/prav-ped-termn.html, (дата публикации: 2022.07.21).

© Калашников Ю.В. 2022. Правила сайта



1  Конституция Российской Федерации. ст. 67 / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/45704, (дата обращения: 2022.05.23).

2  ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/171640/paragraph/5, (дата обращения: 2022.07.01).

3  Калашников Ю.В. Православная культура: предмет, функции, динамика, методология. [Электронный ресурс] / Школа права. ISSN 2078-8932. – 153 с. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/cult/lcultmn.pdf, (дата публикации: 2021.05.17).

4  Устав ООН / Официальный сайт ООН. https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text, (дата обращения: 2022.05.23).

5  Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен перед началом учебного года. / Официальный сайт СОРОиК РПЦ. https://pravobraz.ru/svyatejshij-patriarx-kirill-sovershil-moleben-pered-nachalom-uchebnogo-goda, (дата обращения: 2022.07.14).

6  Книга Бытия. Библия / Официальный сайт Московского Патриархата. http://www.patriarchia.ru/bible/gen/1#27, (дата обращения 2022.07.14).

7  ФЗ N 273 "Об образовании в Российской Федерации" / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1159, (дата обращения 22.07.15).

8  Макарий (Булгаков, митр. Московский и Коломенский; 1816-1882). Православно-огматическое богословие митрополита Московского и Коломенского Макария. T. 2. Изд 4. - С-Петербург : Тип. Р. Голик, 1883. - С. 116.

9  Там же. С. 182.

10 Сильвестр (Малеванский). Опыт православного догматического богословия архимандрита Сильвестра, доктора богословия, ректора Киевской духовной академии [Текст]. - Киев : тип. Корчак-Новицкого, 1892. Т. 1. - С. 246-273.

11 Миропольский С. И. Очерк истории церковно-приходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени. Вып. 1, Т. 1. - Санкт-Петербург: Синод. Тип., 1894. - С. 25.

12 ФЗ N 273 "Об образовании в Российской Федерации" / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/9, (дата обращения 22.07.15).

13 Сильвестр (Малеванский). Опыт православного догматического богословия архимандрита Сильвестра, доктора богословия, ректора Киевской духовной академии [Текст]. - Киев : тип. Корчак-Новицкого, 1897. Т. 4. - С. 246.

14 Филарет (Дроздов) Митрополит Московский, святитель. Пространный катехизис Православной Церкви [Электронный ресурс] // Школа права. - С. 123. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/filaret.pdf,(дата обновления: 2020.05.15).

15 Филарет (Дроздов), святитель. Толкование на Книгу Бытия. - М.: Лепта-Пресс, 2004. - С. 393.

16 Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном. / Оптина пустынь. http://bible.optina.ru/new:1kor:04:15#svt_feofan_zatvornik, (дата обращения 22.07.15).

17 Филарет (Дроздов) Митрополит Московский, святитель. Пространный катехизис Православной Церкви [Электронный ресурс] // Школа права. - 139 с. URL: http://sancti.ru/sl/hs/intr-pre/lessn/filaret.pdf, (дата обновления: 2020.05.15). Вопрос 566. С. 123.

18 Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном. Гал. 4:19. / Оптина Пустынь. http://bible.optina.ru/new:gal:04:19#svt_feofan_zatvornik, (дата обращения 22.07.15).

19 Симеон Новый Богослов, преподобный. Слова (Слово 57-е). Гал. 4:19 / Оптина Пустынь. http://bible.optina.ru/new:gal:04:19#prp_simeon_novyj_bogoslov, (дата обращения 22.07.15).

20 ФЗ N 273 "Об образовании в Российской Федерации" / Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/29, (дата обращения 22.07.15).

21 Григорий Богослов (329-389). Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского : Т. 1-2. - Санкт-Петербург : П.П. Сойкин, [1912]. - 2 т.; 23. Т. 1. - С. 536. (Слово 39. «На святые светы явлений Господних»). https://dlib.rsl.ru/01004008516, (дата обращения 22.07.20).

22 Миропольский С. И. Очерк истории церковно-приходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени. Вып. 1, Т. 1. - Санкт-Петербург: Синод. Тип., 1894. - С. 62.

23 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. / Администрация Президента России. http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046, (дата обращения 2022.07.21).

24 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. No 996-р. / Сайт Правительства России. http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf, (дата обращения 2022.07.18).